бесплатно рефераты
 

Исторические взгляды Н.В. Шелгунова

Исторические взгляды Н.В. Шелгунова

I Жизнь и деятельность Н.В.Шелгунова.

Формирование исторических взглядов.

Николай Васильевич Шелгунов как видный деятель демократической

исторической мысли сформировался и многократно раскрывался в короткое, но

бурное время революционно-общественного подъема 60-х годов ХIХ века. Со

второй половины прошлого века начинается новый период в истории России и,

следовательно, новый этап в русской исторической науке. Падение крепостного

права и дальнейшие буржуазные реформы 60-70-х годов позволили России

сделать значительный шаг по пути превращения в капиталистическую страну.

Социально-экономические и политические сдвиги оказали воздействие на

общественную мысль, начался буржуазно-демократический этап в

освободительном движении. Передовым же направлением в русской историографии

было революционно-демократическое, выдающимися представителями которого

являлись Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Они не только подвели итоги

предшествующему развитию демократической исторической мысли, но и

определили ее характерные особенности в пореформенный период. Вокруг

Чернышевского, Добролюбова, Писарева, и вокруг «Современника» и «Русского

слова» группировались многие писатели и публицисты, ставшие активными

участниками борьбы за преобразование своей страны. «У народа, лишенного

общественной свободы, - писал А.И.Герцен, один из основоположников

революционно-демократической историографии, - литература – единственная

трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и

своей совести». № Передовые мыслители правдиво,

рисовали российскую действительность, смело критиковали ее пороки, а

главное

1. См.: Сыров С.Н. Страницы истории. М., 1981.с.154

несли народу идеи свободы и гуманизма. Именно к этой блестящей плеяде

шестидесятников и принадлежит Николай Васильевич Шелгунов.

Н.В.Шелгунов, родом из дворян, родился в 1824 году в г. Петербурге. В

возрасте четырех лет он был помещен в Александровский кадетский корпус,

расположенный в Царском селе. Прошедший школу Александровского корпуса,

Шелгунов поступает в Лесной институт и успешно заканчивает его в 1841 году.

Годы учебы не оставили, по-видимому, в памяти Николая Василевича каких-либо

ярких впечатлений. «Нас не воспитывали, а дрессировали; официальная наука

была тоже дрессировкой»- отмечал он в своих воспоминаниях.№

Тем не менее, окончание института открывало перед Шелгуновым хорошие

перспективы, и начало его жизненного пути, казалось, не предвещает никаких

перемен. Из института его выпустили прапорщиком по чину и таксатором по

должности, то есть специалистом по определению товарной стоимости участков

леса. Шелгунов начинает работать в департаменте лесных дел, и за девять лет

службы он побывал в различных местах России, где организовывал и направлял

лесоводство.

Поездки на Украину, в Белоруссию, Польшу, работа в центральных

губерниях страны позволили ему не только в совершенстве овладеть своей

профессией, но и увидеть жизнь различных слоев российского народа.

В 1849 году Николай Васильевич получает назначение в Сибирскую

губернию и в Самаре начинается его сближение с либерально настроенными

выпускниками Московского и Казанского университетов. Он знакомится с

революционно-демократическими идеями, которые всколыхнули передовую

общественность после европейских событий 1848 года. В это время в России

развивается общественное движение за освобождение народа от

крепостничества. Многие образованные люди понимали, что крепостное право

изжило себя. В

1. См.: Сунцов Н.С. Экономические взгляды Н.В.Шелгунова. М., 1957. с.33

среде либерального дворянства возникло два идейных течения: славянофильство

и западничество. Славянофилы выступали против капитализма и предлагали

вернуться к патриархальным обычаям древней Руси. Западники идеализировали

европейский путь капиталистического развития. И славянофилы, и западники

признавали необходимость уничтожения крепостного развития, но путем реформ.

Кроме этих течений, в России развивалось революционно-демократическое

движение, приверженцы которого выступали за ликвидацию крепостничества и

самодержавия лишь путем народной революции. Знакомство Шелгунова с

передовыми идеями не прошло для него бесследно. Он чувствует необходимость

не только их глубокого осмысления, но и потребность более близкого

знакомства с теми людьми, что вели пропаганду революционных взглядов.

Вскоре желание Шелгунова осуществилось. Будучи в 1851 году в Петербурге, он

знакомится с Чернышевским и другими революционно настроенными деятелями, в

частности с поэтом М.И. Миайловским, братьями Лугиниными и Серно-

Соловьевичами. С этого момента у Шелгунова устанавливаются широкие и

прочные связи с кругом передовой петербургской интеллигенции, а знакомство

с Михайловским вскоре перерастает в тесную дружбу. Можно сказать, что эти

события и предопределили в дальнейшем судьбу Николая Васильевича Шелгунова

как революционера-демократа.

Следует отметить, что в начале 50-х годов Шелгунов становится видным

специалистом по лесоводству, автором капитальных трудов по лесному

хозяйству страны («История русского лесного законодательства»,

«Лесоводство», «Лесная технология» и др.) За успешную научно-педагогическую

деятельность он получает звание профессора. Однако преуспевающий в своей

административной и научной карьере зрелый человек, он порывает с ней вскоре

и устремляется в полную опасностей общественную борьбу.

Этот крутой поворот в жизни и деятельности Шелгунова объясняется,

конечно, не только тем, что судьба свела его с литературными кругами

«Современника» и «Русского слова», а затем и с такими деятелями как

Чернышевский, Добролюбов, Герцен.

Несомненно, встреча с Н.Г.Чернышевским, которого Шелгунов впоследствии

назовет своим учителем, положила начало этому повороту. Следует учитывать,

что Николай Васильевич к тому времени был широко образованным человеком и

по опыту официальной службы хорошо знал современное состояние России. Как

специалист лесного дела он понимал необходимость радикальной перестройки не

только лесного хозяйства страны, но и всего ее социально-политического

строя. Естественно, идеи революционных перемен, пропагандируемые трудами

Герцена и Белинского, Чернышевского и Добролюбова находили большой отклик в

молодом поколении 50-60-х годов. Но свой выбор, как зрелый человек,

Шелгунов сделал сознательно, а не под влиянием “революционного романтизма”,

что нередко случалось с молодыми людьми того времени.

Весной 1858 года Н.В.Шелгунов уезжает из России и почти год изучает

организацию лесоводства во Франции и Германии. Свое пребывание за границей

он использует для установления связи с русскими политэмигрантами и

знакомится в Лондоне с А.И.Герценом и Н.П.Огаревым, выпускавшими там

революционный журнал «Колокол». Известно, что Александр Иванович Герцен

принял деятельное участие в разработке теоретических основ передовой

исторической науки и к изучению прошлого он всегда подходил с желанием,

прежде всего, извлечь из этого прошлого полезные уроки для политической

борьбы текущего дня, уяснения перспектив исторического развития. № Видимо,

беседы с Герценом, пользующимся не меньшим авторитетом, чем Чернышевский в

революционных российских кругах, сыграли определенную роль в становлении

исторических воззрений Н.В.Шелгунова. Что же еще дало Николаю Васильевичу

1. Иллерницний В.Е. Историография истории СССР. М., 1971. с.181

Европейский опыт многое дал Николаю Васильевичу Шелгунову.

знакомство с Западной Европой? Он увидел новые для него буржуазные

отношения, капиталистический строй, его государственность и идеологию.

Шелгунов изучает организацию капиталистического производства и положение

пролетариата. Собственные впечатления и знакомство с работой Ф.Энгельса

«Положение рабочего класса в Англии» (1845г.) побудили в дальнейшем

Шелгунова дать краткое изложение этой книги и написать в дополнение к

изложенному свой раздел о положении французского пролетариата. Здесь

Шелгунов использовал самостоятельно собранный им материал. Его статья

«Рабочий пролетариат в Англии и Франции» (1861г.) будет первой попыткой

популяризировать в России книги Ф.Энгельса.

Центральной темой его будущих работ станут проблемы исторического

развития России и Запада, впоследствии Шелгунов признает реальность

капиталистических отношений в России. Общий кризис крепостного строя,

усилившийся после Крымской войны (1853-1856гг.), привел к революционной

ситуации. В конце 50-х годов революционеры России «серьезно считали себя

накануне». № Февральский манифест 1861 года породил перемены в настроении

передовых слоев русского общества и перед революционерами во весь рост,

встала проблема практических действий: создаются подпольные типографии,

составляются прокламации. Разрабатывается и замысел издания периодического

органа – газеты.

К тому времени политическое кредо Н.В.Шелгунова окончательно

определилось и он принимает программу революционеров-демократов.

Н.Г.Чернышевский пишет прокламации «Великорусc» и «Барским крестьянам от их

доброжелателей поклон», где разъяснялся грабительский характер реформы, а

Шелгунов взял на себя обращение к молодому поколению и солдатам.

1. Воспоминания…Т.1. с.243; Н.Н.Новикова , Б.М.Клосс / Чернышевский во

главе революционеров 1861 года. М., 1981. с.118,146.

Прокламации были составлены зимой 1861 года.№ В обращении «К молодому

поколению» говорилось об обманутых ожиданиях народа, звучал призыв к

решительной борьбе с самодержавием: «Если для осуществления наших

стремлений – для раздела земли между народом – пришлось бы резать сто тысяч

помещиков, мы не испугались бы и этого». І Прокламация была отпечатана в

лондонской типографии « Колокола» в количестве 600 экземпляров и

распространялась в России с 1 по 4 сентября.і Смысл прокламации «Русским

солдатам» тоже был вполне определенным: если крестьяне восстанут, то

солдаты не должны стрелять в крестьян, ведь они сами вышли из них.

Обращение «Русским солдатам…» печаталось в Петербурге. Авторов прокламаций

роднит решительное неприятие реформы 1861 года, стремление «перерешить»

проблемы реформируемой страны. Но есть и отличие. Прокламация Чернышевского

«Барским крестьянам…» ориентирована на более передовые по сравнению с

крепостной Россией буржуазно-демократические порядки Западной Европы, а в

прокламации Шелгунова «К молодому поколению» проводится идея отмежевания от

примеров европейских стран.

Деятельность Николая Васильевича в кульминационное время первой

российской революционной ситуации не ограничилась только составлением

воззваний. Он пишет ряд статей на исторические темы, считая это дело весьма

важным. Ещё в 1858 году по инициативе Чернышевского при «Современнике»

начинает издаваться «Историческая библиотека», цель которой – познакомить

русских читателей с наиболее значительными сочинениями по всеобщей, а

особенно, новой истории.

1. Воспоминания…Т.1. с.339-340/

2. Н.С.Сунцов. Экономические взгляды Н.В.Шелгунова. М., 1957. с.42/

3. А.И.Володин, Ю.Ф.Карякин, Е.Г.Плимак. Чернышевский или

Нечаев? М.,1976. с. 153.

Н.В.Шелгунов хорошо понимал общественную потребность в таком

ознакомлении. «Арсенал наших знаний, особенно общественных, был очень

скуден,- свидетельствовал он той поре,- было известно, что на свете

существует Франция, король которой Людовик ХIV говорил: «Государство это

я», и за это был назван великим, знали, что в Германии, и в особенности в

Пруссии, солдаты очень хорошо маршируют; наконец краеугольное знание

заключалось в том, что Россия страна самая большая, богатая и сильная…»№ В

1861 году в «Современнике» были опубликованы статьи Николая Васильевича

«Рабочий пролетариат в Англии и во Франции», «Литературные рабочие»,

«Деликатности в науке», помощью которых он надеялся расширить знания

российских читателей по всеобщей истории.

На активную публицистическую деятельность революционеров-демократов

самодержавная власть ответила арестами и ссылками. Осенью 1961 года за

распространение прокламаций был арестован по доносу поэта В.Костомарова

друг Шелгунова М.И.Михайлов и сослан в Нерчинск. Сам Николай Васильевич, по

данным 3-го отделения на 27 апреля 1862 года, подозревался в составлении

прокламаций «Великорусc».І

Весной 1862 года Шелгунов уходит в отставку, получив чин полковника и

соответствующий пенсион. Вместе с женой, Людмилой Петровной он отправляется

в Сибирь, на Казаковские золотые прииски, где отбывал ссылку Михайлов, с

целью организации его возможного побега. По просьбе редактора журнала

«Русское слово» Г.Е.Благосветлова Шелгунов за время пути пишет ряд очерков

о Сибири. Путевые впечатления и знакомство с сибирским краем отразились во

многих работах Шелгунова. В своих статьях он, обращаясь к

1. Шелгунов Н.В. Соч. Т.1. СПб, 1895. с. Х-ХI.

2. Новикова Н.Н., Клосс Б.М. Чернышевский Н.Г. во главе

революционеров 1861 года. М., 1981. с. 91.

историческому прошлому, пытается понять цели и характер территориальных

приобретений России на Востоке, проводит сравнение путей европейской и

русской колонизаций, делает выводы о хозяйственном использовании сибирской

земли.

На приисках Шелгунов пробыл не долго. Вскоре после своего приезда он

по приказу Александра II был арестован и 15 апреля 1863 года заключен в

Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где и пробыл под следствием

до 24 ноября 1864 года.№ Николай Васильевич обвинялся в связи с

«государственным преступником» Михайловым, в составлении и публичном чтении

ряда прокламаций, в высказывании «враждебных мыслей». 20 месяцев он был

изолирован от общественной жизни. Но в камере Шелгунов продолжает работать,

пишет статьи для «Русского слова». Так появилась работа«Цивилизации

прошедшего и будущего», где автор, обращаясь к истории Европы, говорит о

том, что всегда и везде находились люди, противостоящие деспотической

власти. Он напоминает о великих реформаторах средневековья – Ян Гусе и

Мартине Лютере. По цензурным соображениям статья вышла в свет под названием

«Прошедшее и будущее европейской цивилизации». В тюрьме Шелгуновым был

сделан и перевод «Всемирной истории» Ф. Шлоссера.

Стойкое и умелое поведение Николая Васильевича в процессе

следствия и на суде избавило его от каторги, но как противник царского

режима Шелгунов был лишен звания полковника, полагающейся по чину пенсии и

выслан на жительство под надзор полиции в Волгоградскую губернию. Он

прибывает туда в декабре 1864 года и последовательно живет в Вологде,

Тотьме, Великом Устюге, Никольске, Кадникове, снова в Вологде, затем с

апреля 1869 года – в Калуге, с мая 1873 года – в Выборге и с февраля 1874

года – в Новгороде. В годы ссылки Шелгунов много работает. За это время

появляется ряд новых

1. Щеголев П.Е. Алексеевский равелин. М.,1989. с. 26; Примечание. с.

374.

статей, посвященных важным вопросам исторической жизни России и Запада.

Дарования Николая Васильевича раскрываются и с другой стороны – как

философа и педагога. С начала 1872 года он начинает сотрудничать с

петербургской газетой «Неделя» (издатель Гайдебуров П.А.), где печатают его

«Заметки провинциального философа» и «Письма о воспитании». Размышляет

Шелгунов и о современной ему российской жизни.

В статье «Рабочие ассоциации» он анализирует существующий

экономический порядок и приходит к мысли, что в России «есть полная

возможность жить, не работая, за счет труда других…», и далее: «…общество

должно, наконец, достигнуть той точки, когда люди, исполняющие наиболее

полезный труд, будут играть и первую роль».№ В 1870 году Шелгунов

откликнулся большой статьёй на смерть А.И.Герцена, которого ценил как

одного из первых революционеров.

В конце 1876 года административный надзор был, наконец, снят, и

Николаю Васильевичу разрешили проживать в столице. Осенью 1879 года он

возвращается в Петербург и входит в состав редакции журнала «Дело», где

ведет раздел «Внутреннее обозрение» и редактирует публицистику.

Николай Васильевич Шелгунов сформировался как революционер-демократ и

начал свою литературно-публицистическую деятельность в обстановке острой

идейной борьбы 60-х годов, что наложило известный отпечаток на его взгляды,

определило его позиции по главным вопросам общественно-политической и

экономической жизни России того времени как сторонника крестьянской

революции, приверженца радикальных мер. Необходимым условием для успешных

революционных действий Шелгунов считал глубокое осознание стоявших перед

революционно-демократическим движением задач, что в свою очередь, по его

мнению, невозможно было бес

1. См.: Тхоржевский С.С. Закон совести. М., 1989. с. 81.

достаточного уровня знаний, теоретической подготовки. Вместе с тем он

оказался активным участником общественной жизни и политической борьбы эпохи

80-х годов.

Незавершенность «великих реформ», обманутые надежды на прогрессивную

деятельность правительства Александра II, процессы торможения в

пореформенных учреждениях – земствах, судах и пр., - все это вместе взятое,

побуждало наиболее энергичную часть общества к решительным действиям.

Русское революционное движение, пережив в 60-х годах яркий, но несколько

сумбурный период своего становления обрело к началу 70-х годов ясное

осознание стоящих перед ним целей и вполне конкретную программу действий.

Оценивая прошедшее время, Шелгунов писал в своих воспоминаниях:

«Шестидесятые годы явились моментом необыкновенного подъема нашего духа,

небывалого напряжения наших умственных сил и небывалого ещё развития

критической мысли… Умственная революция, которую мы пережили в 60-х годах,

была не меньше умственной революции, которую переживала Франция с середины

ХVIII». № Естественно, для него будущее поколение революционеров должно

завершить дело, начатое в 60-е годы, но новая обстановка будет диктовать

новые методы борьбы. В связи с этим Николай Васильевич замечает: «Эпоха 80-

х годов будет не столько эпохой идей, сколько эпохой практических дел, и

этим она будет отличаться от 60-х годов».І Действительно, время действий

для революционеров наступило, что выразилось сначала в «хождении в народ»,

в работе «Земли и воли», а затем и «Народной воли». Как общественное

движение 70-х – начала 80-х годов, революционные народники направили свои

усилия на пропаганду идей крестьянского социализма. Часть же народников

сделала своим

1. В.И.Ленин и русская общественно-политическая мысль ХIХ – начала ХХ вв.

Л., 1969. с. 42.

2. См.: Тхоржевский С.С. Указ. Соч. с. 156.

кредо терроризм как возможное и морально оправданное средство для

скорейшего достижения своей цели.

Массовое хождение в народ в1874 году при своей безуспешности

свидетельствовало о широте и силе революционных настроений в русском

обществе. Но постоянные неудачи и репрессии правительства, которые

усилились

после совершенного по собственному почину А.Соловьевым покушения на

цареубийство 2 апреля 1879 года, не столько ослабляли, сколько озлобляли

революционеров, вынуждали их прибегать к крайним средствам борьбы. С 1879

года после распада «Земли и воли»- организации, которая пыталась внести

широкую социальную пропаганду среди крестьян, определяющую роль в борьбе с

самодержавием стала играть «Народная воля», сделавшая ставку на

индивидуальный террор. Какую же позицию по отношению к методам и средствам

революционной борьбы, ее тактике занимал Шелгунов? Следует, прежде всего,

сказать, что народовольцы поддерживали довольно тесные связи со многими

видными писателями и общественными деятелями, в том числе и с Шелгуновым.№

Он отредактировал и опубликовал статью члена Исполкома «Народной воли»

Тихомирова, подписанную псевдонимом «Кольцов», неоднократно вносил свою

лепту в кассу народовольцев, бесплатно высылал журнал «Дело» политическим

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.