бесплатно рефераты
 

Эколого-эстетическое воспитание школьников

различные произведения живописи, выделяет прежде всего сюжетно – фабульную

сторону. В пейзаже этого сделать нельзя, и нужно помочь подростку

сформировать восприятие пейзажа. Как показывают исследования, восприятие

художественного пейзажа требует от зрителя проникновения в его образно –

эмоциональную структуру, в колористический настрой. При восприятии

подростками пейзажного фона в произведениях других жанров живописи следует

показать, как он способствует “прочтению” сюжета, раскрытию эмоциональности

произведения, его идейно – эстетической сущности.

Особенности мыслительной сферы подростков, развивающийся интерес к

аналитико-синтетическим действиям, умения и навыки, приобретаемые в

процессе самостоятельной практической деятельности, определяют и методику

работы по формированию эстетического восприятия пейзажного жанра. Оценки

“похожести” все больше обогащаются пониманием искусства как специфической

формы отражения и осмысления действительности. Это понимание осуществляется

сквозь призму накапливаемого подростком жизненного опыта, собственных

оценок, своего “я”. Научить подростков воспринимать, чувствовать и понимать

произведения искусства (в том числе пейзажную живопись) можно, лишь

анализируя их эмоционально – выразительную сторону, образные средства.

Такая основа поможет более полному и глубокому изучению истории искусства в

старших классах.

Исследования показывают, что подростковый возраст является переломным в

становлении художественных интересов мальчиков и девочек в предпочтении

жанров живописи, особенно пейзажной. Общий интерес к ней все больше

возрастает. При этом увеличение интересов к пейзажу идет наряду с

уменьшением интереса к батальной и исторической живописи.

Каждая встреча с природой дает возможность подросткам наблюдать

издалека и вблизи жизнь леса, его обитателей – животных и насекомых,

живописность или графичность в воспринимаемых явлениях и картинах,

красочность, разнообразие, симметричность растительных форм,

орнаментальность узоров в цветах, листьях, ветвях. Учитель обращает

внимание школьников на гармоничность цветовых сочетаний, помогает найти

зримую привлекательность в каждом объекте или явлении действительности. С

этого и начинается эстетическое познание природы, ее осмысление. Эти уроки

природы помогают не только увидеть крупным планом красоту форм окружающего

мира, но и ощутить всю прелесть родного края, дорогого и близкого.

Освоение его красоты в сравнении с другими уголками, накопление знаний

и впечатлений позволяют подросткам сделать обобщенный вывод о характере,

особенностях флоры и фауны нашей страны и всего земного шара. Переживания

любви к родине не отделимо от умения видеть, находить красоту в явлениях

природы. Эти умения помогают подросткам выбирать объекты для последующей

изобразительной и прикладной деятельности.

Анализ работ, проводимый целым классом, должен быть направлен на

выявление различных изобразительных возможностей при передаче типичного,

характерного в природе. Каждый подросток передает это в силу своих

возможностей, но анализ замыслов, разнообразие композиций, форм и цветовых

решений в наиболее удачных работах помогает богаче воспринимать окружающую

действительность. Так развиваются навыки творческой деятельности,

увеличивается багаж “насмотренности”, обогащается индивидуальный словарь

искусствоведческих терминов и понятий. Все это помогает подросткам и при

восприятии произведений, созданных мастерами изобразительного искусства.

Уже первые занятия в четвертом классе уроков изоискусства ставят задачу

увидеть красоту в малом и большом. В пятом классе уроки эстетического

восприятия действительности связываются с декоративно – прикладным

искусством, то есть с деятельностью человека во внешней среде. В шестом

классе идет привлечение внимания школьников к природным элементам в

оформлении улицы, города, двора, в образах и материале декоративно –

прикладного искусства.

У подростков часто возникает вопрос: “Ведь есть сама природа, с ее

красотой, можно ею любоваться, сколько возможно. Зачем же изображать

природу в искусстве, зачем смотреть на произведения И. Шишкина, И.

Левитана, К. Коро или Г. Нисского?”. Нужен тактичный ответ на такой вопрос.

Общение только с природой, как показывают исследования, недостаточно

эффективно для развития эстетического восприятия природы. Необходимо

раскрывать для каждого школьника опыт общения с природой, накопленный

человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра

живописи.

Большую роль в формировании эстетического восприятия подростков играют

документальные кинофильмы и передачи. Они, как и произведения

изобразительного искусства, особенно развивают зрительный аппарат

подростков. На уроке восприятия в средних классах отводится значительное

время. Надо учить подростка “читать” структуру всего произведения, включаю

и содержательную сторону, и композицию, и колористическое решение,

соотносить все это с настроением и “чувством времени в кавычках”, в

соответствии с эпохой создания художественного образа.

Уроки восприятия искусства сначала знакомят с не сложными полотнами

жанровой живописи, которые содержат элементы пейзажа. Через прослеживание

сюжетной линии ученику легче понять взаимозависимость элементов картины, ее

композицию, изобразительно – выразительные средства. Почувствовав состояние

природы, среди которой развертывается действие, подросток легче ощутит и

общий настрой картины.

Младшие подростки легче воспринимают произведения при контрастном

сопоставлении.

Более сложная задача уроков восприятия – научить подростков понимать и

чувствовать характер творчества отдельных мастеров пейзажной живописи

(анализ творчества Ф. Васильева, И. Левитана, И. Шишкина, А. Пластова, Г.

Нисского и других художников). Эта задача решается в неразрывной связи с

развитием у школьников “чувства времени”, которое активизировалось раньше и

при восприятии пейзажа, сравнении картин.

Подростки знакомятся с многообразием национальных школ, с характером

художественных традиций в пейзажной живописи.

Беседы о пейзажном жанре живописи в четвертых – седьмых классах должны

показать школьникам, что в нем отражается целый мир мыслей и чувств, хотя

часто художник и не изображает в своем пейзаже человека. Звучание пейзажа

не всегда открывается поверхностному взгляду. Через сравнение и анализ

отдельных произведений подросток учится ощущать в них дыхание времени –

прошлого или современности, времени великих замыслов и открытий. Улавливая

эмоциональный настрой пейзажа, подростки углубленнее чувствуют и понимают

другие жанры живописи – сцены быта, батальные сцены и т.п. Велико значение

фона – пейзажа в портретном жанре, что может быть глубоко раскрыто в лучших

образцах этого жанра.

Уроки – обзоры позволяют обобщать ранее накопленные восприятия

отдельных картин в общее представление о жанре, глубже понимать

направленность творчества ведущих мастеров пейзажа. Тема дружбы человека и

животных проходит через многие практические задания, творческую

деятельность и уроки восприятия действительности и искусства. В воспитании

эстетического отношения к природе предусматривается развитие у школьников

умения соотнести художественные средства, особенности материала с

характером трактовки образа животного. Педагог выделяет элементы

композиции, которые помогают раскрыть образ, показывает свойства различных

материалов: дерева, металла, камня, янтаря, керамики и т.п., их

выразительные возможности в передаче позы, характера движения, ритма,

цветовых характеристик животных.

Такой анализ помогает подростку увидеть характер живого существа,

понять, как изобразительные возможности соотносятся с живой натурой у

лучших мастеров – анималистов – таких как В. Ватагин (“Мартышка” – дерево),

И. Ефимов (“Жираф” – кованая медь), П. Кожин (“Глухарь” - керамика), С.

Евангулов (“Соболь” - кость).

“Проникновение” в образ животных помогают в понимании различных

произведений живописи. Легче усваивается подростками содержание картин В.

Васнецова. Батальные сцены в картинах М. Грекова раскрываются во всей

полноте и органичности, когда объектом восприятия подростка становятся

столь важные образы картин, как кони (“Тачанка”, “В отряд Буденному”,

“Трубачи Первой Конной армии”). При этом углубленнее воспринимается сюжетно

– образное содержание, настроение бойцов, композиция картины.

Раскрываю образ природы картины А. Пластова “Первый снег”, К. Юона

“Конец зимы, полдень”, “Мартовское солнце”, “Начало весны”, “Зимнее утро”,

“Весна”, “Раскрытое окно” и другие, А. Рылова “Голубая весна”, “В голубом

просторе”, “Зеленый шум”, “Лесная река”, В. Бялыницкого – Бирули “В час

тишины”, “Задумчивые дни осени”, “Вечер юного мая” и многие другие.

Полноценное восприятие пейзажа, образов живой природы в искусстве

помогает увидеть эстетические качества окружающей среды, прививает

подросткам потребность заботы о природном мире и стремление к его посильной

охране, сохранению его богатств. Одновременно решаются важные задачи

патриотического воспитания подрастающего поколения.

3.2. Природа на уроках литературы.

Учителю литературы предоставляются большие возможности показать

школьникам, что поэтическое чувство природы всегда было свойственно людям.

Очень важно, чтобы учитель совместно с учащимися умел восхищаться красотой

и изяществом слога писателя, чудесной природой, воспроизведенной в

художественных образах, в словах, звуках, красках. Это поможет подросткам

мысленно представить себе прекрасные уголки родной природы, оценить великую

силу художественного слова, вызовет желание запомнить наиболее

выразительные эпитеты, сравнения, метафоры и обогатить свой активной

словарь и речь. Литературный пейзаж может быть использован для развития у

школьников идейно – нравственных, патриотических и гражданских убеждений,

эстетических понятий для обогащения их ощущений, восприятий, представлений,

мышления и языка. При восприятии пейзажа в искусстве включаются в работу и

чувства и мысли. Школьник учится не только видеть, слышать, осязать, но и

осмысливать то, что он воспринимает. Не следует, однако, забывать, что не

правомерно требовать от художественного пейзажа прямого, немедленного

воздействия. Пейзаж облагораживает, “очеловечивает” чувства, но изменения в

духовном облике накапливаются постепенно, совершаются исподволь.

Значительное место в школьном курсе литературы занимает устное народное

творчество. Уже в четвертом классе изучаются народные песни, сказки,

пословицы, поговорки, загадки. В фольклоре выработалась определенная

художественная традиция по отношению к образам природы, отражающая единство

человека и природы, единство не созерцательное, но активное. Ведь природа

раскрывается через трудовую деятельность человека.

Первое понятие о пейзаже следует давать при изучении фольклора в

четвертом классе, а в пятом расширять это понятие. Можно показать при этом

пейзажи миниатюры и более развернутые картины природы, окрашенные то

грустным, то жизнерадостным настроением. Самостоятельный пейзаж в устно –

поэтическом народном творчестве отсутствует, он присутствует лишь как фон,

на котором развертываются события. Наиболее глубокое отражение получил

пейзаж в народной песне, где поется о доле народа, об отношении его к

окружающему миру.

Пейзаж этот чужд пессимизма, ибо является выражением народной любви к

родине. Здесь встречаются обращения к птицам, растениям, ветру, солнцу,

реке, месяцу и т.п. Столь же часты приемы, переносящие на природу свойства

и способности человека, а на человека признаки природы. И хотя понятие о

метафоре дается только в шестом классе этот прием изображения предметов и

явлений природы следует подчеркнуть уже в четвертом классе, ибо в

дальнейшем курсе учащиеся часто будут встречаться с метафоричностью в

изображении природы. Эта особенность объясняется близостью труженика к

природе, тонким пониманием ее. Даже в тех произведениях народного

творчества, в которых преобладает фантастический элемент, пейзаж связан с

реальной жизнью людей и выступает как образное отражение мышления человека,

стремившегося к познанию окружающегося мира.

Понимание того, что основное в литературном пейзаже – образная передача

чувствования человека, доступно подросткам. Пейзажи фольклора поражают

гармоничной, строго продуманной окраской, цвета всегда сочетаются. В

фольклорном пейзаже народ передавал образ родины, красоту и простор, силу

души. Уже в четвертом классе сопоставляя пейзаж с простым, не

художественным описанием природы, модно показать, что пейзаж не просто

изображение явлений природы: в нем выражены чувства, которые вызывают у

художника эти явления. Это формирует эстетические чувства и представления у

учащихся, учат их умению вглядываться в родную природу, ценить ее величие и

чувствовать прелесть земли. Это содействует выработке художественного вкуса

как способности сознательно судить о прекрасном в жизни, природе, обществе.

Работа над пейзажем должна стать для учащихся уроками мышления.

В пятом классе происходит дальней шее знакомство школьников с

фольклором, пейзажем былин. Прежде чем показать школьникам прекрасный мир

природы следует несколько расширить понятие о былинах. Былинный мир – это

одновременно и сказка и действительность, вымысел и история. Это мир

жизнерадостный, бодрый, верящий в будущее. Исполинские былинные характеры и

масштабные события порождают могучие обобщения, художественные

преувеличения. Это касается и былинного пейзажа. Воспевание героического

богатырского труда и составляет идейную основу былины.

Наблюдения над пейзажем устного народного творчества, над верным

изображением родной природы совершенствуют элементы эстетического отношения

к природе, которые заложены в начальных классах. Углубляется так же понятие

о прекрасном в пейзаже, которое доставляет нам наслаждение: учитель может

показать школьникам, что красота заложена в самой природе, а красота в

пейзаже – это изображение прекрасной природы в искусстве. Отражение

прекрасных свойств природы в художественных образах характеризует

творчество многих мастеров литературы и искусства.

В курсе литературы шестого класса есть возможность выявить у учащихся,

как лучшие фольклорные традиции в изображении родной природы

трансформировались и развивались в едино – эстетическом плане, питая

творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Н.

Некрасова, М. Шолохова (“Тарас Бульба”, “Му - Му”, “Бежин луг” и другие).

Природа обычно “участвует” в развитии конфликта дает характеристику

героя. Писатель стремиться показать связь природы с переживаниями человека,

ее поэтичность, воспроизвести отношение героя к миру, его причастность к

своей родине. При освоении в шестом классе понятия об эпическом и

лирическом следует обратить внимание подростков на то, что пейзаж –

наиболее яркий лирический компонент любого вида искусства.

Для углубления базы эстетического отношения с семиклассниками можно не

только вести работу над содержанием пейзажа, но и рассматривать

эстетическую ценность выбранных автором слов. Экспрессия каждого слова в

пейзаже, подобно мазку кисти в живописи и звуку в музыке, несет в себе

идейно – смысловую и эстетическую нагрузку. Н. Некрасов видит любимую и

родную Русь в славной осени, в неокрепшем льде, который, “словно как тающий

сахар, лежит”, в спокойном просторе освещенном лунным сиянием. Обращая

внимание семиклассников на эстетическое значение слова в пейзаже, мы

показываем, что художественная форма всегда соответствует идейному

содержанию произведения. Не только картина природы в целом может быть

развернутым и единичным образом, но и каждое слово в пейзаже несет

конкретный образный смысл.

Ознакомление учащихся четвертых – седьмых классов с пейзажами отдельных

произведений и отдельных писателей в определенной системе формирует основу

их отношений к образам природы в литературе.

В систематическом курсе литературы (восьмые – десятые классы) эту

работу целесообразно строить на широкой литературоведческой и эстетической

основе в двух направлениях: сопоставлять пейзажи близких по идейно –

эстетической направленности мастеров литературы; анализировать пейзаж как

отражение творческого метода автора.

В классическом русском пейзаже XIX века отражены традиционные начала,

характерные для этой эпохи: это образная передача эмоций и чувствований

человека, свойственная фольклору; отражение мощи природной материи у Г.

Державина; героическое начало в природе, характерное для творчества А.

Радищева; романтическое духовное созерцание природы у В. Жуковского.

Особенности романтического пейзажа: исключительность его деталей и

образов, зачастую вымышленных художником. Романтический пейзаж не редко

несет в себе поэтическое отражение одной из центральных тем романтизма –

разлада между мечтой и действительностью.

В творчестве А. Пушкина нам дороги и романтические пейзажи ранних

стихов, южных поэм, и не превзойденные реалистические картины природы в

романе “Евгений Онегин”.

При изучении Н. Некрасова в девятом классе давая понятие о народности

литературы, можно охарактеризовать благотворное влияние на некрасовскую

пейзажную живопись русского народно – поэтического творчества. Пейзаж Н.

Некрасова не существует сам по себе, безотносительно к человеческим скорбям

и радостям, он подчинен лирике человеческих чувств и взаимоотношений,

пейзаж, особенно в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, полон сказочных

элементов, насыщен множеством зрительных образов, в которых сказывается

пристальное внимание к очертаниям и краскам внешнего мира, присущее устному

народному творчеству.

Пейзажная живопись М. Шолохова отличается простотой и образностью,

выразительностью словесного оформления, интонационным своеобразием,

ритмичностью и напевностью. В его лирических пейзажах читатели воспринимают

не только картины родной земли, но и думы людей, согревающих ее своими

ладонями, поверяющих ей радость и горе. Известный вопрос о взаимоотношениях

человека и природы, естественной жизни и цивилизации, на который пытались

ответить В. Жуковский и А. Пушкин, Ф. Тютчев и М. Лермонтов, Л. Толстой и

И. Тургенев, Н. Некрасов и А. Блок, автор “Поднятой целены” и “Тихого Дона”

М. Шолохов решает с позиции крестьянина, постоянно и непосредственно

соприкасающегося с животворящей силой земли. Шолоховский пейзаж органично

входит в образную структуру его произведений. Огромный, полный

величественности мир природы врывается в сознание героя в самые напряженные

моменты происходящих событий. Он выражает настроение героя, связан с его

характеристикой. Картины родной природы у писателя насыщены многообразием

красок, наполнены звуками, шумами, тонами окружающего мира.

С расширением познания объективного мира и приближением к идеалу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.