бесплатно рефераты
 

Исторические взгляды Н.В. Шелгунова

ссыльным. Вероятно, как человек, пользующийся доверием, Николай Васильевич

был предупрежден прямо или косвенно о дне 1 марта 1881 года, когда

состоялась казнь Александра II революционерами «Народной воли».

Казалось бы, Шелгунов должен приветствовать столь решительные меры и

связанные с ними надежды на быстрый поворот российской истории. Однако в

рассматриваемый период времени взгляды Николая Васильевича претерпели

1. Из искры разгорится пламя. Л., 1989. с. 391.

существенную эволюцию. Жизнь пореформенной России доказывала реальность

развития капиталистических отношений и несбыточность надежд о некоем особом

крестьянском социализме, которыми питалось народническое мировоззрение. Он

хорошо видел ограниченность революционеров народников в понимании путей

развития России и в революционных кругах был известен, как «пламенный

западник». № По нашему мнению перелом во взглядах Шелгунова произошел в

конце 70-х годов, а не в конце 60-х годов, как считал Н.С. Сунцов. Шелгунов

ценил народовольцев как людей мужественных, но тактику индивидуального

террора не одобрял и его результаты не верил. Видимо, Шелгунов уже понимал,

что герои-одиночки не в силах коренным образом изменить существующее

положение и эта роль принадлежит в истории народным массам. Еще осенью 1879

года в одной из своих статей он подчеркивал, что в надеждах на исторические

перемены необходим реализм, учет объективных условий конкретного

исторического времени.І

После поражения народовольцев реакция повела яростную травлю всех

противников самодержавия.

Ей противостояла немногочисленная прогрессивная печать, в том числе и

журнал «Дело», редактором которого с 1881 года становится Н.В.Шелгунов.

Могло показаться, что власти удалось вывести государство из состояния

глубокого политического кризиса, в которое поверг его народовольческий

террор, но все успехи самодержавия на этой стезе были, пожалуй, иллюзорны.

Нерешенные проблемы продолжали будоражить общество, медленно, но

неотвратимо возрождалось революционное движение, вооруженное новыми идеями.

Русская действительность давала Шелгунову богатый материал для написания

статей, где он, вновь и вновь обращаясь к историческому опыту

1. 1 марта 1881 года: Документы и воспоминания. Л., 1991. с. 145.

2. См.: Тхоржевский С.С. Указ. соч. с. 142.

человечества, пытался дать своим читателям пищу для ума, освещая «проклятые

вопросы» русской жизни.

Деятельность Шелгунова вновь привлекает внимание полиции, и за ним

устанавливают негласный надзор. Осенью 1882 года Николай Васильевич вместе

с Н.К.Михайловским, ведущим сотрудником «Отечественных записок», попадает

на студенческий вечер, где обсуждались недавние студенческие волнения. Он

был замечен и по распоряжению министра внутренних дел был удален из

Петербурга в Выборг. Вскоре из-за незначительности проступка Шелгунову

разрешили вернуться в столицу, а весной 1884 года, чувствуя ухудшение

здоровья, он выезжает на лечение в Ниццу. Но эта поездка была прервана

известием об аресте издателя «Дела» К.Станюковича и Николаю Васильевичу не

удалось поправить здоровье – он возвращается в Петербург. К тому времени

право на издание журнала приобретает некто Вольфсон и Шелгунов, не видя

возможности дальнейшей работы, складывает с себя редакторские обязанности.

В июне последовал арест Николая Васильевича, и в результате судебного

разбирательства он был лишен прав проживания в столице. Это означало новую

ссылку, и Шелгунов выезжает в Смоленскую губернию под административный

надзор. Эти действия не были случайными, 80-е годы это годы

правительственной реакции, и многие деятели культуры привлекались в это

время к политическим процессам или административно ссылались. Оказавшись в

небольшом селе Воробъёво, Шелгунов продолжает свою публицистическую

деятельность и сотрудничает с либеральным журналом «Русская мысль». Этот

московский журнал привлекал внимание передовых слоев русского общества.

Здесь печатались Г.И.Успенский, В.Г.Короленко, но особую роль сыграло в

судьбе издания участие Шелгунова.№ Многое им было пережито и увидено,

многое осмысленно. Прошедшие события легли в основу первой части

1. В.И.Ленин и русская общественно-политическая мысль ХIХ – начала ХХ

в. Л., 1969. с. 240.

воспоминаний Николая Васильевича под общим заглавием «Из прошлого и

настоящего», где он не только описывает главные события прошедшей

революционной эпохи и дает характеристики окружавших его лиц и соратников,

но и открыто высказывает, свое сочувствие революционному движению 1860-х

годов. В силу этого «Русская мысль» отказалась в дальнейшем печатать

продолжение мемуаров из-за цензурного запрета.

Кроме работы над своими воспоминаниями Шелгунов ведет в журнале обзор

провинциальных газет под рубрикой «Очерки русской жизни». Текущие

российские события особенно интересуют его в период смоленской ссылки.

Главное внимание Николай Васильевич уделяет вопросам экономического

развития страны. В статьях «Женское безделье», «Государственное хозяйство»

и других, он, обращаясь к историческому прошлому России, пытается объяснить

существующее положение вещей, а где возможно, проследить историю того или

иного экономического явления. Прекрасное знание различных сторон русской

жизни и личный талант Н.В.Шелгунова как писателя сделали «Очерки…» весьма

популярными у российских читателей. Об общественной значимости произведений

Шелгунова говорит следующий факт. В период с 1884 по 1905 год распоряжением

министра внутренних дел статьи Николая Васильевича наряду с сочинениями

Чернышевского, Герцена, Добролюбова, Писарева для публичного чтения были

запрещены. №

В Петербург Н.В.Шелгунов возвращается в 1890 году, но возвращается

человеком глубоко больным. Сыграли свою роль ссылки, постоянные

материальные затруднения, не сложившаяся личная жизнь, поистине огромная

работа. Но и в таком состоянии он продолжает писать статьи, постоянно

встречаться со студентами, представителями передовой интеллигенции и, что

особенно важно, с рабочими.

1. Сунцов Н.С. Указ.соч. с. 6.

В последнее двадцатилетие ХIХ века в общественной жизни России

происходят новые явления: из общего демократического потока выделяется

рабочее движение, начинают свою деятельность различные социал-

демократические группы, проходят стихийные стачки.№ В революционном

движении появляется новая сила – рабочий класс.

В своих взглядах на историю Николай Васильевич, казалось бы,

приближается к историческому материализму, отправляясь в своих суждениях от

материальной основы. Но все эти положения объясняются им как результат

действия нравственных сил, и общественная жизнь оценивается с точки зрения

здравых экономических понятий. Исторические воззрения Шелгунова

идеалистичны, но иными в условиях крепостной эпохи они быть не могли.

Возможно, что новые исторические условия подвели бы его и к более

глубокому пониманию хода общественного развития. К сожалению, 12 апреля

1891 года Николай Васильевич Шелгунов скончался, и вопрос о том, встал бы

он на материалистические позиции или нет, остается в области предположений.

По крайней мере, необходимые условия для этого, как представляется нам,

были.

Похороны Шелгунова превратились фактически в тысячную демонстрацию с

участием рабочих, которая имела большое политическое значение для

Петербургской социал-демократии. Александр III был вынужден признать, что

похороны явились смотром «революционных сил».І

Эти факты говорят о большом авторитете и популярности Николая

Васильевича как общественного деятеля и публициста. К сожалению,

историческое наследие Шелгунова должным образом его современниками оценено

не было, но он получил высокое признание как один из наиболее видных

1. Троицкий Н.А. Царизм под судом прогрессивной общественности: 1866-1899

гг. М., 1979. с. 22.

2. См.: Сунцов Н.С. Указ. соч. с. 53.

писателей своего времени. Так, публицист В. Гольцев указывал: «С годами

энергия и литературное влияние Шелгунова все возрастали. Своими «Очерками

русской жизни»…Шелгунов занимал едва ли не первенствующее место в нашей

публицистике». № Очень важна для нас оценка Шелгунова своим учителем и

соратником Н.Г.Чернышевским: «Честнейший и благороднейший человек Николай

Васильевич, такие люди редки. Прекрасно держал себя в моем деле». І Как

известно, «дело» было не из легких и потребовало огромной выдержки, ума и

сил в единоборстве с самодержавной властью. Познакомившись с сочинениями

Шелгунова о положении европейского пролетариата, российские рабочие с

благодарностью написали автору: «Мы поняли, что нам, русским рабочим,

подобно рабочим Западной Европы, нечего рассчитывать на какую-либо внешнюю

помощь, помимо самих себя, чтобы улучшить свое положение и достигнуть

свободы. Те рабочие, которые поняли это, будут бороться без устали за

лучшие условия. Вы выполнили вашу задачу,- Вы показали нам, как вести

борьбу». і

Николай Васильевич Шелгунов внес свой вклад в развитие исторической

науки и его значение как историка еще предстоит установить. И хотя его

методология во многом идеалистична, ряд проблем, которые Шелгунов поставил

в своих трудах, не потеряли актуальности и сегодня, они требуют дальнейшего

осмысления.

1. См.: Сунцов Н.С. Указ. соч. с. 9-10.

2. Н.Г.Чернышевский в воспоминаниях современников: Т.2. Саратов, 1959.

с. 268-269.

3. См.: Сунцов Н.С. Указ. соч. с. 51-52.

III Проблемы всеобщей истории в творчестве Н.В.Шелгунова

1. Китай в творчестве Н.В. Шелгунова

История Китайской цивилизации особенности национальной культуры, её

многогранность и неповторимость дают обширное поле деятельности для

исследований и разработок. Столь интересная тема не могла не привлечь

внимания Николая Васильевича Шелгунова. В своей книге он писал: «История

Китая есть одна из любопытнейших и наивных хроник, дающая мыслящему

читателю богатый материал для поучительных размышлений и сравнений». Больше

всего его заинтересовала эпоха первобытнообщинного строя Китая. Особенно

много внимания в книге обращено непосредственно на правителей, методы

правления и нововведения прославившие их. Верховная власть в Китае

принадлежала правителю и, как считали древние, требовала полного отречения

от личных целей, интересов и посвящения всех сил народу и его благу.

Время существования северокитайских неолитических племен совпадает с

периодом легендарной династии Ся. До этой династии и во время её правления

в Китае якобы был «золотой век». Как сообщают древние легенды и мифы,

первыми носителями мудрости «Небесного пути» на земле стали «три

императора» – Фуси, Шэньнун и Хуан-ди – и затем пять правителей, наиболее

известными из которых были Яо, Шунь и Юй.

Шэн – «совершенная мудрость», традиционное для китайской культуры

обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного

совершенства, реализуемого главным образом в способности к идеальному

правлению. Согласно Конфуцию «совершенно мудрыми» были полумифические и

исторические правители древности – Яо(2356-2255 год до н.э.), Шунь (2255-

2205 год д н.э.), Юй ( основатель династии Ся,2205-2197 год до н.э.), Чэн

Тан (основатель династии Шан, 1766-1753 год до н.э.), Вэнь-ван, У-ван, Чжоу-

гун (основатели династии Чжоу, 12-11 вв. до н.э.). Китайские мифы и

легенды, вошедшие в ранние исторические памятники, приписывают этим героям

изобретение необходимых вещей. Фуси, например, создал сети и силки для

ловли птиц, животных и дал древним китайцам знаменитые восемь триграмм

(графические фигуры из трех черт). На протяжении тысячелетий сочетания этих

триграмм считалось вершиной философской мысли, понять которые может только

«совершенно мудрый» человек. О времени правления императора Хуан-ди в

традиционной китайской истории, хранятся конкретные, хотя и легендарные

сообщения, имена «Желтый император» или «Желтый предок» по традиции

приписываются ему как «основателю» китайской цивилизации. В системе

религиозно-мифологических представлений он – изобретатель топора, ступы,

лука, и стрел, одежды и обуви, литейного дела, колесницы, лодки,

музыкальных инструментов. В «Гуань-цзы» (3 в.) говорится, что «пять стихий»-

правильнее будет сказать пять действий, были созданы Хуан-ди, наряду с

пентатоникой и пятью чиновничьими рангами. Огонь, дерево, почва, вода,

металл – универсальная схема, согласно которой, все основные параметры

мироздания – пространственно- временные и двигательно-эволюционные имеют

пятиконечную структуру. Причем, Хуан-ди является одним из пяти божественных

сторон света, представляющее центр, то есть главенство, что соответствует

элементу «земля». Также его считали покровителем портных, архитектуры и

наряду с Шэньнуном, и Фуси, - медицины. Самой распространенной легендой о

деятельности Хуан-ди является его борьба с вождем южных племен Чию. Люди

этих племен, гласит легенда, питались галькой, лбы у них были железные,

головы медные, а волосы как острые мечи. Племена Чию напали на мирных

землевладельцев в долине Хуанхэ, и тогда, Хуан-ди призвал свой народ. Вождь

южных племен просил богов послать на землю ураган с дождем, но Хуан-ди

попросил послать засуху. Утих ураган, Хуан-ди разбил племя Чию и убил их

вождя. Хуан-ди, добившись победы, справедливо правил на китайской земле, а

после него правили Яо, Шунь и Юй, №

1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до

середины XVII в. Л., 1961г.

тоже справедливые правители – его потомки. Потомками Хуан-ди древние

летописи считали правителей династий Инь и Чжоу.№

Время его правления охарактеризовано Шелгуновым положительно. Хуан-ди

приписывают введение десятичной линейной меры, создание присутственного

места для ведения национальной китайской истории. Так же считается, что он

собрал штат астрономов для составления календаря и наблюдения за звездами,

в это же время были построены дороги, введена монета, учреждены школы.

Его преемникам (Яо, Шунь, Юй) приписывается установление обычая

отречения от власти в пользу более достойного, выдвинутого народом. Яо,

Шунь, Юй – испрашивали совета глав семей и родов, вели борьбу с другими

племенами и давали древним предкам китайцев возможность жить в мире и

согласии. Приведу цитату из книги: «Привилегия императорской крови

существует только до тех пор, пока она оправдывается действительными

заслугами, в противном же случае или в случае вины член императорской

фамилии может не только лишиться своих титулов и привилегий, но и снизойти

до положения простолюдина, не имея в этом случае права носить даже знак

мандаринского достоинства». На основании этих данных необходимо отметить,

что в первоначально императорство в Китае не было наследственным.

Также Шелгунов пишет о нововведении Яо, которое принесло ему славу

хорошего правителя. Идея состояла в следующем: Яо приказал повесить у ворот

дворца доску, на которой каждый китаец мог написать свое мнение об

управлении, об улучшении благосостояния, так же мог указать ошибки

императора. После удара в висевший рядом с доской барабан, император тотчас

приказывал принести доску.

По мнению, Николая Васильевича, это новшество показывает, с каким

вниманием правитель относился к мнению простых людей. Только таким образом

1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до

середины XVII в. Л., 1961г.

можно было выяснить истинное положение народа.

Своего преемника Яо выбирал в течение нескольких лет с большим

вниманием и особой тщательностью. Главными считались личные качества

претендента, а не его положение. Шунь был низкого происхождения, но

независимо от этого Яо отдал ему двух дочерей, показав свое расположение,

но это стало своего рода проверкой, и через несколько лет назначил своим

последователем.

Шунь показывал положительный пример высокой нравственности, и этого

же требовал от своего народа. Вот пять правил или обязанностей, которые, по

мнению правителя, должны были выполняться: «…между родителями и детьми,

между императором и подданными, между супругами, между старцами и молодыми,

между друзьями». Эти правила положили начало юридического закрепления

иерархической подчиненности, так же Шунь преобразовал календарь. Ввел

единые меры, вес, провел реформы уголовного законодательства, что до него

не делал ни один правитель. В результате реформ появилась новая система

наказаний, вместо клеймения и других варварских методов, наказания

постепенно становились боле гуманными: ссылка, конфискация, палки. Были

сделаны послабления, и прощение заслуживали те, кто совершил преступление

случайно без намерения навредить, но одновременно, увеличивались наказания

для тех, кто злоупотреблял властью, или неисправимых преступников.

Правление Яо и Шунь осталось в памяти народа, временем правления

великих, справедливых и наиболее почитаемых императоров.

Юй, считается основателем легендарной династии Ся, во время

наводнения, как рассказывает предание, усмирил воды поразившие

«Поднебесную» и урегулировал течение реки. Однако он первый стал и

нарушителем справедливости – отменил принцип «отречения от власти».

Цзю-чоу – «девять предначертаний Великого плана», обозначающие 9

принципов поддержания гармоничного общественного порядка, изложенных в

главе «Хун Фань» («Великий план») конфуцианского канона «Шу цзин»; Согласно

«Шу цзину», Цзю-чоу были дарованы Небом «совершенно мудрому» правителю

древности Юю. По преданию, изложенному в комментарии к «Си цы чжуани» (4 в.

до н.э.), Цзю-чоу открылись Юю в узорах на спине волшебной черепахи,

вышедшей из вод реки Лошуй. После падения государства Шань-инь и воцарения

династии Чжоу Цзю-чоу были якобы сообщены князем удела Цзи чжоускому У-

вану. Цзю-чоу заключается в следующем:

1. «пять элементов», то есть взгляд на связи между вещами в окружающем

мире сквозь призму классификационной схемы у син.

2. «Почтительное использование пяти дел», то есть возможностей которые

дают человеку его внешний облик, речь, зрение, слух и мышление; им

соответствуют такие должные качества, как строгость поведения,

аккуратность, прозорливость, осмотрительность и мудрость.

3. «Неукоснительное исполнение восьми дел управления»:

- дела, связанные с продовольствием

- с товарами

- жертвоприношения

- дела, назначенные ведомству общественных работ

- ведомству ритуалов и просвещения

- ведомству суда и наказаний

- прием гостей

- военные дела

4. «Упорядоченное использование пяти источников исчисления времени»: лет,

месяцев, дней, созвездий и знаков зодиака, календарных вычислений

5. «Создание Священного предела», то есть предельное укрепление монаршей

власти посредством добродетелей правителя, приближения им добродетельных

и способных людей, беспристрастности и т.п.

6. «Соблюдение трех добродетелей»: «[делать вещи] правильными и прямыми»,

«быть твердым» в случае противления воле правителя и «быть мягким» в

отношении послушных, «знатных и просвещенных»

7. «Разрешение сомнений» посредством гадательной практики, совещаний с

сановниками и народом

8. «Использование указаний», предоставленных [явлениями природы] –

течение природных процессов и знамения – говорят об ошибках правителя или

о должном его поведении

9. «Стремление к пяти [проявлениям] счастья и избегание шести

крайностей», где к проявлениям счастья отнесены долголетие, богатство,

здоровье и спокойствие, любовь. К целомудрию относится, спокойная

кончина, а к «крайностям» (несчастья) – сокращенная бедствиями жизнь,

блоезни, горести, нищета, телесное уродство и слабоумие. Цзю –чоу стало

выражением материальных ценностей.

Эпоха от Хуанди до Юя представлялась летописцами такой, как её описал

один из древних философов, Чжуан-цзы: «все люди имели одинаковую и

неизменную природу. Они ткали и делали себе одежду, они возделывали поля и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.