бесплатно рефераты
 

Эколого-эстетическое воспитание школьников

подбору, классификации, анализу эстетических особенностей определенной

стороны действительности, изучаемой той или иной школьной дисциплины.

Необходима активизация его собственного опыта эстетических переживаний,

оценок, а так же обращения к высказываниям великих ученых о глубоких

эмоциях, пробужденных под эстетическим воздействием действительности в

процессе ее научного познания. На уроках физики, астрономии, биологии,

географии, формируя у учащихся обобщенно – образное, эстетически окрашенное

представление о характерных свойствах той или иной стороны

действительности, учитель вправе называть его эстетической картиной

действительности. Последнее необходимо отличать от эстетической картины

самой науки, которая может быть доступна учащимся лишь в отдельных

элементах как многократно опосредованное аналитическое отражение

действительности.

Взаимосвязанные, целостные представления о природе, ее эволюции

отражаются в каждой науке, ее “пограничных” зонах. И сам переход от одной

зоны к другой требует не только абстрактно – логического понимания

диалектики переходов природных зависимостей, но и чувственно – наглядного

представления об эмоциональных, эстетических и этических оценках отдельных

сторон и свойств природных объектов у тех, кто изучает основы научной

картины мира. И эти оценки окрашены удивлением и восхищением,

многообразием, грандиозностью, гармоничностью закономерностей явлений и

процессов. Все это способствует формированию обобщенной эстетической

картины мира, ее целостного выразительного образа у учащихся.

Значительное место в современном миропонимании занимает астрономическая

картина мира с ее сложнейшими эволюционными процессами. Грандиозность,

величественность космических масштабов и процессов в научной картине мира

не может не вызвать эстетического переживания у школьников.

Многообразны возможности раскрытия эстетических свойств картины мира

при изучении строения Вселенной, Солнечной системы, звездного неба при

наблюдении и при осмыслении данных полученных из глубин космоса. От образов

- представлений человека о Вселенной неотъемлемы эстетические

характеристики: форма, цвет, очертания созвездий и других скоплений

небесных тел и т.п. гармония и совершенство мироздания неоднократно

воспевались поэтами, философами, естествоиспытателями. Эти критерии

существенны и для оценки современного состояния около земного и около

солнечного мира.

Задачи раскрытия эстетических свойств физических явлений и

экологические аспекты изучения физики остаются в сфере только меж

предметных связей так, например, в заключение курса в X классе предлагаются

обобщающие лекции “Физика и научно – техническая революция”, “Современная

научная картина мира”, где учитель может сконцентрировать содержательный

материал, использовать возможности эстетического восприятия и оценки

явлений физической природы учащимися.

Раскрытие отдельных эстетических свойств физической картины мира нашло

педагогическое обоснование у ряда современных учителей физики. Отмечается,

что важный научный принцип – “единство законов природы в общефизической

картине мира можно считать эстетическим.

Эстетические свойства науки физики, ее фундаментальных законов и теорий

являются объективным отражением диалектического единства природы, ее

красоты и гармонии” (13, 44).

Ученые предлагают в процессе изучения физических явлений оценку трех

форм проявления красоты в природе (13, 32). Красота декоративная

характеризуется внешне чувственными признаками и присуща главным образом,

воспринимаемым нашими органами чувств явлениям оптическим, электрическим,

звуковым. Конструктивная форма красоты (как следствие целесообразности,

целостности) свойственна устойчивым образованием и процессам природы (темы

по статике, техники, механике, например закон всемирного тяготения).

Динамическую форму красоты, характеризуемую понятиями ритмичности,

динамического равновесия, упорядоченности, относят к молекулярно –

кинетическим явлениям, колебаниям и т.д.

Выявление этих особенностей и их оценка человечеством несут ценную

воспитательную направленность. Здесь сочетаются и нравственные, и

эстетические, и естественно – научные аспекты.

Возможность обратиться к простейшим, основным закономерным соотношениям

и формам, существующим в природе – в макро – и микромире, в земных условиях

дает математика. Она позволяет выявить наиболее гармоничные и устойчивые

сочетания, оцениваемые человеком как совершенные, прекрасные,

величественные, т.е. участвует в раскрытии отдельных сторон и свойств

эстетической картины мира. Педагог И. Г. Зенкевич относит к идеям

представления красоты идеи симметрии, периодичности, роста и случайности.

Связи математики с красотой природы определяются общностью этих идей (16,

36).

С физической и астрономической картиной мира тесно связан мир веществ,

изучаемый химией. В эстетическую картину мира химия вносит целостное

эстетическое видение единства природных веществ и процессов. Химия близка и

к биологическому циклу – она раскрывает истоки жизни и законы перехода,

превращения неорганического вещества в органическое. В педагогической науке

и практике имеются опыты раскрытия эстетического содержания химии на

школьных уроках.

Целостная картина современного материального мира воссоздается не

только физикой, химией, но и другими естественными дисциплинами. Особое

место среди них в этом аспекте занимают биология, а так же география,

объединяющие в себе различные характеристики (в том числе и физические, и

химические, и биологические) современного существования природы Земли.

Наиболее яркие и значимые, эстетически возвышенные образы живой природы

отражены в фольклоре народов мира. В нем лишение животного жизни всегда

рассматривалось как суровая необходимость, а не бесцельное убийство. Ныне

задача состоит в предотвращении истребления животных. Охота с ружьем ради

убийства должна быть в сознании современных людей вытеснена охотой с

фотоаппаратом ради созерцания красоты природы.

В характеристике тех или иных видов животных педагог должен уметь

показать внешнюю красоту животного, целесообразность и гармонию его

взаимодействий со средой, внутри вида, особенности его борьбы с другими

видами, и отношения человека с ним. Особенно богатые возможности для

раскрытия красоты, драматичности, благородства поведения животных,

предоставляют сцены рассказов, посвященных их заботе о потомстве, защите

его.

Живая природа – источник эстетических переживаний, творческих идей,

вдохновения художников и ученых прошлого, настоящего и будущего. Однако в

учебных программах, учебниках биологии нравственно – эстетические оценки

присутствуют крайне редко.

Проблемы охраны земной природы сопутствуют такой учебной дисциплине,

как география – наука, отражающая сегодняшний облик Земли, человечества,

мировую геофизическую, хозяйственно – экономическую, политическую,

культурную жизнь. Наиболее острые жизненные проблемы восстановления

гармонии между человеческим обществом и средой его существования могут быть

разрешены организацией разумного управления процессами, протекающими между

неживой и живой земной природой. При изучении в школе географии

раскрывается деятельность, способствующая или препятствующая сохранению

природных ценностей Земли, в том числе и эстетических.

Велико значение эстетических образов родной земли в формировании

чувства гармонии при восприятии в единстве природно-климатических черт –

земного рельефа, климата, растительного и животного мира.

В формировании целостной эстетической картины мира и эстетического

видения природы человека особую роль играет искусство. На уроке оно

усиливает воздействие эстетических элементов изучаемой стороны

действительности и обогащает гамму оценок эстетических свойств объекта.

Задача каждого учителя – раскрыть для школьников в своей области знания

эстетическую картину мира и сформировать у каждого действенное

гуманистическое нравственно – эстетическое отношение к природе. Решение

этой задачи предусматривает систему приемов, форм, методов организации

воспитательного воздействия:

1. систематическое обращение в содержании занятий к раскрытию

эстетических свойств и эстетического облика изучаемых материальных

природных явлений (как учителем, так и учащимися);

2. расширение форм и методов активизации на уроке эстетических оценок и

проявлений отношений учащихся к эстетическим свойствам изучаемых

объектов;

3. обобщающие занятия, беседы, лекции, а так же самостоятельные работы

учащихся, посвященные совместному разбору индивидуального отношения,

оценок, суждений об эстетических свойствах данной стороны

действительности (в заключительном разделе учебной темы) и эстетике

ее научного отражения;

4. проведение совместно с преподавателями других дисциплин естественно

– научного, а так же и художественно – гуманитарного цикла уроков,

лекций, конференций;

5. проведение мероприятий, выявляющих результаты развития отношения к

природе: конкурсов сочинений, творческих работ, сборов, конференций,

классных журналов на всех ступенях школьного обучения, проведения

диспутов в старших классах и тому подобное;

6. сочетание урочных и внеурочных видов работы по эстетическому

освоению природы;

7. развитие и пропаганда самими школьниками идеи защиты природы, ее

красоты и восстановления нанесенного ей ущерба в местных условиях,

подготовка текстов и щитов, содержащих высказывания великих людей о

природе, проведение утренников, вечеров и т.д.;

8. включение всех школьников в общественно – полезную и трудовую

деятельность.

Раскрытие эстетической картины мира на уроке предполагает, что

интегрированная сумма представлений, оценок прекрасного, суждений о нем,

выявит для учащегося не только эстетические свойства объектов природы и

действительности, но так же и особенности человеческого отношения к этим

эстетическим элементам, творческое стремление человека к сохранению и к

созиданию прекрасного в своей деятельности.

2.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к

природе.

Искусство – способ эмоционально – образного освоения мира. Важная

особенность искусства – его направленность на человека.

Все чувства, которые волнуют художника, автора произведения, все краски

его мироощущения своеобразно запечатлеваются в художественных образах,

передаваясь читателю, зрителю, слушателю. Пять основных чувств человека, по

средствам которых он познает чувственное многообразие мира, - это осязание,

зрение, слух, обоняние, вкус. Развитость этих чувств – сенсорная культура

человека – обогащает и углубляет красоту не только его мировосприятия, но и

труда, и творчества.

Искусство вызывает активность духовных чувств человека. В силу этого

оно выступает как мощный фактор воспитания личности, способствуя тому,

чтобы с одной стороны, очеловечить чувства человека, а с другой стороны

создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческой

и природной сущности. Особая задача Эколога эстетической педагогики –

пробудить и воспитать с помощью искусства и творческой деятельности в

каждом школьнике художника природы, созидателя и защитника ее красоты, ее

ценности и богатства.

Художественный образ содержит пласт чувственного и логического

отражения явлений в нашем сознании. Искусство рассказывает о природе через

“очеловеченное” ее отражение. Искусство является фактором формирования

социально значимых форм и уровней эстетического сознания, в том числе и

интегрированного эстетического отношения к природе. Педагогически

организованный процесс его формирования под воздействием искусства

препятствует стихийному становлению корыстно – потребительского, лишенного

духовности, мировоззренческой глубины отношения к природе.

Неповторима и не заменима способность искусства в раскрытии перед

человеком эстетических свойств красоты природы.

Искусство моделирует, раскрывает содержание, формы, духовный смысл

отношений человека к природе и обществу, когда оно через посредство

педагога воздействует на юное поколение.

Художник, писатель, композитор как бы передает своему адресату

творческое видение натуры.

Учебные программы школы по предметам художественного цикла пока еще не

достаточно систематично и не равноценно отражают современные требования,

методы, приемы, отвечающие целям выработки нравственно – эстетического

отношения к природе.

Именно от учителя зависит развитие у учеников эмоциональных

переживаний, эстетическая оценка образов природы, стимулирование творческих

действий в условиях учебной работы по искусству.

Богатая природная тематика в области искусства отражена в различных

программах художественного и эстетического воспитания.

Важными средствами воспитания нравственно – эстетического отношения

школьников – подростков к природе (в том числе и в учебном процессе)

являются: непосредственное восприятие природных объектов в их эстетически –

характерной определенности, углубление личного опыта эмоционального,

духовного общения с природой, а так же их соотнесение с восприятием

художественного отражения природы, оценка его не только как фона действий

героев, но и как источника глубоких духовных переживаний и помыслов, а так

же как образа реального, эстетически значимого объекта, художественно

интерпретированного мастером. Все это обогащает эстетическое видение

природы школьниками, постижение художественных образов, мотивы отношения к

природе.

Было верно подмечено М. М. Пришвиным: “Единственно, что можно сделать

художнику – это добраться до другого человека и своим образом ландыша

вызвать его собственное чувство ландыша и его понимание” (34, 579).

Педагог имеет возможность вводя художественный фрагмент в урок,

подчеркнуть его черты как художественного явления и вместе с тем как

отражения эстетических качеств природного материала, естественных и

обработанных мастером (это звуки, краски, камень и т.д.).

Чрезвычайно важно поддерживать инициативу учащихся в проведении

аналогий, противопоставлений, в простейшем анализе эстетических и

художественных отражений объектов, суждений великих людей о науке,

искусстве, красоте природных явлений и человеческих отношений к природе.

Так же важно в педагогически и эстетически оправданных дозах и формах

обнаруживать собственные вкусы, интересы, суждения учителя о свойствах

эстетических и художественных объектов, связанных с природой.

Эстетические знания, эмоции, оценки, постоянно накапливаемые учеником

на уроках всех школьных курсов, соединятся в конечном счете, в развернутый,

многообразный, личностный, эстетически окрашенный образ мира.

“Присутствие” искусства на уроке усиливает воздействие эстетических

элементов изучаемой стороны действительности, оно углубляет и обогащает

гамму оценок эстетических свойств объекта, требует целостного отношения,

оживляет ориентировочно – оценочные процессы личности.

Таким образом, на уроках предметов естественно – научного цикла

искусство поможет освоению культуры эстетического восприятия (созерцания) и

оценки мира.

Ставится и задача формирования общения с искусством как формой

художественно – образного отражения жизни и развития самой творческой

активности детей (сочинения, рисунки и др.).

Можно сделать вывод о богатых возможностях как самих курсов, так и

межпредметных связях между ними. При этом в решении задач эстетического и

экологического образования и воспитания важную роль играет использование

учителем межпредметных связей дисциплин естественно – научного и

художественного циклов, а так же возрастной преемственности в формировании

эстетического и экологического сознания учащихся и взаимодействии учебных и

внеучебных форм работы школы. Утрата последовательности и преемственности в

становлении эмоционально – ценностного отношения к природе с учетом

специфики возраста, а так же изучаемой дисциплины в особенности ощутима на

переходных ступенях к среднему и старшему звеньям школы. Чрезвычайно важна

роль пробуждения эстетического видения природных явлений на всех этапах

развития, затем активизация эстетических эмоций и оценок восприятия

художественного отражения образов природы (в средних классах) и

одновременно осознание необходимости действий по сохранению природы, ее

совершенствованию как реализации нравственно –эстетического идеала

подростков и юношества (в средних и старших классах). Все это должно найти

отражение в воспитательной работе педагога, классного руководителя.

Совместно с учителями биологии и литературы могут быть спланированы

классные и общешкольные мероприятия, активизирующие эмоционально –

эстетическое отношение школьников не только одной, но и ряда возрастных

параллелей. Такими мероприятиями могут быть классные часы, экскурсии,

посвященные освоению образа природы в искусстве, а так же проведение

общешкольных смотров, утренников, праздников.

Далее в конкретных разделах будут охарактеризованы возможности,

особенности педагогического влияния искусства на формирование эстетического

отношения школьников к природе в связи с освоением художественных

произведений. Изобразительное искусство, литература, музыка могут стать

незаменимыми союзниками педагога в раскрытии красоты и уникальной ценности

мора природы для юного поколения.

Глава III. Использование разных видов искусства в учебно – воспитательном

процессе.

3.1. Развитие восприятия художественного пейзажа у подростков.

В эстетическом воспитании подростков, формировании их любви к родной

природе значимы различные факторы: это и общение с живой природой, и

собственная изобразительная деятельность, и восприятие произведений

пейзажного жанра живописи. Ведь искусство художника – это искусство видеть

и чувствовать, оценивать и изображать. Восприятие живой природы, ее

благотворное влияние на человека общеизвестно и достаточно изучено в

педагогической практике. В современной школе эстетическое восприятие

действительности у подростков наиболее успешно формируется на уроках

изобразительного искусства по новой программе.

Целесообразность и важность обращения педагогов к пейзажной живописи в

работе с подростками обусловлены целым рядом возрастных особенностей. Это

отмечается в исследованиях физиологов, психологов, изучавших проблему

восприятия произведений искусства школьниками, а так же в публикациях

педагогов – практиков и работников ведущих музеев нашей страны.

Подросток, в силу возрастных интересов и потребностей, воспринимая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.