бесплатно рефераты
 

Анализ Югославской модели социализма

Хорватии в Габсбургской монархии. На территориях смешанного расселения

хорватов и сербов стала проявляться сербскохорватская рознь.

Дальнейший ход событий побудил представителей обоих народов признать

необходимость их сотрудничества. Первая мировая война привела к нарастанию

освободительных устремлений южнославянских народов. Сербское правительство

выступило 7 декабря 1914 года с заявлением о целях войны (Нишская

декларация), в котором провозглашалась борьба “за освобождение и

объединение всех наших порабощенных братьев - сербов, хорватов и

словенцев”.3 На ее основе сербское правительство сформулировало две

программы. Одна предполагала объединение в Сербском королевстве только

сербов, вторая - создание под главенством Сербии южнославянского

государства, вопрос об его устройстве при этом не поднимался.4 Однако

осенью 1915 года Сербия была оккупирована австрийскими и болгарскими

войсками. После поражения Сербии в первой мировой войне приоритет в

освободительном движении был отдан Хорватии.

29 октября 1918 года было провозглашено создание суверенного

Государства словенцев, хорватов и сербов. Вопрос о форме и устройстве

нового государства был отложен, хотя подчеркивалось равноправие словенцев,

хорватов и сербов. Загреб претендовал на руководство в новом югославском

государстве.

Южнославянские народы в условиях многовекового национального

угнетения стремились к государственному объединению, вынашивали планы

создания общего государства. Однако интеграционные тенденции сопровождались

соперничеством Белграда и Загреба в объединительном движении. В основе

взаимного недоверия лежало столкновение разных концепций южнославянского

объединения - унитарной (великосербской) и конфедеративной. Но в любом

случае, идея трехименного народа не учитывала интересы македонцев, албанцев

и мусульман, живущих на территории будущего государства.

1 декабря 1918 года регент Сербии Александр Карагеоргиевич

провозгласил создание Королевства сербов, хорватов и словенцев (СХС). В это

новое государство вошли Сербия (с присоединенной к ней Вардарской

Македонией), Черногория, Хорватия, Словения, Далмация, Босния и

Герцеговина, Воеводина.

В основу образования Королевства сербов, хорватов и словенцев -

Югославии лег “брак по расчету”, последствия которого дали себя знать через

семьдесят лет. Сербское правительство не приняло идею создания единой

православной Сербии, а сделало выбор в пользу югославской программы, то

есть объединения в одном государстве различных национальных образований.

Белградские власти смотрели на новое государство как на возможность

расширения собственной территории. А над хорватами и словенцами довлел

синдром побежденного. Объединение с Сербией выводило Хорватию и Словению из

разряда проигравших в войне в ранг победителей, что сулило немалые выгоды,

прежде всего касавшиеся размера территориальных потерь. Кроме того,

хорватские и словенские политики надеялись играть в будущем югославском

государстве более значительную роль, чем в Австро-Венгрии, поскольку Сербия

в экономическом отношении намного уступала бывшей двуединой монархии.

Королевство сербов, хорватов и словенцев с первого дня своего

существования было отягощено грузом проблем. Важнейшей проблемой стали

отношения между хорватами и сербами. Широко была распространена точка

зрения, что одна из основных причин разногласий двух ведущих этнических

групп состояла в сербском доминировании: сербы преобладали в

государственных органах власти, армии, полиции.5 Хорваты считали, что

вместо венгерских правителей они получили сербского короля. Правительство и

династия Карагеоргиевичей стремились к централизации. Хорваты энергично

этому противились. Нарастали противоречия между двумя крупнейшими этносами

региона. Политические партии начали формироваться на основе этнических

блоков. Наиболее влиятельные в Хорватии Крестьянская партия Степана Радича

уже в 1919 году выступила с требованием права на самоопределение для

хорватов. С сепаратистскими требованиями выступали проавстрийские и

провенгерские политические силы - франковцы и мадьяроны. Отдельные

выступления против “великосербской гегемонии” наблюдались в Словении. В 30-

е годы в Югославии резко обострились отношения между православной и

католической церквями. Сербская православная церковь была опорой

белградского режима. А католическая церковь все больше становилась

прибежищем сепаратистских элементов.

Сербия, стремясь играть роль объединителя всех югославских земель,

выступала против проявления сепаратизма. Это давало повод противникам

Сербии обвинять её в гегемонизме, в политическом лексиконе утвердилась

формула о “великосербском шовинизме”. А главным соперником Сербии являлась

Хорватия. Уже в рассматриваемый период сложными были отношения между этими

двумя наиболее многочисленными этногруппами. Другие оказались слишком

малочисленными и слабыми, чтобы действовать самостоятельно.

Процесс создания Королевства сербов, хорватов и словенцев глубоко

травмировал историческую память южнославянских народов, особенно сербов и

хорватов, что отразилось на их дальнейшей судьбе. С полным правом мы можем

сказать, что предпосылки нынешнего распада Югославии были заложены в те

далекие годы.

Хорватские политики вынашивали планы разрыва с Югославией. Этим

планам было суждено сбыться в 1941 году. 6 апреля 1941 года Германия и

Италия развязали войну против Югославии. 17 апреля Белград капитулировал,

Югославия была расчленена. Усташи (хорватские ультранационалисты) создали

Независимое государство Хорватию (НГХ), включив в него Боснию и

Герцеговину. Италия оккупировала северное побережье Адриатики и Черногорию.

Словению разделили Италия и Германия. В Сербии установился оккупационно-

квислинговый режим. Венгрия получила часть Воеводины. Вардарская Македония

в основном отошла к Болгарии.

Фашисты сделали ставку на разжигание розни между народами Югославии.

Началась ожесточенная гражданская война. В ней участвовали националисты

всех мастей. Во имя защиты своей нации и веры сербы и хорваты (вступившие в

союз с мусульманами) стремились уничтожить друг друга. Широко

распространилась практика насилия, выявившая всю глубину межнациональной

розни. Проводились этнические чистки. Сербы и черногорцы выселялись из

Косово и Метохии, а в Сербию должны были переселиться около 180 тысяч

словенцев.6 Но самые варварские “чистки” проводились в Независимой державе

Хорватии. Хорватские усташи приступили к решению “сербского вопроса” не

только путем выселения, но и насильственного обращения в католическую веру

и физического уничтожения, о чем свидетельствуют многочисленные источники.7

Происходил этнический геноцид. “Только в одном концентрационном лагере

Ясеновац более 700 тысяч сербов были убиты”, - заявил президент республики

Сербия Слободан Милошевич в 1993 г.8 Всего в годы второй мировой войны

фашистское хорватское государство уничтожило от семисот тысяч, по

официальным данным, до миллиона двухсот тысяч сербов.9

В конце второй мировой войны идея единой Югославии, казалось, была

обречена. Но, прийдя к власти, коммунисты во главе с Иосипом Броз Тито

провозгласили принцип братской дружбы и единства южных славян и других

народов, живущих в Югославии. 29 ноября 1945 года было объявлено о создании

нового государства - Федеративной Народной Республики Югославия. Во второй

Югославии продолжали сохраняться национальная и религиозная нетерпимость и

сепаратистские тенденции. Как показывает анализ национального строительства

в ФНРЮ (позднее - СФРЮ), по существу на всем протяжении послевоенного

развития имел место разрыв между теоретическими положениями о путях

преодоления межнациональных противоречий и практикой социалистического

строительства, которая невольно вела к их обострению. Краеугольным камнем

национальной политики Союза Коммунистов Югославии (СКЮ) было положение об

опережающих темпах роста экономики слаборазвитых республик и краев, что

нашло отражение в Конституции ФНРЮ 1946 года и других партийных

документах.10 Иосип Броз Тито в выступлении на X съезде СКЮ указывал:

“Ускоренное развитие является существенно важным условием подлинного

равноправия народов и народностей...”11 Реализация этих теоретических

положений оказалась на практике делом довольно сложным. Правда, по мнению

югославского экономиста Б. Чолановича, вплоть до 1965 года государство,

направляя основную часть инвестиций на индустриализацию отстающих районов,

успешно решало задачи опережающих темпов их развития: в 1947 - 1965 г.г.

объем промышленного производства увеличился в Боснии и Герцеговине в 8 раз,

в Черногории - в 21,7, в Косово - в 5,6 раза (по Югославии в целом в 6

раз); в 1947 году темпы развития промышленности были в Черногории в 2,5

раза, в Боснии и Герцеговине на 20% и в Македонии - почти на 40% выше, чем

по стране в целом.12

После общественно-экономической реформы 1965 года была резко свернута

политика трансфертов в соответствии с выдвинутым СКЮ тезисом о том, что

“слаборазвитые республики должны собственными силами добиваться своего

ускоренного развития”: средства федерации составляли в период реформы всего

около 25% капвложений в экономику этих республик.13 Это имело итогом

усиление разрыва в уровне экономического развития между развитыми и

отсталыми республиками и краями, углубление межреспубликанских

противоречий. В то же время ослабление плановых начал в руководстве

экономикой и возросшее влияние рыночных рычагов привело к росту безработицы

в стране, обострению социальной дифференциации, к разрыву в жизненном

уровне между республиками. По данным югославского экономиста Ю. Миятовича,

уровень (норма) безработицы в Югославии возрос с 2,5% в 1952 г. до 14,3% в

1985 г. Среди республик и автономных краев проблема трудоустройства

наиболее остро стояла в Косове, Македонии, Черногории и в Боснии и

Герцеговине. Так, в 1984 г. уровень безработицы был следующим: СФРЮ -

13,5%; Босния и Герцеговина - 18,8; Черногория - 19,1; Хорватия - 7,2;

Македония - 21,1; Словения - 1,9; Сербия - 16,4; Косово - 33,3 и Воеводина

- 13,6.14

В основном с 1965 г. стала динамично развиваться внешняя

экономическая эмиграция югославских граждан. Например, если в 1960 г. на

работе за границей находились всего 15 тысяч человек, то, по данным

переписи населения 1971 г., численность экономических эмигрантов составила

671,9 тысяч человек. А по данным последней переписи (1981), их было уже 875

тысяч человек.15

В период реформы предприятия развитых республик, используя

монопольное положение на внутреннем рынке, стали поднимать цены на

производимую продукцию. За годы реформы цены росли в среднем на 7% в год.16

В то же время личные доходы трудящихся в развитых республиках в 1,5-2 раза

превышали уровень личных доходов в Косово, Македонии, Черногории, Боснии и

Герцеговине.17

Итогом этого стало ещё большее ухудшение экономического положения

слаборазвитых республик, что, в свою очередь, углубило межреспубликанские и

межнациональные отношения.

Особенно серьезным оказался рост националистических настроений в

начале 70-х годов, поставивших под угрозу единство страны.

В этих условиях была предпринята попытка решить проблему

межнациональных отношений путем реформы политической системы. С этой целью

в 1967 - 1971 г.г. были приняты поправки к Союзной Конституции, которые

серьезно расширили права республик и автономных краев. Они получали

экономическую и политическую самостоятельность. Им также были переданы

многие права, принадлежавшие раньше федерации. Поправки настолько расширили

права республик и краев, что сфера компетенции федерации по существу

ограничивалась лишь функциями, без которых вообще немыслимо существование

федеративного государства (оборона страны, международные отношения, единый

рынок, единая денежная система и т.д.)18 В настоящее время среди

исследователей широко распространена точка зрения, что “через процедуру

принятия поправок была произведена ревизия основополагающих принципов, на

которых было конституировано югославское содружество и создана

конституционная база для конфедерализации и дезинтеграции Югославии”19

Началось конституционное разрушение государственного единства. На основании

этого группа историков (Е.Ю. Гуськова, А.В. Карасев, Л.В. Тягуненко и др.)

предлагают началом югославского кризиса считать 30 июня 1971 г., день

объявления поправки XX, день принятия официального решения о разрушении

югославского государства. Таким образом, весь последующий ход событий они

предлагают рассматривать как эволюцию к окончательному распаду

государства.20

Реформа политической системы 1967 - 1971 г.г. на практике еще больше

обострила межнациональные отношения и стала одной из причин политического

кризиса 1971 года. В ноябре 1971 г. в столице Хорватии Загребе происходили

националистические выступления, проводившиеся националистической

организацией “Матица Хорватская”. Главным требованием было отделение

Хорватии от Югославии.

Уроки кризиса заставили Союз коммунистов пересмотреть многие вопросы

теории и практики социалистического строительства. СКЮ попытался преодолеть

такие негативные моменты, как автаркичность и хозяйственная замкнутость

республик, противопоставление интересов отдельных республик интересам всего

югославского содружества. По существу, Закон об объединенном труде (1976

г.) - это попытка создания новой хозяйственной системы, объединяющей на

основах самоуправления все национальные экономики в единый хозяйственный

механизм.21

Система объединенного труда и основанная на ней так называемая

договорная экономика оказались малоэффективны. В итоге Югославия в конце 70-

х - начале 80-х годов столкнулись с большими проблемами и трудностями,

принявшими характер экономического кризиса. Он проявился в стагфляции:

среднегодовые темпы прироста общественного продукта в 1981 - 1985 г.г. не

достигли 1%. Снизились качественные показатели развития, прежде всего

производительность общественного труда (на 8%). По официальным данным, в

1978 г. в Югославии насчитывалось 700 тысяч безработных, в том числе 330

тысяч высококвалифицированных и квалифицированных рабочих. Рост дефицита

внешнеторгового баланса привел к значительному повышению дефицита

платежного баланса, который в 1980 г. составил более 3 миллионов долларов.

В 1981 г. внешняя задолженность Югославии составляла 20,1 миллиардов

долларов. Произошло резкое падение реальных личных доходов населения. В

конечном счете синтетическим проявлением кризиса стала неэффективность

экономики.22

Естественно, что экономический кризис привел к межреспубликанской

конфронтации. На усиление сепаратизма в значительной степени повлияла

смерть Иосипа Броз Тито 4 мая 1980 г. “Без Тито пирамида власти осталась

без верхушки, срезанной. Не было больше арбитра, ощущалась нехватка

объединяющей деятельности лидера ... начали множиться неразрешимые

проблемы...”, - пишет Ю.С. Гиренко.23

1981 год был отмечен восстанием албанцев в автономном крае Косово

(республика Сербия). Впрочем, албанская проблема проявилась гораздо раньше.

Еще в 1968 г. выражавшие на митингах неудовлетворенность своим правовым

положением албанцы были разогнаны милицией и армией. Вскоре права наций и

национальных меньшинств, благодаря конституционной поправке, уравнялись.

Тогда сербы стали выказывать недовольство этой поправкой, осуждая

историческую несправедливость по отношению к сербской нации. В свою

очередь, западные республики Югославии Словения и Хорватия выступили против

методов усмирения албанских демонстрантов. Цепная реакция массовых

волнений, пронизанных духом национальных антагонизмов, охватила всю

страну.24

Начавшийся в 1981 г. национальный кризис в Косове на целое

десятилетие обострил межреспубликанские отношения, усилил напряженность в

Сербии. Суть косовской проблемы заключалась в том, что некогда некоренное

албанское меньшинство составляло к тому времени большую часть населения

этого автономного края в составе Сербии.25 Албанцы начали проводить

насильственное выселение сербов и черногорцев из Косово с целью создания

этнически чистой территории. Но ведь для любого серба Косово - это старая

Сербия, колыбель национальной государственности, и место, где она потерпела

поражение в 1389 г. в битве с османами. “Косово - сердце Сербии, там вся

наша история”, - эти слова С. Милошевича характеризовали настроение его

соотечественников.26 Конфликт перерос республиканские границы и стал

острейшей проблемой всей страны.

В 1989 г. часть югославских политиков, за исключением сербских,

призвала к конституционным изменениям, утверждая, что созданная И. Броз

Тито федерация функционально уже нежизнеспособна. Хорватия и Словения

настаивали на большей автономии и предлагали модель конфедеративного

устройства Югославии.27 Сербия и Черногория стояли на позициях сохранения

федерации.28 Босния и Герцеговина занимала достаточно сдержанную позицию.

Возникло словенско-хорватское и сербско-черногорское противостояние.

Вскоре в Словении и Хорватии состоялся плебисцит о суверенитете.

Сербы в Хорватии, а позднее в Боснии и Герцеговине, организовали свои

референдумы, на которых высказались за создание собственных государств в

случае, если Хорватия и Босния и Герцеговина обретут независимость.

Ко всему этому добавилась проблема границ. Административное деление

страны не совпадало с историческим расселением этнических групп. Так

называемый “парад суверенитетов” в бывшей Югославии сопровождался бурным

ростом национализма.

К 1991 г. выявилась неотвратимость раздела Югославии на несколько

самостоятельных государств. А решения Скупщины Словении и Сабора Хорватии о

выходе из состава СФРЮ положили начало реальному распаду страны.

Несмотря на официальную пропаганду, национальный вопрос в СФРЮ решен

не был. Проводившаяся югославскими коммунистами политика не способствовала

преодолению межэтнических и межреспубликанских противоречий. Сепаратистские

тенденции сохранялись на всем протяжении послевоенного развития Югославии.

Их глубокое обострение произошло на фоне кризисных явлений конца 70-х -

начала 80-х годов. Многонациональность, наряду с другими обстоятельствами,

стала причиной распада югославской федерации.

|(2. |Характеристика политической системы СФРЮ. |

В первые послевоенные годы за основу югославской модели социализма

была принята модель советской общественной системы. Иных альтернатив, кроме

советской модели, у югославов, как и у всей Восточной Европы, не было. А

если и была, то в конкретной ситуации противостояния двух систем вряд ли её

можно было реализовать.

Разрыв с Коминформбюро в 1948 году стимулировал теоретические поиски

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.