бесплатно рефераты
 

Метод комплексного археолого-искусствоведческого анализа могильников

Кроме этого, позволим себе не согласиться с последним предположением

Л.Н. Коряковой о том, что «В целом погребальная обрядность представляет

собой замкнутую знаковую систему». Погребальная обрядность не может быть

замкнутой системой, так как она не может отражать весь процесс захоронения

умершего, начинающийся и заканчивающийся вне кургана. По той же причине

невозможно произвести реконструкцию погребального обряда, опираясь только

на данные курганных могильников.

Рассмотрим план комплексного археолого-искусствоведческого анализа на

предмет выяснения его возможностей при исследовании мировоззрения

конкретной археологической культуры.

Могильник. Это первый пункт плана, и главной задачей при его

рассмотрении является описание могильника как археологического памятника.

Принадлежность могильника к культуре, ее локальному варианту – пункт

введен скорее для удобства организации материала. Хотя в случае спорной

принадлежности памятника к какой-либо культуре указание этого факта в

описании должно акцентировать внимание исследователя.

Датировка – данная характеристика, так же, как и предыдущая, введена

для удобства организации материала. Выделение его в особый подпункт (в

первом варианте предлагаемого метода культурная принадлежность и датировка

памятника составляли единый подпункт) обусловлена тем, что в случае

выделения датировки можно при необходимости пересортировать уже

проанализированный материал. Кроме того, выделение датировки позволяет

лучше проследить динамику памятников одного назначения и региона на

протяжении всего существования культуры.

Расположение могильника относительно рельефа. В среде археологов давно

замечена удаленность саргатских погребальных комплексов от воды и

поселений. Но уже упоминалось, что погребальный обряд начинался не у

кургана, а гораздо раньше. Предлагаемый метод анализа может помочь в

реконструкции погребального обряда.

В.С. Ольховский выводит это из имеющихся археологических и нарративных

(Геродот), а также иных сравнительно-исторических данных. Погребальный

обряд, как правило, отражает миф о путешествии в загробный мир. Мотив

путешествия в загробный мир обнаруживается почти во всех мифологиях. Путь

души либо героя труден – на нем возникают различные препятствия: вода

(болота), горы, непроходимый лес, огонь пропасть, пещера. Преодоление их в

мифах обычно зависит от выполнения ряда предписаний и запретов.

Подпункт «Расположение могильника относительно других памятников,

караванных путей» ориентирован в основном на реконструкцию погребального

обряда и верований саргатцев, связанных с загробным миром. По мнению В.С.

Ольховского, «есть реальная возможность выявить подтверждения воплощения

«стержня» любого эпоса — мифологемы пути — при изучении погребальных

комплексов...» [14]

Кроме того, по наблюдениям Н.П. Матвеевой, для локального варианта

саргатской культуры (Приишимье) характерно то, что в ряде случаев курганы

саргатцев в этом районе насыпались над могилами эпохи бронзы. Более

подробное исследование этого вопроса может пролить свет на вопросы

культурной преемственности между эпохами бронзы и раннего железного века в

Западной Сибири.

Планировка могильника (одиночный курган, цепочка, группа и пр.),

количество комплексов (курганов, групп захоронений), – данный подпункт

носит чисто статистический характер, хотя не исключена зависимость этого

пункта от расстояния до другого синхронно действовавшего археологического

объекта. Этот признак может дать информацию о ходе застройки могильника.

Интересен был бы его анализ с искусствоведческой точки зрения. Кроме того,

можно постараться сравнить структуру могильника с поселением, что, впрочем,

будет затруднено тем обстоятельством, что насыпи малых курганов в

большинстве случаев нивелированы распашкой и сейчас не прослеживаются; те

же трудности и с поселениями.

Курган. При рассмотрении этого пункта ставятся следующие задачи: 1)

рассмотреть курган как вертикальную модель мира носителей саргатской

культуры; 2) попытка реконструкции погребального обряда саргатцев, точнее,

его части, непосредственно связанной с курганом.

По указанию В.С. Ольховского, «скифский курган как искусственно

созданный объект находится на границе трех естественных (реальных) и в то

же время мифологических сфер средней (дневная поверхность, мир живых, здесь

чаще всего находится устье входа в погребальное сооружение), нижней

(«подземелье», мир мертвых и хтонических божеств, где обычно располагается

погребальная камера) и верхней (небесно-воздушная среда, мир высших

божеств, куда устремлена курганная насыпь). Очевидная ассоциативность

курганной насыпи и мифологической Мировой горы лишний раз свидетельствует в

пользу неслучайности данного ключевого элемента скифского погребального

комплекса, включенности его в строго упорядоченную систему мифологических

представлений»[15].

Из тех же посылок исходит и Д.С. Раевский, утверждая, что могильные

комплексы Скифии можно толковать «как своего рода тексты, воплощающие

мифологическую концепцию мироздания»[16]. Хотелось бы отметить, что

принадлежность саргатской культуры к скифо-сибирскому миру позволяет с

большой долей вероятности распространить этот тезис и на саргатские

курганы.

Размеры и высота насыпи. Предположительно, эта характеристика может

быть связана с количеством погребенных в кургане, либо (если курган

содержит всего одно захоронение) с социальным статусом погребенного.

Впрочем, в случае нескольких захоронений в кургане, высота насыпи может

быть связана с главным захоронением. При рассмотрении данного пункта

необходимо указать, была ли насыпь по каким-то причинам нивелирована.

Применение метода комплексного археолого-искусствоведческого анализа может

позволить разрешить вопрос о связи размеров насыпи с какой-то из

приведенных характеристик. Возможно, эта связь менялась в зависимости от

расположения региона (локальный вариант) или периода существования

культуры.

Находки в насыпи, по мнению большинства исследователей, как правило,

являются чем-то вроде остатков тризны или жертвоприношений. В насыпи

находят обычно кости животных, разрозненные или в анатомическом порядке,

кости человека (находка редкая и, возможно связанная с деятельностью

бугровщиков, хотя не исключена вероятность захоронения в насыпи), керамику,

угли, прокалы, наконечники стрел, предметы конской упряжи, иногда – мечи.

Кроме этого, в насыпи крупных курганов (например, у с. Татарка Омской

области[17]) бывают обнаружены шатровые сооружения.

Среди находок в насыпи следует выделить мечи на поверхности курганов.

Кроме аналогий со скифскими алтарями "Арея", возникает ряд вопросов: почему

меч не был положен в могилу в момент захоронения? Имеет ли он отношение к

конкретной могиле или всему погребению? Собственно, такие вопросы могут

быть заданы по отношению к любой находке в насыпи.

Если удастся найти критерий, по которому можно отнести находки в

насыпи к конкретному захоронению (вероятнее всего, распределение находок в

насыпях и ровиках происходило по одному принципу), то этот критерий может

стать дополнительным для определения социального положения погребенного.

Также, находки в насыпи являются источником по экономическому

благосостоянию общества, дополнительным источником о ХКТ.

Количество могил под насыпью. При описании этого подпункта важно

указать, есть ли в кургане коллективные захоронения. Необходимо также

указать, сколько в кургане захоронено мужчин, женщин, детей. Известно, что

для саргатской культуры можно выделить условно-женские (например,

Рафайловский) и условно-мужские (например, Сидоровский) могильники. С

первого взгляда, логично было бы отнести этот подпункт к первому пункту

предлагаемого анализа. Но предлагаемая позиция может дать сведения о

соотношении среди раскопанных могил хронологически однородных мужских,

женских и детских; о количестве чисто женских и чисто мужских курганов и

т.д.

Расположение могил под насыпью. Этот подпункт может дать информацию о

застройке могильника и об изменении погребального обряда с течением

времени. Кроме того, этот показатель с нашей точки зрения целесообразно

проанализировать с точки зрения искусствоведения, результатом чего может

стать возможность уточнения некоторых аспектов мировоззрения, например,

космогонические и идеологические представления носителей изучаемой

культуры.

Наличие ровиков, их количество, расположение перемычек. Фактически

этот пункт совпадает по значению с предыдущим. По ровикам можно установить

порядок захоронения в кургане, попробовать реконструировать часть

погребального обряда, как это сделала Н.П. Матвеева для кургана Нижнге-

Ингальский 1[18].

Ровик, как уже указывалось, является весьма информативной частью

погребального комплекса. Относительно саргатской культуры Л.Н. Корякова

дает следующие результаты статистического анализа «На Иртыше и на Тоболе

чаще встречаются замкнутые рвы, среди которых есть двойные, на Ишиме – рвы

с двумя входами. Назначение рвов не совсем ясно, хотя есть параллели с

каменными кольцами и оградками курганов эпохи бронзы, савромато-сарматских,

сако-усуньских и т.д"[19].

О семантике ровиков в отечественной историографии сказано было немало.

Существуют предположения, что ровики – это своеобразные алтари культа

предков, открытые на время функционирования могильников. Также есть

предположение, что ровики – это граница между средним и подземным мирами. В

это предположение не укладываются факты существования перемычек и курганов

без ровиков. Задача рассмотрения ровиков в нашем анализе – попытка

выяснения их семантики, отдельных элементов погребального обряда. Любопытен

также вопрос о наличии ровиков вокруг курганов, содержащих кенотафы.

Описание четырех подпунктов – «форма (округлый, многоугольный, и

пр.)», «наличие перемычек, их ориентация», «характер дна ровика», «наличие

находок в ровике, их расположение», – в данной работе из-за их

взаимосвязанности имеет смысл произвести единым блоком. В плане анализа они

выделены в связи с необходимостью сделать акцент именно на этих пунктах.

Итак, семантика ровиков неизвестна. Некоторые шаги в этом направлении

можно сделать при помощи анализа, в том числе – анализа формы ровика их

взаиморасположения, с точки зрения искусствоведения. Кроме этого,

необходимо проследить направление хорды окружности кургана, проходящей

через центры обеих перемычек. Если перемычка одна, то, с нашей точки

зрения, следует взять хорду, проходящую через центр перемычки и центр

кургана. Во-первых, эта линия должна совпадать с гипотетическим путем

погребальной процессии. Во-вторых, любопытно было бы проследить направление

этой линии с направлением ближайшей реки. При этом необходимо брать данные

как левобережных, так и правобережных курганов, затем сравнить результаты.

Кроме этого, необходимо сопоставить этот подпункт с размерами насыпи,

количеством могил под нею, предполагаемым социальным положением

погребенных, социальным положением погребенного в центральной могиле

(именно с ней большинство исследователей связывает ровики).

В ровиках часты находки. Инвентарь ровиков, как правило, стандартен.

Это кости животных и керамические черепки. Для отдельных комплексов

могильников могут быть характерны еще какие-то находки в ровиках. Например,

в сидоровских ровиках были найдены псалии, удила, наконечники стрел, в т.ч.

железные.

Искусствоведческий анализ находок в ровиках неактуален. Можно

попробовать проанализировать их расположение в ровиках. Здесь, если

справедлива гипотеза о том, что находки в ровике – это жертвы предкам,

можно будет понять, к чему относились находки – к отдельным могилам или ко

всему кургану в целом.

Могила. Этот пункт является переходным в двух планах. Первое. На

уровне могилы осуществляется переход от изучения общества через продукт

труда для многих (строительство кургана) к изучению общества через продукт

труда для одного (строительство могилы). То есть, если курган строился для

коллектива, то могила – для индивида. Второй переходный момент состоит в

том, что выше искусствоведческая часть проявлялась спорадически, теперь же

и археологический и искусствоведческий анализ идут параллельно, кроме особо

оговоренных пунктов.

Форма, размеры, глубина могилы. Как показывает практика, последние две

характеристики зависят от пола погребенного и его социального статуса.

Первая же – от времени возникновения и места расположения комплекса.

В.И. Матющенко и Л.В. Татаурова на примере Сидоровского могильника

указывают, что для курганов меньших размеров характерна меньшая глубина

могил[20].

Характеристики погребенного (антропологический тип, возраст, пол,

повреждения на скелете). Эти признаки необходимо выделить прежде всего для

того, чтобы впоследствии, с использованием данных по инвентарю могилы,

получить данные о дифференциации занятий в зависимости от пола. Цифры

средней продолжительности жизни в саргатском обществе получить невозможно,

так как в распоряжении ученых находится слишком мало материала, время жизни

которого получено с точностью до десятков. Впрочем, в отдельных случаях это

не означает невозможности вычисления среднего возраста захороненных в одном

комплексе. По мнению Н.П. Матвеевой, единичность детских захоронений

свидетельствует о том, что существовали отдельные детские кладбища.

Более точные данные, которые мы можем получить, исходя из анализа

костяка – это уровень травматизма в саргатском обществе и причины смерти

саргатцев. Особенное внимание следует обратить на патологические изменения

костяков (предлагаемая градация: отсутствие, единичный случай, несколько

случаев). Интересен вопрос: позволяли ли заведомо больным, возможно, даже

нетрудоспособным людям жить в обществе, и каков был их социальный статус

(по инвентарю, размерам могилы и пр).

Особняком в данном подпункте стоит вопрос о встречающихся в

погребениях саргатцев захоронениях скелетов без черепов и, наоборот,

черепов без костяков.

Ориентация погребенного в могиле по сторонам света. Этот признак

выделен в отдельный подпункт в связи с возможной его корреляцией с

ориентацией перемычек в ровике. Совпадение этих двух признаков указывает на

то, что весь курган создавался по одному и тому же принципу. Крайне

любопытно было бы сравнить оба принципа для всех курганов двух комплексов,

расположенных одинаково относительно реки и возможной дороги.

Вместе с тем следует отметить, что результаты применения Л.Н.

Коряковой и другими исследователями методики определения традиции

ориентировки умерших, предложенной В.Ф. и В.В. Генингами, позволяют

допустить, что саргатское население хоронило своих соплеменников головой на

север, реже – на запад, руководствуясь при этом заходом солнца. Хотя сама

исследователь отмечает необходимость проверки этих выводов и предлагает

другой вариант. По ее мнению, доминирующими следует признать южные

ориентиры, так как скорее всего похороны происходили днем. В этом случае

получается, что умерших хоронили ногами на юг, в соответствии с его

сакральным смыслом" [21].

Б.А. Коников проводит параллели в ориентировке умерших с селькупами,

которые укладывали своих умерших ногами на север или же в них по течению

реки (для Сибири эти два принципа часто совпадают). Широтные ориентировки,

видимо, под влиянием индоиранцев, появляются на рубеже эр.

Внутримогильные сооружения (уступчики, канавки, настил, перекрытие и

пр). По указанию Л.Н. Коряковой, для саргатской культуры характерны

могильные ямы нескольких типов: "1 – с отвесными стенками, 2 – с

наклонными, 3 – с заплечиками, 4 – с нишами"[22]. Существуют также подтипы,

разновидности, комбинации типов. Встречаются захоронения во рвах, но это,

скорее, отклонение от нормы.

Л.Н. Корякова разделяет внутримогильное пространство на горизонтальное

и вертикальное, притом, если горизонтальное пространство в той или иной

степени изучено, то вертикальное, включающее в себя различные внутри- и

надмогильные конструкции, изучено слабо. В итоге исследователи не могут

использовать целый пласт информации о погребальном обряде саргатцев и,

соответственно, мировоззренческих принципов, отраженных в нем. На выявление

именно этого пласта и введение его в научный оборот, в том числе,

направлена идея комплексного археолого-искусствоведческого анализа.

Несмотря на явное сходство внутримогильных конструкций с самой самым

консервативным элементом материальной культуры – жилищем, аналоги

внутримогильным сооружениям без труда можно найти у степных кочевников.

Впрочем, этот тезис нуждается в дополнительном подтверждении с точки зрения

архитектуры. По утверждению Н.П. Матвеевой, на материалах Абатского

могильника можно говорить о «строительстве "дома мертвых" для определенной

категории покойников»[23]. Но распространять это положение на всю культуру

нам кажется слишком смелым. Основная причина этого – этническая и

культурная неоднородность саргатского общества.

Для внутримогильных конструкций региональные особенности характерны

как, пожалуй, ни для какого иного проявления материальной культуры

саргатцев. Также для них весьма характерна эволюция, в связи с чем именно

среди внутримогильных конструкций мы можем наблюдать большое многообразие.

Поэтому необходима некая классификация. Для форм могил классификация была

создана А.В. и Н.П. Матвеевыми, взявшими за классообразующий признак рельеф

дна могилы. Исследователи рассматривают два вида рельефа: могилы с двумя

канавками и могилы с ямками[24]. Таким образом, охватывается и

заимствованный (в первом случае) и автохтонный (во втором случае, позднее

использовался хантами) способы.

На данный момент существует масса предположений, связанных с тем,

откуда заимствован тот или иной элемент внутримогильной конструкции. Автор

данной работы считает, что для уточнения возможных заимствований необходимо

проведения специализированного анализа этих памятников с точки зрения

архитектуры.

Если факты заимствования подтвердятся, то можно будет ставить вопрос о

смене идеологии в определенных социальных слоях саргатского общества.

Наличие находок, их группы (по локализации во внутримогильном

пространстве; по материалу, из которого они изготовлены; по изображениям на

предметах). Инвентарь погребений – самая объемная категория археологических

остатков. Фактически в инвентаре погребения отражаются почти все те

факторы, которые вкупе составляют мировоззрение. Это система ценностей

общества, религия, идеология, экономика, степень милитаризованности,

структура общества. Л.Н. Корякова предполагает наличие связи между

присутствием в погребении определенного предмета и социальным статусом

погребенного[25]. Кроме того, в сложных случаях по наличию или отсутствию

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.