бесплатно рефераты
 

Самолет Hawker Hurricane

самолеты именовались II Ме1. "Харрикейн" II С стал самой массовой

модификацией. "Хаукер", "Глостер" и "Остин" построили в общей сложности

4711 самолетов этого типа. Кроме того, под стандарт II С переделывались

истребители при капитальном ремонте; их количество неизвестно. Машины типа

II С активно применялись на различных театрах боевых действий, в том числе

в нашей стране. Уже в октябре-декабре 1941 г. на "двойках" летали 57

эскадрилий в метрополии и еще 25 на других театрах. При этом учитывались

части только собственно британских ВВС. Две трети машин за рубежом

оснащались тропическими фильтрами. В различных частях применялись либо

только II С, либо смесь пушечных и пулеметных истребителей. "Харрикейны"

II С строились параллельно со штурмовиками типов II С и IV. Именно II С,

получивший имя "Ласт оф зе мэни" - "Последний из многих", стал последним,

12875-м "Харрикейном", изготовленным в Великобритании. Это произошло в

августе 1944 г. В ходе серийного производства "Харрикейн" II С мало

изменился. На поздних сериях немного усовершенствовали лафеты пушек (внешне

это отразилось в перемещении амортизационных пружин). Делались попытки

улучшить обзор назад, на который шли справедливые нарекания летчиков. Еще в

октябре 1940 г. на модификации 1 опробовали фонарь кабины с боковыми

выштамповками прозрачных панелей по образцу "Спитфайров" разведчиков.

Позднее такой фонарь установили на опытном "Харрикейне" II, добавив два

зеркала по бокам. Изображение сильно искажалось. В форму выштамповок

последовательно внесли несколько изменений, но это не помогло. В ряде

эскадрилий в метрополии над козырьком ставили большое зеркальце от

автомобиля. На этом попытки улучшить обзор кончились.

Следует упомянуть также о ряде интересных экспериментов, проводившихся

с "Харрикейнами" II. Одна машина в начале 1941 г. испытывалась с ракетными

ускорителями в попытке решить проблему взлета с маленьких площадок при

перегрузочном весе. В том же году испытывали самолет с винтом, работавшим

как аэродинамический тормоз на пикировании. Фирма "Ф.Хиллс энд сон",

испытывая "Харрикейн" I, решала ту же проблему другим путем - из моноплана

сделали биплан, причем в верхнем крыле размещался дополнительный бензобак

(проект РН.40). Когда необходимость в нем отпадала, его сбрасывали.

Устройство испытали в 1941 г., но в серию не приняли. Фирма "Флайт

рефьюэлинг" пыталась увеличить радиус действия истребителей сопровождения

буксировкой за бомбардировщиком. "Харрикейн" тащили нейлоновым тросом,

цепляя за замки на крыльях. Таким способом хотели перебрасывать самолеты на

Мальту, но более традиционная схема победила. Существовал также совместный

проект "Хаукер" и "Шорт бразерс", предусматривавший размещение истребителя

сверху на фюзеляже бомбардировщика.

С 1939 г. фирмами "Роллс-Ройс" и "Виккерс" велась разработка

скорострельных противотанковых пушек калибра 40 мм. При этом

предусматривалось их использование и на самолетах. Авиационные варианты

готовились с мая 1940 г. Через год, в мае 1941 г. министерство

авиапромышленности сообщило фирме "Хаукер", что может предоставить две

пушки Виккерс 5. 30 мая цех в Кингстоне взялся за переделку серийного

истребителя. Две пушки подвешивались в контейнерах под крыльями, там же в

магазинах хранился и боезапас (15 снарядов). Из двенадцати пулеметов

оставили только два - для пристрелки; они заряжались смесью обычных и

трассирующих патронов. Вес самолета был всего 3390 кг меньше, чем при

установке четырех "Испано". На опытной машине также сняли всю броню. 18

сентября 1941 г. Сет-Смит совершил на противотанковом "Харрикейне" первый

полет.

8 декабря из министерства пришла бумага с предложением приспособить

конструкцию под другую пушку Роллс-Ройс ВР с ленточным питанием. Как ни

странно, боезапас здесь был меньше - всего 12 снарядов. Оба варианта,

пройдя испытания, были запущены в серию, но вскоре все противотанковые

машины, обозначенные 110, стали комплектоваться пушками Виккерс 5. Большая

часть выпущенных "Харрикейнов" ПО отправилась за рубеж, в основном, на

Ближний Восток, и была оснащена тропическими фильтрами. Первые серии имели

такую же бронезащиту, как истребитель "Харрикейн" 11С, но в частях ее

снимали полностью или частично, чтобы улучшить летные данные.

Впервые ПО применили в боях у Бир-Хакейма летом 1942 г. Пушки

эффективно поражали с малых высот немецкие и итальянские танки и

бронеавтомобили. Однако, из-за отсутствия брони или ее недостаточности 110

оказался очень уязвим и со стороны огня с земли, и от истребителей

противника. Поэтому, с июля 1942 г. броню нарастили, что подняло взлетный

вес до 3935 кг, и в сочетании с большим сопротивлением подкрыльных гондол

серьезно ухудшило и скоростные, и маневренные качества самолета.

"Харрикейны" II C летали обычно с сильным истребительным прикрытием.

В Европе на II C летала всего одна эскадрилья, 184-я, в Англии. Она

имела на вооружении самолеты с пушками Роллс-Ройс ВР. Она занималась, в

основном, охотой за транспортными средствами - автомобилями, поездами,

небольшими судами.

Продолжением линии самолетов непосредственной поддержки стала

модификация НЕ. Разработку ее как специальной машины для североафриканского

театра начали в июне 1941 г. С ее фюзеляжем можно было стыковать как

стандартные крылья типов В или С, так и новое усиленное крыло,

ориентированное, в основном, на наружную подвеску. Грузом могли быть бомбы

или ракеты, а с марта 1942 г. включили и контейнеры с 40-мм пушками, как у

II C. Бронезащиту спереди усилили. С учетом работы в тропиках площадь

радиатора увеличили, а снизу его прикрыли броней.

Опытный "Харрикейн" II Е поднялся в воздух 23 марта 1943 г. с

низковысотным мотором "Мерлин" 27. Позднее его заменили не более поздний

"Мерлин" 32 с четырехлопастным винтом. Однако, серия комплектовалась

двигателями типов 24 или 27 (большинство) и старыми трехлопастными

пропеллерами. Серийное производство модели II начали в Кингстоне в апреле

1943 г. После выпуска 290 машин в связи с большим количеством изменений

самолет переименовали в "Харрикейн" IV (модификация III с мотором "Мерлин"

28 американского производства осталась лишь на бумаге). Все "четверки"

имели тропические фильтры.

С июня 1943 г. "четверки" применили в Европе, с июля - в Тунисе. В

Европе в основном охотились за паровозами, в Африке - за бронетехникой.

Чаще летали с ракетами, реже - с пушками. Попытки брать под одно крыло

ракеты, а под другое пушку провалилась - ассиметрия отдачи не давала

попасть в цель, а ракеты от рывка срывались с направляющих. А вот вариант

"бак плюс четыре ракеты" применялся часто. Всего "Харрикейн" IV применяли

11 эскадрилий. В конце войны на "четверке" испытывали тяжелые ракеты "Лонг

Том" с боеголовкой в 227 кг, "Харрикейн" нес по одной ракете под каждым

крылом. В бою их не применили. Последние "Харрикейны" IV выпустили в июле

1944 г. К концу производства на каждые три II С собирали один самолет типа

IV. Всего изготовили 524 машины этой модификации.

Последним штурмовиком стала модификация V. Она являлась модернизацией

"четверки" с мотором "Мерлин" 32 и четырехлопастным винтом. У земли этот

двигатель давал 1700 л.с. вместо 1620 л.с. у "Мерлина" 27, но из-за большой

теплонапряженности был склонен в перегреву. В итоге, два опытных самолета

переделали в стандартные "Харрикейны" IV. На "пятерках" эволюция

"Харрикейна" закончилась.

Разведчики

"Харрикейн" никогда не был столь распространен в разведывательных

частях, как "Спитфайр". Это и понятно - уж слишком велика разница в их

летных данных. Однако , он внес свой вклад в воздушную разведку, особенно

во время боевых действий в Северной Африке и Бирме.

В декабре 1940 г. 208-я эскадрилья переоборудовала один из своих

"Харрикейнов" I в тактический разведчик, установив перспективную фотокамеру

в корне крыла. В июне 1941 г. 2-я фоторазведывательная часть в Гелиополисе

(Египет) имела три машины в варианте дальнего высотного фоторазведчика.

Первая из них была готова в мае: она представляла собой доработку

"Харрикейна" I под стандарт IIА серии I, но без вооружения и с тремя

фотоаппаратами в задней части. Такие самолеты получили обозначение РК.11.

Они иногда вели съемку с высот более 10 000 м. Впоследствии переоборудовали

подобным образом еще шесть истребителей. По крайней мере, один из них имел

дополнительные крыльевые баки на 882 л в бывших отсеках вооружения. В

августе 1942 г. эти машины сменились "Спитфайрами".

Более распространенные ТасК II, встречавшиеся там же, в Северной

Африке, имели неполное вооружение или совсем не имели такового, зато несли

в фюзеляже две перспективные камеры. Использовавшиеся истребительными

частями РК.11 соответствовали самолету 208-й эскадрильи. Они сохраняли все

вооружение (по типу А, В или С), но получали фотоаппарат Р.24 в корне

правого крыла.

Всего в разные варианты разведчиков переделали около 200 "Харрикейнов"

(не считая переделок в СССР).

"Харрикейны" 2-й фоторазведывательной части активно действовали в

Ливии в июне-июле 1942 г. и понесли значительные потери, 5-я (впоследствии

3-я) часть работала в Бирме. С октября 1942 г. и туда начали поступать

"Спитфайры", а "Харрикейны" постепенно списываться. Зато на ТасК II в 1943-

1944 годах летали 2-я и 6-я индийские эскадрильи; они тоже действовали в

Бирме.

Последние "Харрикейны"-разведчики применялись для съемки побережья

Нормандии в мае 1944 г., но к "дню О" их уже вытеснили более современные

машины. На Ближнем Востоке бывшие фоторазведчики стали использовать для

срочной перевозки отснятых пленок с передовых площадок в глубокий тыл.

Такие "курьеры" курсировали через Средиземное море по крайней мере до осени

1944 г.

"Си Харрикейн"

К началу Второй Мировой войны лучшим истребителем в британской морской

авиации ("Флит эйр арм" РАА) являлся биплан "Си Гладиатор" со скоростью, не

превышавшей 400 км/ ч. Он оказался совершенно несостоятельным против

современных истребителей немцев. Ненамного лучше проявил себя в воздушных

боях дальний истребитель-разведчик "Фульмар", созданный на базе

бомбардировщика. Но нужды морской авиации в начале войны удовлетворялись в

последнюю очередь. Все ресурсы поглощали ВВС, сперва действовавшие во

Франции, а затем втянутые в грандиозную "битву за Англию". Для моряков в

США заказали палубные истребители Грумман "Уайлдкэт", получившие в

Великобритании название "Мартлет". Но эти машины начали прибывать лишь в

конце 1940 г.

После победного завершения "битвы за Англию" возможности британской

авиапромышленности несколько возросли. Но на разработку нового

отечественного морского истребителя рассчитывать было нечего. Лорд

Бивербрук, министр авиапромышленности, железной рукой проводил политику

сокращения количества типов самолетов, пытаясь таким путем поднять серийное

производство. Решено было приспособить к эксплуатации на кораблях один из

сухопутных истребителей. ВВС соглашались передать флоту часть заказов на

"Харрикейны" - около 300 машин.

Моряки согласились взять их не от хорошей жизни. Вот как оценивал

"Харрикейн" известный морской летчик-испытатель Э.Браун: "Малая дальность

полета, плавает, как субмарина, ужасающие характеристики срыва, очень

посредственный обзор для посадки на палубу и шасси, которое может

зацепиться за тормозные тросы". Хороший букет для кандидата в палубные

истребители? А другого ничего не предлагали...

То, что "Харрикейн" мог взлететь с палубы и даже сесть на нее, было

известно твердо. Во время Норвежской кампании самолеты 46-й эскадрильи

поднялись с "Глориэса" и на него же в конце концов вернулись.

В октябре 1940 г. фирма "Хаукер" получила задание рассмотреть

возможность катапультирования "Харрикейна". Ведь при старте с катапульты

перегрузки весьма велики, и нагрузка на конструкцию отличается от той, на

которую рассчитывался сухопутный истребитель. Фирма решила задачу и

сообщила, что готова за пять недель построить опытный образец. 19 января

1941 г. адмиралтейство заказало 20 модификационных комплектов, а на

следующий день - еще 30.

В то же время фирма переоборудовала один из подбитых и сданных в

ремонт "Харрикейнов" в полноценный палубный истребитель, имевший и

посадочный крюк. Эту машину начали испытывать в Фарнборо в марте 1941 г.

Таким образом, параллельно отрабатывались два варианта возможного

использования "Харрикейна" на кораблях. Первый - так называемый

"катафайтер", катапультный истребитель, взлетающий с любого судна, где есть

катапульта. Сесть он может только на сушу, если она близко. Если далеко

машина становится "одноразовой", летчик обязан бросить ее после

израсходования горючего. Считалось, что уже после уничтожения одного

вражеского бомбардировщика или разведчика затея себя окупит. Второй путь

традиционное базирование на авианосцах.

"Катафайтеры" официально назвали "Си Харрикейн" IА, а на жаргоне их

прозвали "Харрикэт" (от "Харрикейна" и "Катапульты"). Для их несения

дешевые пороховые катапульты смонтировали на 35 различных торговых судах,

занесенных в категорию САМ. Каждое несло по одному самолету. Сперва их

пилотировали морские летчики, а с августа пилотов стали брать из ВВС. В

придачу к судам типа САМ флот переоборудовал четыре бывших банановоза в

авианесущие корабли типа РС8. У них тоже была одна катапульта, но

истребителей - два, и в отличие от САМ обычного груза они не брали и ходили

под военно-морским флагом.

Первое судно типа САМ, "Майкл Н", было потоплено раньше, чем успело

выпустить свой "Харрикейн".

Первый успешный старт осуществил суб-лейтенант М.Бирелл, но сбить

вражеский самолет ему не удалось. Лишь через три месяца, 3 августа 1941 г.,

лейтенант Эверетт с корабля "Мэплин" уничтожил дальний четырехмоторный

разведчик Фокке-Вульф Р\V200С. За эту победу Эверетта наградили орденом.

После этого по одно-два судна типа САМ включали в каждый конвой.

Ходили они и в наши северные порты Мурманск и Архангельск. С осени 1941 г.

на "Си Харрикейнах" стали подвешивать дополнительные баки, что увеличивало

как время патрулирования над конвоем, так и давало дополнительную

возможность дотянуть до суши. Правда, пришлось увеличить заряды катапульт,

а маневренность истребителя несколько ухудшилась. Катапультные операции

продолжались немного более двух лет. После появления достаточно большого

числа эскортных авианосцев их прекратили.

Не следует считать, что пилоты "катафайтеров" являлись разновидностью

камикадзе. По выполнении задания летчик обязан был выброситься с парашютом

у любого судна конвоя. Наилучшим вариантом являлось возвращение к судну-

матке, на борту которого находилась специально натренированная группа

спасателей с быстроходным катером. Эти люди вытаскивали пилота буквально

через несколько минут после приводнения. Это было особенно важно в северных

водах, где человек быстро погибал от переохлаждения. Из восьми случаев

боевого запуска "катафайтеров" почти все прошли успешно; были сбиты шесть

немецких самолетов и только один летчик погиб.

Однако, при всей простоте катапультных стартов затея эта была

недешевой и небезопасной; 12 судов погибли вместе со своими самолетами.

Гораздо эффективней казалось применение авианосцев. Переделка

"Харрикейнов" I серии 2 в палубные "Си Харрикейны" 1В осуществлялась фирмой

"Дженерал эйркрафт". Первой, в октябре 1941 г. начала освоение новой

техники 883-я эскадрилья. "Си Харрикейн" был тогда самым быстроходным

истребителем РАА, превосходя в этом отношении и американский "Мартлег". За

883-й последовали еще несколько частей, размещенных впоследствии как на

крупных авианосцах, так и на кораблях типа МАС, являвшихся торговыми

судами, поверх надстроек которых настелили летную палубу. Ни ангаров, ни

лифтов на них не имелось. Такой эрзац-авианосец обычно брал полдюжины "Си

Харрикейнов" и столько же "Свордфишей", стоявших прямо на палубе.

Боевое применение "Си Харрикейнов" с авианосцев началось с марта 1942

г., когда "Игл" вошел в состав "соединения Н", сопровождавшего конвой на

Мальту. На его борту находилась 813-я эскадрилья с четырьмя "Си

Харрикейнами" IВ. Под прикрытием "Игла" и других боевых кораблей шесть

быстроходных транспортов прорвались в Ла-Валетту. После "Си Гладиаторов"

новые монопланы оценивались летчиками неплохо, но высказывались упреки в

недостаточной продолжительности полета и огневой мощи. В ответ за "Си

Харрикейнами" 1В в мае 1942 г. последовали IС с вооружением из четырех

пушек и моторами "Мерлин" III. Все они также являлись переделками серийных

"Харрикейнов", в том числе и "б/у", сданных ВВС. К июлю 1942 г. британская

морская авиация обладала примерно тремястами "Си Харрикейнами". Часть из

них имела тропическое оборудование для эксплуатации с береговых аэродромов

в Африке.

В конце 1942 г. на флот поступила модель II С, тоже с четырьмя

пушками, но на базе "Харрикейна" II серии 2 с мотором "Мерлин" XX. Его

максимальная скорость достигала 550 км/ч по сравнению с 474 км/ч у I С.

В августе 1942 г. к Мальте пробивался крупный конвой, в охранение

которого входили авианосцы "Индомитэйбл", "Игл" и "Викториэс", несущие 70

истребителей. На двух первых базировались три эскадрильи "Си Харрикейнов".

Конвой потерял "Игл", потопленный подводными лодками, но прошел. За три дня

воздушных боев английские истребители сбили 39 немецких и итальянских

самолетов (в том числе "Харрикейны" -25), потеряв 8 своих. Лейтенант Корк

на "Си Харрикейне" в одиночку уничтожил три немецких и три итальянских

машины. Но с осени 1942 г. на больших авианосцах "Си Харрикейны" стали

заменять более совершенными "Сифайрами". Гораздо дольше служили они на

эскортных авианосцах, в первую очередь, класса МАС. Большую роль сыграли

"Си Харрикейны" в проводке конвоя РQ-18 в сентябре 1942 г.; они сбили 5

немецких самолетов и повредили еще 17. Погибли один английский летчик и

четыре истребителя. В ноябре 1942 г. самолеты с авианосцев "Эвенджер",

"Байтер" и "Дэшер" (типа 11С) участвовали в прикрытии высадки союзников в

Алжире.

К концу 1943 г. на большинстве кораблей "Си Харрикейны" заменили

"Сифайрами" или американскими истребителями "Уайлдкэт" и "Хэллкэт".

Последним стал авианосец "Страйкер", на котором "Харрикейны" находились до

апреля 1944 г. На берегу "Си Харрикейны" использовали в системе ПВО военно-

морских баз в Англии (две эскадрильи) и в Танганьике (одна); все их

расформировали в 1943 г.

"Харрикейны" не британской постройки

"Харрикейны" строились не только заводами Великобритании, но также

предприятиями в Бельгии, Югославии и Канаде. Первым приобрело лицензию

югославское правительство. Это явилось частью соглашения, заключенного в

1938 г. По нему "Хаукер" поставляла 12 "Харрикейнов" 1 и разрешала их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.