бесплатно рефераты
 

Государственное регулирование экономики

стабилизацию. Автоматические (встроенные) стабилизаторы

представляют собой принятые, действующие в экономике правила,

нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства

правительства реагировать на отклонения от устойчивого

положения и приводить хозяйство страны в стабильное

состояние. Автоматические стабилизаторы предусмотрены,

задуманы заранее, введены в законодательные акты,

регулирующие экономическую деятельность, отражены в

действующих положениях, нормативных документах.

Например, при уменьшении доходов автоматически снижается

величина налога, взимаемого с дохода. Если люди потеряют

работу и заработок, им без указаний на то правительства

выплачивают пособие по безработице. При наступлении

определенного возраста автоматически возникает право на

получение пенсии. Существует минимальный уровень заработной

платы, который устанавливается директивно. Можно назвать

великое множество других подобных автоматически действующих

стабилизаторов, предотвращающих возникновение экономических

катаклизмов при возникновении новых обстоятельств, отклонений

от ранее существовавших условий.

Однако встроенные в экономическую систему внутренние

стабилизаторы, уменьшающие возможные колебания в экономике,

не обеспечивают требуемого уровня стабилизации, в ряде

случаев они просто не способны гасить возникающие колебания,

предотвращать потерю устойчивости. Так что заранее вписать в

законодательные акты и другие нормативные документы правила и

нормы, гарантирующие от выхода экономики из стабильного

состояния, не удается. На помощь приходит оперативное

регулирование, текущая реакция правительственных органов на

возникающие отклонения в виде инструментов дискреционной

политики,

Дискреционная фискальная политика представляет совокупность

оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в

дополнение или

хозяйственной жизни. Точно так же, как летчик, чувствуя,

что автопилот не справляется с управлением самолета, берет

штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее

законы, решения не обеспечивают поддержания стабильной

ситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционной

политике. Применение разных дискретных мер, характер которых

зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой

стабилизацией.

К числу наиболее распространенных способов, средств

осуществления дискреционной фискальной политики относят

общественные работы, программы материальной помощи, изменение

налоговь1х ставок и другие аналогичные инструменты

воздействия. Привлечение безработных к выполнению

общественных работ с оплатой за государственный счет служит

оперативным средством борьбы с резко нарастающей

безработицей. В период обострения социальной ситуации,

обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с

такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные

законом пособия, правительство прибегает к оказанию

материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным

выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение

доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые

ставки, вводят частичные льготы.

Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги

экономической напряженности. Однако введенные временно

послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает

трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные

стабилизаторы превращать в автоматические, постоянные, хотя

по своей природе они не таковы.

Бюджетная политика государства как часть фискальной

политики ориентируется в основном на достижение

уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным

доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета

полной, высокой или структурной занятости, при которой может

даже иметь место выпуск избыточной продукции и превышение

доходов бюджета над его расходами.

В условиях высокой экономической конъюнктуры потенциальный

избыток бюджета (превышение государственных доходов над

расходами) может быть направлен на погашение предыдущих

долгов, создание компенсационных резервных фондов,

осуществление дополнительных социальных мероприятий. В

периоды спада деловой активности органы государственной

власти должны увеличивать совокупный спрос даже ценой

бюджетных дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать

затем экономические процессы.

Чаще всего задачей государственной бюджетной политики

становится преодоление бюджетных дефицитов, достигающих

критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего

объема государственного бюджета и до 1—2% валового

внутреннего продукта не считаются опасными. Так что в

большинстве случаев бюджетная политика может быть

ориентирована на поддержание и даже разработку, принятие

подобного бюджета. Но если дефицит бюджета достигает десяткой

процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это

свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и

острой необходимости стабилизации бюджета. Наличие крупного

бюджетного дефицита ведет к росту внутреннего

государственного долга, что дестабилизирует денежную систему

государства, приводит к инфляции.

Стремление государства погасить дефицит бюджета денежной

эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа государственных

ценных бумаг как средство преодоления бюджетного дефицита

порождает будущий долг, ведь бумаги придется погашать и

платить по ним проценты. Поэтому для достижения

сбалансированности государственного бюджета бюджетная

политика должна теснейшим образом сопрягаться с политикой

доходов и расходов государства.

Политика государственных расходов призвана прежде всего

удовлетворять спрос государственного сектора, то есть

удовлетворять потребности в расходах на неотложные

государственные нужды-, отражаемые в расходных статьях

бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие

государственные (общественные, социальные) потребности растут

непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом

настоятельности и приоритетов других потребностей.

Государственная политика расходов может находиться на грани

возможного, но переходить эту грань не следует. Главным

ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.

Политика государственных доходов исходит из имеющихся и

потенциальных источников поступления денежных средств в

государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей

использования этих источников, превышение которых способно

подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению

каналов получения доходов. Так как государственный бюджет

наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика

формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой

политикой.

Налоговая политика — часть фискальной экономической

политики, проявляющаяся в установлении видов налогов,

объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания

налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство

регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств

за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование

государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться

с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики.

Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого

предела, желание и возможность платить налоги и, что гораздо

важнее, тем больше ущерб, наносимый производству, созданию

налогооблагаемого продукта, взиманием налогов. Высокие налоги

подтачивают само налоговое дерево, которое их питает. Об этом

неоднократно упоминалось выше при построении кривой Лаффера.

Так что в основу государственной налоговой политики должны

быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки.

Другое дело, что государство успевает связать себя такими

бюджетными обязательствами расходов, что вынуждено искать

спасения в налоговых поборах для обеспечения расходов

бюджета.

Налоговая политика государства связана не только с

обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой

структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги,

налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно

стимулировать тем самым развитие определенных видов

производств, оказывать воздействие на структуру потребления,

поощрять вложение средств в развитие экономики.

Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным

направлением государственной экономической политики в целом,

сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов

финансирования, бюджетирования, налогообложения.

2.2. Кредитно-денежная политика

С фискальной политикой государства тесно сплетается его

кредитно-денежная политика. Если фискальная политика есть по

своей сути финансово-бюджетная политика, то кредитно-денежную

политику правильно называть денежной политикой или, точнее,

политикой воздействия на денежную массу. Итак, кредитно-

денежная политика есть регулирование денежной массы и

денежного обращения в стране путем непосредственного

государственного воздействия или воздействия через

центральный банк страны. Кредитно-денежная политика

обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и

денежного оборота, распространяя свое влияние как на деньги,

так и на цены.

Как известно, экономическую политику, проводившуюся в

России на первом этапе рыночных реформ в 1992-1993 годах,

многие называли монетаристской, что должно было бы

подчеркнуть ее монетарную направленность. Проводившаяся в то

время политика была в известном смысле действительно

монетарной, так как она опиралась на либерализацию цен,

регулирование денежной массы в обращении, переход к

двухуровневой банковской системе со всеми вытекающими отсюда

последствиями. Но действия реформаторов в области

преобразования централизованного планирования,

организационных структур управления, форм и отношений

собственности выводили проводимую в тот период политику

далеко за пределы чисто монетарной.

Кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит

цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности

функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов,

обеспечения занятости и экономического роста. В то же время

фискальная политика носит более ярко выраженный

антициклический характер, связана с бюджетом и налогами,

тогда как кредитно-денежная политика ограничивается

стабилизацией денежного обращения и ориентирована в основном

на денежную массу.

Соответственно и целевые задачи кредитно-денежной политики

обладают своеобразием. Это — стабилизация уровня цен,

подавление инфляции, стабилизация покупательной способности и

курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках,

обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях

свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса

и предложения денег посредством банковской системы.

Макроэкономическая денежная политика в ее монетарной форме

связывается прежде всего с воздействием на денежную массу.

Денежная политика считается жесткой, если государство

сокращает денежную массу, ограничивает эмиссию, способствует

поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в

кредит. И наоборот, денежную политику называют мягкой, если

государство способствует увеличению денежной массы или по

крайней мере не препятствует ему, слабо сдерживая выпуск в

обращение новых денег и помогая получению дешевых кредитов.

Свою эмиссионную политику государство проводит в основном

через центральный банк страны.

В качестве составных частей и одновременно инструментов

государственной кредитно-денежной политики выступает политика

рефинансирования, политика операций на открытом рынке,

политика резервирования, политика обеспечения ликвидности.

Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать

денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и

тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных

цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между

производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и

расходы субъектов рынка.

Политика рефинансирования, которую называют также учетной

политикой, есть выражение процентной политики, она заключена

в воздействии центральным банком посредством Процентной

ставки на объем кредитных ресурсов и, соответственно,

денежной массы в обращении. Центральный банк назначает

учетную ставку процента, в соответствии с которой он

переучитывает векселя у коммерческих банков и предоставляет

им кредиты. В более широком плане коммерческие банки.

Приобретают, покупают кредитные деньги у центрального банка и

затем перепродают их своим заемщикам, осуществляя

рефинансирование. Так что центральный банк способен влиять на

цену кредитных денег на финансовом рынке. Поднимая цену,

увеличивая свою учетную ставку (по которой учитываются

проданные ему векселя коммерческих банков), центральный банк

сдерживает спрос на кредиты и сужает денежную массу в

обращении, а снижая учетную ставку — способствует увеличению

денежной массы. Центральный банк способен также устанавливать

ограничительные контингенты для рефинансирования, оказывая

прямое влияние на величину денежной экспансии.

Политика рефинансирования представляет собой составную

часть политики регулирования процентных ставок, процентной

политики, которая может проводиться не только центральным

банком и коммерческими банками, но любыми. кредиторами,

предоставляющими деньги в долг под процент. Однако в

последнем случае имеет мести выход за пределы государственной

кредитно-денежной политики.

Центральный банк способен регулировать денежную массу и

оказывать влияние. На денежное обращение посредством операций

на открытом рынке, выступая в качестве продавца или

покупателя государственных ценных бумаг. Сама эмиссия таких

ценных бумаг в виде облигаций, казначейских обязательств

становится актом государственной кредитно-денежной политики.

Приобретая государственные ценные бумаги и организуя куплю-

продажу на открытом рынке, центральный банк способствует

проведению определенной денежной политики. Продавая ценные

бумаги, центральный банк изымает деньги из обращения и сужает

денежную массу, а покупая ценные бумаги на открытом рынке,

центральный банк расширяет денежную массу, осуществляя как бы

дополнительную эмиссию.

Эффективное воздействие на величину активной денежной массы

государство способно оказывать, осуществляя через центральный

банк политику резервирования. Центральный банк вправе обязать

коммерческие банки держать определенную часть своих активов в

виде беспроцентного резерва в центральном банке. Чем выше

норма такого резервирования, тем меньшими возможностями

свободно оперировать своими денежными средствами обладают

коммерческие банки, то есть происходит уменьшение денежной

массы. Уменьшение нормы резервирования приводит к увеличению

денежной массы в обращении. При нехватке денег в обращении

следует уменьшать норму резервирования, а при избыточности

денег — увеличивать ее.

Предложение денег коммерческими банками зависит от наличия

у них денег, эмитируемых центральным банком. Так что

центральный банк, а в его лице государство обладает

возможностью регулирования предложения денежной массы со

стороны коммерческих банков в ходе реализации политики

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.