| |||||
МЕНЮ
| Билеты за 11 класс по истории Отечества5. "Новое прочтение" классиков ((Чехов, Толстой, Достоевский, Островский) с помощью классики решаются остроактуальные проблемы 6. "Магнитофонная революция" (Высоцкий, Галич, Окуджава) 7. Молодежная культура 3 Диссидентское движение (общественно-политическая и духовная оппозиция) 1. Цели движения: борьба с существующим строем ( одни боролись только с коммунизмом, другие же и с совеиской государственностью, ставя задачу разрушения СССР) 2. Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда, организация демонстраций, пресс конференций, кружков и групп, издательская деятельность ("самиздат" и "тамиздат") и тд 3. Классификация движения а) либерально-демократическое течение (правозащтники: Буковский, Даниэль, Синявский, Сахаров идр) б) патриотическая ( русская) оппозиция: Шафаревич, Бородин, Солженицин и др в) религиозная оппозиция г) националистическая (Прибалтика, Западная Украина, Закавказье) д) молодежная 4. Карательные меры государства: ссылка, лагерь, псих больница, высылка заграницу и др 5. Значение движения: диссидентство сыграло определенную роль в расшатывании режима, в пробуждении сознания народа. Экономические реформы 1960-х гг.: сущность, цель, итоги, причина неуспеха Административный аппарат (прежде всего сам Брежнев) увидел в реформах посягательство на его права и власть, и с помощью подзаконных постановлений и актов их свернули. Основная причина провала реформ 1965 г. в том, что невозможно было продвинуться вперед экономическом развитии при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере. На неудаче реформ сказалось и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата не смогла отказаться от административно-командных методов управления. Б-22 В2 Перестройка в СССР:1987-1991 годы. 1985-91 особый период в истории СССР. Он начался в апреле 1985 и закончился в декабре 1991 распадом Советского союза. Этот период делится на 2 части: 1985-87 - ускорение, 1987-1991 -экономическая перестройка. Ускорение: 1). Середина 80-х - всеобъемлющая общества. 2). Март 1985 - новое руководство страны: генсек ЦККПСС - Горбачев, председатель президиума верховного совета Громыко (с июля), председатель совмина - Рыжков. 3). Апрельский пленум ЦК КПСС (1985). Принят новый курс ускорения социально- экономического развития (автор академик Агамбегян). Конкретизирован на 27 съезде 1986 (12 пятилетка) 4). Необходимость нового курса: острые социальные проблемы, угроза военно- политическому паритету, обеспечение полной экономической независимости страны, сползание экономики к кризису. 5). Сущность ускорения: высокие темпы роста (не ниже 4% в год), новое качество роста (на базе НТП), активная социальная политика (продовольственная, жилищная и т.д.) 6). Ход ускорения: ключевое звено - машиностроение, нехватка капитальных вложений, попытка опереться на энтузиазм, попытка укрепить трудовую и производственную дисциплину (госприемка), две неудачные комиссии: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми доходами. 7). Провал курса: ставка на энтузиазм, не подкрепленная НТП, капитальными вложениями и социально-экономическими преобразованиями не оправдала себя. Рост аварий и катастроф - Чернобыль (27 апр 1986). Перестройка: 1987 - 1991, автор концепции академик Абалкин. 1). Определение: радикальные преобразования во всех сферах общественной жизни Советского союза, охватывавшие экономику, государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и духовную жизнь. 2). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В начале (87-88) - радикальная экономическая реформа, затем к ней подключаются реформа политической системы, далее курс на обновление идеологии. 3). Состояние экономики: развернутый кризис - уменьшение объемов производства, инфляция, бюджетный дефицит, падение производственной дисциплины, дисбаланс денежной массы и товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный, чайный) ( о 12 пятилетке забыли. 4). Начало перестройки в области экономики (87-89). Закон о государственном предприятии (объединении): расширение прав предприятий и трудовых коллективов (1987). Предприятия получили право свободной продажи своей продукции на рынке, в том числе и внешнем (это право ограничивалось госзаказом). Начали создаваться СП (первое - май 1987 - советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального аппарата управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Закон о кооперации, закон об индивидуальной трудовой деятельности (1988). Преобразования в аграрном секторе: роспуск госагропрома (отказ от сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм хозяйствования). 5). Курс на регулируемую рыночную экономику (89-91) Экономический кризис продолжает разрастаться ( вырабатывается новая цель - переход к рыночной экономике. Две модели перехода: 1. сочетание плана и рынка (Абалкин-Рыжков) - постановление ВС СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике, июнь 1990), 2. альтернативная программа - 500 дней( поэтапная приватизация экономики (Явлинский, Шаталин), 3. Горбачев - попытка объединить программы. Новые законы: более 100 - об основных экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях в СССР. Но законы не работали. Угрожающее положение экономики: 1988 - рост национального дохода 4.4%; 1989 - сокращение дохода - 1990 сокращение составило 10%. Волна забастовок и протестов: в авангарде шахтеры (1989) ( требование отставки правительства СССР. Декабрь 1990 - Рыжков подает в отставку. Новый председатель Совмина - Павлов: попытка оживить финансовую систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией убытков. 1991 - новая волна забастовок. В авангарде опять шахтеры ( требование отставки президента СССР. Союзное руководство теряет поддержку народа. Республиканские руководители, особенно Ельцин, обещают провести реформы не за счет народа, а во благо народа. 6). Политическое развитие. Поворот в политике: в 1988 руководство страны(Горбачев) пришло к выводу, что экономическое развитие страны удерживает политическая система и переключило главное внимание на политические преобразования. Предпосылки широкомасштабных политических преобразований: 85-86 - обсуждение Новой редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде (1986). Идеи коммунизма в партии и обществе вытесняются идеями перестройки; 87 - начало политики гласности, т.е. открытого и свободного обсуждения всех вопросов общественной жизни, развертывается критика недостатков; наступление на сталинизм и борьба за чистоту ленинских идеалов; март 1988 статья Андреева - манифест антиперестроечных сил, дискуссии в печате и обществе. Июнь 1988 - 19 всесоюзная партконференция: курс на перестройку политической системы. 1 декабря 1988 - Конституция СССР действует в редакции закона от 1 дек 1988. Два этапа политической реформы: демократизация политсистемы (89), переход к правовому гос-ву (90-91). Первый этап: в мае-июне 1989 состоялся 1 съезд Народных депутатов СССР (высшего органа власти в стране). Всего было 5 съездов. В декабре 1989 2 съезд нар депутатов СССР. Сформирован верховный совет СССР (председатель Горбачев). На съезде шла борьба между демократами, союзниками и старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин. Старую партийную гвардию возглавил глава политбюро, секретарь ЦК Лигачев. Коммунистов-реформаторов представлял Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Итог: инициатива реформирования перешла к народным депутатам. 7). Второй этап (90-91). Март 1990 - 3 съезд избрал Горбачева президентом СССР. Стала оформляться структура президентской власти (президентский совет и др), что означало постепенное свертывание советской власти. 3 съезд изменил статью №6 в Конституции СССР, изъяв из нее: тезис о КПСС как о руководящей силе общества( возраждение многопартийности. Процесс распада КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 89-90 из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 созданы КП РСФСР как часть КПСС. Идейная борьба в КПСС: коммунисты-ортодоксы, центристы, социал- демократы (множество платформ). Июль 1990 - 28 съезд КПСС (последний)( одобрение платформы демократического социализма. Август 1991 - Горбачев сложил полномочия генсека. В августе 1991 указами Ельцина деятельность КП на территории РСФСР приостановлена, в ноябре - запрещена. В январе 1992 компартия (КПСС и КП РСФСР) свое существование в прежнем виде прекратили. 8). Итог политических реформ: распад политической системы СССР после августа 1991 ( к концу года единое союзное гос-во прекратило свое существование. Динамика распада: советы оттеснили партию на обочину политической жизни, президент не допустил монополии советов на власть, национальные республики перестали нуждаться в союзном президенте, союз рухнул. Культура и духовная жизнь. Перелом в общественном сознании как отражение социально-экономических изменений. Поток новой информации ( кризис веры, догматизм и нигилизм. Дискуссия о белых пятнах истории. Поляризация общественного мнения. Новая (рыночная) утопия ( рост недовольства. Политический иллюзионизм и нравственный плюрализм. Возвращенная культура. Итог: перестройка не дала ожидаемых результатов, требовались более глубокие изменения, между тем кризис общества принял системный характер и зашел так далеко, что привел к распаду СССР. Б-23 В1 Реформы 1860-1870-х годов в России их влияние на социально-экономическое развитие страны Земская ,Городская, Судебная, Военная Университетская Цензурная Финансовая Школьная Отмена крепостного права. Цель реформ: привести гос-во и административное управление в соответствие с новой социальной структурой в кот крестьяне получили бы свободу и провести модернизацию страны. Земская 1864. С освобождением крестьян потребовалось создать всесословный органов местного самоуправления , но высокий имущественный ценз привело к преобладанию помещиков. Земства были лишены каких-либо политических фун- кций .Сфера их деятельности касалась лишь хоз забот ( назначению денежных сборов на местные нужды, под-держка путей сообщения, здравохранение )Земства находились под контролем центральных и мест властей , кот могли приостановить любое постановление. Городская. «Городское положение» 1870 г создало в городах всесословные органы – городскую думу. Она занималась вопро-сами благосостояния гор, попечение о торговле и т.д. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства они находились под строгим контролем правительства. Судебная 1864-1866 1864 вышел «Новый судебный устав»(Замятин) кот вводил новую систему судопроизводства Характеристика : независимость от администрации , не сменяемость судей, гласность, наличие присяжных заседателей (12 чел ) разграничение компетенций судебных инстанций (мелкие гражданские дела рассматривались в мировом суде, уголовные тяжкие – в окружном , политические – в судебной палате) ; высший судебный институт-Сенат; адво- катура независима. Созданная система отражала современные тенденции мировой судебной практики . Однако правительство все-таки оставило много лазеек для вмешательства в судопроизводство. Мировой суд => съезд мировых судей => окружной суд => судебная палата => Сенат Военная. Встала необходимость создать армию, обладающую запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами . В 1874 вышел закон о всесословной воинской повинности мужчин , достигших 20 лет . Срок дейстствительной службы в сухопутных войсках –6 лет , на флоте 7. Срок службы зна-чительно сокращался в зависимости от образовательного ценза. Лица имевшие высшее образование служили пол года. В 60-ых началось перевооружение армии: замена гладкострельных орудий на нарезные, введена си-стема стальных артиллерийских орудий, улучшен конный парк. Особое значение имело развитие парового фло-та. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии , специалзированные юнкерские училища и академии . Реформа позволила сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её оборо-носпособность. Школьная Потребовались изменения в системе образования . в 1864 г были изданы «Устав гимназий» и «Положение о на-родных училищах» регламентировавшие начальное и среднее образование. Фактически было введено всесосло-вное образование. Наряду с гос. возникли земские , церковно-приходские , воскресные , частные школы Гимна-зии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий , способных внести плату за обучение. Университетская. В 1863 г новый Устав вернул университетам автономию, ликвидированную Николаем 1 в 1835. В них восстано-вилось самостоятельность решений административно-финансовых и научно-преподавательских вопросов. Цензурная В 1865 были введены « Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда изданий , но оно не распространялось на провинциальнцую печать и массовую литературу для народа. С конца 60 правительство стало издавать указы сводившие на нет все положения реформы образования и цензуры. Отмена крепостного права 19 февраля 1861 проект реформы подписал Александр 2 . об отмене крепостного права возвестил Манифест « о Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обитателей…»кот основывался на 3-х моментов: личное освобождение, наделение землей и выкупная сделка. Основные положения реформы:была предоставлена личная свобода;земля признавалась собств-тью помещика;кр-нин получал в пользование свои хоз постройки и опред кол-во земель;кр-не должны были выкупить получ землю.Механизм выплаты: 20 % стоимости земли кр-н непосредственно платил помещику (либо 40 дней в году барщина). 80% стоимости земель за кр-на помещику сразу выплачивало г-во. А кр-н должен был в теч 49 лет этот долг вернуть г-ву.В том случае, если кр-н мог сразу выкупиться, но помещик этого не хотел, то в теч 20 лет помещик имел право на условиях временно обязанного. вышедшие из креп зав-ти кр-не объединялись в сельские общины. Позитивные последствия: В Рос было отменено рабство, кр-во получило личную свободу; реф способствовала развитию кап отн-й в России Негативные последствия: существовала кабала с выкупом земель для кр-н. За этот период выкупные платежи были отменены в 1906 году, кр-не выплатили г-ву в 3 раза больше стоимости земель; реф-ма породила проблему малоземелья кр-н; замкнутость и привязанность с с/общине тормозили развитие кап отношений, а именно: не было свободного ухода, замедлялся процесс дифференциации, с/о придерживалась уравнит принципа, не было возможности использовать новую технику .В России сохранялось помещичье землевлад-е. Развитие кап-ма в России пошло по Прусскому пути. Итоги: Реформы носили прогрессивный характер , они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны . Рос приблизилась к современной европейской соц-поллит модели. Был сделан шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию. Специ-фических хар. Реформ был вызван традиционной слабостью рос буржуазии и полит инертностью народа. Б-24 В1 В конце XIX в Россия переживает бурный подьем пром производства. За счет быстрого роста новых пром районов- Донбасса, Баку- в стране создается топливная база: за 1890-е годы добыча угля увел в 3 раза, нефти в 2,5 .Столь же быстрыми темпами развивалась тяжел пром в 3 раза возрастает выпуск продукции черной металургии и машиностроения, Почти в 2 раза удлиняется сеть ж(д. к концу XIX в оканчивается оформляться система российского капитализма. Одной из характерных её черт было появление в Рос прежде всего в новых пром районах , крупных , хорошо оборудованных техникой предприятий, но кот работали тыс раб. 1По степени концентрации производства Россия к нач ХХ в вышла на 1-ое место в Европе. Во многом это объяснялось тем, что рус промышл в пореформ период сделала гигантский скачек в своем развитии. 2Высокая концентрация производства неизбежно вела к образованию монополий. Владельцы крупн предприятий той или иной пром отрасли догов между собой о регулир объемов произв и цен. Первыми монополистические объединения возникли еще в 1880-1890-х ( «Союз Вагоностроительных заводов»). В начале ХХ в процесс монополизации заметно усилился. Монополии появились практически во всех отраслях пром(«Продуголь», «Продамет», «Медь» )Поначалу монополии в Рос складывались в форме синдикатов- объединений, в кот кажд отдельное предприятие сохраняло производственную автономию, теряя при этом право самостоятельно сбывать свою прод. Затем , уже в ХХ в стали возникать тресты- объединения, в кот отдельные предприятия как таковых уже не существовало, все они подчинялись единому рук и сливались в единую производственную систему. Сам процесс образования трестов требовал коренного изменения в организации фин средств. Пом в большей степени стала зависеть от банков. 3.Концентрация банковского капитала шла в Рос параллельно концентрации пром производства. 5( Руско-Азиатский, Азовско-Донской,……………….) крупнейших банков контрол все основную массу фин стредств. В результате происходило сращивание банковского и пром капиталов( кр банкиры – Путилов, Вышнеградский, Уткин) Так складывалась фин олигархия , прибиравшая к рукам огромные фин средства В конце XIX в капитализм России вступил в принципиально новую стадию развитья- стадию империализма. Русский вариант империализма имел свои ярко выраженные особенности. 1Во-первых, новая сила – фин олигархия- оказалась здесь тесно связана с гос властью. Гос-во крепко держало под контролем пром. В начале ХХ в создаются особые гос-капиталистические организации- «Совещание по судостронию» , « Съезд по делам прямых сообщений» Через них распред гос заказы , субсидии , льготы . 2Другая хар особенность рус империализма состояла в том , чо отеч произв в значит степени базировалось на иностр капиталах. К тому же с 1890-х годов иностранные инвестиции всячески поощрялись рус правительством. Этот процес , однако, не ставил Рос в полную зависимость от западноевропейского капиьтала. 3Русским капиталам удались закрепиться лишь в немногих регионах- Ср Азии, Сев Иране, Сев Китае. 4Рус рабочий класс и в нач ХХ в оставался самым угнетенным, самым нищим в Европе. 5Страшная отсатласть соц-эк развития деревни. Разрыв между пром и с(х все более увеличивался.Кроме того , в процессе разложения общины в крестьянской среде постепеннно выделяется слой зажыточных крестьян- Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|