| |||||
МЕНЮ
| История советской космонавтикибесформенным куском льда , и провели исследования в различных диопазонах длин волн. Как мы видим , с Венерой нам везло гораздо больше , чем с Марсом . Возможно , сказалось здесь и то , что американцы не очень преуспели в исследовании этой планеты - они ограничились в основном исследованиями с пролетных траекторий и с орбиты. Поэтому соревнования у нас с ними здесь не было и политики не вмешивались в осуществление программ , которые строились в основном следуя запросам ученых , желавших исследовать утреннюю звезду чтобы лучше понять механизмы формирования и эволюции нашей Земли и всей Солнечной системы. Орбитальные станции Следующим после первых пилотируемых полетов шагом на пути освоения космоса должно было стать создание на орбите большого орбитального комплекса , на котором можно било бы проводить различные долговременные эксперименты , и ставшего бы базой для полетов к Луне и планетам. Этот логичный путь развития космонавтики был прерван лунной гонкой двух космических держав , но после ее завершения (не в нашу пользу) обе они возвратились на этот путь. В 1971г. в Советском Союзе была запущена первая в мире долговременная орбитальная станция "Салют". Этот почти 20-ти тонный аппарат был выведен на орбиту новым мощным носителем "Протон" .Через несколько суток была произведена стыковка со станций корабля "Союз-10" , но космонавты работой на станции не занимались - этот полет был испытательным для проверки систем сближения и стыковки и продлился всего сутки. Следом за ними стартовал "Союз-11" , также состыковавшийся со станцией "Салют" . Впервые космонавты Г.Т. Добровольский , В.Н.Волков и В.И.Пацаев осуществили переход из корабля в станцию . После расконсервации оборудования они в течение 22 суток находились на станции и провели различные эксперименты ( в основном биологические). На станции находилась первая космическая оранжерея "Оазис-1" , гамма - телескоп "Анна" и астрофизическая система телескопов "Орион-1". Чтобы сохранить форму для возвращения на землю после долгого пребывания в невесомости космонавты каждый день занимались физическими упражнениями на специальных тренажерах . Одним словом , первая экспедиция на "Салют" стала прообразом современных (и будущих) долговременных полетов на орбитальном комплексе. К сожалению , эта экспедиция закончилась трагически .Как сказано в сообщении ТАСС: "группа поиска после вскрытия люка обнаружила экипаж .... на своих рабочих местах без признаков жизни ".Это была самая крупная трагедия в истории нашей пилотируемой космонавтики . Причиной гибели экипажа стала разгерметизация спускаемого аппарата - тогда корабль "Союз" считался абсолютно надежным и космонавты летали в нем без скафандров. После этой катастрофы старт , стыковка и расстыковка со станцией , посадка выполняются космонавтами только в аварийных скафандрах . Полет корабля "Союз-12" состоялся только через два года. На его борту было только два космонавта .Полет продолжался всего два дня . В этом полете проводились эксперименты по съемкам земли из космоса . В том же году экипаж "Союза-13" продолжил астрофизические и биологические эксперименты , начатые на станции "Салют". В 1974г. возобновились исследования в области орбитальныханций - через 3 года после "Салюта" на орбиту была выведена станция "Салют-3". Спустя 8 дней после вывода станции к ней пристыковался "Союз-14" с космонавтами П.Р.Поповичем и Ю.П.Артюхиным на борту . Космонавты провели в течение 14 дней полета различные медико- биологические эксперименты , и съемку поверхности Земли в различных диапазонах длин волн. Станция "Салют-3" внешне почти не отличалась от "Салюта " , но имела принципиальные отличия во внутреннем устройстве : в "Салюте " был один большой рабочий отсек , в котором космонавты проводили научные исследования , а также ели , спали и занимались физкультурой. На "Салюте-3" было сделано целых четыре отсека , соединенных коридором . Такая схема , видимо , оказалась неудачной из- за малого объема каждого отсека , и к ней впоследствии не возвращались. Солнечные батареи "Салюта-3" , имели возможность ориентироваться на солнце самостоятельно , без поворота всего комплекса . Это впоследствии также сочли излишним , но , учитывая последние события на станции "Мир", к этой идее возможно еще вернутся. Полет "Союза-15" проходил как-то странно - корабль осуществил сближение со станцией "Салют-3" но не состыковался с ней . Посадка через двое суток полета была произведена (впервые) ночью . По официальным сообщениям в этом полете отрабатывались аварийные ситуации , однако , возможно , в полете действительно возникли проблемы , заставившие космонавтов срочно садится. , о чем ТАСС скромно умолчал. Первые орбитальные станции и работа космонавтов на них должны были ответить на главный вопрос , от которого тогда зависело все дальнейшее развитее космонавтики - как долго может находится человек в космосе без вреда для себя , и какие могут быть последствия долгого пребывания в невесомости . Различные медико-биологические эксперименты составляли большую часть исследований на первых двух пилотируемых станциях , продолжились они и на "Салюте-4" , запущенном в конце 1974г. Первая экспедиция на "Салют-4" состоялась в начале 1975г. Экипаж "Союза-17" в составе А.А.Губарева и Г.М.Гречко провел в космосе более 29 суток , установив таким образом новый рекорд. В ходе полета изучалось воздействие невесомости на организм человека . Космонавты испытывали специальные "нагрузочные" костюмы , не дающие ослабнуть мышцам в длительном полете и велоэргометр , позволяющий "держать в форме" сердечно сосудистую систему. Помимо этого изучались рост и развитие в невесомости простейших организмов , многострадальных дрозофил , лягушек и гороха . С борта станции были проведены также исследования вселенной в рентгеновском и инфракрасном диапазонах , невозможные с земли , исследования солнца с помощью специального телескопа и спектрометров , а также зондирование верхних слоев земной атмосферы. В том же году на станции побывал второй экипаж П.И.Климук и В.И .Севастьянов , прилетевшие на корабле "Союз-18" . Их полет был фантастическим (по тем временам) по длительности - 63 дня. Во время полета были продолжены как медико-биологические эксперименты , так и изучение из космоса атмосферы Земли и мирового океана , а также астрофизические исследования . О достижениях нашей космической медицины красноречиво говорит тот факт , что уже на следующий день после полета космонавты смогли дать пресс-конференцию (тогда как за 5 лет до этого возвращение на землю после 18 суточного полета Севастьянов и Николаев перенесли очень тяжело и ни о каких пресс-конференциях не могло быть и речи ). Космическая медицина до сего дня остается одной из передовых областей науки , в которой наша страна "впереди планеты всей". Последней станцией первого поколения стала "Салют-5" , запущенная в июне 1976г. На эту станцию были совершены две экспедиции : 49 суточная - Б.В.Волынов и В.М.Жолобов ("Союз-21") и 17 суточная - В.В.Горбатко и Ю.Н.Глазков ("Союз-24") . В ходе этих экспедиций были продолжены биологические , астро- и геофизические исследования , начатые в предыдущих экспедициях. Экипаж "Союза-24" провел также большую работу по съемке из космоса поверхности земли ( одно из наиболее "доходных" практических применений космонавтики в наше время) и эксперименты по выращиванию кристаллов в невесомости ( сулящее большие доходы).На станции "Салют-5" впервые была применена гироскопическая система управления ориентацией станции . На этом полеты станций первого поколения были завершены . Свою основную задачу экспедиции на них выполнили - доказали , что человек без ущерба для здоровья может длительное время находится в космосе. В сентябре 1977г. на орбиту была выведена орбитальная станция нового поколения - "Салют-6" . У нее было два стыковочных узла , что позволяло наряду с основными экспедициями организовать экспедиции посещения , а также пристыковывать к станции транспортные корабли . Система дозаправки топливом позволяла пополнять его запасы в космосе. Все это делало срок службы станции довольно большим - порядка нескольких лет( станции первого поколения летали максимум год ) . На станции "Салют-6" с 1977 по 1981 гг. было совершено 5 основных экспедиций , продолжительностью 96 , 139 , 174 , 185 (полгода ), 74 суток. Наибольшее достижение принадлежит экипажу "Союза -35" (Л.И.Попов , В.В.Рюмин ). Помимо этого к станции более десяти раз причаливал транспортный беспилотный корабль "Прогресс" , созданный на базе "Союза" и 11 кораблей экспедиций посещения ( продолжительностью от 3 до 12 суток).В том числе были осуществлены полеты по программе "Интеркосмос" космонавтов из Чехословакии , Польши , ГДР , Болгарии ,Венгрии , Вьетнама , Кубы. В ходе экспедиций на "Салют-6" впервые на орбите был собран комплекс , состоящий из орбитальной станции и двух кораблей , и пилотируемый четырьмя космонавтами. Были осуществлены выходы в открытый космос в новом скафандре "Орлан" , перестыковка кораблей с одного узла на другой . Прибывшие на "Союзе-32" В.А.Ляхов и В.В.Рюмин после почти полугодового пребывания в космосе возвратились на другом корабле - "Союзе-34" , прибывшем с Земли в автоматическом режиме. В ходе полета советско-болгарского экипажа (Н.Н.Рукавишников , Г.Иванов) стыковку со станцией выполнить не удалось из-за отказа главного двигателя корабля. Космонавтам , однако , удалось благополучно сесть используя запасной двигатель , чем еще раз подтвердилась высокая надежность корабля "Союз". Из научных экспериментов следует отметить работу первого космического радиотелескопа КРТ-10 , доставленного на станцию "Прогрессом-7" . Использование космических радиотелескопов сулит астрономам много открытий но до сих пор эти исследования ведутся не очень активно : из крупных инструментов мне известен помимо КРТ-10 лишь спутник "Астрон" (работавший в 80-ых гг.) . В декабре 1979г. на орбиту был запущен новый корабль "Союз-Т" - модификация "Союза " , предназначенная для доставки на орбиту трех человек (в скафандрах) . Первый полет был беспилотным . Может показаться странным , что в то время , как американцы работали над гораздо более совершенным "Спейс Шаттлом" мы предпочли усовершенствовать морально устаревший корабль ("Союз" был сделан еще при Королеве). Но резоны для этого были : во первых , несмотря на одноразовость , эксплуатация "Союзов" обходится не так уж дорого - ведь корабль-то небольшой , во-вторых , "Союз" показал себя довольно надежным средством доставки - после катастрофы "Союза-11" все экипажи благополучно достигали родной планеты. ( действительно , система "Союз" является пожалуй самой безопасной из когда-либо созданных пилотируемых систем - это показал его двадцатипятилетний опыт "безаварийной " эксплуатации , недаром , в качестве аварийного спасательного средства для новой станции "Альфа" предусмотрен именно "Союз-ТМ"). "Союз-Т" успешно осуществил автоматическую стыковку со станцией. "Союз-Т2" (Ю.В.Малышев , В.В.Аксенов) был испытан уже в пилотируемом варианте (правда двухместном) . Корабль благополучно состыковался со станцией , экипаж на трое суток присоединился к четвертой основной экспедиции , а затем вернулся на землю. Экипаж следующего "Союза- Т3" (Л.Д.Кизим , О.Г.Макаров , Г.М. Стрекалов ) впервые выполнили ремонтные работы в космосе , позволившие продлить срок работы станции и провести на ней еще одну длительную экспедицию. В 1982г. на была запущена станция "Салют-7" , аналогичная по конструкции предыдущей. На этой станции было осуществлено 4 длительные экспедиции ( 211 , 150 , 236 и 168 суток - полугодовые полеты уже стали нормой ) , и 5 экспедиций посещения , в том числе советско-французская . В 1985г. станция потеряла ориентацию на солнце и ее аккумуляторы полностью разрядились , но В.Джанибекову и В.Савиных , причалившим к станции на "Союзе" удалось полностью реанимировать комплекс - эта операция по вводу в строй практически полностью вышедшей из строя станции до сих пор не имеет аналогов. В 1986г. на орбиту был выведен базовый блок станции нового поколения - "Мир" , менее чем через месяц к нему причалил корабль "Союз-Т15" (Л.Д.Кизим , В.А.Соловьев ) , после нескольких месяцев работы на "Мире " космонавты совершили межорбитальный перелет и причалили к "Салюту-7", где продолжили исследования , не завершенные из-за болезни командира предыдущего экипажа , после чего возвратились на "Мир" . После этого "Салют-7" был законсервирован , и переведен на более высокую орбиту , на которой должен был находится до 2000г. , однако вследствие увеличения активности Солнца воздух в верхних слоях атмосферы поднялся выше и стал тормозить движение станции сильнее , чем предполагалось , вследствие чего уже в 1992г. станция упала на Землю в районе Анд (причем она не полностью разрушилась в атмосфере и ее обломок был найден в нескольких десятках километрах от Буэнос-Айреса ) . В 1986г. началась сборка и эксплуатация комплекса "Мир" , но эта история еще не закончилась , поэтому я позволю себе на этом остановится и подвести кое-какие итоги. Эпилог Семидесятые годы в истории нашей страны часто именуют "эпохой стагнации" , имея ввиду застой в экономическом и политическом развитии страны , но , как видим , к космической отрасли это понятие не относится. Именно в это время были проведены крупномасштабные исследования Марса и Венеры , созданы долговременные орбитальные комплексы , наша космическая медицина накопила уникальный опыт , который будет использоваться и в следующем веке . Именно в это время были заложены основы для практического применения космонавтики : космические снимки широко используют ныне метеорологи , геологи , экологи и даже археологи ( не говоря уже о военных) , нет нужды доказывать необходимость спутников связи , навигационных спутников , очень перспективным остается выращивание в космосе сверхчистых кристаллов для электроники . Помимо этих очевидных практических выгод исследования , проводимые на спутниках и орбитальных комплексах , исследования других планет позволяют расширить наши представления о Вселенной , о Солнечной системе , о нашей собственной планете , понять наше место в этом мире. Поэтому необходимо продолжать не только освоение Космоса для наших чисто практических нужд , но и фундаментальные исследования на космических обсерваториях , и исследования планет нашей Солнечной системы . Эти сложные ( и дорогостоящие ) проекты не могут осуществляться силами только одного , даже очень экономически мощного государства , поэтому международное сотрудничество в них просто необходимо. Я намеренно не написал в этой работе о программах "Союз" - "Аполлон" , "Мир"- "Шаттл" , МКС - это тема для отдельного разговора . Это история уже не просто советской космонавтики , а космонавтики Земной , ставшей общенациональной. Литература “Эстафета космических подвигов” ( сборник ) . Москва “Известия” 1981г. “Полеты космических кораблей о орбитальных станций ” ( хроника) , Москва “Известия” 1981г. С.П.Уманский , “ Космическая одиссея” , Москва “Мысль” 1988г. Ю.Марков , “Курс на Марс” , Москва “Машиностроение” 1989г. “Академик С.П.Королев . Ученый. Инженер. Человек” ( творческий портрет по воспоминаниям современников) , Москва “Наука” , 1987 г. И. Артемьев “Искусственный спутник земли” , Москва “Детская Литература” , 1957г. Ю.В.Колесников “Вам строить звездолеты” , Москва “Детская Литература” , 1990г. а также “Microsoft Encarta 97 Encyclopedia” Журнальные статьи : Б.Е.Черток “Вижу цель” // “Юный техник” ,1989г. - 2 В.Н.Пикуль “Спор Королева и Глушко” // “Юный техник”, 1990г. - 8 С.Колесников “Путь к паритету” // “Техника молодежи” , 1993г.- 5 С.Зигуненко “ Молвой и космос полнится” // “Техника молодежи” , 1993г.- 4 И.Афанасьев , В.Бандуркин “... Ради флага на Луне” //“Техника молодежи” , 1992г.-8 ё [pic] |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|