бесплатно рефераты
 

Билеты за 11 класс по истории Отечества

битва, в первые недели кот 5 армий ополчения оказались в «котле». В

окружение попало 600 тыс. человек (каждый второй защитник Москвы). В ходе

летне-осенней кампании 1941 Кр Ар к зиме 1941 г. потеряла почти 5 млн.

человек, из которых 2 млн. были убиты и около 3 млн. оказались в плену. 16

августа 1941 был издан приказ № 270, объявлявший всех, кто оказался в

плену, предателями и изменниками.Первой и единств победой Кр Ар на нач

этапе войны стала Московская битва (30 сент 1941- янв 1942). Герм генштаб

операц по взятию Москвы назвал «Тайфуном».Он полагал захватить столицу

СССР до наступления зимы. К концу нояб немцы подошли к Москве на расстояние

25-30 км. С 20 окт столица находилась на осадном положении. В окт для

обороны Москвы были созданы 3 фронта: Запад — непосредственно оборонявший

Москву ( Г.К.Жуков), Калининский (И.С.Конев), Юго-Зап (Тимошенко). 5-6 дек

сов войска перешли в контрнаступление. По всему фронту за месяц враг был

отброшен на 100-150 км от Москвы. Были освобождены вся Московская и

Тульская, значительная часть Калининской обл В ходе контрнаступления Кр Ар

потер более 600 тыс. человек; противник 100-150 тыс. Окончательно

провалился план «молниеносной войны». С Московской битвы наметился коренной

поворот в ходе войны в пользу СССР. Противник перешел к стратег затяж

войны. На сев-зап направ неудачей законч попытка прорвать блокаду

Ленииграда, установл против в авг 1941 г. Опред задачи летней камп 1942

Герм реш нанести глав удар на юге, стремясь овладеть Кавказом и Ниж

Поволжьем. В мае 1942 г. в районе Харькова немцы окружили 3 армии Юго-Зап

фр, в плен попало 240 тыс.человек. Пораж привело к нов стратег отступл сов

войск: в авг 1 группа войск противн вышла к берегам Волги в районе

Сталинграда, а другая на Кавказе.Страна лишилась не только огр людских

ресурсов, но и крупн пром и с/х обл. Сов команд было вынуждено железной

рук террора остановить бегство войск. 28 июля 1942 г. Сталиным был подписан

приказ № 227 приказ («Ни шагу назад!»). Отныне люб отступл без распоряж

команд объявл предательством Родины. 25 авг 1942 г.. в Сталинграде было

введено осадное полож. операция «Уран» Для осуществл поставленной задачи

были созд 3 нов фр: Юго-Зап (Н.Ф. Ватутин), Донской (К.К. Рокоссовский) и

Сталинградский (А.И. Еременко). Всего более 1 млн. человек, 13 тыс. орудий

и минометов, около 1000 танков, 1500 самолетов.19 нояб 1942 нач наступ Юго-

Зап и Донского фр затем Сталинградский Наступление било неожид для немцев и

развив молниеносно и успешно. 23 ноября 1942 г. произошла истор встреча и

соед

Юго-Зап и Сталингр фр. В результате была окружена нем груп (330 тыс.

солдат и офиц под команд генерала фон Паулюса).

Гитлеровское команд сформировала группа армий "Дон" в составе 30 дивизий.

Она должна была нанести удар на Сталинград, прорвать внешн фр окружения и

соед с 6-й армией фон Паулюса. В сер дек попытка осущ эту задачу

оконч нов круп пораж немец и итальян сал. С 10 янв- 2 фев 1943 они были

окончатетно ликвид. И был совершен коренной перелом в ходе

Б-15 В2

Культура в 20-30-е годы.

1). Первые шаги культурной революции (период гражданской войны). В первые

годы советской власти на 1000 человек приходится всего 300 грамотных,

отсюда вытекает задача борьбы с неграмотностью. В 1919 СНК принимает декрет

о ликвидации безграмотности среди населения СССР. 1920 ВЧК по ликвидации

неграмотности. Борьба с неграмотностью сопровождается культурно-

политическим просвещением: рабочие клубы, избы-читальни, печать, музеи. В

годы гражданской войны был создан главный комитет просвет наркомпроса под

руководством Крупской. К культурному строительству были привлечены ученые:

Тимирязев, Мичурин, Циолковский, Жуковский, Вернадский и др. С 17 по 28 год

Наркомпрос возглавлял Луначарский. 2). Развитие культуры в 20-30-е годы. К

концу первой пятилетки ликвидация неграмотности среди взрослого населения

почти завершена. В конце 20-х ставится задача перехода ко всеобщему

обязательному начальному обучению.. в 1930 принят закон о всеобщем

начальном обучении, которому подлежат все дети в возрасте 8-10 лет -

обязательное бесплатное обучение в объеме 4 лет - всеобуч. В начале 30-х

произошла перестройка школы от экспериментирования к усилению роли

педагога, к твердым программам, регламентированному учебному процессу. 3).

Подготовка специалистов и формирование советской интеллигенции. Расширяется

сеть рабфаков, создаются институты красной профессуры, коммунистические

университеты, расширяются сеть ВУЗов, техникумов, ФЗУ, в обучении и

формировании интеллигенции господствует классовый подход. Новые специалисты

с высшим образованием на 30% рабочие. Укрепляется идеологический фронт -

марксистское или атеистическое просвещение масс. В 1926 учреждены ленинские

премии. Первые лауреаты: Обручев, Вавилов, Губкин. В области литературы и

искусства действуют множество школ и учений. 4). Культура в 30-е годы.

Народное образование: в 33 в основном осуществлено всеобщее начальное 4-

летнее обучение. В 34 в городах в основном введено семилетнее обучение. В

37 в основном осуществлен переход к обязательному семилетнему образованию.

1939 - год ликвидации безграмотности (90% грамотных). В 1940 выпущено 121

тыс. специалистов с высшим образованием, что в 10 раз больше, чем в 1914. В

конце 30-х создана единая система народного образования, которую отличает

взаимосвязанность отдельных ступеней образования и связь образования с

потребностями страны. В начале войны создана советская интеллигенция.

Наука: в 40 - 2359 научных учреждений, 98 тыс. научных работников. 5). + и

- в развитии советского искусства и науки: тормозящее влияние партийно-

государственной бюрократии, марксистско-ленинский идеологический пресс.

Классовый подход к внеклассовым явлениям, идеологический диктат,

переходящий к политическим преследованиям, на 30-е годы приходится

кульминация разрушения памятников прошлого.

Культура СССР в 1920—1930-е гг.

Одной из главных задач в области образования в послеоктябрьский период была

задача ликвидации неграмотности (декрет о ликвидации безграмотности, 1919

г.; создание общества “Долой неграмотность”, 1923 г.; организация ликбезов,

сети библиотек; реформирование образования — создание единой трудовой школы

и т. д.). К началу 1930-х гг. была ликвидирована неграмотность, построено

много новых школ, введено сначала всеобщее начальное, а затем — семилетнее

образование. Школьная реформа 1930-х гг. была направлена на повышение

уровня образования детей. Для подготовки квалифицированных кадров была

расширена сеть вузов, рабфаков. Развитие науки, литературы, искусства

находилось под жестким идеологическим (принцип классорого характера

культуры), а часто и административным контролем государства и партии.

Призывы власти к достижению новых успехов в твауке и искусстве, стремление

привлечь научную и творческую интеллигенцию на свою сторону сочетались с

административными методами управления, с высылкой из страны группы

выдающихся ученых (1922). Многие деятели науки и культуры, не признавшие

советскую власть, эмигрировали из страны. В стране были созданы Академия

наук, ВАСХНИЛ и другие научные центры, образовано много научных институтов

(научные достижения И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, Н.

И. Вавилова, В. И. Вернадского и др.). После революции были созданы новые

организации в области культуры — Пролеткульт, Российская ассоциация

пролетарских писателей и др. Борьба различных творческих групп, реалистов и

авангардистов, в литературе и искусстве (можно дать характеристику

творчества деятелей культуры разных направлений — литераторов, художников,

архитекторов, музыкантов, представителей театра, кинематографа и др.).

Утверждение в литературе и искусстве принципов социалистического реализма,

тоталитаризм в области культуры обусловили прославление в художественных

произведениях новых устоев жизни, парадность и пышность в ее изображении.

Это оказывало большое влияние на массовое сознание. Представители всех

областей культуры, вся советская художественная интеллигенция находились

под прессом цензуры, в полной зависимости от существующего режима, который

поощрял приближенных к-власти, наказывал инакомыслящих (привести примеры

сложных отношений интеллигенции и власти, трагических судеб многих

представителей культуры). Особенно острый характер приняло противостояние

власти и церкви (травля церковной интеллигенции, преследование патриарха

Тихона и других церковных деятелей, разрушение храма Христа Спасителя в

1931 г. и т. д.).

Б-16 В2

Опред задачи летней камп 1942 Герм реш нанести глав удар на юге, стремясь

овладеть Кавказом и Ниж Поволжьем. В мае 1942 г. в районе Харькова немцы

окружили 3 армии Юго-Зап фр, в плен попало 240 тыс.человек. Пораж привело к

нов стратег отступл сов войск: в авг 1 группа войск противн вышла к берегам

Волги в районе Сталинграда, а другая на Кавказе.Страна лишилась не только

огр людских ресурсов, но и крупн пром и с/х обл. Сов команд было вынуждено

железной рук террора остановить бегство войск. 28 июля 1942 г. Сталиным был

подписан приказ № 227 приказ («Ни шагу назад!»). Отныне люб отступл без

распоряж команд объявл предательством Родины. 25 авг 1942 г.. в Сталинграде

было введено осадное полож. операция «Уран» Для осуществл поставленной

задачи были созд 3 нов фр: Юго-Зап (Н.Ф. Ватутин), Донской (К.К.

Рокоссовский) и Сталинградский (А.И. Еременко). Всего более 1 млн.

человек, 13 тыс. орудий и минометов, около 1000 танков, 1500 самолетов.19

нояб 1942 нач наступ Юго-Зап и Донского фр затем Сталинградский

Наступление било неожид для немцев и развив молниеносно и успешно. 23

ноября 1942 г. произошла истор встреча и соед Юго-Зап и Сталингр фр. В

результате была окружена нем груп (330 тыс. солдат и офиц под команд

генерала фон Паулюса). Гитлеровское команд сформировала группа армий "Дон"

в составе 30 дивизий. Она должна была нанести удар на Сталинград, прорвать

внешн фр окружения и соед с 6-й армией фон Паулюса. В сер дек попытка осущ

эту задачу оконч нов круп пораж немец и итальян сал. С 10 янв- 2 фев 1943

они были окончатетно ликвид. За весь период битвы под Сталинградом армии

фашистского блока потеряли до 1,5 млн. человек, четвертую часть всех сил,

действовавших тогда на Восточном фронте. Кр Ар потер более 2 млн. чел.

Победа под Сталинградом сыграла важ роль в коренном переломе в Великой

Отечественной и второй мировой войне. Заверш этап Сталинградской битвы

перерос в общее наступл сов войск. В янв 1943 была предпринята 2 успешная

попытка прорвать блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера был образован

коридор шириной 8-11 км. Через него Ленинград и оборонявшие его войска

получ прям сухопутн связь со страной. Коренной перелом в ходе Великой

Отечественной войны, начатый под Сталинградом, был завершен в ходе Курской

битвы и сражения за Днепр. Битва на Курской дуге (Орел —Белгород) — одно из

крупн сраж втор мировой войны. Рук Герм планир летом 1943 провести крупн

наступательную операцию («Цитадель») в районе Курска. Немцы надеялись

разгром все юж крыло сов войск .Противник сосредоточил до 50 дивизий, в

т.ч. 16 танковых и моторизованных. Большие надежды возлагались на новые

танки «пантера» и «тигр». Сов команд, в отличие от 1941 и 1942 годов,

удалось правильно установить состав войск противника и опред направл его

глав удара летом 1943 г. С сов сторв Курской битве приним участие войска:

Центрального (К.К.Рокоссовский), Воронежского (Н.Ф.Ватутин), Степного

(И.С.Конев) и др фр.Битва продолжалась с 5 июля по 23 августа. На первом

этапе немецкие войска перешли в наступл и вклинились в нашу оборону от 10

до 35 км. Их наступление закончилось 12 июля танковым сражением в районе

деревни Ярохоровки на Прохоровское поле — самым крупным во второй мировой

войне встречным танковым сражением. (ок 1200 танков). На втором этапе битвы

сов войска разгромили основ груп противн. 5 августа были освобождены

Белгород и Орел. В честь этой победы в Москве был произведен первый за годы

Великой Отечественной войны артиллерийский салют. 23 августа был освобожден

Харьков его освобождением заверш Курская битва. Было разгромлено 30 дивизий

противника, кот потерял более 50 тыс. человек. Победа под Курском ускорила

развал фашистской коалиции. Гитлер не смог перебросить с Вост фр ни одной

дивизии в Италию, где в это время произошел политический переворот и

назревала угроза выхода союзника из войны. Активизировалось движение

Сопротивления в оккупированной Европе. Укрепился авторитет СССР как ведущей

силы антифашистской коалиции. Контрнаступление под Курском переросло в авг

в стратегическое наступление Кр Ар по всему фр сов войска продвинулись на

запад на 300-600 км. Битва за Днепр завершилась 6 ноября освобождением

Киева. Гитлеровская Герм на всех фр перешла к стратегической обороне.

Б-17 В1

Внутренняя политика Александра Правление Александра 1 характеризовалось

самой широкой веротерпимостью.

Первые годы царствования Александра I – эра либерализма —

характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г. при

императоре сложился Негласный комитет, в который вошли его молодые друзья-

аристократы — гр. П.А.Строганов, гр. В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев, кн.

А.А.Чарторыйский. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни —

крепостничество, проблема государственных преобразований, вопрос о

распространении просвещения.

В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики

получали право освобождать крестьян с землей за выкуп

В 1804-1805 гг. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях.

Однако результаты первой меры были ничтожны, поскольку ее осуществление

вверялось доброй воле помещиков; вторая же реформа осталась локальной по

своему характеру.

В 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений.

Вводилась преемственность между школами различных ступеней — приходскими,

уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к Московскому

университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский,

Казанский, Петербургский.( университеты получили автономию: право выбирать

ректора и профессоров, самостоятельно решать свои дела.

В 1804 г. был издан также достаточно либеральный по характеру цензурный

устав.

В 1802 г. коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось

строгое единовластие министра. во всех отраслях госуд жизни утвердилось

единоначалие, сменившее принцип коллегиальности, Отчитывался министр

непосредственно перед императором и от него получал распоряжения по

важнейшим вопросам, был учрежден Комитет министров. Первоначально было

образовано 8 министерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных

дел, юстиции, финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и

народного просвещения Высшее церковное правительство Синод . Здесь

единовластным начальником постепенно становится правительств чиновник —

обер-прокурор.

В 1810 г. был учрежден высший законосовещательный орган при императоре

—Государственный совет. Он централизовал законодательное дело, обеспечил

единообразие юридических норм. система госуд органов просуществовала до

1917

Изменения в административной системе России все сильнее подчеркивали

необходимость всеобъемлющей государственной реформы. Ее выработку царь

поручил М.М.Сперанскому (1772-1839) По проектам Сперанского было завершено

преобразование в 1811 г. министерской системы и создан Государственный

совет.

В своем проекте коренной государственной реформы — "Введении к уложению

государственных законов" — Сперанский предложил ввести строгое разделение

властей на законондат , исполн, и судебную. Верхи общества должны были

избирать депутатов в местные думы и центральную Государственную Думу: эти

органы имели законодательные функции. Министерства в центре и местные

управления являлись исполнительной властью. Независимые

от администрации суды должны были подчиняться Сенату. Средоточием всех

властей являлся император. Замыслы Сперанского вызвали резкую оппозицию в

верхах общества.

Основной противник реформ Сперанского - Н.М.Карамзин

В марте 1812 г. Сперанский был отстранен от своих постов и сослан.

Сталкиваясь с неприязнью большей части дворянства, все сильнее запутываясь

в противоречиях своей политики, Александр 1, однако, не оставлял мысли о

реформах.

В 1815 г. Царству Польскому, была дарована конституция. Согласно ей,

законодательной властью обладал парламент (сейм), а исполнительной —

император, представленный в Польше наместником. Принципы польской

конституции использовались в Государственной Уставной грамоте —

конституционном проекте, предназначенном для России. По поручению

Александра этот документ в глубокой тайне разрабатывал министр юстиции

Н.Н.Новосильцев. По указанию царя разрабатывались и проекты отмены

крепостного права. Однако на деле в жизнь была проведена мера

противоположного хар.

В 1816 г. Александр начал введение военных поселений. Военные поселяне

должны были заниматься одновременно и земледелием, и военной службой. Они

обязаны были жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на

работу и возвращаться домой; по приказу начальства они должны были и

вступать в брак. Военные поселения были созданы на казенных землях

Петербургской, Новгородской, Могилевской, Харьковской губерний. Начальником

военных поселений стал А.А.Аракчеев (1769-1839) беспредельно преданный

царю, беспощадный и жестокий администратор. Введение военных поселений

вызвало упорное сопротивление крестьян: в 1817 г. крупное восстание

произошло в Новгороде, в 1819 г.—в Чугуеве.

В 1820 г. с протестом против муштры и жестокого обращен команд выступил

гвардейский Семеновский полк.

С 1820-х гг. правительство все более явно начинает переходить к реакции.

в 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения,

сосредоточившее в своих руках контроль за образованием, воспитанием и

религиозной жизнью российских подданных.

В 1821 г. были разгромлены Моск и Казанский университеты: ряд профессоров

был уволен и отдан под суд.

В 1822 г единственным докладчиком царю по всем вопросам стал Аракчеев.

Б-17 В2

Крупнейшие военные операции Великой Отечественной войны в 1944—1945 гг.

К началу 1944 г. войска Германии и ее союзников занимали значительную часть

Украины, Белоруссии, Прибалтики, осаждали Ленинград. Они были еще

достаточно сильны, хотя стратегической инициативой уже владела Советская

Армия. Материальные и людские резервы Германии истощились. Военное

производство в СССР, напротив, набирало темпы. В течение зимы—весны 1944 г.

войска Ленинградского, Волховского и Прибалтийского фронтов нанесли

поражение группе армий “Север”. 27 января 1944 г. была снята блокада

Ленинграда. Практически одновременно с этим велась операция по освобождению

Правобережной Украины. Наиболее знаменательными событиями на этом участке

фронта были Корсунь-Шевченковская операция — окружение и ликвидация крупной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.