бесплатно рефераты
 

Фондовый рынок

зависимых регистраторов. Проблема независимых регистраторов

является первоочередной, поскольку уже существует потреб-

ность ведения реестров акционерных обществ приватизированных

предприятий, которая будет обостряться с новыми волнами при-

ватизации. Введение первых аукционных центров по реализации

акций приватизируемых предприятий мгновенно поставит вопрос:

кому передавать реестры акционерных обществ и их ведение.

При этом мы сталкиваемся с конфликтом интересов, сторонами

которого будут:

1) мелкий инвестор (акционер);

2) руководство акционерных обществ (инсайдеры);

3) внешний инвестор и другие афилированные лица, среди ко-

торых наиболее опасными для становления рынка ЦБ будут банки.

В этом конфликте интересы только одной стороны должны быть

поставлены превыше всего - это интересы мелкого инвестора

(акционера), а именно: каждому акционеру должна быть предос-

тавлена возможность провести беспрепятственно любую операцию

со своими акциями и получить беспрепятственный доступ к лю-

бой акции любого открытого акционерного общества.

Неизбежный конфликт между другими сторонами должен быть за-

конодательно устранен путем введения института независмых ре-

гистраторов. Если ведение реестров будет поручено одной из

этих сторон, об открытости и честности на рынке ЦБ можно бу-

дет забыть. Как руководство акционерных обществ, так и внеш-

ний инвестор будут монопольно скупать, как правило, за бесце-

нок, акции не только членов трудовых коллективов, но и дру-

гих акционеров, не допуская к этому рынку других заинтересо-

ванных лиц.

То же касается и банков, но в этом случае возникает еще од-

но очень опасное обстоятельство - ввязывание банковского ка-

питала в инвестиционный процесс, что в конце концов неизбеж-

но приведет к кризису, подобному Большой депрессии в США.

Если кредитные ресурсы отвлекаются в инвестиции на приобрете-

ние акций предприятий, которые обслуживаются этим же банком,

возникает цепочка, приводящая к эффекту "петли". Если банк

предоставляет кредиты предприятиям, акциями которых владеет

этот же банк, то в случае невозвращения этих кредитов акции

предприятий падают, что приводит к падению активов банка. Для

поддержания этих активов и спасения предприятий банк вынуж-

ден предоставлять новые кредиты, которые снова не возвращают-

ся. Это в конце концов может привести к банкротству предприя-

тия, банкротству банка, банкротству всех предприятий, кото-

рые обслуживаются этим банком.

Вот почему необходимо вывести функции регистрации прав

собственности из под котроля всех конкурирующих сторон и соз-

дать институт независимых регистраторов, подчиненный лишь од-

ному контролирующему органу - Комиссии по ЦБ.

Очень важно законодательно определить тот минимальный объем

информации, который должны предоставлять независимые регис-

траторы своим клиентам.

Еще одну проблему, возникающую в связи со становлением ин-

ститута независимых регистраторов, представляет собой взаи-

мосвязь их с системой депозитарного обслуживания и депозита-

риев. Здесь, кроме чисто понятийного определения этих катего-

рий, которое дискутируется до сих пор, возникает проблема

"номинального владельца" в связи с раскрытием его вплоть до

"реального владельца". Опыт России показывает, что ограниче-

ния в раскрытии "реального владельца" в случае цепочки из

последовательной системы нескольких "номинальных владельцев"

могут привести к нарушению налогового и антимонопольного за-

конодательства.

Функционирующий фондовый рынок Украины требует восстановле-

ния доверия населения к ценным бумагам путем:

- законодательного обеспечения гарантий государства относи-

тельно защиты интересов вкладчиков и инвесторов;

- создания государственных органов регулирования и контро-

ля за функционированием рынка ценных бумаг;

- ускорения процессов приватизации, прежде всего путем кор-

поратизации и акционирования государственной собственности;

- осуществления выпуска и обращения государственных всеук-

раинских и муниципальных ценных бумаг;

- решения на государственном уровне комплекса вопросов, ка-

сающихся обращения в Украине ценных бумаг иностранных компа-

ний, покупки украинских ценных бумаг иностранными инвесторами;

- привидения действующего законодательства в соответствие с

требованиями международных стандартов, потребностями сегод-

няшнего функционирования и дальнейшего развития украинского

фондового рынка;

- государственного содействия деятельности существующих

структур, которые уже работают на национальном рынке ценных

бумаг.

Почти сплошь наблюдается неподготовленность менеджеров при-

ватизированных предприятий к управлению ими как акционерными

обществами.

Безусловным тормозом развития инвестиционного процесса яв-

ляется создание в ходе приватизации закрытых акционерных об-

ществ и объединение в одном лице двух противоположных по су-

ществу функций - функции акционера-собственника и наемного

работника.

Отсутствие развитой инфраструктуры рынка капиталов не дает

возможности определить реальную стоимость ценных бумаг, что,

наряду с отсутствием в законодательстве норм о недопущении

использования "внутренней информации", приводит к сплошной

практике использования этой информации для обогащения как ру-

ководителей предприятий, так и торговцев ценными бумагами за

счет мелкого инвестора.

В Украине сложилась парадоксальная ситуация, когда и бирже-

вой рынок акций и внебиржевой одинаково мертвы. В перестроеч-

ное время во всех регионах стихийно возникли товарно-сырье-

вые и фондовые биржи, но затем, после 1992 г., успешно исчез-

ли даже те, которые крепко стояли на ногах. Причина - отсут-

ствие необходимости в них. Если говорить откровенно, то в

Украине все же есть внебиржевой рынок, но это рынок россий-

ских акций.

Внебиржевой рынок во всем мире является самым емким рынком

ЦБ. Его основное отличие от биржевого - это то, что к элемен-

там (компаниям, выпускающим ЦБ) не применяется листингирова-

ние (т.е. допуск или недопуск на рынок акций), а биржевая

торговля в обязательном порядке проводит качественный отбор

АО и только после этого допускает их к котированию на бирже.

Внебиржевой рынок прежде всего существует, с одной стороны,

для малоизвестных начинающих компаний, только начавших вы-

пуск акций, и с другой - для инвесторов и посредников РЦБ,

желающих рискнуть приобрести акции малоизвестной компании,

рассчитывая на быстрый рост курса этих ЦБ. Но структура вне-

биржевого рынка еще зависит от особенностей конкретного РЦБ.

К примеру, на американском внебиржевом рынке обращаются прак-

тически все банковские акции и ЦБ страховых компаний.

Если говорить об акциях украинских банков и страховых ком-

паний, то их выпуски реализуются в основном через филиалы и

представительства этих же учреждений и на внебиржевой рынок

не попадают. Акции инвестиционных компаний также минуют вне-

биржевой рынок, т.к. эти фирмы стремятся к созданию сети фи-

лиалов и к самостоятельному размещению своих ЦБ. Вышеперечис-

ленные компании вынуждены распространять свои ЦБ самостоя-

тельно и зачастую стараются избегать внебиржевой рынок (а

биржевой торговли акциями фактически нет).

Следует добавить, что когда создавались инвестиционные ком-

пании и фонды, то ориентировались они на большое акционирова-

ние. Теже надежды были у компаний, специализирующихся на ра-

боте с ЦБ.

Само акционирование госпредприятий еще не приводит в движе-

ние внебиржевой рынок. Можно сказать, что сначала оно коснет-

ся только компаний, имеющих право представительской дея-

тельности с имущественными сертификатами и разрабатывающих

планы акционирования госпредприятий (это трастовые, инвести-

ционные компании и фонды). Последнее ускорит переход госпред-

приятий к акционированной форме собственности и приведет к

широкому вовлечению в этот процесс граждан Украины.

Внебиржевой рынок может оживиться только при выбросе акций

госпредприятий на вторичный рынок (это рынок, где ценная бу-

мага переходит от первого владельца к последующим, и т.о. оп-

ределяется ее курсовая цена и ликвидность). Но сложилось так,

что даже банковские акции (наиболее широко представленные в

Украине), пройдя первичное размещение, исчезают - и на вто-

ричном рынке их нет. Оживлению рынка препятствует и то, что

часть госпредприятий стремится сформировать свой уставной

фонд из акций на 50% оплаченных имущественными сертификатами,

что дает им право не отчуждать свое имущество ( в т.ч. и ак-

ции) до введения национальной валюты. А это значит, что вла-

делец простых именных акций госпредприятия (большую часть ак-

ций продавшего за приватизационные сертификаты), приобретен-

ных за имущественные сертификаты, в дальнейшем не сможет их

продавать иному лицу вплоть до введения национальной валюты.

Госпредприятия пока не заинтересованы в движении своих ак-

ций на внебиржевом рынке, не имея от этого для себя никаких

выгод (как и положено все средства от акционирования идут в

фонд госимущества, а от обращения на вторичном рынке - пос-

редникам), им выгодней или поставить невыполнимые условия ак-

ционирования (например, оплата всех акций имущественными сер-

тификатами), или добиться такого положения, чтобы сторонних

инвесторов было как можно меньше, и т.о., остаться в полуры-

ночном состоянии на неопределенное время. Исключением может

служить банкротство предприятия или то, что оно частично яв-

ляется арендным (т.е. большая часть имущества уже выкуплена у

государства за денежные средства) - тогда акции могут свобод-

но предлагаться на РЦБ. Арендаторы, как несторонние инвесто-

ры, с трудом отказываются от своих акций. А при отсутствии

рыночных отношений банкротства трудней дождаться, чем светоп-

редставления.

Но даже те акции госпредприятий,которые выйдут на внебирже-

вой рынок, ожидает сложная судьба, т.к. они не принесут ин-

вестору высокие дивиденты потому, что рассчитаны только на

долговременные капиталовложения с отдачей минимум через 2-3

года. Но кто все же сумеет проявить терпение, в конечном сче-

те сможет стать владельцем надежных ЦБ.

Однако, главным тормозом в становлении фондового рыкка стал

тяжелейший кризис, который поразил все отрасли экономики

Украины.

В таких условиях рыночные механизмы не срабатывают. Пред-

приниматели и хозяйственники предпочитают "день простоять да

ночь продержаться", чем рисковать организовывая производство

и осуществляя инвестиции.

Что надо делать? Учитывая проиобретенный опыт формирования

национального РЦБ, требования мировых стандартов фондовой

торговли, в частности, рекомендаций "Группы Тридцати" и Ди-

рективы ЕС по регулированию обращения ценных бумаг с целью

усовершенствования механизмов фондового рынка, в настоящее

время следует считать главными принципами формирования, фун-

кционирования и дальнейшего развития украинского фондового

рынка централизованное государственное регулирование и кон-

троль обращения ценных бумаг и операций, связанных с ними,

целостность и прозрачность биржевого и внебиржевого фондово-

го рынка.

Необходимо привести действующее законодательство Украины в

части фондового рынка в сооветствие с требованиями его совре-

менного функционирования на уровне международных стандартов и

дальнейшего развития, предусматривающих разработку и приня-

тие законов Украины о государственном регулировании фондово-

го рынка, о государственной Комиссии по ценным бумагам, об

обращении государственных ЦБ, об электронном обращении ЦБ и

Национальном депозитарии.

Необходимо создать двухуровневую систему депозитарного уче-

та, которая состоит из Национального депозитария ЦБ и регио-

нальных депозитариев, осуществляющих свою деятельность на ос-

нове лицензий Комиссии по ЦБ.

Это позволит осуществить переход от материального обраще-

ния бумажных акций и облигаций к их дематериальному обраще-

нию в форме записей на счетах, и постепенно внедрять и ис-

пользовать стандарты международной кодификации ценных бумаг

(ISIN) Международной организации стандартизации (ISO).

Целесообразно установить законодательную норму, в соответ-

ствии с которой эмитент, насчитывающий более ста акционеров

(участников), обязательно должен передать реестр акционеров в

депозитарную национальную систему.

Назрела необходимость объединить усилия и материальные ре-

сурсы государственных органов, хозяйственных обществ, субъек-

тов фондового рынка, зарубежной технической помощи в созда-

нии единой всеукраинской телекоммуникационной сети для обес-

печения электронного обращения ценных бумаг.

Кроме того, уже сегодня необходимо:

- ускорить процессы массовой приватизации и корпоратизации

государственных предприятий путем образования на их базе от-

крытых акционерных обществ, акции которых могут свободно об-

ращаться на всей территории страны в пределах целостного и

прозрачного национального фондового биржевого и внебиржевого

рынков;

- осуществить четкую и последовательную государственную

программу приватизации с целью повышения эффективности управ-

ления производством на основе равенства прав всех граждан

Украины, открытости и гласности;

- развернуть во всех средствах массовой информаци, периоди-

ческих изданиях широкую разъяснительную работу среди населе-

ния относительно его участия в процессах приватизации и осу-

ществления операций с ценными бумагами;

- обеспечить государственную поддержку в расширении систе-

мы подготовки и переподготовки профессиональных кадров фондо-

вого рынка, проведении их стажировки в зарубежных финансовых

структурах;

- разработать и принять четкие условия участия зарубежных

инвесоров в приватизационных процессах в Украине с учетом го-

сударственных приоритетов, национальных интересов и интере-

сов большинства населения Украины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня степень развития рынка ЦБ значительно ниже, чем

других составных финансового рынка: денежного и рынка банков-

ских кредитов. Положение, которое сложилось, требует основа-

тельного анализа и систематизации.

Говоря о причинах слабого развития отечественного рынка ЦБ,

его крайне медленном становлении необходимо остановиться на

следующих вопросах.

Одним из основных условий построения и развития фондового

рынка является расширение и совершенствование процессов при-

ватизации государственных предприятий. Эти процессы неразрыв-

но связаны с насыщением фондового рынка новыми финансовыми

инструментами, формированием мнвестиционных портфелей вла-

дельцев средств. В дальнейшем от результатов работы этих ак-

ционерных предприятий зависит и возможность их дальнейшего

инвестирования.

Небходимо выяснить в чем заключаются преимущества и недос-

татки наличной и безналичной систем обращения ЦБ?

Начнем с наличной системы. Среди положительных ее качеств

можно назвать психологический фактор, так как множество ин-

весторов более комфортно себя чувствуют, когда держат в ру-

ках конкретную "бумажную основу", а не имеют запись у ко-

го-то в компьютере. Кроме этого, наличные ЦБ являются и до-

полнительной рекламой для эмитента. А отрицательной же сторо-

ной такой системы считается невозможность перевода некоторых

ЦБ на электронный вид (вексель, сберегательный сертификат).

Если же говорить о безналичных ЦБ, то необходимо отметить

дороговизну использования большого количества компьютеров и

программ, затруднение обеспечения ликвидности и свободной пе-

репродажи. Но у безналичных ЦБ есть и свои положительные ка-

чества: "не горят и не тонут", да и изготовление высококачес-

твенных наличных ЦБ некоторым эмитентам попросту не по карма-

ну.

Но когда говорят о недостатках и достоинствах физических и

безналичных ЦБ, то забывают о главном - они не должны друг

друга исключать, они должны работать параллельно.

Если говорить о перспективе, то развитие фондового рынка

Украины должно базироваться на мнении граждан, а они-то отно-

сятся с недоверием к безналичным ЦБ. В то же время государ-

ство вложило много денег именно в безналичную форму обраще-

ния и приложит много усилий для того, чтобы окупить эти сред-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.