бесплатно рефераты
 

Этнология: кельты

и тем же словом, но медь называется по-разному. Поэтому и в настоящее время

многие исследователи считают, что расселение различных индоевропейских

групп можно отнести ко времени, когда начали различать медь и бронзу,

примерно к концу 3 тысячелетия. Появление новых индоевропейских групп в

Малой Азии и Индии часто относят ко времени около 2000 года, а в Греции и

Италии к более позднему периоду. В начале железного века это расселение

считают законченным, только между кельтами и германцами около 1000 года мог

еще существовать более тесный контакт: железо они называют одинаковым

словом (по-кельтски isarno, по-готски eisarn). Эти выводы основаны на

филологических данных, но последний факт можно было бы объяснить и влиянием

кельтской среды на германцев.

Археология сама на основе своих источников не может воссоздать картину

возникновения и развития языковой общности в конце неолита. Данные

археологии показывают, что в то время во всей области, о которой мы

говорим, имелся ряд культур, возникновение которых различно и которые во

многих случаях существовали рядом друг с другом. Бесспорно, что вклад

племен культуры шнуровой керамики (боевых топоров) был значителен в той

области, которую мы считаем родиной кельтов. Английский ученый Хоукс не

колеблясь называет кельтами (протокельтами) племена культуры колоколовидных

кубков, смешавшиеся с племенами культуры шнуровой керамики; равно и француз

Губер (мы приводим хотя бы наиболее известные в этой области науки имена)

полагает, что прародину кельтов следует искать на островах еще в эпоху

мегалитических сооружений и в конце неолита. Окончательное решение этого

вопроса, конечно, принадлежит будущему.

Положение значительно изменилось во 2 тысячелетии, в эпоху бронзы. Вместо

мозаики различных культур на всей территории к северу и северо-западу от

Альп выявились более четкие культурные комплексы. К крупному

среднеевропейскому округу унетицкой культуры прибавились в позднем

бронзовом веке культуры страубинская и адлербергская в южной Германии. На

юге Британии вскоре пышно расцвела культура уэссекская, использовавшая

тесную связь с ирландскими источниками бронзовой индустрии. На территории,

сделавшейся позже ядром кельтских племен, в процессе дальнейшего развития

бронзового века появились так называемые курганные племена, могильники

которых с большими или меньшими группами курганов сохранились до настоящего

времени. Это были скорее скотоводческие племена, которые занимали и менее

плодородные земли, а часто и не использовавшиеся до того времени каменистые

возвышенные области. От Бургундии и Лотарингии по Чехию, включая Шумаву, от

массивов Фогельсберг и Рён севернее Майна по Швейцарию эти племена были

расселены около середины 2 тысячелетия, а на среднем Дунае, включая часть

Моравии, жили им родственные группы. Исчезли захоронения со скорченным

трупоположением, которое было обязательным еще в поздний бронзовый век, в

курганах появляются захоронения с вытянутым трупоположением, а позднее все

чаще и чаще применяется трупосожжение. С течением времени 'область

курганной культуры значительно расширилась, причем на северо-западе—вплоть

до Бельгии, Тевтобургского леса и хребта Гарц.

Несомненно, племена курганной культуры выросли на почве энеолита и

раннего бронзового века и заимствовали многие элементы у соседей, в

особенности на востоке и даже в карпатской области. Значительная

концентрация их на территории к северо-западу от Альп, в исторической

области кельтов, приводит многих исследователей к мысли, что племена

курганной культуры следует считать кельтскими (Лантье). Действительно,

можно с полным правом считать, что база племен курганной культуры,

поселения которых располагались и на значительной части территории Чехии,

была той живительной средой, в которой хотя бы в некоторых областях шел

процесс преобразования первобытной массы родственных племен, в результате

которого появились кельты в том виде, в каком они известны истории.

Завершение этого процесса, как кажется, не обошлось еще без одного фактора,

культуры полей погребальных урн конца 2 тысячелетия, на самой заре раннего

железного века в Средней Европе. На юго-востоке в это время клонилась к

закату славная эпоха крито-микенской культуры и власть тиранов материковых

укрепленных городов (Микены, Тиринт) приближалась к концу, в Малой Азии

приходила в упадок великая Хеттская держава, в сферу влияния которой до

того времени входила даже юго-восточная Европа и Карпатская котловина, в

Египте появились чужеземные захватчики. В определенной части Европы,

особенно в Польше, Силезии, Лужице, Саксонии и прилегающей части Чехии,

необыкновенно возросло значение племен лужицкой культуры, которые сжигали

мертвых, а их останки помещали в урнах на обширных погребальных полях. Это

были земледельческие племена, но им была хорошо известна обработка бронзы и

они умели возводить укрепления. Их влияние скоро почувствовали соседние

районы в средней и южной Чехии, а также область к югу от Дуная по Тироль.

Затем на рубеже 2 и 1 тысячелетий культура полей погребальных урн внезапно

появляется в южно-германской курганной области и в значительной части

Подунавья, в северо-западной части Швейцарии и в окраинных областях

Франции. Ее южно-германско-швейцарский вариант все глубже проникает во

Францию, а местами еще дальше. Всюду распространяется трупосожжение, всюду

мы находим родственный культурный инвентарь. Невероятным кажется факт, что

в период, который раньше обычно называли раннегальштаттским (ступени А и В

гальштаттского времени, согласно периодизации Рейнеке), а теперь почти все

называют поздним или верхним бронзовым веком, на обширной территории

значительной части Европы от Карпатской котловины на востоке до Англии на

западе, а несколько позже вплоть до Испании на юге, появляется целый ряд

локальных групп культуры полей погребальных урн.

Европейская археологическая наука уже долгое время пытается найти

объяснение этого явления. Раньше много говорили об экспансии племен

лужицкой культуры, но ее последствия часто значительно переоценивались.

Необходимо напомнить, что понятие южно-германских или прирейнских (северо-

альпийских) полей погребальных урн не тождественно с понятием лужицкой

культуры, хотя некоторые признаки общи для обеих культур. Южно-германские

поля погребальных урн являются результатом сложного процесса, в котором

местные и восточные элементы занимают важное место. В этот период бросается

в глаза количество оружия и особенно мечей. Не случайно, что эти мечи

появляются в могилах в качестве составной части погребального инвентаря не

только в поясе Подунавья, но и в альпийской области; не случайно также, что

бронзовые мечи липтовского типа (гальштаттская ступень А и начало ступени

В), первоначально в большом количестве изготовляемые в области у подножья

Татр в Словакии, очень часто встречаются в южно-германском Подунавье и что

там создается их особый тип. Кроме того, необходимо напомнить, что многие

черты смешанной среднечешской кновизской культуры и южночешской кновизско-

милавечской культуры мы находим также и в культуре южно-германских полей

погребальных урн. Эти явления, таким образом, следует рассматривать не как

изолированные, а как имеющие хотя бы некоторые общие черты, тем более, что

в течение всего бронзового века связи южной Германии с придунайскими

областями на востоке были весьма оживленными.

Позже мы встречаемся с полями погребальных урн в глубине Франции, в

Аквитании, в окрестностях Аркашона у западного побережья, на юге у Толозы

(Гаскония—Лангедок); затем они появляются по другую сторону Пиренеев в

Испании, в Каталонии и Кастилии. Исследователи сходятся во мнении, что эти

поля погребальных урн могут находиться в связи лишь с полями погребальных

урн севернее от Альп и считают исходным пунктом их распространения долину

Рейна. Отсюда они, вероятно, распространялись в направлении на юг к

нынешнему Лиону, на запад к Руану, Туру, Пуатье и к реке Дордонье. Киммиг

считает, что с 8 века это продвижение идет дальше на юг по течению реки

Роны в Прованс, Лангедок, Руссильон и через Пиренеи в Каталонию. Процесс

развития южно-французских и каталонских полей погребальных урн продолжался;

с конца 6 века в них появляются греческие привозные изделия, с середины

тысячелетия в инвентаре все больше заметно влияние средиземноморских зрелых

культур; они продолжают существовать по крайней мере до 3 века. Здесь явно

имело место продвижение нескольких ветвей племен погребальных урн, которые

уже не участвовали в том процессе развития, что происходил в области их

первоначального расселения. В связи с тем, что и на Иберийском полуострове

имеются определенные признаки пребывания кельтов, некоторые исследователи

считают племена полей погребальных урн в Испании кельтами (БошГимпера,

Крафт, Наварро), другие же приписывают им скорее лигурийский характер (М.

Луи, П. Ламбоглия, в последнее время и М. Альмагро). Положение,

следовательно, остается невыясненным, и с этой точки зрения следует также

расценивать гипотезы Бош-Гимпера о нескольких волнах кельтского продвижения

в Испанию еще в галынтаттское время, из которых одну он прямо называет

гэльской (см. ниже), а другую — бретонской. Если согласиться с результатами

работ испанских исследователей (Малакер де Мотес, Д. Альмагро и др.), то

поля погребальных урн появились в Испании не раньше 700 г., то есть в то

время, когда в области северо-западнее от Альп начался уже новый

исторический процесс.

По иному толкованию поля погребальных урн приписываются венетам,

индоевропейской группе из восточной части Средней Европы, которая в

курганной области между Рейном и Дунаем создала смешанную языковую группу;

и в этом случае, по крайней мере, часть племен полей погребальных урн, в

конечном счете, признается кельтами.

Предположения о принадлежности к кельтам племен полей погребальных урн

высказываются и на Британских островах. Но и там нет полного единства

взглядов. Мы видели уже раньше, что некоторые исследователи относят первое

кельтское нашествие на острова еще к рубежу между неолитом и бронзовым

веком. Мнение же, что с племенами полей погребальных урн в поздний

бронзовый век на Британские острова попали протокельты, скорее всего гэлы,

защищают выдающиеся английские археологи; известный В. Гордон Чайлд

полагал, что племена полей погребальных урн в Англии (и культуры позднего

железного века) говорили уже по-гэльски. Следующая менее крупная волна, по

всей вероятности, с голландского побережья, шла, как полагают С. и Д. Хоукс

около 750 г.; еще позднее более мощная волна проникла из Франции через

Канал. Пауэл также убежден, что носителями культуры раннего железного века

на Британских островах были уже кельты и что, по крайней мере, часть их

носила название “претаны” (претены). Необходимо указать, что после пышного

расцвета южно-английской уэссекской культуры на этой территории наступил

некоторый застой; положение изменилось лишь после прилива новых пришельцев

в эпоху полей погребальных урн.

Основные элементы этногенеза кельтов

Исходя из имеющихся в настоящее время данных, можно сказать, что в

этногенезе кельтов вырисовываются два основных элемента — курганная

культура бронзового века с более древними корнями и культура полей

погребальных урн, опирающаяся на старую базу курганной культуры. Нам

кажется наиболее правдоподобным, что новая протокельтская группа

окончательно выкристаллизовалась лишь после смешения племен полей

погребальных урн с курганными племенами, объединив различные докельтские

элементы в одно крупное целое. Археологически вполне доказанный факт

проникновения в поздний бронзовый век племен полей погребальных урн в

Англию, а позже и в Испанию, может с точки зрения принадлежности их к

кельтам означать, что эти племена находились тогда в состоянии указанного

выше процесса этногенического формирования. Ниже мы постараемся показать,

что этот процесс был действительно необычайно важным фактором в развитии

древней Европы.

Перекрытие курганной области культурой полей погребальных урн в конечном

итоге привело к объединению различных культурных элементов и подготовило

почву для последующего весьма прогрессивного развития. Местные культуры под

этими волнами пришельцев не погибли тотчас же; в результате постепенного

слияния старых основ с новыми течениями создалась та питательная среда,

которая дала дальнейшему развитию новое направление. Это было введением к

тому, что вскоре произошло на европейской арене: здесь появляются уже в

исторически сложившемся облике как иллирийцы на юго-востоке, так кельты на

западе и германцы на севере Европы. Нельзя сомневаться в том, что в этот

решающий период праистории Европы уже выкристаллизовались отдельные группы

диалектов последующих крупных этнических и языковых групп и что в

собственно гальштаттскую эпоху (ступень С и D по Рейнеке) в 7 и 6 веках до

н. э. эти диалекты вполне сложились. Начиная с эпохи полей погребальных

урн, кельтская общность в области северо-западнее от Альп проявляется все

ярче. Вся эта культурная область становится исходным пунктом быстрого

дальнейшего развития, связанного с существенными переменами в экономической

и общественной структуре. Совокупность всех данных, относящихся к

собственно гальштаттской эпохе (ступень С—D), дает нам полное право

говорить уже о кельтской среде от восточной Франции вплоть до Чехии.

Еще в период расцвета культуры полей погребальных урн (ступень А—В

гальштаттской эпохи согласно прежнему делению) мы наблюдаем признаки

приближения перемен в расслоении общества. Погребальный инвентарь в

захоронениях в Гардте в Верхней Баварии еще относится к эпохе полей

погребальных урн: покойник, положенный на четырехколесную повозку и

вооруженный бронзовым мечом липтовского типа, ножом и стрелой, был сожжен

на костре, а его останки помещены в просторной погребальной камере (4 х2 м)

вместе с керамикой и бронзовой столовой утварью (ведро, кружка, ситечко).

Затем количество подобных находок увеличивается. Кажется, что именно период

В полон глубоких перемен. В его поздней фазе (В 2) появляются опять

курганные захоронения, среди которых можно без труда различить богатые и

бедные погребения. Если раньше курганы встречались не так часто, то в

поздней фазе полей погребальных урн они появляются все чаще даже в южно-

германской ульмской области, в окрестностях Теутлингена, Сигмарингена,

Мюнзингена, Балингена и других современных городов, где несколько позже

возникают важные центры кельтского могущества. Погребальный инвентарь

некоторых захоронений становится богаче, увеличивается количество керамики

(захоронение в кургане в Сингене насчитывает 63 сосуда, в Ирингене — 38, в

Элльге — 30). Постепенно появляется и расписная керамика, как раз в это

время на территории, простирающейся от восточной Франции и Швейцарии до

Баварии, появляются многочисленные поселения на возвышенных местах, иногда

и укрепленные, словно части населения приходилось здесь искать защиты и

безопасности Некоторые из этих поселений на возвышенностях с довольно

тесными жилищами уже систематически обследованы, например, Виттнауэр Горн в

Швейцарии (кантон Аргау, на юг от Секингена). Массовые находки бронзовых

изделий, закопанных в то время (в период В) в землю в восточной Франции и

Рейнской области, также говорят о тревожном времени.

Многие исследователи ищут очаг опасности на востоке, в карпато-дунайской

области, а некоторые из них убеждены в прямом проникновении чужеземцев из

этой области до самой южной Германии. Правда, примерно в то же время на

венгерской низменности появляются элементы, свойственные более отдаленным

восточным областям, так наз. фракийско-киммерийскому округу. Считают, что

напор скифов в южнорусской области вытеснил из степей, простирающихся на

север от Черного моря, киммерийцев, заставил их двинуться как в Малую Азию,

так ив низовья Дуная и что эта волна принесла с собой в восточную половину

Средней Европы своеобразные детали конской сбруи, "фракийско-киммерийские"

кинжалы и другие изделия. Некоторые исследователи полагают, что в период

киммерийского продвижения в юго-восточную часть Средней Европы

приблизительно между 775—725 гг. должны были произойти и известные

этнические передвижения.

Все, что мы привели выше, свидетельствует о том, что, начиная с конца 8

века в процессе исторического развития интересующих нас племен происходят

действительно существенные изменения. В то же время все чаще начинает

появляться железо, постепенно становясь широко используемым металлом,

сначала, по крайней мере, в высших общественных кругах. В экономической

жизни создается тип хозяйственной единицы в виде замкнутого двора (Бухау-ам-

Федерзее); на Рейне, начиная с эпохи полей погребальных урн, развивается

добыча золота, которое попадало в первую очередь, как мы увидим ниже, в

руки знати.

Возрождение некоторых элементов старой курганной культуры в 9 и 8 веках

наблюдается по всей территории курганной культуры бронзового века, начиная

с восточной Франции через южную Германию по самую Чехию. Часто на одних и

тех же местах встречаются курганы с захоронениями, относящимися к

бронзовому веку, к эпохе полей погребальных урн и к собственно

гальштаттскому времени. Так, например, в Чехии в Таянове-Гусине у г.

Клатовы из 50 найденных курганов 14 относятся к бронзовому веку, 12 к

периоду кновизско-милавечскому, 7 к периоду гальштаттскому, а 5—к еще более

позднему времени (12 было разграблено до начала систематического

обследования). То же наблюдается и в Уезде у Святого Кржижа в Пильзенской

области и в других районах. Лишь изредка курганы гальштаттского периода

встречаются обособленно. Возрождение курганных захоронений однако, ни в

коем случае не означает возврат к первоначальной курганной культуре

бронзового века, а является лишь выражением симбиоза носителей курганной

культуры с племенами полей погребальных урн, который в создавшейся новой

среде создал и новую обстановку. Возврат к курганным захоронениям

постепенно подвергался влияниям кельтской сферы и областей этрусско-

италийской, карпатской или расположенных еще далее на восток, где при

похоронах представителей знати складывались сложные погребальные обряды.

Они привились, по крайней мере, при похоронах наиболее выдающихся лиц, и в

равнинных и плодородных областях средней Чехии, что особенно ярко

проявилось в зрелой культуре биланской (по могильнику в Биланах у г.

Чешский Брод). Южно-чешская курганная область была тесно связана с

баварской курганной культурой (особенно в Верхнем Пфальце), во многих

отношениях родственной и среднечешской биланской культуре.

Такое же положение мы наблюдаем на территории всего Подунавья от Австрии

на запад по Францию. Вюртембергско-баденские курганы по своему инвентарю

родственны эльзасским курганам (Хагенау). Обширные курганные гробницы

появляются позже в Бургундии, в Франш-Комте и на запад от Швейцарии по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.