бесплатно рефераты
 

Фондовый рынок

ки, и закрытые, которые выкупают свои сертификаты по истече-

нии срока, на который они создаются.

Учредителями ИФ могут быть физические и юридические лица,

за исключением тех, доля государственного имущества в кото-

рых превышает 25%.

Устав ИФ должен содержать требования относительно запрета

создания каких-либо специальных или резерных фондов, а также

содержать положения о полном распределении прибыли между уч-

редителями и собственниками инвестиционных сертификатов.

Уставный фонд ИФ должен быть не менее 2 тысяч минимальных

зарплат, установленных на момент регистрации.

ИК - это Торговец ЦБ, который помимо проведения операций с

ЦБ привлекает средства для осуществления совместного инвести-

рования путем выпуска своих ценных бумаг. ИК учреждается и

функционирует как Торговец ЦБ, для проведения же инвестицион-

ной деятельности ИК учреждает специальный филиал без права

юридического лица - взаимный фонд, который осуществляет вы-

пуск своих ценных бумаг.

Инвестиционный фонд и взаимный фонд осуществляют выпуск

своих ценных бумаг - инвестиционных сертификатов. Это особые

ценные бумаги. Они не дают их владельцу статус совладельца ИФ

или ИК, они порождают право на получение прибыли, полученной

в результате деятельности фондов.

3.3.1.3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ

ФОНДАМИ И ИНВЕСТИЦИОННЫМИ КОМПАНИЯМИ.

Общая схема проведения этой деятельности следующая: инвес-

тиционный фонд либо инвестиционная компания производят регис-

трацию выпуска инвестиционных сертификатов в Министерстве фи-

нансов Украины. После проведения такой регистрации информа-

ция о выпуске сертификатов обязательно публикуется в периоди-

ческих изданиях. Кроме того, законодательство обязывает ИФ и

ИК опубликовать специальный документ - инвестиционную декла-

рацию (которая также включается в Устав ИФ и ИК).

После размещения указанных публикаций осуществляется разме-

щение (продажа) инвестиционных сертификатов. От имени ИФ та-

кое размещение проводит специальная фирма - инвестиционный

управляющий. Инвестиционным управляющим может быть только

Торговец ЦБ. Законодательством предусмотрено, что от имени ИФ

только инвестиционный управляющий осуществляет управление ак-

тивами ИФ, готовит проекты публикуемых документов, органи-

зует продажу инвестиционных сертификатов.

Инвестиционный управляющий открытого инвестиционного фонда

обязан принимать меры для выкупа инвестиционных сертификатов

по требованию их собственников от имени и за счет средств ин-

вестиционного фонда, а в случае отсутствия таких средств - за

счет собственных средств.

Договор с инвестиционным управляющим может быть составной

частью учредительного договора, если инвестиционный управляю-

щий является учредителем инвестиционного фонда.

При выполнении своих обязанностей инвестиционный управляю-

щий должен действовать исключительно в интересах учредителей

и участников инвестиционного фонда.

Как видим, по сути, ИФ выполняет две важные функции - прив-

лекает средства и осуществляет затем их распределение среди

акционеров и владельцев инвестиционных сертификатов.

Инвестиционная компания не обращается к услугам инвести-

ционного управляющего, поскольку она сама, будучи Торговцем

ЦБ, выполняет его функции для учрежденного ею взаимного фонда.

ИФ и ИК реализуют свои инвестиционные сертификаты за денеж-

ные средства, либо приватизационные ЦБ.

Фонды имеют право осуществлять общую эмиссию инвестицион-

ных сертификатов на сумму, размер которой не должен превы-

шать 15-кратного размера их уставных фондов.

Открытые фонды выпускают инвестиционные сертификаты, не

подлежащие свободной перепродаже, а закрытые - подлежащие

свободной перепродаже.

Инвестиционные сертификаты закрытых фондов могут обмени-

ваться на приватизационные ценные бумаги, если эти фонды в

установленном Фондом государственного имущества Украины по-

рядке получили разрешение на осуществление коммерческой дея-

тельности с приватизационными бумагами.

Фонд имеет право осуществлять дополнительную эмиссию инвес-

тиционных сертификатов в 50-кратном размере к объему приня-

тых для размещения приватизационных бумаг в порядке, утвер-

жденном Фондом государственного имущества Украины и Министер-

ством финансов Украины.

После того как инвестиционные сертификаты размещены, не ме-

нее 70% от полученных средств фонды должны вложить в ЦБ дру-

гих эмитентов (т.е. происходит либо покупка этих ЦБ, либо об-

мен приватизационных ЦБ на акции этих приватизированных пред-

приятий), при этом фонды не могут приобретать более 5% ЦБ од-

ного эмитента и инвестировать свыше 10% своих средств в ЦБ

одного эмитента, кроме инвестирования в облигации внутренних

государственных займов, казначейские обязательства и другие

ЦБ, получение доходов от которых гарантировано Прави-

тельством Украины. Доходы фонда состоят из дивидендов и дру-

гих поступлений от ЦБ, находящихся в собственности фонда, и

доходов от операций с ЦБ и другими активами. Прибыль фонда

подлежит распределению между учредителями и участниками в ви-

де дивидендов.

Помимо взаимодействия с инвестиционными управляющими, ИФ и

ИК обязательно заключают договоры с депозитарием, который ве-

дет хранение активов, обслуживает операции фондов и ведет все

расчеты.

Такая сложная система взаимодействия фондов, инвестицион-

ных управляющих, депозитариев предусмотрена законода-

тельством для того, чтобы разделить обязательства по сбору,

использованию и распределению средств инвесторов между неза-

висимыми организациями.

3.3.1.4 ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ И

СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ.

Одной из особенностей фондового рынка является тот факт,

что основными инвесторами на нем выступают страховые компа-

нии и пенсионные фонды. В Украине рынок страховых услуг дос-

таточно развит и можно говорить о наличии системы страховых

институтов. Пенсионные фонды, хотя и не запрещены действую-

щим законодательством, однако в силу разных объективных и

субъективных причин только начинают утверждаться. Характер-

ной чертой страховых компаний и пенсионных фондов является

осуществление приема денежных средств от инвесторов (лицо,

страхующее какой-то риск, осуществляет страховой платеж, а

участник пенсионного фонда осуществляет накопительные плате-

жи), а через определенное время у этих институтов возникает

необходимость проведения выплат (страховая компания выплачи-

вает страховую премию, а пенсионный фонд - пенсию).

Чтобы полученные денежные средства не подвергались влиянию

инфляционных процессов, страховые компании и пенсионные фон-

ды активно участвуют в сделках с ценными бумагами. Это дает

им возможность за счет полученной курсовой разницы от куп-

ли-продажи ЦБ, а также дивидендов, полученных по ЦБ, осущес-

твлять необходимые выплаты.

3.3.1.5 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНКОВ УСЛУГ С ЦБ,

ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ФИНАНСОВЫМИ ПОСРЕДНИКАМИ.

Сформировавшийся в нашей экономике рынок услуг, предостав-

ляемых финансовыми посредниками, можно в зависимости от ви-

дов их деятельности с ценными бумагами разделить на два ти-

па (см. таблицу 4.).

Таблица 4.

--------------------T-------------------T-------------------¬

¦ ¦Операции с "класси-¦Операции с привати-¦

¦ ¦ческими ЦБ" ¦зационными ЦБ ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+

¦Отличительные черты¦Чистая конкуренция ¦Монополист. конкур.¦

+-------------------+-------------------+-------------------+

¦Число компаний ¦Очень большое (фир-¦Большое (лицензиро-¦

¦ ¦мы-торговцы ЦБ, ба-¦ванные в ФГИ инвес-¦

¦ ¦нки, доверительные ¦тиционные фонды и ¦

¦ ¦общества), больше ¦взаимные фонды ин- ¦

¦ ¦ 1000 ¦вестиционных компа-¦

¦ ¦ ¦ний, доверительные ¦

¦ ¦ ¦общества, страховые¦

¦ ¦ ¦компании), больше ¦

¦ ¦ ¦ 300 ¦

+-------------------+-------------------¦-------------------¦

¦ Тип услуг ¦Стандартизированный¦Дифференцированный ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+

¦ Контроль над ценой¦ ¦Существует в очень ¦

¦предоставляемых ¦ Отсутствует ¦ограниченной ¦

¦услуг ¦ ¦степени ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+

¦Условия вступления ¦Весьма легкие с ¦Сравнительно ¦

¦в данную сферу ¦минимумом препятст-¦ легкие ¦

¦ бизнеса ¦вий. ¦ ¦

L-------------------+-------------------+--------------------

Первый тип по своим основным чертам приближается к модели

чистой конкуренции. Операции на нем производятся большим чис-

лом независимых фирм, которые предлагают идентичные ценные

бумаги одних и тех же эмитентов. Поэтому неценовая конкурен-

ция, делающая упор в различие качества услуг, рекламу или

стимулирование сбыта, в данном сегменте фондового рынка от-

сутствует. У финансового посредника нет возможности контроли-

ровать цены и продавать ценные бумаги по завышенным ценам,

так как его конкуренты в состоянии оказать те же самые услуги

дешевле.

Еще одна особенность данной модели связана с тем, что но-

вые фирмы могут относительно свободно входить в эту сферу

бизнеса, а уже существующие - покидать ее. Как показывает

практика, условия для получения соответствующих лицензий Мин-

фина не являются серьезным препятствием. По крайней мере,

все, кто намеревался заняться этим видом деятельнотси, нас-

колько известно, свои желания осуществили без каких-либо

проблем. Технология финансового посредничества не требует и

специализированного оборудования, которое было бы трудно

приобрести или продать, если фирма намерена прекратить опера-

ции.

Второй тип рынка услуг финпосредников достаточно удачно

вписывается в рамки модели монополистической конкуренции, в

которую они вступают в ходе привлечения приватизационных

средств населения. Именно в этой сфере услуги по совместному

инвестированию привлекаемых приватсредств во многих случаях

приобретают реальные (или мнимые) отличия. Отсюда - разверты-

вание не только ценовой, но и неценовой конкуренции, включаю-

щей агрессивную рекламу с акцентом на известность и ста-

бильность учредителей, удобства в оформлении "ваучеров" и

т.п. Существенно более жесткими, чем в Минфине, являются и

условия получения лицензий Фонда госимущества, что является

еще доним признаком рынка монополистической конкуренции.

Различные типы рынков определяют и различную долго- и крат-

косрочную стратегию финансовых посредников, и соответствен-

но, различные меры государственного регулирования. Так, в ус-

ловиях монополистической конкуренции, затраты фирм на пред-

оставление услуг оказываются выше, чем это свойственно для

чистой конкуренции. Одна из причин - неполное использование

ресурсов фирмы в условиях сильной конкуренции за привлечение

"ваучеров" населения. Цена этих услуг соответственно повы-

шается, но в качестве компенсации за повышение цены клиенты

финпосредников могут пользоваться весьма широким спектром ус-

луг.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ И СТАТИСТИКА РЫНКА ЦЕННЫХ

БУМАГ В УКРАИНЕ.

Состояние рынка ценных бумаг в отраслевой структуре эконо-

мики на конец 1992 года представлено и таблице 5.

’ Ў«Ёж 5 .

ЋЃЋђЋ’ –…ЌЌ›• Ѓ“ЊЂѓ ЏЋ Ћ’ђЂ‘‹џЊ ќЉЋЌЋЊ^Љ^ ЌЂ 1.01.93 Ј.

ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДї

і іЋЎ®а®в ­ і“¤Ґ«м­л© іЋЎ®а®в ­ і“¤Ґ«м­л© і

і і1.01.92, іўҐб ў ®Ў®-і 1.01.93,іўҐб ў ®Ў®-і

і і¬«­.ЄаЎ іа®вҐ, % і¬«­.ЄаЎ іа®вҐ, % і

ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДґ

іЏа®¬ышленность ¦ 2644,1 ¦ 22,1 ¦ 5425,1 ¦ 20,43 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Сельское хозяйство¦ 1015,5 ¦ 8,4 ¦ 3250,5 ¦ 12,24 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Транспорт ¦ 114,9 ¦ 0,9 ¦ 195,1 ¦ 0,73 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Связь ¦ 1,8 ¦ 0,01 ¦ 17,8 ¦ 0,06 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Строительство ¦ 243,8 ¦ 2,0 ¦ 477,4 ¦ 1,79 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Торговля и обще- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ственное питание ¦ 175,2 ¦ 1,4 ¦ 917,9 ¦ 3,45 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Снабжение и сбыт ¦ 17,4 ¦ 0,1 ¦ 110,2 ¦ 0,41 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Заготовки ¦ 7,4 ¦ 0,06 ¦ 85,2 ¦ 0,32 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Жилищно-коммуналь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ное хозяйство ¦ 22,7 ¦ 0,1 ¦ 44,1 ¦ 0,16 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Информ.-вычислите-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦льное обслуживание¦ 1,9 ¦ 0,01 ¦ 3,8 ¦ 0,01 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Наука и научное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обслуживание ¦ 110,9 ¦ 0,9 ¦ 132,3 ¦ 0,40 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Бытовое обслужива-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ние населения ¦ 516,3 ¦ 4,3 ¦ 288,2 ¦ 1,08 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Банковская деяте- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦льность ¦ 6293,0 ¦ 52,6 ¦14815,1 ¦ 55,79 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦Другие виды деяте-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦льности ¦ 784,3 ¦ 6,5 ¦ 791,1 ¦ 2,97 ¦

+------------------+----------+----------+---------+----------+

¦ВСЕГО ¦11949,2 ¦ 100,0% ¦26553,7 ¦ 100,0% ¦

L------------------+----------+----------+---------+-----------

Уверенно и агрессивно в 1991 году возглавили борьбу за ин-

весторов банковские учреждения - из общего оборота ценных бу-

маг в 11949,2 млн. крб. они захватили 52 % рынка. В тройку

лидеров вошли также эмитенты из промышленности - 22 %,

сельского хозяйства - 8 %. Следующая тройка представляла та-

кие отрасли как бытовое обслуживание - 4 %, строительная ин-

дустрия - 2 % и торговля - 1,4 %. Активность остальных отрас-

лей в этой области не превышала 1 %.

Эти данные со всей очевидностью характеризуют значи-

тельное развитие банковского бизнеса, который в прошлом был

полностью государственным. Новые экономические отношения пот-

ребовали развития финансовой и прежде всего банковской ин-

фраструктуры. Значительная доля участия промышленных пред-

приятий в фондовых операциях также говорит о развитии новых

форм хозяйствования в этой отрасли. Общий оборот рынка цен-

ных бумаг в абсолютном выражении в 1992 году увеличился бо-

лее чем в два раза.

Неоспоримое лидерство на фондовом рынке в конце 1992 года

продолжали удерживать банковские институты даже с некоторым

увеличинием доли рыека до 55,79 % всех ценных бумаг, что сос-

тавило 14815,1 млн. крб. Затем следовали промышленные пред-

приятия, но несколько сдавшие свои позиции до 20,43 % (5425,1

млн.крб.) и предприятия сельскохозяйственной отрасли с увели-

чением до 12,24 % (3250,5 млн.крб.). Несколько укрепила свои

позиции на рынке торговля, увеличив свою долю до 3,4 % , а

строительство и бытовое обслуживание уменьшили свой сегмент

до 1,79 % и 1,08 % соответственно. Остальные отрасли по-преж-

нему значительно отставали и их доли в обороте ценных бумаг

не превышали одного процента.

Рассмотрим региональную картину рынка ценных бумаг в 1991

году: из данных таблицы 2 видно, что чуть больше половины

всего фондового оборота приходилось на г. Киев. И это вполне

объяснимо - на Киев приходилась большая часть эмитентов. Без

сомнения столица является центром деловой активности государ-

ства, где сосредоточена большая капитала всего фондового рын-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.