бесплатно рефераты
 

Мировой опыт деятельности торгово-посреднических фирм в организации товародвижения и возможности его использования в сфере торговли

разными членами канала. Если часть их выполняет производитель , его

издержки соответственно растут , а значит , цены должны быть выше. При

передачи части функции посредникам издержки, а следовательно , и цены

производителя ниже.Посредники в этом случае должны взимать дополнительную

плату , чтобы покрыть свои издержки по организации работ . Вопрос о том ,

кому следует различную функции , присущие каналу – это , по сути дела ,

вопрос об относительной результативности и эффективности.

Товародвижение начинается с получения заказа от клиента .Отдел заказов

готовит счета фактуры и рассылает их разным подразделениям фирмы. Изделия

отсутвующие в наличии , записываются в задолженность .Отгруженные изделия

сопровождаются отгрузочной документацией . Копией отгрузочных и платежных

документов направляются различным подразделениям фирмы.И фирма и

потребители оказываются в выгоде, если все эти

действия проводятся быстро и точно. Прямой контакт считается выгодным когда

:

- Количество продаваемого товара достаточно велико и представляется

возможным оправдать расходы на прямой сбыт

- Потребители расположены на относительно не большой территории и их

немного

- Товар требует высокоспециализированного сервиса

- Имеется достаточная сеть собственных складов на рынке , где фирма

реализует свой товар

- Цена часто колеблется

- При установке товара нужно каждый раз учитывать специфику эксплуатации .

Услуги посредника оправданы , если

- рынок горизонтален и требует создания мощной сбытовой сети, а средст

собственных для этих целей недостаточно

- рынок разбросан географически

- велики транспортные расходы

- плохо изучен рынок

Большое значение товародвижению должны придавать и фирмы, занимающиеся

потребительскими товарами, которые не могут допустить риск отсутствия

товара в наличии из-за неудовлетворительного контроля товаров или

несвоевременной поставки. У потребителей ослабевает приверженность

конкретным маркам, если таковые часто отсутствуют в продаже, и они

начинают покупать альтернативные товары. Даже самая лучшая рекламная

компания и стратегия ценообразования бесполезны, если фирма не располагает

эффективной системой товародвижения, обеспечивающей наличие товара в

нужное время в нужном месте. [ 12 ]

Эффективность товародвижения крупных фирм может быть повышена, за счет

организации структурного подразделения – логистики маркетинга , реализующей

логистических подходы управления материалопотоками.

2.2 Роль логистики в организации товародвижения.

Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство

вычислять, рассуждать) – это наука о планировании, организации, управлении,

контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в

пространстве и во времени от их первичного источника до конечного

потребителя. Сегодня, когда каждая компания-производитель разрабатывает

тактику и стратегию привлечения бизнес партнеров и пытается создать свою

инфраструктуру товарных каналов, возникает потребность обращаться к

посреднику как к организатору товародвижения. При этом экономические

расчеты показывают, что использование посредников предоставляет

определенные выгоды. Посредники (транспортные экспедиторы) выполняют

широкий спектр логистических услуг в сфере обслуживания материальных и

информационных потоков и инфраструктуры товарных каналов. В основе их

деятельности различные функции логистики (транспортировка, хранение,

погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, складирование и

обработка заказов...) рассматриваются как взаимосвязанные и

взаимодействующие элементы системы, что и приносит им успех. Концепция

логистики реализуется через систему товародвижения, основными элементами

которой являются:

. технические средства и инфраструктура транспорта;

. материально-техническая база экспедиторских, агентских, брокерских,

лизинговых и других компаний, связанных с процессом движения товаров;

. складское хозяйство и оборудование;

. средства информационного обеспечения и управления.

Основным связующим звеном между производством и потреблением является

транспорт, и поэтому новые технологии связаны с изменением роли транспорта

в условиях функционирования логистических систем. Транспортно-

экспедиционные фирмы берут на себя дополнительные функции, которые

предшествуют непосредственно транспортировке или следуют за ней. Такие,

как: упаковка, маркировка, хранение, сортировка грузов, оформление и

ведение счетов, определение оптимального варианта маршрутов и видов

транспортировки, контроль за процессом движения грузов в пути.

Эффективность выполнения комплекса экспедиторских услуг предполагает

применение технологий, обеспечивающих взаимосвязанную работу функциональных

звеньев, что позволяет обеспечивать контроль выполнения заказа с

использованием единой информационной системы. Новые задачи, связанные с

реализацией логистических принципов, требуют создания соответствующей

коммуникационной инфраструктуры, позволяющей собирать и передавать

информацию участникам системы. В том числе: обеспечение компании

современными информационными услугами, доступ к удаленным ресурсам,

оперативный обмен коммерческой информацией между поставщиками, заказчиками

и посредниками. Информационно-коммуникационные сети обычно представляют

собой совокупность аппаратно-программных средств, образующих узел и

объединенных специальными каналами связи. В узел могут входить: телеграфный

канал, телефонный канал общего пользования, выделенный телефонный канал,

выделенный цифровой коммутируемый канал, канал спутниковой связи. С помощью

таких каналов формируется полная коммуникационная инфраструктура фирмы.

Логистические системы невозможны, прежде всего, без внедрения современных

технологий учета логистических операций при обработке грузопотоков.

Внедрение подобных систем позволяет автоматизировать процесс ввода

информации о движении конкретной физической единицы товара и значительно

ускорить время обработки грузов. [ 9 ]

Усложнение производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х гг. нашего

столетия потребовали более точной увязки логистики со стратегическими

целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм,

их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим

главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и

обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей

эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению

преимуществ перед конкурентами. Ибо, как показала практика, недоучет тесной

связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и

приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и

комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции

без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой

подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется,

ориентация на минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже

отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня

сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала,

задействованного в рамках рыночной стратегии.

Одна из основных задач логистики заключается также в создании

интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и

информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.

С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как:

соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за

материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение

стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов

управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации

полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки

и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями

закупки и производства.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее

функций: оперативные и координационные.

Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением

движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и

распределения и, по существу, мало чем отличается от функций традиционного

материально-технического обеспечения.

К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и

материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика

или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или

торговым хранилищам.

В фазе производства функцией логистики становится управление запасами,

включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии

производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на

оптовые склады и розничные рынки сбыта.

Функции управления распределением продукции охватывают оперативную

организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к

потребителям.

[pic]

Рис. 2.2 Функции управления распределения продукции

К числу функций логистической координации (см. рис.2.2) относятся:

выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и

частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и

прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных,

касающихся заказов и потребностей клиентуры. Перечисленные функции

логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом

смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула –

«маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» – имеет под собой

весомое основание. В известной степени формула применима и к координации

взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика

занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и

выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей

информации.

В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее

направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением

сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой

деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза

спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов,

разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами

готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства,

разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями. [ 13 ]

3. Особенности организации товародвижения в деятельности торговых

предприятий Республике Беларусь

3.1 Особенности посреднической деятельности в Республике Беларусь

На современном этапе развития национальной экономики в условиях уже

относительно сложившихся экономических связей и конкурентной среды

становится актуальным не только общее совершенствование существующих

технологий организации посреднической деятельности, но и внедрение новых

для белорусской экономики методик продвижения товара.

Как для производителя так и для любого посредника сейчас важна

современная грамотно спроектированная технология канала продвижения товара

к конечному потребителю, которая снижает издержки, расширяет возможности в

оказании дополнительных услуг и в конечном итоге повышает финансовый

результат, что позволяет выигрывать в конкурентной борьбе.

Торговое посредничество в экономическом смысле - это весьма широкое

понятие. Оно включает круг услуг, в частности по подыскиванию контрагента,

подготовке и совершению сделки, кредитованию сторон и предоставлению

гарантий оплаты товара покупателем, осуществлению транспортно-

экспедиторских операций, страхованию товаров при транспортировке и

хранении, выполнению таможенных и иных формальностей (например, по

сертификации товара), исследованию рынка сбыта и информационному

обслуживанию поставщика, проведению рекламных и других мероприятий по

продвижению товаров на рынки, осуществлению предпродажного сервиса и

технического обслуживания, а также проведению многих других операций. В

Республике Беларусь посредническая деятельность регламентируется Указом

Президента РБ от 7.03.2000г. № 117 “О некоторых мерах по упорядочению

посреднической деятельности при продаже товаров”[ 2 ]

В нем в частности говорится, что торгово-посредническая деятельность

осуществляется:путем заключения договоров купли-продажи (розничной купли-

продажи, поставки, контрактации), в том числе на основании договоров

поручения или комиссии, только при наличии полученного в установленном

законодательством порядке специального разрешения (лицензии) на

осуществление оптовой и (или) розничной торговли или специального

разрешения на осуществление оптовой и (или) розничной торговли отдельными

видами товаров, если посредником осуществляется оптовая и (или) розничная

торговля исключительно указанными видами товаров. При этом в качестве

существенного условия договора должна указываться цель приобретения

товаров.Реализация товаров за пределы Республики Беларусь осуществляется

при условии выполнения в предыдущем отчетном периоде установленных Советом

Министров Республики Беларусь заказов на поставку товаров для

государственных нужд или по квотам. Предполагается, что производитель

товаров в праве осуществлять их продажу посредникам, получившим специальное

разрешение на осуществление оптовой торговли.

. Посредник вправе осуществлять продажу товаров организациям и гражданам,

в том числе индивидуальным предпринимателям, для собственного производства

и потребления; нерезидентам и резидентам Республики Беларусь для вывоза

этих товаров из Республики Беларусь. Регламентируется также

поставка сырья и материалов, страной происхождения которых является

Республика Беларусь, для переработки на давальческих условиях и она может

осуществляться только:

посредником, имеющим специальное разрешение на осуществление оптовой

торговли.

. Поставка иностранных сырья и материалов для переработки на давальческих

условиях может осуществляться организациями и индивидуальными

предпринимателями, импортирующими эти сырье и материалы, без получения

специального разрешения на осуществление оптовой торговли;

.Посредники - импортеры осуществляют оптовую торговлю иностранными

товарами, везенными ими на территорию Республики Беларусь, без получения

специального разрешения (лицензии), если законодательством не установлено

иное.

В Указе существенно оговорены торговые надбавки применяемые в определенных

случаях, так продажа на территории Республики Беларусь организациями

индивидуальными предпринимателями товаров, приобретенных для собственного

производства и потребления, поставки на переработку на давальческих

условиях и не использованных для этих целей, по ценам, не превышающим более

чем на 5 процентов цену приобретения товара.

Продажа организациями и индивидуальными предпринимателями не

использованных для собственного производства товаров, произведенных в

результате переработки сырья и материалов на давальческих условиях,

осуществляется по ценам, не превышающим более чем на 10 процентов цену

производителя товара.

Приобретение резидентами у нерезидентов товаров, произведенных на

территории Республики Беларусь, осуществляется по ценам, не превышающим

более чем на 5 процентов отпускную цену, установленную производителем

соответствующего товара для потребления его на территории Республики

Беларусь на день заключения договора реимпорта. При приобретении товара по

цене выше установленной разница между ценой приобретения и ценой

производителя товара с учетом 5-процентной надбавки относится резидентом

Республики Беларусь на прибыль, остающуюся в его распоряжении.

Данный Указ вступил в силу с 10.03.2000г, за исключением норм,

предусматривающих получение специального разрешения на осуществление

оптовой торговли, , которые вступают в действие с 1 июля 2000г.

Указ N 117 устанавливает, что посредники, осуществляющие розничную

торговлю товарами, вправе осуществлять и оптовую торговлю этими товарами

только при наличии у них специального разрешения (лицензии) на оптовую

торговлю. Таким образом, посредническая деятельность, во-первых,

трактуется как нечто среднее между непосредственно оптовой торговлей,

осуществляемой производителем или продавцом, не являющимся производителем

товаров, и непосредственно производством, во-вторых, она рассматривается

как некий особый вид деятельности, для осуществления которой требуется

второе, помимо торгово-розничного, разрешение.

Как представляется, такой подход противоречит белорусскому

законодательству. Напомним, Временное положение о порядке выдачи субъектам

хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных

видов деятельности, утвержденное Постановлением Совета министров от 16

октября 1991 г. N 386 и действующее в настоящий момент, устанавливает

следующее:

В случаях, когда один вид деятельности предполагает обязательное

осуществление иных лицензируемых работ, неразрывно связанных с ним

технически и организационно, выдается одна лицензия на основной вид".

Указ № 117 ужесточает и так отнюдь не либерального законодательства в целом

о предпринимательстве и в частности о посреднической деятельности.

Между тем он является обязательным для всех субъектов хозяйствования,

зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории РБ.

Кроме того, субъекты хозяйствования, зарегистрированные за пределами РБ, но

осуществляющие свою деятельность полностью или частично на ее территории,

обязаны получать лицензии в порядке, установленном положением.

А так как Указ №117 определил, что посредники - это юридические или

физические лица - резиденты РБ, то получается, что субъекты хозяйствования,

зарегистрированные за пределами РБ, но осуществляющие свою деятельность

полностью или частично на ее территории, пока не должны получать лицензию

на посредническую деятельность (оптовую торговлю).

Таким образом, юридические или физические лица - резиденты РБ оказываются в

гораздо худших условиях существования, чем нерезиденты, что опять же

противоречит основополагающим нормам права, закрепленным, например, в

Гражданском кодексе.

В скором времени количество посреднических предприятий в Беларуси может

значительно сократиться. Существует опасения, что вряд ли получится выгода

от данного нововведения. Очевидно, что цены на товары не снизятся, а вот их

ассортимент в магазинах заметно сократится. Это с одной стороны. С другой

и без того заполненные склады предприятий эта мера тоже не разгрузит. А вот

количество людей, которые не стоят на бирже труда только потому, что нашли

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.