бесплатно рефераты
 

Этнология: кельты

сохранять кельтские традиции. Шотландцы, ирландские захватчики и поселенцы

в северной Британии, проникали туда еще во 2 веке, а в 4 веке н. э. о них

уже прямо говорят источники. Они основали шотландское государство,

поглотившее старых пиктов и каледонцев и умножившее кельтское население в

Уэльсе, Корнуэлле и на острове Мэн. Старые кельтские традиции держались там

очень упорно. Еще в 1249 г. там происходило торжественное возведение в

должность шотландского короля. Король после церковной коронации в храме

приводился в процессии к священному камню, где ему читалась вся его

родословная на гэльском языке, а народ воздавал ему почести.

Островное кельтское искусство развивалось самостоятельно еще в начале

нашей эры, и римское влияние в конце 1 века коснулось сначала территории

Англии. В это же время получила развитие особая кельтско-романская

эмальерная индустрия, использовавшая стилизованный растительный орнамент и

в общих чертах порою близкая галльским украшениям terrae sigillatae, часто

применялась трехцветная эмаль, что позволяло более ярко выделить узор на

фоне. В северной Англии, на территории враждебно относящихся к Риму

бригантов, еще во 2 веке достигает высокого уровня художественная обработка

металлов. Свою долю в художественно-ремесленное производство вносит и

Шотландия, где изготовляются шейные обручи с чеканным рельефом с

видоизмененными кельтскими узорами. Это до известной степени некое

возрождение кельтского искусства, частично уже оплодотворённого южными

элементами; в нем снова проявляются уже хорошо известные способности

кельтов перерабатывать чужие образцы в собственном духе. Абстрактность

кельтской орнаментики в островном искусстве была доведена до предела. Это

уже не просто стилизация естественных форм, а совершенно новое творчество,

создающее независимые от природы и действительности формы.

Когда восточной и центральной Англией в середине 5 века овладели англы и

саксы, часть населения Британии передвинулась в арморийскую область в

Бретани, часть осталась. Ирландия же осталась кельтской, как и Корнуэлл,

Уэльс и северо-западная Англия. Отстаивание кельтских позиций в этот период

связано с некоторыми именами, как, например, Аврелий Амброс и король Артур;

их подвиги послужили основой нового цикла легенд.

Очень рано, еще в 4 веке, в Ирландии появляется христианство, которое

пускает там весьма глубокие корни. В 5 веке обращению населения в

христианство особенно помог Патрик. На территории отдельных племен в

Ирландии возникали монастыри, мужские и женские, которые, однако, не

образовыали единой организации, не были связаны единством устава и были вне

системы папского централизма. Христианство в Ирландии, таким образом, уже

начиная с 4 века, развивалось изолированно и могло сохранять различные

древние обычаи.

Новокельтский стиль и его отголоски на материке. Оформление книг

В 6 веке группы ирландских миссионеров хлынули на европейский континент,

в Галлию и в более отдаленные области. Особенно важное значение имела

деятельность Колумбана младшего. Благодаря ему возникли монастыри в

Бургундии (Аннеграй) и важный монастырь в Люксей (северо-западнее от

Бельфора у подножья хребта Вогез), центр литературной деятельности и

искусства иллюминирования книги. Из последователей Колумбана в начале 7

века работали в Баварии Эустазкй, а в Швейцарии Гавел; Килиан во 2 половине

7 века добрался до самой Тюрингии (он был потом убит у Вюрцбурга). Позже

эти пришельцы из Ирландии пользовались официальной поддержкой. Карл Великий

пригласил к своему двору в 782 г. Алкуина из Йорка, по происхождению,

вероятно, ирландца, и назначил его аббатом в Тур; в это же время возникла и

придворная школа, schola palatina. Ирландские миссионеры обосновались также

в епархиях Пассау и Зальцбург и, по всей вероятности, проникли даже в

Моравию еще до расцвета Великоморавской державы. Они распространяли не

только веру; благодаря им появляются и некоторые типы церковных зданий.

Позднее кельтское искусство достигло полного расцвета в 7—9 веках, как в

области художественной обработки металла, так и в области иллюминирования

книг, носившего скорее каллиграфический характер (рисунки пером лишь слегка

оттенялись красками). Этот новокельтский стиль, отчасти идущий по стопам

старого кельтского искусства, особенно кельтской орнаментики, воспринял и

много иных элементов, заимствованных из поздней антики, с юго-востока и

востока и, наконец, из искусства коптов и сирийцев. Ирландская область

сделалась оплотом христианства на европейском западе, и многие монахи с

востока под напором исламской экспансии иногда были вынуждены искать

убежища в этих западных монастырях. Некоторые элементы новокельтского стиля

старое кельтское искусство не знало, например ленточную плетенку и вообще

плетеные узоры. Но зато бесспорно кельтский характер носит спиральный

орнамент, который в ирландских работах превращается в трубкообразно

расширяющиеся спирали или в вихревые спиральные узоры. Подобные элементы

появляются как в украшении изделий из металлов, так и в иллюминировании

книг.

Делались попытки разбить развитие этого новокельтского стиля на три

главных периода следующим образом: в первом из них (с середины 7 века)

главное место принадлежит Ирландии и Шотландии, где возрождается

художественное творчество, в котором постепенно появляются и фигурные

мотивы; во втором периоде, во время борьбы с викингами, спиральный орнамент

отходит на задний план и на первое место выдвигается плетенка; в третий

период, с начала II века, творческая деятельность сосредоточивается главным

образом на предметах культа и церковного обихода — мощехранильницах,

футлярах для евангелия, колокольчиках и др. Много изделий ирландского

художественного ремесла хранится в музеях на островах, особенно в Дублине.

Однако и на континенте встречается много изделий, связанных с новокельтским

искусством. Такова, например, известная чаша Тассило (баварского герцога

конца 8 века), которую некоторые специалисты считают подражанием англо-

саксонскому образцу, и ряд других бесспорно южноанглийских изделий.

Большое значение имеет иллюминирование ирландских рукописей, независимо

от того, было ли оно исполнено непосредственно в Ирландии (Scotia Major)

или в Нортумберланде и Уэльсе или же в некотором из континентальных

монастырей. Североанглийская область, где после введения христианства

возникла самостоятельная ирландская церковь, позже, после 664 г., была

присоединена к римской церкви, но и там, в иллюминировании книг продолжало

отражаться ирландское влияние, которое сказывалось и на материке.

Иллюминирование книг в ирландско-английской среде достигло необыкновенного

расцвета, и до настоящего времени сохранилось много памятников этого

искусства. Это книги религиозного содержания, главным образом евангелия. Их

богатое иллюминирование носит по преимуществу абстрактный и геометрический

характер и даже фигурные мотивы подвергаются глубокой стилизации и

орнаментации. Точное датирование книг представляет большие трудности.

Некоторые рукописи относятся по всей вероятности еще к 7 веку. В 8 веке

развитие этого вида искусства достигло своего расцвета (Дурроу, евангелие

из Линдисферна, Эхтернах, Лихтфильд, евангелие из Св. Гавлав Швейцарии и

много других). В роскошном евангелии из Келлса (BOOK of Kells, Ирландия,

недалеко от Дублина), относящемся, вероятно, к концу 8 или началу 9 века,

абстрактная орнаментика комбинируется со звериными и фигурными мотивами,

которые сами образуют почти орнаментальные узоры. Рукописи этого вида были

рассеяны по всему кельтскому миру, повсюду, куда проникло ирландско-

шотландское влияние.

На островах викинги дошли до самой Шотландии, ирландская же область

оказывала сопротивление и в результате битвы у Клонтарфа в 1014 г.

обеспечила для себя еще определенный период расцвета и консолидации, когда

художественное творчество ориентировалось главным образом на нужды церкви.

Это творчество следует уже оценивать с точки зрения средневекового

церковного искусства. К памятникам в островной области необходимо

причислить и каменные кельтские кресты, часто очень богато

орнаментированные; некоторые из них относятся уже к II веку (Керью в

Уэльсе).

Кельтский дух снова ожил в Европе, когда с II века бродячие певцы

распространяли во Франции и Германии старые кельтские легенды, а придворный

эпос облачал старый мир древнекельтских сказаний в новое одеяние (Хрестьен

де Труае, Готфрид из Штрассбурга и особенно Вольфрам из Эшенбаха), воспевая

короля Артура, Персифаля, св. Грааля и Тристана и Изольду. Во время

крестовых походов в эти древнекельтские отзвуки вплетались многие восточные

элементы. Когда под влиянием романтизма в 18 веке снова возрос интерес к

древнему прошлому народов, то именно кельтская среда и кельтское наследие и

послужили богатейшим источником, вдохновлявшим выдающихся представителей

европейской культуры: Гердера, Гете, Шатобриана, Р. Вагнера и др.

Ирландский народ — единственный народ, который наиболее полно сохранил

свой кельтский характер. До настоящего времени существует и кельтское

литературное творчество, в котором отражается глубокая любовь к природе. С

произведениями некоторых поэтов нашего времени (Груффилд в Кардифе, Ропер

Эр Марсон в Бретани и др.) в переводе хотя бы частично познакомил

европейскую общественность в 1944 г. известный знаток кельтского языка и

литературы Я. Покорный.

Кельтское наследие в Средней и Северной Европе

В Средней Европе границы Римской империи еще до рубежа летоисчислении

оказались у самых берегов Дуная. Области на юг от Дуная до его северо-

южного течения сделались римскими провинциями, как Реция и Норик, так и обе

Паннонии, Верхняя и Нижняя. Римляне подорвали могущество даков, а местами

продвинули свою границу на север от Дуная. К югу от Дуная расцвела новая

жизнь, влияние которой просачивалось и в южную Моравию и в Словакию, так

как обе эти страны стали непосредственными соседями Римской империи.

Римское господство скоро оперлось на систему военных крепостей и городов

с гарнизонами легионеров при Дунае, Виндобоне-Вене, в Карнунте

(Сагпип1ит),на современной австрийской территории против словацкого Девина,

в Скарбанции — Шопроне у Низедерского озера и Аррабоне (нынешний Раб-Дьер),

в Бригетии на венгерской территории против Комарно и особенно в Аквинке

(Аквинкум) в современной будапештской области. На некоторое время, особенно

во 2 веке, римская власть укрепилась также севернее в Мушове у Микулова в

Моравии или в Ступаве в Словакии; в самое последнее время была найдена

римская усадьба в Милановцах у г. Нитра. Известная латинская надпись на

скале в Тренчине свидетельствует о том, что около 179 г. римская армия

проникла в эту часть Словакии. Непосредственно по соседству с современной

Моравией и Словакией возникли два особенно крупных центра, Карнунт, через

который шли международные пути, и Аквинк с военным и гражданским городом; в

этих местах количество населения достигало нескольких десятков тысяч. На

южном берегу Дуная была построена римская дорога, вымощенная камнем, а

сообщение по Дунаю поддерживал римский флот.

Однако остатки кельтских поселений и племенной организации бойев

удержались в Паннонии, несомненно, в течение всего 1 века нашей эры, и

кажется, что "civitas Boiorum"'существовала еще во 2 веке. Равно и

кельтские имена в надгробных надписях свидетельствуют, что наряду с

иллирийцами кельты составляли значительную часть тогдашнего населения;

некоторые эмблемы на этих надгробных памятниках также говорят об их

кельтском происхождении. Кельтские влияния заметно сказываются как в

производстве, так и в художественных ремеслах.

В середине последнего столетия до н.э. в тяжелом положении оказались

также остатки чешских кельтов. С севера их уже долгое время сильно теснили

германцы, а небольшие германские группы уже прочно обосновались в стране не

только там, где Эльба переходит чешскую границу, но и в области г. Чешская

Липа (Естржеби) и между городами Турнов и Чешский Дуб (кобыльская группа

погребений с трупосожжением). Кельты спешно возводили оппидумы в южной

части страны, но это не могло уже повлиять на ход событий. Примерно в 10—8

гг. до н. э. германские дружины растеклись по всей стране, вызвали падение

оставшихся кельтских твердынь и вскоре во главе с Маробудом и племенем

маркоманов образовали новую политическую силу. Не исключено, что Маробуд

обосновался в одном из захваченных кельтских оппидумов. Можно предполагать,

что в Чехии оппидумы еще жили определенное время и при новой, германской

власти, в начале нашей эры, главным образом там, где еще работали некоторые

кельтские мастерские.

Кельтское могущество в нашей стране пало, в Чехии, по всей вероятности,

раньше, чем в Моравии, а власть бойев в Паннонии была уже за пятьдесят лет

до этого сломлена напором даков. Однако нельзя забывать о том, что наследие

кельтов между тем сделалось прочным достоянием культуры Средней и Северной

Европы и послужило базой дальнейшего развития. Культура самих германцев,

которые ускорили падение власти кельтов в Чехии, а позже и в Моравии, была

уже сильно кельтизированной культурой. Еще во 2 веке они переняли из

кельтской среды много технических навыков в производстве, в изготовлении

украшений (особенно фибул) и керамики. Иногда весьма трудно отличить, что

является в материальной культуре германцев их собственным творчеством, а

что возникло под кельтским влиянием. Равно ив позднее римское время еще

явно сказывается кельтское прошлое страны, ее кельтское наследие, а

возможно, и существование некоторых мелких кельтских групп. Производство

керамики на гончарном кругу прекратилось, но керамика, изготовляемая ручным

способом, и в начале новой эры по своим формам, отдельным элементам и

способу производства, напоминает в Чехии и Моравии кельтские образцы.

Производство украшений и особенно фибул во всем дунайском бассейне исходит

из позднелатенских форм, в художественных ажурных и других работах

постоянно используются мотивы кельтской орнаментики. Целые наборы кельтских

железных орудий и инструментов, сельскохозяйственных и ремесленных,

использовались во всей Средней Европе и почти без изменений сохранились до

расцвета средневековья. Технические и технологические достижения кельтов

пустили очень глубокие корни. Кельтские племена ушли со сцены как

политический фактор, но их наследие сделалось основой дальнейшего развития

и переживало в последующие эпохи моменты известного возрождения. Общим

достоянием остались также многие названия, особенно некоторых рек и

возвышенностей. Кельтского происхождения, по-видимому, названия Лабы,

Огрже. Изеры, а возможно и Мже, а также некоторых рек в Словакии; кельтское

происхождение приписывается старым названиям среднеевропейских

возвышенностей, Герцинскому лесу ("дубовый" лес), Судетским горам (горы

"диких кабанов"?) и Габрете, древнему названию нашей Шумавы. Равно и многие

имена "городов", приводимые во 2 веке александрийским ученым Клавдием

Птолемеем, по всей вероятности, происходят от старых кельтских торговых

центров в Средней Европе.

Кельтское влияние и латенская культура проникли не только на польскую

территорию к северу от Карпат и оказали там сильное влияние на последующее

развитие, но и на северовосток, на территорию современной Украины. В

Закарпатье кельтские поселения обнаружены в районе г. Мукачево, еще далее

на Украину проникло сильное культурное влияние и торговые связи, следы

которых мы находим в культурах на рубеже летоисчисления, например в

северном Причерноморье, и в зарубинецкой культуре Поднепровья. Наиболее

ярко это влияние отражается в производстве фибул, которые исходят из

кельтских образцов.

Такое же положение было и в Северной Европе. Еще в раннелатенское время

различные кельтские изделия попали в Данию и в южную Скандинавию, например

некоторые украшения, особенно фибулы, художественно исполненные культовые

котелки, культовые колесницы с богатой оковкой. Эти кельтские импортные

товары позволяют археологии разработать более точную хронологию развития

Северной Европы и проследить элементы кельтской культуры и в более позднее

время. Когда во 2—3 веках в галльско-римской среде настал период известного

кельтского возрождения, носителем которого были, главным образом, народные

массы, плодами этого возрождения воспользовался и север Европы. Отдельные

элементы кельтского происхождения проявляются затем в 7—10 веках в деталях

украшений осеберской ладьи, в еллингском стиле и в других работах; конечно,

исключительно этими элементами художественное творчество не исчерпывается,

это лишь реликты и отголоски, видоизмененные и дополненные в последующие

эпохи.

Значение кельтов для европейской цивилизации не имеет аналогии в

древнейшей истории Европы. В древнее время им принадлежит заслуга сближения

"варварской" Европы с источниками развитой южной культуры и цивилизации

рождающегося античного мира. Позже кельты использовали свои организаторские

способности, свои технические достижения и содержание художественных

произведений и создали ту экономическую и торговую базу, основные черты

которой наложили свою печать на среду в целом. Они обогатили европейскую

цивилизацию более совершенными производственными методами и процессами,

ввели большую специализацию производства и тем самым создали предпосылки

для последующего развития в средние века. Они завершили в Средней Европе

древнейшее развитие цивилизации. Позже они потеряли свои политические и

экономические позиции, но кельтские традиции с очаровательными отголосками

в мелких художественных произведениях и их таинственным миром героических

подвигов, легенд и сказаний, так упорно коренящиеся особенно на западе,

сделались богатейшей сокровищницей европейской культуры, из которой черпали

ее выдающиеся представители. Современный мир часто даже не сознает этого.

КЕЛЬТСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА

Внешний вид и характер кельтов

По описаниям некоторых древних писателей, кельты были высокого роста, с

голубыми глазами, русыми волосами и нежной кожей. Под это описание, однако,

нельзя подвести всех кельтов. Захоронения кельтских воинов, то есть

представителей ведущего общественного слоя, найденные в Средней Европе,

свидетельствуют о том, что в росте мужчин была большая разница. Так,

например, на кельтском могильнике в Брно-Маломержицах наряду с вооруженными

мужчинами довольно маленького роста (длина тела около 150 см) были

похоронены и воины среднего и высокого роста (в могиле №42 лежал мужчина

ростом около 195 см). То же наблюдается и в словацких могильниках. В Горни

Ятове-Трновце на Ваге погребения мужчин и женщин ростом в среднем 150—160

см — обычное явление, рост около 180 см встречается реже; в могильнике в

Дворах на Житаве рост погребенных 160—170 см — частое явление.

И с антропологической точки зрения нельзя говорить о ярко выраженной

расе. Произведенные некоторые антропологические измерения, например в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.