бесплатно рефераты
 

Свободные экономические зоны в мире

рентоспособной продукции.

По мнению автора, не будет особых сложностей во

взаимодействии совместных н кооперативных предприя-

тий, находящихся в экономических зонах, чего нельзя

сказать о предприятиях, являвшихся гос.

собственностью особенно о тех предприятиях, которые

изначально оказались в этих зонах.

Например, современный порт в свобод-

ной зоне Находка или Светлогорский целлюлозно-бу-

мажный комбинат, который войдет в Выборгскую зко-

номическую зону, или в проект , стоившие Со-

ветскому гос-ву десятки миллиардов инвалютных

рублей, приобретут весьма неопределенный статус.

Па мнению некоторых советских экономистов, такие

государственные предприятия, оказавшись в свободных

зонах должны быть взяты в аренду их коллективами с

условием, что после завершения выплаты арендной пла-

ты в установленный договорам срок предприятие станет

собственностью самого коллектива и превратится в

объект кооперативной собственности.

Не исключается и вариант продажи государственно-

го предприятия его коллективу или другой организации.

Причем среди них могут быть как кооперативы и кон-

церны, так и иностранные компании и фирмы.

Наконец, существует еще один вариант - создание

на базе государственного предприятия совместно с

иностранным капиталом предприятия того же или близ-

кого профиля.

Передача государственных предприятий в аренду

позволит обеспечить им большую автономность и неза-

висимость, подобную той, что имеют в настоящее время

совместные и кооперативные предприятия. Именно эта

новая ферма самостоятельности станет основой взаимо-

отношений советских государственных предприятий в

свободной зоне и органов управления как вне зоны, так

и внутри ее.

ЗАКЛЮЧЕН И Е

Идея свободных экономических зон не является для

нашей страны неожиданной. Уже давно многие совет-

ские ученые считали, что уровень техники .и технологии

в большинстве отраслей народного хозяйства весьма

низок, и как один из путей выхода из создавшегося по-

ложения предлагали создание анклавных территорий.

Несмотря на существующие различия в мнениях по

решению ряда конкретных вопросов организации свобод-

ных экономических зон, определился и общий подход.

Их создание должно быть активно использовано для

решения не только внешнеэкономических, но прежде

всего общехозяйственных задач страны, способствовать

насыщению внутреннего рынка СССР современными ви-

дами промышленной продукции, служить своего рода

для отработки новых методов хозяйствова-

ния в целях их последующего использования в экономи-

ке Советского Союза.

Создавая зоны совместного предпринимательства, мы

должны понимать, что привлечение западного капита-

ла требует определенных льготных условий хозяйствова-

ния. Значимость и качество льгот являются определяю-

щими в вопросе об объемах привлекаемых инвестиций.

Вот почему в свободных зонах, как правило уста-

навливается льготный режим экономической деятель-

ности для национальных, совместных, кооперативных и

иностранных предприятий, формируется - специфичный

для каждой такой зоны валютный механизм.

По сравнению с совместными предприятиями эконо-

мические зоны являются более перспективным вариан-

том эффективного привлечения иностранного капитала

и поиска форм взаимодействия советской и мировой эко-

номики.

Огромный рынок сбыта в СССР - главный притя-

гательный фактор для иностранного капитала. Сдержи-

вающим же фактором выступает неконвертируемость

рубля.

При решении этой проблемы рынок СССР будет весь-

ма притягательным для деловых кругов Запада. Пока

же основное направление капиталовложений можно ожи-

дать не столько в производство конечной продукции,

сколько в совершенствование соответствующей техники

и технологий.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Иностранный капитал в экономике Китая

Создание специальных экономических зон в Китай-

ской Народной Республике является важной частью ее

политики по осуществлению структурных экономиче-

ских реформ и способствует притоку в страну иностран-

ного капитала,' активному использованию передовой за-

рубежной техники, технологий и управленческого опы-

та.

Решение о проведении с 1979 г. открытой внешне-

>кономической политики было принято на 3-м пленуме

ЦК КПК 11-го созыва. Затем эта политика получила

юридическое отражение в Конституции КНР 1982 г. В

статье 18 Конституции говорится:

.

Первым шагом Китая в области открытой внешней

политики было учреждение в 1980 г. четырех специаль-

ных экономических зон - Шэньчжэнь, Чжухай, Шань-

тоу и Сямэнь - в Южных приморских провинциях Гуан-

дун и Фуцзянь.

Вслед за этим в 1984 г. было решено открыть для

иностранного капитала 14 портовых городов вдоль все-

го китайского побережья, а также остров Хайнянь. Го-

лом позже были объявлены открытые экономические

районы в дельтах рек Яицзы и Чжуцзян и на юге про-

винции Фуцзянь. Многие из этих городов и ра~онов яв-

ляются важнейшими портами и традиционными цент-

рами экономической. деятельности страны.

Уже с первых шагов специальные экономические зо

ны рассматривалис~. как средство не только стимулир~

вания внешнеакономйческой деятельности, но и разви-

тня промышленности в тех районах, которые географи-

чески и эконемически тяготеют к зарубежным промыш-

ненным й торговым центрам Юго-Восточной Азии.

Так, специальнйе экыоми~еские зоны 'Шэньчжэнь и

Чжухай имеют прямое морское и железнодорожное со-

общение с Гонконгом и Макао. Особый режим их фуик-

цнонирования позватл упростить таможенные и погра-

ничные формальности, связанные с передвижением тран-

спортных средств и перевозкой грузов.

Зкономические зоны Шаньтоу и Сямэнь сложились

как крупные торговые центры. Эти территории истори-

чески теснее связаны с внешним рынком, чем с внутрен-

ними райенами Китая. Статус специальных экономиче-

дких зон лишь расширил и углубил их внешнеэкономи-

ческив связи.

Как считают в Китае, .невозможно привлечь иност-

ранный капитал, передовую технологию и квалифи.циро-

ванный аппарат управления зарубежных фирм без при-

нятия в стуане или в ее отдельных частях специаль-

ных мер стимулирования.

Вот почему центральные правительственные органы

' КНР предеставляю1 местным властям автономные пра-

ва в ведении дел в специальных экономических зонах.

В частности, в формулировании местного законодатель-

ства или правил, которые могут распространяться лишь

на определенную кат.егорию инвесторов или же на от-

дельную отрасль производства.

Что касается зарубежных вкладчиков капитала, то

принятые специальнйе меры способствуют формирова-

нию в таких звнах благоприятных для них условий, и

прежде в.сеге для хозяйственной деятельности и упраь-

ления проиавЩством, 3десь действуют льготный нало-

говый (практически вдвое более низкий, чем на осталь-

ной террювуик страны) и таможенный режимы для ино-

страннога капитала, особенко в случае экспортной ори-

ентации пумюводства..

Более мюрокие полиомочия иностранные вкладчики

капитала имеют и при найме рабочей силы, определе-

нии уровия оплаты труда, органиэации пройзводства и

т. п.

Сам термин Го-

ворит о том, что специальным в них является как раз

экономнческий аспект. Иностранный капйтал - гл4в-

ный источник финансирования создания и развития'спе-

циальных экономических зон.

По замыслу, экономические зоны должны стать свое-

образными во внешний мир, через которые бу-

дут поступать капиталы, современиая технология, зна-

ния, уирааленческий опыт для последующего их исполь-

зования на предприятиях всех отраслей народного хо-

зяйства страны.

Кроме того, специальные эйономические зоны дол-

жны быть ориентированы на развитие экспортных про-

изводств и превратиться в постоянный источник иност-

ранной валюты.

Как нодчеркивается в китаГ~ской печати, 'одного объ-

явления открытой политики во внешнеэкономической об-

ласти еще недостаточно. Иностранные инвесторы не 5у-

дут вкладывать свои капиталы в те сферы экономики

Китая, где не созданы условия для его эффективного

использования, где не будет обеспечена норма прибы-

ли более высокая, чем банковский процент по вкладаМ,

и где нет гарантии безопасности их прибылям и их

собственности.

И в этом плане в КНР прадприняты меры, чтобы

максимально усилить заинтересованность иностранных

инвесторов.

Прежде всего это ускоренное развитие основной

инфраструктуры (транспорта,'энергетики, дальней свя-

зи). Огромное внимание было уделено развитию тран-

спорта и транспортным перевозкам, расширению и мо-

дернизации уже существующих портов и строительству

новых.

В Шанхае, например, для обслуживания контейнеро-

возов было усовершенствовано 5 причалов. В Даляне

расширен международный аэропорт, который получил

воэможность принимать .

Самолетам гражданской авиации было разрешено

пользоваться тремя военными аэродромами, что дало

возможность открыть новые авиатрассы. Планируется

строительство ноэых аэропортов.

Можно выделить комплекс задач, которые будут ре-

шать специальные экономические зоны Китая.

Г~авная из них - максимально возможное привле-

чение иностранного капитала, передовой зарубежной

тв~ники, технологии и управленческого опыта в целях

технической реконструкции ныне действующих пред-

приятий, модернизации имеющейся промышленной ба-

зы, ускорения научно-технического прогресса.

Важным аспектом функционирования специальных

экономических зон.в Китае является необхадимость уве-

личения лоступлений иностранной валюты, что находит-

ся в прямой зависимости от экспортного потенциала

страны. Имея это в виду, перед специальными зонами

поставлена задача повышения качества выпускаемой

продукции, расширения номенклатуры традиционных и

освоение выпуска новых товаров, увеличения про'извод-

ства экспортной конкурентоспособной продукции, все-

мерного освоения мирового рйнка.

Любая экспортируемая продукция должна обладать

конкурентоспособностью не только по цене, но и по ка-

честву, сортности, красочности упаковки и срокам до-

ставки. Причем, и вто подчеркивается в китайских до-

кументах, нужно производить то, что имеет спрос на

мировом рынке, а не вкспортнровать, как раньше, то,

что произвели.

Ставится также задача, используя потенциал специ-

альных экономических зон, оживить экономику внутрен-

них районов Китая. Пр признаниям китайской печати,

после образования КНР и вплоть до настоящего време-

ни практически не существует достаточно устойчивых

хозяйственных связей между наиболее развитыми во-

сточными и слаборазвитыми западными районами стра-

ны. ф, ф.

Специальные экономические зоны должны стать свое-

образными испытательными полигонами для внутрен-

них районов Китая, определять для них пути осуществ-

ления реформы хозяйственной системы, осваивать и за-

тем лередавать им наиболее прогрессивную - технику,

выбирать лучшее из зарубежного опыта управления.

Восточные и южные районы страны, где расположе-

ны специальные экономичмкие зоны, а также откры-

тые порты, кроме того, должны оказывать внутренним

районам кадровуж, информационыую, финансовую и ма-

териальную помощь. Такая роль этих зон, по мнению

китайских руководителей, будет способствовать реали-

зации курса .

Китай постепенно распространяет практику предо-

ставления льгот и формирования особого режима хо-

зяйствования на другие районы и провинции, раскрывая

тем самым их потенциальные возможности в развитии

внешнеэкономических связей. Такую политику Китай,

судя по всему, намерен проводить и впредь.

Например, планируется, что вся приморская часть

страны, где проживает около 200 млн. человек, со вре-

менем будет в большей степени ориентирована на внеш-

неэкономические связи, Напомним, что на приморские

райоиы приходится почти 52% продукции отраслей ма-

шиностроения и электроники, 41% общего числа заня-

тых и свыше 60% экспорта страны.

Как считают в Китае, с точки зрения подготовлен-

ности инфраструктуры' и экономического потенциала

портовые города являются для иностранных инвесторов

более привлекательными, чем специальные экономиче-

ские зоны. В частности, 14 упомянутых городов, срели

которых крупнейшие в стране Шанхай, 7яньцзинь, Гуан-

чжоу, Далянь, производят около 20% всей промышлен-

ной продукции Китая.

Учитывая это, китайское руководство распростраии-

ло льготы, предоставляемые иностраиному капиталу в

пределах специальных экономических зон, на открытые

порты и остров Хайнань.

Кроме того, они были также наделены большими пра-

вами в решении вопросов об учреждении предприятий

с иностранным инвестиционным участием, была увели-

чена и стоимость проектов, которые городские власти

могут утверждать без согласования с центральными ор-

ганами.

Так, максимальный объем капиталовложений, само-

стоятельно утверждаемый отраслевыми министерствами

и провинциями Китая на всей территории страны, равен

5 млн. долл. В городах Шанхай и Тяньцзинь

он увеличен до 30 млн., а в специальных экономических

зонах - до 50 млн. долл.

Властям же южных провинций Гуандун и Фуцзянь,

пользующимся особыми полномочиями в осуществлении

, предоставлена возможность ут-

верждать проекты с любым объемом капитальнык в~

жений.

Для более концентрированного расположения объек-

тов, привлекающих иностранныФ капитал, 1:1' из 14 от-

крытым портам дано право.с.ожщвать специальные ерай-

оны вкономического развития> или. . Таким районам предоставлявт-

ея еще большие лъготы в отношеник ино~анних инве-

сторов, что приблииает: их по преференциальным усле-

виям к специальним эконожическим. зонам.

Например, с предприятий проивведстввннего харак-

тера, создаваемых в этих районах, подоходный налог

взимается: в размере 15~~ (иными еловами, как: в спе-

циальных зонах), плата за аренду земли здесь ниже.

Однако эти льготы распростраияются только на произ-

водственные предприятия, разрабатывающие новую тех-

нологию и новые виды продукции, а также исследова-

тельские центры.

Остров Хайнань недавно был выделен в новую про-

винцию Китая и превращен в пятую по счету крупней-

шую из всех ныне имеющихся специальную экономи-

ческую зону. Ее ведущее положение по отношению к

иругим специальным зонам и портовым городам заклю-

чается в том, что главенствующую роль в ькономике

здесь играет рыночное регулирование, а в структуре

собственности основное место займут совмеатные пред-

приятия; т. а использующие иностранный капитал, ко-

оперативные, а также предприятия, полноатью принад-

лежащие иностранным компаниям. В остальных специ-

альных экономических зонах различные фермы собст-

венности соеуществуют при ведущей роли государствен-

ной собственности.

Как отмечается в китайской печати, рыночная эко-

номика, которую планщуется сформировать на острове,

,

Поскольиу остров Хайвань рЬсположен- в субтропи-

ках, предполагается превратить его в ведущий центр Ки-

тая по производству тропических сельскоховяйственных

культур, Для этого там создаются значительные про-

мышленныв мощности по переработке каучука, пальмо-

вого волокна, кокосов, сахарного тростника и чая.

Предусматривается также развитие лесного хозяйст-

ва, животноводства, рыболовства и выращивание раз-

личных мооских культур, Это должно заложить проч-

ную базу для проивводства лесоматериалов, иродуктов

жюотного происхождения.и даров моря.

Кроме того, на .острове планируется всемернае раз-

витие угальной и совдание нефтехимической промыш-

ленности. В Чанпо с 1984 г. ведутся работы по сраданию

карьера площадью,почти 60 км' для добычи буроге угля

открытым апособом. Заключаются контракты с зарубеж-

ными компаниями на разработку иеточннков нефти и

гааа.ка~ва суше, так и на морском шельфе.

. -Совмесзные предприятия и предприятин, полностью

принадлежащие иностранному капиталу, являются ос-

новными в специальных зкономинеских звнах и в от-

крытых партах Китая. Хотя они сосуществуют с госу-

дарственными предпривтиями, с предприятиями, нахо-

дящимися в коллективном и частном владении, на их

долю прихадится ббльшая часть валового национально-

го продукта, производимого в экономических зонах, а

также и основная часть стоимости экспорта.

Оборудование, сырье и материалы для производст-

ва, как правило, приобретаются за границей. Вся про-

дукция специальных экономических зон и прибрежных

районов Китая предназначена в основном для экспорта.

Выживание предприятий, созданных при участии ино-

странного капитала в таких зонах, завусит от того, на-

сколько успешно они конкурируют на мировом рынке.

На внутренний рынок страны эти предприятия выходят

в очень редких случаях по специальному разрешению

правительства.

В экономике китайских специальных зон главную

роль играет не плановый, а рыночный механизм. Их хо-

зяйственная деятельность регулируется рыночными си-

лами в рамках общего государственного макропланиро-

вания, приводя в действие такие экономические .факто-

ры, как цены, заработная плата, издержки производст-

ва, прибыли, налоги, валютные курсы и процентные

стайки. Рынечный механизм - основное отличительное

свойство экономики специальных зон от экономики

остальной части страны.

Следует отметить, что в Китае среди многочислен-

ных вопресов, связаннмх с созданием специальных эко-

номических Эон, особое место занимают проблемы орга-

низации и управления.

В КНР особый внешнеэкономический режим вводит-

ся либо в существующих административно-тсрритори-

альных единицах разного уровня (городах и городскиМ

районах, уездах, провинциях), либо такие единицы соз-

даются специалъно. Они управляются местными орга-

нами власти, имеющими для этого соответствующие пол-

номочия.

В стране. одновременно функционируют , , , , в провинции Хайнань. Они

различаются между собой по степени открытости для

взаимодействия с заграницей, но одновременно имеют

большие полномочия по ведению внешнеэкономической

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.