бесплатно рефераты
 

Курсовая: Административная ответственность за коррупционные деяния по законодательству Украины

отмечалось, является установленный порядок осуществления служебных полномочий

лицами, уполномочен­ными на выполнение функций государства. Кроме того,

каждо­му конкретному коррупционному правонарушению, в зависи­мости от

выполняемых уполномоченными на то лицами функ­ций государства, присущ его

непосредственный объект. Напри­мер, установленный порядок предоставления

лицами, уполно­моченными на выполнение функций государства, информации

юридическим и физическим лицам; установленный порядок ока­зания этими же лицами

содействия в осуществлении предпри­нимательской деятельности иными лицами и

т.д.

Объективная сторона всех коррупционных правонару­шений

характеризуется действием (например, осуществление функций поверенного третьих

лиц) либо бездействием (несостав­ление протокола о совершении коррупционного

правонаруше­ния).

Последствия совершения коррупционного правонарушения в диспозициях конкретных

норм Закона не предусмотрены и значения для квалификации указанных действий

(бездействий) как

коррупционных правонарушений не имеют.

Кроме того, для ряда коррупционных правонарушений харак­терен такой признак

объективной стороны, как способ его совер­шения (например, получение кредита

путём использования льгот, не предусмотренных действующим законодательством).

Субъективная сторона коррупционных правонарушений

характеризуется прямым умыслом: виновное лицо осознаёт об­щественную опасность

и противоправность совершаемого им дей­ствия или бездействия, и желает его

совершить. I' Для некоторых составов коррупционных правонарушений ха­рактерны

цель и мотив. Ни одно из коррупционных правонару­шений не совершается по

неосторожности.

Субъект.

Все коррупционные деяния предполагают их совершение специальным субъектом

– лицом уполномоченным на выполнение функций государства.

Понятие государственных служащих вытекает из статьи 1 Закона Украины «О

государственной службе», где указано, что «государственная служба в Украине —

это профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в

государствен­ных органах и их аппарате по практическому выполнению за­дач и

функций государства и получают заработную плату за счёт государственных

средств. Эти лица являются государствен­ными служащими и имеют соответствующие

служебные пол­номочия».

Таким образом, к государственным служащим можно отнес­ти лиц, которые:

— занимают должности в государственных органах и их ап­парате;

— профессионально занимаются деятельностью по практическому выполнению

задач и функций государства;

— получают за это заработную плату за счёт государственных средств.

Понятие должности сформулировано в статье 2 Закона «О

государственной службе». Под ней понимается определен­ная структурой и штатным

расписанием первичная структур­ная единица государственного органа и его

аппарата, на кото­рую возложен установленный нормативными актами круг

слу­жебных полномочий.

Должности могут быть выборными или такими, на которые государственные

служащие назначаются. При этом избранию или назначению может предшествовать

согласование и сопут­ствовать утверждение на должность. Последние бывают

посто­янными или временными (например, должность председателя окружной

избирательной комиссии по выборам народных депу­татов Украины учреждаются

только на период избирательной кампании).

Основной признак должности как служебного места, занима-

емого государственным служащим — это присущие ей юриди­чески властные

полномочия, включающие право на приём (увольнение) работников, издание

обязательных актов правово­го характера; осуществление контроля за их

выполнением; сти­мулирование реализации соответствующих предписаний

зако­нодательных актов экономическими, организационными и юри­дическими

принудительными мерами, а также совершение слу­жебных действий, влекущих

юридические последствия — со­ставление протоколов, актов ревизии, служебных и

докладных записок, справок, проектов нормативных актов. Служебными действиями

государственных служащих являются не только властные распоряжения, но и их

реальное осуществление.

Должность как служебное место отличается от должности как рабочего места,

которое занимают служащие, выполняющие фун­кции по обеспечению технических,

производственных, инфор­мационных и иных процессов (машинистки, операторы ЭВМ,

технички и т.д.), в том числе обслуживающий персонал.

Необходимо отметить, что к государственным служащим не могут быть отнесены

лица, проходящие стажировку в соот­ветствии с Положением о порядке стажировки в

государствен­ных органах, утверждённым постановлением Кабинета Минист­ров

Украины от 1 декабря 1994 г., поскольку они не занимают должностей в

государственных органах, а лишь претендуют на это.

Как следует из статьи 4 Закона «О государственной службе», государственными

служащими не могут быть иностранцы и лица без гражданства.

Под органами государства следует понимать отдельных государственных

служащих (как правило, высших должностных лиц государства) или

структурно-организованные коллективы государственных служащих, которые наделены

властными полномочиями, т.е. полномочиями устанавливать обязательные правила

поведения и обеспечивать их соблюдение.

Все органы государства (или государственные органы) мож­но разделить на

следующие группы:

1) органы законодательной власти — Верховный Совет

Ук­раины, Верховный Совет Автономной Республики Крым;

2) органы исполнительной власти:

а) высшие — Президент Украины, Администрация Прези­дента Украины, Кабинет

Министров Украины, Совет Минист­ров Автономной Республики Крым, Постоянный

Представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым;

б) центральные — министерства, государственные комите­ты, другие ведомства

(Лицензионная палата при Министерстве экономики Украины, Высшая аттестационная

комиссия Украи­ны и др.);

в) местные — областные. Киевская и Севастопольская город­ские, районные,

районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации

и председатели этих государствен­ных администраций, председатели сельских и

поселковых Со­ветов;

3) органы судебной власти:

а) высшие — Конституционный суд Украины, Верховный Суд Украины, Высший

арбитражный суд Украины;

б) местные — Верховный Суд Автономной Республики Крым, Арбитражный суд

Автономной Республики Крым, областные, ме­жобластные, межрайонные, районные,

городские и военные суды, областные арбитражные суды, арбитражные суды городов

Кие­ва и Севастополя;

4)органы прокуратуры:

а) высшие — Генеральная прокуратура Украины;

б) местные — прокуратура Автономной Республики Крым, областные, районные,

городские, межрайонные, транспортные, военные и другие прокуратуры;

5) контрольные и другие надзорные органы — Националь­ный банк

Украины, Антимонопольный комитет. Фонд государ­ственного имущества, органы

государственного пожарного над­зора, Государственного комитета Украины по

надзору за охра­ной труда. Государственной налоговой службы. Государственной

контрольно-ревизионной службы, государственного санитарно­го надзора,

государственного ветеринарного надзора, рыбоохра­ны, Государственной инспекции

электросвязи, Государственно­го комитета по делам защиты прав потребителей,

таможенные органы и другие, перечисленные в статьях 222—2447, 255 Ко­декса

Украины об административных правонарушениях, в статье 18 Закона «Об

организационно-правовых основах борьбы с орга­низованной преступностью» —

центральные и местные;

6) органы местного самоуправления (сельские, поселковые, городские,

районные, районные в городах Киеве и Севастополе, областные Советы);

7) государственные предприятия и их объединения, госу­дарственные

учреждения и организации, например, издатель­ства газет «Голос Украини»,

«Урядовий кур'ер», другие госу­дарственные издательства,

научно-исследовательские институ­ты, учебно-воспитательные заведения, лечебные

учреждения, му­зеи, театры, центры, фонды и т.д.

Государство является организацией, состоящей из орга­нов, каждый из которых

определённым образом связан с госу­дарством вообще и с другими государственными

органами в частности. Основу внутренних связей государства составляет

ориентация отдельных государственных органов на государство в целом, на его

внутреннюю и внешнюю политику.

Каждый государственный орган, который является элемен­том структуры

государства, в свою очередь имеет свою струк­туру. Таким образом, государство

представляет собой иерархию структур, взаимодействующих между собой;

координируют их

Согласно статье 12коАП, административной ответствен­ности подлежат лица,

достигшие к моменту совершения адми­нистративного правонарушения

шестнадцатилетнего возраста. Данное положение в принципе применимо и к

субъектам кор­рупционных правонарушений, однако законодательство Украи­ны не

предусматривает возможности занятия должностей в го­сударственных органах и их

аппарате лицами, которым не ис­полнилось 16 лет, поэтому речь не идет о

привлечении к ответ­ственности за коррупционные правонарушения таких лиц.

Согласно статье 20 КоАП, не подлежит административ­ной ответственности

лицо, которое во время совершения проти­воправного действия или бездействия

находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать отчёт в

своих дей­ствиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни,

временного расстройства душевной деятельности, сла­боумия или иного

болезненного состояния.

Следует отметить, что хотя, в силу специфики субъектов коррупционных

правонарушений, случаи, когда они могут быть боль­ны хронической душевной

болезнью, а тем более слабоумием, на практике встречаться не должны, иные

проявления рас­стройств душевной деятельности не исключены. При этом

ме­дицинский (болезненное состояние) и юридический (невозможность давать отчёт

в своих действиях и руководить ими) крите­рии невменяемости должны

присутствовать одновременно, пос­кольку факт болезненного состояния души не

всегда свидетель­ствует о невозможности давать отчёт своим действиям (в ста­дии

ремиссии болезни человек действительно ведёт себя как полностью здоровый), и

наоборот, факт невозможности руково­дить своими действиями не всегда

свидетельствует о психичес­кой болезни (при клептомании, например, когда лицо

психоло­гически не может удержать себя от мелких краж). Впрочем, вопрос

разграничения клептоманов, а также так называемых «несунов» и прочих

расхитителей ещё требует своего изучения:

психология определённых групп и даже масс людей, видимо, может становиться

болезненной. По данным пресс-службы Ка­бинета Министров Украины, за девять

месяцев 1995 г. выявлено 60,5 тыс. преступлений в сфере экономики, из них

каждое пя­тое связано с хищением государственного имущества и совер­шено

государственными служащими (см.: Урядовий кур'ер.— 1995.— 23 ноября).

Основанием для освобождения лица, совершившего корруп-ционное

правонарушение, от административной и иной пред­усмотренной Законом

ответственности ввиду его невменяемо­сти может быть только заключение

судебно-психиатрической экспертизы. В случае установления невменяемости лица,

про­изводство по делу о коорупционном правонарушении не может быть начато или,

если оно было начато, подлежит прекраще­нию.

.

Ответственность

Субъекты, указаные в статье 2 Закона, за совершение кор­рупционных

деяний и иных правонарушений, связанных с кор­рупцией, несут административную м

дисциплинарную ответ­ственность на основании настоящего Закона. Вопросы об уго

ловной, гражданско-правовой и материальной ответственнос­ти за

коррупционные деяния и правонарушения, связанные с коррупцией, решаются в

соответствии с требованиями действу­ющего законодательства.

Военнослужащие и другие лица, которые согласно действу­ющему

законодательству привлекаются к ответственности за административные

правонарушения в соответствии с дисцип­линарными уставами, в случае совершения

коррупционных де­яний и иных правонарушений, связанных с коррупцией, несут

ответственность, предусмотренную настоящим Законом.

1. При определённых условиях коррупционные деяния и иные правонарушения,

связанные с коррупцией, приобретают характер преступлений и влекут уголовную

ответственность в соответствии с нормами Уголовного кодекса Украины, что

ука­зывалось выше (см. комментарий к статье 1 Закона).

В отношении административной и дисциплинарной ответствен­ности субъектов

коррупционных правонарушений этот Закон яв­ляется актом прямого действия: он

предусматривает специаль­ные составы указанных правонарушений, специальный

механизм привлечения виновных лиц к административной и дисципли­нарной

ответственности (см. комментарий к статьям 1, 5—12 За­кона), регламентирует

другие связанные с этим вопросы.

2. Положение части 1 статьи 3 настоящего Закона о том, что субъекты

коррупционных деяний и иных правонарушений, свя­занных с коррупцией, несут

административную и дисципли­нарную ответственность на основании этого Закона,

следует по­нимать так, что иные законодательные акты Украины и их от­дельные

нормы, предусматривающие основания и порядок при­влечения указанных лиц к

административной и дисциплинар­ной ответственности, могут применяться лишь в

той мере, в ко­торой они не противоречат требованиям этого Закона. Иное

пол­ожение вещей внесло бы такой беспорядок в вопросы примене­ния Закона «О

борьбе с коррупцией», при котором его дей-ствие оказалось бы невозможным.

3. В части 3 статьи 2 Кодекса Украины об административ­ных правонарушениях

(КоАП) подчёркивается, что положения Кодекса распространяются и на

административные правонару­шения, ответственность за совершение которых

предусмотрена законодательством, ещё не включенным в Кодекс. Слово «ещё» в

данном контексте может означать лишь то, что авторы КоАП являются

приверженцами концепции кодифицирования всех норм, предусматривающих

административную ответственность. Полностью разделяя требование части 3

статьи 2 данного Ко­декса, не можем согласиться лишь с необходимостью

включе­ния норм Закона «О борьбе с коррупцией» в КоАП хотя бы пото­му, что

ответственность за коррупционные деяния и другие правонарушения, связанные с

коррупцией, как правило, является одновременно

административной и дисциплинарной, кро­ме того, в отдельных случаях

предусматривает дополнительные ограничения. Для Кодекса Украины об

административных пра­вонарушениях это явно не характерно.

4. Если говорить об административной ответственности, ко­торая

применяется за совершение коррупционных деяний и иных правонарушений, связанных

с коррупцией, следует при­знать, что при её применении действуют все общие и

процессу­альные нормы, содержащиеся в главах 1—4, 18—33, а также в статье 221

Кодекса Украины об административных правонару­шениях, не противоречащие Закону

«О борьбе с коррупцией», а также конкретные нормы указанного Закона, прежде

всего уста­навливающие вид и меру ответственности. \

Так, в соответствии со статьями 7, 8 КоАП:

— никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с

административным правонарушением иначе как на основани­ях и в порядке,

установленных законодательством;

— применение уполномоченными органами и должностными лицами мер

административного воздействия производится в пре­делах их компетенции, в

соответствии с законодательством;

—— соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за

административные правонарушения обеспе­чивается систематическим контролем со

стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом

обжалования, другими установленными законодательством спо­собами;

— лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит

ответственности на основании законодательства, дей­ствующего во время и по

месту совершения правонарушения;

— акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные

правонарушения, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на правонарушения,

совершённые до изда­ния этих актов;

— акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные

правонарушения, обратной силы не имеют;

— производство по делам об административных правонару­шениях ведётся на

основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела

о правонарушении, п

Перечисленные общие положения имеют значение и для при- | менения Закона «О

борьбе с коррупцией». При этом следует учитывать, что основания для применения

мер воздействия за коррупционные правонарушения содержатся только в указан­ном

Законе; применять эти меры воздействия может только суд,/ решения которого

обжалованию не подлежат, но могут быть опротестованы; Закон «О борьбе с

коррупцией» как акт, устанав­ливающий ответственность за коррупционные

правонарушения, обратной силы не имеет. 1

5. В соответствии со статьей 9 КоАП административным пра-^

вонарушением признаётся посягающее на государственный или

общественный порядок, собственность, права и свободы граж­дан, на установленный

порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное)

действие или бездей­ствие, за которое законодательством предусмотрена

админис­тративная ответственность.

• По аналогии конструкции данного определения, коррупци-онным

правонарушением следует признавать общественно-опас­ное, посягающее на

установленный порядок осуществления ли­цами, уполномоченными на выполнение

функций государства, предоставленных им полномочий, противоправное,

умышленное действие или бездействие, за которое Законом Украины «О борьбе с

коррупцией» предусмотрена административная и иные виды ответственности.

Данное понятие раскрывает материальное содержание, юри­дическую природу и

социальную сущность коррупционного пра­вонарушения и тем самым определяет такие

его признаки, как общественная опасность, противоправность, наказуемость,

винов­ность и объект посягательства.

Конкретные составы коррупционных правонарушений пре­дусмотрены в статьях 1,

5—11 Закона «О борьбе с коррупцией», в которых описываются конкретные

проявления противоправно­го поведения, включающие объективные и субъективные

при­знаки, а также пределы наказуемости. Поведение субъектов, уполномоченных на

выполнение функций государства, не огра­ничено запретами, изложенными в

указанных статьях Закона, не имеет юридического значения при его применении.

(-->. 6. В отличие от общих принципов законодательства об

ответ­ственности за административные правонарушения, в соответст­вии с которыми

создание условий для административного пра­вонарушения не является основанием

для привлечения к ответ­ственности, в Законе «О борьбе с коррупцией»

предусмотрена ответственность за совершение не только коррупционных дея­ний, но

и нарушение определённых ограничений, направленных на предупреждение

коррупционных деяний, которые сами по себе, в отрыве от общего смысла и

содержания Закона, выгля­дят как виды подготовительных действий или способы

покуше­ний на совершение коррупционных деяний.

^^ 7. Принципы законодательства об административных

право­нарушениях не исключают того, что за определённые админис­тративные

правонарушения можно понести также дисциплинар­ную, гражданско-правовую,

материальную и иную ответствен­ность. Взаимоисключающими являются лишь

административ­ная и уголовная ответственности за совершение одного и того же

деяния.

|8. В отличие от административных правонарушений, многие из которых не носят

общественно-опасный характер, хотя и яв­ляются антиобщественными

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.