бесплатно рефераты
 

Анархическое движение в Мексике

апреля к ним присоединилась редакция «Эль Сосиалиста», организовав

совместный ми-тинг.

Члены «Ла сосиаль» намеревались превратить Конгресс в массовую рабочую

федерацию - нечто вроде будущей НКТ в Испании, а сами - играть роль

импульса внутри Конгресса. Пик их влияния приходился на 1879-1882 гг. В

1878 г. в организации «Ла сосиаль» насчитывалось 62 региональные секции в

городах по всей стране. 8 мая 1880 г. анархисты вновь созвали Конгресс

после откола сторонников Гарсиа де ла Кадены; было избрано новое

руководство: председатель - Кармен Уэрта, первый секретарь - Гонсалес.

Вместе с «Большим кругом» Мехико (председатель - Вильяреаль, первый

секретарь - Ф.Рикелме) руководители Конгресса опубликовали антиполитическое

воззвание в «Эль Хихо дель трабахо», направленное против группы из

Сакатекаса и «Эль Сосиалиста». За либертарными социалистами шло в это время

подавляющее большинство организованных рабочих Мексики.

В 1881 г. Конгресс был реорганизован и официально вступил в европейскую

Международную ассоциацию трудящихся: в этот момент в нем было 100 секций с

50236 членами. Его представителем на Лондонской социально-революционной

конференции был американский анархист Натан Ганц, издатель «Анархист

соушелист революшионери ревью» в Бостоне и автор ряда статей в «Эль

Сосиалиста». Создавались новые рабочие ассоциации и кооперативы. Важную

роль в распространении анархистских идей сыграло издание «Ла

Интернасиональ» (вторая половина 1878 г.): его издавал Ф.Салакоста,

авторами анархистских статей были члены «Ла сосиаль» Родаканати, Феликс

Рикельме, Хосе Рико, Франсиско Тихера. В каждом из номеров

пропагандировалась программа из 12 пунктов, в их числе - «всемирная

социальная республика, автономное управление муниципалитетов, права женщин,

рабочие фаланги, ликвидация наемного труда, (рабочий контроль), равенство

собственности». Анархисты открыто говорили о насильственной «борьбе с

врагами человечества» (J.M.Hart. Anarchism... P.44-59, 75-76, 78, 79).

Но уже с конца 1870-х гг. режим Диаса развернул усиливавшееся наступление

на рабочее движение. В 1878 г. Диас отобрал помещение у SAI и передал его

своим сторонникам. В июне 1879 г. в Веракрусе по приказу губернатора был

открыт огонь по демонстрации бастовавших портовиков; 9 человек были убиты.

Этот акт осудили как «Эль Хихо дель трабахо», так и «Эль Сосиалиста». Но

вторая газета после предвыборной кампании замолчала, а уже в 1880 г. стала

хвалить Диаса. «Эль Хихо дель трабахо» в 1881 г. отказалась от

революционных тем. В конце 1881 г. власти запретили проанархистский

«Большой круг» в Мехико (после временного снятия запрета в марте 1882 г. он

был введен окончательно в 1883 г.). Деятельность Конгресса с конца 1882 г.

также была парализована. Власти создали свои марионеточные организации

рабочих - «подлинные» «Большой круг» и Конгресс. Радикалы пытались в

середине 1880-х гг. создать новую организацию - «Отдельную Хунту

мютюалистских обществ Мексики» во главе с Кармен Уэрта. Хотя «Хунта»

старалась не ссориться с правительством, она просуществовала всего

несколько лет. Власти подчинили себе кооперативное движение, поставив его

под свой контроль.

Анархисты не сдавались. В июле 1884 г. было объявлено о существовании

«Национального клуба свободных рабочих», отстаивавшего право на забастовку

и пытавшегося в середине-конце 1880-х гг. с помощью американских «Рыцарей

труда» организовать текстильных рабочих. Отдельные члены «клуба» работали

на Севере страны еще в 1890-х гг. Наконец, в 1885 г. революционные

эмигранты из Испании создали «Революционные группы испанских эмигрантов в

различных регионах». (J.M.Hart. Anarchism... P.77-81).

Анархисты вели работу не только в городах, но и среди мексиканских

крестьян. Видную роль в разработке аграрных идей анархистов в Мексике

сыграл портной Хосе Мариа Гонсалес. В серии статей в «Эль Хихо дель

трабахо» он подверг резкой критике экономическую политику правительства в

отношении крестьян, рабочих и ремесленников. Он открыто и ясно формулировал

свои анархистские взгляды: «Социальная революция. Какова задача такой

революции? Ликвидация пролетариата. Далее, может ли правительство издать

законы, чтобы осуществить эту цель? Правительство неспособно что-либо

сделать. Почему? Потому что оно есть первый поработитель». Взгляды

Гонсалеса сформирова-лись под влиянием издателя «Эль Хихо дель трабахо»

Муньусури, ставшего в то время воплощением воздействия испанского анархизма

на Мексику, и Родаканати. Он соединил традицию сельской общины с ее «малой

родиной», наследие ремесленных гильдий взаимопомощи и концепции

европейского анархизма, прежде всего, Прудона и Бакунина. Он предлагал

создать массовое движение, порывающее с экономикой капитализма, начиная с

создания независимых самообеспечивающихся эгалитарных ассоциаций на уровне

деревень: «Они (рабочие)... приобретут землю и создадут колонии; разовьется

чувство патриотизма в отношении той колонии, где родился человек. Затем,

когда колония станет процветать, будет обращено первостепенное внимание на

воспитание и образование как взрослых, так и детей; возникнет новая мораль,

которая... устранит пороки, характерные для других обществ. Таким образом,

правительство станет уже ненужным со всеми его несовершенными школами,

манерой вызывать страсти и войны, порождаемые голодом, который служит также

причиной множества преступлений, встречающихся в нашем обществе..."

Кооперативная компания может быть создана с достаточным количеством

капитала посредством планов взносов в рассрочку. С помощью денег,

полученных таким способом, можно будет создать магазины, торгующие

высококачественными потребительскими благами. Когда фонды станут

достаточными... рабочий сможет продолжать независимо от капиталиста... Теми

же средствами будет затем приобретаться земля для создания колоний...».

Иными словами, группы членов ассоциаций смогут накопить капитал и

приобрести землю и оборудование, организовать аграрные коллек-тивы.

Гонсалес призвал тысячи рабочих и крестьян присоединяться к этому проекту.

Эти идеи легли в основу мексиканских аграрных движений.

Гонсалес возглавил кампанию поддержки крестьянских общин в их борьбе за

землю, которую у них отнимали по-мещики из «Ла-Тенериа» (штат Мехико) и «Де

лас Бокас» (Сан-Луис-Потоси). Режим Диаса усилил сгон крестьян с земли. В

1877 г. Гонсалес и другие анархисты призвали к массовому восстанию -

«социальной революции».

В 1878 г. после многих лет дискуссий и сотен революционных предложений

аграрные революционеры разработали аграрную программу, более сложную, чем у

Чавеса Лопеса. Издатель «Ла Интернасиональ» и сторонник революционного

прямого действия Салакоста опубликовал план, предложенный обществом «Ла

сосиаль». В этой программе со-держался призыв к ликвидации

общенационального правительства, автономным муниципиям, аграрному закону,

предусматривающему измерение и демаркацию деамортизированной земли,

постепенному выравниванию собственности, в конечном счете - к ликвидации

системы наемного труда, а между тем - к увеличению оплаты в сельском

хозяйстве с помощью стачек, к созданию территориальных банков для

обеспечения сбыта сельскохозяйственной продукции и коммунальных групп

«социетарного фаланстера» как способов организации городских и

сельскохозяйственных тружеников.

В 1878-1884 гг. центральные и северные регионы (Мичоакан, Гуанахуато,

Керетаро, Сан-Луис-Потоси, Дуранго, Синалоа, Чиуауа, Коауила, Идальго,

Мехико, Пуэбла, Морелос) сотрясались крупнейшими крестьянскими волнениями,

которые только знала Мексика. Салакоста и другие радикалы создали «Большой

комитет комунеро». Его задачей было стимулировать революцию в деревне;

делегаты комитета приходили на деревенские собрания в штатах Мехико,

Гуанахуато и Идальго. Эмиссары установили контакты с аграрными повстанцами

в Мичоакане и Чиуауа. Вооружив-шись программой «Ла сосиаль» и манифестом

Чавеса Лопеса, Салакоста приехал в Чалко и в конце 1878 г. попытался

поднять там крестьянское восстание. В течении 18 месяцев несколько сотен

его сторонников вели неравные бои с фе-деральной армией и сельской

жандармерией «руралес» в северо-восточном Морелосе, восточном Мехико,

керетаро и Идальго. Восставшие захватили множество поместий и роздали их

земли крестьянам. В конце концов правительственные войска схватили

Салакосту около Керетаро и, вероятнее всего, убили его. Но волна восстаний

продолжала расти, и лишь в 1884 г. правительство вернуло себе военный

контроль над ситуацией. (J.M.Hart. Anarchism... P.63-69).

Посреди аграрных бунтов, охвативших Центральную Мексику, выступил со своим

аграрным проектом полковник Альберто Санта-Фе. Это была вершина аграрной

революционной идеологии 19-го века. Документ был известен как «Закон

народа». В его преамбуле указывалось, что закон основывается на концепции

социального и духовного равенства людей. Предлагалось распределить участки

размером 276 на 184 рода (1 род равен примерно 5 метрам) на млад-шего сына

между всеми крестьянскими семьями, при условии что весь капитал и

собственность семьи не будет превышать 3 тысячи песо. Муниципии должны были

определять, какие именно земли будут отторгнуты от поместий. По-мещик мог

получить компенсацию, обратившись в ближайшее отделение Аграрного и

промышленного банка, который определял стоимость земли на открытых и

публичных слушаниях. Банку, который должен был иметь отделения в каждом

штате, предстояло определять, какое количество земли полагалось на

«пуэбло», чтобы обеспечить достаточную обработку. Распределять землю между

ее пользователями должны были муниципальные или деревенские советы в со-

ответствии с местной традицией. Получатель должен был выплатить

установленную стоимость земли в сельскохозяйственный банк из расчета 10% в

год плюс 6% в качестве процентов на неоплачиваемый основной капитал в

течении 10 лет. Собственность на землю не могла передаваться тому или иному

лицу, пока условия соглашения не будут выполнены. Наконец, банку должно

было поручено предоставление низкопроцентных кредитов крестьянам через

муниципальные советы.(J.M.Hart. Anarchism... P.69-70)

А.Санта-Фе работал вместе с Родаканати, Гонсалесом и Салакостой в редакциях

«Эль Хихо дель трабахо» и «Ла Интернасиональ». В 1878-1879 гг. он развернул

агитацию за аграрную реформу в штате Пуэбла, поддерживал контакт с

повстанцами в Гуанахуато и Мичоакане. Ряд активистов создал «Мексиканскую

коммунистическую партию» (первую в мире организацию под таким именем),

которая существовала недолго, но действовала в различных районах страны и

издавала газеты, в том числе «Ла Револусьон сосиаль» в Пуэбло под

руководством А.Санта-Фе (J.M.Hart. Anarchism... P.70, 77, 194; «Communisme.

Organe central en francais du Groupe Communiste Internationalistr».

Bruxelles. Decembre 1992. #37. P.12). В июне 1879 г. Санта-Фе был арестован

в Пуэбло и заключен в тюрьму «Сантьяго Тлате-лолько» в столице. После

освобождения он жил на севере страны в «ссылке», а много позднее был прощен

и даже избран в парламент как сторонник Диаса! Сторонники Санта-Фе подняли

восстание после его ареста, но оно было подавлено (J.M.Hart. Anarchism...

P.70,77).

В 1880 г. в Чалко вернулся Родоканати с намерением восстановить свою школу.

Но он натолкнулся на сопротивле-ние помещиков и местных властей. В регионе

действовала «Аграрная лига Мексиканской республики». Ее члены в Идальго,

Мехико, Морелосе и Пуэбло действовали против помещиков легальными методами.

Глава лиги Тибурсил Монтиель участвовал раннее вместе с Салакостой в

создании «Большого комитета комунерос», регулярно печатался в «Эль

Сосиалиста», защищал идею вольных муниципий и аграрной реформы и написал

памфлет в поддержку «коммунизма». Но на сей раз он не нешел общего языка с

Родоканати. Разочарованный Родоканати вернулся назад в столицу, а в 1886 г.

навсегда покинул Мексику.

Однако временный разрыв с Родоканати не спас Монтиеля и его организацию. В

августе 1881 г. он был арестован. Затем его ненадолго освободили, так что

он еще успел в сотрудничестве с Родаканати и другими возглавить издание

«Эль Сосиалиста». Но затем он был вновь арестован и сослан в Нижнюю

Калифорнию. Выступления крестьян в Чалко были подавлены федеральной армией.

Крестьянские выступления продолжались весь период правления Диаса до 1910

г., но так и не достигли прежней высоты. Особого упомингания заслуживает

движение генерала Мигеля Негрете, который выступал в оппозиции к режимам

Хуареса, Лердо и Диаса в Пуэбле, Чалко, Морелосе и Герреро. Он выступал за

аграрную реформу и социальные преобразования, за вольные муниципии,

оказывал некоторую поддержку восстаниям Чавеса Лопеса и Салакосты. В 1879

г. он поднял собственное восстание и сумел удержаться в районе до начала

1890-х гг. Гарсиа де ла Кадена был в 1886 г. схвачен и убит «при попытке к

бегству».

Революционный синдикализм

(конец XIX века - 1931 г.)

Несмотря на спад анархистского движения и исчезновение организованных

групп, мексиканский рабочий класс продолжал бороться и в годы диктатуры

Порфирио Диаса. В 1885-1889 гг. прокатилась волна выступлений против

сокращения заработной платы и диктаторского режима на производстве.

Бастовали рабочие текстильных фабрик «Эль Валор» в Тласкале, «Серритос» в

Орисабе, «Ла-Магдалена» в Контрерасе, «Сан-Антинио-де-Абад» в Мехико,

работ-ники «Ла-Виктория» в Пуэбле, «Эль-Молино» в Веракрусе, «Сан-

Фернандо» в Тлапане. В 1890-х гг. стачки сотрясали фабрику «Сан-Антонио-

де-Абад», «Ла-Кольмена» в Тлалнепантле. Двадцатый век открылся первой

всеобщей стачкой в истории страны: в 1900 г. за забастовкой на фабрикой

«Эль-Майорасго» последовала стачка 3000 текстильщиков штата Пуэбло.

Помощь в становлении мексиканского рабочего движения оказали и

американские революционные синдикалисты. «Рыцари труда» содействовали

организации железнодорожных рабочих в Нуэво Ларедо в 1887 г., в Монтеррее

и Пуэбло в 1898 г., в Агуаскальентесе и Мехико в 1900 г. В начале 20 в.

члены «Западной федерации горняков» и Индуст-риальных рабочих мира (1906

г.) активно работали в Кананеа (J.M.Hart. Anarchism... P.83-84).

Большой вклад в становление анархо-синдикализма в Мексике сыграли 2

эмигранта - каталонец Амадео Феррес и колумбиец Хуан Франсиско

Монкалеано. Хорошо образованный, либертарный социалист Феррес был одним

из тех испанцев, которые в начале века отправлялись в Латинскую Америку,

чтобы распространять идеи анархизма. В последние годы диктатуры Диаса он

начал организовывать подпольные собрания ремесленников и рабочих, прежде

все-го печатников. Благодаря своей энергии и ораторским способностям

Феррес приобрел большую популярность среди печатников. Его идеи сочетали

анархистские концепции личной свободы и «естественного закона» и трудовую

этику, которая должна предохраняет человека от моральной деградации. Он

выступал за свободное и совершенное человеческое общество, в котором мир

стал бы «единым зданием». Национальное государство было для него

защитником привилегий паразитического класса, насильственным подавлением

исконных стремлений человека. Феррес резко кри-тиковал правительство,

законы, религию и политиков. «Правительственная тирания порождена

капиталистическим угнетением и ненасытной алчностью буржуазии, которая в

погоне за прибылями ввергла рабочие классы города и деревни в невыносимые

условия». По его мнению, буржуазия и государство являются врагами потому,

что действуют вопреки принципу взаимопомощи и тем самым враждебны самой

жизни, разрушают и коррумпируют натуру человека. Пролетариат должен вести

борьбу за свои классовые требования еще и потому, что это борьба за

выживание самого человека, ибо «вне принципа взаимопомощи мы все обречены

на забытье».

Феррес приветствовал «революцию Мадеро» как событие, расширявшее

возможности для организации рабочих. Он полагал, что свобода

организационной, просветительской и культурной жизни будет способствовать

повышению общего уровня рабочего класса и, следовательно, его социальному

и экономическому освобождению. В то же время он наставал на полном

отделении рабочих организаций от политики. Феррес заявлял, что с

изменением в самих средствах производства и утверждением фабричной

системы растут знания и способности рабочих, которым достаточно вырвать

экономическую и социальную жизнь из-под контроля государства, капитала и

церкви и поставить производство на службу общества. Он выступал активным

поборником рационального образования, предложенного Ф.Феррером.

В мае 1911 г., за неделю до бегства Диаса из Мехико, печатники столицы,

вдохновляемые анархистами, создали Конфедерацию печатников Мексики. После

падения диктатуры они смогли провести легальное общее собрание, на

котором выступили Феррес и Сото-и-Гама. Участники высказались за создание

наряду с Конфедерацией особого «общества сопротивления». Двое из

печатников - ученики Ферреса Хосе Лопес Донес и Рафаэль Кинтеро позднее

стали ведущими активистами рабочего движения страны. Обладавшим

грамотностью печатникам, «интеллектуальным рабочим», по планам Ферреса,

предстояло сыграть роль катализатора в организации всего рабочего класса.

Среди них бы-ли также другие будущие активисты «Дома рабочих мира» -

Федерико де ла Колина, Энрике Арсе, Фернандо Родарте, Лоренсо Масиас,

Педро Ортега, Альфредо Перес.

Сам Феррес был сторонником более осторожной тактики, чем многие из его

последователей. Он выступал за создание небольших групп сторонников -

своего рода ядер, которым предстояло затем способствовать организации и

образованию других промышленных и сельскохозяйственных трудящихся, пока

массы не станут единым и мобилизованным целым. Он настаивал на том, что

синдикаты должны быть легальными и приобрести достаточную силу, чтобы

взять затем в свои руки контроль над производством. Но начать они должны

с борьбы за частичные требования, с образовательной работы, с практики

взаимопомощи. Таким образом, анархистское общество должно было стать

плодом длительной подготовки.

Однако сторонники Ферреса не обладали его терпеливостью и требовали

стачек, всеобщих забастовок, атаки на капитализм и его социальные

институты посредством создания «обществ сопротивления», саботажа. Однако

первые годы организация печатников работала в рамках закона, а Феррес

хотя и не возражал против идеи всеобщей стачки, настаивал на длительном

периоде подготовки. Конфедерация быстро росла. Через 2 месяца в ней уже

состояло 500 членов, каждую неделю вступали по 15-20 новых членов. В

короткое время были организованы работники основных типографий столицы,

возникли группы в Монтеррее, Тепике, Гвадалахаре, Оахаке, хотя и менее

радикальные, чем в столице. 8 октября 1911 г. начался выпуск газеты «Эль

Типографо мексикано», целью которой было образование и мобилизация

городских рабочих. В ней соблюдался умеренный тон, публиковались статьи

европейских интеллектуа-лов, разъяснялось, что такое синдикализм,

рациональное образование и т.д. Газета выходила каждые 2 недели тиражом в

2000. Члены Конфедерации распространяли газету на организационных

собраниях других рабочих в столице и по стране, выступали на них.

Рассылались письма в другие города с призывом создавать рабочие общества.

Множество агитационных статей было написано Лопесом Донесом. В Мехико

возникла профсоюзная организация каменщиков, потребовавшая лучшей оплаты

труда и лучших условий работы (позднее ее члены участвовали в создании

тайной анархистской рабочей группе «Свет»). Печатники и каменщики

некоторое время вместе издавали «Ла Вос дель опри-мидо» («Голос

угнетенного»).

Пополнившись секциями в других городах, конфедерация печатников в 1912 г.

сменила имя на Национальную конфедерацию графических искусств (НКГИ); на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.