бесплатно рефераты
 

История советской космонавтики

первого пилотируемого корабля. Тем более , что американцы тоже

работали над подобным проектом , а Н.С.Хрущев твердо решил

перегнать Америку во всем.

Необходимо было в короткий срок (от первого спутника до первого

космонавта прошло меньше четырех лет) построить аппарат , в котором

человек мог несколько суток находится в космосе , а затем

благополучно вернутся на землю. При таких условиях приоритет

отдавался скорости разработки и надежности , а не совершенству

технических решений . Корабль "Восток " был устроен сравнительно

просто , но надежно (вспомним , не один пилотируемый "Восток" не

потерпел аварии).

Корабль представлял собой шар , покрытый толстым слоем

теплоизоляции (с большим запасом ) , к которому при помощи двух

металлических лент крепился приборный отсек с тормозным двигателем. В

шаре находился космонавт и системы жизнеобеспечения . Форма шара

была выбрана потому , что его поведение при входе в атмосферу было

хорошо изучено , а на аэродинамические исследования других форм не

было времени . Система посадки была также довольно проста - сопло

тормозного двигателя наводилось строго на Солнце , двигатель

включался и аппарат устремлялся к Земле . Далее срабатывал один

единственный пиропатрон , разрывавший металлические ленты и

отделявшие приборный отсек , и "шарик" совершал аэродинамическое

торможение в атмосфере. Системы мягкой посадки не было , и поэтому

на высоте нескольких километров пилот катапультировался. Чтобы

тормозной двигатель дал импульс в нужном направлении момент спуска

выбирался так , чтобы солнце занимало в это время соответствующее

положение относительно корабля. Запасного двигателя не было , и

поэтому корабль предполагали запускать на такую орбиту , чтобы

через неделю - две он сам вошел бы в плотные слои атмосферы.

Первые корабли этой серии были беспилотными . На них

отрабатывался сход с орбиты , а также изучалось поведение

подопытных собак. На одном из этих кораблей благополучно слетали

Белка и Стрелка . Два других "собачьих " экипажа , вследствие

неисправностей систем посадки , на землю вернуть не удалось.

Корабли следующей серии предназначались уже для человека , но в

первых двух полетах их пассажирами был манекен и подопытные

собаки. В ходе полета проверялась двусторонняя радиосвязь, для чего

с орбиты передавали запись биений человеческого сердца. Эти

радиосигналы были пойманы рядом радиолюбителей , что дало повод

для слухов о якобы неудачных попытках запуска человека в космос

, предпринятых в СССР еще до полета Гагарина.

В начале 1960г. был создан Центр подготовки космонавтов и из

летчиков- истребителей набирается первый отряд космонавтов. Первый

полет человека должен был состоятся в декабре 1960г. но был

отложен из-за страшной катастрофы на Байконуре - на стартовом

столе взорвалась баллистическая ракета Р-14 (ОКБ Янгеля) . Погибли

десятки человек , в том числе члены государственной комиссии во

главе с маршалом Неделиным (официально было объявлено , что он

погиб в автокатастрофе ) . Возникла опасность , что американцы

обгонят нас - их полет был намечен на май 1961г. (хотя это был

суборбитальный полет , но первым человеком в космосе стал бы все же

американец).

Однако 12 апреля 1961г. на третьем в серии корабле "Восток"

Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет и благополучно

вернулся на Землю . Правда , полет проходил не так гладко , как

сообщал ТАСС. Корабль был выведен на слишком высокую орбиту , и

если бы отказал тормозной двигатель упал бы на Землю не через

10 дней , как предполагалось , а через 50 , на что ресурсы системы

жизнеобеспечения рассчитаны не были. К счастью , тормозной двигатель

сработал нормально и корабль устремился к Земле , но один из

разъемов , соединявших спускаемый аппарат с приборным отсеком не

разошелся , и отсек волочился за спускаемым аппаратом пока

злосчастный провод не сгорел в атмосфере.

На высоте примерно 7 км. космонавт катапультировался спокойно

приземлился. Долгое время у нас как-то замалчивали тот факт , что

пилоты первых кораблей должны были катапультироваться . Так в одной

работе сказано "космонавты ... могли ... либо оставаться до

приземления в корабле , либо катапультироваться ". В случае , если

космонавт остался бы в корабле , позавидовать ему было трудно - об

этом красноречиво говорят вмятины и трещины , оставшиеся на

спускаемых аппаратах после жесткой посадки. Происходит эта полуправда

от того , что по правилам Международной авиационной федерации

рекорд фиксируется только в том случае ( а полет Гагарина был ,

безусловно , рекордным), когда пилот в момент посадки находился в

летательном аппарате. Поэтому в официальном отсчете было туманно

сказано что пилот приземлился вместе со спускаемым аппаратом.

Цели своей мы достигли - полет Алана Шепарда состоялся спустя

почти месяц после Гагарина , а "настоящий " орбитальный полет Дж.

Глена состоялся лишь в феврале следующего года. К тому времени в

Союзе был произведен уже второй орбитальный полет - полет

Г.С.Титова , который продолжался более суток. В ходе этого полета

выяснялось влияние на человеческий организм длительного пребывания в

космосе. Титову первым пришлось столкнутся со "спутниковой

болезнью" - когда человека начинает "укачивать" в невесомости . Сейчас

известно , что эти симптомы появляются в первые дни полета и

вызваны адаптацией организма к невесомости , но тогда это вызвало

большие опасения и были разработаны специальные методы тренировки

вестибулярного аппарата космонавтов.

В августе 1962г. над планетой оказалось сразу два корабля

"Восток-3" , пилотируемый А.Г.Николаевым и стартовавший днем позже

"Восток-4" пилотируемый П.А.Поповичем . Корабли летели на небольшом

удалении так что космонавты могли видеть корабли друг друга и между

ним была установлена двусторонняя связь. Впервые изображение

космонавта в кабине во время полета было передано по центральному

телевидению. Космонавты провели в космосе четверо и трое суток

соответственно.

В следующем году мы решили доказать всему миру , что каждая

кухарка у нас не только умеет управлять государством , но и

космическим кораблем . Еще в 1961г. в отряд космонавтов были

набраны женщины. А июне 1963г. на корабле "Восток -6" совершила полет

бывшая работница текстильной промышленности и парашютист- любитель

В.Н.Терешкова . Она совершила совместный полет с В.Ф.Быковским ,

находившемся в выведенном в космос двумя днями ранее "Востоке-5".

После трехдневного группового полета космонавты благополучно

приземлились и Терешкова стала таким образом первой женщиной-

космонавтом.

В 1961г. сразу после полета Гагарина президент США Дж. Ф.

Кеннеди объявил национальную программу , целью которой была высадка

астронавтов на Луну. В первым шагом к осуществлению этой цели

должен был стать проект "Джеммини" , предусматривавший запуск

кораблей с экипажами из двух человек , и отработку ими таких

мероприятий , как выход в открытый космос , стыковка и расстыковка ,

14-суточное пребывание людей в космосе , необходимых для лунных

миссий.

Поскольку мы всеми силами старались сохранить лидирующие

позиции в освоении космоса ( или хотя бы видимость лидерства) ,

необходимо было также разрабатывать принципиально новый многоместный

корабль . Но полеты "Джеммини" предполагались уже в !965г . и

наш новый корабль "Союз" явно не успевал к этому сроку. Тогда

в полет решено было отправить модернизированный "Восток" ,

рассчитанный на экипаж из трех человек.

В октябре !964г. новая ракета носитель "Союз" (построенная на

базе все той же Р-7) вывела на орбиту корабль "Восход" , на

котором впервые в мире находилось сразу три космонавта : командир

В.М.Комаров , космонавт-исследователь К.П.Феоктистов и врач Б.Б.Егоров.

Впервые космонавты летели без скафандров (иначе , наверное , и не

поместились бы в тесную кабину) , на корабле появился резервный

тормозной двигатель и система мягкой посадки (катапультировать троих

было бы проблематично ) Пробыв в космосе сутки корабль

благополучно приземлился . Примечательно, что в тот год наблюдалось

некое затишье - это был единственный пилотируемый полет (с обоих

сторон ).

В марте 1965г. стартовал "Восход -2 " с П.И.Беляевим и

А.А.Леоновым на борту . На корабле была оборудована раздвижная

шлюзовая камера для выхода в открытый космос , который и был

успешно осуществлен Леоновым. В свободном пространстве он пробыл 12

мин. и при этом удалялся от корабля на расстояние до 5м. При

возвращении в корабль , правда , возникли проблемы - скафандр

раздуло от внутреннего давления о он не пролезал в люк , к

счастью космонавт догадался сбросить давление и благополучно

вернулся в корабль. При возвращении на Землю также возникла

непредвиденная ситуация - вышла из строя автоматическая система

управления посадкой и космонавты впервые на ручном управлении.

Спуск прошел успешно , но корабль опустился не в заданном районе

, и экипаж долго не могли найти . Таким образом с выходом в

открытый космос мы опередили амереканцев , но затем американцы в

1965-1966 г.г. совершили весьма успешно 10 полетов по программе

"Джеммини" и заняли лидирующие позиции в пилотируемой космонавтике

(в 1966г. общий налет наших космонавтов составлял около 500 ч. ,

в то время как амереканцев - около 2000 ч. и 12 ч. в открытом

космосе , все эксперименты , планировавшиеся программой "Джеммини" были

успешно выполнены ) .

Наш ответ последовал лишь в !967г. - 23 апреля в космос

отправился новый корабль "Союз", пилотируемый Комаровым . К сожалению ,

старта нового корабля не увидел Главный конструктор С.П.Королев -

в январе 1966г. он скоропостижно скончался в возрасте 59 лет.

"Союз" был рассчитан на трех человек и состоял из трех отсеков

: приборного , в котором находился двигатель и запас горючего для

маневрирования и посадки ; спускаемого аппарата , в котором экипаж

находился при старте , и в котором возвращался на землю ; и

орбитального отсек , который был предназначен для поведения

различных экспериментов в космосе и при необходимости мог служить

шлюзовой камерой для выхода в открытый космос. Корабль был снабжен

системой стыковки , которая позволяла составлять из двух "Союзов"

орбитальную станцию. Следующим за полетом человека шагом в освоении

космоса должно было стать создание долговременной пилотируемой

орбитальной станции . Для исследований в этом направлении и были

предназначены корабли серии "Союз".

Первый полет "Союза" завершился первой космической трагедией -

во время спуска в атмосфере не сработала парашютная система и

спускаемый аппарат с космонавтом буквально расплющило ударом о

землю . Комаров стал первым космонавтом , погибшем в полете .

Разбор причин аварии затянулся и второй полет "Союза" состоялся

лишь полтора года спустя . Своеобразным утешение для нас могло

служить то , что у американцев дела с "Аполлоном" тоже не

клеелись - в том же году во время наземных испытаний возник пожар

на корабле и погибло трое астронавтов :В.Гриссом ,Э.Уайт , Р.Чаффи .

После неудачи с первым "Союзом" в октябре 1968г. был запущен

ряд беспилотных кораблей , а затем беспилотный "Союз - 2" , а трое

суток спустя "Союз-3", пилотируемый Г.Т.Береговым . (Следует отметить ,

что с тех пор каждый новый корабль запускался у нас сначала в

беспилотном варианте.) . На орбите космонавт осуществлял сближение с

беспилотным кораблем и проверял работу бортовых систем. Через трое

суток после старта спускаемый аппарат "Союза-2" приземлился , а два

дня спустя благополучно сел и Береговой .

В январе 1969г. произошло знаменательное событие - с космодрома

Байконур с интервалом в сутки стартовали "Союз-4" (В.А.Шаталов) и

"Союз-5"(Б.В.Волынов , А.С. Елисеев , Е.В. Хрунов). На орбите корабли

состыковались (!) и образовали первую орбитальную станцию - прообраз

будущих орбитальных комплексов ( по которым наша страна до сих пор

удерживает первое место в мире ). Елисеев и Хрунов совершили

переход из корабля в корабль , правда довольно странным образом -

через открытый космос . В официальных документах сказано , что так

и планировалось , но у меня по этому поводу большие сомнения ,

возможно такое решение было принято из-за того , что не была

обеспечена герметичность перехода .

В октябре того же года была запущена целая эскадра из трех

кораблей - с интервалом в сутки были выведены "Союз-6" , "Союз-7" и

"Союз-8" , которые совершили совместный полет , взаимные

маневрирования и сближения. На "Союзе-6" впервые были проведены

эксперименты по сварке, резке и обработке материалов в космосе.

Пока длительность полетов у нас не превышала пяти суток , а для

серьезной работы на орбитальных станциях ( и , в перспективе , для

межпланетных полетов ), требовалось гораздо больше . Работы по

продлению сроков полета уже велись , так , был запущен биоспутник

с двумя собаками на борту , которые провели в космосе 22 дня ,

проводилась серия наземных экспериментов по моделированию

невесомости . В июне 1970 г. состоялся первый долговременный полет -

А.Г.Николаев и В.И.Севастьянов пробыли в космосе почти 18 суток и

благополучно вернулись на землю . Сейчас это звучит смешно , но

тогда их называли "космическими долгожителями" , ведь влияние

невесомости на организм человека было еще плохо изучено и такой

полет требовал изрядной доли мужества.

Однако отвлечемся на время от успехов нашей пилотируемой

космонавтики , приведших в скором времени к созданию первых

орбитальных станций ( о них позже) , а посмотрим на один

малоизвестный ( до последнего времени ) , но интереснейший эпизод

нашей космической истории.

Лунная гонка

Сразу после успешных полетов первых лунников в конце 50-ых

г.г. у нас началась подготовка к пилотируемым полетам к Селене.

Сначала приступили к проектированию облетного корабля , которое

велось параллельно в двух КБ - Королеве и Челомея . Проект

"королевцев" предусматривал вывод частей корабля на околоземную

орбиту носителем на базе Р-7 с последующей их стыковкой и

полетом вокруг Луны. Челомей предполагал прямой рейс , для чего

необходимо было использовать проектируемый в его КБ носитель

"Протон". После полета Гагарина за коллективом Челомея проект

облета Луны , а за КБ Королева - высадку на поверхность. Позднее

руководство обеими программами сосредоточили в ОКБ Королева .

Облет луны предполагались выполнить с помощью ракеты "Протон"

и разгонного блока , которые выводили на облетную траекторию

корабль , сделанный на базе проектировавшегося "Союза" - Л1. Для

уменьшения массы с него сняли орбитальный отсек и системы

сближения и стыковки. Предполагалось , что космонавты неделю будут

находится в спускаемом аппарате объемом 2,5 куб.м. все время в

сидячем положении - малоприятная перспектива для первых покорителей

Луны .

Корабли предназначенные для высадки должны были выводится на

орбиту новым сверхмощным носителем Н-1. Т.к. грузоподъемность нашей

ракеты составляла около 100 т. , экипаж корабля решили сделать

минимальным - 2 человека (американцам для доставки к Луне 3 человек

понадобилась система , массой 135 т.).Это было довольно рискованно

т.к. на Луну высаживался всего один космонавт , и в случае

возникновения "нештатаной ситуации" помочь ему было некому (тут

смертельно опасным могло стать даже случайное падение на спину - в

громоздком скафандре человек не мог подняться без посторонней

помощи ) . Лунный корабль , получивший обозначение Л3 , предполагалось

построить на базе "Союза" .

Пока наши "фирмы" раскачивались , и предлагали различные

проекты , американцы уже приступили к изготовлению и испытанию

опытных образцов машин (вспомним , что в 1961г. программа высадки

на Луну была объявлена Дж. Ф. Кеннеди национальной). В результате

мы сильно отстали и проектирование системы велось в расчете на

максимальное использование уже существующих агрегатов , это

конечно ускоряло сроки постройки и испытаний , но и утежеляло

носитель и корабль . Так , двигателей нужной мощности у нас тогда

выпускать не могли , а технологическое переоснащение производства

заняло бы слишком много времени . В результате в первой ступени Н-

1 было помещено 30 двигателей , что не способствовало ни снижению

массы системы . Из-за подобных издержек Н-1 , имел почти такую же

стартовую массу , как американский "лунный" носитель "Сатурн-5"(2750

и 2800 т. соответственно) , имея грузоподъемность 97 т. против 135 т.

у "Сатурна". (Кстати , ракета "Сатурна-5" была построена под

руководством ... Вернера фон Брауна - создателя Фау-2 ).

Ситуация с двигателями осложнилась еще и из-за разногласий ,

возникших между Королевым и Глушко , КБ которого было главным

"поставщиком" мощных ракетных двигателей . Королев считал

необходимым в качестве горючего использовать жидкие кислород и

водород , дающие очень высокий удельный импульс. Глушко же считал ,

что необходимо использовать фтор и азотную кислоту , т.к. водород

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.