бесплатно рефераты
 

Билеты за 11 класс по истории Отечества

5. "Новое прочтение" классиков ((Чехов, Толстой, Достоевский, Островский) с

помощью классики решаются остроактуальные проблемы

6. "Магнитофонная революция" (Высоцкий, Галич, Окуджава)

7. Молодежная культура

3 Диссидентское движение (общественно-политическая и духовная оппозиция)

1. Цели движения: борьба с существующим строем ( одни боролись только с

коммунизмом, другие же и с совеиской государственностью, ставя задачу

разрушения СССР)

2. Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда, организация

демонстраций, пресс конференций, кружков и групп, издательская деятельность

("самиздат" и "тамиздат") и тд

3. Классификация движения

а) либерально-демократическое течение (правозащтники: Буковский, Даниэль,

Синявский, Сахаров идр)

б) патриотическая ( русская) оппозиция: Шафаревич, Бородин, Солженицин и др

в) религиозная оппозиция

г) националистическая (Прибалтика, Западная Украина, Закавказье)

д) молодежная

4. Карательные меры государства: ссылка, лагерь, псих больница, высылка

заграницу и др

5. Значение движения: диссидентство сыграло определенную роль в

расшатывании режима, в пробуждении сознания народа.

Экономические реформы 1960-х гг.: сущность, цель, итоги, причина неуспеха

Административный аппарат (прежде всего сам Брежнев) увидел в реформах

посягательство на его права и власть, и с помощью подзаконных постановлений

и актов их свернули. Основная причина провала реформ 1965 г. в том, что

невозможно было продвинуться вперед экономическом развитии при

одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере. На

неудаче реформ сказалось и то, что большая часть партийно-хозяйственного

аппарата не смогла отказаться от административно-командных методов

управления.

Б-22 В2

Перестройка в СССР:1987-1991 годы.

1985-91 особый период в истории СССР. Он начался в апреле 1985 и закончился

в декабре 1991 распадом Советского союза. Этот период делится на 2 части:

1985-87 - ускорение, 1987-1991 -экономическая перестройка.

Ускорение:

1). Середина 80-х - всеобъемлющая общества.

2). Март 1985 - новое руководство страны: генсек ЦККПСС - Горбачев,

председатель президиума верховного совета Громыко (с июля), председатель

совмина - Рыжков.

3). Апрельский пленум ЦК КПСС (1985). Принят новый курс ускорения социально-

экономического развития (автор академик Агамбегян). Конкретизирован на 27

съезде 1986 (12 пятилетка)

4). Необходимость нового курса: острые социальные проблемы, угроза военно-

политическому паритету, обеспечение полной экономической независимости

страны, сползание экономики к кризису.

5). Сущность ускорения: высокие темпы роста (не ниже 4% в год), новое

качество роста (на базе НТП), активная социальная политика

(продовольственная, жилищная и т.д.)

6). Ход ускорения: ключевое звено - машиностроение, нехватка капитальных

вложений, попытка опереться на энтузиазм, попытка укрепить трудовую и

производственную дисциплину (госприемка), две неудачные комиссии: борьба с

пьянством и борьба с нетрудовыми доходами.

7). Провал курса: ставка на энтузиазм, не подкрепленная НТП, капитальными

вложениями и социально-экономическими преобразованиями не оправдала себя.

Рост аварий и катастроф - Чернобыль (27 апр 1986).

Перестройка: 1987 - 1991, автор концепции академик Абалкин.

1). Определение: радикальные преобразования во всех сферах общественной

жизни Советского союза, охватывавшие экономику, государственное устройство,

внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь.

2). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В

начале (87-88) - радикальная экономическая реформа, затем к ней

подключаются реформа политической системы, далее курс на обновление

идеологии.

3). Состояние экономики: развернутый кризис - уменьшение объемов

производства, инфляция, бюджетный дефицит, падение производственной

дисциплины, дисбаланс денежной массы и товарного покрытия (кризисы спроса:

сахарный, табачный, водочный, чайный) ( о 12 пятилетке забыли.

4). Начало перестройки в области экономики (87-89).

Закон о государственном предприятии (объединении): расширение прав

предприятий и трудовых коллективов (1987). Предприятия получили право

свободной продажи своей продукции на рынке, в том числе и внешнем (это

право ограничивалось госзаказом). Начали создаваться СП (первое - май 1987

- советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального аппарата

управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право

выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Закон о

кооперации, закон об индивидуальной трудовой деятельности (1988).

Преобразования в аграрном секторе: роспуск госагропрома (отказ от

сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным

хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм

хозяйствования).

5). Курс на регулируемую рыночную экономику (89-91)

Экономический кризис продолжает разрастаться ( вырабатывается новая цель -

переход к рыночной экономике. Две модели перехода: 1. сочетание плана и

рынка (Абалкин-Рыжков) - постановление ВС СССР о концепции перехода к

регулируемой рыночной экономике, июнь 1990), 2. альтернативная программа -

500 дней( поэтапная приватизация экономики (Явлинский, Шаталин), 3.

Горбачев - попытка объединить программы. Новые законы: более 100 - об

основных экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях в

СССР. Но законы не работали. Угрожающее положение экономики: 1988 - рост

национального дохода 4.4%; 1989 - сокращение дохода - 1990 сокращение

составило 10%. Волна забастовок и протестов: в авангарде шахтеры (1989) (

требование отставки правительства СССР. Декабрь 1990 - Рыжков подает в

отставку. Новый председатель Совмина - Павлов: попытка оживить финансовую

систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией убытков.

1991 - новая волна забастовок. В авангарде опять шахтеры ( требование

отставки президента СССР. Союзное руководство теряет поддержку народа.

Республиканские руководители, особенно Ельцин, обещают провести реформы не

за счет народа, а во благо народа.

6). Политическое развитие. Поворот в политике: в 1988 руководство

страны(Горбачев) пришло к выводу, что экономическое развитие страны

удерживает политическая система и переключило главное внимание на

политические преобразования. Предпосылки широкомасштабных политических

преобразований: 85-86 - обсуждение Новой редакции программы КПСС и ее

принятие на 27 съезде (1986). Идеи коммунизма в партии и обществе

вытесняются идеями перестройки; 87 - начало политики гласности, т.е.

открытого и свободного обсуждения всех вопросов общественной жизни,

развертывается критика недостатков; наступление на сталинизм и борьба за

чистоту ленинских идеалов; март 1988 статья Андреева - манифест

антиперестроечных сил, дискуссии в печате и обществе. Июнь 1988 - 19

всесоюзная партконференция: курс на перестройку политической системы. 1

декабря 1988 - Конституция СССР действует в редакции закона от 1 дек 1988.

Два этапа политической реформы: демократизация политсистемы (89), переход к

правовому гос-ву (90-91). Первый этап: в мае-июне 1989 состоялся 1 съезд

Народных депутатов СССР (высшего органа власти в стране). Всего было 5

съездов. В декабре 1989 2 съезд нар депутатов СССР. Сформирован верховный

совет СССР (председатель Горбачев). На съезде шла борьба между демократами,

союзниками и старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров

и Ельцин. Старую партийную гвардию возглавил глава политбюро, секретарь ЦК

Лигачев. Коммунистов-реформаторов представлял Горбачев, Яковлев,

Шеварнадзе. Итог: инициатива реформирования перешла к народным депутатам.

7). Второй этап (90-91). Март 1990 - 3 съезд избрал Горбачева президентом

СССР. Стала оформляться структура президентской власти (президентский совет

и др), что означало постепенное свертывание советской власти. 3 съезд

изменил статью №6 в Конституции СССР, изъяв из нее: тезис о КПСС как о

руководящей силе общества( возраждение многопартийности. Процесс распада

КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 89-90 из

КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 созданы КП РСФСР как

часть КПСС. Идейная борьба в КПСС: коммунисты-ортодоксы, центристы, социал-

демократы (множество платформ). Июль 1990 - 28 съезд КПСС (последний)(

одобрение платформы демократического социализма. Август 1991 - Горбачев

сложил полномочия генсека. В августе 1991 указами Ельцина деятельность КП

на территории РСФСР приостановлена, в ноябре - запрещена. В январе 1992

компартия (КПСС и КП РСФСР) свое существование в прежнем виде прекратили.

8). Итог политических реформ: распад политической системы СССР после

августа 1991 ( к концу года единое союзное гос-во прекратило свое

существование. Динамика распада: советы оттеснили партию на обочину

политической жизни, президент не допустил монополии советов на власть,

национальные республики перестали нуждаться в союзном президенте, союз

рухнул.

Культура и духовная жизнь. Перелом в общественном сознании как отражение

социально-экономических изменений. Поток новой информации ( кризис веры,

догматизм и нигилизм. Дискуссия о белых пятнах истории. Поляризация

общественного мнения. Новая (рыночная) утопия ( рост недовольства.

Политический иллюзионизм и нравственный плюрализм. Возвращенная культура.

Итог: перестройка не дала ожидаемых результатов, требовались более глубокие

изменения, между тем кризис общества принял системный характер и зашел так

далеко, что привел к распаду СССР.

Б-23 В1

Реформы 1860-1870-х годов в России их влияние на социально-экономическое

развитие страны

Земская ,Городская, Судебная, Военная Университетская Цензурная Финансовая

Школьная Отмена крепостного права.

Цель реформ: привести гос-во и административное управление в соответствие

с новой социальной структурой в кот крестьяне получили бы свободу и

провести модернизацию страны.

Земская 1864.

С освобождением крестьян потребовалось создать всесословный органов

местного самоуправления , но высокий имущественный ценз привело к

преобладанию помещиков. Земства были лишены каких-либо политических фун-

кций .Сфера их деятельности касалась лишь хоз забот ( назначению денежных

сборов на местные нужды, под-держка путей сообщения, здравохранение

)Земства находились под контролем центральных и мест властей , кот могли

приостановить любое постановление.

Городская.

«Городское положение» 1870 г создало в городах всесословные органы –

городскую думу. Она занималась вопро-сами благосостояния гор, попечение о

торговле и т.д. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и

земства они находились под строгим контролем правительства.

Судебная 1864-1866

1864 вышел «Новый судебный устав»(Замятин) кот вводил новую систему

судопроизводства Характеристика : независимость от администрации , не

сменяемость судей, гласность, наличие присяжных заседателей (12 чел )

разграничение компетенций судебных инстанций (мелкие гражданские дела

рассматривались в мировом суде, уголовные тяжкие – в окружном ,

политические – в судебной палате) ; высший судебный институт-Сенат; адво-

катура независима. Созданная система отражала современные тенденции

мировой судебной практики . Однако правительство все-таки оставило много

лазеек для вмешательства в судопроизводство.

Мировой суд => съезд мировых судей => окружной суд => судебная палата =>

Сенат

Военная.

Встала необходимость создать армию, обладающую запасом личного состава,

современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами . В 1874

вышел закон о всесословной воинской повинности мужчин , достигших 20 лет .

Срок дейстствительной службы в сухопутных войсках –6 лет , на флоте 7. Срок

службы зна-чительно сокращался в зависимости от образовательного ценза.

Лица имевшие высшее образование служили пол года. В 60-ых началось

перевооружение армии: замена гладкострельных орудий на нарезные, введена

си-стема стальных артиллерийских орудий, улучшен конный парк. Особое

значение имело развитие парового фло-та. Для подготовки офицерских кадров

создавались военные гимназии , специалзированные юнкерские училища и

академии . Реформа позволила сократить численность армии в мирное время и

вместе с тем поднять её оборо-носпособность.

Школьная

Потребовались изменения в системе образования . в 1864 г были изданы

«Устав гимназий» и «Положение о на-родных училищах» регламентировавшие

начальное и среднее образование. Фактически было введено всесосло-вное

образование. Наряду с гос. возникли земские , церковно-приходские ,

воскресные , частные школы Гимна-зии были разделены на классические и

реальные. В них принимались дети всех сословий , способных внести плату за

обучение.

Университетская.

В 1863 г новый Устав вернул университетам автономию, ликвидированную

Николаем 1 в 1835. В них восстано-вилось самостоятельность решений

административно-финансовых и научно-преподавательских вопросов.

Цензурная

В 1865 были введены « Временные правила» о печати. Они отменили

предварительную цензуру для ряда изданий , но оно не распространялось на

провинциальнцую печать и массовую литературу для народа. С конца 60

правительство стало издавать указы сводившие на нет все положения реформы

образования и цензуры.

Отмена крепостного права 19 февраля 1861 проект реформы подписал Александр

2 . об отмене крепостного права возвестил Манифест « о Всемилостивейшем

даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских

обитателей…»кот основывался на 3-х моментов: личное освобождение,

наделение землей и выкупная сделка.

Основные положения реформы:была предоставлена личная свобода;земля

признавалась собств-тью помещика;кр-нин получал в пользование свои хоз

постройки и опред кол-во земель;кр-не должны были выкупить получ

землю.Механизм выплаты: 20 % стоимости земли кр-н непосредственно платил

помещику (либо 40 дней в году барщина). 80% стоимости земель за кр-на

помещику сразу выплачивало г-во. А кр-н должен был в теч 49 лет этот долг

вернуть г-ву.В том случае, если кр-н мог сразу выкупиться, но помещик этого

не хотел, то в теч 20 лет помещик имел право на условиях временно

обязанного. вышедшие из креп зав-ти кр-не объединялись в сельские общины.

Позитивные последствия: В Рос было отменено рабство, кр-во получило личную

свободу; реф способствовала развитию кап отн-й в России Негативные

последствия: существовала кабала с выкупом земель для кр-н. За этот период

выкупные платежи были отменены в 1906 году, кр-не выплатили г-ву в 3 раза

больше стоимости земель; реф-ма породила проблему малоземелья кр-н;

замкнутость и привязанность с с/общине тормозили развитие кап отношений, а

именно: не было свободного ухода, замедлялся процесс дифференциации, с/о

придерживалась уравнит принципа, не было возможности использовать новую

технику .В России сохранялось помещичье землевлад-е. Развитие кап-ма в

России пошло по Прусскому пути.

Итоги: Реформы носили прогрессивный характер , они начали закладывать

основу для эволюционного пути развития страны . Рос приблизилась к

современной европейской соц-поллит модели. Был сделан шаг по расширению

роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную

монархию. Специ-фических хар. Реформ был вызван традиционной слабостью рос

буржуазии и полит инертностью народа.

Б-24 В1

В конце XIX в Россия переживает бурный подьем пром производства. За счет

быстрого роста новых пром районов- Донбасса, Баку- в стране создается

топливная база: за 1890-е годы добыча угля увел в 3 раза, нефти в 2,5

.Столь же быстрыми темпами развивалась тяжел пром в 3 раза возрастает

выпуск продукции черной металургии и машиностроения, Почти в 2 раза

удлиняется сеть ж(д. к концу XIX в оканчивается оформляться система

российского капитализма.

Одной из характерных её черт было появление в Рос прежде всего в новых пром

районах , крупных , хорошо оборудованных техникой предприятий, но кот

работали тыс раб.

1По степени концентрации производства Россия к нач ХХ в вышла на 1-ое

место в Европе. Во многом это объяснялось тем, что рус промышл в пореформ

период сделала гигантский скачек в своем развитии.

2Высокая концентрация производства неизбежно вела к образованию

монополий. Владельцы крупн предприятий той или иной пром отрасли догов

между собой о регулир объемов произв и цен. Первыми монополистические

объединения возникли еще в 1880-1890-х ( «Союз Вагоностроительных

заводов»). В начале ХХ в процесс монополизации заметно усилился. Монополии

появились практически во всех отраслях пром(«Продуголь», «Продамет», «Медь»

)Поначалу монополии в Рос складывались в форме синдикатов- объединений, в

кот кажд отдельное предприятие сохраняло производственную автономию, теряя

при этом право самостоятельно сбывать свою прод. Затем , уже в ХХ в стали

возникать тресты- объединения, в кот отдельные предприятия как таковых уже

не существовало, все они подчинялись единому рук и сливались в единую

производственную систему. Сам процесс образования трестов требовал

коренного изменения в организации фин средств. Пом в большей степени стала

зависеть от банков.

3.Концентрация банковского капитала шла в Рос параллельно концентрации пром

производства. 5( Руско-Азиатский, Азовско-Донской,……………….) крупнейших

банков контрол все основную массу фин стредств. В результате происходило

сращивание банковского и пром капиталов( кр банкиры – Путилов,

Вышнеградский, Уткин) Так складывалась фин олигархия , прибиравшая к рукам

огромные фин средства

В конце XIX в капитализм России вступил в принципиально новую стадию

развитья- стадию империализма. Русский вариант империализма имел свои ярко

выраженные особенности.

1Во-первых, новая сила – фин олигархия- оказалась здесь тесно связана с гос

властью. Гос-во крепко держало под контролем пром. В начале ХХ в создаются

особые гос-капиталистические организации- «Совещание по судостронию» , «

Съезд по делам прямых сообщений» Через них распред гос заказы , субсидии ,

льготы .

2Другая хар особенность рус империализма состояла в том , чо отеч произв в

значит степени базировалось на иностр капиталах. К тому же с 1890-х годов

иностранные инвестиции всячески поощрялись рус правительством. Этот процес

, однако, не ставил Рос в полную зависимость от западноевропейского

капиьтала.

3Русским капиталам удались закрепиться лишь в немногих регионах- Ср Азии,

Сев Иране, Сев Китае.

4Рус рабочий класс и в нач ХХ в оставался самым угнетенным, самым нищим в

Европе.

5Страшная отсатласть соц-эк развития деревни. Разрыв между пром и с(х все

более увеличивался.Кроме того , в процессе разложения общины в

крестьянской среде постепеннно выделяется слой зажыточных крестьян-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.