бесплатно рефераты
 

Своеобразие деловой культуры Японии

|Богатство и престиж правителя запечатлены в названии наиболее известной хроники того |

|периода Эйга-моногатари (Сказание о великолепии). |

|Мощь Фудзивара зависела не только от связей с императорским двором. Семья создала огромные|

|богатства благодаря приобретению земельных владений в провинции, однако не имела войска. |

|Кроме того, члены семьи оставались людьми столицы и двора. Император Го-Сандзё (1068–1072)|

|был первым из правителей, который попытался всерьез укрепить собственную власть, отрекшись|

|в пользу сына, и воспользоваться отцовскими привилегиями в противовес подобным правам, |

|которые обеспечили себе Фудзивара за счет установления родственных отношений с |

|императорами. Таким образом возник прецедент, который т.н. императоры в отставке могли |

|использовать в дальнейшем. Наряду с наблюдавшимся усилением могущества вооруженных |

|феодалов в провинции это способствовало упадку власти Фудзивара. |

|Дальнейшее развитие. Миновав середину эпохи Хэйан, Япония начала отходить от китайской |

|модели. В языке изобретение фонетической слоговой азбуки кана открыло путь к более |

|популярным формам прозы, написанной по-японски (пример – Повесть о Гэндзи), и, хотя |

|китайский оставался языком официальных документов, после 12 в. даже исторические хроники |

|иногда записывались по-японски. В искусстве и архитектуре возникли оригинальные |

|национальные формы; особенно это касается живописи в жанре ямато-э, наиболее известными |

|примерами которой служат картины в свитках. |

|Перемены произошли и в буддизме. Использование простой письменности кана и больший упор на|

|молитву (нэмбуцу), чем на священные писания и ритуал, позволили служителям культа |

|существенно расширить аудиторию. Секта Чистая Земля (Дзёдо), основанная Хонэном |

|(1133–1212), и секта Истинно Чистой Земли (Синсю), созданная его учеником Синраном |

|(1173–1262), в короткие сроки завоевали большое число сторонников. Другая новая секта, |

|названная по имени ее основателя Нитирэна (1222–1282), хотя и менее популярная, носила |

|воинствующе японский характер. К концу эпохи Хэйан уже существовал Ребу (двойной) синто, в|

|котором синтоистские божества рассматривались как местные проявления Будды. Синтоистские |

|храмы все больше переходили под управление буддийских монахов. |

|Наиболее разительные перемены произошли в политической сфере. Уже семья Фудзивара |

|несколько отдалилась от китайских образцов, используя свой личный авторитет и зависящие от|

|нее учреждения с целью обойти систему групп и советов, существовавшую при Тайхо. С |

|падением Фудзивара этот процесс получил продолжение, способствуя формированию строя, |

|близкого западноевропейскому феодализму. |

|Растущее богатство буддийских общин, параллельно с постоянным увеличением обрабатываемого |

|клина, привело к тому, что к 12 в. пашня преимущественно была включена в состав свободных |

|от налогообложения огромных частных угодий, называвшихся сёэн; к ним семьи на местах часто|

|причисляли и свои собственные наделы. |

|Подобное развитие событий ослабило не столько Фудзивара, сколько государственную |

|финансовую систему, поскольку дворяне и буддийские общины, как правило, патронировал сёэн,|

|получая с них доход в обмен на обеспечение их интересов. Перемены сопровождались упадком |

|законности и порядка, что подрывало власть Фудзивара. Местная знать прибегла к найму |

|телохранителей, отряды которых к 10 в. превратились в настоящие частные армии. Большинство|

|этих воинов было связано с сёэн; таким образом начал формироваться класс воинов. |

|Тайра и Минамото. Новая организация общества оформилась в процессе развития системы |

|вассальных отношений. Стержнем ее стал ряд видных военных домов. Крупнейшими из них были |

|Тайра и Минамото, оба включавшие потомков императорской семьи и основанные людьми, которые|

|оставили столицу с тем, чтобы попытаться получить власть в провинции. Тайра первоначально |

|осели в районе Канто на востоке, где в 935 один из них выступил против центра. Развернутая|

|против него кампания была отмечена подъемом рода Минамото, который приобрел большое число |

|сторонников как в Канто, так и в районах, прилегавших к столице. Тайра отреагировали на |

|это расширением своего влияния на побережье Внутреннего Японского моря. |

|Минамото создали альянс с Фудзивара, подавив ряд мятежей, вспыхнувших в 11 в. на |

|периферии. Однако в 12 в. Тайра также успешно сблизились с двором, оказывая поддержку |

|отрекшимся императорам. В 1156–1159 Тайра Киёмори, победив в противостоянии по вопросу о |

|престолонаследии, захватил власть и удалил большинство представителей Минамото из |

|государственных учреждений. В 1180, произошло восстание в Канто под предводительством |

|Минамото Ёримото. После пяти лет сражений Тайра были окончательно разгромлены в морской |

|битве при Данноура (1185). |

|Военное правительство Камакура. В 1192 Ёримото получил титул сёгуна, т.е. генералиссимуса,|

|формально став представителем императора по военным вопросам, а фактически – правителем |

|Японии. Его ставка в Камакура (недалеко от современного Токио), известная как бакуфу, с |

|того времени превратилась в административную столицу страны. В Хэйане по-прежнему |

|размещался императорский двор, при котором Фудзивара и другие представители дворянства |

|имели высокие должности, но город перестал выполнять функцию центра политической власти. |

|Для контроля за выполнением своих решений сёгун назначал собственных вассалов (гокэнин) |

|военными губернаторами (сюго) в провинциях и управляющими (дзито) в большинстве крупных |

|частных поместий. Хотя государственные чиновники, верные двору, продолжали служить бок о |

|бок с новыми военными администраторами, именно последние вскоре заняли привилегированное |

|положение, используя свои возможности не только для укрепления власти бакуфу, но и для |

|собственного обогащения. |

|После смерти Ёримото в 1199 управление страной взял на себя его тесть Ходзё Токимаса, чья |

|семья держала власть в руках за счет регентства вплоть до 14 в. Когда в 1219 ветвь |

|Минамото пала, должность сёгуна перешла к представителю семьи Фудзивара, назначенному |

|родом Ходзё, вопреки попытке отрекшегося императора Го-Тоба (правил в 1183–1198) |

|восстановить свою власть. Го-Тоба преуспел лишь в предоставлении Ходзё возможности |

|продемонстрировать военное превосходство и конфисковать еще больше земель и в итоге в 1221|

|был изгнан. Система дзито была расширена и стала использоваться для поощрения гокэнинов; в|

|Камакура начался период безмятежного правления. С 1252 регенты могли привлекать на |

|должность сёгуна даже принцев из императорского рода. |

|Администрация Ходзё заботилась главным образом о контроле над членами сословия военных, |

|или самураями, и об улаживании конфликтов, связанных с такими проблемами, как права на |

|владение землей, дела о наследстве или вассальный статус. Расходы на управление были |

|невелики, поскольку большинство чиновников получало вознаграждение из доходов, поступавших|

|с сёэн, к которым они были приписаны. Таким образом, общая система налогообложения |

|оказалась ненужной: необходимые средства поступали к сёгуну из собственных поместий. Это |

|позволило сделать режим стабильным и популярным. |

|Ряд факторов способствовал тому, что процесс, приведший самураев к власти, не завершился, |

|и начиная с середины 13 в. стали возникать новые противоречия. Продолжалась борьба за |

|землю, в ходе которой самураи стремились получить дополнительные привилегии, все более |

|усложняя арбитражную функцию бакуфу. Повышение уровня жизни нового правящего класса |

|сопровождалось ростом его расходов, и те самураи, которые не преуспели в приобретении |

|новых земель, оказались в долгах. Наконец, возникли проблемы, связанные с монгольским |

|нашествием. |

|К 1264, когда Хубилай утвердился в Пекине в качестве императора, монголы завоевали |

|значительную часть Центральной и Северной Азии. Прежде чем монголы высадили десант на Кюсю|

|в 1274, Ходзё дважды, в 1268 и 1272, отказывались признавать сюзеренитет Хубилая. К |

|счастью для японцев, монголы покинули остров. Последовало несколько лет военных |

|приготовлений каждой из сторон, сопровождавшихся безрезультатными переговорами, пока |

|монголы не предприняли мощное наступление в 1281. На этот раз захватчики находились на |

|японской территории несколько недель, в течение которых велись ожесточенные сражения, пока|

|шторм не разбросал по морю их корабли, что означало конец экспансии. |

|Расходы на эти кампании еще более подорвали лояльность самураев. Более того, в конце |

|столетия ускорились экономические перемены, и недовольство росло вплоть до того момента, |

|когда власть Ходзё стала неприемлемой для многих гокэнин. Император Го-Дайго, правивший в |

|1318–1339, усмотрел в этом возможность для восстановления прерогатив монарха. В 1333 ему |

|удалось заручиться поддержкой в провинциях со стороны ряда крупных военных домов, с их |

|помощью была захвачена Камакура и свергнуты Ходзё. |

|Сёгуны Асикага. Важный вклад в победу Го-Дайго внес Асикага Такаудзи, воин из рода |

|Минамото. Его амбиции вскоре привели к разрыву с союзником-императором, а в 1336 он |

|захватил Киото и назначил императором своего выдвиженца. Однако Го-Дайго сумел скрыться и |

|основал свой двор в Ёсино, в горах к югу от Нары. До тех пор пока в 1392 не был достигнут |

|компромисс между двумя ветвями императорской семьи, в стране шла непрерывная гражданская |

|война. |

|Асикага Такаудзи принял титул сёгуна и основал свою резиденцию в Муромати, одном из |

|районов Киото. Гражданские войны во многом способствовали укреплению позиций и |

|независимости самураев, которые отняли часть земель у буддийских общин и у семей из |

|придворного круга. Многие создали на местах крупные поместья, и к концу века некоторые |

|правители провинций (сюго-даймё) могли уже безбоязненно игнорировать приказы сёгуна. |

|В середине 15 в. группа крупных семейств, в том числе и находившиеся в родстве с Асикага, |

|контролировали большинство важнейших учреждений в администрации сёгуна. В 1467 спор о |

|престолонаследии ускорил начало схватки за власть, продолжавшейся с небольшими перерывами |

|вплоть до 1573, когда был изгнан последний из Асикага. |

|Гражданская война не помешала вызреванию предпосылок для экономического и культурного |

|развития. В сельском хозяйстве постоянное увеличение площади обрабатываемых земель, |

|улучшение качества семенного фонда и распространение ирригации привели к расширению |

|производства, что способствовало прогрессу сельских ремесел и торговли. К 15 в. были |

|созданы постоянные рынки, часто возникавшие вблизи монастырей и храмов. В дальнейшем |

|ремесленники и купцы все более специализировались в своих занятиях и часто объединялись в |

|гильдии (дза). Внутренняя торговля испытывала подъем, в значительной мере благодаря |

|каботажному судоходству. |

|Экономические связи с Китаем так и не были восстановлены после нашествий монголов. Даже |

|приход к власти династии Мин в 1368 не принес в этом плане реальных улучшений из-за |

|недовольства, вызванного набегами японцев на побережье Китая и Кореи. Тем не менее в 1401 |

|третий сёгун Асикага по имени Ёсимицу направил послания с выражением почтения китайскому |

|императору, которые привели к обмену представительствами. Последние стали посредниками в |

|торговле, которая приобрела важное экономическое значение. Такие японские товары, как мечи|

|и медная руда, обменивались на китайский шелк, фарфор и монеты. Торговые отношения были |

|прерваны лишь в 1549, когда появились португальцы, предложившие альтернативу прямым |

|китайско-японским связям. |

|Среди тех, кто настаивал на продолжении торговли с Китаем, были буддийские монахи из секты|

|дзэн, стремившиеся восстановить контакты с дзэнскими (чаньскими) монастырями в Китае. |

|Некоторые из этих священнослужителей сопровождали миссии за границу, выступая в качестве |

|посланников и переводчиков. Японцы заимствовали в Китае стиль пейзажной живописи времен |

|сунской династии, одним из ярких представителей которого является художник Сэссю |

|(1420–1506). Дзэнские идеи использовались и в чайной церемонии, и в ландшафтном |

|садоводстве. В тот период были созданы многие наиболее знаменитые сады Киото. С того же |

|времени ведут отсчет замечательные архитектурные сооружения: Кинкакудзи, или Золотой храм |

|(1394, восстановлен в 1955), и Гинкакудзи, или Серебряный храм (1479). Эта эпоха стала |

|свидетелем развития классической драмы в жанре ноо благодаря таланту Сэами (1363–1443). |

|Гражданская война и объединение. К 1560-м годам старые семьи сюго-даймё лишились власти, |

|перешедшей к новым сеньорам. Некоторые из них контролировали целые провинции и могли |

|самостоятельно бросить вызов Асикага. Первым это сделал Ода Нобунага, правитель части |

|провинции Овари (в окрестностях современной Нагои). В 1568 он захватил Киото и назначил |

|своего кандидата сёгуном. На смену Нобунага пришел военачальник Тоётоми Хидэёси, принявший|

|в конечном счете титул кампаку. Упрочив свое положение на землях, захваченных ранее |

|Нобунага, Хидэёси в дальнейшем распространил свою власть на всю страну. В 1586–1587 |

|удачная кампания против правителя Сацума на юге привела к установлению его господства над |

|всем Кюсю, а в 1590 в результате нападения на Ходзё в Одавара к его владениям был |

|присоединен северо-восток. |

|Правление Хидэёси было недолгим, частично из-за увлечения планами заморских завоеваний. В |

|1590, намереваясь вторгнуться в Китай, Хидэёси потребовал от Кореи разрешения провести |

|свою армию через корейскую территорию, однако получил отказ и в 1592 бросил против нее |

|200-тысячное войско. Развернувшаяся партизанская война и атаки на японские корабли |

|замедлили продвижение вперед. Это дало китайской стороне возможность для встречной |

|интервенции, вынудившей японцев отступить. Вторая военная экспедиция 1597 не слишком |

|преуспела, и после смерти Хидэёси в 1598 войска с Корейского п-ова были выведены. |

|Наследником Хидэёси оставил своего сына Хидэёри, однако в стране не было общепризнанного |

|преемника. Это открыло путь к власти Токугава Иэясу, сподвижнику Хидэёси. Победив |

|сторонников Хидэёри в битве при Сэкигахара в 1600, Иэясу занялся созданием долговременных |

|институтов управления. Земли были перераспределены, значительная их часть попала в руки |

|рода Токугава и их вассалов. Крупнейшие феодалы были вынуждены согласиться с новыми |

|порядками. В 1603 Иэясу принял титул сёгуна, создав новое бакуфу в своем городе-замке Эдо |

|(современный Токио). Наконец, в 1614–1615 он атаковал и разбил силы Хидэёри в замке Осака.|

|Режим Токугава оставался у власти на протяжении 250 лет. |

|«Христианский век». Приход к власти Токугава означал также окончание контактов с Западом, |

|которые начались в 1540-х годах с прибытием португальских купцов, которые на целое |

|десятилетие фактически монополизировали торговлю между Китаем и Японией. Корабли |

|португальцев привозили шелк и золото на Кюсю и доставляли серебро обратным рейсом в Аомынь|

|(Макао). К 1600 миссионеры заявляли, что на их счету не менее 300 тыс. новообращенных |

|японцев. География, астрономия, европейская военная наука, техника печати – все это |

|изучалось японцами. За португальцами последовали испанские священники и купцы из Манилы, |

|первая миссия которых появилась в Японии в 1592. В 1600 прибыла малочисленная группа |

|голландцев и один англичанин. В 1609 была основана голландская фактория, а через четыре |

|года – английская. |

|Нобунага, Хидэёси и Иэясу первоначально считали выгодным доброжелательное отношение к |

|иностранцам, однако вскоре вероисповедание стало казаться потенциальным орудием подрывных |

|действий. Хидэёси издал в 1587 эдикт антихристианской направленности, а в 1597 казнил |

|несколько иностранных священников. Иэясу реагировал сходным образом и, постепенно усиливая|

|свою власть (с 1606), спустя 8 лет объявил о намерении удалить всех миссионеров из страны.|

|Преследования еще более ужесточились при втором и третьем сёгунах дома Токугава. |

|Настроения, вызванные гонениями на христиан, распространились и на сферу торговли. В |

|результате английская фактория была заброшена в 1623, испанцы прекратили дела в 1624. |

|Португальцам, постоянно обвинявшимся в предоставлении убежищ священникам и неофитам, было |

|приказано покинуть страну по подозрению в причастности к мятежу, поднятому под |

|руководством местных христиан в Симабара на о.Кюсю в 1637–1638. К этому времени были |

|изданы эдикты, запрещавшие японцам заниматься коммерцией или совершать путешествия за |

|рубеж. Таким образом, примерно с 1640, менее чем через 100 лет после прибытия первых |

|европейцев, начался период добровольной изоляции (сакоку). Нескольким голландским купцам |

|было разрешено остаться в Дэсима в бухте Нагасаки, где их деятельность жестко |

|контролировалась. Китайские торговцы также прибывали в Нагасаки, пользуясь там несколько |

|большей свободой, нежели голландцы. Кроме того, контакты поддерживались с Китаем через |

|о-ва Рюкю и с Кореей через о-ва Цусима. В остальном же Япония оставалась отрезанной от |

|остального мира в политическом, экономическом и культурном отношениях вплоть до 19 в. |

|Общество Токугава. Административная система Токугава, как и политика национальной |

|изоляции, были разработаны для увековечения власти семьи Иэясу. Высшие должности занимали |

|лишь наследные вассалы Токугава, феодалы фудай, часть из которых всегда назначалась |

|советниками (родзю). Множество нижестоящих чиновников помогали управлять землями сёгуна, с|

|которых, главным образом, и поступали доходы в казну. Столь же важной была задача |

|обеспечения контроля над остальной территорией страны. Это зависело в основном от |

|распределения земель: 40% земель принадлежало сёгуну, его родственникам и приближенным, |

|20% – фудай и 40% – прочим феодалам, не считавшимся вассалами Токугава (тодзама). Кроме |

|того, назначались губернаторы в ключевые города, включая Киото. Все крупные феодалы должны|

|были проводить по полгода в Эдо, где их жены и дети оставались в заложниках остальную |

|часть времени; права знатных семей на строительство замков и свободу заключения брачных |

|союзов были существенно урезаны. |

|Эта схема повторялась в каждом из крупных поместий (хан). Феодал (даймё) осуществлял всю |

|полноту власти, действуя через чиновников, которые были также и его вассалами. |

|Меньшинство, которому было позволено иметь лены (в основном члены семьи даймё), также |

|подвергалось ограничениям, сходным с теми, которые налагал сёгун на сюзерена. Остальные |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.