бесплатно рефераты
 

Свободные экономические зоны в мире

ли (за исключением тех, которые выпускали часы).

Такая эволюция, присущая в той или иной степени

практически всем свободным экономическим зонам, во

многом зависит от характера деятельности предприни-

мателей-пионеров. Если первые инвесторы были пред-

ставлены электронными компаниями, то и последующие

будут принадлежать к той же отрасли, способствуя тем

самым, как правило, созданию в экономической зоне

электронной монокультуры>.

Такая же тенденция характерна и для других отрас-

лей промышленности. В экспортно-промышленной зоне

Шри Ланки, например, на долю производства текстиля

и одежды приходится около 90% занятых, в Домини-

канской Республике - более 60, в Египте - 54.

Причина такого положения объясняется динамикой,

присущей развитию .самих экономических зон, отсутст-

вием контроля со стороны государственных органов по

отношению к иностранным инвестициям также сла-

бым взаимодействиям зональных предприятий, нацио-

нальных и иностранных кампаний.

В процессе развития некоторые свободные экономи-

ческие зоны стали специализироваться исключительно

на банковских и страховых. операциях. Они получили

название 6анковских. франковых зон.

В Люксембурге, например, активно действуют круп-

ные западногерманские банки, которые благодаря име-

ющимся в этой стране льготам государотвен-

ный закон по созданию обязательных денежных резер-

вов.

Наиболее известные банковские франковые зоны бы-

ли созданы ы Гонконге, Сингапуре; Бахрейне и Маниле,

а также на многочисленных островах в Карибском мо-

ре (на Багамах, Бермудах и т. д.).

Совокупный объем кредитных операций иностранных

банков, сосредоточенных в странах Карибского моря, по

самым минимальным оценкам в 80-е годы составлял бо-

лее 200 млрд. далл., что равнялоеь 13% общей, суммы

международных кредитных активов в капиталистическом

мире.

Такие финансовые центры, расположенные в разви-

вающихся странах, часто еще называют , а - ту или иную операцию

между иностранным (по отношению к месту ее совер-

шения) кредитором и заемщиком.

Член совета управляющих Федеральной резервной

системы США Г. Уоллик определяет

как географическую точку, где кредитные средства за-

имствуются у нерезидентов и предоставляются другим

нерезидентам через посредничество банков или иных фи-

нансовых институтов. Преобладание именно таких опе-

раций характерно для банковских франковых зон Ка-

рибского региона.

Следует отметить, что такие центры расположены не

только в развивающихся странах, но и в промышленно

развитых государствах. В отношении последних также

нередко используется термин , поскольку этот

банковский бизнес представляет собой вненациональную

банковскую деятельность на базе валютных кредитных

ресурсов в международных финансовых центрах, и преж-

де всего в Лондоне.

В свободных банковских зонах существуют очень

благоприятные условия для проведения кредитно-финан-

совых операций (чрезвычайно льготный режим налого-

обложения банков, а в некоторых зонах фактически пол-

ное отсутствие такового), что усиливает их привлека-

тельность для иностранных кредитных институтов и

международных капиталов. Именно поэтому их часто

называют , или ..

Успешная деятельность свободных банковских зон в

развивающихся странах весьма ощутимо влияет на фи-

нансовые интересы Соединенных Штатов Америки и

других капиталистических государств. Так, по оценке

американских экспертов, служба внутренних доходов

США ежегодно недополучает около 4 млрд. долл. в ре-

зультате совершения американскими банками операций

не на своей территории.

Общая утечка капиталов из США на банковские сче-

ха только в карибской экономической зоне составила к

середине 80-х годов почти 80 млрд. долл.

Стремясь укрепить финансовый центр в Нью-Йорке,

который в 70-е годы заметно сдал свои позиции на

международном рынке капиталов, правительственные

органы США создали там в 1981 г. свою свободную

банковскую зону. Они разрешили, подобно многим дру-

гим , местным и иностранным бан-

кам открывать в Нью-Йорке международные банковские

учреждения, которым предоставлены большая свобода

в осуществлении транснационального бизнеса и льгот-

ный налоговый режим.

Одна из главных целей создания таких зон в у разви-

тых капиталистических странах - переориентация меж-

дународных операций своих банков, основной объем ко-

торых совершается через в других

странах.

Чрезвычайно жесткие нормативы, регулирующие

страховые операции, способствовали созданию свобод-

ных страховых зон. Примером может служить лондон-

ская компания по вопросам страхования ри-

сков особого типа (не входящих в разряд хищений, по-

жаров, гражданской ответственности и т. д.). Деятель-

ность компании по покрытию этих рисков, по

существу, содействовала превращению ее в монополи-

ста по страхованию нетрадиционных рисков.

По прототипу лондонской свободной страховой зо-

ны в 80-х годах подобные зоны были созданы в Нью-

Йорке. Правда, там ассоциации по контролю в защиту

потребителя ограничили льготный режим, допустив его

лишь для особых типов риска (например, анулирование

контрактов лизинга), а также для тех страховых конт-

рактов, в которых годовые премии превышают 100000

долл.

Как видим, создание свободных экономических зон

получило на Западе большое- развитие, Во многом их

развитие зависит от того, что такая зона может дать

национальной экономике в конкретных условиях хозяй-

ствования и в данной экономической ситуации.

СОВЕТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

Постановление Совета Министров .РСФСР , принятое в

марте 1989 г., явилось основой для создания в поряд-

ке эксперимента на территории Советского Союза не-

скольких свободных экономических зон (у нас они по-

лучили название ).

При помощи экспертов ООН была разработана спе-

циальная концепция, учитывающая сложившийся в стра-

не подход к проблеме свободных зон, мировой опыт их

функционирования и конъюнктуру международного рын-

ка.

По мнению советских специалистов, создаваемые зо-

ны будут способствовать активизации инициативы ино-

странных фирм в производстве товаров, услуг, в тор-

говле, а также в других видах деятельности на терри-

тории СССР.

В таких зонах могут быть организованы производст-

во и сборка различных видов продукции на основе при-

менения иностранного оборудования, технологий и ма-

териалов с использованием местной электроэнергии,

сырья и рабочей силы.

Напомним, что в зарубежной практике свободные

экономические зоны являются, как правило, небольши-

ми территориальными анклавами с особо благоприят-

ным режимом для деятельности иностранного капита-

ла, слабо связанные с национальным рынком и ориенти-

рованные на экспорт. Однако в свете перестройки со-

ветской экономики такая ориентация свободных эконо-

мических зон должна быть существенно скорректирова-

на, а их деятельность подчинена не столько решению

внешнеэкономических, сколько общехозяйственных за-

дач страны.

В разработанной советской концепции создания сво-

бодных экономических зон они, сохраняя в целесообраз-

ных пределах экспортную ориентацию, призваны в то

же время прежде всего на внутренний ры-

нок СССР, способствуя насыщению его передовой тех-

нологией и высококачественными товарами.

Кроме того, зоны совместного предпринимательства

лолжны быть для страны центрами освоения и распро-

странения зарубежного управленческого опыта, полиго-

нами проверки новых форм хозяйствования.

Соответственно такие зоны' должны создаваться и

функционировать в экономике СССР как ее неотъемле-

мая составная часть, предусматривать благоприятный

режим деятельности не только для иностранных вклад-

чиков капитала, но и для советских предприятий.

Они могут формироватъся как в приграничных, так

и глубинных районах страны и занимать значительную

территорию. При этом необходимо обеспечивать поли-

тические интересы и экономическую безопасность Со-

ветекого Союза.

Следовательно, при разработке общих целей и задач

формирования зон совместного предпринимательства в

Советском Союзе исходили из того, что данная форма

внешнеэкономической деятельности должна использо-

ваться прежде всего в интересах развития экономики

страны и служить своеобразным между ней

и внешним рынком.

Среди основных задач решение которых возможно

с помощью создания свободных экономических зон на

территории Советского Союза, можно выделить следую-

щие.

Прежде всего это совершенствование отраслевой

структуры производства и ускорение социально-эконо-

мического развития территории, где расположены эко-

номические зоны. Последнее весьма актуально для ма-

лоосвоенных регионов страны.

Предусматривается также постепенное включение

экономики зон совместного предпринимательства или ее

отдельных производств в хозяйственную структуру со-

ответствувщих регионов. При этом будут апробировать-

ся различные варианты внедрения новых форм хозяйст-

вования, приспособленных к условиям мирового рынка.

В экономических зонах намечено активно внедрять

в произ-во отечественные и зарубежные научно-

технические разработки и изобретения с последующим

их использованием в других отраслях народного хозяй--

ства, а также и на внешнем рынке.

Благодаря более интенсивному включению СССР в

систему международных экономических связей буде-

развиваться экспортная база и, значит, увеличиваться

наши валютные поступления.

Хозяйственные потребности страны, а также интере-

сы самого эксперимента подсказывают целесообразность

создания в СССР сразу нескольких вариантов таких

зон. По своим целям свободные экономические зоны в

нашей стране могут быть: (~~ )

комплексные (производственного назначения);

внешнеторговые (свободные таможенные зоны и по-

сты, включая зоны экспортного производства, транспорт-

ные зоны);

функциональные, или отраслевые (технологические

парки и технополисы, туристические, страховые, банков-

ские зоны).

Перечисленные варианты экономических зон могут

выполнять различные народнохозяйственные и внешне-

экономические функции.

С точки зрения решения перспективных задач разви-

тия экономики и внешнеэкономических связей СССР и

отдельных регионов наибольший интерес представляют

комплексные экономические зоны, в которых будут соз-

даны новые производства, выпускающие продукцию как

для внутреннего рынка, так и для экспорта, поскольку

они будут функционировать на основе механизма, наи-

более приближенного к условиям мирового рынка.

Отметим, что создание экономических зон внешне-

торговой направленности не требует ни крупных перво-

начальных инвестиций, ни длительных сроков форми-

рования, ни сложного механизма функционирования и

взаимодействия с экономикой нашей страны. В большин-

стве случаев - это таможенный анклав, позволяющий

существенно повысить прибыльность внешнеторговых и

сопутствующих им операций.

Такие экономические зоны практически не взаимо-

действуют с предприятиями вне ее территории, хотя при

активном развитии здесь экспортных производств мож-

по предусмотреть специальные таможенный и налого-

вый механизмы, -ориентирующие эти производства на

увеличение территорий будут осуществляться бы-

стрее, чем в среднем по стране.

С одной стороны, это может привести к усилению

межрегиональных различий в уровне социально-эконо-

мического развития, И очевидно, этого полностью избе-

жать нельзя.

С другой стороны, неодинаковое по интенсивности

и по формам участие регионов во внешнезкономических

связях всегда было характерно для нашей страны.

В частности, это проявляется в том, что экспортная

ориентация хозяйства регионов, скажем, добывающих

нефть и таз, значительно сильнее, чем у других регио-

нов, прямой товарообмен более развит в приграничных

районах, а совместные предприятия тяготеют к круп-

ным городам и т. д.

Этот закономерный процесс до сих пор осуществлял-

ся стихийно. Образование зон совместного предприни-

мателъства позволит в определенной мере управлять

им, способствуя постепенному формированию рацио-

нальной территориальной организации внешнеэкономи-

ческой деятельности в пределах СССР.

Отметим, что советская концепция экономических

зон разработана на период до завершения общеэконо-

мической реформы в стране и введения конвертируемо-

го рубля. После накопления определенного практическо-

го Опыта по формированию зон совместного предприни-

мательства можно будет приступить к разработке комп-

лексной программы их создания, которая должна пре-

дусматривать систематизацию этого процесса в целях

постепенного распространения влияния свободных зон

на более крупные регионы и отрасли народного хозяй-

ства.

В последующий период механизм действия свобод-

ных экономических зон на территории СССР будет

трансформироватъся.

ЗОНЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СССР

На международном семинаре , который проходил в Москве в сен-

тябре 1989 г., и был организован центром ООН по

транснациональным корпорациям; было объявлено, что

в Советском Союзе в порядке эксперимента начиная с

1990 г, будет формироваться несколько свободных эко-

номических зон.

Первые зоны совместного предпринимательства на-

мечено создать в Находке, Новгороде и Выборге. Пред-

ставители еще около 60 городов и регионов страны на-

правили свои предложения в Совет Министров СССР о

создании подобных зон. Среди них Сахалин, Одесса и

даже один из городов-спутников Москвы (ориентиро-

вочно Зеленоград).

Во всех технико-зкономических обоснованиях созда-

ния экономических зон на территории Советского Сою-

за отмечается необходимость на первом этапе вводить

индивидуальные юридические акты для каждой из этих

зон и только после приобретения достаточного опыта

целесообразно установить всесоюзное правовое регули-

рование.

Общей точкой зрения специалистов является и то,

что планируемые зоны совместного предпринимательст-

ва не должны быть ориентированы только на экспорт,

как большинство свободных вон в мире, а должны быть

тесно связаны с советской экономикой и способствовать

ее развитию. Лишь в этом случае свободные зоны смо-

гут с привлечением иностранного капитала не только

создавать высокие технологии, но и осуществлять их

передачу другим отраслям экономики, а также прода-

жу произведенных в таких зонах товаров на советском

рынке.

Стратегия развития зон совместного предпринима-

тельства позволяет найти в них самое различное при-

менение иностранного капитала, поскольку в экспери-

менте предусмотрено определенное их разнообразие. Так,

в комплексных зонах предусмотрено создание новых вы-

сокотехнологичных производств, выпускающих продук-

цию для внутреннего рынка СССР и экспорта, что бу-

дет способствовать ускоренному развитию регионов.

Функциональные зоны будут создаваться для освое-

ния новой техники, для хранения, перевалки и подра-

ботки внешнеторговых грузов, а также для туристиче-

ских, транзитных и других нужд. Надо отметить, что

создание такого типа зон позволит нашей стране без ка-

ких-либо ограничений максимально использовать миро-

вой опыт ведения хозяйства.

Во-первых, в пределах небольшой территории стра-

ны устанавливается особый режим, предусматривающий

не только производство конкурентоспособной продук-

ции, но и ее реализацию на мировом рынке.

Во-вторых, в таких зонах формируется свой валют-

ный режим, вводятся льготные нормы по переводу при-

былей и Другие преференции.

Все, что будет идти на- благо региональному разви-

тию, легко может быть перенесено на более крупные

территории и даже на всю экономику Советского Союза-

за.

Вместе с тем при создании свободных экономические

зон возникают определенные социальные проблемы, в

частности, для населения, проживающего в них. Так,

по мнению некоторых советских людей, создание сво-

бодных зон в нашей стране не что иное, как распрода-

жа территории Советского Союза и, следовательно, по-

теря суверенитета над ними. На самом деле речь идет

лишь о том, чтобы с помощью свободных зон решить

часть экономических проблем страны.

Одним из важных элементов системы взаимодейст-

вия советских предприятий, расположенных в экономи-

ческой зоне, является возможность улучшить свое фи-

нансовое положение благодаря получению дополнитель-

ной валюты либо за счет производства экспортной или

импортозамещающей продукции и оказания услуг дру-

гим предприятиям свободной зоны.

Характеризуя финансовую основу деятельности со-

ветских предприятий в свободных зонах, в концепции

рассматриваются два ее варианта.

Первый вариант - это использование для расчетов

какой-либо конвертируемой валюты (например, амери-

канского доллара). Второй вариант - это введение осо-

бой советской валюты.

Хотя первый вариант предпочтительнее с точки зре-

ния упрощения интеграции свободных зон в мировую

экономику, тем не менее второй вариант обеспечивает

более действенный контроль за финансовыми операция-

ми.

Кроме того, в зависимости от масштабов хозяйст-

венной деятельности в экономических зонах появляется

реальная возможность хотя бы частично использовать

новую конвертируемую, но советскую валюту для ук-

репления денежного оборота страны за счет размеще-

ния этих денег и на внутреннем рынке.

Важное преимущество, которое могут получить со-

ветские предприятия, расположенные в свободных зо-

нах, это быстрота формирования кооперационных связей

с поставщиками, субпоставщиками, посредниками и по-

требителями в других странах. Экономическая зона дол-

жна будет обеспечить для этого все необходимое: ком-

муникации, связь, транспорт, склады и т..д

Характерно, что заинтересованное отношение к со-

зданию зон прежде всего проявили совместные предирия-

тия и организации. Основывается. оно на том, что их со-

здание будет способствовать решив тех органиэааион-

но-экономических проблем, которые уже длительное

время негативно влияют на развитие народного хозяй-

ства. Главные из них - это нерацнональиая структура

народного хозяйства, недостаточно высокий технический

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.