бесплатно рефераты
 

Гибель Титаника

радиограммах, и, хуже всего, радиограммы вообще не доставлялись на мостик!

Затем Брайд сообщил о первом сигнале бедствия, посланном "Титаником",

и о том, что немецкое судно "Франкфорт" было первым, кто откликнулся на

него, и его радист заверил, что проинформирует капитана.

После допроса Брайда был объявлен перерыв, заседание должно было

продолжиться в три часа дня. Тем временем, прибыл шериф Джо Бейлисс и

сообщил Смиту, что 29 членов команды "Титаника" вызваны на допрос.

Одновременно он обратил внимание на то, что было бы желательно допросить

еще пятерых, но они как раз отплыли на судне "Лапландия". Энергичный Смит

не терял ни минуты. Полагая, что "Лапландия" еще не покинула американские

прибрежные воды, он позвонил на базу американского военно-морского флота,

попросил, чтобы судну по радио приказали остановиться, и отправил туда на

катере Бейлисса с тем, чтобы он доставил пятерых свидетелей назад на берег.

Решительные действия Смита имели успех.

Вечернее заседание было кратким. Смит зачитал список тех, кто был

вызван для дачи показаний: кроме членов команды "Титаника" и сотрудников

компании, он намерен заслушать и значительное число спасенных пассажиров,

но только после завершения допроса команды. В заключение Смит сообщил, что

последующее заседания следственного подкомитета будут проходить в

Вашингтоне.

В тот же вечер Брюс Исмей вновь попросил разрешить ему вернуться в

Англию. Ему снова отказали. На этот раз Исмей запротестовал. Он сделал

заявление, в котором сообщил, что "с глубоким уважением относится к сенату

Соединенных Штатов, но ход расследования может скорее запутать общественное

мнение, чем выяснить спорные вопросы". Одновременно он пожаловался

британскому послу. Но Смит не позволил вывести себя из равновесия.

В понедельник 22 апреля 1912 года в 10 часов 30 минут Смит,

сопровождаемый членами подкомитета, вошел в большой зал заседаний в новом

крыле здания Сената в Вашингтоне. С большим трудом они пробились к столу.

Едва Смит произнес первое слово, как защелкали затворы фотоаппаратов, один

корреспондент даже зажужжал кинокамерой, зашуршали блокноты сотни

корреспондентов.

Главным свидетелем в этот день был двадцативосьмилетний четвертый

помощник капитана "Титаника" Джозеф Боксхолл. В отличие от Лайтоллера

Боксхолл припомнил только один случай тренировки команды на спасательных

шлюпках, проводившейся в Саутгемптоне. Тогда были спущены две шлюпки. Они

были в отличном состоянии и снабжены всем необходимым. Поскольку Боксхол

был штурманом - он провел год в мореходном колледже, где изучал навигацию и

морскую астрономию, - именно ему капитан "Титаника" Смит передавал сведения

об айсбергах, поступавшие с других судов, и он должен был отмечать их на

карте. Сенатора Смита интересовало, как и когда капитан передавал ему эти

сведения.

Боксхолл. Не знаю, это было за день или два до столкновения. Он мне

дал какие-то координаты дрейфующих айсбергов, и я нанес их на карту.

Смит. Вы знаете, когда была принята радиограмма от "Америки",

сообщившая, что "Титаник" находится вблизи айсбергов?

Боксхолл. Нет, не могу сказать.

Из дальнейшего хода допроса офицера следовало, что он не только не

знал о радиограмме "Америки", но даже и о других настойчивых

предостережениях, поступивших на "Титаник" в тот день и вечер перед

катастрофой. Это подтверждалось двумя фактами: с одной стороны, Боксхолл

был убежден, что ему не передавали ни одной радиограммы, с другой - что все

айсберги, координаты которых он нанес на карту, находились севернее

маршрута "Титаника". Боксхолл решительно указал на то, что если бы было

получено сообщение о присутствии льда южнее, он обязан был бы сообщить об

этом капитану. В показаниях Боксхолла впервые прозвучало упоминание о

"таинственном" судне, огни которого виднелись далеко от "Титаника", когда с

его палубы уже спускали спасательные шлюпки. Боксхолл сказал, что выпускали

ракеты, чтобы привлечь внимание судна, как ему сигнализировали прожектором.

Он отметил, что огни совершенно определенно видел и капитан Смит, поэтому

ссылки на мираж исключаются. А поскольку видны были два топовых огня, речь

могла идти о крупном судне. Он рассмотрел его в бинокль и видел правый

отличительный огонь, а когда судно приблизилось, даже невооруженным глазом

стал виден и красный отличительный огонь левого борта. Было похоже, что

судно поворачивало и находилось примерно в пяти милях.

Во вторник 23 апреля 1912 года подкомитет Смита вновь переселился.

Оказалось, что в большом зале заседаний плохая акустика и в нем невозможно

работать. Выбрали небольшой конференц-зал. Для дачи показаний были

приглашены офицеры и матросы "Титаника". Первым вызвали Фредерика Флита,

который ночью 14 апреля 1912 года в 23 часа 39 минут из "вороньего гнезда"

увидел роковой айсберг. Допрос Флита был непростым делом. Подкомитет с

трудом поддерживал с ним контакт, казалось, что матрос не отличается

сообразительностью и не способен четко выражать свои мысли. Но, как

выяснилось, этот парень был обескуражен присутствием в зале большого

количества репортеров и знатных особ и не мог справиться с волнением. В

конце концов терпеливый сенатор Смит получил ответы на все существующие

вопросы, из которых самым важным был вопрос о времени, когда заметили

айсберг. Флит также показал, что в "вороньем гнезде" не было биноклей,

несмотря на то, что они просили выдать их еще в Саутгемптоне. На вопрос,

кого именно они просили, Флиту пришлось назвать второго помощника капитана

"Титаника" Лайтоллера и признать, что, с его точки зрения, если бы у него

был бинокль, он смог бы увидеть айсберг на минуту раньше.

Затем давали показания два матроса "Титаника" - Роберт Хитченс и

Альфред Оливер, которые во время поступления сообщения об айсберге

находились на мостике. Хитченс был у штурвала, а Оливер появился в тот

момент, когда первый помощник Мэрдок как раз отдавал команды: сначала

"Право руля!", потом в машинное отделение - "Полный назад!" и снова

рулевому - "Лево руля!" Мэрдок надеялся, что быстрый маневр позволит

избежать столкновения, ведь он не знал, на что способен "Титаник", а на что

- нет.

В среду 24 апреля 1912 года перед началом заседания кабинет сенатора

Смита поссетил Брюс Исмей. Накануне, уже в третий раз, Исмей просил Смита

разрешить ему вернуться домой. Он предлагал прислать из Англии группу

экспертов, конструкторов и сотрудников компании, которые для расследования

будут намного полезнее, чем он сам. Но Смит вновь отказал ему. 24 апреля

главным свидетелем был пятый помощник капитана "Титаника" Гарольд Лоу. Он

подробно рассказал о своем участии в спуске спасательных шлюпок и

высказался по поводу того, почему шлюпки уходили наполовину пустыми. Лоу

подтвердил, что офицеры разрешали сесть в шлюпки только ограниченному числу

людей и это было делом личной ответственности каждого, поскольку не

исключалась возможность обрыва шлюпталей, повреждения шлюпок или отказа

спусковых механизмов. Офицеры ни в чем не были уверены полностью, ведь

число тренировок было ограниченным.

Несколько позже установили, почему суда, подошедшие утром 15 апреля

1912 года к месту катастрофы, не нашли ни одного трупа, хотя в момент

гибели "Титаника" в воду бросилось около тысячи человек. Мертвые тела

окружили льдины, и Гольфстрим отнес их от места трагедии на северо-восток.

Ни одно судно не решилось подойти слишком близко к ледяному полю. Морское

течение и льдины рассеяли тела несчастных на большом пространстве. 116

трупов команда "Маккей-Беннетт" погребла в море, остальных уложили в гробы

и отправили в Галифакс. Со всех концов Соединенных Штатов в галифакские

морги съехались члены семей, не нашедшие своих родственников среди

спасшихся пассажиров "Титаника". Президент Тафт направил в Галифакс

сотрудника военного министерства, чтобы тот установил, нет ли среди трупов

тела майора Арчибальда Батта. Его не оказалось и там.

Когда с "Маккей-Беннетт" по радиотелеграфу пришло сообщение об

обнаружении нескольких сотен трупов, компания "Уайт стар лайн" направила на

помощь из Галифакса судно "Миния". После недельных поисков "Миния" нашла

еще семнадцать трупов в 45 милях от места гибели "Титаника". 6 мая компания

"Уайт стар лайн" направила судно "Монтмэгни", которое обнаружило еще четыре

трупа. А 15 мая компания наняла четвертое судно, "Альджерина", которое

вышло из порта Сент-Джонс на острове Ньюфаундленд. Оно нашло лишь одно

мертвое тело. Суда, проводившие поиски по указанию компании "Уайт стар

лайн", нашли всего 328 тел, но не смогли осмотреть весь район Северной

Атлантики, и еще в течении нескольких недель суда, проходившие по этому

району, встречали тела с "непотопляемого" "Титаника". Моряки с судов,

проходивших по Северной Атлантике, называли этот район "плавучем

кладбищем", и многие капитаны в течении нескольких лет обходили стороной

место гибели "Титаника".

Вашингтонское расследование в основном было закончено. У Смита

накопились десятки показаний, данных под присягой спасшимися пассажирами

"Титаника" - почти исключительно пассажирами I и II классов, которые сразу

после прихода "Карпатии" в Нью-Йорк разъехались по домам. Но оставалось еще

нечто, не дававшее сенатору покоя. Это судьба пассажиров III класса.

Показания второго помощника капитана Лайтоллера, других офицеров и ряда

членов команды совпадали: пассажирам III класса не запрещалось выходить на

шлюпочную палубу. Для них, разумеется прежде всего для женщин и детей, не

было никаких ограничений при посадке в спасательные шлюпки. Но у сенатора

были сомнения, в которых его еще больше убедил полковник Арчибальд Грейси,

заслушанный следственной подкомиссией в четверг 25 апреля 1912 года. Грейси

говорил об огромном количестве людей, выбравшихся из трюма на шлюпочную

палубу, когда все спасательные шлюпки уже отошли. Было решено опросить и

пассажиров III класса, но к сожалению, многие из них уже покинули Нью-Йорк

и удалось допросить только троих пассажиров третьего класса.

Первый из них, ирландец Дэниел Бакли, оказался единственным, кто

жаловался на ограничение при выходе пассажиров III класса на шлюпочную

палубу. Он сказал: - Сначала нас пытались держать внизу, в трюме. Не

хотели, чтобы мы поднялись наверх, в помещения I класса: Один пассажир III

класса поднялся по лестнице, но, когда он захотел пройти через двери,

подошел матрос и сбросил его вниз.

Двери были закрыты? - спросил Смит.

Когда мы пытались попасть наверх, нет. Но матрос или кто-то еще закрыл их.

Тот парень, который хотел подняться наверх, выбил замок и сказал матросу,

спустившему его с лестницы, что если он попытается задержать его еще раз,

он сбросит его в море.

Могли пассажиры как-то выбраться из трюма?

Да, могли.

Думаю, что таким же образом, как пассажиры I и II классов.

Потом эти двери выбили?

Да, - ответил Бакли.

Следующим свидетелем был эмигрант-норвежец Олаус Абельсет, спасшийся в

складной шлюпке А. Он показал, что вначале выход из трюма был закрыт, но

потом его открыли, чтобы смогли пройти женщины и дети, а затем стали

пропускать и мужчин.

Смит. Как вы считаете, пассажиры из трюма и посовой части судна легко

могли выбраться наружу или их удерживали?

Абельсет. Думаю, что они легко могли выбраться наружу.

Смит. Не были ли закрыты двери, ворота или еще что-то, чтобы их

удержать?

Абельсет. Нет, сэр, я не видел ничего такого.

Смит. Вас никак не ограничивали? Вы могли выходить на палубу, как

остальные пассажиры?

Абельсет. Да, сэр.

Третьим был Берк Пикард. Он сказал, что в трюме все двери были

открыты. Он сам прошел по проходу между III и II классами и вышел на

шлюпочную палубу.

- Насколько мне известно, - уверенно заявил он, - пассажирам III

класса никто не запрещал пройти на верхние палубы, им ничто не

препятствовало.

К своему удивлению, сенатор понял, что хотя возможность спастись у

пассажиров III класса была ограничена усилиями команды, которая опасаясь

паники, предпринимала все, чтобы несколько сот мужчин не попали прежде

времени на шлюпочную палубу, сами они считали, что эти ограничения

минимальными, и были уверенны, что никто им не препятствовал спастись. Смит

не услышал от свидетелей - пассажиров III класса ни одной сколько-нибудь

серьезной конкретной жалобы.

Британская следственная комиссия.

23 апреля 1912 года председатель палаты лордов на основании

соответствующих законных предписаний поручил лорду Мерси возглавить

специальную комиссию по расследованию морских катастроф. 26 апреля 1912

года министр внутренних дел назначил пятерых членов этой комиссии. 30

апреля 1912 года министерство торговли официально потребовало проведения

расследования обстоятельств гибели "Титаника". И наконец, 2 мая комиссия

Мерси начала заседания в просторном зале Скоттиш-Холла в Лондонском

Вестминстере. Работа комиссии продолжалась до 30 июня 1912 года. Было

проведено 37 открытых заседаний, заслушано 97 свидетелей, задано 25.622

вопроса. Расходы комиссии составили 87.500 долларов.

Семидесятидвухлетний лорд Мерси был опытным юристом. В двадцать девять

лет он начал адвокатскую практику и в сорок три года стал советником в

суде. В 1897 году получил дворянский титул и в течении двенадцати лет был

судьей. Но с морскими проблемами он впервые столкнулся только в период

своей судебной практики, когда дела, которые он рассматривал, касались

адмиралтейства.

Пять членов комиссии, выполнявшие функции советников, были подобраны

весьма тщательно. Это контр-адмирал Сомерсет Гоф-Калторп, капитан

А.У.Кларк, капитан Ф.С.А.Лайон, прославленный британский кораблестроитель

профессор Дж.Г.Байлз и не менее известный кораблестроитель и технический

советник адмиралтейства Э.К.Чэстон. Все они были практиками, трое из них

-опытными моряками и двое - кораблестроителями. Как специалисты они могли

ответить на любой вопрос, касающийся судоходства, конструкции судов и их

оснащения.

В заседаниях комиссии Мерси в качестве юридических представителей

отдельных заинтересованных сторон приняли участие видные британские юристы.

Министерство торговли представляли генеральный прокурор сэр Руфус Айзкс,

государственный прокурор сэр Эжон Саймон, юристы С.Т.Роулэтт, Батлер

Аспинолл и Раймонд Аскуит, судоходную компанию "Уайт стар лайн" - сэр

Роберт Финлей с группой помощников, Национальный союз моряков и кочегаров -

Томас Скэнлен, союз докеров - Клемент Эдвардс, владельца, капитана и

офицеров "Калифорниан" - Робертсон Данлоп, сэра и леди Космо Дафф-Гордон -

Генрь Дьюк, а интересы пассажиров III класса защищал адвокат У.Д.Харбинсон.

Лорд Мерси был не так связан временем, как сенатор У.О.Смит, и на него

не оказывали со всех сторон такого давления, как на Смита. Он мог работать

в гораздо более спокойных и благоприятных условиях. В его распоряжении

находились высококлассные специалисты, поэтому лондонское расследование

было организованно гораздо лучше. Но были и некоторые отличия по сравнению

с деятельностью американского сенатского подкомитета, которые негативно

сказались на работе комиссии Мерси и достоверности тех выводов, которые она

сделала. Прежде всего действовал фактор времени: чем больше дней проходило

с момента катастрофы, тем тщательнее свидетель мог "взвесить" свои

показания и продумать, как те или иные факты скажутся на его личных

интересах или на интересах учреждения, от имени которого он выступает. В

комиссии лорда Мерси присутствовали несколько специалистов, поэтому их

точке зрения и точке зрения экспертов часто придавалось большое значение,

чем показаниям свидетелей.

Но самой большой помехой, явно мешавшей комиссии работать независимо и

объективно, опираясь исключительно на беспристрастный анализ фактов, стало

британское министерство торговли. Именно оно несло ответственность за все,

что было связанно с работой британских торговых судов. Его сотрудники

выдавали пассажирским судам удостоверения на право выхода в море, решали

вопросы оснащения судов спасательными средствами, они же отбирали офицеров

и капитанов, которые должны были выступить перед комиссией. Именно

министерство торговли в значительной степени, по мнению сенатора Смита,

ответственное за гибель "Титаника", попросило комиссию лорда Мерси

ограничить расследование двадцатью шестью основными вопросами, на которые

должны были быть получены ответы.

К работе комиссии были привлечены лучшие юристы того времени, причем

главенство лорда Мерси не было чьей-то прихотью. Еще несколько лет назад он

получил от правительства благодарность за результаты официального

расследования действий британцев в англо-бурской войне. Методы, какими он

тогда вел расследование, и выводы, к которым он тогда пришел, удостоились

высокой оценки британской печати. Это был блестящий пример "независимого"

расследования.

Во второй половине дня 2 мая лорд Мерси опустился в кресло

председателя, слева и справа от него расположились члены комиссии. Перед

возвышением, на котором сидел лорд Мерси, были расставлены столы, занятые

представителями участвовавших в разбирательстве сторон. На стене слева

висела карта Северной Атлантики, а рядом с ней большая картина с

изображением "Титаника". Прямо перед картиной находилось место для

свидетелей. Журналистам выделили места в правой части зала. В центре стояли

стулья для представителей и общественности.

В начале расследования в первую очередь были допрошены те, кто в ту

роковую ночь несли вахту: помощники капитана, механики, вахтенные матросы и

кочегары. Один за другим члены команды "Титаника" выходили к месту для

свидетелей и подробно рассказывали о ходе плавания, о столкновении с

айсбергом, о том, что происходило на судне и позднее, в спасательных

шлюпках. Временами показания свидетелей были малоинтересными для публики,

когда же дело касалось драматических эпизодов, все присутствующие в зале

начинали слушать обостренным вниманием, и даже сам лорд Мерси часто не мог

скрыть волнения. В отличии от американского расследования, комиссия Мерси

сосредоточилась в основном на проблемах мореплавания и навигации и гораздо

меньше уделяла внимания человеческим аспектам катастрофы. Само столкновение

с айсбергом, характер повреждения судна, процесс его постепенного

погружения - все это анализировалось до мельчайших подробностей, как и

вопросы, связанные с конструкцией "Титаника", его общем оснащением

спасательными средствами, приказаниями капитана, скоростью судна, его

курсом и прочее.

14 мая 1912 года в зале заседаний собралось значительно больше людей,

чем было обычно. В основном это были представители высшего лондонского

общества. В этот день должны были заслушать сэра Космо Дафф-Гордона и его

жену. Но в последнюю минуту лорд Мерси сообщил, что супруги Дафф-Гордон еще

не вернулись из Нью-Йорка, поэтому комиссия решила начать допрос членов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.