бесплатно рефераты
 

Свободные экономические зоны в мире

Свободные экономические зоны в мире

ВВЕДЕНИЕ

Одной из составных частей перестройки народного

хозяйства СССР является радикальная реформа дея-

тельности внешнеэкономического комплекса. Кроме су-

щественного повышения его вклада в экономическое и

социальное развитие страны, реформа одновременно

предусматривает формирование в Советском Союзе эко-

номики открытого типа, что предполагает не только ее

тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их со-

стязательность.

Концепция перестройки внешнеэкономических свя-

зей исходит из того, что в современном взаимозависи-

мом мире советская экономика является частью миро-

вой и не может успешно развиваться в отрыве от по-

следней. Поэтому стратегия экономического развития

нашей страны должна разрабатываться с ориентацией

на мировой уровень. Это подразумевает существенное

усиление влияния внешнеэкономических связей на тем-

пы, пропорции и характер экономического роста в стра-

не, внутреннее ценообразование и региональное разви-

тие;

Внешнеэкономические связи, таким образом, должны

стать самостоятельным источником увеличения нацио-

нального дохода Советского Союза, постоянной состав-

ляющей. при выборе путей решения народнохозяйствен-

ных задач.

В концепции перестройки внешнеэкономических свя-

зей СССР учтена необходимость изменения отношений

между формами собственности, существующими ~ на-

шей стране и в государствах Запада. Оставаясь Соци-

альными антиподами, они тем не менее образуют в точ-

ках соприкосновения своеобразные гибридные формы в

виде собственности совместных предприятии в СССР,

инвестиционных активов советских организаций как за

границей, так и на территории страны.

Новые формы внешнеэкономических связей (совме-

стное предпринимательство на территории СССР, сво-

бодные экономические зоны, зарубежное инвестирова-

ние и т. д.) призваны способствовйть усилению исполь-

зования в нашей экономике прогрессивной зарубежной

технологии и управленческого опыта, развитию экспорт-

ного сектора страны и расширению финансовой базы

модернизации народного хозяйства.

В свою очередь, советские капиталовложения за ру-

бежом и в свободных экономических зонах на террито-

рии СССР позволяют создать там инфраструктуру, не-

обходимую для увеличения советского экспорта (преж-

де всего машинотехнического), а также собственную

производственную базу для стабильного снабжения на-

шей страны различными товарами.

Существенно и то, что новые формы внешнеэкономи-

ческих связей предусматривают еще и решение такой за-

дачи, как вывести Советский Союз на статус уже не

только международного торговца, но и международно-

го инвестора.

Принципиально вам, иными словами, территорий бес-

пошлинного складирования товаров на период поиска

покупателей. Первоначально созда-

вались для развития местного рынка, а затем и для со-

действия расширению международной торговли. Напом-

ним, статус имели Генуя (с 1595 г.).

Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.), а в России -

Одесса (с 1817 г,), Владивосток (с 1862 г.) и Батуми

(с 1878 г.).

По мере монополизации рынка и усиления протек-

ционистской политики государств

стали упраздняться, а на их территориях и .в других

торговых центрах начали создаваться свободные эконо-

мические зоны, где все большее значение приобретала

переработка товара.

Основателями такого типа свободных экономических

зон были англичане П. Халл и С. Хоув, а также амери-

канец С. Бутлер, которые пришли к выводу, что госу-

дарственное вмешательство при различного рода кри-

зисных ситуациях не в состоянии предотвратить эконо-

мический упадок крупных промышленных центров. По

их мнению, не спасали положения и традиционные ме-

ры экономического и политического воздействия на хо-

зяйственную деятельность этих территорий.

Предпринимателям, желающим заниматься бизнесом

в районах, находящихся в тяжелом экономическом по-

ложении, предоставлялся ряд льгот по налогообложе-

нию, менее жестко регламентировалась и их деятель-

ность. Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь

некоторые операции, которые обычно не разрешаются

нормативами местного законодательства (например, в

области банковских и страховых операций).

В пределах таких зон, скажем, банки могли свобод-

но моделировать с любыми валютами и поддерживать

деловые отношения с клиентами, проживающими вне зо-

ны. Следовательно, здесь не надо было устанавливать

контроль за валютным обменом, движением капиталов

и т; д.

В течение длительного времени свободным экономи-

ческим зонам была присуща преимущественно коммер-

ческая деятельность. В экономических зонах товары

складировались и подвергались лишь тем операциям,

которые были направлены на обеспечение доброкачест-

венного хранения или же на улучшение общего вида

или внешнего оформления, что позволяло повысить их

качество.

И только в начале 60-х годов была разрешена обра-

ботка: товаров в свободных экономических зонах. Обыч-

но при этом осуществлялись операции, так или иначе

увеличивающие прибавочную стоимость товара.

Следовательно, из собирающих центров и пунктов

распределения свободные экономические зоны все чаще

становятся местом обработки и трансформации товаров.

При этом действуют льготные условия их экспорта из

упомянутых зон.

Отметим, что повышение прибавочной стоимости то-

вара при отсутствии таможенных и других пошлин ста-

новится отличительной чертой экономических зон, кото-

рые были созданы в Соединенных Штатах Америки.

Еще один этап развития свободных экономических

зон начался в 80-е годы благодаря ряду мер, направ-

ленных на. преодоление застоя в отдельных отраслях

промышленности, банковского и страхового дела. Ха-

рактерной чертой этого этапа можно считать усиление

экономического развития отдельных регионов, находя-

щихся в кризисном состоянии. Так, путем создания не-

больших экономических зон были выведены из кризиса

ряд департаментов Франции и около 25 районов Вели-

кобритании.

Другими важными тенденциями указанного этапа

развития свободных экономических зон являются льгот-

ные условия деятельности предприятий, расположенных

в этих зонах, по налогообложению, и дебюрократизация

их управления.

В практике экономических зон в настоящее время

применяется широкая гамма льгот и стимулов для ино-

странных вкладчиков капитала. Как правило, они зави-

сят от специфических условий каждой экономической зо-

ны. Обычно, кроме отмены таможенных пошлин, преду-

сматриваются следующие льготы:

отмена какого-либо налогообложения в счет права

на экспорт, освобождение от других налогов, прежде

всего на недвижимое имущество, а также местных (об-

ластных) налогов, имеющихся в ряде стран;

отмена налогов на доход иностранного персонала,

работающего в свободной экономической зоне;-

полная или частичная отмена налогов на прибыль

зональных предприятий на определенный срок и в за-

висимости от ряда условий.

Например, в Южной Корее предприятия, созданные

в свободной экономической зоне, в первые пять лет пол-

ностью освобождаются от налогов, а в последующие три

года налоги им снижаются на 50%.

В Шри Ланке полная отмена налогообложений длит-

ся от двух до десяти лет в зависимости от специфики

функционирования предприятий экономической зоны,

при этом учитывается число занятых на предприятии,

приток конвертируемой валюты, применяемая техноло-

гия и т. д.

Создание свободных экономических зон в разных

странах в настоящее время предполагает достижение

таких целей:

обеспечение более полной занятости рабочей силы

как непосредственно в экономической зоне, так и за ее

пределами;

привлечение инвестиций, особенно в свободно кон-

вертируемой валюте;

организация в экономических зонах таких произ-

водств, продукция которых шла бы на экспорт, не ущем-

ляя при этом уже существующие местные предприятия,

действующие на внутреннем рынке.

Кроме того, многие страны, создающие свободные

экономические зоны, считают, что они будут способст-

вовать развитию отсталых в экономическом отношении

районов, модернизации технологий, получению новых

ноу-хау, обучению собственных специалистов и рабочих

новым методам труда, а также использованию собствен-

ных сырьевых ресурсов для производства экспортной

продукции.

Классическим примером этого может служить Манаус в бразильской Амазонии, где ино-

странные предприятия, работающие на экспорт, обяза-

ны включать в производство оптовых изделий по край-

ней мере часть сырьевых ресурсов, имеющихся в дан-

ной местности.

Кстати, с этой первоначально экспортной промыш-

ленной зоной произошла интересная трансформация:

постепенно она превратилась ~в чисто импортную зону.

Теперь вся продукция, поступающая в , поглощается бразильским рынком.

Имеются и другие примеры, но несколько менее ра-

дикального перехода с обработки экспортных товаров

на импортные, Такие тенденции характерны для свобод-

ных экономических зон в Китае, Мексике, Барбадосе и

для ряда других стран.

Однако в указанной трансформации прослеживаются

и негативные моменты. Главный из них тот, что ино-

странные компании, действующие в свободных зонах

некоторых государств, стремятся использовать их для

сбыта некачественных товаров, которые не имеют спро-

са на рынках других стран.

Таким образом, создание свободной экономической

зоны в любой стране предусматривает прежде всего

ускоренное развитие той или иной территории. Разви-

тие таких зон позволяет правительствам принимающих

стран смягчать кризисные ситуации в национальной эко-

номике и преодолевать трудности в государственных ка-

питаловложениях в регионе.

Важным моментом с точки зрения создания свобод-

ных экономических зон является роль различных госу-

дарственных и муниципальных органов управления. В

большинстве стран, как развитых, так и развивавщих-

ся, экономические зоны учреждаются решением цент-

ральных правительственных органов, министерствами

планирования или финансов. Эти органы имеют необ-

ходимый опыт в сфере управления крупными проектами,

а также весьма компетентны в области внешнеэкономи-

ческих свяэей. Однако имеется достаточно много приме-

ров, когда экономические зоны создаются и управляют-

ся местными муниципальными властями.

Среди свободных экономических зон,

наиболее распространенных в настоящее время, можно

отметить следующие."

беспошлинные зоны, расположенные на основных пе-

рекрестках международных транспортных систем;

зкспортные промышленные зоны, ориентированные

главным образом на внешнюю торговлю;

парки технологического развития, которые создают-

ся на основе существующего в принимающей стране на-

учно-техиического потенциала, но с участием иностран-

ного капитала и с использованием .прогрессивного обо-

рудования, ноу-хау, а также зарубежного управленче-

ского, коммерческого или маркетингового опыта;

зоны _ страховых и банковских услуг, способствую-

щие укреплению этой исключительно важной сферы эко-

номики;

импортно-промышленные зоны и зоны по замещению

импорта, которые призваны обеспечить принимающую

страну современными товарами, а местные . предприя-

тия - передовой технологией.

На практике в перечисленные эконо-

мические зоны встречаются редко. Обычно для каждой

из них присуще сочетание характерных тенденций ука-

занных свободных экономических зон. К примеру, мало-

вероятно, чтобы парки технологического развития не

оказывали таких ключевых услуг, как банковские опе-

рации, страхование или торговля.

Подавляющее большинство предприятий в существу-

ющих ныне свободных экономических зонах - это пред-

приятия легкой промышленности, нуждающиеся в отно-

сительно скромных капиталовложениях. Они произво-

дят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортив-

ный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продо-

вольствие, напитки.

Однако учредители некоторых свободных зон пошли

по другому пути и стали способствовать развитию пред-

приятий тяжелой промышленности. Например, в

экспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго дре-

обладает переработка нефти и нефтехимическая про-

мышленность. В Грне предприятия свободной экономи-

ческой зоны занимаются переработкой добываемых там

бокситов в глинозем и алюминий. В экономических зо-

нах Объединенных Арабских Эмиратов действует це-

лый ряд химических, нефтехимических и автомобиль-

ных компаний.

Создание предприятий тяжелой промышленности в

свободных зонах указанных стран, конечно, связано с

их природными ресурсами, В Ганв - это бокситы, в

Тринидаде и Тобаго - нефть, в Объединенных Араб-

ских Эмиратах - нефть и природный газ.

И все же- следует отметить, что политика прави-

тельств указанных трех стран была направлена не столь-

ко на развитие тяжелой промышленности в своих эконо-

мических зонах, сколько на создание экспортных про-

мышленных зон на основе уже существующих предприя-

тий тяжелой промышленности. Это прежде. всего отно-

сится к первым двум странам.

Что касается Объединенных Арабских Эмиратов, то

здесь произошла закономерная эволюция: появление

предприятий, связанных с добычей и переработкой неф-

ти и газа сопровождалось созданием предприятий тяже-

лой промышленности в несмежных отраслях, в частно-

сти в машиностроении.

Одна из характерных черт промышленного разви-

тия .большинства свободных экономических зон заклю-

чается в том, что находящиеся там компании, как пра-

вило, стремятся к минимальному использованию мест-

ных ресурсов.

Слабые обратные связи этих компаний с предприя-

тиями принимающей страны объясняются закрытым ха-

рактером экономических зон, профилем действующих

там предприятий и относительно неразвитым потенциа-

лом национальных поставщиков. И в этом смысле прак-

тика указанных выше государств является исключе-

нием.

В то же время многие иностранные компании, дей-

ствующие в развивающихся странах, весьма охотно ис-

пользуют местные сырьевые ресурсы и полуфабрикаты,

произведенные на их основе (сталь, алюминий, основ-

ные химикаты, резину, древесину и т. п.). Некоторые из

них создали крупную перерабатывающую промышлен-

ность на основе местного сырья - хорошо развитые и

организованные предприятия, которые Действуют в при-

нимающих странах в течение многих десятилетий, т. е.

до создания первых свободных экономических зон.

Вот почему такие компании не испытывают потреб-

иости в использовании возможностей недавно создан-

ных экономических зон. Кроме того, сказывается и еще

один фактор: перерабатывающие предприятия, исполь-

зующие местное сырье, как правило, находятся недале-

ко от его источников (будь то шахта, нефтяная сква-

жина или гидроэлектростанция), в то время как экспорт-

но-промышленные зоны обычно формируются вблизи

крупных населенных пунктов или промышленных цент-

ров.

Помимо того, экономические зоны создаются учре-

дителями для быстрого решения проблем промышленно-

го развития какой-либо территории. Отсюда примитив-

ные производственные помещения, похожие на времян-

ки, и незначительные затраты на оборудование иност-

ранных инвесторов.

Компании, занимающиеся переработкой сырьевых

ресурсов, как правило, являются относительно крупны-

ми и действуют на основе долгосрочных договоров, пла-

нируя свою деятельность на многие годы вперед. Этим

они отличаются от обычного завода по сборке электрон-

ных изделий или специализированной компании по по-

шиву одежды в свободной экономической зоне.

Обычно считается, что свободные экономические зо-

ны способствуют прямым иностранным инвестициям от-

носительно крупных и имеющих хорошую репутацию

компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт,

мощные транснациональные корпорации не очень нуж-

даются в привилегиях и возможностях свободных зон.

Они могут успешно функционировать в обычных ус-

ловиях практически любой страны. И если условия ка-

кого-либо государства слишком неблагоприятны, то пре-

имущества, предлагаемые свободными экономическими

зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их

стратегию международного развития.

Это одна из основных причин того, что в большин-

стве стран инвесторами в свободных зонах являютея

не крупные, хорошо известные транснационадьные кор-

порации, а небольшие фирмы, которые часто выходят на

рынок иностранных инвестиций в первый раз.

Опыт таких стран, как Мексика, Ямайка или Маври-

кий, намеренно привлекающих в свои экономические

зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что

средние или мелкие фирмы промышленно развитых го-

сударств или стран, недавно вставших на путь индуст-

риального развития, с пользой для дела дополняют дея-

тельность крупных компаний.

Мелкие фирмы более гибко реагируют на быстроме-

няющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить на-

сущные потребности внутреннего рынка этих стран. Учи-

тывая стремление многих государств как можно быст-

рее привлень иностранных инвесторов, такие компании

оказались лучшей краткосрочной альтернативой, чем

крупные транснациональные корпорации, которые дей-

ствуют гораздо медленнее.

Создание и функционирование; свободных экюмоииче-

ских зон часто отклоняющихся от первоначальных проек-

тов. Например, когда в начале 60 годов на Маврикий

было предусмотренно создание первой экспортно-промыш-

ленной зоны, то предполагалось, что удельный вес про-

дукции предприятий электронной .промышленности бу-

дет равен 30 предприятии текстильной промышленно-

сти - 25, металлообрабатывавших предприятий - 15,

предприятий по обработке сырья - 10~4.

Однако уже к середине 8(Н годов на текстильные

предприятия и предприятия но пошиву одежды прихо-

доилось 87 занятого в экономической зоне населения,

на предприятия по производству мебели и изделий из

дерева - .2,5 и на предприятия, выпускающие ювелир-

ные изделия, - 2%.

Предприятия электронной промышленности, которые

активно развивались в первые годы, затем почти исчез-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.