бесплатно рефераты
 

История советской космонавтики

имеет слишком маленькую плотность , и потребует слишком больших

топливных баков. Однако предложенные Глушко компоненты были крайне

ядовиты , и такая система могла нанести огромный урон окружающей

среде. В результате всех этих споров Глушко отказался делать

двигатели для Н-1 и ими занялось КБ Н.Д.Кузнецова ,

разрабатывавшее до этого только авиационные двигатели . В

результате двигатели были сделаны , но потеряно много времени (не

будем забывать , что шла настоящая гонка) . В самый разгар работ

по лунному носителю и кораблям умер С.П.Королев , что также не

могло не сказаться на ходе работ.

Проект облета Луны задерживался из-за трудностей в испытании

"Протона" . В 1968 -69 г.г. были осуществлены облеты нашего спутника

кораблями Л1 в беспилотном варианте , получившие наименование "Зонд 5-

8". Но в декабре 1968г. "Апполон-8" вышел на орбиту спутника Луны

и программу пилотируемого облета луны свернули т.к. приоритет был

потерян . Хотя уже тогда было ясно , что опередить амереканцев с

высадкой скорее всего не удастся , работы по этому проекту не

сворачивали , надеясь на незапланированные неудачи соперников.

Первые летные испытания носителя Н-1 прошли в феврале 1969г. и

были неудачными - на борту возник пожар . Состоявшийся через 5

месяцев повторный старт тоже не удался - произошло самопроизвольное

выключение двигателей , поднявшаяся в воздух ракета рухнула на

стартовый стол и взорвалась , разрушив пусковую установку. На ее

восстановление понадобилось много времени , и следующий старт

состоялся только в июле 1971г. - и снова неудача , в ноябре

1972г. - запуск наконец состоялся но на 107 секунде из-за

неисправности полет пришлось прекратить.

К тому времени ,в июле 1969г. , уже состоялась успешная высадка

на Луну экипажа "Апполона-11" - Нейла Армстронга и Едвина Олдрена

и наши попытки первыми достичь Луны стали бессмысленными . Но после

неудачного полета "Апполона-13" , чуть было не закончившегося

катастрофой , работы были возобновлены. Когда амереканцам удалось

оправится после аварии и с честью завершить лунную эпопею , работы

были заморожены , а затем ,в 1974 г., совсем прекращены . Три

готовые ракеты Н-1 были уничтожены , расформирован специальный отряд

космонавтов , почти готовые лунные корабли расползлись по закрытым

музеям. Кому -то этого показалось мало , и была уничтожена основная

часть техдокументации к проекту.

Как мы видим , программа полета на Луну с обоих сторон

рассматривалась прежде всего не как научно-исследовательская

экспедиция , а как своего рода спортивное мероприятие , призванное

еще раз продемонстрировать высокий научно-технический потенциал

державы. Почему нам не удалось отстоять приоритет? Сказалась и

недооценка соперника : после наших громких достижений (первый спутник

, первый человек в космосе , первая мягкая посадка на Луну ) наши

ракетно-космические "фирмы" позволили себе долго раскачиваться и

спорить друг с другом , тогда как американцы резко "пошли в отрыв"

и опередили нас. К концу 60-ых г.г. попытка “встряхнуть" экономику

- реформа Косыгина благополучно заглохла и экономика страны

фактически уже тогда находилась в кризисе ( который ярко проявился

во время перестройки) , и существовала в основном за счет продажи

за границу нефти , газа , леса и других природных ресурсов. Экспедиция

на Луну оказалась слишком дорогим удовольствием (американцы

потратили на свою программу более 25 млрд.$) ,которое наша страна

уже не могла потянуть ( если вспомнить проходившие в то время

дорогостоящие "стройки века").

После высадки на Луну американцев официально было объявлено , что

у нас другая программа исследования космоса - с помощью

автоматических аппаратов. Посмотрим каких же успехов достигли наши

автоматы в исследовании других планет.

Автоматы исследуют планеты

Луна

После первых стартов к Луне в 1959г. в исследовании Луны

космическими аппаратами наблюдается некоторое затишье - все силы

были брошены на проведение пилотируемых полетов . Но в начале 60-

ых годов начались работы по созданию аппарата , способного совершить

мягкую посадку на Луну. В 1963 - 1965 г.г. к Луне отправились одна

за другой пять станций , но осуществить посадку не удалось -

аппараты разбивались. Мягкую посадку на Луну вообще довольно сложно

осуществить т.к. у нее нет атмосферы и торможение осуществляется

ювелирной работой двигателя. В январе 1966г. мягкую посадку на Луну

наконец осуществила станция

"Луна-9". На землю была передана первая панорама Лунной поверхности

. Вопреки ожиданиям ученых , считавших , что Луна покрыта пылью ,

грунт оказался довольно твердым - станция не погрузилась в него , а

на телевизионном изображении отчетливо видны камни."Луна-9" на пять

месяцев опередила амереканский аппарат "Сервейер-2" - как видим ,

гонки шли не только в области пилотируемых полетов , но и в

области полетов автоматов. В том же году был запущен первый

искусственный спутник Луны - "Луна -10" и станции "Луна-11-13" , из

которых "Луна -13" совершила мягкую посадку на Луну.

В 1970г. станция "Луна-16" произвела бурение и взятие проб

грунта , которые были затем доставлены на землю . Таким образом , в

руках наших ученых также оказались образцы лунного грунта (у их

американских коллег они появились после успешных полетов

астронавтов). В 1972 и 1976 г.г. станции "Луна - 20" и "Луна-24"

также доставили Землю образцы Лунного грунта из горного и

морского района соответственно. В 1974г. были запущены также два

искусственных спутника Луны - "Луна -22" и "Луна-23" , которые

провели длительные исследования Луны и околоземного пространства.

Наиболее интересной частью нашей программы исследований Луны

безусловно стало исследование ночного светила с помощью луноходов.

В ноябре 1970г. станция "Луна-17" ( однотипная "Луне-16" , только

без возвращаемой ступени) доставила на поверхность Луны

шестиколесный "Луноход-1" , снабженный телекамерами и управляемый

оператором с земли. Самоходный аппарат прошел по Луне более 10 км .

Он передал на землю отличные телеизображения и результаты

изучения физических свойств грунта . В 1972г. на Луну станцией

"Луна-21" был доставлен усовершенствованный "Луноход-2", который

провел аналогичные исследования в другом районе Луны .

Луноходы и станции , доставившие лунный грунт на землю были

созданы в КБ , которым руководил талантливый конструктор и

организатор Г.Н.Бабакин. Создание этих автоматов показывает , что

можно отлично исследовать другие планеты с помощью машин , не

подвергая риску космонавтов , не говоря уже о том , что беспилотные

полеты обходятся значительнее дешевле пилотируемых..

Марс

Марс начал будоражить умы землян со второй половины ХIХ в.

когда были открыты знаменитые каналы и впервые возникла мысль о

существовании на Марсе своей цивилизации. Позднее астрономы установили

, что "каналы" были оптическим обманом . Но в 40-ых годах нашего

столетия появилась гипотеза об искусственном происхождении

спутников Марса , поскольку особенности их движения и расчеты

показывали , что марсианские Луны должны быть полыми (эти расчеты ,

как оказалось позднее , были ошибочными) .

Первый запуск космического аппарата к Марсу состоялся уже в

1962г. - это был аппарат "Марс-1" , прошедший на расстоянии 195

тыс.км. от планеты.. (связь с ним прервалась за три месяца до

этого).Но планомерные исследования красной планеты начались только в

70-ые г.г. , когда появились достаточно мощные ракеты носители и

совершенная автоматика.

В 1971г. - в год великого противостояния ( когда полеты к Марсу

требуют наименьших затрат энергии ) к Марсу отправились станции

"Марс-2" и "Марс-3". Которые вышли на орбиту искусственных

спутников планеты . К этому моменту там уже кружился американский

аппарат "Маринер-9" , ставший первым искусственным спутником Марса .

Дело в том что наш аппарат , который должен был стать

искусственным спутником марса , и который "Маринер" не смог бы

обогнать из-за ошибки в бортовой ЭВМ не был выведен на

траекторию полета к планете , и более легкий американский аппарат

обогнал по дороге наши станции.

"Марс-2" сбросил на планету вымпел нашей страны , а от "Марса-

3" отделился спускаемый аппарат , совершивший первую в истории

посадку на красную планету. Спускаемый аппарат начал передавать

"картинку" с поверхности , но , по до сих пор невыясненной

причине , сигнал с поверхности планеты пропал. Вообще , с Марсом

наших исследователей преследовало просто фатальное невезение .

Орбитальные аппараты наших станций успешно функционировали и

передавали на Землю изображения поверхности планеты , но на них

ничего нельзя было разглядеть - на Марсе бушевала пыльная буря . К

тому времени , когда она закончилась , наши камеры уже вышли из

строя , и изображение передавал только американский аппарат . Зато

наши спутники провели исследования поверхности и атмосферы планеты

в инфракрасном , ультрафиолетовом диапазонах спектра и в диапазоне

радиоволн . Были определены температура и давление ( оно оказалось в

200 раз меньше земного ) у поверхности планеты.

В следующее стартовое окно (1973г.) условия полета к Марсу

были хуже , и вывести станцию , аналогичную "Марс-3" мы не могли

из-за ограничений по массе. Тогда было принято решение

использовать две станции вместо одной - "чистый" спутник и

станцию , которая "сбрасывала" бы на Марс спускаемый аппарат и

летела бы дальше не тормозясь у планеты . Для надежности таких

пар следовало запустить две.

Нашим инженерам и производственникам удалось сделать почти

невозможное - изготовить и испытать к очередному стартовому окну

целых четыре станции. Незадолго до старта неожиданно выясняется ,

что в микросхемах , которые использовались в аппаратуре станций

чрез год- полтора образуются раковины , и они выходят из строя

.Да , подвела отечественная промышленность . Переделывать станции было

нереально .В следующее стартовое окно должны были стартовать

американские "Викинги" , а нам очень хотелось первыми получить

изображения с поверхности Марса. Решено было станции запустить -

ведь есть выйдут надежда , что они выйдут из строя не сразу , и

успеют передать на Землю ценную информацию.

В августе 1973г. к Марсу ушли орбитальные аппараты "Марс-4" и

"Марс-5" и посадочные аппараты "Марс-5" и "Марс-6" - целая

космическая эскадра. На "Марсе-4" не сработал тормозной двигатель

и станция прошла мимо планеты. "Марсу-5" удалось выйти на орбиту

искусственного спутника , но проработал он там гораздо меньше

расчетного срока . Спускаемый аппарат "Марса-6" вошел в атмосферу

планеты и на этапе спуска провел зондирование атмосферы и

определил ее химический состав. Незадолго до посадки связь с

аппаратом прервалась. Спускаемый аппарат "Марса-7" отделился от

станции но в атмосферу "не попал " и прошел мимо планеты . Таким

образом программа полета в основном выполнена не была.

После этой неудачной экспедиции в наших полетах к Марсу

наступил длительный перерыв . Связан он был прежде всего с тем ,

что велась интенсивная разработка проекта доставки на землю

марсианского грунта.

Было известно , что американцы тоже разрабатывают подобный проект , а

нам , как известно , во всем надо было быть первыми , поэтому на

разработку этой темы были брошены почти все силы "межпланетных"

КБ. Ради этого свертывались другие программы - "Луноход-3", задержка

в работе над "Луной-24". В результате и мы , и американцы пришли

к выводу , что осуществить этот проект при сегодняшнем уровне

развития техники практически нереально , и его закрыли.

В 1988г. состоялась , наконец новая экспедиция к Марсу -

программа "Фобос". Аппараты должны были исследовать с

околомарсианской орбиты планету и ее спутники. Впервые предполагалась

доставка исследовательских зондов на поверхность Фобоса. Это была

бы не просто первая высадка на спутник Марса , а первая высадка

на астероид , каковым в сущности Фобос и является. К сожалению ,

этот проект стал продолжением наших марсианских неудач.

Еще по дороге к Марсу на "Фобос-1" была отправлена программа

, которая должна была включить один научный прибор . Но в

составлявший ее оператор допустил ошибку (в одну букву) , и на

станции была отключена система ориентации . Солнечные батареи

отвернулись от Солнца , аккумуляторы разрядились и связь с

аппаратом была потеряна. Вторая станция успешно дошла до цели и

вышла на орбиту спутника Марса . Путем хитроумных баллистических

маневров станция подошла к Фобосу и по его фотографиям начали

выбирать район сближения . Неожиданно станция не вышла на

очередной сеанс связи , после напряженной работы удалось поймать

сигнал со станции , но он вскоре исчез. Что послужило причиной

потери связи со станцией буквально "на ровном месте " , остается

загадкой.

Последней нашей марсианской неудачей стала неудачная попытка

запуска станции "Марс-96" в прошлом году. Как известно , станция не

вышла на траекторию полета к Марсу и сгорела в земной атмосфере.

Венера

При создании космических аппаратов конструкторы зачастую не могут

приступить к проектированию следующей машины , пока не закончился

полет предыдущей , т.к. условия , в которых она должна работать , еще

неизвестны . Наиболее ярко это иллюстрирует история исследования

Венеры , сведения о которых до полетов космических станций вообще

были очень скудны , т.к. эта планета покрыта толстым покрывалом

облаков , под которое не могут заглянуть никакие телескопы.

Первая станция "Венера-1" отправилась к утренней звезде еще в

начале 1961г. и прошла в 100 тыс.км. от планеты. В задачу станции

входило в основном изучение межпланетного пространства. В 1965г.

возле Венеры пролетела стация "Венера -2 " , сфотографировавшая

планету , а станция "Венера-3" сбросила на планету спускаемый

аппарат , который разрушился в атмосфере планеты . В 1967г. "Венера-

4" доставила к планете спускаемый аппарат , рассчитанный на давление

в 10 атм.. Он спускался до высоты , где давление достигало 18 атм.

, а затем разрушился . Спускаемые аппараты станций "Венера 5" и

"Венера 6" также не достигли поверхности планеты , будучи

раздавлены в атмосфере , хотя были рассчитаны на 25 атм.

В 1970г. спускаемый аппарат станции "Венера-7" достиг наконец

поверхности планеты и передавал оттуда информацию в течение 23

мин. Давление в месте посадки оказалось более 90 атм. , а

температура - около 500С. Достичь Венеры легче чем Марса , мягкая

посадка в плотной атмосфере также не вызывает больших затруднений

но трудности по обеспечению работы аппаратов в поистине адских

условиях делают исследование Венеры крайне сложным . Говорят , что

если бы конструкторы с самого начала знали , с какими условиями

они столкнутся , то они не взялись бы за это дело.

В 1972г. станция "Венера-7" также успешно села на поверхность

планеты и 50мин. передавала оттуда информацию. На этом полеты

станций первого поколения закончились . Президент академии наук СССР

М.В.Келдыш поставил перед конструкторами новую задачу - получить

изображение поверхности Венеры. С этой сложнейшей (если вспомнить

условия на планете ) задачей конструкторы справились - в 1975г.

спускаемые аппараты станций "Венера-9" и "Венера-10" передали на

Землю через свои орбитальные блоки фотографии венерианской

поверхности .

Успех ! Но Келдыш не унимался : следующая задача - получить цветные

изображения и взять пробы грунта .В 1978г. для этой цели к

утренней звезде направились станции "Венера-11" и "Венера-12" ,

спускаемые аппараты благополучно достигли поверхности , но

произвести съемку не удалось - не сбросились защитные крышки

фотокамер . Не удалось произвести и анализ грунта - не сработал

грунтозаборник . Конструкцию усовершенствовали и в 1981г. станции

"Венера - 13" и "Венера -14" успешно выполнили программу - исследовали

образцы грунта и передали на землю цветные фотографии Венеры.

В 1983г. у Венеры появились первые картографы - станции "Венера

-15" и "Венера -16" провели ее радиолокационное картографирование ,

что позволило создать довольно подробные карты северного полушария

планеты .

В 1984г. началось осуществление проекта "Вега" , в котором

приняли участие , помимо советских ученых , ученые из франции и

других стран . В следующем году посадочные аппараты станций

осуществили исследование атмосферы планеты и взяли пробы грунта.

Помимо спускаемых аппаратов на Венеру были впервые доставлены

аэростаты , которые дрейфовали в атмосфере на высоте около 50км и

изучали атмосферу планеты . Изготовить эти воздушные шары было

непросто , если учесть , что облака Венеры состоят из

концентрированной серной кислоты !

После сброса спускаемых аппаратов на Венеру , станции "Вега-1"

и "Вега-2" продолжили свой полет - их целью была встреча с

кометой Галлея , приближавшейся в тот год к земле . Станции прошли

на расстоянии нескольких тысяч километров от ядра кометы и

передали на землю его цветное изображение - оно оказалось

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.