| |||||
МЕНЮ
| Исторические взгляды Н.В. ШелгуноваИсторические взгляды Н.В. ШелгуноваI Жизнь и деятельность Н.В.Шелгунова. Формирование исторических взглядов. Николай Васильевич Шелгунов как видный деятель демократической исторической мысли сформировался и многократно раскрывался в короткое, но бурное время революционно-общественного подъема 60-х годов ХIХ века. Со второй половины прошлого века начинается новый период в истории России и, следовательно, новый этап в русской исторической науке. Падение крепостного права и дальнейшие буржуазные реформы 60-70-х годов позволили России сделать значительный шаг по пути превращения в капиталистическую страну. Социально-экономические и политические сдвиги оказали воздействие на общественную мысль, начался буржуазно-демократический этап в освободительном движении. Передовым же направлением в русской историографии было революционно-демократическое, выдающимися представителями которого являлись Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Они не только подвели итоги предшествующему развитию демократической исторической мысли, но и определили ее характерные особенности в пореформенный период. Вокруг Чернышевского, Добролюбова, Писарева, и вокруг «Современника» и «Русского слова» группировались многие писатели и публицисты, ставшие активными участниками борьбы за преобразование своей страны. «У народа, лишенного общественной свободы, - писал А.И.Герцен, один из основоположников революционно-демократической историографии, - литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». № Передовые мыслители правдиво, рисовали российскую действительность, смело критиковали ее пороки, а главное 1. См.: Сыров С.Н. Страницы истории. М., 1981.с.154 несли народу идеи свободы и гуманизма. Именно к этой блестящей плеяде шестидесятников и принадлежит Николай Васильевич Шелгунов. Н.В.Шелгунов, родом из дворян, родился в 1824 году в г. Петербурге. В возрасте четырех лет он был помещен в Александровский кадетский корпус, расположенный в Царском селе. Прошедший школу Александровского корпуса, Шелгунов поступает в Лесной институт и успешно заканчивает его в 1841 году. Годы учебы не оставили, по-видимому, в памяти Николая Василевича каких-либо ярких впечатлений. «Нас не воспитывали, а дрессировали; официальная наука была тоже дрессировкой»- отмечал он в своих воспоминаниях.№ Тем не менее, окончание института открывало перед Шелгуновым хорошие перспективы, и начало его жизненного пути, казалось, не предвещает никаких перемен. Из института его выпустили прапорщиком по чину и таксатором по должности, то есть специалистом по определению товарной стоимости участков леса. Шелгунов начинает работать в департаменте лесных дел, и за девять лет службы он побывал в различных местах России, где организовывал и направлял лесоводство. Поездки на Украину, в Белоруссию, Польшу, работа в центральных губерниях страны позволили ему не только в совершенстве овладеть своей профессией, но и увидеть жизнь различных слоев российского народа. В 1849 году Николай Васильевич получает назначение в Сибирскую губернию и в Самаре начинается его сближение с либерально настроенными выпускниками Московского и Казанского университетов. Он знакомится с революционно-демократическими идеями, которые всколыхнули передовую общественность после европейских событий 1848 года. В это время в России развивается общественное движение за освобождение народа от крепостничества. Многие образованные люди понимали, что крепостное право изжило себя. В 1. См.: Сунцов Н.С. Экономические взгляды Н.В.Шелгунова. М., 1957. с.33 среде либерального дворянства возникло два идейных течения: славянофильство и западничество. Славянофилы выступали против капитализма и предлагали вернуться к патриархальным обычаям древней Руси. Западники идеализировали европейский путь капиталистического развития. И славянофилы, и западники признавали необходимость уничтожения крепостного развития, но путем реформ. Кроме этих течений, в России развивалось революционно-демократическое движение, приверженцы которого выступали за ликвидацию крепостничества и самодержавия лишь путем народной революции. Знакомство Шелгунова с передовыми идеями не прошло для него бесследно. Он чувствует необходимость не только их глубокого осмысления, но и потребность более близкого знакомства с теми людьми, что вели пропаганду революционных взглядов. Вскоре желание Шелгунова осуществилось. Будучи в 1851 году в Петербурге, он знакомится с Чернышевским и другими революционно настроенными деятелями, в частности с поэтом М.И. Миайловским, братьями Лугиниными и Серно- Соловьевичами. С этого момента у Шелгунова устанавливаются широкие и прочные связи с кругом передовой петербургской интеллигенции, а знакомство с Михайловским вскоре перерастает в тесную дружбу. Можно сказать, что эти события и предопределили в дальнейшем судьбу Николая Васильевича Шелгунова как революционера-демократа. Следует отметить, что в начале 50-х годов Шелгунов становится видным специалистом по лесоводству, автором капитальных трудов по лесному хозяйству страны («История русского лесного законодательства», «Лесоводство», «Лесная технология» и др.) За успешную научно-педагогическую деятельность он получает звание профессора. Однако преуспевающий в своей административной и научной карьере зрелый человек, он порывает с ней вскоре и устремляется в полную опасностей общественную борьбу. Этот крутой поворот в жизни и деятельности Шелгунова объясняется, конечно, не только тем, что судьба свела его с литературными кругами «Современника» и «Русского слова», а затем и с такими деятелями как Чернышевский, Добролюбов, Герцен. Несомненно, встреча с Н.Г.Чернышевским, которого Шелгунов впоследствии назовет своим учителем, положила начало этому повороту. Следует учитывать, что Николай Васильевич к тому времени был широко образованным человеком и по опыту официальной службы хорошо знал современное состояние России. Как специалист лесного дела он понимал необходимость радикальной перестройки не только лесного хозяйства страны, но и всего ее социально-политического строя. Естественно, идеи революционных перемен, пропагандируемые трудами Герцена и Белинского, Чернышевского и Добролюбова находили большой отклик в молодом поколении 50-60-х годов. Но свой выбор, как зрелый человек, Шелгунов сделал сознательно, а не под влиянием “революционного романтизма”, что нередко случалось с молодыми людьми того времени. Весной 1858 года Н.В.Шелгунов уезжает из России и почти год изучает организацию лесоводства во Франции и Германии. Свое пребывание за границей он использует для установления связи с русскими политэмигрантами и знакомится в Лондоне с А.И.Герценом и Н.П.Огаревым, выпускавшими там революционный журнал «Колокол». Известно, что Александр Иванович Герцен принял деятельное участие в разработке теоретических основ передовой исторической науки и к изучению прошлого он всегда подходил с желанием, прежде всего, извлечь из этого прошлого полезные уроки для политической борьбы текущего дня, уяснения перспектив исторического развития. № Видимо, беседы с Герценом, пользующимся не меньшим авторитетом, чем Чернышевский в революционных российских кругах, сыграли определенную роль в становлении исторических воззрений Н.В.Шелгунова. Что же еще дало Николаю Васильевичу 1. Иллерницний В.Е. Историография истории СССР. М., 1971. с.181 Европейский опыт многое дал Николаю Васильевичу Шелгунову. знакомство с Западной Европой? Он увидел новые для него буржуазные отношения, капиталистический строй, его государственность и идеологию. Шелгунов изучает организацию капиталистического производства и положение пролетариата. Собственные впечатления и знакомство с работой Ф.Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1845г.) побудили в дальнейшем Шелгунова дать краткое изложение этой книги и написать в дополнение к изложенному свой раздел о положении французского пролетариата. Здесь Шелгунов использовал самостоятельно собранный им материал. Его статья «Рабочий пролетариат в Англии и Франции» (1861г.) будет первой попыткой популяризировать в России книги Ф.Энгельса. Центральной темой его будущих работ станут проблемы исторического развития России и Запада, впоследствии Шелгунов признает реальность капиталистических отношений в России. Общий кризис крепостного строя, усилившийся после Крымской войны (1853-1856гг.), привел к революционной ситуации. В конце 50-х годов революционеры России «серьезно считали себя накануне». № Февральский манифест 1861 года породил перемены в настроении передовых слоев русского общества и перед революционерами во весь рост, встала проблема практических действий: создаются подпольные типографии, составляются прокламации. Разрабатывается и замысел издания периодического органа – газеты. К тому времени политическое кредо Н.В.Шелгунова окончательно определилось и он принимает программу революционеров-демократов. Н.Г.Чернышевский пишет прокламации «Великорусc» и «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», где разъяснялся грабительский характер реформы, а Шелгунов взял на себя обращение к молодому поколению и солдатам. 1. Воспоминания…Т.1. с.243; Н.Н.Новикова , Б.М.Клосс / Чернышевский во главе революционеров 1861 года. М., 1981. с.118,146. Прокламации были составлены зимой 1861 года.№ В обращении «К молодому поколению» говорилось об обманутых ожиданиях народа, звучал призыв к решительной борьбе с самодержавием: «Если для осуществления наших стремлений – для раздела земли между народом – пришлось бы резать сто тысяч помещиков, мы не испугались бы и этого». І Прокламация была отпечатана в лондонской типографии « Колокола» в количестве 600 экземпляров и распространялась в России с 1 по 4 сентября.і Смысл прокламации «Русским солдатам» тоже был вполне определенным: если крестьяне восстанут, то солдаты не должны стрелять в крестьян, ведь они сами вышли из них. Обращение «Русским солдатам…» печаталось в Петербурге. Авторов прокламаций роднит решительное неприятие реформы 1861 года, стремление «перерешить» проблемы реформируемой страны. Но есть и отличие. Прокламация Чернышевского «Барским крестьянам…» ориентирована на более передовые по сравнению с крепостной Россией буржуазно-демократические порядки Западной Европы, а в прокламации Шелгунова «К молодому поколению» проводится идея отмежевания от примеров европейских стран. Деятельность Николая Васильевича в кульминационное время первой российской революционной ситуации не ограничилась только составлением воззваний. Он пишет ряд статей на исторические темы, считая это дело весьма важным. Ещё в 1858 году по инициативе Чернышевского при «Современнике» начинает издаваться «Историческая библиотека», цель которой – познакомить русских читателей с наиболее значительными сочинениями по всеобщей, а особенно, новой истории. 1. Воспоминания…Т.1. с.339-340/ 2. Н.С.Сунцов. Экономические взгляды Н.В.Шелгунова. М., 1957. с.42/ 3. А.И.Володин, Ю.Ф.Карякин, Е.Г.Плимак. Чернышевский или Нечаев? М.,1976. с. 153. Н.В.Шелгунов хорошо понимал общественную потребность в таком ознакомлении. «Арсенал наших знаний, особенно общественных, был очень скуден,- свидетельствовал он той поре,- было известно, что на свете существует Франция, король которой Людовик ХIV говорил: «Государство это я», и за это был назван великим, знали, что в Германии, и в особенности в Пруссии, солдаты очень хорошо маршируют; наконец краеугольное знание заключалось в том, что Россия страна самая большая, богатая и сильная…»№ В 1861 году в «Современнике» были опубликованы статьи Николая Васильевича «Рабочий пролетариат в Англии и во Франции», «Литературные рабочие», «Деликатности в науке», помощью которых он надеялся расширить знания российских читателей по всеобщей истории. На активную публицистическую деятельность революционеров-демократов самодержавная власть ответила арестами и ссылками. Осенью 1961 года за распространение прокламаций был арестован по доносу поэта В.Костомарова друг Шелгунова М.И.Михайлов и сослан в Нерчинск. Сам Николай Васильевич, по данным 3-го отделения на 27 апреля 1862 года, подозревался в составлении прокламаций «Великорусc».І Весной 1862 года Шелгунов уходит в отставку, получив чин полковника и соответствующий пенсион. Вместе с женой, Людмилой Петровной он отправляется в Сибирь, на Казаковские золотые прииски, где отбывал ссылку Михайлов, с целью организации его возможного побега. По просьбе редактора журнала «Русское слово» Г.Е.Благосветлова Шелгунов за время пути пишет ряд очерков о Сибири. Путевые впечатления и знакомство с сибирским краем отразились во многих работах Шелгунова. В своих статьях он, обращаясь к 1. Шелгунов Н.В. Соч. Т.1. СПб, 1895. с. Х-ХI. 2. Новикова Н.Н., Клосс Б.М. Чернышевский Н.Г. во главе революционеров 1861 года. М., 1981. с. 91. историческому прошлому, пытается понять цели и характер территориальных приобретений России на Востоке, проводит сравнение путей европейской и русской колонизаций, делает выводы о хозяйственном использовании сибирской земли. На приисках Шелгунов пробыл не долго. Вскоре после своего приезда он по приказу Александра II был арестован и 15 апреля 1863 года заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где и пробыл под следствием до 24 ноября 1864 года.№ Николай Васильевич обвинялся в связи с «государственным преступником» Михайловым, в составлении и публичном чтении ряда прокламаций, в высказывании «враждебных мыслей». 20 месяцев он был изолирован от общественной жизни. Но в камере Шелгунов продолжает работать, пишет статьи для «Русского слова». Так появилась работа«Цивилизации прошедшего и будущего», где автор, обращаясь к истории Европы, говорит о том, что всегда и везде находились люди, противостоящие деспотической власти. Он напоминает о великих реформаторах средневековья – Ян Гусе и Мартине Лютере. По цензурным соображениям статья вышла в свет под названием «Прошедшее и будущее европейской цивилизации». В тюрьме Шелгуновым был сделан и перевод «Всемирной истории» Ф. Шлоссера. Стойкое и умелое поведение Николая Васильевича в процессе следствия и на суде избавило его от каторги, но как противник царского режима Шелгунов был лишен звания полковника, полагающейся по чину пенсии и выслан на жительство под надзор полиции в Волгоградскую губернию. Он прибывает туда в декабре 1864 года и последовательно живет в Вологде, Тотьме, Великом Устюге, Никольске, Кадникове, снова в Вологде, затем с апреля 1869 года – в Калуге, с мая 1873 года – в Выборге и с февраля 1874 года – в Новгороде. В годы ссылки Шелгунов много работает. За это время появляется ряд новых 1. Щеголев П.Е. Алексеевский равелин. М.,1989. с. 26; Примечание. с. 374. статей, посвященных важным вопросам исторической жизни России и Запада. Дарования Николая Васильевича раскрываются и с другой стороны – как философа и педагога. С начала 1872 года он начинает сотрудничать с петербургской газетой «Неделя» (издатель Гайдебуров П.А.), где печатают его «Заметки провинциального философа» и «Письма о воспитании». Размышляет Шелгунов и о современной ему российской жизни. В статье «Рабочие ассоциации» он анализирует существующий экономический порядок и приходит к мысли, что в России «есть полная возможность жить, не работая, за счет труда других…», и далее: «…общество должно, наконец, достигнуть той точки, когда люди, исполняющие наиболее полезный труд, будут играть и первую роль».№ В 1870 году Шелгунов откликнулся большой статьёй на смерть А.И.Герцена, которого ценил как одного из первых революционеров. В конце 1876 года административный надзор был, наконец, снят, и Николаю Васильевичу разрешили проживать в столице. Осенью 1879 года он возвращается в Петербург и входит в состав редакции журнала «Дело», где ведет раздел «Внутреннее обозрение» и редактирует публицистику. Николай Васильевич Шелгунов сформировался как революционер-демократ и начал свою литературно-публицистическую деятельность в обстановке острой идейной борьбы 60-х годов, что наложило известный отпечаток на его взгляды, определило его позиции по главным вопросам общественно-политической и экономической жизни России того времени как сторонника крестьянской революции, приверженца радикальных мер. Необходимым условием для успешных революционных действий Шелгунов считал глубокое осознание стоявших перед революционно-демократическим движением задач, что в свою очередь, по его мнению, невозможно было бес 1. См.: Тхоржевский С.С. Закон совести. М., 1989. с. 81. достаточного уровня знаний, теоретической подготовки. Вместе с тем он оказался активным участником общественной жизни и политической борьбы эпохи 80-х годов. Незавершенность «великих реформ», обманутые надежды на прогрессивную деятельность правительства Александра II, процессы торможения в пореформенных учреждениях – земствах, судах и пр., - все это вместе взятое, побуждало наиболее энергичную часть общества к решительным действиям. Русское революционное движение, пережив в 60-х годах яркий, но несколько сумбурный период своего становления обрело к началу 70-х годов ясное осознание стоящих перед ним целей и вполне конкретную программу действий. Оценивая прошедшее время, Шелгунов писал в своих воспоминаниях: «Шестидесятые годы явились моментом необыкновенного подъема нашего духа, небывалого напряжения наших умственных сил и небывалого ещё развития критической мысли… Умственная революция, которую мы пережили в 60-х годах, была не меньше умственной революции, которую переживала Франция с середины ХVIII». № Естественно, для него будущее поколение революционеров должно завершить дело, начатое в 60-е годы, но новая обстановка будет диктовать новые методы борьбы. В связи с этим Николай Васильевич замечает: «Эпоха 80- х годов будет не столько эпохой идей, сколько эпохой практических дел, и этим она будет отличаться от 60-х годов».І Действительно, время действий для революционеров наступило, что выразилось сначала в «хождении в народ», в работе «Земли и воли», а затем и «Народной воли». Как общественное движение 70-х – начала 80-х годов, революционные народники направили свои усилия на пропаганду идей крестьянского социализма. Часть же народников сделала своим 1. В.И.Ленин и русская общественно-политическая мысль ХIХ – начала ХХ вв. Л., 1969. с. 42. 2. См.: Тхоржевский С.С. Указ. Соч. с. 156. кредо терроризм как возможное и морально оправданное средство для скорейшего достижения своей цели. Массовое хождение в народ в1874 году при своей безуспешности свидетельствовало о широте и силе революционных настроений в русском обществе. Но постоянные неудачи и репрессии правительства, которые усилились после совершенного по собственному почину А.Соловьевым покушения на цареубийство 2 апреля 1879 года, не столько ослабляли, сколько озлобляли революционеров, вынуждали их прибегать к крайним средствам борьбы. С 1879 года после распада «Земли и воли»- организации, которая пыталась внести широкую социальную пропаганду среди крестьян, определяющую роль в борьбе с самодержавием стала играть «Народная воля», сделавшая ставку на индивидуальный террор. Какую же позицию по отношению к методам и средствам революционной борьбы, ее тактике занимал Шелгунов? Следует, прежде всего, сказать, что народовольцы поддерживали довольно тесные связи со многими видными писателями и общественными деятелями, в том числе и с Шелгуновым.№ Он отредактировал и опубликовал статью члена Исполкома «Народной воли» Тихомирова, подписанную псевдонимом «Кольцов», неоднократно вносил свою лепту в кассу народовольцев, бесплатно высылал журнал «Дело» политическим Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|