бесплатно рефераты
 

Учет и контроль вложений в нефинансовые активы бюджетного учреждения (на примере Министерства строительства и архитектуры КБР)

p align="left">Операции капитального строительства объекта основных средств в бюджетном учете Министерства строительства и архитектуры КБР отражены следующими проводками:

заключен договор на выполнение работ по капитальному строительству на очередной финансовый год (приняты бюджетные обязательства) на сумму 1 500 000 руб.:

дебет 150103310 Кредит 150201310 1 500 000,00

принят Акт выполненных работ первой очереди э сумме 650 000 руб.:

110601310 Кредит 130219730 650 000,00

оплачены расходы подрядной организации в объеме выполненных и принятых работ первой очереди:

дебет 130219830 Кредит 130405310 650000,00

перечислен аванс подрядной организации на выполнение работ второй очереди в сумме 150 000 руб.:

120619560 Кредит 130405310 150 000,00

принят Акт выполненных работ второй очереди в сумме 850 000 руб.:

110601310 Кредит 130219730 850 000,00

Зачтена сумма перечисленного ранее подрядной организации аванса в сумме 150 000руб.:

дебет 130219830 Кредит 120619660 150 000,00

произведены расчеты с подрядной организацией в объеме выполненных работ второй очереди (850 000--150 000 = 700 000 руб.):

дебет 130219830 Кредит 130405310 700 000,00

Операции в конце отчетного финансового года:

закрывается счет платежей из бюджета по оплате расходов капитального строительства объекта (650 000 + 150 000 + 700 000 = 1 500 000 руб.):

дебет 130405310 Кредит 140103000 1 500 000,00

расходы бюджетного учреждения по капитальному строительству объекта основных средств в виде остатка по счету капитальных вложений в основные средства переходят на начало очередного финансового года:

дебет 110601000 Кредит 110601410 1 500 000,00

В бюджетном учете такой проводки нет, а есть только процедура свертывания сальдо по счету 110601000 и формирования остатка на счете по состоянию на 1 января очередного финансового года.

В рамках очередного финансового года приведенные выше операции будут повторяться.

На завершающем этапе после выполнения всего объема работ по капитальному строительству объекта (например, на сооружение нежилого помещения из бюджета было израсходовано 30000 000 руб.), возможны два пути:

первый -- объект основных средств принимается к учету в бюджетном учреждении:

дебет 110102310 Кредит 110601410 30 000 000,00

Именно на этом этапе находит отражение процедура поступления объекта основного средства в бюджетное учреждение путем капитального строительства со счета капитальных вложений объект основных средств принимается к учету на адекватном ему счете бюджетного учета.

второй -- объект основных средств передан другому бюджетному учреждению не своего ведомства (подчиненному другому главному распорядителю):

дебет 140101241 Кредит 110601410 30 000 000,00

Как видно из последней проводки, при передаче объекта основных средств из бюджетного учреждения сумма накопленных капитальных вложений на его сооружение списывается на расходы, тип которых определяется в зависимости от того, кому передается данный объект после завершения капитального строительства.

2.2.2 Сооружение объектов основных средств хозяйственным способом

Как представляется, данный способ поступления нефинансовых активов в бюджетное учреждение также приемлем исключительно только для объектов основных средств, преимущественно, сооружений (может быть, как исключение, машин и оборудования, скажем, при сборке компьютера своими силами из комплектующих).

Отличие процесса сооружения объекта основных средств от капитального строительства заключается в том, что отсутствует подрядная организация, а бюджетное учреждение само осуществляет и оплачивает расходы по его сооружению, накапливая их на счете капитальных вложений в основные средства. Кроме того, объем работ, как правило, будет ограничен одним финансовым годом, а по завершении всего объема выполненных работ объект будет приниматься к учету в бюджетном учреждении, а не передаваться другим учреждениям.

Операции сооружения объекта основных средств хозяйственным способом в бюджетном учете могут быть отражены следующими проводками:

Министерством строительства и архитектуры произведены следующие расходы по сооружению объекта хозяйственным способом:

приобретены у поставщика строительные материалы на сооружение объекта основных средств (сооружения) в объеме 21 000 руб.:

дебет 110601310 Кредит 130222730 21 000,00

произведен расчет с поставщиком в части стоимости строительных материалов:

дебет 130222330 Кредит 130405340 21 000,00

отнесены на увеличение стоимости объекта основных средств транспортные расходы по доставке строительных материалов в сумме 1 500 руб.:

дебет 110601310 Кредит 130205730 1 500,00

оплачен выставленный счет транспортной организации в сумме 1 500 руб.:

дебет 130205630 Кредит 130405222 1 500,00

начислена заработная плата строителям по договору подряда в сумме 11 500 руб.:

дебет 110601310 Кредит 130209730 11 500,00

удержан налог на доходы физических лиц из суммы оплаты труда по договору подряда (11 500 * 13% = 1 495 руб.):

дебет 130209830 Кредит 130301730 1 495,00

начислена сумма единого социального налога и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на сумму оплаты труда по договору подряда (11 500 * 26 % = 2 990руб.):

дебет 140101226 Кредит 130302730 2 990,00

начислена сумма расчетов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (11 51)) * 13,2% = 23 руб.):

дебет 140101226 Кредит 130306730 23,00

В соответствии с приказом № 152н (приложение № 4, ст.213) оплата работодателем единого социального налога и взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, отражается по тем же статьям и подстатьям экономической классификации, где отражаются расходы за оплату услуг по данному договору.

Произведены расчеты с бюджетом:

по сумме единого социального налога и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию:

дебет 130302830 Кредит 130405213 2990,00

по сумме расчетов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний:

дебет 130306830 Кредит 130405213 23,00

по сумме налога на доходы физических лиц:

дебет 130301830 Кредит 130405226 1 495,00

получена со счета бюджета в кассу сумма оплаты труда по договору подряда (11 500 -- 1 495 = 10005руб.):

дебет 120104510 Кредит 130405226 10005,00

выплачена сумма оплаты труда по договору подряда:

дебет 130209830 Кредит 120104610 10005,00

объект основных средств (сооружение) принято к бюджетному учету на основании Акта приема-передачи по фактической стоимости

(21 000 + 1 500 + 11 500 = 34 000 руб.):

Дебет 110103310 Кредит 110601410 34000,00

В случае перехода процесса строительства объекта на очередной финансовый год счета бюджетных средств, как и в предыдущем примере, будут закрыты в конце года, а обороты на счете капитальных вложений в основные средства будут сохранены в виде остатка по счету капитальных вложений в основные средства и закроются только после принятия изготовленного хозяйственным способом объекта к бюджетному учету.

Кроме того, для выполнения работ хозяйственным способом и их оплаты, из бюджета необходимо планировать эти расходы при составлении расходной части бюджета на очередной финансовый год.

2.3 Учёт вложений в нематериальные активы

Объекты нематериальных активов должны отвечать следующим требованиям (п. 23 Инструкции № 25н, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. (далее - Инструкция № 25н)):

- у них не должно быть материально-вещественной (физической) структуры;

- их можно выделить, отделить от другого имущества;

- объекты используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;

- срок полезного использования превышает 12 месяцев (или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев);

- не предполагается последующая перепродажа данного имущества.

В состав объектов нематериальных активов не включают:

не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

незаконченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства.

Учреждению понадобится документы, которые подтверждают существование самого актива и исключительное право учреждения на результаты интеллектуальной, научно-технической деятельности (включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау)). Здесь важно заметить, что критерии потенциально патентоспособных технических решений нужно определять на основании соответствующих законодательных и нормативных актов, нормативных документов Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). При этом, если получать охранные документы не нужно, то записи в государственном контракте (договоре) на выполнение научно-исследовательских и научно-технических работ о том, что исключительные права на результаты данных работ переходят к учреждению (принадлежат Российской Федерации) и Акта приемки-передачи будет достаточно (письмо Минфина России от 13 сентября 2006 г. № 02-14-10а/2480).

Заметим, при необходимости получения документов, подтверждающих исключительные права (патенты, свидетельства), затраты на их получение отражают по статье 226 «Прочие услуги» ЭКР в рамках средств, предусмотренных лимитами бюджетных обязательств или сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Такие траты включают в первоначальную стоимость НМА.

Аналитический учет объектов НМА ведется в Инвентарной карточке учета основных средств. А учет операций по выбытию и перемещению объектов - в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Поступление и внутреннее перемещение оформляют Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032), требованием-накладной (ф. 0315006).

Операции по передаче НМА в эксплуатацию внутри учреждения осуществляются в регистрах аналитического учета путем изменения материально ответственного лица на основании требования-накладной (ф. 0315006), составленного в двух экземплярах. При этом передается лишь материальный носитель информации о НМА. Передавать договор, в котором прописаны исключительные права учреждения, не нужно. При этом делают запись:

Дебет 0 102 01 320

«Увеличение стоимости нематериальных активов» (аналитика - материальное лицо 1)

Кредит 0 102 01 320

«Увеличение стоимости нематериальных активов» (аналитика - материальное лицо 2)

Выбытие нематериальных активов оформляют Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), Актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033).

Операции, связанные с изменением первоначальной стоимости НМА (при модернизации, частичной ликвидации, переоценке), оформляют Актом о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 036002).

Помимо этого понадобятся и такие документы (при пересечении таможенной границы, к примеру) (п. 23 приказа ГТК РФ от 27 октября 2003 г. № 1199):

1) для объектов авторского права и объектов смежных прав: свидетельство о депонировании экземпляров или свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ и баз данных; нотариальное удостоверение фактов; образец изготовленных или выпущенных в свет экземпляров произведения на территории государства; трудовой договор (гражданско-правовой договор) в отношении служебного произведения; документ, подтверждающий переход авторских прав; авторский договор о передаче исключительных (неисключительных) прав; письменные или вещественные доказательства (рукописи, нотные знаки, изображения, схемы, отзывы, рецензии, учетные данные о движении рукописи и т. п.); заключения экспертов или организаций и объединений, осуществляющих управление правами авторов или профессионально занимающихся защитой авторских прав; образцы носителей произведений;

2) для товарных знаков и знаков обслуживания: свидетельство на товарный знак (знак обслуживания); выписка из Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации; выписка из Перечня общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков; договор об уступке товарного знака; лицензионные договоры на использование товарного знака; сублицензионные договоры на использование товарного знака; документы, подтверждающие введение товаров, обозначенных товарными знаками, в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия;

3) для наименований мест происхождения товаров: свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара; выписка из Государственного реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации.

Объекты НМА принимают к бюджетному учету по первоначальной стоимости (п. 24 Инструкции № 25н). Другими словами, по стоимости фактических расходов на их приобретение (изготовление), с учетом НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС). Сюда включают:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов нематериальных активов;

таможенные пошлины, регистрационные сборы, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с уступкой (приобретением) исключительных (имущественных) прав правообладателя;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены объекты нематериальных активов, в соответствии с условиями договора;

иные расходы, непосредственно связанные с приобретением объектов нематериальных активов и доведением их до состояния, пригодного к использованию в установленных целях;

расходы по изготовлению (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и т. д.).

НМА принимают к учету на основании Акта приема-передачи после того, как право владения на них подтверждено документально. До этого момента все затраты учреждения должны отражаться на счете 0 106 02 000 «Капитальные вложения в нематериальные активы», если иное не предусмотрено контрактом (договором). При этом делают записи:

Дебет 0 106 02 320

«Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы»

Кредит 0 107 02 240 (0 208 20 660, 0 302 20 730)

«Уменьшение стоимости нематериальных активов в пути» («Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению нематериальных активов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов»)

- отражены вложения в объекты НМА.

Ежемесячно, до погашения стоимости объекта НМА, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором он принят к бухгалтерскому учету как НМА, делают такую запись (п. 40 Инструкции № 25н.):

Дебет 1 401 01 271

«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»

Кредит 1 104 08 420

«Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации»

- 1700 руб.(102 000 руб. : 60 мес.) - начислена амортизация по НМА.

Здесь важно сказать о сроке полезного использования нематериальных активов. Он может определяться исходя из срока действия патента, свидетельства, и т. д. Если срок полезного использования определить невозможно, нормы амортизации устанавливают в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности учреждения) (п. 39 Инструкции № 25н).

Если какой-либо нематериальный актив создается сотрудниками, то исключительное право на него принадлежит учреждению. Дело в том, что исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных, служебные произведения, созданные работником (автором) в связи с выполнением трудовых обязанностей или по заданию работодателя, принадлежит последнему. Конечно, это только в том случае, если договором между контрагентами не установлено другое (п. 1 ст. 12 Закона от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз банных» и п. 2 ст. 14 Закона от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»).

К примеру, работнику учреждения 2 апреля 2007 г. было дано задание создать программное обеспечение. На это ему отвели 3 месяца. 2 июля 2007 г. он передал диск с программой администрации. Заработная плата сотрудника за 3 месяца составляет 30 000 руб., ЕСН - 7800 руб. Регистрация патента обошлась учреждению в 4720 руб. (в т.ч. НДС - 720).

Бухгалтеру учреждения следует сделать такие записи:

Дебет 1 106 02 320

«Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы»

Кредит 1 302 01 730

«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

- 30 000 руб. - начислена заработная плата работникам;

Дебет 1 106 02 320

«Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы»

Кредит 1 303 02 730

«Увеличение кредиторской задолженности по еденному социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации»

- 7800 руб. - начислен ЕСН;

Дебет 1 106 02 320

«Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы»

Кредит 1 302 09 730

«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»

- 4720 руб. - отражены затраты, связанные с регистрацией патента;

Дебет 1 102 01 320

«Увеличение стоимости нематериальных активов»

Кредит 1 106 02 420

«Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы»

- 42 520 руб. (30 000 + 7800 +4720) - принят к учету нематериальный актив.

При безвозмездном получении нематериальных активов их первоначальная стоимость определяется исходя из рыночной стоимости на дату принятия объектов к бухгалтерскому учету.

Операции по вложениям в объекты НМА отражают (п. 72 Инструкции № 25н):

Дебет 0 106 02 320

«Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы»

Кредит 0 304 04 320 (0 401 01 151; 0 401 01 152; 0 401 01 153; 0 401 01 180)

«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов» («Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; «Доходы от перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств»; «Доходы от перечислений международных финансовых организаций»; «Прочие доходы»).

При этом ранее начисленная амортизация на объекты НМА отражается:

Дебет 0 304 04 320 (0 401 01 151; 0 401 01 152; 0 401 01 153; 0 401 01 180)

«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов» («Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; «Доходы от перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств»; «Доходы от перечислений международных финансовых организаций»; «Прочие доходы»)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.