бесплатно рефераты
 

Самолет Hawker Hurricane

выпуск на заводах "Рогожарский" и "Змай" в Белграде. Первый из купленных

самолетов прибыл 15 декабря 1938 г. Это был типичный истребитель первых

серий с деревянным винтом и крыльями, обтянутыми полотном. Такие и

собирались строить в Югославии.

Освоение производства затянулось, и югославские ВВС купили еще 12

машин в Англии. Они уже имели моторы "Мерлин" IV, винты изменяемого шага и

металлическую обшивку крыльев. К моменту нападения немцев на Югославию из

60 заказанных "Змай" успел изготовить 20, а "Рогожарский" из 40 - ни

одного. Таким образом, в строю югославских ВВС 6 апреля находилось 38

"Харрикейнов", состоявших на вооружении 51-й, 33-й и 34-й эскадрилий. Они

действовали в Боснии и в районе Загреба как истребители и штурмовики до 13

апреля, когда последние машины были сожжены самими летчиками при подходе

немцев к аэродромам. Один "Харрикейн" захватили итальянцы, которые вывезли

его к себе для изучения, В Югославии один "Харрикейн" переоборудовали под

немецкий двигатель ОВ601А. Эта машина проходила испытания с начала 1941 г.

и, по отзывам летчиков, превосходила стандартные; ее дальнейшая судьба

неизвестна.

Бельгия поступила примерно также, как Югославия, и в апреле 1939 г.

приобрела 20 самолетов и лицензию для фирмы "Авьонс Фэйри". К сентябрю

прибыли только 15 машин, остальные в связи с началом войны реквизировали

британские ВВС. Купленные истребители передали 2-й эскадрилье 1-й группы 2-

го полка. Зимой 1939-40 годов они получили некоторый боевой опыт,

перехватывая в воздушном пространстве нейтральной тогда Бельгии немецкие

самолеты. В первый же день наступления немцев на западе "Харрикейны" были

сожжены самолетами "люфтваффе" на земле или расстреляны в воздухе. "Авьонс

Фэйри" успела сдать ВВС около дюжины машин с моторами "Мерлин" III и

вооружением из восьми пулеметов. Было начато производство

усовершенствованной модификации с четырьмя 12,7-мм пулеметами в крыльях.

Завод собрал три таких самолета (из них на одном не было мотора), но они не

принимали участия в боевых действиях.

Зато в Канаде был налажен поистине массовый выпуск "Харрикейнов". В

1938 г. канадские ВВС заказали в Англии 20 "Харрикейнов" I. Они прибыли в

Канаду в феврале-августе 1939 г. Эти машины относились к первым сериям (с

деревянным винтом и полотняной обтяжкой крыльев). В июне 1940 г. они

вернулись в Англию вместе с 1 й эскадрильей канадских ВВС, отправленной на

помощь метрополии. Впоследствии несколько канадских авиачастей сражались на

"Харрикейнах" в Европе и на Ближнем Востоке до сентября 1942 г.

Еще до начала Второй мировой войны британское правительство начало

готовить себе тылы в заморских доминионах. По соглашению с властями Канады

оно в феврале 1939 г. разместило заказ на "Харрикейны" у фирмы "Кэнэдиэн

кар энд фаундри" в Монреале. 2 марта фирме доставили самолет-образец.

Первый "Харрикейн" III взлетел в Монреале 10 января 1940 г. Вскоре начались

поставки в Англию. Канадские машины имели моторы "Мерлин" III,

металлическую обшивку крыльев и трехлопастные винты Де Хевилленд.

После выпуска 166 самолетов монреальский завод перешел на отличавшуюся

от исходной английской модификацию X. Она имела двигатель "Мерлин" 28,

изготовлявшийся в США фирмой "Паккард", и винт Гамильтон Стандард

"Гайдромэтик". Вооружение состояло из 8 пулеметов. Почти все "десятки" ушли

в Англию; в Канаде их осталось только 25 штук. На одном самолете там

установили неубирающиеся лыжи, но в серии лыжное шасси не прижилось. Затем

последовала модификация XI с оборудованием канадского, а не английского

образца. Эти машины поставлялись только канадским ВВС. Модель XII

соответствовала английскому "Харрикейну" II В; она и называлась сначала

II В (Сап). Мотор был типа "Мерлин" 29 и большая часть самолетов не имела

кока винта. Выпускались также истребители "Харрикейн" ХIIА с вооружением по

типу А (8 пулеметов). Часть их них была собрана в палубном исполнении как

"Си Харрикейн" ХIIА. Самолеты модификации XII поставлялись канадским ВВС, а

также в СССР.

Один "Харрикейн" XII в Канаде также оснастили лыжами. Это произошло в

начале 1943 г. Испытания прошли успешно, если не считать ограничения по

максимальной скорости полета. Тем не менее сочли, что современной боевой

машине лыжи не нужны, и в серию не внедрили. Выпуск вариантов модификации

XII прекратили летом 1943 г.

Всего в Канаде изготовили 1451 "Харрикейн" (по другим данным, 1448 или

даже 1598), что внесло существенный вклад в общее производство. Часть этих

машин прошла в Англии переоборудование в другие модификации. Канадские

части на канадских "Харрикейнах" не воевали. Однако, их привлекали к

противолодочному патрулированию восточного побережья страны. Ни одной

субмарины, правда, они не нашли.

"Харрикейны" в других странах

"Харрикейны" поставлялись в различные страны. На первом месте,

конечно, стоят страны Британского содружества. О Канаде разговор уже был. В

Австралию прибыл всего один "Харрикейн" I, его прислали в сентябре 1941 г.

как образец для ознакомления. Но австралийские пилоты получали истребители

этого типа непосредственно на фронте и воевали на них в Египте и на Кипре

до 1944 г. Образец же закончил свою судьбу связным самолетом в 1946-м. В

Южно-Африканский Союз "Харрикейны" передали в начале 1939 г. Первой партией

самолетов перевооружили одно звено 1-й эскадрильи. После начала войны на

новую технику перешла вся часть; в таком составе она в 1940 г. отправилась

воевать с итальянцами в Восточной Африке. Туда же потом прибыли еще две

эскадрильи истребителей. Южноафриканские части в Египте летали на

"Харрикейнах" типов II В и II С до конца 1942 г.; последние машины состояли

в ПВО Александрии. "Харрикейн" стал основным типом истребителя в молодых

индийских ВВС. Их единственная эскадрилья перешла на эти самолеты в июне

1942 г. В сентябре сформировали вторую. К февралю 1944 г. на "Харрикейнах"

типов II В, II С и IV летали семь индийских эскадрилий, в том числе две

разведывательные. Индийцы использовали самолеты как истребители,

истребители-бомбардировщики, ближние разведчики и штурмовики в боях в

Бирме. В частности, они сыграли большую роль в наступлении на Аракан в

декабре 1944 г. Когда в июне 1945 г. все авиачасти отвели в Индию, в строю

имелось свыше 300 "Харрикейнов". На этих машинах получил боевой опыт весь

костяк военно-воздушных сил будущих независимых Индии и Пакистана.

Некоторое время использовала "Харрикейны" и авиация "Свободной

Франции". Они воевали в Ливии. Еще две эскадрильи укомплектовали

"Харрикейнами" в 1943 г., но в бой они пошли уже на американских

"Тандерболтах". Также недолго летала на них эскадрилья ОС 111/3, воевавшая

потом на Р-39.

Финляндии в феврале 1940 г. выделили 12 "Харрикейнов" I, в виде помощи

от Англии в период советско-финляндской войны. 5 февраля в Великобританию

прибыла на переучивание группа финских пилотов. Подготовили их быстро: уже

29 февраля первые шесть истребителей вылетели из Шотландии в Швецию. 7

марта самолеты поступили на вооружение. За остававшиеся до перемирия три

дня они, по-видимому, не успели совершить ни одного боевого вылета; во

всяком случае, об этом не упоминают даже финские историки.

В период между окончанием "зимней" войны и началом Великой

Отечественной "Харрикейны" перекидывали из эскадрильи в эскадрилью. Одно

звено в июле 1941 г. разместили в Утти и включили в систему ПВО северо-

восточной части Финляндии. В июле 1941 г. по финским данным были сбиты 5

советских самолетов. С июня 1942 г. две машины использовались в ПВО

Хельсинки. Во второй половине войны "Харрикейны" финнами применялись мало.

Случаев боев советских "Харрикейнов" с финскими неизвестно, хотя с

машинами других типов они сталкивались. В частности, в ноябре 1941 г.

летчики 65-го полка сбили один "Харрикейн" (на И-153). До конца мая 1944 г.

последние финские "Харрикейны" служили как вспомогательные.

Еще один наш противник в Великой Отечественной войне, Румыния,

приобрела партию из 12 "Харрикейнов" I. Первые самолеты поступили в Румынию

в августе 1939 г. Ими вооружили 52-ю эскадрилью 5-го авиаполка. В июне 1941

г. они использовались на фронте в Молдавии, а затем под Одессой. С ними

неоднократно сталкивались в воздухе наши летчики. Но у немцев силуэт

"Харрикейна" вызывал четкий условный рефлекс: по румынским истребителям

вовсю лупили зенитки и "мессершмитты". Спасая технику от подобного усердия

союзников, уже в октябре 1941 г. румынское командование отправило

"Харрикейны" в тыл. До 1943 г. они патрулировали побережье Черного моря.

Турки тоже купили в 1939 г. 15 "Харрикейнов" I. В порядке военной

помощи в 1942 г. им передали еще одну небольшую партию II В и II С. Эти

машины эксплуатировались до 1945 г.

Ирландцы интернировали самолет, совершивший в 1942 г. вынужденную

посадку на их территории, а затем и еще два. В 1943 г. Великобритания

официально поставила в эту страну четыре "Харрикейна" I, но получила

обратно два ранее интернированных. К концу войны к ним добавили семь машин

типа I и шесть II С.

В 1943 г. Великобритания и Португалия заключили договор об отмене

права на базы на Азорских островах на военную помощь. Вследствие этого в

августе туда направили 15 "Харрикейнов" II С, а в 1945 г. - дополнительные

50. Ими оснастили полностью два полка и отдельную эскадрилью ПВО Лиссабона.

Формально нейтральный Египет периодически получал самолеты из резервов

британских ВВС. С 1941 г. в их число вошли и "Харрикейны". Две эскадрильи

летали на них до 1945 г.

В середине 1939 г. 18 "Харрикейнов" I заказало правительство Ирана. Но

фактически отправили только две машины: одну в 1939 г. и одну в 1940 г.

Остальные попали в строй британских ВВС. Правда, в конце войны иранцам

передали 10 самолетов из 74-й эскадрильи, базировавшейся тогда в Иране,

оккупированном советскими и английскими войсками. Эти самолеты стали не

нужны после перехода этой части на "Спитфайры". После войны "Хаукер"

восстановила контракт 1939 г. и в 1946 г. отправила 16 истребителей,

прошедших капитальный ремонт. Один из самолетов этой партии являлся учебным

двухместным. Это была переделка модели II С. Сперва обе кабины были

открытыми, а между ними находилась остекленная секция. Затем заднюю кабину

прикрыли, и, наконец, одели на нее фонарь от "Темпеста". В таком виде и

отправили самолет Иран,

"Харрикейны" в России

"Харрикейны" стали первыми боевыми самолетами союзников, прибывшими в

СССР. 28 августа 1941 г. 24 истребителя "Харрикейн" II В поднялись с палубы

авианосца "Аргус" и затем приземлились на аэродроме Ваенга под Мурманском.

Машины входили в состав 151-го крыла британских ВВС, отправленного на

помощь советским частям в Заполярье. Через некоторое время к ним

присоединились еще 15 "Харрикейнов", доставленных грузовыми судами в

архангельский порт.

Вслед за "первыми ласточками" с "Аргуса" на судах северных конвоев

стали прибывать контейнеры со все новыми "Харрикейнами". Впоследствии эти

истребители поступали в нашу страну и через Иран. Всего за 1941-44 годы в

СССР приняли 3082 самолета этого типа (в том числе военная авиация получила

2834 машины). Нам было отправлено, по крайней мере, 210 машин модификации

II А, 1557 – II В и аналогичных канадских X, XI и XII, 1009 – II С, 60 -

110 и 30 - типа IV. Часть "Харрикейнов" II А на самом деле являлась

переделкой старых самолетов типа I, проведенной фирмой "Роллс-Ройс". Осенью

1942 г. нам достался и один "Си-Харрикейн", катапультированный с одного из

транспортов конвоя РQ-18 и севший в Архангельске. 37 "Харрикейнов" II В

151-го крыла официально передали советской стороне в октябре 1941 г. А еще

до этого, 22 сентября 1941 г., комиссия НИИ ВВС под председательством

полковника К.А.Груздева приняла первый "Харрикейн" (номер 22899),

поставленный в нашу страну "напрямую". Комиссия сделала свое заключение

только на основании осмотра машины, поскольку лишь на следующий день в СССР

отправили инструкцию и описание. В акте констатировано, что самолет далеко

не новый, потрепанный, не хватало рукоятки запуска, часов и боекомплекта.

Этот случай не был исключением - наоборот, для первых партий "Харрикейнов"

это являлось нормой.

По данным испытаний, оперативно проведенных в НИИ ВВС, по скорости

машина занимала промежуточное положение между И-16 и Як-1. Своему основному

противнику на Севере, немецкому Вf-109Е, он уступал в скорости на малых и

средних высотах (на 40-50 км/ч) и в скороподъемности. Лишь на высотах 6500-

7000 м их возможности становились примерно равными. При пикировании

громоздкий "Харрикейн" "парашютировал", что не позволяло ему быстро

разгоняться. Правда, в актив ему можно было записать небольшой радиус

разворота, достигавшийся за счет малой нагрузки на крыло, что позволяло

вести бой на горизонталях. Весьма неудачно, с советской точки зрения, было

сконструировано шасси. Несмотря на достаточно заднюю центровку, капотажный

угол был всего 24 град. с учетом торможения, в то время как наш НИИ ВВС

определял минимум в 26,5 град. Он становился еще меньше по израсходовании

боеприпасов и горючего. Поэтому при посадке на неровный грунт полевых

аэродромов опасность скапотировать была очень высока. При этом, в первую

очередь, ломались деревянные лопасти винта "Ротол"; в отличие от

металлических, ремонту они почти не поддавались.

Скапотировать "Харрикейн" мог и при рулежке. У этого истребителя была

неприятная склонность поднимать хвост при работающем моторе (аналогичное

свойство наблюдалось и у отечественных "Яков"). Чтобы предохранить машину

от неприятностей, нередко на заднюю часть фюзеляжа сажали одного-двух

механиков.

Боеспособность "Харрикейнов" снижалась и вследствие нехватки

запчастей. Самым большим дефицитом были пропеллеры "Ротол". Они не только

ломались при капотировании, растрескивались от попадания пуль, но и

повреждались подсасываемыми на взлете камнями. Временами из-за винтов до

50% поставленных самолетов стояло "на приколе". В конечном итоге, в марте-

апреле 1942 г. в Советском Союзе наладили выпуск запасных лопастей к

английским винтам.

Однако, не стоит выставлять "Харрикейн" лишь в черном свете. Наши

летчики обнаружили у этого истребителя и вполне определенные достоинства.

Несмотря на некоторую громоздкость, самолет оказался прост и послушен в

пилотировании. Невелика была нагрузка на ручку, эффективны триммеры рулей.

"Харрикейн" легко и устойчиво выполнял различные фигуры, будучи вполне

доступен летчикам средней квалификации, что было немаловажно в условиях

военного времени. Понравилась нашим пилотам и просторная кабина с хорошим

обзором. Большим плюсом являлась полная радиофикация поступивших

"Харрикейнов" (напомню, что на советских истребителях того времени

передатчики полагалось ставить на каждый третий самолет, а в

действительности и это не выполнялось). Но английские рации работали на

батарейном питании (хотя на самолете устанавливался аккумулятор) и зимой,

особенно на севере, их заряда хватало лишь на 1,5-2 часа работы, как их не

укутывали наши механики.

Но даже с учетом всех плюсов итог был однозначен - в конце 1941 г.

"Харрикейн" значительно уступал истребителям противника. Поэтому, после

получения этих машин, их начали переделывать по своему разумению, стараясь

если не устранить, то хотя бы смягчить основные недостатки английского

истребителя.

Уже осенью 1941 г. в 78-м иап по предложению его командира Б.Ф.

Сафонова была произведена переделка полученных самолетов под советское

вооружение. Вместо четырех "Браунингов" поставили два пулемета УБК калибра

12,7 мм с запасом по 100 патронов на ствол и добавили два держателя под 50-

кг бомбы. Огневую мощь усилили также четырьмя реактивными снарядами РС-82.

В январе 1942 г. в 191-м иап на самолете Н.Ф.Кузнецова поставили две пушки

ШВАК. Подобные работы проводились и в других частях, причем повсеместно

монтировались по 4-6 реактивных снарядов.

Нарекания вызывала и слабая бронезащита "Харрикейна". Поэтому штатные

бронеспинки часто снимали и заменяли советскими. Это сначала делали прямо в

полках (на самолете того же Кузнецова, к примеру, поставили спинку от

разбитого И-16), а затем и в заводских условиях при замене вооружения, о

чем речь пойдет далее.

Эта первая военная зима доставила немало хлопот полкам,

эксплуатировавшим английские истребители. Отмечалось забивание грязью и

льдом зарядных штуцеров пневмосистемы (у части машин они размещались в

ступице колеса), разрывы или закупорка шлангов и трубок, выход из строя

бортовых воздушных компрессоров. Замерзало оружие и элементы бортового

оборудования. Для борьбы с этим в магистрали врезались дополнительные

сливные краны, обеспечивавшие полный слив охлаждающей смеси и масла на

стоянке, утепляли трубопроводы, аккумуляторы и батареи. Винты "Ротол" на

малом шаге на стоянке промерзали (замерзало масло). Чтобы избежать этого,

на втулку винта под кок одевали войлочный колпак. Радиаторы на стоянке

затыкали специальными подушками, а в полете загораживали часть радиатора

обыкновенной дощечкой, размеры которой рекомендовалось подбирать "опытным

путем". Ряд трудностей был связан с попыткой эксплуатировать "Харрикейн" с

водой в системе охлаждения вместо "гликоля". Для этого в систему

приходилось вносить ряд изменений: снимали термостат, отрегулированный по

"гликолю" и не пропускавший в радиатор жидкость с температурой ниже 85

град., убирали шунтовую трубу (в об ход радиатора) и отключали ряд

второстепенных контуров, таких, например, как подогрев карбюратора.

Впоследствии у нас перешли на отечественные антифризы, отличавшиеся большей

морозостойкостью.

В марте 1942 г. советское командование решило провести полную

модернизацию вооружения "Харрикейнов", приведя его в соответствие с

требованиями времени. Для сравнения изготовили три варианта

модифицированного "Харрикейна": с четырьмя 20-мм пушками ШВАК, двумя ШВАК

и двумя крупнокалиберными пулеметами УБТ (именно в турельном варианте, что,

по видимому, было связано с более удобной установкой в отсеке вооружения)

и, наконец, с четырьмя УБТ. Последний вариант дал выигрыш в весе без ущерба

другим характеристикам, но принят как основной был второй, что можно было

объяснить недостатком крупнокалиберных пулеметов весной 1942 г. Более того,

первые партии выпускались вообще с четырьмя ШВАК. Программой модернизации

вооружения "Харрикейна" также предусматривалась установка под крыльями

бомбодержателей и шести направляющих под РС-82.

Первоначально планировали, что "Харрикейны" будут дорабатываться в

Горьком. Но местный авиазавод был полностью загружен истребителями

Лавочкина, поэтому переделку под отечественное оружие осуществляли на

московском заводе №81 и в Подмосковье, в Подлипках, в мастерских 6-го иак

ПВО. Там дорабатывались как вновь поступившие от англичан самолеты, так и

уже побывавшие на фронте. Бригады с завода №81 производили эту операцию и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.