бесплатно рефераты
 

Старение и одиночество

p align="left">К. Рощак представил типологию старения, основываясь на экспериментальном изучении потребностей сферы пожилых людей и дополнительных исследованиях (анкеты, интервью, анализ биографических данных, экспертной оценки, наблюдений) в домах-интернатах. Несмотря на очевидные различия в выборках испытуемых (yчастники-добровольцы, часть из которых продолжают профессиональную деятельность, граждане США, с одной стороны, и обитатели российских домов-интернатов - с другой), описываемые типы старения в работах Д. В. Бромлея и К. Рощака содержательно очень близки.

Сравнительный анализ представленных типологий старения показывает, что общей детерминантой выбора пожилым человеком конструктивной или неконструктивной стратегии старения является его отношение к этому процессу, которое складывается не только в поздние периоды онтогенеза, когда старость является свершившимся фактом, но и на более ранних этапах жизненного пути.

Различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражают особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона психической жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего. Перед каждым человеком встает вопрос о выработке толерантного отношения к собственной старости, как, впрочем, к своему возрасту вообще. По данным отечественных геронтологов, ни хорошее здоровье, ни сохранение деятельного образа жизни, ни высокий социальный статус, ни дружная семья не являются залогом и гарантией осознания старости как благоприятного периода жизни. При наличии этих признаков и в отдельности, и вместе взятых - пожилой человек может считать себя ущербным и абсолютно не принимать свое старение. И, наоборот, при отсутствии названных условий пожилой человек может находиться в согласии со своим возрастом и в состоянии увидеть положительные стороны своего бытия, испытывая удовлетворение. Как отмечает Н. Ф. Шахматов, отношение к собственному старению - активный элемент психической жизни. В формировании этого чувства определяющими являются моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признания естественности ощущении физического нездоровья. На последующих этапах старения отношение к новым изменениям в физическом статусе находится уже под воздействием сформировавшейся новой жизненной позиция, нового уровня самосознания. Эта новая позиция формируется за счет установившихся новых отношений пожилого человека с его окружением, но в большей степени зависит от него самого. Принятие собственной старости есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей. Именно при этом варианте психического старения имеется полное согласие с самим собой, согласие с внешним миром, согласие с естественным ходом событий и, наконец, согласие с неминуемостью завершения собственной жизни.

Глава 3. Преодоление одиночества

3.1 Одиночество

Живущих одиноко пожилых людей сравнительно немного, меньше чем один на шестерых. Среди них женщин в три раза больше, чем мужчин. Такова ситуация и в Польше, и во многих других странах, и объясняется она ранней смертностью мужчин. По имеющимся данным, только половина из общего числа живущих в одиночестве (около 8% всех пожилых людей) находится в изоляции от общества, никто их не навещает, и они не навещают никого. Не во всех случаях причиной этого является отсутствие родных; некоторые просто-напросто не поддерживают никаких контактов с имеющимися у них родственниками. Среди тех, кто живёт вместе с родными, также встречаются пожилые люди, которые говорят, что они часто "одиноки".

Наши исследования в Польше показали, что таких пожилых людей, чувствующих себя одинокими, оказывается в два раза больше, чем тех, кто живёт фактически в одиночестве. Чаще всего одиноки женщины, живущие в одиночестве, -- и это понятно. А вслед за ними по численности (что очень примечательно) идёт группа одиноких людей (без мужа или жены), живущих вместе с семьями взрослых детей. То есть наличие семьи не решает проблему одиночества, так же как, с другой стороны, жизнь в одиночестве вовсе не обязательно приводит к одиночеству: многие из таких людей ведут активную общественную жизнь, работают, общаются с родными и друзьями.

Одинокий образ жизни и одиночество родственны друг другу, но их не следует смешивать. Первое из них можно было бы назвать состоянием физическим, а второе -- социальным. Чувство одиночества -- очень тяжёлое переживание, связанное с утратой существенных жизненных ценностей либо близкого человека (в пожилом возрасте обычно мужа или жены), а также переживание покинутости, брошенности. Оно явственно отражает психофизическое состояние пожилого человека, затрудняя завязывание новых и поддержание старых контактов и связей.

Проведённые в этой области опросы в странах Запада дают резко отличающиеся от аналогичных опросов в Польше и Югославии результаты. Никогда не испытывают чувства одиночества 70--80% пожилых англичан, датчан и американцев, в то время как в Польше таких только 50%, а в Югославии -- 30%. Здесь могут сказываться различия культур, но показательно и то, что проживание совместно с детьми (в Польше и Югославии оно значительно больше распространено, чем на Западе) не избавляет от одиночества и чувства покинутости.

3.2 Свободное время пожилых людей

Свободное время -- это та часть жизни, которая не занята ни оплачиваемой работой (основной и дополнительной), ни учёбой, ни обеспечением элементарных физиологических потребностей (сон, еда, гигиенические процедуры), ни постоянными домашними обязанностями (готовка, стирка, уборка, опека над членами семьи, не способными к самообслуживанию). Что же составляет содержание свободного времени? Это отдых, восстановление сил человека, потраченных на трудовую деятельность, активность "наполовину с отдыхом" (в которой обязанности и выгоды соединяются с ощущением их свободной реализации), семейная жизнь и общественная активность. Все четыре вида и ситуации свободного времени основаны на добровольности.

Отдых, называемый также рекреацией, является основной частью свободного времени, которую, свободно ею располагая, мы можем заполнить пассивным отдыхом, развлечением, а также предпринятой исходя из собственной потребности для общего развития умственной работой (самообразованием), художественной, спортивной, технической и т. п. деятельностью.

Пассивный отдых является одной из составляющих отдыха в целом, это "реагирование" на физическую усталость и психическое напряжение в покое, тишине, размышлениях, иногда в дремоте и, пожалуй, в одиночестве. "Право на лень", если она не превращается в безделье, необходимо человеку, особенно старому. В наш век постоянной спешки, шума, межчеловеческой напряжённости отдых высоко ценится специалистами в области психогигиены. Приобретённая старыми людьми культура пассивного отдыха (без перехода его в пустое безделье, в тишине и покое на свежем воздухе, а также с неутомляющим движением) -- вот ключ к хорошему самочувствию. Игра (либо шире -- всякое развлечение) является той составляющей свободного времени, которой охотнее всего отдаются молодые. Однако и многие старые люди не избегают ситуаций и действий, включающих в себя развлечения и выражающих потребность в движении, новизне, приключении, азарте, смене впечатлений, фантазии. Всё это является естественной формой противопоставления скуке и монотонности, угнетающих многих людей в пожилом возрасте. Развлекательная активность может выразиться в реальных действиях (экскурсия, игра, дружеские встречи и т. п.) либо в фантазировании, например "вживание" в героев прочитанной книги или просмотренного фильма; нежелательны только так называемые беспутные развлечения (пьянство, бытовая распущенность и т. п.). Так что приобретение культуры развлечения, а также способность развлекаться даже в глубокой старости -- благо не только для старого человека, но и для его семьи и соседей, превращающее старого человека в личность, с которой все охотно общаются.

Наконец, работа над собой, выражающаяся в потребности самообразования в умственной, моральной, художественной, общественной, технической областях. Потребность в самообразовании в какой-либо из названных областей не чужда ни человеческой сущности (хотя в разной форме и в разном объёме), ни любому периоду жизни.

Сколько же у нас пожилых людей, увлечённо читающих научные и научно-популярные книги из выбранной ими области знаний, сколько пожилых и даже старых людей являются художниками-любителями, рационализаторами, мастерами прикладного искусства! Много старых людей мы видим среди слушателей научных чтений, лекций, даже среди слушателей курсов иностранных языков. Замечено, что тенденция к работе над собой встречается чаще среди людей с более высоким образовательным уровнем, однако, например среди лиц, занятых народным творчеством, немало людей, которые даже не закончили начальной школы.

Некоторые авторы пытаются классифицировать названные составляющие отдыха (пассивный отдых, развлечение, работа над собой) по их ценности для общества и отдельного человека, однако психогигиена утверждает, что для пользы каждого человека требуется реализация всех трёх функций в более или менее равномерной степени.

Не подлежат резкому разграничению действия, связанные с пассивным отдыхом, развлечениями и самосовершенствованием. Часто бывает так, что данное действие может выполнять, в зависимости от обстоятельств, различные функции: например, чтение книги, в зависимости от её содержания и умственных способностей человека, может быть и отдыхом, и работой над собой, и развлечением.

Активность "наполовину с отдыхом" -- это часть свободного времени, используемая для дел, связанных с необходимостью их выполнения либо с материальной выгодой, которую они приносят, однако выполняемых с определённым ощущением свободы. В этих делах необходимость и свобода как бы пронизывают друг друга и аналогичным образом в сознании отражаются и материальная выгода, и чувство бескорыстного удовлетворения от их выполнения. Типичным примером такой активности пожилых людей является работа на приусадебном участке или в садике возле дома. Как известно, самую многочисленную категорию таких "дачников" составляют пенсионеры, а анализ мотивации их увлечения этим делом показывает, что хотя они и рассчитывают на получение материальной выгоды (в продуктах и иногда в наличных деньгах), но не меньше ценят удовлетворение от этой добровольной работы, удовлетворение от двигательной активности, свежего воздуха, солнца, работы без спешки, но лишь в соответствии со своими планами, собственным темпом, распоряжаясь по своему усмотрению самим собой и своим хозяйством. Это и есть тот полуотдых, который могут дать пожилым людям занятия мелким ремеслом, рукоделие, разведение домашних животных и птиц, участие в любительском музыкальном ансамбле, выступающем на свадьбах и танцах, оказание некоторых услуг соседям и т. п.

В семейной жизни некоторые обязанности как бы пронизаны удовлетворением от свободы, добровольности своих действий, приближающихся в этом к описанному выше "полуотдыху". Бабушка радуется внуку, оставленному под её опеку, если, конечно, это не слишком продолжительно, не слишком изнурительно физически и психически для старого человека. Дедушка охотно выполняет поручения семьи своего сына или дочери, если они соразмерны с его силами. Добровольное, благожелательное принятие обязанностей по отношению к младшему поколению в семье в целом зависит от осознания людьми, нуждающимися в такой помощи, ограниченных психофизических возможностей старых людей: старым людям чаще требуется отдых в одиночестве и тишине.

Общественную активность, как и семейную жизнь, сопровождают необходимость и добровольность. Именно второе является характерной чертой активности в свободное время. Это разнообразное участие на общественных началах в различных объединениях и союзах, общественных культурных организациях, в клубах, в акциях опеки и помощи в микрорайонах по месту жительства, в просветительных и реабилитационных мероприятиях. Эта работа, как правило, бесплатная; в некоторых областях доля пожилых людей очень значительна, например в общественном опекунстве, среди судебных кураторов по делам несовершеннолетних или в организации помощи соседям в микрорайоне. Известно, что на этих работах пожилые люди часто приобретают новые знания и навыки для лучшего исполнения своих начинаний. Понятно, что общественную активность проявляют пожилые люди только в годы так называемой ранней старости; ухудшение здоровья исключает людей третьего возраста из столь ценимых ими общественных мероприятий.

Чтобы люди приобрели навыки выгодного для себя и общества умения отдыхать, они должны развивать ещё в молодости способность заполнять различными занятиями своё свободное время. Эти навыки нельзя приобрести "вообще", их надо усваивать в каждой области отдельно: в чтении, путешествиях, коллективных играх и т. п. Игнорирование этого принципа мы отмечаем нередко вокруг себя: кто-то умеет вести себя в гостях, но является "безграмотным" в походе.

Методы организации правильного, приятного отдыха разнообразны; например, человек должен знать, что прогулки постоянно в одном и том же месте менее ценны, чем прогулки каждый раз в другие места; что литературные произведения могут быть "пустыми" или расширять познание мира и людей, и т. д. Другой метод состоит в "облагораживании" стереотипов поведения; например, замена азартных игр играми, требующими умения, размышления, а пикника с выпивкой -- пикником с песнями у костра. С "воспитательной" целью можно использовать также человеческую склонность следовать моде, престижному поведению, соперничеству.

Количество пенсионеров в Польше увеличивается с каждым пятилетием, а их жизненная активность продлевается. Для социальной и культурной ситуации народа важно, чтобы всё более многочисленный "мир старых людей" становился миром людей, черпающих из жизни максимум возможного удовлетворения, а также обогащающих общество ценностями своего возраста.

Средства массовой информации в жизни пожилых людей

Средства массовой информации поднимают проблемы, связанные с жизнью пожилых и старых людей, различными способами. Распространяемые ими материалы можно разделить на материалы о старых людях и материалы для старых людей. Некоторые из них, касающиеся старения и старости, создаются сравнительно молодыми людьми, иногда детьми, авторами других материалов являются пожилые и стареющие люди.

Материалы о старых людях касаются проблематики, связанной со старением и старостью, с нуждами старого человека, его семейной и социальной ситуацией. Они информируют об организациях и объединениях, обслуживающих эту категорию людей. Эти материалы ориентированы на всех потребителей информации, в том числе на старых людей и их семьи, соседей, товарищей по работе, руководителей, а также на специализированные службы. Эти материалы должны информировать общество о старости и старении в очень широком аспекте. Поэтому в них должны приниматься во внимание вопросы здоровья, диететики, профилактики преждевременного старения, способа поддержания жизненного тонуса и хорошего самочувствия. Материалы должны отражать социальное положение пенсионеров по старости и инвалидности, их материальное положение, жилищные условия, обеспечение рынка продуктами, одеждой, обувью и другими предметами повседневного пользования, раскрывать духовные потребности, говорить о чувстве одиночества и пустоты, а также о мерах, компенсирующих такое состояние, напоминать о возможностях рекреации и творчества в пожилом возрасте. Существенным представляется привлечение создателей материалов к научным исследованиям на тему правдивой ситуации и действительных потребностей старых людей, а также к использованию примеров из жизни.

Материалы для старых людей отражают ту же самую проблематику, отличаясь лишь способом подачи информации. Они распространяются в виде отдельных рубрик в журналах, радиопередач и телепрограмм, книжных сборников полезных советов для пожилых и старых людей.

Частота, объём и тематика таких материалов зависят от многих факторов, таких, как демографическая структура общества, социальная политика государства, активность организаций и исследовательских центров, занимающихся проблемами третьего возраста, а также от инициативы создателей программ и печатных изданий, предназначенных для старых людей. Эти факторы обусловливают регулярное появление таких материалов в средствах массовой информации либо увеличение их количества в связи с предпринимаемыми акциями (например, месячник пожилых людей, День бабушки), введением новых социальных прав либо созданием экспериментальных учреждений для старых людей.

Оба вышеупомянутых вида материалов распространяют в обществе сведения о пожилых людях. Они могут стимулировать проведение общественно полезных мероприятий, не обременяя ими социальные службы. Одновременно они способствуют устранению конфликтов между поколениями, помогают улучшить межчеловеческие отношения. Формируя общественное мнение, они могут влиять на людей, исполняющих важные административные функции, а также на окружение старых людей и на них самих.

Важную роль в этом аспекте играют также материалы, содержащиеся в беллетристике, радиопостановках, телевизионных сериалах, театральных пьесах, художественных фильмах. Среди популяризаторов публицистических, научно-популярных, научных и художественных материалов по этой тематике значительный процент составляют пожилые люди -- писатели, учёные, артисты и общественные деятели. Их творчество является вкладом в общее воздействие средств массовой информации. Кроме того, беседы с ними, интервью, фильмы об их жизни, другие формы контактов являются источником знаний об интересной, активной, творческой старости. Они популяризируют образцы правильного поведения, призывают следовать им. Значительную роль играют и такие материалы о старых людях и для старых людей, которые поступают непосредственно от знаменитых людей, экспертов, научных авторитетов, руководителей политических и общественных организаций.

Среди публикуемых материалов может доминировать картина счастливой старости, новейших приспособлений и учреждений, предназначенных для старых людей, либо наоборот, трудной старости, протекающей без специального оборудования и соответствующих учреждений.

Несомненно, общественность заинтересована в сохранении "золотой середины". Наряду с "образцовым" материалом должна также публиковаться информация о трудностях и нуждах старых людей, учреждениях и организациях, которые плохо работают. Ибо если "образцовые" материалы пропагандируют позитивные образцы поведения, то картина тоски, боли и одиночества побуждает к раздумьям, мерам по оказанию помощи другим людям.

Познавательно-воспитательная функция материалов, содержащихся в публицистике, научно-популярных работах и в различных художественных произведениях, сочетается со всеобщим постепенным просвещением общественности, которое включает в себя улучшение подготовки для выполнения социальных ролей (например, стареющих людей, детей стареющих и старых родителей, руководителей, работников в предпенсионном возрасте), выработку гражданской позиции, укрепление связи между поколениями, а также подготовку к старости. Поэтому материалы, на первый взгляд не связанные со старыми людьми, но лишь со старением, то есть адресованные всем, например, как сохранить физическую форму и активность, как "успеть" за общественными и культурными переменами, как приспособиться к изменяющимся нормам и обычаям, помогают подготовить к старости и себя и других.

Особая роль тут принадлежит материалам для пожилых людей, так как специальные рубрики в некоторых журналах, радио- и телепередачи, а также сборники советов, адресованные им, рекомендуют определённые образцы поведения, способы проведения свободного времени, знакомят с учреждениями, предназначенными для пожилых, и т. п. Редакторы этих рубрик или передач стараются установить непосредственный контакт с "потребителями продукции", предоставляя место для писем читателей, отвечая на них. Они способствуют взаимному обмену корреспонденцией путём помещения адресов, посредничают при установлении контактов. В некоторых случаях помещают объявления с предложением совместно заниматься каким-либо хобби, музицированием, игрой в карты, проводить отпуска и т. п. Иногда сообщают об открытии или деятельности клуба пожилых, курсов и студий для людей третьего возраста, гимнастических групп или садоводческих товариществ. Эти специальные рубрики и передачи по мере роста их популярности расширяются за счёт деятельности, укрепляющей непосредственные связи с читателями, слушателями, зрителями. Некоторые мероприятия носят характер "спасательных" акций, заключаются, например, в ускорении выплаты материальной помощи, доставке необходимых приспособлений и оборудования, помощи в улучшении жилищной ситуации и т. п. Одновременно они выполняют функции, компенсирующие отсутствие соответствующих организаций и общественных сил среди местной общественности, сами становясь как бы этими организациями. В большинстве случаев широкая акция, проведённая с помощью этих рубрик в журналах, радио- и телевизионных передачах, выполняет воспитательные функции. Предпринимающие такую деятельность редакторы могут дать нужный совет, направить к специалисту и соответствующему источнику информации. Они возрождают и популяризируют обычаи, укрепляющие связи между поколениями, побуждают к творчеству в различных областях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.