бесплатно рефераты
 

Билеты за 11 класс по истории Отечества

носителей новых капиталистических отношений.

Но темпы развития капиталистических отношений в с(х не шли ни в какое

сравнение с бурным ростом пром производсва. Отсталое крест хоз по пержнему

душили высокие нал и в результате в 1891-1892 гг истошенное крестьянство

европ части россии пережило страшный голод. Помещики же вели свое хоз

постаринке . обстановка в рус деревне становилась взрывоопасной. Накал раб

движения ослаблялся « откупками» когда предприятие удовлетворяло их

маленькие эк требования ( сокращен раб дня и повышен зарплат)

Вступив в стадию империализма , ркс пром неизбежно оказывалась подверженной

общемировым колебаниям- подъемам , спадам , депрессиям. В 1900-1908 г Рос

поразил кризис « Перепроизводства» . Он начался с резкого падения цен на

основные виды продукции и привел к не менее резкому сокращению

производства. В годы кризиса закралось ок 3 тыс предприятий.

Б-24 В2

А. Необходимость реформ: эк полит кризис сов общ 80-90-х годов со всей

остротой прояв в Рос. Длительное господства командно-администр сист,

тотальное планирование, затянувш переход от экстенсивной модели развития эк

к интенсивной, перегруженность Рос производ средств производства привели в

конце концов к резкому падению нац дохода, инфляции, товарному и боджетному

дефициту, росту внутр и внеш долга. Стремительный рост ден доходов нас, не

обеспеченных товарами. Цели реформ: формир среднего класса, создание

высокоэффективной экономики, обеспечение благосостояния нар и процветания

Рос.

Основные направ реф: стабилизация рубля, формирование различных новых

структур, приватизация и переход к свободному ценообразованию, свобода

экономической деятельности..Д. Ход реформ:

1. рук страны и реф: Ельцин (президент РФ), Гайдар, Хасбулатов

(председатель верховного совета РСФСР). Радик эк шаги связаны в основ с

именами Шохина, Гайдара, Чубайса и др.

2. Кон1991 года - Рос объявляет себя правопреемником СССР и "приватизирует"

союзную собств, располож на ее тер. Рук страны намечает общие контуры

переда ее в частн руки.

3. 2 января 1992 года - "либерализация" цен. Гайдар считал эту меру

решающей, ибо она делает невозможным возврат к старой экономике и к старому

общественному устройтству (Либерализации цен предшествует приватизация

собственности (ПО плану Явлинского последовательность должна быть

обратной). В течение года цены выросли в 50 -100 раз (к настоящему времени

в 10-12 тысяч раз) Большинство граждан трагически лишились вкладов и

сбережений. Гайдар оценивает осовобождение цен от государственного

регулирования как самый сильный шаг правительства. Иная точка зрения:

монетаристская политика (и шокотерапия) - рецепты оздоровления экономики

.... и зависимых стран. В России они продемонстрировали свою полную

несостоятельность. Уход государства из экономики инфляцией не привел к

ожидаемым результатам.

4. 14 августа 1992 - указ президента о введении в действие ситемы

приватизационных чеков (ваучеров). Чеки получили все граждане России ,

родившиеся до сентября 1992 года. Цель:компенсировать ущерб от

либерализации цен и вовлечь все население страны в процесс приватизации (

сделать всех собственниками средств производства).

Процесс приватизации во многом связан с именем Чубайса, ставшего 1 июня

1992 года заместителем председателя правительства. 31 июля 1994 года

закончился первый этап приватизции - чековый. Позднее начался второй этап

приватизации - этап денежной приватизации, введенной указом президента.

5. Освобождение цен временно укрепило финансовую систему, но падение

производства остановить не удалось (в1992 году оно составило 20 процеентов

(промышленное производство, в 1993 - тоже примерно 20 процентов). Низкая

покуп способность населения ведет к свертыванию произвосдства. Российский

рынок заполняется импортными товарами, а народноен хозяйство все в большей

степени приобретает топливно-сырьевой характер.

6. Прав Гайдара основную ставку делает на финансовую помощь Запада. Но в

обещанном займе (24 миллиарда доллларов) в конце концов было отказано.

7. Декабрь 1992 - 7 Съезд народных депутатов России отправляет Гайдара в

отставку. Новый глава правительства - Черномырдин. Черномырдин попытался

ввести регулирование цен на ряд товаров, но не нашел понимания ни у членов

правительства, ни у президента.

8. 1993 год - противостояние Верх совета и президента по соц-эк и полит

вопросам

Предварительные итоги эк реф. Являются предметом острых дискуссий

специалистов и социально-политической борьбы различных общественных сил.

Объективная картина такова: ни одной из поставленных целей пока достичь не

удалось

1. Цель первая - эффективная эк и ответственный собственник: падение

производства остановить не удалось, за годы реформ оно составило 50

процентов (причем, машиностроение - 70 проц., ВПК - 90). По данным

Госкомстата РФ экономическое отставание Рос от США выросло за четыре года

реформ на 64%. Физический объем ВВП Рос по итогам 1993 13,6 % от ВВП США.

(1990 - 23%) . В соответствии с програмами международных сопоставлений РФ

относится к станам среднего уровня развития и находится примерно на 55

месте в мире. Тенденции разрыва уровня России и передовых стран

сохряняются. ("Реформирование России: мифы и реальность", Институт

социологических исследований, Москва 1994 год). Продолжает расти внешний

долг. В нач 1992 он составлял 64,3 млрд. $, сейчас внешний долг равен 120

млрд $ (РГ, 16.05. 96), продолжается бегство капитала из России - по одним

источникам вывезено примерно 100 млрд $, по другим - 140 млрд. Приватизация

не оправдала ожиданий. Каждые 7 из 10 предприятий сократили производство на

15-20 %. Собственность превратилась в объект злоупореблений и спекуляций.

40 тысяч предприятий принадлежат преступным группировкам или взяты ими под

контроль. Поступления от приватизации в госбюджет чрезвычайно

незначительны: 0,02 - 0,04 % от ВВП. Отчетливо проявили себя попытки

зарубежных фирм взять под контроль жизненно важные отрасли экономики,

вплоть до самых важных оборонных. В феврале 1996 года президент освободил

Чубайса от должности вице-премьера. Уволены иностранные советники. В

настоящее время итогами приватизации занимаются Счетная Палата Госдумы и

контрольное управление при президенте.

2. Цель вторая - формирование среднего класса. Социальная структура

российского общества обрела признаки деградации. Растет доля иждевенцев,

уменьшается удельный вес экономически активного населения. Растет

численность безработных, бездомных, нищих. Только в Москве наситывается 50

тысяч бомжей. Россия уже приняла около 2 млн. беженцев, ожидается еще 4 - 6

миллионов. Слой богатых в стране насчитывает 3 - 5 % населения. Средне

обеспеченные составляют 12 -15 %, бедные - 40 %, нищие - 40 %. ТО есть в

России происходит поляризация население и обнищание. Социальная структура

общества приобретает черты буржуазного общества раннего капитализма. Ее

характеризуют аморфность классовой структуры, интенсивный процесс

люмпенизации трудящихся, криминализация общественных отношений.

3. Третья цель - благполучие народа и процветание России.

- численость населения за 1995 год уменьшилась на 164 тыс. человек. За

последние три года - на 52 тысячи.С 1995 года продолжительность жизни

уменьшилась до 65 лет ( мужчины - до 58 лет, женщины - до 72 лет), Общая

численность безработных - 5,7 млн. человек. Численность населения с

доходами ниже прожиточного минимума - 36,6 млн. чел. По уровню питания мы

перешли с 7 места (1990) на 40 (1995). "В течение 1991 - 1995 годов

происходило уничтожение экономического потенциала России. Национальный

доход за этот период уменьшился на 40 %. Для сравнения: с 1940 по 1945 НД

сократился на 17 %. Мировая практика не знает подобных результатов

экономического реформирования". (РАН, стр. 263). Не случайно президент

ставит вопрос о государственной стратегии экономической безопасности РФ

(указ N 608). ВЫВОД: Говорить следует не об успехе реформ в целом, а о

некоторых относительно обнадеживающих предварительных результатах:

укрепление рубля, снижение инфляции, ликвидация дефицита, предсказуемость

экономики, рост хозяйственной активности в некоторых отраслях и

самостоятельности. Главная проблема экономического реформирования сейчас

такова: " Безнадежно устарели взгляды тех, кто пробует искать ответ на

вопрос о будущем России, выбирая: социализм или капитализм? Проблема в

другом: как найти равновесие между самоорганизацией, регулированием частной

инициативы, социальной защитой, свободой и справедливостью" (Послание

Президента законодательному собранию).

Б-25 В1

Центрами разв обществ мысли стали различные петербургские и московские

салоны (домашние собрания едино-мышленников), кружки офиц и чиновн, высшие

учебные заведения (в первую очередь. Московский университет), лит журналы:

"Москвитянин", "Вестник Европы", "Отечественные записки", "Современник" и

др. В обществ движении II четверти XIX в. нач размежевание 3 идейных

направлений: радик, либер и консерват.

Консервативное направлений России формы политической власти развивалась и

совершенствовалась в теч ХVIII-ХIХ вв., приспосабливаясь к нов общ-полит

услов. Особое звучание для Рос эта идея приобрела после того, как: в Зап

Европе было покончено с абсолютизмом.Выступление декабристов активизировало

консервативную общественную мысль. Для идеологического обоснования

самодержавия министр народного просвещ граф С.С. Уваров создал теорию

официальной народности. Она была основана на 3-х принципах: самодержавие,

право-славие, народность. Своеобразие заключалось в признании самодержавия

как ед возможной формы правл Рос. Креп право рассматривалось как благо для

народа и гос. Православие - как присущая рус нар религ. Из этих постулатов

делался вывод о невозможности и ненужности коренных соц изменений в Рос, о

необходимости укрепл самодержавия и креп права Эти идеи развивались

журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, проф МГУ М.П. Погодиным и С.П.

Шевыревым. Теория офиц нар не только пропаганди-ровалась через прессу, но и

широко внедрялась в систему просвещ и образов. Она вызвала резкую критику

не только радик настр части общества, но и либер. Наибольшую известность

получило выступление П.Я. Чаадаева, напис "Философические письма" с

критикой самодержавия, крепостн и всей офиц идеологии. Идеи, высказанные

Чаадаевым, вызвали большой общ резонанс и оказали знач влияние на

дальнейшее развит общ мысли.

Либеральное направпевне На рубеже 30-40-х годов XIX в. среди оппозиционных

правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и

западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и

публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков,

Ю.Ф. Самарин и др. Идеологами западников - историки, юристи, писатели и

публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В.

Анненков, И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др. Представителей этих течений

объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европ

держав. Для этого они считали необходимым изменить ее соц-полит строй,

установить конституционную монархию, смягчить и даже отменил, креп право,

наделил, крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и

совести. Боясь революц потрясений, они считали, что само правит должно

провести необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во

взглядах славянофилов и западников. Славянофилы преувелич нац самобытность

России. Они желали вернуться к временам, когда Земские соборы доносили до

власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы

существовали патриархальные отношения. Одна из основополагающих идей

славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко

нравственной религией является православие. По их мнению, рус нар присущ

особый дух коллективизма, в отличие от Зап Европы. Западники исходили из

того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они

резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада,

объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую

роль крест общины, западники считали, что прав навязало ее народу для

удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широк просвещение

народа, полагая, что это ед верный путь для успеха модернизации соц-полит

строя Рос. Обсуждение будущего Рос способствовали развитию общ-полит

мысли. Спавянофиян и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу либер-

реф направления в общественном движении.

Радикальное направление Во 2 пол 20-х – перв пол 30-х годов хар

организационной формой антиправительственного движ стали малочисл кружки,

Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними.

(посланием в Сибирь А.С. Пушкина и ответом ему декабристов. Студент МГУ

А.И. Полежаев за свободолюб поэму "Сашка" был исключ из универс и отдан в

солдаты) Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих

предшественников, распростр вольнолюб стихи, крит правит полит. Кружок

братьев П., М. и В. Критских и тайные организ I пол 30-х г XIX в. имели в

основном просветительский хар. Вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского,

А.И. Герцена и Н.П. Огарева слож группы, члены кот изуч отеч и иностр полит

произвед, пропаганд новейшую зап философию. В 1831 г. образ "Сунгуровское

общество"(Н.П. Сунгурова) Студенты, члены организ, восприняли идейное

наследие декабристов. Все эти кружки действовали непродолжительное время.

Они не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на

изменение полит полож в Рос. Для 2 пол 30-х годов хар спад общ движ в связи

с разгромом тайных кружков, закрыт ряда передовых журналов. Многие общ

деятели увлеклись философским постулатом Г.В.Ф. Гегеля "все разумное

действительно, все действительное разумно" В 40-е гXIX в. в радик направл

наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В.Г. Белинского, А.И.

Герцена, Н.П. Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевского и др. В целом кторая

четаерть XIX в. была временем "наружного рабства" и "внутр освобождения".

Одни - молчала, напуганные правит репрессиями. Другие - настаивали на

сохран самодержавия и крепостн. Третьи - активно искали пути обновления

страны, совершенствования ее соц-полит системы. Основные идеи и

направления, сложившиеся в общ-полит движ I пол XIX в с незначительными

измен продолж развив и во II пол века.

Б-25 В2

Внешняя политика РФ в 90-ые годы

Отношения с ближним и дальним зарубежьем (до конца 95 года министр

иностранных дел - Козырев, сейчас - Примаков). Распад ССР и провозглашение

СНГ выделили две сферы внешнеполитических интересов России: ближнее и

дальнее зарубежье

ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

А. Общая характеристка внешней политики Россия - правопреемник СССР. Она

унаследовала место Советского союза в ООН и СБСЕ, однако сложнейшие

внутренние процессы, военное и экономическое ослабление России не могли не

сказаться на международном положении нашей страны. "Медленно формировались

новые внешнеполитические интересы России. Не всегда удавалось точно

сбалансировать все факторы, были запаздывания, отклонения от утвержденных

основ внешней политики, разница между провозглашенным курсом и реальным

исполнением."(Послание Президента РФ Федеральному Собранию 27.02.96).

Объективные моменты дополнялись субъективными. Выдвинутая Козыревым идея

стратегического союза с США, позже преобразованная в идею стратегического

партнерства, предполагала подчиненную роль Москвы в вопросах мировой

политики. В обмен на согласие России быть меньшим братом Америки, от

Вашингтона ожидалось содействие в деле финансовой помощи, притоки

инвестиций и технологической модернизации. В результате Россия потеряла

старых союзников, но не обрела новых. Прозападный курс Козырева не оправдал

себя: надежды на Америку оказались тщетными.

Б. Россия и Запад

1) Общая характеристика отношений Отношения развиваются довольно динамично.

Происходят регулярные встречи на высшем уровне, Россия принимает участие во

встречах "большой семерки". Однако, Запад иногда пытается игнорировать, а

то и противодействовать законным интересам России. Наибольшее беспокойство

РФ вызывает стремление НАТО к расширению на восток. 2) Россия и США.

Январь1993 - в Москве подписан договор ОСНВ-2 (ОСНВ-1 подписан Горбачевым в

19991, ратифицирован Верховным советом в 1992) Россия не спешит

ратифицировать ОСНВ-2, т.к. по мнению ряда специалистов этот договор

ущемляет оборонные интересы России и выгоден прежде всего США (в силу

особой структуры американских ВС). В настоящее время между РФ и США

сохраняются устойчивые отношения. Хотя и заметно значительное взаимное

разочарование. 3) Россия и Западная Европа. Отношения РФ и Зап Европы

постоянно укрепляются. РФ принята в Совет Европы. Но со стороны Запада

предпринимались попытки противодействовать российским интересам в ходе

югославского кризиса, в вопрсах баланса обычных вооружений и др

Г. Россия и страны Восточной Европы. Ориентация восточноевропейских стран

на Запад практически ничего не дала им в экономическом плане. В настоящее

время страны Восточной Европы активно претендуют на членство в НАТО. Это не

не беспокоить Россию. Во время недавней встречи с президентом Польши

Квасьневским, Ельцин твердо заявил, что РФ не приемлет такого курса.

Д. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион

1)Россия и Китай подготовили уникальное соглашение о мерах доверия и

военной разрядки вдоль границ (из Послания Президента)

2) Россия и япония. По-прежнему сохраняется проблема Курил

3)Россия и Индия. 1993-визит Ельцина в Дели, где он лично обещал индийскому

премьеру выполнить условия контракта по продаже Индии криогенных двигателей

(с помощью Козырева Вашингтону удалось убедить Москву пересмотреть решение)

4) Россия и Иран. 1994-95 - Россия наотрез отказалась аннулировать сделку о

продаже ирану атомных реакторов.

Е. ИТОГ: Главный результат внешней политики - для России нет реальной

военной угрозы.

БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ (страны СНГ и другие бывшие сов.республики). СНГ - 11

государств -- 15 республик минус 3 прибалтийские и Грузия

1) Общая характеристика отношений. Россия - самое мощное из новых

государств, возникших на постсоветском пространстве. С ближним зарубежьем

ее связывают исторические, политические, экономические и др связи. В

ближнем зарубежье проживает 25 млн русских. Для многих стран Россия по-

прежнему остается экономическим донором. Основные цели РФ в ближнем

зарубежье следующие: обеспечение территориальной целостности и

независимости России, предотвращение доминирования иных держав на

территориии бывшего СССР, бесприпятственный доступ к стратегическим

ресурсам (Разумеется на справедливой основе), предотвращение локальных войн

и конфликтов, защита интересов соотечественников.

2)Отношения с прибалтийскими странами Носят не простой характер. Их

осложняют территориальные, экономические политические и гуманитарные

проблемы. Россия выступает против дискриминации своих соотечественников в

прибалтийских государствах (особенно Эстонии), не приемлет попыток этих

государств стать членами НАТО

3) Росси и Грузия Политические, экономические, духовные и исторические

интересы во многом совпадают. Россия оказывает Грузии максимально возможную

помощь в урегулировании грузино-абхазского конфликта

4) Россия и члены СНГ(более подробно билет 23). главное звено: российско-

украинские отношения, которые осложняются проблемой Крыма, Черноморского

флота и рядом политических факторов (Севастополь, ядерное оружие, отношение

к НАТО)

-Россия и Белоруссия

-Россия и Таджикистан

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.