бесплатно рефераты
 

Анализ Югославской модели социализма

несправедливому распределению и обнищанию, к продуктивной экономике, в

которой государство отказывается от позиции центрального экономического

рычага и берет на себя функцию глобального координатора экономики,

обеспечение правового порядка и финансовой стабильности.

Югославское правительство во главе с бывшим хозяйственником,

директором крупного промышленного предприятия А. Марковичем, мандат

которого начался в марте 1989 г. после досрочной отставки прежнего состава

правительства с первых дней своих полномочий приступило к разработке

комплексной общественно-экономической реформы. Оно выдвинуло концепцию

“нового социализма”. “Это признание прибыли как главного стимула любого

труда людей, признание рынка ..., свобода личной инициативы и

предпринимательства, отмена ограничений на размер личного имущества и

признание законности и естественности различий между людьми”, - писала

газета “Борба”.41

Для реализации этой концепции были приняты новые законодательные

акты, утверждены около 50 новых законов системного характера. В их числе

Закон о предприятиях, Закон об основах системы общественного планирования и

общественном плане Югославии, Закон об иностранных вложениях, Закон о

банках и иных финансовых организациях, Закон о свободных таможенных зонах,

Закон о предотвращении нелояльной конкуренции и монопольных соглашениях и

др. Таким образом, положения конституционных поправок, касавшиеся

общественно-экономического устройства Югославии, были конкретизированы

хозяйственным законодательством, которое урегулировало вопросы общественной

и других форм собственности, организации и статуса трудовых организаций,

прав трудящихся, налоговой, банковской, денежной и кредитной систем,

внешнеторговой деятельности и др.

Основой нового хозяйственного законодательства стал Закон о

предприятиях.42 Его принятие имело фундаментальное значение для обретения

самостоятельности хозяйственными субъектами во всех сферах народного

хозяйства, создания условий для свободного предпринимательства в условиях

плюрализма и равноправия форм собственности.

Статья 1 закона гласила, что предприятие - это юридическое лицо,

которое осуществляет хозяйственную деятельность ради получения дохода,

соответственно прибыли. В ст. 2 говорилось, что предприятия могут быть

общественными, кооперативными, смешанными и частными, и при этом всем

предприятиям предоставлялась полная самостоятельность в вопросах внутренней

организации.43

Эти две статьи представляют собой азбуку реформы. “Несколько

десятилетий категория прибыли была вычеркнута из югославского

хозяйственного лексикона, а слово “частный” носило оттенок порочности”, -

отмечала газета “Борба”.44

Предоставление предприятиям полной самостоятельности сопровождалось

изменением всей системы планирования. Согласно новой концепции

планирования, ему отводилась роль средства регулирования рынка, а рынок, со

своей стороны, должен был служить главным инструментом реализации

запланированных целей развития. Отменялось обязательное составление и

согласование планов предприятиями. Обязательное планирование сохранялось

лишь на уровне федерации, республик, автономных краев и общин, а также

предприятий, входивших в крупные технико-экономические системы

(электроэнергетика, транспорт и т.п.).45

Согласно принятому Закону об общественном капитале, общественная

собственность была поставлена в условия свободной и равноправной

конкуренции с другими формами собственности.46 Общественные предприятия и

общественная собственность лишились привилегий и права получать льготы, как

это было прежде.

Для оживления хозяйственной активности, повышения эффективности и

конкурентоспособности народного хозяйства в Югославии были значительно

расширены возможности притока в страну иностранного капитала. Югославия

была первой и единственной социалистической страной, еще в 60-е годы

открывшей двери иностранным капиталовложениям, что расценивалось другими

социалистическими странами как “вершина ревизионизма”.47 Однако,

возможности и права иностранных вкладчиков были весьма ограниченными,

например, существовало ограничение на долю участия иностранного капитала

(49%) в основном капитале предприятия.48 Новый Закон об иностранных

капиталовложениях (1989 г.), регулировавший права и обязанности иностранных

вкладчиков, открыл им путь во все виды предприятий, включая банки и

страховые организации и предоставил право участия в управлении и получении

прибыли соразмерно вложенному капиталу.49

Действие закона сказалось незамедлительно. За несколько месяцев,

прошедших после его принятия, соглашений о совместных капиталовложениях

было подписано больше, чем за весь предыдущий период: в конце 1985 года

только 133 югославские фирмы могли использовать иностранные

капиталовложения, составившие 62 миллиарда динаров, по действовавшему тогда

курсу, что соответствовало 200 миллионам долларов.50

Прилив иностранного капитала значительно расширил возможности

развития Югославии, так как создавались новые рабочие места, внедрялись

новые технологии, знания, маркетинг, но главное - обеспечение выхода на

мировой рынок. Экономический либерализм, являвшийся основой концепции

правительства А. Марковича, автоматически рушил автаркию и замкнутость в

собственных границах, к которым склонен реальный социализм во всех странах.

Одним из ключевых моментов проводимой в Югославии хозяйственной

реформы стала открытость ее экономики мировому рынку, свободная циркуляция

товаров и услуг в обоих направлениях: иностранный капитал привлекался в

страну, и поощрялись деятельность югославских фирм и совместные

капиталовложения за рубежом.51

Закон о внешнеторговой деятельности полностью либерализовал экспорт и

импорт, отменил все запреты на ввоз и вывоз югославскими и иностранными

гражданами товаров при условии уплаты таможенной пошлины.52 Это нанесло

удар по монопольному положению югославских производителей товаров широкого

потребления (особенно длительного пользования): отечественный рынок был

открыт для импорта свыше 200 товаров (например, электроприборы домашнего

обихода, легковые автомобили и другие моторные средства передвижения,

различного рода кожевенные товары, одежда, обувь, косметические

препараты).53

Таким образом, Югославия признала для себя общепринятые принципы

международной торговли и по свободе внешнеэкономической деятельности не

отличалась более от стран с развитой рыночной экономикой.

Важнейшей задачей проводимой хозяйственной реформы было создание

интегрального рынка, обязательными элементами которого, наряду с рынком

товаров, является рынок капитала и рынок рабочей силы. Одним из первых

шагов правительства А. Марковича стало предоставление частным лицам права

свободно распоряжаться собственной валютой, хранившейся в югославских

банках (прежде это право ограничивалось административным путем из-за

опасения решения вкладчиков снять со счетов сразу 7-8 миллиардов долларов).

В результате государственные валютные резервы не только не уменьшились, но

и стали пополняться свежими вкладами.54

Коренные изменения были внесены в банковскую систему страны. Законом

о банках и финансовых организациях они превращались из образований,

обслуживавших трудовые организации, в нормальные коммерческие предприятия,

главная цель деятельности которых - получение прибыли от обращения

финансового капитала. Банкам предоставлялась полная самостоятельность в

проведении кредитной политики. Предусматривалась возможность создания

частных и кооперативных банков.55

Рынок рабочей силы долгое время вызывал в Югославии, имевшей высокий

уровень безработицы, дискуссии экономистов и негативное отношение

общественности. Согласно Закону о трудовых отношениях (1989 г.), рабочая

сила была поставлена в рыночные условия, подвергалась конкуренции и

риску.56 Статья 18 закона гласила, что рабочее место больше не является

гарантированным. Было узаконено обычное для рыночной экономики явление -

автоматическая потеря рабочего места в случае разорения предприятия или его

части. Предполагалось, что это повысит ответственность рабочих, заставит их

по-хозяйски относиться к своему предприятию.

Наряду с этим обеспечивалась высокая степень защиты прав рабочих.

Статья 21 закона запрещала увольнение без предоставления другой работы

работников, ставших “технологическим излишком” вследствие модернизации

производства и внедрения новой технологии, поскольку считалось, что рабочие

должны быть сами заинтересованы в прогрессе и изобретательности.

Предусматривалось, что детали взаимоотношений руководителей и рабочих будут

регулироваться коллективными трудовыми договорами. Такая практика

существует в капиталистических странах и показала себя, с точки зрения

авторов югославской реформы, эффективной и плодотворной в решении спорных

вопросов.

Таким образом, и в вопросе использования трудовых ресурсов Югославия

пыталась встать на твердые рыночные позиции.

Для решения острых проблем в сельском хозяйстве правительство

подготовило пакет из 19 специальных мер, который был утвержден 5 апреля

1989 года. Одна часть принятых мер относилась к политике установления

гарантированных (защитных) закупочных цен, различных компенсаций затрат

производителям сельскохозяйственных товаров, а другая касалась кредитно-

финансовой и налоговой политики. Так, впервые крестьяне, так же как и

общественные хозяйства, освобождались от налога с оборота при покупке

механизации или материала для строительства сельскохозяйственных

объектов.57 Правительство повысило закупочные цены практически на все

земледельческие культуры и всю продукцию животноводства. Пакет мер содержал

и ряд других предложений, например, обеспечение дополнительных средств для

снижения цен на искусственные удобрения, высокосортные семена, для

стимулирования экспорта и защиты югославских производителей от

неоправданного импорта. Средства, направленные из федерации в сельское

хозяйство и представлявшие различные виды стимулирования (компенсации,

премии, отсрочки выплаты задолженности), составили в 1989 г. 21 миллиард

динаров, что в 10 раз больше, чем в 1988г.58

Последовательное применение всех этих мер должно было способствовать

усилению конкурентоспособности индивидуального крестьянского хозяйства,

содействовать формированию современного и эффективного агропромышленного

комплекса для создания стабильного и надежного рынка сельскохозяйственных

продуктов.

Итак, новое хозяйственное законодательство Югославии создало

институциональную основу для радикальных изменений в отношениях

собственности и создания новой хозяйственной системы на принципах рынка.

Однако, практическая реализация реформы натолкнулась на ряд барьеров, тем

более, что началась она при очень сложном социально-экономическом и

политическом положении в стране. Как отмечалось в югославской прессе,

общественное производство почти 10 лет находилось в состоянии застоя, либо

сокращалось; жизненный уровень населения за это период заметно снизился,

средняя заработная плата в общественном секторе уменьшилась на 1/3;

безработица выросла до 1,2 миллиона человек; на экономику давила

необходимость выплаты внешнего долга.59

Главным препятствием на пути реформы стала действующая Конституция

СФРЮ. Хотя в конце 1988 г. в нее было внесено около 40 поправок, этих

изменений оказалось явно недостаточно. По мнению правительства, из

Конституции должны были быть изъяты положения, обеспечивавшие особую защиту

общественной собственности, т.е. конституционно закрепляли право политики

командовать производством. Необходимы были изменения, которые повысили бы

роль правового государства в определенных сферах экономической

деятельности. Обязательными условиями успешного проведения

макроэкономической политики считалось создание единой налоговой системы и

разработка общих основ налоговой политики в стране.60

Вторым серьезным препятствием на пути реализации хозяйственной

реформы стала гиперинфляция. В условиях введенного с марта 1989 г. режима

свободного ценообразования, которое распространялось на 80% всех видов

товаров и услуг, темпы роста цен стремительно возросли, составив за год

более 2500%.61

Признав, что ликвидация инфляции является необходимой предпосылкой

хозяйственной реформы, югославское правительство разработало “Программу

экономической реформы и мер по её реализации в 1990 г.”, которая включала

пакет мер по обузданию инфляции.62 Смысл маневра правительства заключался в

оздоровлении динара во внутреннем обращении через установление его

конвертируемости. Основой для объявления конвертируемости динара стали:

1. Улучшение состояния внешнеэкономических связей страны и консолидация

ее платежного баланса. Платежный баланс был сведен в 1989г. с

положительным сальдо в 2,3 миллиарда долларов, внешний долг

сократился до 16,6 миллиардов, а степень внешней задолженности,

выражающаяся долей валютных поступлений, идущих на обслуживание

внешнего долга, снизилась с 45 до 16%.

2. Увеличение валютных резервов. На 13 декабря 1989 г. они составили

5,8 миллиардов долларов, что в 2,5 раза превышало уровень,

необходимый для выполнения текущих финансовых обязательств перед

заграницей.

3. Весомая финансовая поддержка югославской хозяйственной реформы

западными странами. Была достигнута договоренность с Международным

валютным фондом о рефинансировании части (около 1,7 миллиарда

долларов) югославского внешнего долга и ожидалось получение новых

финансовых кредитов от МВФ, МБРР, правительств ряда государств в

размере 5 миллиардов долларов.63

Югославская пресса отмечала, что первые месяцы реализации программы

правительства дали определенные положительные результаты. Конвертируемость

динара поддерживалась без особых затруднений. Внешняя задолженность

продолжала сокращаться, а валютные резервы - расти. Правительство

рассчитывало на их увеличение к концу года до 8 миллиардов долларов, что

составит половину внешнего долга Югославии. Несомненные успехи были

достигнуты в борьбе с инфляцией. Темпы прироста цен в первые три месяца

1990 г. упали (январь - 17%, февраль - 8%, март - 2%).64

В различных выступлениях Анте Маркович неоднократно говорил, что для

полного оздоровления экономики и её взлета на базе современного

производства, основанного на передовых технологических достижениях и

экспортной ориентации потребуется 4-5 лет. 1990-й год, по его мнению,

должен был стать решающим для успеха реформы, так как за это год

предполагалось преодолеть инфляцию, справиться с политической и социальной

напряженностью.65

Однако непреодолимым барьером для начавшихся перемен явилась

внутриполитическая разобщенность и сильные сепаратистские тенденции в

югославской федерации. В начале 1991 года Социалистическая Федеративная

Республика Югославия распалась на ряд независимых государств.

Итак, во второй половине 80-х годов в СФРЮ были предприняты попытки

реформирования экономической системы. Но такая система не поддается

косметическому ремонту, ее дальнейший прогресс возможен лишь при условии

радикальных преобразований. Вследствие этого политика официальных властей

Югославии по выработке путей выхода из кризиса не дала позитивных

результатов, что свидетельствует о несостоятельности социалистической

экономической системы.

|Глава II. |Этно-национальный политико-географический |

| |аспекты кризиса. |

| | |

|(1. |Национальная ситуация в Югославии и причины |

| |кризиса. |

Трагические события начала 1990-х годов на территории бывшей

Югославии в очередной раз подтвердили славу Балкан как порохового погреба

Европы. Современники задаются вопросом: где истоки такого положения?

И хотя Югославия была населена близкородственными народами, история

развела их в разные стороны. После османского завоевания Балканского

полуострова (XIV век) хорваты стали юго-восточным форпостом католицизма в

Европе, сербы составили юго-западный бастион православного мира, мусульмане

славянского происхождения оказались на северо-западной границе исламского

проникновения в Европу. Сербы, мусульмане, хорваты - три разных веры, три

различных менталитета несколько веков существовали и развивались в

непосредственном контакте и тесном взаимодействии. Балканы, как мост между

Западом и Востоком, один из перекрестков мировых цивилизаций, можно назвать

регионом геополитического разлома. Происходившие здесь события, явления и

действия различных сил то сплачивали, то разъединяли между собой населявшие

его народы.

С начала XIX века вела свое начало доктрина общности судеб сербов,

хорватов, словенцев, в целом, южных славян. В условиях гнета со стороны

Австрии, Венгрии и Турции в ней видели гарантию сохранения самобытности

южнославянских народов. Основоположником этой доктрины - иллиризма - явился

Людевит Гай (1809 - 1872), издатель первой хорватской национальной газеты.

Гая увлекла идея братства славян, и он стал на позицию духовной

консолидации славян от Балтики до Адриатического моря и от Средней Европы

до Азии. Отсюда его лозунг: “Один народ, один литературный язык, одна

культура”.1 Народу этому было придумано нейтральное название “иллиры”.

Несколько позже эта идея, подкрепленная соответствующей политикой, стала

называться югославизмом.

Однако по мере развития национально-освободительного движения южных

славян более трезвым становилось понимание его лидерами национальных задач.

Со второй половины 30-х годов XIX века между хорватскими и сербскими

деятелями в печати развернулась острая полемика, отразившая претензии

сербских и хорватских имущих слоев на главенство в южнославянском мире.

Маленькое Сербское княжество в середине XIX столетия превратилось в

центр притяжения единомышленников. В 1844 году сербский политик Илия

Гарашанин воплотил эти стремления в документе, названном “Начертание”.2 В

“Начертании” ставилась задача объединения вокруг Сербии южнославянских

земель, находившихся под турецкой властью. Так началось формирование

великосербской политики.

В Хорватии вынашивались замыслы образования своего национального

государства.

Но все же в 60-е годы XIX века подготовка освобождения южных славян

от власти Турции велась под знаком сербскохорватского сотрудничества.

В 1878 году Сербия обрела независимость. Хорватские оппозиционные

группировки вели борьбу в последней трети XIX века за расширение автономии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.