бесплатно рефераты
 

Старение и одиночество

p align="left">Разукрупнение отделений дало возможность врачам осуществлять индивидуальный подход к каждому больномy. Медикаментозное лечение любого заболевания назначалось после всестороннего обследования, с привлечением врачей других специальностей (терапевта, невропатолога, уролога, окулиста и др.) прикрепленной поликлиники или диспансера. Анализировались назначения врачей при обследовании больных до поступления в Центр. Важное значение придаем мы своевременному выявлению возможных побочных эффектов медикаментозного лечения. Такой подход объективно обоснован, учитывая характер, тяжесть и степень выраженности психических расстройств наших пациентов, вследствие чего они не всегда могут в 1остаточной мере изложить жалобы, оценить свое самочувствие. Более того, нередко сами жалобы нуждаются в психиатрической оценке.

В практической деятельности врачи Центра руководствуются такими принципами:

· из множества заболеваний следует лечить основное, определяющее тяжесть состояния больного;

· использовать средства с хорошо известным как прямым, так и побочным действием, с обоснованием приема именно данного, конкретного препарата;

· использовать, как правило, малые дозы с медленным их наращиванием;

· считать приоритетным комплексное лечение с использованием препаратов с различным механизмом действия;

· проводить основное лечение в сочетании с витаминотерапией, с терапией, нормализующей реактивность организма, с соблюдением пищевого, солевого и водного режимов.

Эти принципы предопределяют наблюдение за больными в динамике, способствуют предупреждению обострений и лечение психических расстройств. Использование такого подхода позволяет практически избежать перевода больных в психиатрические стационары, где бы они занимали остродефицитные и дорогостоящие места.

Медицинский персонал, оказывающий медико-социальную помощь больным, должен иметь, кроме соответствующей базовой, профессиональной подготовки, также и подготовку в вопросах геронтологии по соответствующим дисциплинам (терапии, психиатрии, неврологии и др.). Для повышения профессионального уровня и специализации двое врачей Центра прошли обучение по теме "Геронтология и гериатрия" в институте Геронтологии. Со средним и младшим медицинским персоналом ежегодно силами врачей Центра проводятся занятия по особенностям ухода за психически больными пожилого и старческого возраста.

Консультативную помощь оказывают не только медицинские учреждения Южного округа (поликлиника № 166, противотуберкулезный диспансер № 5, кожновенерологический диспансер, городские больницы и т.д.), но НЗЦП РАМН.

Вместе с тем, при оказании медицинской помощи геронтопсихиатрическим больным мы испытываем серьезные трудности. Так, несмотря на наличие в штатном расписании полставки стоматолога, реально найти такого специалиста сложно. Это определялось не только материальной незаинтересованностью, но и спецификой работы с психически больными. Решение этой проблемы нашло свое отражение в заключении договора с ООО "Вера-Юг", оказывающим стоматологические услуги не только больным Центра, но и осуществляющим протезирование в других психоневрологических интернатах Комитета социальной защиты населения Москвы. Нам также необходимы консультации ряда узких специалистов.

Важным условием, определяющим качество пребывания психически больных в Центре стало обеспечение единства медицинских и социальных мер. Организационно самостоятельное направление в системе оказания медико-социальной помощи психически больным -- социотерапия. Всячески поощряются самостоятельность больных, их активное времяпрепровождение, вовлечение их в трудотерапевтические процессы. Немаловажное значение придаем мы организации досуга проживающих. С этой целью на каждом этаже установлены телевизоры, организована работа библиотеки, выписываются журналы и газеты, организуются просмотры видеофильмов в домашнем кинотеатре. Проводятся также музыкальные вечера, конкурсы, к юбилейным датам готовятся тематические встречи, где проживающие делятся воспоминаниями об исторических событиях, свидетелями которых нередко они были сами. У проживающих есть возможность встречаться со священником и совершать религиозные обряды, для чего выделено и оборудовано необходимое помещение. Ряд прихожан церкви "Воскресенье" оказывает помощь в уходе за больными.

Важное значение придаем работе с родственниками наших больных. Из общего числа всех поступивших только 9 % одинокие люди. У остальных есть родственники. Решающим фактором для помещения больного в Центр является не одинокое проживание, а тяжесть психического и физического состояния, когда дети и родственники не в состоянии обеспечить надлежащий уход и наблюдение. Кроме того, среди родственников больных было большое число так называемых "пожилых детей" (старше 60 лет), которые физически не могли осуществлять уход за престарелыми родителями. С родственниками больных проводим беседы i правильном общении с психически больными. В Центре созданы условия для посещения и общения с больными, практикуется такая форма реадаптации, как домашний отпуск (при отсутствии противопоказаний). Наличие в семье психически больного оказывает влияние на всех ее членов, и необходима большая, кропотливая работа с родственниками. Кроме того, сами родственники активно участвуют в жизни Центра, организуют концерты, входят в состав опекунской комиссии.

Первые две недели пребывания в Центре -- наиболее сложные для вновь поступивших. Нередко наблюдались обострения психотических расстройств, усиливалась депрессия с выраженным тревожным компонентом. Больные предъявляли многочисленные жалобы соматического характера, иногда возникали реакции протеста.

В определенной мере это связано с отсутствием или наличием негативной информации об учреждениях социальной защиты.

Следует признать, что социальные работники нередко оказываются неподготовленными к общению с лицами пожилого и старческого возраста, т. к. им не хватает знаний из области гериатрии и геронтопсихиатрии. Объективная информация, полученная при первом знакомстве социальным работником, "психологическая подготовка" пожилого человека к пребыванию в стационарном учреждений социальной защиты является, на наш взгляд, важным звеном в профилактике обострения как соматического, так и психического заболевания.

1.3 Психологические проблемы старого человека

Психология, занимаясь поведением людей в различных фазах их развития, ставит также ряд вопросов по отношению к старым людям. Таких вопросов может быть очень много. К ним, среди прочих, относятся следующие: от каких факторов зависит старение, что означает плохая или хорошая адаптация к старости?

На вопрос, существует ли какой-нибудь типичный способ поведения старых людей, мы должны ответить отрицательно. То, как человек переживает свои преклонные годы, зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Поведение человека в пожилом возрасте зависит не только от биологических или физиологических факторов, хотя и не следует их игнорировать, но и от личности, личных переживаний и жизненного опыта.

К очень важным факторам относится также влияние окружения, то есть то, чего ожидает от старого человека общество. Общественная роль, способ бытия и поведения определяются обществом, в котором человек живёт. Если от старого человека ожидают пассивности, может возникнуть разлад между тем, что старый человек может и хотел бы делать, и тем, что ожидают от него другие.

Общество создаёт стереотип старого человека, опирающийся в основном на крайние группы, черты которых затем приписывает всем старым людям. Тем временем, как оказывается, старость не является прежде всего биологическим процессом или снижением возможностей, а является главным образом общественной судьбой. Так что не подлежит сомнению, что стереотип, который сформировался в результате того, чего общество ожидает от старых людей, в значительной степени определяет их поведение. Ибо никто не хочет в глазах других выглядеть смешным.

Глава 2. СТРАТЕГИИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТАРЕНИЮ

2.1 Типология стратегий отношения к старению

"Параллельно" с обширным материалом, накопленным геронтологической наукой и близкими к ней отраслями знания, в общественном сознании существует масса как позитивных, так и негативных стереотипов, связанных со старением и старостью и далеко не всегда имеющих под собой реальную основу. Эти стереотипы, обусловленные незнанием многообразия механизмов и стратегий адаптации в поздние периоды жизни человека, мешают воспринимать пожилых людей дифференцированно, как индивидуумов с действительно существующими между ними различиями и могут приводить к негативным последствиям, как для пожилых людей, так и для молодого поколения, т.е. для общества в целом (табл. 1).

Стереотипы отношения к старости, определяющие во многом стратегии адаптации к возрасту, обусловливаются многими факторами, в том числе культурно-историческими особенностями развития общества. Такой выбор в значительной степени определяется, например, национальной традицией отношения к старости. В расширенных семьях на Востоке существуют такие отношения, которые требуют от пожилых людей участия, интеграции, готовности к общению и дают ощущение надежности, обеспечивают эмоциональное тепло и защищенность, В странах Запада старость часто воспринимается негативно, и общество, отторгая пожилых людей от участия в производительной жизни, лишает их многих социальных прав, а также социального интереса к ним и участия.

Большое значение влияния социального стереотипа старости на выбор стратегии адаптации к возрастному фактору в старости отмечают В.И. Слободчиков и Е. И. Исаев. Они пишут, что в современном обществе получил распространение образ стариков как бесполезных и обременяющих общество людей. Такие стереотипы отрицательно влияют на самочувствие пожилых людей.

Ощущение себя как ненужных людей, как обузы для своих детей - психологическая основа общественной и профессиональной пассивности пенсионеров. Быстрые инволюционные процессы, обнаруживающиеся у людей в ранний постпенсионный период, - результат их неспособности противостоять мощному влиянию социальных стереотипов. Данное влияние приводит к негативным изменениям в еще совсем недавно активных и здоровых людях.

Такие стереотипы приходят в противоречие с объективным медицинским и психологическим статусом пожилых людей. Психологические исследования показывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. В настоящее время люди, вышедшие на пенсию, отстаивают свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии совершенствоваться в сфере своего привычного дела. Некоторое из них желают получить новейшие знания в области своей или смежной профессии.

Проблема взаимосвязи социального стереотипа старости и личного выбора стратегии старения представлена в работе Л.И. Анцыферовой. Она выделяет два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладения с трудностями, отношением к миру и себе, удовлетворенностью жизнью. Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, заранее готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы у человека выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. У многих старых людей выход на пенсию связан со стремлением передать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

Таблица 1. Позитивные и негативные стереотипы старости

Негативные стереотипы

Позитивные стереотипы

1. Большинство старых людей бедны.

2. Большинство стариков не могут свести концы с концами из-за инфляции.

3. у большинства старых людей есть жилищные проблемы.

4. Старые люди, как правило, слабые и больные.

5. Старики не являются политической силой и нуждаются в защите.

6. Большинство старых людей плохо справляются с работой; работоспособность, продуктивность, мотивация, способность воспринимать новшества и творческая активность у них ниже, чем у молодых работников. Вероятность несчастных случаев у пожилых рабочих выше, чем у остальных.

7. Старые люди медленней соображают и у них хуже память; ниже способность к обучению.

8. Старые люди часто интеллектуально ригидны и догматичны. Большинство стариков закоснели в своих привычках и не способны их менять.

9. Большинство старых людей живут в социальной изоляции и страдают от одиночества. Большинство стариков содержаться в домах престарелых.

1. Старики относятся к довольно зажиточной категории населения. Работающие члены общества щедро обеспечивают их пенсиями и пособиями.

2. Старики являются потенциальной политической силой. Они голосуют и принимают участие в политической жизни. Они едины и их много.

3. Старики легко сходятся с людьми. Они добры и приветливы.

4. Большинство старых людей отличаются зрелостью, жизненным опытом и мудростью. Они интересные люди.

5. Большинство старых людей умеют слушать и особенно терпеливы к детям.

6. Большинство старых людей отличаются добротой и щедростью по отношению к своим детям и внукам.

Картина поведения представителей второго типа людей, вышедших на пенсию, иная. Вместе с отходом от профессиональной деятельности у них развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта драматическая ситуация - типичный пример потери личностной идентичности и неспособности человека построить новую систему идентификации.

Интересную типологию стратегий адаптации к старению предлагает М. Ермолаева. Обобщив достаточно неоднородную информацию о различных аспектах старения, содержащуюся в работах Г.С. Абрамовой, Р.М Грановской, Н.Ф. Шахматова, Э. Эриксона, а также данные собственных исследований, автор выдвигает предположение, что ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека, поддержание и развитие его социальных связей, либо на обособление, индивидуализацию и "выживание" его как индивида на фоне постепенного угасания физических, физиологических и психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность. В литературе наиболее полно описан второй вариант старения, при котором возрастные изменения проявляются в качественно своеобразной перестройке организма с сохранением особых приспособительных функций на фоне общего их спада. Эта стратегия адаптации предполагает постепенную перестройку основных жизненно важных процессов и в целом структуры регуляции функций в целях обеспечения сохранности индивида, поддержания или увеличения продолжительности жизни. Данная стратегия создает возможность превращений "открытой" системы индивида в систему "замкнутую".

Относительная замкнутость в психологическом плане контура регуляции в старости проявляется в общем, снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроле "заострении" некоторых личностных черт, а также в нивелировании индивидуальных качеств личности. Во многом эти личностные изменения обусловлены замкнутостью интересов старого человека на самом себе. Как отмечают многие авторы, неспособность пожилого человека что-либо делать для других вызывает у него чувство неполноценности, углубляемое раздражительностью и желанием спрятаться, чему способствует неосознаваемое чувство зависти и вины, которое впоследствии оборачивается равнодушием к окружающим.

Очевидно, что в случае стратегии адаптации к старости по принципу "замкнутого контура" этот возраст нельзя считать возрастом развития. Возможна, однако, альтернативная стратегия адаптации, когда пожилой человек стремится сохранить себя как личность, что связано с поддержанием и развитием его связей с обществом. В этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать концептуализацию систематизацию и передачу опыта. Другими словами, позитивная революция в старости возможна в том случае, если пожилой человек найдет возможность реализовать накопленный опыт в значимом для других дел и вложит в это частицу своей индивидуальности, своей души. Тиражирование своего опыта, плодов своей жизненной мудрости делает пожилого человека значимым для общества, хотя бы с его собственной точки зрения, и тем самым обеспечивает сохранность и его связей обществом и самого чувства социальной причастности. Спектр таких социально значимых видов деятельности может быть самым широким: продолжение профессиональной деятельности, писание мемуаров, воспитание внуков и учеников, преподавание и многие другие дела, к которым всегда тянулась душа. Здесь главный момент - творчество, которое позволяет не только повысить качество жизни, но и увеличить ее продолжительность. Именно этот вид ведущей деятельности обеспечивает в старости внутреннюю интегрированность, необходимые социальные связи, отвлекает от навязчивых мыслей о здоровье, укрепляет чувство собственного достоинства, позволяет поддерживать преимущественно хорошие и теплые отношения с окружающими.

Обзор изменения личностных проявлений в старости делает чрезвычайно актуальной для геронтопсихологии проблему типологии старения. Попыток описания типов старения было сделано очень много. В типологии Ф. Гизе, построенной на основе отношения человека к собственному старению, выделяются три типа стариков и старости: первый - старик - негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; второй -- старик-экстраверт, признающий наступление старости через внешние влияния и наблюдение за изменениями (выросла молодежь, имеют место расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменение положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т.д.); третий - интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и т.п.

И.С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости. Первый тип - активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д., живут полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности. Второй тип старости характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, путешествиями и т.п. То есть для этого типа старения также характерны хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя. Третий тип (это преимущественно женщины) находит главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух. Четвертый тип - это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, "моральное удовлетворение". Вместе с тем обнаруживается склонность (чаше у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

Наряду с выделенными благополучными типами старости И. С. Кон описывает и отрицательные типы развития: это агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями; разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными.

Многие интересные находки и идеи описаны в работе американских. исследователей "Старение и личность: Изучение восьмидесяти семи пожилых мужчин". Кластерный анализ личностных характеристик хорошо приспособленных и плохо приспособленных пожилых людей выявил пять разных "типов" личности или точнее, пять разных способов "прийти к соглашению" с проблемами старости. Типология стратегий приспособления к старости, предложенная исследователями, более известна в отечественной геронтопсихологии под авторством Д. Б. Бромлея, в работе которого она была представлена в наиболее полном варианте. Данная типология включает в себя конструктивную; зависимую, оборонительную, враждебную стратегии и стратегию отвращения к себе. Внутри каждой из пяти стратегий приспособления есть индивидуальные различия. Авторы предполагают, что менее приспособленные пожилые люди были дезадаптированы в течение всей своей жизни, так как стратегии приспособления к старости - то, как правило, варил основной линии, которая характеризовала поведение человека на протяжении многих лет. Эти данные получены биографическим методом исследования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.