бесплатно рефераты
 

Лизинг

(президенты, председатели и их заместители), члены Совета, члены кредитного

совета (комитета), руководители дочерних и материнских структур и другие

лица, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита, а также

родственники инсайдеров, бывшие инсайдеры и другие лица, участвующие в

сторонних структурах, в которых также участвуют инсайдеры.

Максимально допустимое значение H10 на одного инсайдера и связанного с

ним лица устанавливается в размере:

с баланса на 01.07.96 - 10%

с баланса на 01.07.97 - 2%.

При этом совокупная величина кредитов и займов, выданных инсайдерам,

начиная с баланса на 1 июля 1997 г. не может превышать 3% собственных

средств (капитала) кредитной организации.

Вместе с тем, для кредитных организаций, не обеспечивших выполнение

установленного на 01.07.96 значения норматива, на период до 01.07.97

определяется следующий порядок регулирования их деятельности. Главные

управления (Национальные банки) ЦБ РФ устанавливают квартальные значения

норматива H10 таким образом, чтобы постепенно (равными долями) от

фактически сложившегося значения по балансу на 01.07.96 привести значение

данного норматива к 2% по балансу на 01.07.97.

Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения

(H11)

Устанавливается как процентное соотношение общей суммы денежных вкладов

(депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка.

Н11 = ( Вкл нас. / К ) * 100%,

где Вкл нас. - совокупная сумма вкладов населения в рублях и иностранной

валюте (сч. 605 + 710 + 711 + 718 + 732 + 733 + 734 + 735 + код 8999 (части

сч. 070 + 084 + 088 + 196 + 199 + 730 + 731)).

Максимально допустимое значение норматива H11 устанавливается в размере

100%.

При этом для кредитных организаций, превышающих данное соотношение,

Главные управления (Национальные банки) ЦБ РФ устанавливают квартальные

значения данного норматива таким образом, чтобы постепенно (равными долями)

от фактически сложившегося значения по балансу на 01.04.96 привести

значение данного норматива к 100% по балансу на 1 января 1999 года.

Норматив использования собственных средств кредитных организаций для

приобретения долей (акций) других юридических лиц (H12) устанавливается в

форме процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств

кредитной организации.

Н12 = ( Кин / К )* 100%,

где Кин - собственные средства кредитной организации, инвестируемые на

приобретение долей (акций) других юридических лиц (сч. 059 + 191 + 825).

Примечание: Внесенные кредитной организацией средства в паи и акции

других банков - резидентов в иностранной валюте должны учитываться на

балансовых счетах 825 и 191 соответственно.

Максимально допустимое значение норматива H12 устанавливается в

размере:

с баланса на 01.07.96 - 45%

с баланса на 01.10.96 - 35%

с баланса на 01.01.97 - 25%.

При этом устанавливается, что собственные средства кредитной

организации, инвестируемые на приобретение долей (акций) одного

юридического лица (H12.1) не могут превышать с баланса на 1 января 1997

года 10% собственных средств (капитала) банка (данные представляются

кредитными организациями в Главные управления ЦБ РФ по форме Приложения 3).

10.1. Норматив риска собственных вексельных обязательств (H13).

Н13 = ( ВО /К ) * 100%,

где ВО - выпущенные кредитными организациями векселя и банковские акцепты в

рублях и в иностранной валюте (сч. 196 + 084) + 50% забалансовых

обязательств кредитной организации из индоссамента векселей, авалей и

вексельного посредничества (лицевые счета (в рублях и валюте)

"Обязательства банка из индоссамента векселей, авали, вексельное

посредничество" забалансового счета 9925) (код 8960).

К - собственные средства (капитал) кредитной организации,

используемые при расчете обязательных экономических нормативов.

Максимально допустимое значение норматива H13 устанавливается в

размере:

с баланса на 01.10.96 - 200%

с баланса на 01.03.97 - 100%

Вместе с тем, для кредитных организаций, не обеспечивших выполнение

установленного на 01.10.96 значения норматива, на период до 01.03.97

определяется следующий порядок регулирования их деятельности. Главные

управления (Национальные банки) Центрального банка РФ устанавливают

ежемесячные значения норматива H13 таким образом, чтобы постепенно (равными

долями) от фактически сложившегося значения по балансу на 01.10.96 привести

значение данного норматива к 100% по балансу на 01.03.97.

Для вновь создаваемых кредитных организаций, отработавших шесть месяцев

с момента регистрации, устанавливаются следующие значения обязательных

экономических нормативов:

H1 - минимально 8% H8 - максимально 25%

H2 - минимально 70% H9 - максимально 20%

H3 - минимально 20% H9.1 - максимально 50%

H4 - максимально 120% H10 - максимально 2%

H5 - минимально 20% H11 - максимально 100%

H6 - максимально 25% H12 - максимально 25%

H7 - 8 раз H12.1 - максимально 10%

H13 - максимально 100%.

Отчетность по выполнению обязательных нормативов H6, H8, H9, H10 и

H12.1 кредитные организации представляют по форме, предложенной

региональным Главным управлением (Национальным банком) ЦБ РФ, которое в

Департамент банковского надзора по системе РЕМАРТ направляет сводную

справку по форме Приложения 4 по каждой кредитной организации, нарушившей

указанные нормативы.

О контроле за соблюдением экономических нормативов

Контроль за соблюдением кредитными организациями обязательных

экономических нормативов возлагается на Главные управления (Национальные

банки) Центрального банка РФ по месту нахождения корреспондентского счета

кредитной организации.

Контроль осуществляется на основании месячных балансов кредитных

организаций, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений

обязательных экономических нормативов и расшифровками отдельных балансовых

счетов, подписанные руководителем кредитной организации и главным

бухгалтером. По результатам рассмотрения месячных балансов и справок в

течение 10 дней после представления их в Главное управление (Национальный

банк) последнее составляет соответствующее заключение, которое

рассматривается руководителем Главного управления (Национального банка)

Центрального банка РФ с принятием соответствующего решения.

Кредитные организации, у которых отозвана лицензия на совершение

банковских операций, обязательные экономические нормативы не рассчитывают.

В случае нарушения кредитной организацией обязательных экономических

нормативов Главное управление (Национальный банк) ЦБ РФ применяет меры

воздействия к кредитной организации в соответствии со статьей 75

Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке

России)" и адекватных указаний Банка России.

При этом в целях предотвращения ухудшения финансового положения

кредитных организаций, утративших собственные средства (капитал), такая

мера воздействия как взыскание штрафа не применяется.

Учитывая особенности действия данной Инструкции в 1996 1997 годах, на

указанный период устанавливается следующий порядок контроля за выполнением

обязательных экономических нормативов:

- в течение II квартала 1996 г. кредитные организации не имеют права

допускать ухудшение фактически сложившихся по балансу на 01.04.96 значений

нормативов. В противном случае к кредитным организациям применяются санкции

в установленном порядке;

- к кредитным организациям, не обеспечившим выполнение поквартальных

значений обязательных нормативов, установленных Главным управлением

(Национальным банком) ЦБ РФ, также применяются санкции, начиная с

результата по балансу на 01.08.96. Контроль осуществляется ежемесячно.

В случае нарушения кредитными организациями обязательных

экономических нормативов, предусмотренных настоящей Инструкцией, Главное

управление (Национальный банк) ЦБ РФ не должно поддерживать их просьбы об

открытии филиалов (дополнительных филиалов), о расширении круга операций.

Банк России не рассматривает ходатайства кредитных организаций на получение

аккредитации для участия в международных программах Мирового банка

реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития, в

случае нарушения ими обязательных экономических нормативов.

Кредитные организации в соответствии с законодательством несут

ответственность за достоверное и правильное составление расчетов

обязательных экономических нормативов и расшифровок отдельных балансовых

счетов для расчета нормативов. Главные управления (Национальные банки)

Центрального банка РФ имеют право проводить проверки кредитных организаций

по вопросам правильности и достоверности представляемых кредитными

организациями сведений для расчетов обязательных экономических нормативов.

2.5. Анализ экономических нормативов

В инструктивных материалах ЦБ РФ содержится перечень экономических

нормативов, методика их расчета и предельные значения каждого показателя. В

процессе анализа экономических нормативов выясняется правильности расчетов

установленных показателей, соответствие их фактических уровней предельным

значениям, а также выясняются причины, вызвавшие нарушения нормативных

уровней.

Оценка достаточности капитала коммерческого банка производится на

основе главного показателя Н1, характеризующего соотношение совокупного

капитала банка и активов, взвешенных с учетом риска.

Совокупный капитал банка включает уставной капитал (в сумме

зарегистрированного) плюс прочие фонды, плюс прибыль, плюс доходы будущих

периодов, плюс текущие доходы, минус текущие расходы, минус использование

прибыли, минус дебиторская задолженность, минус приобретенные банком ценные

бумаги акционерных обществ и предприятий, минус убытки, минус права

участия, приобретенные банком.

Следовательно объем совокупного капитала зависит от:

величины уставного и других фондов банка;

результатов финансовой деятельности (прибыли, доходов и расходов за

истекший и текущий периоды);

объема иммобилизации собственных средств в дебиторской задолженности и

приобретения банком права участия, а также от суммы средств, вложенных в

ценные бумаги акционерных обществ и предприятий.

Для определения величины совокупного риска активов в соответствии с

действующей инструкцией ЦБ РФ №1 выделяется 5 групп в зависимости от

степени риска активных операций.

Совокупный риск активов банка зависит от объема и структуры активов.

Оценка коэффициента достаточности капитала конкретного банка

осуществляется на основе сравнения фактического уровня с нормативным.

Одновременно в процессе анализа данного экономического норматива

необходимо выявить тенденцию этого показателя в текущем году, для чего

следует проанализировать его ежемесячную динамику с начала года. Важно

установить стабильную картину, касающуюся достаточного капитала. Для этого

целесообразно провести анализ динамики факторов, влияющих на уровень

коэффициента достаточности капитала.

В качестве отрицательных тенденций, выявленных в настоящее время в

части формирования показателя достаточности капитала следует выделить:

. наличие значительных сумм доходов будущих периодов, в том числе

просроченных процентов по ссудам, в составе совокупного капитала банка,

что снижает качество капитальной базы банка;

. наличие значительных сумм дебиторской задолженности, уменьшающих

реальную величину собственного капитала банка;

. наличие незначительных сумм резервных фондов, предназначенных для

покрытия возможных убытков в условиях высокой рискованности активов;

. снижение качества активов банков, выражающихся в увеличении доли активов

с высокой степенью риска.

Другим направлением анализа соблюдения экономических нормативов

является оценка ликвидности баланса банка на основе показателей Н3, Н6, Н7

и Н8. Указанные показатели характеризуют соотношения между отдельными

видами активов и пассивов коммерческого банка.

Показатель Н3 определяет зависимость между объемом совокупного капитала

и величиной обязательств банка. К обязательствам относятся все виды

депозитов (остатки на расчетных и текущих счетах, срочные депозиты и вклады

физических лиц), задолженность по полученному межбанковскому кредиту,

кредиторскую задолженность, а также выданные гарантии. Предельный уровень

этого показателя дифференцирован по разным видам банков.

Для банков, созданных на базе упраздненных специализированных банков

минимально допустимое значение установлено в размере 1:25; для банков,

действующих в виде обществ с ограниченной ответственностью либо акционерных

обществ закрытого типа - в размере 1:20; по прочим коммерческим банкам - в

размере 1:15.

К числу наиболее распространенных замечаний, касающихся расчета

рассматриваемого показателя относятся: не включение в состав обязательств

кредитового остатка средств на расчетах, остатков средств на валютных

счетах клиентов, на корреспондентских счетах других банков в данном банке,

гарантийных обязательств, выданных банком.

Показатель Н6 характеризует долю ликвидных активов в общей сумме

активов.

Важное значение для оценки ликвидности коммерческих банков имеют

показатели и Н8, характеризующие сопряженность обязательств банка и его

активам по суммам и срокам.

Показатель Н7 отражает в какой мере краткосрочным обязательствам ( до 1

года ) соответствуют краткосрочные активы; показатель Н8 отражает в какой

мере долгосрочным обязательствам ( свыше 1 года ) соответствуют

долгосрочные активы.

Для расчета указанных показателей банки обязаны делать расшифровки по

строкам статьи баланса, показывающие их обязательства и активы. Необходимо

проверять правильность осуществления таких расшифровок а, следовательно,

состояние аналитического учета. Учет по строкам должен быть организован по

следующим статьям:

- срочные депозиты и вклады граждан;

- межбанковские кредиты, полученные банком;

- гарантии и поручительства, выданные банком;

- кредиторская задолженность;

- кредиты, выданные клиентам;

- межбанковские кредиты, выданные банком.

Особое внимание следует обратить на соблюдение нормативов по

максимальному риску на одного заемщика и совокупному риску по «крупным

кредитам». Соблюдение указанных нормативов является важным фактором

обеспечения надежности коммерческого банка.

Оценка риска банка на одного заемщика осуществляется на основе расчета

показателя Н9, характеризующего соотношение между величиной выданного

«крупного» кредита одному клиенту и объемом совокупного капитала банка.

К «крупным» кредитам относятся ссуды, превышающие 20% капитала банка.

При этом, если одному клиенту выдано несколько ссуд. Они суммируются.

Величина риска по «крупному» кредиту одного заемщика зависит от объема всех

выданных ссуд и наличия обеспеченности их залогом имущества, страхованием

или гарантией третьих лиц.

Поскольку величина риска по «крупному» кредиту уменьшается на сумму

обеспечения его залоговым обязательством, страховым полисом или гарантийным

письмом, проверяется реальность такого обеспечения. Для этого по всем

«крупным кредитам» необходимо рассмотреть качество обеспечения и

правильность его правового оформления. Критерием качества предметов залога

является их высокая ликвидность, позволяющая при необходимости превратить

соответствующее имущество (товарно-материальные ценности, ценные бумаги,

недвижимость) в денежные средства для погашения ссуды и процентов по ней.

По отношению к движимому имуществу, являющемуся предметом залога, важно

проверить организацию контроля за их сохранностью.

2.6. Методика расчета Фонда Обязательных Резервов

Не менее важным показателем деятельности коммерческого банка является

правильный расчет Фонда Обязательных Резервов (ФОР). Фонд создается

коммерческими банками для защиты и обеспечения устойчивости российского

рубля.

Обязательные резервы (резервные требования) - один из основных

инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России -

представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской

системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения

денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях

ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на

определенном уровне денежной массы в обращении.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О банках и банковской

деятельности" кредитная организация обязана выполнять нормативы

обязательных резервов, депонируемых в Банке России.

Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента

получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих

банковских операций и является необходимым условием их осуществления.

Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка

депонирования обязательных резервов в Банке России. Обязательства кредитной

организации перед третьими лицами не являются основанием освобождения от

обязанностей по депонированию обязательных резервов в Банке России.

Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется

исключительно на основании настоящего Положения. При осуществлении

депонирования правила расчетов и других банковских операций применяются в

случаях, прямо указанных настоящим Положением.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)" размер обязательных резервов в

процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также

порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров

Банка России. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20

процентов обязательств кредитной организации.

Нормативы обязательных резервов устанавливаются Советом директоров

Банка России в зависимости от сроков и видов привлечения кредитными

организациями денежных средств юридических и физических лиц.

Порядок депонирования части привлеченных денежных средств,

установленный настоящим Положением, распространяется на все кредитные

организации, действующие на территории Российской Федерации на основании

лицензии (разрешения) Банка России с правом совершения соответствующих

банковских операций.

Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию

кредитными организациями, производится учреждением Банка России по месту

нахождения головной кредитной организации в целом по кредитной организации,

включая филиалы, находящиеся на территории России.

Если кредитные организации, расположенные на территории Российской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.