| |||||
МЕНЮ
| Фондовый рынокки, и закрытые, которые выкупают свои сертификаты по истече- нии срока, на который они создаются. Учредителями ИФ могут быть физические и юридические лица, за исключением тех, доля государственного имущества в кото- рых превышает 25%. Устав ИФ должен содержать требования относительно запрета создания каких-либо специальных или резерных фондов, а также содержать положения о полном распределении прибыли между уч- редителями и собственниками инвестиционных сертификатов. Уставный фонд ИФ должен быть не менее 2 тысяч минимальных зарплат, установленных на момент регистрации. ИК - это Торговец ЦБ, который помимо проведения операций с ЦБ привлекает средства для осуществления совместного инвести- рования путем выпуска своих ценных бумаг. ИК учреждается и функционирует как Торговец ЦБ, для проведения же инвестицион- ной деятельности ИК учреждает специальный филиал без права юридического лица - взаимный фонд, который осуществляет вы- пуск своих ценных бумаг. Инвестиционный фонд и взаимный фонд осуществляют выпуск своих ценных бумаг - инвестиционных сертификатов. Это особые ценные бумаги. Они не дают их владельцу статус совладельца ИФ или ИК, они порождают право на получение прибыли, полученной в результате деятельности фондов. 3.3.1.3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ФОНДАМИ И ИНВЕСТИЦИОННЫМИ КОМПАНИЯМИ. Общая схема проведения этой деятельности следующая: инвес- тиционный фонд либо инвестиционная компания производят регис- трацию выпуска инвестиционных сертификатов в Министерстве фи- нансов Украины. После проведения такой регистрации информа- ция о выпуске сертификатов обязательно публикуется в периоди- ческих изданиях. Кроме того, законодательство обязывает ИФ и ИК опубликовать специальный документ - инвестиционную декла- рацию (которая также включается в Устав ИФ и ИК). После размещения указанных публикаций осуществляется разме- щение (продажа) инвестиционных сертификатов. От имени ИФ та- кое размещение проводит специальная фирма - инвестиционный управляющий. Инвестиционным управляющим может быть только Торговец ЦБ. Законодательством предусмотрено, что от имени ИФ только инвестиционный управляющий осуществляет управление ак- тивами ИФ, готовит проекты публикуемых документов, органи- зует продажу инвестиционных сертификатов. Инвестиционный управляющий открытого инвестиционного фонда обязан принимать меры для выкупа инвестиционных сертификатов по требованию их собственников от имени и за счет средств ин- вестиционного фонда, а в случае отсутствия таких средств - за счет собственных средств. Договор с инвестиционным управляющим может быть составной частью учредительного договора, если инвестиционный управляю- щий является учредителем инвестиционного фонда. При выполнении своих обязанностей инвестиционный управляю- щий должен действовать исключительно в интересах учредителей и участников инвестиционного фонда. Как видим, по сути, ИФ выполняет две важные функции - прив- лекает средства и осуществляет затем их распределение среди акционеров и владельцев инвестиционных сертификатов. Инвестиционная компания не обращается к услугам инвести- ционного управляющего, поскольку она сама, будучи Торговцем ЦБ, выполняет его функции для учрежденного ею взаимного фонда. ИФ и ИК реализуют свои инвестиционные сертификаты за денеж- ные средства, либо приватизационные ЦБ. Фонды имеют право осуществлять общую эмиссию инвестицион- ных сертификатов на сумму, размер которой не должен превы- шать 15-кратного размера их уставных фондов. Открытые фонды выпускают инвестиционные сертификаты, не подлежащие свободной перепродаже, а закрытые - подлежащие свободной перепродаже. Инвестиционные сертификаты закрытых фондов могут обмени- ваться на приватизационные ценные бумаги, если эти фонды в установленном Фондом государственного имущества Украины по- рядке получили разрешение на осуществление коммерческой дея- тельности с приватизационными бумагами. Фонд имеет право осуществлять дополнительную эмиссию инвес- тиционных сертификатов в 50-кратном размере к объему приня- тых для размещения приватизационных бумаг в порядке, утвер- жденном Фондом государственного имущества Украины и Министер- ством финансов Украины. После того как инвестиционные сертификаты размещены, не ме- нее 70% от полученных средств фонды должны вложить в ЦБ дру- гих эмитентов (т.е. происходит либо покупка этих ЦБ, либо об- мен приватизационных ЦБ на акции этих приватизированных пред- приятий), при этом фонды не могут приобретать более 5% ЦБ од- ного эмитента и инвестировать свыше 10% своих средств в ЦБ одного эмитента, кроме инвестирования в облигации внутренних государственных займов, казначейские обязательства и другие ЦБ, получение доходов от которых гарантировано Прави- тельством Украины. Доходы фонда состоят из дивидендов и дру- гих поступлений от ЦБ, находящихся в собственности фонда, и доходов от операций с ЦБ и другими активами. Прибыль фонда подлежит распределению между учредителями и участниками в ви- де дивидендов. Помимо взаимодействия с инвестиционными управляющими, ИФ и ИК обязательно заключают договоры с депозитарием, который ве- дет хранение активов, обслуживает операции фондов и ведет все расчеты. Такая сложная система взаимодействия фондов, инвестицион- ных управляющих, депозитариев предусмотрена законода- тельством для того, чтобы разделить обязательства по сбору, использованию и распределению средств инвесторов между неза- висимыми организациями. 3.3.1.4 ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ И СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ. Одной из особенностей фондового рынка является тот факт, что основными инвесторами на нем выступают страховые компа- нии и пенсионные фонды. В Украине рынок страховых услуг дос- таточно развит и можно говорить о наличии системы страховых институтов. Пенсионные фонды, хотя и не запрещены действую- щим законодательством, однако в силу разных объективных и субъективных причин только начинают утверждаться. Характер- ной чертой страховых компаний и пенсионных фондов является осуществление приема денежных средств от инвесторов (лицо, страхующее какой-то риск, осуществляет страховой платеж, а участник пенсионного фонда осуществляет накопительные плате- жи), а через определенное время у этих институтов возникает необходимость проведения выплат (страховая компания выплачи- вает страховую премию, а пенсионный фонд - пенсию). Чтобы полученные денежные средства не подвергались влиянию инфляционных процессов, страховые компании и пенсионные фон- ды активно участвуют в сделках с ценными бумагами. Это дает им возможность за счет полученной курсовой разницы от куп- ли-продажи ЦБ, а также дивидендов, полученных по ЦБ, осущес- твлять необходимые выплаты. 3.3.1.5 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНКОВ УСЛУГ С ЦБ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ФИНАНСОВЫМИ ПОСРЕДНИКАМИ. Сформировавшийся в нашей экономике рынок услуг, предостав- ляемых финансовыми посредниками, можно в зависимости от ви- дов их деятельности с ценными бумагами разделить на два ти- па (см. таблицу 4.). Таблица 4. --------------------T-------------------T-------------------¬ ¦ ¦Операции с "класси-¦Операции с привати-¦ ¦ ¦ческими ЦБ" ¦зационными ЦБ ¦ +-------------------+-------------------+-------------------+ ¦Отличительные черты¦Чистая конкуренция ¦Монополист. конкур.¦ +-------------------+-------------------+-------------------+ ¦Число компаний ¦Очень большое (фир-¦Большое (лицензиро-¦ ¦ ¦мы-торговцы ЦБ, ба-¦ванные в ФГИ инвес-¦ ¦ ¦нки, доверительные ¦тиционные фонды и ¦ ¦ ¦общества), больше ¦взаимные фонды ин- ¦ ¦ ¦ 1000 ¦вестиционных компа-¦ ¦ ¦ ¦ний, доверительные ¦ ¦ ¦ ¦общества, страховые¦ ¦ ¦ ¦компании), больше ¦ ¦ ¦ ¦ 300 ¦ +-------------------+-------------------¦-------------------¦ ¦ Тип услуг ¦Стандартизированный¦Дифференцированный ¦ +-------------------+-------------------+-------------------+ ¦ Контроль над ценой¦ ¦Существует в очень ¦ ¦предоставляемых ¦ Отсутствует ¦ограниченной ¦ ¦услуг ¦ ¦степени ¦ +-------------------+-------------------+-------------------+ ¦Условия вступления ¦Весьма легкие с ¦Сравнительно ¦ ¦в данную сферу ¦минимумом препятст-¦ легкие ¦ ¦ бизнеса ¦вий. ¦ ¦ L-------------------+-------------------+-------------------- Первый тип по своим основным чертам приближается к модели чистой конкуренции. Операции на нем производятся большим чис- лом независимых фирм, которые предлагают идентичные ценные бумаги одних и тех же эмитентов. Поэтому неценовая конкурен- ция, делающая упор в различие качества услуг, рекламу или стимулирование сбыта, в данном сегменте фондового рынка от- сутствует. У финансового посредника нет возможности контроли- ровать цены и продавать ценные бумаги по завышенным ценам, так как его конкуренты в состоянии оказать те же самые услуги дешевле. Еще одна особенность данной модели связана с тем, что но- вые фирмы могут относительно свободно входить в эту сферу бизнеса, а уже существующие - покидать ее. Как показывает практика, условия для получения соответствующих лицензий Мин- фина не являются серьезным препятствием. По крайней мере, все, кто намеревался заняться этим видом деятельнотси, нас- колько известно, свои желания осуществили без каких-либо проблем. Технология финансового посредничества не требует и специализированного оборудования, которое было бы трудно приобрести или продать, если фирма намерена прекратить опера- ции. Второй тип рынка услуг финпосредников достаточно удачно вписывается в рамки модели монополистической конкуренции, в которую они вступают в ходе привлечения приватизационных средств населения. Именно в этой сфере услуги по совместному инвестированию привлекаемых приватсредств во многих случаях приобретают реальные (или мнимые) отличия. Отсюда - разверты- вание не только ценовой, но и неценовой конкуренции, включаю- щей агрессивную рекламу с акцентом на известность и ста- бильность учредителей, удобства в оформлении "ваучеров" и т.п. Существенно более жесткими, чем в Минфине, являются и условия получения лицензий Фонда госимущества, что является еще доним признаком рынка монополистической конкуренции. Различные типы рынков определяют и различную долго- и крат- косрочную стратегию финансовых посредников, и соответствен- но, различные меры государственного регулирования. Так, в ус- ловиях монополистической конкуренции, затраты фирм на пред- оставление услуг оказываются выше, чем это свойственно для чистой конкуренции. Одна из причин - неполное использование ресурсов фирмы в условиях сильной конкуренции за привлечение "ваучеров" населения. Цена этих услуг соответственно повы- шается, но в качестве компенсации за повышение цены клиенты финпосредников могут пользоваться весьма широким спектром ус- луг. РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ И СТАТИСТИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ. Состояние рынка ценных бумаг в отраслевой структуре эконо- мики на конец 1992 года представлено и таблице 5. ’ Ў«Ёж 5 . ЋЃЋђЋ’ –…ЌЌ›• Ѓ“ЊЂѓ ЏЋ Ћ’ђЂ‘‹џЊ ќЉЋЌЋЊ^Љ^ ЌЂ 1.01.93 Ј. ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДї і іЋЎ®а®в і“¤Ґ«мл© іЋЎ®а®в і“¤Ґ«мл© і і і1.01.92, іўҐб ў ®Ў®-і 1.01.93,іўҐб ў ®Ў®-і і і¬«.ЄаЎ іа®вҐ, % і¬«.ЄаЎ іа®вҐ, % і ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДґ іЏа®¬ышленность ¦ 2644,1 ¦ 22,1 ¦ 5425,1 ¦ 20,43 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Сельское хозяйство¦ 1015,5 ¦ 8,4 ¦ 3250,5 ¦ 12,24 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Транспорт ¦ 114,9 ¦ 0,9 ¦ 195,1 ¦ 0,73 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Связь ¦ 1,8 ¦ 0,01 ¦ 17,8 ¦ 0,06 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Строительство ¦ 243,8 ¦ 2,0 ¦ 477,4 ¦ 1,79 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Торговля и обще- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ственное питание ¦ 175,2 ¦ 1,4 ¦ 917,9 ¦ 3,45 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Снабжение и сбыт ¦ 17,4 ¦ 0,1 ¦ 110,2 ¦ 0,41 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Заготовки ¦ 7,4 ¦ 0,06 ¦ 85,2 ¦ 0,32 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Жилищно-коммуналь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ное хозяйство ¦ 22,7 ¦ 0,1 ¦ 44,1 ¦ 0,16 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Информ.-вычислите-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦льное обслуживание¦ 1,9 ¦ 0,01 ¦ 3,8 ¦ 0,01 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Наука и научное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обслуживание ¦ 110,9 ¦ 0,9 ¦ 132,3 ¦ 0,40 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Бытовое обслужива-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние населения ¦ 516,3 ¦ 4,3 ¦ 288,2 ¦ 1,08 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Банковская деяте- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦льность ¦ 6293,0 ¦ 52,6 ¦14815,1 ¦ 55,79 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦Другие виды деяте-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦льности ¦ 784,3 ¦ 6,5 ¦ 791,1 ¦ 2,97 ¦ +------------------+----------+----------+---------+----------+ ¦ВСЕГО ¦11949,2 ¦ 100,0% ¦26553,7 ¦ 100,0% ¦ L------------------+----------+----------+---------+----------- Уверенно и агрессивно в 1991 году возглавили борьбу за ин- весторов банковские учреждения - из общего оборота ценных бу- маг в 11949,2 млн. крб. они захватили 52 % рынка. В тройку лидеров вошли также эмитенты из промышленности - 22 %, сельского хозяйства - 8 %. Следующая тройка представляла та- кие отрасли как бытовое обслуживание - 4 %, строительная ин- дустрия - 2 % и торговля - 1,4 %. Активность остальных отрас- лей в этой области не превышала 1 %. Эти данные со всей очевидностью характеризуют значи- тельное развитие банковского бизнеса, который в прошлом был полностью государственным. Новые экономические отношения пот- ребовали развития финансовой и прежде всего банковской ин- фраструктуры. Значительная доля участия промышленных пред- приятий в фондовых операциях также говорит о развитии новых форм хозяйствования в этой отрасли. Общий оборот рынка цен- ных бумаг в абсолютном выражении в 1992 году увеличился бо- лее чем в два раза. Неоспоримое лидерство на фондовом рынке в конце 1992 года продолжали удерживать банковские институты даже с некоторым увеличинием доли рыека до 55,79 % всех ценных бумаг, что сос- тавило 14815,1 млн. крб. Затем следовали промышленные пред- приятия, но несколько сдавшие свои позиции до 20,43 % (5425,1 млн.крб.) и предприятия сельскохозяйственной отрасли с увели- чением до 12,24 % (3250,5 млн.крб.). Несколько укрепила свои позиции на рынке торговля, увеличив свою долю до 3,4 % , а строительство и бытовое обслуживание уменьшили свой сегмент до 1,79 % и 1,08 % соответственно. Остальные отрасли по-преж- нему значительно отставали и их доли в обороте ценных бумаг не превышали одного процента. Рассмотрим региональную картину рынка ценных бумаг в 1991 году: из данных таблицы 2 видно, что чуть больше половины всего фондового оборота приходилось на г. Киев. И это вполне объяснимо - на Киев приходилась большая часть эмитентов. Без сомнения столица является центром деловой активности государ- ства, где сосредоточена большая капитала всего фондового рын- Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|