бесплатно рефераты
 

Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура

27% в 1958 г. почти до 50% в 1975 г.

Вместе с тем правительство Жискар д'Эстена стремилось сохранить хорошие

отношения с СССР. Во время неоднократных встреч Жискар д'Эстена с

советскими руководителями были подписаны «Декларация о дальнейшем развитии

дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и Францией», соглашение о

сотрудничестве в области промышленности, энергетики, туризма и ряд других

совместных документов.

Летом 1975 г. Жискар д'Эстен от имени Франции подписал Заключительный

акт. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое

состоялось в Хельсинки и предусматривало дальнейшую разрядку международной

напряженности.

2.6.1. Кризис французского общества. «Биполяризация» партий.

В середине 70-х годов Франция, как и другие капиталистические страны,

вступила в полосу экономического кризиса. Правда, абсолютный объем

промышленного и сельскохозяйственного производства Франции сокращался

только в 1975 г., но ежегодные темпы экономического развития резко

снизились. Если в 1950–1973 гг. они составляли в среднем почти 6% в год, то

в 1973–1980 гг. не превышали 1,4%. Напротив, цены в отличие от предыдущих

кризисов продолжали быстро расти, увеличиваясь ежегодно на 10–12%. Во

Франции, как и во всем капиталистическом мире, обнаружилось новое явление –

«стагфляция», т. е. сочетание стагнации экономики с инфляцией.

Со второй половины 70-х годов стало очевидным отставание некоторых

отраслей французской экономики от зарубежных конкурентов. Особенно

тревожным было положение в угольной, сталелитейной, судостроительной и

автомобильной промышленности. Часть нерентабельных предприятий была

закрыта, объем производства сократился. Сокращение темпов промышленного

развития и закрытие ряда предприятий привели к усиленному росту

безработицы. Если в 50–60-е годы число полностью безработных во Франции не

превышало 200 тыс. в год, то в 1977 г. оно достигло 1 млн., а в 1980 г. – 2

млн. человек.

Массовая безработица и инфляция значительно снизили жизненный уровень

трудящихся. Безработные и их семьи были вынуждены жить на пособия и

случайные заработки. В тяжелом положении оказались лица, получавшие

минимальную заработную плату, пенсионеры. Социальное неравенство еще более

возросло. 10% наиболее богатых французских семей владели 50% национального

богатства, а 10% наиболее бедных – 0,5%.

В обстановке кризиса оживились расистские настроения. Расисты утверждали,

что в массовой безработице повинны рабочие-иммигранты, которые составляли

8% населения и 20% наемной рабочей силы. Появилась новая, крайне правая

расистская организация, главой которой стал бывший пужадист и

ультраколониалист, миллионер Ж.-М. Ле Пен. Присвоив себе наименование

Национального фронта, она требовала выслать из Франции всех иммигрантов,

разжигала ненависть к ним, устраивала нападения на негров и арабов.

В обстановке экономического кризиса усилился процесс «биполяризации»

партий. Количество партий уменьшалось, центристские группировки ослабевали.

На парламентских выборах 1973 г., президентских выборах 1974 г., выборах

в местные органы власти в 1976 и 1977 гг. коммунисты и социалисты выступали

совместно на основе общей программы. Количество избирателей левых партий

постепенно росло, но влияние социалистов увеличивалось быстрее, чем влияние

коммунистов. На выборах в местные органы власти в 1976 г. Социалистическая

партия впервые за весь послевоенный период опередила компартию. Благодаря

подписанию совместной программы, содержавшей популярные в массах

требования, социалисты восстановили и даже увеличили свое влияние среди

рабочих. Одновременно они сумели завоевать доверие быстрорастущих средних

слоев населения, которые в своем большинстве отрицательно относились к

коммунистам и гораздо охотнее голосовали за социалистов. Таким образом,

союз левых сил на основе совместной программы оказался более выгодным для

социалистов, чем для коммунистов.

Стремясь уточнить и конкретизировать свою политику, XXII съезд ФКП,

состоявшийся в 1976 г., провозгласил необходимость мирного пути построения

демократического «социализма по-французски». Съезд постановил отказаться от

термина «диктатура пролетариата» и заменить его формулировкой «власть

рабочего класса и других категорий трудящихся». Съезд призвал не

ограничиваться союзом левых сил и создать на основе совместной программы

широкий «союз французского народа», необходимый для победы на выборах,

формирования левого правительства и осуществления демократических перемен.

В 1977 г. компартия предложила «актуализировать» совместную программу,

дополнив ее более радикальными требованиями, в частности значительно

расширить количество предприятий, подлежащих национализации. Руководство

Социалистической партии и левых радикалов отклонило предложения

коммунистов, и союз левых сил на время перестал существовать.

Значительные изменения происходили и в лагере правых. Партия ЮДР,

утратившая пост президента республики и прежнее влияние в правительстве,

переживала серьезный кризис. За один год (с 1974 по 1975) ее численность

упала с 200 до 60 тыс. человек. Влияние ЮДР среди избирателей сократилось

почти вдвое. Напротив, возглавляемая Жискар д'Эстеном партия «независимых

республиканцев» укрепляла позиции. Она установила тесные контакты с

группировками бывшей правой оппозиции и сотрудничала с ними в

правительстве.

Чтобы предотвратить дальнейший упадок ЮДР, ее генеральный секретарь Ж.

Ширак решил уйти из правительства и заняться реорганизацией партии, В

августе 1976 г. он покинул пост премьер-министра. Его сменил близкий к

Жискару д'Эстену формально беспартийный профессор политической экономии Р.

Барр.

В декабре 1976 г. на чрезвычайном съезде ЮДР было принято решение ввиду

предстоявших в 1978 г. очередных парламентских выборов создать на основе

ЮДР новую партию, принявшую название «Объединение в поддержку республики»

(ОПР). Председателем ОПР стал Ж. Ширак. Лидеры ОПР объявили о намерении

хранить «основные ценности голлизма», повысить темпы экономического

развития, бороться с безработицей, а главное – не допустить победы левых

сил на выборах 1978 г.

Продолжили свою перегруппировку и «независимые республиканцы». В 1977 г.

они переименовали себя в Республиканскую партию, а в марте 1978 г.

объединились с остатками бывшей правой оппозиции в Союз за французскую

демократию (СФД), лидером которого являлся Жискар д'Эстен. Таким образом,

на парламентских выборах 1978 г. в борьбу вступили четыре главные партии –

две правые и две левые.

В первом туре голосования левые партии, выступавшие на этот раз

раздельно, впервые в истории Пятой республики собрали в общей сложности

48,4% голосов – больше, чем правые, причем социалисты вновь опередили

коммунистов. Однако благодаря расколу левых сил и выгодной для правых

мажоритарной системе голосования правые партии, получившие в совокупности

46,5% голосов, завоевали абсолютное большинство мест в парламенте. Больше

всего избирателей голосовало за социалистов и партию ОПР (по 22,6%),

немногим меньше–за СФД (21,5%). Компартия увеличила число своих избирателей

на 800 тыс. человек, но собрала только 20,6% голосов и оказалась на

четвертом месте.

7 Правительство левых сил.

В связи с истечением полномочий В. Жискар д'Эстена в мае 1981 г. во

Франции состоялись очередные выборы президента республики. Основными

кандидатами правых партий являлись бывший президент В. Жискар д'Эстен и

основатель ОПР Жак Ширак. Социалистическая партия выдвинула своим

кандидатом Ф. Миттерана, Коммунистическая партия – генерального секретаря

ФКП Ж. Марше. В первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного

большинства голосов. Согласно закону, во втором туре выборов могли

участвовать только два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в

первом туре:

Жискар д'Эстен и Миттеран. Чтобы не допустить победы кандидата правых,

коммунисты призвали своих избирателей голосовать за Миттерана. 10 мая 1981

г., набрав при поддержке коммунистов почти 52% голосов, Миттеран был избран

президентом Франции. Впервые за годы Пятой республики пост президента занял

социалист.

Поскольку большинство мест в Национальном собрании прежнего состава

принадлежало правым партиям, Миттеран распустил парламент и назначил новые

выборы. Накануне выборов Коммунистическая и Социалистическая партии

заключили соглашение о взаимном снятии кандидатур во втором туре в пользу

того из левых кандидатов, кто соберет наибольшее число голосов в первом

туре. ОПР и СФД подписали аналогичное соглашение.

Выборы состоялись в июне 1981 г. и принесли огромный успех

Социалистической партии. Она получила наибольшее в своей истории количество

голосов избирателей–37,5%. Благодаря мажоритарной системе голосования,

которая теперь действовала в пользу социалистов, этого оказалось

достаточно, чтобы Социалистическая партия одна завоевала абсолютное

большинство в Национальном собрании

Успех социалистов объяснялся прежде всего стремлением к переменам,

охватившим широкие массы населения. С победой социалистов, обещавших

провести в жизнь совместную программу, они связывали надежды выйти из

кризиса, покончить с безработицей, повысить жизненный уровень, улучшить

условия труда. За Социалистическую партию голосовала даже часть избирателей-

коммунистов, считавших, что социалисты имеют больше шансов на успех, чем

компартия. Вместе с тем за Социалистическую партию голосовала и часть

избирателей правых партий, разочаровавшихся в политике своего руководства.

Поскольку в большинстве избирательных округов социалисты в первом туре

выборов опережали коммунистов, им было выгодно соглашение о взаимном снятии

кандидатов левых партий во втором туре.

Компартия понесла серьезные потери. Она потеряла более 1,8 млн.

избирателей по сравнению с предыдущими парламентскими выборами 1978 г. и

собрала лишь 16% голосов.

Сокращение влияния ФКП объяснялось рядом причин. Длительное участие

коммунистов в совместной деятельности с социалистами на основе общей

программы привело к тому, что в представлении части избирателей стала

стираться принципиальная разница между Коммунистической и Социалистической

партиями. Чтобы добиться победы над правыми, они голосовали за кандидатов

Социалистической партии, которые, по их мнению, имели больше шансов быть

избранными, чем коммунисты. Существенное влияние на исход выборов оказали

изменения в структуре рабочего класса и всего населения Франции. К этому

времени стало явственно ощутимым падение удельного веса тех слоев рабочего

класса, где коммунисты традиционно имели большое влияние (железнодорожники,

шахтеры, металлисты, автомобилестроители и др.), и увеличение таких

категорий трудящихся (рабочие новых отраслей промышленности, средние слои

населения), которые отдавали предпочтение социалистам. Часть избирателей-

коммунистов была недовольна сотрудничеством ФКП с Социалистической партией,

которая оставалась на позициях социал-реформизма, другая же часть,

напротив, не одобряла «актуализацию» совместной программы, полагая, что это

мешает единству левых сил. Наконец, крайне неблагоприятное влияние на

положение французской компартии оказывали все более нараставшие кризисные

явления в жизни социалистических стран и жесткий внешнеполитический курс

тогдашнего руководства Советского Союза, в особенности ввод советских войск

в Афганистан, вызвавший протесты в различных слоях французского общества.

После выборов Миттеран сформировал правительство, в котором основные

посты заняли социалисты и левые радикалы. Он предложил коммунистам войти в

правительство, и компартия приняла это предложение. Коммунисты возглавили 4

министерства из 44: министерства транспорта, здравоохранения,

профессионального образования, общественных служб и административных

реформ. Премьер-министром стал видный деятель Социалистической партии П.

Моруа.

В течение 1981–1982 гг. правительство левых сил с участием коммунистов

осуществило ряд мер, предусмотренных совместной программой. Оно

национализировало все крупные частные банки и 9 крупнейших

монополистических групп. Вместе с ранее национализированными банками и

предприятиями государственный сектор охватил 95% кредита, 32% промышленной

продукции, 24% рабочих и служащих. Под контроль государства перешло 84%

авиационной промышленности, 80% производства стали, 50% производства

химической промышленности. Владельцы национализированных предприятий

получили выкуп, соответствующий максимальной рыночной стоимости акций

Национализированные предприятия продолжали действовать в соответствии с

законами капиталистического рынка.

Правительство левых сил провело демократическую налоговую реформу Оно

отменило налоги на лиц, получающих минимум заработной платы, и ввело налог

на крупные состояния (свыше 3 млн. франков). Неоднократно повышались

минимум заработной платы и семейные пособия. Пенсионный возраст был снижен

с 63 до 60 лет (одинаково для мужчин и женщин), размеры пенсий увеличены.

Продолжительность оплачиваемого отпуска возросла с 4 до 5 недель,

продолжительность рабочей недели сокращена с 40 до 39 часов. Расширились

права профсоюзов, запрещались увольнения за политическую и профсоюзную

деятельность. Правительство увеличило полномочия местных органов власти,

отменило смертную казнь, провело амнистию.

Внешнеполитическая программа правительства Миттерана – Моруа

провозглашала необходимость преемственности внешней политики Франции,

обещала проводить курс на разрядку международной напряженности и

установление дружественных отношений со всеми странами, включая Советский

Союз. Вместе с тем правительство особо подчеркивало приверженность Франции

Североатлантическому пакту и настаивало на усилении французских вооруженных

сил

Первые мероприятия правительства левых сил встретили одобрение

трудящихся, но вызвали упорное сопротивление буржуазии, организовавшей

«бегство капиталов» за границу Только в 1981 г. из Франции было вывезено 77

млрд. франков В 1982 г. около 500 млрд. франков (примерно 10% национального

достояния) оказалось в швейцарских банках

Застой в экономике продолжался 45% предприятий объявили себя дефицитными

Цены росли, сводя на нет увеличение заработной платы, пособий и пенсий. За

три года деятельности правительства левых сил (с 1981 по 1984 г.) цены

выросли почти на 35%, а промышленное и сельскохозяйственное производство

увеличивалось лишь на 1–1,5% в год. Рост безработицы замедлился, но не

прекратился. Валюта оставалась неустойчивой. В течение 1981–1984 гг. франк

девальвировали четыре раза. В 1982 г. правительство левых сил отказалось от

проведения новых социальных реформ и перешло к политике жесткой экономии.

Правительство блокировало доходы и цены, затем повысило налоги на товары

массового потребления, в том числе на бензин, табак, вино.

Лидеры Социалистической партии больше не говорили ни о «разрыве с

капитализмом», ни даже о новых реформах. Они лишь призывали трудящихся к

новым жертвам во имя «экономии» и борьбы с кризисом.

В области внешней политики правительство Миттерана – Моруа продолжало

линию на укрепление связей Франции с США и странами Западной Европы,

особенно с ФРГ. Французские войска регулярно участвовали в военных маневрах

НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. По инициативе Франции

с ФРГ были сняты ограничения на производство обычных вооружений. Вопреки

обещаниям совместной программы, Франция увеличивала свои военные расходы,

продолжала совершенствовать ракетно-ядерное оружие.

В условиях роста международной напряженности и усиления конфронтации СССР

и США в первой половине 80-х годов ухудшились и франко-советские отношения

Экономические и культурные связи Франции и СССР сократились, хотя и не

прерывались.

Все это вызывало разочарование и недовольство широких народных масс,

ранее поддерживавших правительство. Считая, что продолжение такой политики

ведет к углублению кризиса и росту безработицы, Коммунистическая партия в

июле 1984 г. вышла из правительства. В правительстве остались только

социалисты и левые радикалы.

8 Выборы 1986 г. Победа правых партий.

В марте 1986 г. во Франции состоялись очередные парламентские выборы.

Левые партии потерпели серьезное поражение. Социалистическая партия

потеряла свыше 6% избирателей, Коммунистическая партия – 6%. Впервые за

весь послевоенный период коммунисты получили меньше 10% от общего числа

голосовавших.

Неудачи правительства левых сил зачастую воспринимались массами как

свидетельство невозможности глубоких общественных преобразований. Они

вызвали настроения разочарования и пессимизма, «сдвиг вправо» в

общественном сознании. Проводимый компартией в течение длительного времени

курс на достижение общественных преобразований путем победы на выборах

союза левых сил, объединенных совместной программой, оказался неудачным. Он

породил иллюзии в отношении Социалистической партии и способствовал

ослаблению компартии.

Правые партии собрали в общей сложности 56% голосов, причем за крайне

правую расистскую группировку. Национального фронта голосовало более 9%

избирателей, почти столько же, сколько за Коммунистическую партию.

В результате выборов 1986 г. правительство сформировали правые партии –

ОПР и Союз за французскую демократию. Премьер-министром стал лидер ОПР Жак

Ширак. Президентом остался Франсуа Миттеран. Создалась необычная ситуация:

левый президент сосуществовал с правым правительством и правым большинством

в парламенте.

Одним из первый мероприятий правительства Ширака была частичная

денационализация промышленности и банков. Правительство предложило в

течение 5 лет продать в частную собственность 42 банка, 3 страховые

компании и 9 крупных промышленных предприятий, национализированных

правительством левых сил, а также правительствами Четвертой республики. В

1986–1987 гг. было распродано около десятка государственных предприятий, в

том числе банки, некоторые промышленные предприятия и оружейные заводы. По

настоянию президента Миттерана дальнейшая распродажа была приостановлена.

Во Франции сохранился крупный государственный сектор экономики и продолжала

действовать система государственного индикативного планирования.

Правительство правых отменило налог на крупные состояния, ликвидировало

государственный контроль над ценами, над ввозом и вывозом капитала,

сократило расходы на социальное страхование. Покупательная способность

населения уменьшилась, безработица вновь возросла.

Внешнеполитический курс правительства Ширака был направлен на продолжение

сотрудничества с США и странами Западной Европы. Правительство считало

одной из своих главных целей завершение интеграции стран «Общего рынка» к

1992 г. Оно увеличивало военные расходы, участвовало в гонке вооружений.

В новых условиях, созданных победой правых, левые силы продолжали борьбу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.