бесплатно рефераты
 

Курсовая: Административная ответственность за коррупционные деяния по законодательству Украины

проявлениями, коррупционные пра-

вонарушения, в каких бы конкретных деяниях они не выража­лись, всегда

представляют общественную опасность, посколь­ку они объективно способны

причинять или создавать угрозу причинения вреда государству и обществу, а

именно установ­ленному порядку осуществления служебных полномочий лица­ми,

уполномоченными на выполнение функции государства.

9. Признак противоправности отражает запрещённость оп­ределённого

поведения как причиняющего или создающего уг­розу причинения вреда.

10. Признак наказуемости является обязательным для кор­рупционных

правонарушений, поэтому нормы, предусматрива­ющие их, выгодно отличаются от

некоторых других. Напри­мер, в соответствии со статьей 5 Закона «О статусе

депутатов местных ^Советов народных депутатов» депутат не может исполь­зовать

свой депутатский мандат в целях, не связанных с депу­татской деятельностью.

Однако случаи нарушения этого запре­та неединичны, хотя ответственности за это

виновные депутаты практически не несут благодаря тому, что для приведенной

нор­мы, содержащей признаки противоправности и виновности, при­знак

наказуемости не характерен.

11. Виновность как признак коррупционных правонаруше­ний

предполагает наличие у лица соответствующего психичес­кого отношения к

совершённому действию или бездействию, а именно умысла, о чем свидетельствует

проведенный анализ норм Закона «О борьбе с коррупцией»

Целью административного взыскания в виде штрафа, который, согласно

статьям 7—11 Закона «О борьбе с корруп-щией», налагается на правонарушителей,

является, как целью •любого другого административного взыскания, воспитания

лица в духе соблюдения законов, так и предупреждением подобных

нарушений как самим правонарушителем, так и другими ли­цами, уполномоченными на

выполнение функций государства (по аналогии со статьей 23 КоАП).

г-\ 24. Статьями 24—32 КоАП предусмотрены различные виды

,' административных взысканий. При этом, как следует из смыс-' ла статьи 24

КоАП, за конкретное правонарушение может быть ' применено лишь такое взыскание,

которое прямо предусмотре­но в норме, предусматривающей ответственность за это

право­нарушение. Из всех видов административных взысканий Зако­ном «О борьбе с

коррупцией» предусмотрен лишь штраф, кото­рый является основным видом наказания

и может взыскиваться только в денежной форме в тех относительно-определённых

раз­мерах, которые установлены нормами указанного Закона.

Дополнительными видами административных взысканий, со­гласно статье 25

КоАП, являются конфискация и возмездное изъятие предметов, однако они, наряду

со штрафом, по делам о коррупционных правонарушениях применяться не могут,

пос­кольку в санкциях статей 7—11 Закона «О борьбе с коррупцией» не

предусмотрены. Часть 3 статьи 1 этого Закона предполагает специфический порядок

взыскания (возмещения) предметов кор­рупционных правонарушений, который,

согласно пункту 4 пос­тановления Верховного Совета Украины от 5 октября 1995 г.

«О порядке введения в действие Закона Украины «О борьбе с коррупцией»,

регулируется специальным Положением, приня­тым Кабинетом Министров Украины.

Правила наложения административного взыскания за

коррупционные правонарушения регулируются главой 4 КоАП. В соответствии с ними:

— взыскание за коррупционное правонарушение налагается судом в пределах,

установленных в санкциях статей 7—11 За­кона «О борьбе с коррупцией»;

— при наложении взыскания учитываются характер совер­шённого

правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение,

обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

— при совершении лицом двух и более коррупционных пра­вонарушений

административное взыскание налагается в пред­елах санкции, установленной за

более серьёзное правонаруше­ние из числа совершённых. При этом могут

применяться также иные виды дополнительной ответственности, предусмотренные

санкциями этих норм (см. комментарий к статье 7 Закона);

— административное взыскание может быть наложено не поз­днее двух месяцев

со дня совершения коррупционного правона­рушения, при длящемся правонарушении —

двух месяцев со дня его обнаружения, а в случае отказа в возбуждении

уголов­ного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя

признаков коррупционного правонарушения — не позднее месяца со дня принятия

решения об отказе в возбужде­нии уголовного дела либо о его прекращении (при

этом давнос-тный срок завершается в 12 часов ночи последних суток

уста­новленного срока). —----

Срок, по истечении которого лицо считается не подвер­гавшимся

административному взысканию, в сатьях 7 и 8 За­кона «р борьбе о.

коррупцией» устанавливается иначе, чем Э10\ определено в статье 39

КоАП Украины, где такой срок равен году со дня окончания исполнения взыскания.

Анализ норм, изложенных в указанных статьях, показывает, что лицо счита­ется не

подвергавшимся административному взысканию лишь после того, как пройдёт три

года со дня его увольнения с дол­жности или иного отстранения от выполнения

функций госу­дарства, связанного с совершением им коррупционного деяния;

если речь идёт о народном депутате Украины, народном депута­те Автономной

Республики Крым, депутате или председателе местного Совета народных депутатов —

пять лет с момента пре­кращения депутатских полномочий, связанного с

совершением/ такого деяния. В случае, когда лицо уволено с должности или иным

образом отстранено от выполнения функций государства за нарушение им

специальных ограничений, предусмотренных статьей 5 Закона, такой срок составляет

один год со дня его уволь­нения (иного отстранения от выполнения функций

государст­ва). В случае совершения иных правонарушений, связанных с 1

коррупцией, предусмотренных статьями 6, 9—11 Закона, срок, по истечении

которого лицо считается не подвергавшимся ад­министративному взысканию,

законодательством Украины не установлен. Его следовало бы установить в

пределах, предус­мотренных статьей 39 КоАП Украины.

Дисциплинарная ответственность за совершение

корруп­ционного деяния и иного правонарушения, связанного с кор-1) рупцией,

является производной от административной ответствен-1 нести за такие же

правонарушения. Она применяется на основа-! нии постановления суда о

привлечении к административной от­ветственности за эти правонарушения и в

случаях, предусмот­ренных частями 1 и 2 статьи 7, частью 2 статей 8 и 9, частью

3 статей 10 и 11 Закона «О борьбе с коррупцией». ,

28. Основания и порядок привлечения лица к дисциплинарной ответственности

за совершение коррупционного деяния или ;

иного правонарушения, связанного с коррупцией, определяют­ся нормами иных

законодательных актов Украины в части, не противоречащей Закону «О

борьбе с коррупцией».

раины предусматривают обязательное получение письменного объяснения от

лица, совершившего дисциплинарный просту­пок, а в случае необходимости —

проведение служебной провер­ки, срок который не может превышать двух месяцев. О

наложе­нии дисциплинарного взыскания издаётся приказ прокурора, с которым

работник ознакамливается под роспись. С приказом могут быть ознакомлены

работники соответствующей прокура­туры, а также, при необходимости, личный

состав органов про­куратуры Украины.

54. Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Укра­ины каких-либо

особенностей дисциплинарного производства, по сравнению с положениями КЗоТ

Украины и Закона «О госу­дарственной службе» не установлено.

55. Во Временном дисциплинарном уставе Вооружённых Сил Украины данный

порядок регламентируется достаточно подроб­но. Статьями 87—111 устава

предусмотрено проведение дисцип­линарного расследования, установлен срок его

проведения (5 суток), определены лица, которым можно или нельзя поручить его

проведение, указаны порядок принятия решения о наложе­нии дисциплинарного

взыскания и его оглашения.

56. Как следует из статей 222, 232 КЗоТ Украины, обжало­вание

дисциплинарного взыскания в виде увольнения с дол­жности любого

государственного служащего, кроме судей, прокурорско-следственных работников и

имеющих классные чины работников учебных, научных и других учреждений

прокурату­ры, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующе­го составов

органов внутренних дел, производится в районном (городском) суде в порядке,

установленном статьями 233—241' КЗоТ Украины.

57. Согласно пункту 5 статьи 35 Закона «О статусе судей», судьями

обжалуется не сам факт увольнения с должности, а лишь решение квалификационной

комиссии о наложении дисципли­нарного взыскания. Обжалование производится в

течение 10 дней в Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

58. Работником прокуратуры Украины приказ об увольнении его с должности

может быть обжалован в Верховный Суд Украи­ны в месячный срок со дня

ознакомления с приказом, как ука­зано в части 2 статьи 16 Дисциплинарного

устава прокуратуры Украины.

59. В соответствии со статьями 40, 43 Дисциплинарного ус­тава органов

внутренних дел Украины, при увольнении со служ­бы по инициативе администрации

работник милиции обжалу­ет неправомерные действия начальников у вышестоящих

дол­жностных лиц, а в случае отклонения ими его жалобы — обра­щается в суд. В

органах внутренних дел жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного

месяца; в случае необходимости проведения специальной проверки этот срок

может быть прод­лён ещё на один месяц.

60. Согласно действующему порядку, установленному в стать­ях 118—122

Временного дисциплинарного устава Вооружённых Сил Украины, военнослужащий

подаёт жалобу о его незаконном увольнении со службы непосредственному

начальнику того лица, чьим решением он был уволен, а в случае отклонения им

жало­бы — в военный суд.

61. В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона «О борьбе с коррупцией»

государственный или выборный орган, после по­лучения постановления суда о

наложении административного взыскания на лицо, совершившее правонарушение,

связанное с коррупцией, вправе самостоятельно решать вопрос об увольне­нии

виновного с должности или об ином его отстранении от вы­полнения функций

государства. При этом факт совершения ука­занного правонарушения считается

установленным.

Служебным расследованием (проверкой) могут устанавливать­ся лишь отдельные

обстоятельства совершения коррупционного правонарушения, связанные с нарушением

служебных (трудо­вых) обязанностей лица, причины совершения правонарушения и

условия, ему способствовавшие. По окончании расследования соответствующим

государственным органом (должностным ли­цом) не может быть принято решение о

Применении к виновно­му другого вида дисциплинарного взыскания, кроме

увольне­ния с должности, поскольку последнее предусмотрено как един­ственно

возможный вид дисциплинарного взыскания за корруп-

ционные правонарушения.

Если решение суда о наложении административного взыска­ния за коррупционное

правонарушение опротестовано в установ­ленном законом порядке, то

государственный орган (должност­ное лицо) обязан приостановить принятие решения

об увольне­нии с должности до вступления в силу постановления суда.

62. Увольнение лица с должности за совершение коррупци­онного

правонарушения должно производиться на основании статьи 41 КЗоТ Украины.

63. Согласно части 7 статьи 32 Закона «О статусе народного депутата

Украины», народный депутат Украины в течение пяти лет после окончания его

полномочий не может быть в порядке дис­циплинарного взыскания уволен с работы

по инициативе владель­ца предприятия, организации, учреждения или

уполномоченного им органа; с воинской службы, службы в органах Министерства

внутренних дел. Службы безопасности Украины — по инициати­ве командования,

исключён из колхоза другого кооператива, учеб­ного заведения, понижен в

должности или в звании без предвари­тельного согласия Верховного Совета

Украины.

Аналогичное положение в отношении действующего народного депутата Украины

законодательством не установлено и установ­лено быть не может, поскольку,

согласно статье 4 Закона «О ста­тусе народного депутата Украины», народный

депутат Украины осуществляет свои полномочия на постоянной основе и не имеет

права занимать другие должности в государственных органах и, их аппарате. В

этой связи следует признать, что в том случае, если народный депутат Украины,

в нарушение действующего законодательства, всё же занимает должность

государственного служащего, к нему как к государственному служащему могут

применяться любые меры дисциплинарного взыскания, в том числе увольнение с

должности без предварительного согласия на это Верховного Совета.

64. Законом «О статусе депутатов местных Советов народных депутатов» не

запрещено привлекать депутатов местных Сове­тов к дисциплинарной

ответственности за нарушения, допущен­ные ими по месту их основной работы

(депутаты местных Сове­тов, согласно статье 5 данного Закона, не имеют права

занимать должности глав местных государственных администраций, их

заместителей, руководителей их структурных подразделений, а также являться

прокурорами, судьями и арбитрами, но, со­гласно статье 4 этого же Закона,

осуществляют свои полномо­чия, не порывая с другой служебной деятельностью).

Следовательно, руководители депутатов местных Советов, работающих постоянно

в других государственных органах, вправе привлекать их к дисциплинарной

ответственности за совершение любых дисциплинарных правонарушений, в том числе

и содержащих признаки коррупционных, независимо от привлечения или

непривлечения таких депутатов к адми­нистративной ответственности за

коррупционные правонару­шения.

65. Невозможность привлечь к административной ответствен­ности за

совершение коррупционных правонарушений других лиц, которые пользуются так

называемым правом неприкосно­венности (например, судей), в случаях, когда,

скажем, установ­ленный законодательством двухмесячный срок для привлече­ния

лица к административной ответственности истёк, не исклю­чает их привлечения к

дисциплинарной ответственности в об­щем порядке, поскольку коррупционное

правонарушение всег­да содержит в себе признаки дисциплинарного, а

установлен­ный Законом «О борьбе с коррупцией» порядок привлечения лица к

ответственности за коррупционное правонарушение предус­матривает дисциплинарную

ответственность не как основную, а как производную.

66. Закон «О борьбе с коррупцией» не исключает возможнос­ти привлечения

государственного служащего к дисциплинарной ответственности до возбуждения

административного производ­ства по факту совершения коррупционного

правонарушения, когда руководитель принимает меры дисциплинарного воздействия

вплоть до увольнения с должности на основании проведенного внутреннего

расследования. Кроме того, принятие таких мер не освобождает руководителя от

других его обязанностей, предус­мотренных статьей 10 Закона «О борьбе с

коррупцией».

67. Административная и уголовная ответственности за коррупционные

правонарушения являются взаимоисключающими видами, при этом к административной

лицо может быть при­влечено лишь в том случае, если не имеется оснований для

его привлечения к уголовной ответственности. Основанием уголов­ной

ответственности за коррупционные правонарушения может явиться лишь наличие в

деянии лица состава преступления, предусмотренного определёнными статьями УК

Украины. Это могут быть статьи 165, 166, 168, 172, 176, 176», 254, 2542, 2543,

предусматривающие ответственность за злоупотребление властью или служебным

положением, превышение власти или служебных полномочий, получение взятки,

вынесение судьями заведомо неправосудного решения, приговора, постановления или

определения, вмешательство в разрешение судебных дел, а так­же ряд других

статей УК Украины.

68. Гражданско-правовая и материальная ответственности за коррупционные

правонарушения являются дополнительными видами ответственности и могут

применяться лишь при наличии | соответствующих оснований. Основания

гражданско-правовой ответственности предусмотрены Гражданским и Гражданским

процессуальным кодексами Украины, законами «О собственности», «О залоге», «Об

авторском праве и смежных правах», «Об охране прав на промышленные образцы»,

«Об охране прав на изобрете­ния и полезные модели», «Об охране прав на знаки

для товаров и услуг». Декретом Кабинета Министров Украины «О страховании»,

другими законодательными актами Украины, основания мате­риальной

ответственности — главой 9 КЗоТ Украины и Положе­нием о материальной

ответственности военнослужащих за ущерб, причинённый государству, утверждённым

Постановлением Вер­ховного Совета Украины от 23 июня 1995 года.

Гражданско-правовую ответственность при совершении кор­рупционных

правонарушений государственный служащий или иное лицо, уполномоченное на

выполнение функций государств ва, обязано нести, например, в случае причинения

им физичес­кого, морального или имущественного вреда физическим и юри­дическим

лицам и в других случаях (см. комментарий к ст-ям 13 и 15 Закона).

69. Материальную ответственность лицо, уполномоченное на выполнение функций

государства, в случае совершения им кор рупционного правонарушения, может нести

в случае, если, на пример, это правонарушение связано с причинением вреда

учреждению излишними денежными выплатами, или с неприня­тием руководителем мер

по предупреждению расхищений и т.п. (статья 133 КЗоТ Украины), с незаконным

увольнением подчи­нённого (пункт 8 статьи 134 КЗоТ Украины), с нарушением

во­енным начальником установленного порядка учёта, сохранения, использования и

перевозки военного имущества (статья 11 Поло­жения о материальной

ответственности военнослужащих за

ущерб, причинённый государству) и в других случаях, предус­мотренных

законодательством (см. комментарий к статьям 13, 15 Закона).

70. Частью 1 статьи 15 Кодекса Украины об административ­ных правонарушениях

установлено общее правило, согласно ко­торому военнослужащие и призванные на

сборы военнообязан­ные, а также лица рядового и начальствующего составов

орга­нов внутренних дел несут ответственность за административ­ные

правонарушения в соответствии с дисциплинарными уста­вами. Эта же статья

предусматривает, что на общих основаниях указанные лица несут ответственность

лишь за нарушение пра­вил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и

охраны рыбных запасов, таможенных правил, за совершение корруп-ционных деяний и

иных правонарушений, связанных с корруп­цией, неправомерное использование

государственного имущест­ва, непринятие мер по частному определению суда или

частно­му постановлению судьи, по представлению органа дознания, следователя

или протесту, предписанию или представлению про­курора, за уклонение от

исполнения законных требований проку­рора и контрабанду.

В части 2 статьи 3 Закона «О борьбе с коррупцией» подчёр­кнуто, что

военнослужащие и призванные на сборы военнообя­занные, а также лица рядового и

начальствующего составов ор­ганов внутренних дел, за совершённые коррупционные

деяния и иные правонарушения, связанные с коррупцией, несут адми­нистративную

ответственность на основаниях и в порядке, пред­усмотренных этим Законом, а

также дисциплинарную, граж­данско-правовую и материальную ответственности в

соответст­вии с требованиями действующего законодательства, если эти виды

ответственности подлежат применению в связи с совер­шёнными ими

правонарушениями.

Таким образом, никаких исключений в порядке привлече­ния к ответственности

и в выборе видов и мер ответственности при совершении коррупционных

правонарушений для военно­служащих, призванных на сборы военнообязанных и лиц

рядо­вого и начальствующего составов органов внутренних дел, зако­нодательство

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.