| |||||
МЕНЮ
| Своеобразие деловой культуры Японии|Богатство и престиж правителя запечатлены в названии наиболее известной хроники того | |периода Эйга-моногатари (Сказание о великолепии). | |Мощь Фудзивара зависела не только от связей с императорским двором. Семья создала огромные| |богатства благодаря приобретению земельных владений в провинции, однако не имела войска. | |Кроме того, члены семьи оставались людьми столицы и двора. Император Го-Сандзё (1068–1072)| |был первым из правителей, который попытался всерьез укрепить собственную власть, отрекшись| |в пользу сына, и воспользоваться отцовскими привилегиями в противовес подобным правам, | |которые обеспечили себе Фудзивара за счет установления родственных отношений с | |императорами. Таким образом возник прецедент, который т.н. императоры в отставке могли | |использовать в дальнейшем. Наряду с наблюдавшимся усилением могущества вооруженных | |феодалов в провинции это способствовало упадку власти Фудзивара. | |Дальнейшее развитие. Миновав середину эпохи Хэйан, Япония начала отходить от китайской | |модели. В языке изобретение фонетической слоговой азбуки кана открыло путь к более | |популярным формам прозы, написанной по-японски (пример – Повесть о Гэндзи), и, хотя | |китайский оставался языком официальных документов, после 12 в. даже исторические хроники | |иногда записывались по-японски. В искусстве и архитектуре возникли оригинальные | |национальные формы; особенно это касается живописи в жанре ямато-э, наиболее известными | |примерами которой служат картины в свитках. | |Перемены произошли и в буддизме. Использование простой письменности кана и больший упор на| |молитву (нэмбуцу), чем на священные писания и ритуал, позволили служителям культа | |существенно расширить аудиторию. Секта Чистая Земля (Дзёдо), основанная Хонэном | |(1133–1212), и секта Истинно Чистой Земли (Синсю), созданная его учеником Синраном | |(1173–1262), в короткие сроки завоевали большое число сторонников. Другая новая секта, | |названная по имени ее основателя Нитирэна (1222–1282), хотя и менее популярная, носила | |воинствующе японский характер. К концу эпохи Хэйан уже существовал Ребу (двойной) синто, в| |котором синтоистские божества рассматривались как местные проявления Будды. Синтоистские | |храмы все больше переходили под управление буддийских монахов. | |Наиболее разительные перемены произошли в политической сфере. Уже семья Фудзивара | |несколько отдалилась от китайских образцов, используя свой личный авторитет и зависящие от| |нее учреждения с целью обойти систему групп и советов, существовавшую при Тайхо. С | |падением Фудзивара этот процесс получил продолжение, способствуя формированию строя, | |близкого западноевропейскому феодализму. | |Растущее богатство буддийских общин, параллельно с постоянным увеличением обрабатываемого | |клина, привело к тому, что к 12 в. пашня преимущественно была включена в состав свободных | |от налогообложения огромных частных угодий, называвшихся сёэн; к ним семьи на местах часто| |причисляли и свои собственные наделы. | |Подобное развитие событий ослабило не столько Фудзивара, сколько государственную | |финансовую систему, поскольку дворяне и буддийские общины, как правило, патронировал сёэн,| |получая с них доход в обмен на обеспечение их интересов. Перемены сопровождались упадком | |законности и порядка, что подрывало власть Фудзивара. Местная знать прибегла к найму | |телохранителей, отряды которых к 10 в. превратились в настоящие частные армии. Большинство| |этих воинов было связано с сёэн; таким образом начал формироваться класс воинов. | |Тайра и Минамото. Новая организация общества оформилась в процессе развития системы | |вассальных отношений. Стержнем ее стал ряд видных военных домов. Крупнейшими из них были | |Тайра и Минамото, оба включавшие потомков императорской семьи и основанные людьми, которые| |оставили столицу с тем, чтобы попытаться получить власть в провинции. Тайра первоначально | |осели в районе Канто на востоке, где в 935 один из них выступил против центра. Развернутая| |против него кампания была отмечена подъемом рода Минамото, который приобрел большое число | |сторонников как в Канто, так и в районах, прилегавших к столице. Тайра отреагировали на | |это расширением своего влияния на побережье Внутреннего Японского моря. | |Минамото создали альянс с Фудзивара, подавив ряд мятежей, вспыхнувших в 11 в. на | |периферии. Однако в 12 в. Тайра также успешно сблизились с двором, оказывая поддержку | |отрекшимся императорам. В 1156–1159 Тайра Киёмори, победив в противостоянии по вопросу о | |престолонаследии, захватил власть и удалил большинство представителей Минамото из | |государственных учреждений. В 1180, произошло восстание в Канто под предводительством | |Минамото Ёримото. После пяти лет сражений Тайра были окончательно разгромлены в морской | |битве при Данноура (1185). | |Военное правительство Камакура. В 1192 Ёримото получил титул сёгуна, т.е. генералиссимуса,| |формально став представителем императора по военным вопросам, а фактически – правителем | |Японии. Его ставка в Камакура (недалеко от современного Токио), известная как бакуфу, с | |того времени превратилась в административную столицу страны. В Хэйане по-прежнему | |размещался императорский двор, при котором Фудзивара и другие представители дворянства | |имели высокие должности, но город перестал выполнять функцию центра политической власти. | |Для контроля за выполнением своих решений сёгун назначал собственных вассалов (гокэнин) | |военными губернаторами (сюго) в провинциях и управляющими (дзито) в большинстве крупных | |частных поместий. Хотя государственные чиновники, верные двору, продолжали служить бок о | |бок с новыми военными администраторами, именно последние вскоре заняли привилегированное | |положение, используя свои возможности не только для укрепления власти бакуфу, но и для | |собственного обогащения. | |После смерти Ёримото в 1199 управление страной взял на себя его тесть Ходзё Токимаса, чья | |семья держала власть в руках за счет регентства вплоть до 14 в. Когда в 1219 ветвь | |Минамото пала, должность сёгуна перешла к представителю семьи Фудзивара, назначенному | |родом Ходзё, вопреки попытке отрекшегося императора Го-Тоба (правил в 1183–1198) | |восстановить свою власть. Го-Тоба преуспел лишь в предоставлении Ходзё возможности | |продемонстрировать военное превосходство и конфисковать еще больше земель и в итоге в 1221| |был изгнан. Система дзито была расширена и стала использоваться для поощрения гокэнинов; в| |Камакура начался период безмятежного правления. С 1252 регенты могли привлекать на | |должность сёгуна даже принцев из императорского рода. | |Администрация Ходзё заботилась главным образом о контроле над членами сословия военных, | |или самураями, и об улаживании конфликтов, связанных с такими проблемами, как права на | |владение землей, дела о наследстве или вассальный статус. Расходы на управление были | |невелики, поскольку большинство чиновников получало вознаграждение из доходов, поступавших| |с сёэн, к которым они были приписаны. Таким образом, общая система налогообложения | |оказалась ненужной: необходимые средства поступали к сёгуну из собственных поместий. Это | |позволило сделать режим стабильным и популярным. | |Ряд факторов способствовал тому, что процесс, приведший самураев к власти, не завершился, | |и начиная с середины 13 в. стали возникать новые противоречия. Продолжалась борьба за | |землю, в ходе которой самураи стремились получить дополнительные привилегии, все более | |усложняя арбитражную функцию бакуфу. Повышение уровня жизни нового правящего класса | |сопровождалось ростом его расходов, и те самураи, которые не преуспели в приобретении | |новых земель, оказались в долгах. Наконец, возникли проблемы, связанные с монгольским | |нашествием. | |К 1264, когда Хубилай утвердился в Пекине в качестве императора, монголы завоевали | |значительную часть Центральной и Северной Азии. Прежде чем монголы высадили десант на Кюсю| |в 1274, Ходзё дважды, в 1268 и 1272, отказывались признавать сюзеренитет Хубилая. К | |счастью для японцев, монголы покинули остров. Последовало несколько лет военных | |приготовлений каждой из сторон, сопровождавшихся безрезультатными переговорами, пока | |монголы не предприняли мощное наступление в 1281. На этот раз захватчики находились на | |японской территории несколько недель, в течение которых велись ожесточенные сражения, пока| |шторм не разбросал по морю их корабли, что означало конец экспансии. | |Расходы на эти кампании еще более подорвали лояльность самураев. Более того, в конце | |столетия ускорились экономические перемены, и недовольство росло вплоть до того момента, | |когда власть Ходзё стала неприемлемой для многих гокэнин. Император Го-Дайго, правивший в | |1318–1339, усмотрел в этом возможность для восстановления прерогатив монарха. В 1333 ему | |удалось заручиться поддержкой в провинциях со стороны ряда крупных военных домов, с их | |помощью была захвачена Камакура и свергнуты Ходзё. | |Сёгуны Асикага. Важный вклад в победу Го-Дайго внес Асикага Такаудзи, воин из рода | |Минамото. Его амбиции вскоре привели к разрыву с союзником-императором, а в 1336 он | |захватил Киото и назначил императором своего выдвиженца. Однако Го-Дайго сумел скрыться и | |основал свой двор в Ёсино, в горах к югу от Нары. До тех пор пока в 1392 не был достигнут | |компромисс между двумя ветвями императорской семьи, в стране шла непрерывная гражданская | |война. | |Асикага Такаудзи принял титул сёгуна и основал свою резиденцию в Муромати, одном из | |районов Киото. Гражданские войны во многом способствовали укреплению позиций и | |независимости самураев, которые отняли часть земель у буддийских общин и у семей из | |придворного круга. Многие создали на местах крупные поместья, и к концу века некоторые | |правители провинций (сюго-даймё) могли уже безбоязненно игнорировать приказы сёгуна. | |В середине 15 в. группа крупных семейств, в том числе и находившиеся в родстве с Асикага, | |контролировали большинство важнейших учреждений в администрации сёгуна. В 1467 спор о | |престолонаследии ускорил начало схватки за власть, продолжавшейся с небольшими перерывами | |вплоть до 1573, когда был изгнан последний из Асикага. | |Гражданская война не помешала вызреванию предпосылок для экономического и культурного | |развития. В сельском хозяйстве постоянное увеличение площади обрабатываемых земель, | |улучшение качества семенного фонда и распространение ирригации привели к расширению | |производства, что способствовало прогрессу сельских ремесел и торговли. К 15 в. были | |созданы постоянные рынки, часто возникавшие вблизи монастырей и храмов. В дальнейшем | |ремесленники и купцы все более специализировались в своих занятиях и часто объединялись в | |гильдии (дза). Внутренняя торговля испытывала подъем, в значительной мере благодаря | |каботажному судоходству. | |Экономические связи с Китаем так и не были восстановлены после нашествий монголов. Даже | |приход к власти династии Мин в 1368 не принес в этом плане реальных улучшений из-за | |недовольства, вызванного набегами японцев на побережье Китая и Кореи. Тем не менее в 1401 | |третий сёгун Асикага по имени Ёсимицу направил послания с выражением почтения китайскому | |императору, которые привели к обмену представительствами. Последние стали посредниками в | |торговле, которая приобрела важное экономическое значение. Такие японские товары, как мечи| |и медная руда, обменивались на китайский шелк, фарфор и монеты. Торговые отношения были | |прерваны лишь в 1549, когда появились португальцы, предложившие альтернативу прямым | |китайско-японским связям. | |Среди тех, кто настаивал на продолжении торговли с Китаем, были буддийские монахи из секты| |дзэн, стремившиеся восстановить контакты с дзэнскими (чаньскими) монастырями в Китае. | |Некоторые из этих священнослужителей сопровождали миссии за границу, выступая в качестве | |посланников и переводчиков. Японцы заимствовали в Китае стиль пейзажной живописи времен | |сунской династии, одним из ярких представителей которого является художник Сэссю | |(1420–1506). Дзэнские идеи использовались и в чайной церемонии, и в ландшафтном | |садоводстве. В тот период были созданы многие наиболее знаменитые сады Киото. С того же | |времени ведут отсчет замечательные архитектурные сооружения: Кинкакудзи, или Золотой храм | |(1394, восстановлен в 1955), и Гинкакудзи, или Серебряный храм (1479). Эта эпоха стала | |свидетелем развития классической драмы в жанре ноо благодаря таланту Сэами (1363–1443). | |Гражданская война и объединение. К 1560-м годам старые семьи сюго-даймё лишились власти, | |перешедшей к новым сеньорам. Некоторые из них контролировали целые провинции и могли | |самостоятельно бросить вызов Асикага. Первым это сделал Ода Нобунага, правитель части | |провинции Овари (в окрестностях современной Нагои). В 1568 он захватил Киото и назначил | |своего кандидата сёгуном. На смену Нобунага пришел военачальник Тоётоми Хидэёси, принявший| |в конечном счете титул кампаку. Упрочив свое положение на землях, захваченных ранее | |Нобунага, Хидэёси в дальнейшем распространил свою власть на всю страну. В 1586–1587 | |удачная кампания против правителя Сацума на юге привела к установлению его господства над | |всем Кюсю, а в 1590 в результате нападения на Ходзё в Одавара к его владениям был | |присоединен северо-восток. | |Правление Хидэёси было недолгим, частично из-за увлечения планами заморских завоеваний. В | |1590, намереваясь вторгнуться в Китай, Хидэёси потребовал от Кореи разрешения провести | |свою армию через корейскую территорию, однако получил отказ и в 1592 бросил против нее | |200-тысячное войско. Развернувшаяся партизанская война и атаки на японские корабли | |замедлили продвижение вперед. Это дало китайской стороне возможность для встречной | |интервенции, вынудившей японцев отступить. Вторая военная экспедиция 1597 не слишком | |преуспела, и после смерти Хидэёси в 1598 войска с Корейского п-ова были выведены. | |Наследником Хидэёси оставил своего сына Хидэёри, однако в стране не было общепризнанного | |преемника. Это открыло путь к власти Токугава Иэясу, сподвижнику Хидэёси. Победив | |сторонников Хидэёри в битве при Сэкигахара в 1600, Иэясу занялся созданием долговременных | |институтов управления. Земли были перераспределены, значительная их часть попала в руки | |рода Токугава и их вассалов. Крупнейшие феодалы были вынуждены согласиться с новыми | |порядками. В 1603 Иэясу принял титул сёгуна, создав новое бакуфу в своем городе-замке Эдо | |(современный Токио). Наконец, в 1614–1615 он атаковал и разбил силы Хидэёри в замке Осака.| |Режим Токугава оставался у власти на протяжении 250 лет. | |«Христианский век». Приход к власти Токугава означал также окончание контактов с Западом, | |которые начались в 1540-х годах с прибытием португальских купцов, которые на целое | |десятилетие фактически монополизировали торговлю между Китаем и Японией. Корабли | |португальцев привозили шелк и золото на Кюсю и доставляли серебро обратным рейсом в Аомынь| |(Макао). К 1600 миссионеры заявляли, что на их счету не менее 300 тыс. новообращенных | |японцев. География, астрономия, европейская военная наука, техника печати – все это | |изучалось японцами. За португальцами последовали испанские священники и купцы из Манилы, | |первая миссия которых появилась в Японии в 1592. В 1600 прибыла малочисленная группа | |голландцев и один англичанин. В 1609 была основана голландская фактория, а через четыре | |года – английская. | |Нобунага, Хидэёси и Иэясу первоначально считали выгодным доброжелательное отношение к | |иностранцам, однако вскоре вероисповедание стало казаться потенциальным орудием подрывных | |действий. Хидэёси издал в 1587 эдикт антихристианской направленности, а в 1597 казнил | |несколько иностранных священников. Иэясу реагировал сходным образом и, постепенно усиливая| |свою власть (с 1606), спустя 8 лет объявил о намерении удалить всех миссионеров из страны.| |Преследования еще более ужесточились при втором и третьем сёгунах дома Токугава. | |Настроения, вызванные гонениями на христиан, распространились и на сферу торговли. В | |результате английская фактория была заброшена в 1623, испанцы прекратили дела в 1624. | |Португальцам, постоянно обвинявшимся в предоставлении убежищ священникам и неофитам, было | |приказано покинуть страну по подозрению в причастности к мятежу, поднятому под | |руководством местных христиан в Симабара на о.Кюсю в 1637–1638. К этому времени были | |изданы эдикты, запрещавшие японцам заниматься коммерцией или совершать путешествия за | |рубеж. Таким образом, примерно с 1640, менее чем через 100 лет после прибытия первых | |европейцев, начался период добровольной изоляции (сакоку). Нескольким голландским купцам | |было разрешено остаться в Дэсима в бухте Нагасаки, где их деятельность жестко | |контролировалась. Китайские торговцы также прибывали в Нагасаки, пользуясь там несколько | |большей свободой, нежели голландцы. Кроме того, контакты поддерживались с Китаем через | |о-ва Рюкю и с Кореей через о-ва Цусима. В остальном же Япония оставалась отрезанной от | |остального мира в политическом, экономическом и культурном отношениях вплоть до 19 в. | |Общество Токугава. Административная система Токугава, как и политика национальной | |изоляции, были разработаны для увековечения власти семьи Иэясу. Высшие должности занимали | |лишь наследные вассалы Токугава, феодалы фудай, часть из которых всегда назначалась | |советниками (родзю). Множество нижестоящих чиновников помогали управлять землями сёгуна, с| |которых, главным образом, и поступали доходы в казну. Столь же важной была задача | |обеспечения контроля над остальной территорией страны. Это зависело в основном от | |распределения земель: 40% земель принадлежало сёгуну, его родственникам и приближенным, | |20% – фудай и 40% – прочим феодалам, не считавшимся вассалами Токугава (тодзама). Кроме | |того, назначались губернаторы в ключевые города, включая Киото. Все крупные феодалы должны| |были проводить по полгода в Эдо, где их жены и дети оставались в заложниках остальную | |часть времени; права знатных семей на строительство замков и свободу заключения брачных | |союзов были существенно урезаны. | |Эта схема повторялась в каждом из крупных поместий (хан). Феодал (даймё) осуществлял всю | |полноту власти, действуя через чиновников, которые были также и его вассалами. | |Меньшинство, которому было позволено иметь лены (в основном члены семьи даймё), также | |подвергалось ограничениям, сходным с теми, которые налагал сёгун на сюзерена. Остальные | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|