бесплатно рефераты
 

Эколого-эстетическое воспитание школьников

гармоничной, всесторонне развитой личности будет увеличиваться

взаимопроникновение идей науки с искусством и поэзией. И к этому учитель

обязан готовить нынешних школьников. В литературе появилось не мало

произведений, стремящихся дать в образной форме психологический и

социальный анализ научных процессов и направлений в изучении природы. В

пейзаже известного поэта Л. Мартынова сближение искусства, поэзии, науки

осуществляется не только по тематике, но и по характеру мышления, по

органичной связи этих двух форм познания и отражения объективной

действительности, в том числе родной природы. Великолепны лирические

пейзажи и у поэта Н. Рубцова.

Итак, для правильного “прочтения” пейзажа необходимо не только ощутить

в нем художественную ценность каждого слова, роль поэтической звукозаписи,

расположение и сочетание красок, место пейзажа в общей системе

художественных образов, связей с идейным содержанием произведения, но и

найти “фокус восприятия” художника в каждом отдельном случае. Для понимания

литературного пейзажа необходимо уяснить, каково положение изображаемых

предметов или явлений природы относительно точки, с которой рисует их

автор, и каково его отношение к природе. Итак, пейзаж может быть

использован для формирования отношения школьника к природе, но важно при

этом рассматривать и изучать его в тесной связи с идейно – художественными

особенностями произведения.

3.3. Роль искусства музыки и хореографии в развитии нравственно –

эстетического отношения школьников к природе.

Среди различных видов искусства большое значение в формировании

эстетического отношения к природе принадлежит музыке и хореографии,

поскольку генезис того и другого искусства восходит к тем далеким временам,

когда образное отражение природы и ее законов помогало древним людям

приспосабливаться к условиям меняющейся среды. Когда охота была одним из

главных источников существования, освоение повадок животных решало успех

охоты, а значит, и обеспечивало питание. В массовых организованных

действах, предшествовавших охоте на крупного зверя, ритмические

танцевальные движения были своеобразной репетицией; молодое поколение

охотников получало в форме танца – песни наглядные уроки. Каждому следовало

проявить ловкость, силу, согласованность своих движений, возгласов с

движениями и возгласами всего коллектива. С освоением земледелия

приобретало значение поклонение растениям, солнцу, земле как магическое

освоение сил природы.

В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы

переносятся на человеческие характеры. В русских песнях и танцах девушку

сравнивают с грушицей, зоренькой, яблонькой; молодца – с молодым месяцем,

ясным соколом, лебедем. Эти удивительные по красоте сравнения делают песню

и танец поэтичными, образными, нежными, веселыми и грустными,

величественными и шутливыми.

В танцевальных действах иногда народ выражает свое отношение к “вечным”

вопросам бытия, характеру перемен, цикличности, связанной с жизнью природы.

Весенние хороводы отличались сдержанностью. По мере приближения к осени

танцы и ритмы хороводного движения учащались, принимали иногда вихревой

характер, как танцы в Древней Греции в честь бога Вакха. Иногда это были

развлекательные зрелища в честь того или иного времени года, связанные с

изображением природы. В процессе труда, общение людей друг с другом музыка

и танцевальные движения с обогащением звукового и пластического опыта

сливались с поэтическим словом – возникали формы традиционных праздников,

посвященных труду.

В современных условиях сохранились темы и элементы танцев, связанных с

природой. Одним из любимых таджикских праздников с древних времен является

праздник весны, который справляется после сева и называется праздником

“Лола” – тюльпана. В день этого праздника молодежь приносила гирлянды

тюльпанов. Вокруг них начинались пляски, песни, выступления народных

певцов, комиков. Коллективные изобразительные движения, связанные с

посевом, ростом и сбором хлопка, отражаются в танце хлопка. Популярен

литовский танец “Гайдис” – танец петуха.

Таким образом, осваивая в процессе художественного творчества

окружающую действительность, люди на разных широтах и в разных

географических и социальных условиях накапливали и передавали следующим

поколениям разнообразные приемы и средства музыкальной ритмической и

пластической выразительности, которые отбирались и совершенствовались в

соответствии с характером данного народа. Разнообразен танцевальный язык и

образная символика народной хореографии. У жителей равнины широкие поступь

и жест, танцы напевны, лиричны. В них отражено многообразие оттенков чувств

– от лирического спокойствия до безудержного веселья. Танцы народов гор

сдержанны, шаг цепкий и легкий, движения рук напоминают трепет крыльев

горных орлов.

Так географическое положение и окружающая природа, коллективные и

культурные традиции определяли характер народных танцев и песен, а в

дальнейшем способствовали формированию профессиональных видов и жанров

искусства музыки и хореографии в современном их виде.

Воспитывая в школьниках отношение к природе, раскрывая генетическую

связь человека с природой, которая моделируется в образах искусства,

необходимо из кладезя музыкального и хореографического искусства выбрать

наиболее впечатляющее произведение, отвечающие возможностям освоения

школьниками разных возрастных групп (П. И. Чайковский “Как мой садик свеж и

зелен”, “Кукушка”, “Мой Лизочек …” “Подснежник” из цикла “Времена года”,

“Осень” из этого же цикла, “На тройке”).

Младшие школьники смогут почувствовать, и как композитор М. Мусоргский

в увертюре к опере “Хованщина” – “Рассвет на Москве - реке” создает картину

раннего утра. В музыке причудливо сливается пение петуха, знакомое каждому

русскому человеку, и трепет занимающейся зари, и звон колоколов. И вместе с

тем эта музыка выражает неодолимое стремление природы к своему полному

раскрытию, развитию. По существу – это гимн природе. В музыке русских

композиторов картины природы часто обретают эпическую, символическую силу.

Например, во втором акте оперы А. Бородина “Князь Игорь” музыка звучит

предостерегающе. В ней слышатся будто “разряженные” звуки создающие

ощущение неуверенности. Музыка как бы предупреждает: природа не спокойна,

на солнце опускается затмение, поход Игоря не сулит ни чего хорошего.

Темы природы можно услышать в различных симфонических произведениях. О

своей Первой симфонии П. Чайковский писал, что она создана под

непосредственным впечатление по Чудскому озеру. Об этом говорят названия

первой и второй частей: “Грезы зимней дороги”, “Угрюмый край, туманный

край”. В музыке Л. Бетховена природа раскрывается через героическую борьбу

страстей, через размышления о жизни и смерти.

По мере развития общественной жизни человека музыка и танец обогащаются

новыми связями с действительностью, развивая свои специфические средства

выразительности и техники. Исторически расходясь и вновь соединяясь в

жанрах танцевальной музыки эти два вида искусства достигают своего рассвета

в симфоническом жанре. На этом высоком “витке” развития музыка становится

способной выражать самые сложные явления жизни природы и человеческого

духа. Танец, совершив в искусстве хореографии качественное перерождение,

так же получил возможность выразить духовную жизнь общественного человека.

Не случайно музыка и хореография и на современной ступени своего развития

обращаются в сценическом искусстве к темам, связанным с природой.

Темы природы передаются средствами классического танца, в образной

основе которого лежат и ассоциативные движения, напоминающие расцветающую и

увядающую природу, полет птиц, стремительность бега животных или движение

звезд (к одной из лучших трактовок темы природы относится тема из балета

“Золушка” С. Прокофьева, где фея одаряет золушку).

Непременные персонажи сказочных и романтических опер и балетов –

Русалки, Наяды, Нимфы, Сильфиды – это олицетворенные образы природы. В

операх “Русалка” А. Даргомыжского, “Садко” Н. Римского – Корсакова, балете

“Конек - Горбунок” Ц. Пуни и затем Р. Щедрина представлено подводное

царство. Особенно интересен танец “Океан и жемчужина” в постановке А.

Горского, где властный Океан мощными прыжками казалось, заставит колыхаться

все подводное царство.

Излюбленным танцевальным образом балетного театра является образ

Девушки – Лебедя как олицетворения высшей красоты природы, красоты жизни.

Очень популярны у зрителей многих поколений балет П. Чайковского “Лебединое

озеро”, а так же концертные номер знаменитой русской балерины Анны Павловой

“Умирающий Лебедь” на музыку К. Сен – Санса “Лебедь”, поставленные

балетмейстером М. Фокиным. Этот танец имеет такую интересную и долгую жизнь

на сцене потому, что в высокохудожественной форме отражает красоту и смысл

жизни. Образы Г. Улановой и М. Плисецкой различны, хотя обе танцовщицы

создают образ сильного духом Лебедя, борющегося и не покоренного.

Несомненно, что детям особенно полезно смотреть произведения народного

и балетного искусства в музыкальных театрах, на концертах, на экранах

телевизоров. Самодеятельным коллективам школьников следует чаще обращаться

к темам, связанным с природой. Студии классического танца могут чаще

создавать концертные программы, посвященные временам года, общению человека

с природой могут быть поставлены танцевальные номера, а который

раскрывается бережное, внимательное отношение к природе, передается

настроение, связанное с природой.

Участие детей в танцевальных композициях на темы природы благотворно

влияет на их отношение к живому миру. С учетом национальных традиций в

хореографии можно одарить танец своеобразной танцевальной эстетикой,

расширяющей географию представлений детей о природе. Для воспитания любви

школьника к природе, к ее многообразной красоте, следует использовать

разнообразные художественные средства, имеющиеся в арсенале искусства. Ведь

в танце и музыке образы природы звучат по – особому, неповторимо, утверждая

и славя ее красоту и ценность.

Заключение

“Пойми живой язык природы, -

И скажешь ты: прекрасен мир”.

И. С. Никитин

Эстетически – выразительный идеал взаимоотношений природы и человека

видится в том, чтобы облагораживать природу, помогая полнее раскрывать ее

жизненные силы. Есть такое простое, известное всем выражение “Цветущий

край”. Так называют земли, где знания, опыт людей, их привязанность, их

любовь к природе поистине творят чудеса.

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению

каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать

экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь

к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –

пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и

вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих

растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране

природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его

выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и

формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного

процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое

сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого

человека.

Перед педагогами, воспитателями стоят актуальные задачи

совершенствования форм учебной и внеучебной деятельности школьников,

направленных на формирование культуры отношений к природе в соответствии с

требованиями нашего общества. Целостное, всестороннее развитие личности

школьника на всех возрастных этапах включает, в частности, формирование

гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, правильных ценностных

ориентаций по отношению к природе, а также высокой активности в поведении,

общественно полезном труде, творчестве. Все это имеет важное общественное

значение как в будущей профессиональной деятельности выпускников школы.

Проблема формирования эстетического отношения к природе – лишь одна из

сторон комплексного воспитания культуры подрастающего поколения. Но в ее

решении соприкасаются такие существенные направления воспитательной работы,

как формирование научно – материалистического мировоззрения в учебном

процессе, освоение сокровищ национальной и мировой культуры, постижение

богатств родной природы, овладение путями их приумножения, творческое

преобразование природной среды, природных материалов, художественно –

эстетическая деятельность, внесение посильного трудового участия в

сохранение и поддержку природной среды. Общность позиций авторов монографий

базируется на признании необходимой и актуальной задачи – развивать как

важное качество личности современного школьника эстетическое отношение к

природе у детей всех возрастов, в различных формах педагогически

целесообразными средствами.

Необходимо сочетать возможности воздействия природного содержания

учебно – познавательного процесса и освоения эстетических свойств

познавательного материала, эстетическую направленность восприятия и

освоения искусства, отражающего красоту и характерность природных явлений,

а так же познание человеческих идеалов взаимоотношений с природой, значения

многообразного духовно – практического преломления духовно – практического

преломления собственных реальных контактов с природой и полученных

впечатлений в последующих занятиях детей, в их творчестве. Все это – база

формирования культуры отношений к природе как общественной ценности.

Педагогически целесообразное сочетание экологического образования и

воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения

природы, творческого отношения к ней будет пробуждать у школьников чувство

ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления как неповторимой

ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды.

Нужно более настойчиво проводить работу по охране природы. Одним из

условий борьбы против “нарушений норм охраны природы” (К. У. Черненко)

является работа по воспитанию глубоких духовных интересов, бережного

отношения к сохранности природы, естественной гармонии и красоты у будущих

работников народного хозяйства – сегодняшних школьников.

Нравственно – эстетическая окрашенность мотивов отношений к природе

повышает ценность окружающей среды для личности, тем самым создавая прочные

основы укрепления бережного, гуманного отношения к живой природе, ко всем

природным элементам. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать

высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения

искусства, красоту и богатство родной природы. При этом трудовое воспитание

рассматривается как важнейший фактор формирования личности школьника.

Широкие перспективы открываются перед педагогами в творческих поисках

путей и форм воспитания многогранного ответственного отношения к природе.

Список литературы:

1. Апресян Г. З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом

обществе. М., 1981.

2. Артеменко Н. М. Природа и эстетическое воспитание школьников: из опыта

работы сельских школ. М., 1978

3. Бакелова Н. Ф. Использование природного материала на уроках

изобразительного искусства и труда // Нач. школа. – 1996. - №4. – С.24 –

30.

4. Буров А. И. О природе объективности красоты. – Вопросы литературы, 1969.

- № 3.

5. Буров А. И. Эстетика: Проблемы и споры. М., 1975

6. Вильсон Р. Экологическое образование в неразрывной связи с общим

воспитанием детей с раннего возраста // Играя, Обучаемся. – 1999. –

Вып.1. – С. 126 – 128.

7. Волкова А. С. Эстетическое воспитание в процессе изучения географии. М.,

1976

8. Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании

школьников: Из опыта работы учителя. М., 1978

9. Гордиенко Л. Н. Искусство и экология. – М., 1984. – 102с.

10. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. –

Ростов – на – Дону: Феникс, 1996. – 480с.

11. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед.уч-щ по спец.

№2010 “Воспитание в дошкольных учереждениях” и №2002 “Дошкольное

воспитание” / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина – М.: Просвещения,

1978. – 416с.

12. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец.

№2110 “Педагогика и психология (дошк.)”. В 2 ч. Ч 1. Содержание

коммунистического воспитания в детском саду // Н. А. Курочкина, Б. С.

Лейкина, В. И. Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г.

Саморуковой. – 2-е изд; испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 256с.

13. Забаро – Просолова Е. Л. Красота науки физики и ее значение в

эстетическом воспитании учащихся. – В кн.: Наука и эстетическое

воспитание. М., 1972.

14. Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Суровегина И. Т. Охрана природы в

школьном курсе биологии. М., 1977.

15. Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. –

М.: Педагогика, 1984. – 140с.

16. Зенкевич И. Г. Эстетика урока математики. М., 1981.

17. Карташова И. Экологическое образование – веление времени // Вуз. вести.

– 1998. - №9. – С. 7.

18. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя // Под ред. М. Ф.

Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. – 223с.

19. Крутецкий В. А. Психология. Учеб. для учащихся пед. уч-щ. – 2-е изд.,

прераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336с.

20. Линник Ю. В. Природа и эстетическое воспитание. – В кн.: Основы

эстетического воспитания. М., 1975.

21. Лихачев Б. Т., Квятковский Е. В. Сущность, принципы и система

эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. – Советская

педагогика, 1980. - №7.

22. Маймин Е. А. Эстетика – наука о прекрасном. Кн. для учащихся. – М.:

Просвещение, 1982. – 192с.

23. Мелехова О. П. Экологическое образование и нравственное воспитание //

Высш. Образование в России. – 1994. - №4. – С. 40 – 43.

24. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей. Учебно – метод.

Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – Мн.:

Асар, 1997. – 128с., ил.

25. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно – метод.

Пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: Асар, 1999. –

128с., ил.

26. Об экологическом образовании. Обзоры // Вестник высш. школы. – 1990. -

№9. – С. 47 – 55.

27. Основы эстетики и искусствознания. Факултатив. курс. Пособие для

учителей / И. Л. Любинский, В. В. Неверов, В. К. Скатерщиков и др., Под

ред. И. Л. Любинского, В. К. Скатерщикова. – 2е изд., перераб. и доп. –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.