бесплатно рефераты
 

Диплом: Ликвидность и платежеспособность

развития и действие разного рода политико-эко­номических факторов обусловили

специфику национального ба­нковского и финансового законодательства, формы и

методы контроля за работой банков. (22, с. 48)

Примером страны, в которой до последнего времени не было специальных законов,

регламентирующих работу банков, а конт­роль над ними носил скрытый и

неформальный характер, служит Великобритания. Банки в этой стране

регулировались общим Законом об акционерных компаниях. Как писал известный

бан­ковский специалист Г. Шелдон, “банкиры в этой стране были в прошлом

свободны от законодательного регулирования и госу­дарственного вмешательства,

и банки могли развиваться на основе разумных, практических и конкурентных

принципов”.

Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) — го­сударственная

организация в США, осуществляющая страхование банковских депозитов, контроль

и регулирование деятельности бан­ков, которая страхует все виды депозитов в

банках за счет фонда страхования депозитов, образуемого путем ежегодного

отчисления­ми банками 1/12 процента от общей суммы на их счетах. ФКСД входит

в национальную систему государственного регулирования американских банков

наряду с ФРС и управлением валютного кон­троля министерства финансов. Она

контролирует деятельность бан­ков штатов, не являющихся членами ФРС США.

Банки, зарегистрированные в агентствах штатов, не могут ис­пользовать слово

“национальный” в своем наименовании и им не обязательно нужно быть членами

ФРС или ФКСД. Но в реальной жизни большинство банков стремится войти в состав

ФКСД, так как благодаря этому они завоевывают уверенность своих клиентов в

том, что их вклады и денежные средства будут возвращены при лю­бом стечении

обстоятельств. Да и большинство штатов в США тре­буют у коммерческого банка

для его регистрации как юридического лица соответствующего сертификата,

полученного от ФКСД (удо­стоверяющего членство в ФКСД). К концу 1996 г.

только 1/3 всех коммерческих банков США совершала свои операции на основе

лицензий, полученных в Федеральном агентстве. Однако это наи­более крупные

банки, и их активы насчитывают более половины всех активов коммерческих

банков страны. (86, с. 61)

Коммерческие банки по сравнению с другими финансовыми институтами США

являются самыми жестко регулируемыми фи­нансовыми учреждениями

государственными органами и очень сильно ограничены в развитии своей

филиальной сети законами разных штатов. Правительство каждого штата вправе

по-своему, своими нормативными актами, регулировать банковскую деятель­ность

на своей территории.

Большинство банков США, имеющих свою филиальную сеть, являются маленькими по

сравнению с банками мира развитых стран. За исключением некоторых “жизненно

важных банков”, коммерческие банки США не имели права открывать свои филиалы

с предоставлением всех видов финансовых услуг, как и у головного банка, более

чем в одном штате.

Благодаря отсутствию антимонопольного законодательства и жесткого контроля

над слияниями банков в стране была достигну­та высокая степень концентрации

банковского капитала. Образова­лись крупные банковские объединения с развитой

сетью отделений в стране и за рубежом. Большая четверка — “Ллойде”,

“Барклайс”, “Нэшнл Вестминстер” и “Мидлэнд” — сосредоточила у себя огромную

долю ресурсов, операций и филиалов. Вместе с другими крупными английскими и

шотландскими банками они концентри­руют у себя весь безналичный расчетный

оборот в стране.

В последние годы, однако, произошел поворот в сторону усиления формальных

аспектов регулирования банковской де­ятельности. По закону 1979 г. было

введено обязательное лицен­зирование коммерческих банков и учрежден

общенациональный фонд страхования депозитов. Банковский закон 1987 г.

определил правила выдачи крупных ссуд, порядок банковских слияний,

ау­диторские проверки и т.д. Тем не менее, контроль над банковс­кой

деятельностью в Великобритании и сегодня остается менее формальным и строгим,

чем в других странах. (22, с. 49)

Примером обратной ситуации могут служить США, где в те­чение многих лет

складывалась разветвленная бюрократическая система контроля и регулирования

банков как на федеральном уровне, гак и на уровне отдельных штатов.

Регулирование банков в этой стране преследовало две главные цели:

1.Обеспечение устойчивости и предотвращение крахов банков.

2.Ограничение концентрации капитала в руках немногих кредитных учреждений и

недопущение монопольного контроля над денежным рынком.

В настоящее время в США действует большое количество коммерческих банков. В

не­которых штатах банкам разрешено открывать свои филиалы только на

определенном территориальном участке, определенном удалении от своего

головного банка. Однако в 1994 г. Конгресс принял закон, по которому

коммерческим банкам разрешено открывать свои “полносервисные” филиалы более

чем в одном штате после июня 1997г.

Количество филиалов, обладающих правом предоставления всех видов финансовых

услуг головного банка, значительно увели­чилось в последнее время. Если в

1920 г. в США действовало менее чем 1500 филиалов коммерческих банков, то к

концу 1999 г. насчи­тывалось около 55000 таких филиалов. Все эти тенденции,

происхо­дящие в банковской сфере, отражают другие изменения в стране:

увеличение численности населения в провинциях страны; либе­рализацию законов,

касающихся разрешения открытия коммерче­ских банков; более жесткие и

ограничительные требования для соз­дания нового коммерческого банка по

сравнению с требованиями для открытия филиалов банка; совершенствование

банковских тех­нологий и коммуникационных систем; усиление банковской

конку­ренции в борьбе за клиентов путем более доступных и удобных от­делений

и филиалов, так как по закону США банкам запрещено вес­ти конкурентную

борьбу, изменяя процентные ставки ниже разре­шенного законом минимально

допустимого уровня. (86, с. 62)

Коммерческие банки США могут заниматься банковской дея­тельностью либо

независимо, либо в составе какой-либо холдинго­вой компании. Холдинговые

компании используются в банковской деятельности прежде всего для: 1)

увеличения гибкости и приспо­собляемости коммерческих банков (так как через

холдинговые ком­пании можно открывать филиалы банков более чем в одном штате,

в то время как это запрещено делать банкам, действующим не­зависимо); 2)

увеличения доступности к капиталу (особенно для небольших банков в штатах,

где можно открыть только один “полносервисный” филиал); 3) уменьшения риска

посредством диверси­фикации. К концу 1998 г. около 3/4 всех банков страны

при­надлежало различным 5500 холдинговым компаниям. Активы этих банков

составляли примерно 90% всех банковских активов страны. Начиная с 1933 г.,

деятельность банковских холдинговых компаний регулируется федеральным

правительством.

Для предотвращения кризисных ситуаций, чреватых цепной реакцией банковских

крахов, в США осуществляется два типа регулирования. Во-первых,

законодательно ограничиваются опе­рации, чреватые для банков повышенным

риском и снижением ликвидности (например, устанавливается предельная величина

кредита одному заемщику). Во-вторых, с целью предотвращения опасности

массового изъятия вкладчиками депозитов и возник­новения паники на денежном

рынке в 1934 г. была учреждена общенациональная система страхования

банковских депозитов.

Второй традиционный принцип американского банковского законодательства -

ограничение концентрации капитала и под­держание конкурентных взаимоотношений

и соперничества на денежном рынке путем установления территориальных

ограниче­ний на открытие банками отделений (как в пределах одного штата, так

и между штатами), контроля ФРС за созданием холдинговых компаний,

регулирования разными органами над­зора банковских слияний и т. д.

Эти особенности законодательства способствовали сохране­нию внешней

децентрализованности и раздробленности банковс­кой системы в США. В отличие

от стран Западной Европы, где повсеместно образовались крупные

общенациональные филиальные системы крупных банков, в США сохранилось

множество мелких бесфилиальных банков. Так, из 15,5 тыс. банкой в США (на

конец 1986 г.) 7 тыс. банков не имели отделений.

Для надзора за банками в США создана одна из самых разветвленных и сложных

иерархических систем контрольных органов. Это в значительной степени связано

с тем, что в стране исторически сложились две крупные группы банков: система

национальных банков, которая подчиняется федеральным властям (контролеру

денежного обращения – КДО – в г.Вашингтоне) и система банков штатов,

находящихся под юрисдик­цией отдельных штатов. (22, с. 50)

Кроме того, контроль за деятельностью банков осуществляют Федеральная

резервная система (ФРС), и Федеральная кор­порация по страхованию депозитов

(ФКСД). Последняя занима­ется страхованием вкладов клиентов; ее членами

является 98% всех банков. Контрольно-регулирующие функции этих учрежде­ний

нередко дублируют друг друга.

Около 65% всех филиалов и 85% всех их активов сосре­доточено в таких

финансовых центрах страны, как Нью-Йорк и Ка­лифорния. 11 из всех иностранных

банков, действующих в США, относятся к числу 100 крупнейших банков страны и

большинство из них принадлежат финансовым структурам Японии. Некоторые

уче­ные и финансовые аналитики нередко подчеркивают, что самым существенным

индикатором ослабления позиций коммерческих банков США по сравнению с банками

других развитых стран мира является уменьшение количества банков США среди

крупнейших банков мира.

Имеет ли существенное значение размер активов банка? Япон­ские банки по

размеру активов являются самыми крупными банками мира. Но если мы будем

рассматривать их деятельность с позиции прибыльности (рентабельности), то

можно будет сделать следующий вывод – не всегда прибыльность кредитной

организации зависит от размера ее активов. К 1991 г. 4 из 10 самых прибыльных

банков ми­ра среди 300 крупнейших коммерческих банков были кредитными

организациями США. В то же самое время самый прибыльный японский банк занимал

среди 300 банков лишь 109-е место. (86, с. 64)

Как уже было сказано выше, финансовый сектор США – самая жестко регулируемая

государством отрасль экономики. В стра­не принят ряд основных законов

банковской деятельности, соблю­дение которых жестко контролируется, и в

случае их нарушения – применяются самые решительные меры.

В западноевропейских странах система контроля над банками имеет более четкую

и централизованную структуру, чем в США. Так, в Германии правовую основу

регулирования составляет “Закон о банках Федеральной республики Германии” и

“Закон о Немецком федеральном банке” от 1957 г., а практическую работу по

контролю за операционной деятельностью банков ведет специальный орган –

Федеральное ведомство по контролю над банками. Основные принципы контроля

определены специальным декретом этого ведомства по согласованию с центральным

банком. Эти два учреждения тесно сотрудничают. Поскольку ведомство не имеет

собственных отделений, оно часто обращается к центральному банку для

получения консультаций и ознакомления с состоянием в различных районах

страны. Ведомство выдает разрешение на открытие новых банков, устанавливает

обязательные тре­бования для банковских учреждений, следит за выполнением

законов. Оно может запрашивать у банков любую информацию, проводить

внеочередные ревизии, вмешиваться в операционную деятельность банков и

отдавать приказы о немедленной при­остановке операций. Банки обязаны

информировать ведомство обо всех изменениях в их юридическом статусе,

представлять месячные и годовые балансы. (22, с. 52)

По согласованию с Немецким федеральным банком Феде­ральное ведомство по

контролю над банками устанавливает ряд обязательных нормативов. Согласно

действующим правилам:

— сумма рискованных активов коммерческого банка (куда включаются ссуды,

участия, фьючерсные контракты и опционы) не должна превышать сумму

акционерного капитала более чем в 18 раз;

— в конце каждого операционного дня непокрытая позиция в иностранной валюте

не должна превышать акционерный капи­тал банка более, чем на 30%;

— ежедневная открытая позиция по финансовым фьючерсам и опционам не должна

превышать сумму акционерного капитала более чем на 20%;

— сведения о крупных кредитах одному заемщику (на сумму, превышающую 15%

капитала банка) должны быть немедленно сообщены центральному банку, а общая

сумма крупных креди­тов не должна превышать капитал более чем в 8 раз.

В российском законодательстве термин “коммерческий банк” практически не

используется, а используется термин “кредитная организация”. При этом

кредитная организация определяется как юридическое лицо, которое для

извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии

Банка России име­ет право осуществлять банковские операции. А банк

определяется как кредитная организация, которая имеет исключительное право

осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во

вклады средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от

своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право

осуществлять отдельные банковские операции. (86, с. 67)

Российское законодательство к банковским операциям относит:

— привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до

востребования и на определенный срок);

— размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов физических и юри­дических лиц;

— осуществление расчетов по поручению физических и юри­дических лиц, в том

числе банков-корреспондентов, по их банков­ским счетам;

— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и

кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

— выдача банковских гарантий.

Кредитная организация помимо перечисленных банковских операций имеет право

осуществлять следующие сделки:

— выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение

обязательств в денежной форме;

— приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательства в

денежной форме (факторинговые операции);

— доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору

с физическими и юридическими лицами (трастовые операции).

Во Франции надзор за банками сосредоточен у нескольких комитетов,

возглавляемых управляющим Банком Франции. Ко­митет по регулированию банков

устанавливает операционные стандарты для всех кре­дитных учреждений в

отношении достаточности капитала, кре­дитной политики, ликвидности,

платежеспособности, оператив­ной деятельности и отчетности.

Например, в зависимости от типа банка, его организационных форм, количества

отделений, величины баланса и т. д. минималь­ный размер акционерного капитала

колеблется в пределах 15-30 млн. франков. Далее, сумма кредитов и других

требований банка к одному клиенту не должна превышать 40% акционерного

капи­тала, а общая сумма индивидуальных рисков не может быть выше

восьмикратной величины капитала. Банки обязаны посто­янно поддерживать

коэффициент ликвидности, т. е. обеспечивать 100%-е покрытие всех активов и

пассивов сроком до 1 месяца. Кроме того, долгосрочные кредиты и капитальные

вложения банка должны быть покрыты акционерным капиталом и резер­вами не

менее чем на 60%. (22, с. 53)

В Швейцарии закон определяет требования к минимальному капиталу, нормативы

ликвидности, лимиты кредитования одного заемщика и т. д.

Так, согласно Банковскому ордонансу банк обязан поставить в известность

Банковскую комиссию, если отношение кредитов одному заемщику к сумме

собственного капитала банка превысят следующие нормы:

Федеральным и кантональным правительственным органам – 160%.

Банкам (кредиты сроком до 1 года) – 100%.

Банкам (свыше 1 года) – 50%.

Прочим заемщикам (под обеспечение) –40%.

Прочим заемщикам (без обеспечения) – 20%.

Для осуществления банковских операций и других сделок в иностранной валюте

кредитной организации необходимо иметь со­ответствующую лицензию Банка

Беларуси. Кредитной организации в России запрещается заниматься

производственной, торговой и стра­ховой деятельностью. Банк вправе

осуществлять выпуск, покупку, продажу, хранение и иные операции с ценными

бумагами, а также вправе осуществлять доверительное (трастовое) управление

указан­ными ценными бумагами по договору с физическими и юридиче­скими

лицами. Любая кредитная организация при осуществлении банковских операций

обязана предоставить по требованию физиче­ского или юридического лица

лицензию на осуществление банков­ских операций, информацию о своей финансовой

отчетности (бух­галтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское

заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бух­галтерские балансы за

текущий год.

Уставный капитал кредитной организации состоит из величины вкладов ее

участников и определяет минимальный размер имущест­ва, гарантирующего

интересы кредиторов. Для приобретения учре­дителем более 5% акций (долей)

кредитной организации требуется уведомление об этом Банка Беларуси более 20%

— предварительное согласие Банка Беларуси. (86, с. 68)

Учредителями кредитных организаций не могут быть государ­ственные органы,

общественные и религиозные организации, спе­циализированные фонды. Вкладом в

уставный капитал могут быть:

— денежные средства в рублях и иностранной валюте;

— материальные активы.

Таблица 1.

Условия контроля ликвидности в разных странах

СТРАНА

Установлен ли обязательный коэффициент

ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ

ФРАНЦИЯ

Да

Коэффициент текущей ликвидности (активы и пассивы); должен стремиться к единице.

Коэффициент средне- и долгосрочной ликвидности: общая сумма кредитов ограничивается 3-кратным размером собственных ресурсов и некоторыми средне- и долгосрочными пассивами.

Для периода свыше 5 лет принято, что актив составляет не менее 60% пассива

ГЕРМАНИЯ

Да

Коэффициент долгосрочной ликвидности: общий размер активов на 4-летний срок и выше должен быть ограничен среднесрочными ресурсами.

Коэффициент краткосрочной ликвидности: общая сумма краткосрочных активов ограничена среднесрочными ресурсами.

ИТАЛИЯ

Нет

Контроль при помощи семи коэффициентов

ВЕЛИКО-БРИТАНИЯ

Нет

Контроль при помощи чистых позиций по срокам платежей и установление первичного коэффициента ликвидности

ИСПАНИЯ

Нет

Роль обязательного коэффициента играет коэффициент обязательных резервов в 18%

США

Нет

Контроль степени неустойчивости вкладов, чувствительнос­ти ликвидных активов к изменению ставок

ЯПОНИЯ

Нет

Рекомендованный коэффициент: текущие активы ограничены 30% вкладов

БЕЛЬГИЯ

Нет

Контроль коэффициента высоколиквидных активов по долговым обязательствам до востребования и коэффициента общей ликвидности

НИДЕРЛАНДЫ

Нет

Директива о ликвидности по долговым обязательствам, сгруппированной по срокам платежа

Значения: на 1.02.97 на 1.02.98 на 1.02.99

Н2 30% 50% 70%

Н3 20% - -

Н5 10% - -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.