бесплатно рефераты
 

Памятники саргатской культуры как источник для реконструкции социально-экономических отношений и мировоззрения населения

сказалось на социальной структуре саргатского общества.

Такой симбиоз знания местных условий и нового вида занятий

позволил саргатцам распространить свое влияние как на ближних, так и

на дальних соседей.

В состав саргатской общности, по указанию Л.Н Коряковой, "в

разное время попадают и самодийские (?) (кулайское), и, возможно,

прототюркские (хуннские) элементы. М.Ф. Косарев полагает, что в

саргатском населении и на позднем этапе могли находиться угро-тюркские

популяции"[11].

При столь пестром этническом составе общности неудивительно, что в

в саргатской среде не происходит какого-либо упадка. Наоборот, мы

можем наблюдать неуклонный рост ее влияния. По мнению Л.Н. Коряковой,

"саргатский союз имел достаточно людских и экономических ресурсов для

сохранения самостоятельности. Более того, он до определенного момента,

видимо, осуществлял контроль над торговыми путями, соединявшими лес и

степь"[12]. Того же мнения придерживается и Н.П. Матвеева: "Устойчивое

тысячелетнее развитие саргатской культуры, видимо, было обусловлено

комплексным многоотраслевым хозяйством при ведущей роли скотоводства,

легко приспосабливающегося к изменяющимся природным условиям, высокими

ресурсными возможностями и демографической емкостью лесостепи, а также

функционированием сложно структурированного общества,

контролировавшего внутреннее равновесие и взаимодействие с другими

общностями"[13].

Глава 2

Поселения

В культуре любого народа наименьшей изменчивостью отличаются

жилища. Вместе с тем, поселения саргатской культуры практически не

изучены. А ведь именно они могут дать сведения о самобытных,

незаимствованных чертах саргатской культуры, что очень важно в свете

обширнейших контактов ее населения как с северными, так и с южными

соседями.

Кроме отдельно взятого жилища источником информации, бесспорно

является и само городище или селище -- его расположение, планировка,

размер; для городища -- система фортификации.

Среди саргатских городищ можно назвать такие, как Горная Бития,

Богдановка, Каргановка, Кушайлы, Карташово, Рафайлово и др., среди

селищ -- Коконовку, Новотроицкое, Пустынное и др.

Н.П. Матвеева делает по этому поводу интересное замечание: "В

настоящее время выявлена сеть городищ, локализующихся по границам

саргатской территории, видимо, форпостов на оборонительных

рубежах"[14]. Она же выделяет массу различных типов поселений -- от

сезонных, небольших, до хорошо спланированных с мощным культурным

слоем.

Л.Н. Корякова допускает, что в пределах территории саргатской

культуры могло обитать не менее 11 племенных групп. При этом не

следует забывать, что поселения функционировали не всегда синхронно.

Как известно, рубеж эр был ознаменован климатическими изменениями.

И саргатцы, унаследовавшие домостроительные традиции эпохи бронзы,

вынуждены былм к ним приспосабливаться. Итогом этого стало появления

того способа постройки, который мы можем наблюдать в саргатских

поселениях.

Расположение саргатских поселений было обусловлено как

естественными факторами так и, как предполагает Л.Н. Корякова,

факторами социально-исторического порядка, связанными с огромной

площадью ареала саргатцев, заселение которой, безусловно, не было

одноактным. Границы саргатской культуры, по мнению Л.Н. Коряковой,

стабилизировались только к концу I тысячелетия до н.э. К этому времени

успели сформироваться несколько типов поселений, выделились племенные

центры. Восточный предел расселения саргатцев, судя по расположению

городищ, располагался на одном из участков правобережья Среднего

Иртыша. Естественной границей с запада, как уже отмечалось, служил

Урал; южные границы, как пишет Корякова, были открыты; проникновения

саргатцев на север наблюдать практически не приходится.

Нашей задачей в данной главе является анализ отдельных элементов

поселений (на примере Рафайловского городища) и поселений в целом. Но

есть один элемент, который сложно отнести к той или иной группе --

расположение поселений и городищ. Рассмотрим следующие группы

признаков: расположение поселения, оборонительные сооружения городищ;

застройка поселения, жилище, планировка жилища, жилое помещение,

хозяйственное помещение, форма и расположение выхода и инвентарь.

Группы выделены по принципу изученности в литературе. В каждой группе

можно выделить общие признаки для саргатской культуры и ее локальных

вариантов. В группах изложены общие для саргатской культуры признаки

(по Л.Н. Коряковой) и конкретный материал Рафайловского городища,

крупного саргатского поселения V-III вв. до н.э. (по Н.П. Матвеевой).

Расположение поселения

Основная масса саргатских поселений была сосредоточена вдоль рек --

Иртыша, Ишима, Тобола, Исети и Оми. В.А. Могильников отмечает, что

здесь, "судя по концентрации крупных курганов знати и поселений с

находками импортных вещей, прежде всего керамики, располагались

саргатские племенные центры"[15]. В целом немногочисленные городища

саргатской культуры, по свидетельству В.А. Могильникова, "расположены

преимущественно на мысах между оврагами, у реки с напольной стороны

защищены одним или несколькими валами или рвами"[16] .

Любопытной особенностью саргатских поселений является то, что

чисто саргатские поселения практически не встречаются. Как правило,

саргатский культурный слой расположен на остатках более ранней

культуры. Это можно связать с тем, что для поселений выбирались

наиболее удобные с точки зрения как военных нужд, так и быта места.

Вместе с тем вдоль берегов Иртыша достаточно мест, во всем подобным

занятым саргатцами мысам.

Саргатские городища по расположению делятся на два типа:

1) с укреплениями, пролегающими поперек мыса или останца;

2) ограниченные замкнутым поясом обороны.

Если говорить об их расположении, то, как указывает Л.Н. Корякова,

городища 1-го типа сосредоточены в основном на востоке ареала

саргатской культуры. "Они были приурочены к высоким (20-30 м) мысам

коренных террас, что создавало прекрасную естественную возможность

укрепления. Саргатцы также создавали и искусственные ограничения. К

примеру, Розановское городище расположено на длинном узком мысу между

двумя логами высотой около 25 м, соединяющимися перед выходами к

Иртышу. С напольной стороны оно защищено рвом шириной до15 м и

глубиной около 1,5 м, по обеим сторонам которого видны остатки двух

валов… В Притоболье обнаружено только одно такое городище –

Коловское"[17]. Как правило, саргатские городища одноплощадочные, за

исключением Богдановского, Рафайловского и Коловского. Укреплениями

служат одно- и многорядовые линии из вала и рва, иногда в различной

комбинации. Б.А. Коников также упоминает частокол.

Городищ второго типа меньше: Л.Н. Корякова упоминает два таких

городища на Иртыше, и четыре в бассейне Тобола. Они находятся в

основном "на надпойменных террасах и в противоположность мысовым

возвышаются над уровнем воды не более чем на 10 метров. Восточные

городища вообще расположены выше, их средняя высота 21,2 м, тогда как

на западных – около 6 м. Форма укрепленной площадки определялась

стремлением к оптимальному использованию рельефа. Поэтому наиболее

распространенной является треугольная форма, реже встречается

трапециевидная. Площадки городища 2-го типа либо округлые, либо

прямоугольные. Размеры укрепленных территорий – от 4 до 9 тыс.

м2"[18].

Обычно городища саргатской культуры сочетаются с селищами, или же

неукрепленные селища располагаются в непосредственной близости от

городищ, но всегда селища расположены чуть ниже городищ. Иногда

отдельно стоящие (без городища) селища располагаются на высоких речных

мысах.

"Среди укрепленных поселений преобладают мысовые, которые

приурочены к коренной террасе, имея поперечную систему обороны. В

раннем железном веке подобные городища были характерны для Приуралья,

Прикамья и лесостепного Прииртышья, а в Зауралье, Средней Азии и к

Востоку от Иртыша были распространены городища с замкнутыми линиями

укреплений. Скорее всего, развитие этих двух градостроительных

традиций обусловлено необходимостью наиболее рационального

использования природных возможностей, возникшей и осознанной еще в

предыдущий период. Все саргатские поселения относятся к типу приречных

с рассеянной и кучной застройкой"[19]. Озерный тип поселений менее

распространен.

Рафайловское городище относится к 1-му типу, т.е. расположено на

правом берегу р. Исети в Исетском районе Тюменской области. Н.П.

Матвеева в специальном исследовании, посвященном этому памятнику,

описывает его как двухплощадочное городище с обширным (60 тыс. м2)

селищем и могильником. Оно существовало очень длительное время,

причем отдельные участки обживались в различные периоды, а иногда и

неоднократно.

Таким образом, саргатцы селились на уже обжитых местах.

Заслуживает внимания слабая заселенность северной части ареала, но

строить какие-либо предположения только на этом факте бессмысленно.

Оборонительные сооружения

Оборонительные сооружения наряду с оружием представляют собой

источник по военному делу изучаемой эпохи.

"Оборонительные сооружения Рафайловского городища состоят из двух

площадок прямоугольной формы, окруженных одним валом и рвом. На

большей прослеживаются въезды с противоположных сторон. Но, как

показали раскопки, фактически защитных линий было построено несколько,

но существовали они в разное время. Самый ранний ров появился,

вероятно, во время существования здесь поселения баитовской культуры,

впоследствии полностью разрушенного строительной деятельностью

саргатцев"[20]. Исследователь фиксирует следы не не менее трех

перестроек фортификационных сооружений именно в саргатское время,

связанных, по всей видимости, с нуждами обороны и ростом численности

населения. Для оборонительных нужд саргатцами как на Рафайловском

городище, так и вообще широко использовались возможности рельефа.

Интересно, что обе площадки функцтонировали одновременно.

Коловское городище, еще один крупный центр проживания саргатского

населения IV-III вв. до н.э., в плане обороны выглядит, по описантю

н.П. Матвеевой, следующим образом: "Первая оборонительная линия была

сооружена, видимо, в саргатский период и состояла из широкого рва и

небольшого вала, перестроенных позднее. Время возведения укреплений на

второй и третьей площадках неясно"[21].

Из того факта, что саргатцы следили за укреплениями, постоянного

их ремонтировали, можно сделать вывод о неспокойной обстановке в

Западной Сибири раннего железного века, что подтверждается также

материалами могильников.

Застройка поселения

Поселения саргатской культуры различны не только по месту их

расположения, но и по количеству построек, а значит, и людей,

обитавших в них. Л.Н. Корякова дает следующие цифры: средняя площадь

селищ -- около 6 тыс. м2, на Ишиме – около 7 тыс. м2, на Тоболе –

около 8-9 тыс. м2. Максимальная площадь -- 13-18 тыс. м2. "Внешними

признаками селищ служат жилищные впадины числом от 5-10 до 40 обычно с

бессистемной планировкой. Часто они располагаются группами вдоль

берега реки или озера через 0,5-2 км (Андреевка I-III, Логиново II-V,

Белый Яр XII,XIII, Дувановское II, XVIII и т.д). В целом саргатским

селищам присуща рассеянная или кучно-гнездовая форма (в

этнографической терминологии)"[22]. Остановимся подробнее именно на

планировке поселения.

Л.Н. Корякова указывает, что на поселениях саргатской культуры

преобладает рассеянная застройка. Вместе с тем она указывает на слабую

изученность этого элемента саргатской системы местообитания. Хотя

порой прослеживается некоторая регулярность планировки. Например, "на

городище Инберень IV жилищные впадины располагались по кругу вдоль

вала, примыкая к нему, причем это единственный случай такого вида

застройки. За пределами укреплений впадины сгруппированы рядами,

идущими от городища по направлению к старице. На Каграновском городище

впадины образуют как бы две обособленные группы. На селищах

Андреевское I-III видны следы уличной планировки"[23]. "Иногда

поселения состоят из групп жилищных впадин с промежутком 0,3-1 км,

отчего бывает трудно понять, одно это поселение или их несколько

(поселение Карасье-I-VIII, Логиново II-V, Белый Яр XII,XIII и т.д)"

[24].

Для Рафайловского городища и селища, по данным Н.П. Матвеевой, "на

всех участках характерна плотная застройка, отчасти объясняющаяся

сооружением на месте пришедших в негодность жилищ или в

непосредственной близости к ним новых построек"[25].

Застройка, планировка поселения непосредственно связана с

размерами поселения и с ограниченностью его с одной или нескольких

сторон естественными или искусственными рубежами. Л.Н. Корякова

выделяет три группы поселений:

1. крупные (не менее 10 тыс. м2), как правило связанные с

городищами. Это, безусловно, места длительного обитания. Л.Н.

Корякова приводит следующие примеры поселений такого типа:

Речкино II (18 тыс. м2), Узлово II (9 тыс. м2), Андреевка II (12

тыс. м2);

2. средние поселения (более 3 тыс. м2);

3. малые поселения (до 3 тыс. м2). Это и временные места сезонных

стойбищ, и постоянные зимники, в которых летом жили не занятые

пастьбой скота члены рода.

Рафайловское селище относится к числу крупных, тяготеющих к

городищу.

Застройка поселения может дать исследователям обширные сведения об

экономике и социальном устройстве саргатского общества (имеются в

виду такие характеристики, как размеры проходов между жилищами,

принцип организации жилищ в группы (выделяются ли "кварталы

ремесленников" , "квартал знати" и пр.))

Жилище

Саргатские жилища во многом сходны с жилищами других культур

раннего железного века, в особенности -- гороховской. Некоторые

признаки (многокамерность, длинные коридоры, прямоугольная планировка)

имеют прямые аналоги в саргаринской культуре эпохи бронзы.

Выбор материала, из которого сооружались констукции жилищ, зависел

в основном от природных условий. Мы можем встретить в качестве

строительного материала саргатцев дерево, кустарник, камыш, бересту,

траву, дерн. Из дерева делались опорные конструкции, остова крыши,

коридоров, нар. Им же укрепляли ступени входа и стены жилища.

Большинство саргатских соружений строились на основе каркасно-

столбовой конструкции, которая извечтна в нескольких вариантах, в

зависимости от местных особенностей.

Л.Н. Корякова отмечает, что ведущее место в системе

домостроительства занимали полуземлянки прямоугольного и квадратного

плана, округлые и неправтльной формы строения менее хараткерны. На

основе анализа формы и планировки дуванских жилищ исследователь делает

вывод о существовании у саргатцев метрической системы и об их умении

проектировать строение.

Л.Н. Корякова считает, что котлован для одного жилища могли за

день вырыть 6 человек из расчета 6 м2 глубиной в аршин в день на

человека. Общая высота саргатских полуземлянок, по ее расчетам,

"составляла 2-2,5 м, наземной части -- 1,30-1,80 м"[26].

Конструкция саргатского жилища основывалась на эволюции жилых

помещений еще с неолита. Вместе с тем его размер, как с точки зрения в

нем живущего, так и его строящего, четко указывает на то, что саргатцы

жили отдельными семьями.

Все жилища Рафайловского городища "полуземляночные, многокамерные,

с длинными углубленными коридорами, остатками лаг для настилки пола на

дне котлованов, пристройками и нишами в стенах, следами неоднократных

построек, ремонтов, перепланировок помещений -- подпорки к столбам

каркаса, перенос очагов и участков стен, сооружение новых выходов и

др. Строились жилища, по-видимому, в технике заплота (рубка "в паз"),

что и позволяло при необходимости разбирать отдельные участки стен и

производить пристройки"[27].

Если говорить о саргатских жилищах, основываясь на Рафайловском

поселении, памятниках Ингалинка I и Бочанцево I, то доминируют камеры

прямоугольной (15 из 43) формы, количество камер в жилище -- от 1 до

5, площадь камер -- от 40 до 10 м2.

Планировка жилища

Л.Н. Корякова указывает, что "многокамерные саргатские жилища

имеют устойчивую планировочную схему: сени -- жилое помещение --

хозяйственные помещения (С -- Ж -- Х), ее вариант

|С |Ж |Х |

| |Х | |

В данном случае основой является однорядовая связь жилого и

хозяйственного помещений, она более характерна для культуры, появилась

довольно рано (еще в начале раннего железного века у зауральского

населения), но стала ведущей в конце I тыс. до н.э. и дополнилась

псевдоТ-образной связью"[28].

К сожалению, привести материалы Рафайловского поселения в этой

категории невозможно ввиду их отсутствия у автора данной работы.

Жилое помещение

В начале главы уже отмечалась глубокая традиционность такой

характеристики культуры, как жилище. Тем более показательна его

внутренняя планировка, которая возникает в условиях постоянного

приспособления к образу жизни данной культуры, притом наибольшую

значимость для планировки жилища имеет ссотав семьи или того

объединения, которое по обычаям живет в одном помещении. Уже затем

идет характер производственной деятельности и т.д. имеющий значение

скорее для планировки жилища вообще.

Главный элемент любого жилого помещения -- очаг. В саргатской

культуре он не имел четко зафмксированного в традиции места, и мог

располагаться как у стены, так и у входа или в центре (так чаще всего

было в постоянных жилищах). Большую часть площади саргатских жилищ

занимали нары различных типов. Пространство между входом и очагом и

место в переходах было отведено под полки для утвари".

Рафайловское поседение в плане устройства жилища не отличается от

общесаргатских канонов.

Хозяйственное помещение

К хозяйственным сооружениям Л.Н. Корякова относит

производственные помещения, наружные очаги, ямы, загоны. Зимних

помещений для скота в саргатских поселениях не обнаружено, поэтому

вслед за Л.Н. Коряковой можно допустить, что "хозяйственные помещения

использовали в зимнее время для содержания скота. На это указывают и

отсутствие постоянного очага, и довольно ровный пол с обязательным

локальным углублением, и наличие отдельного входа"[29].

Вместе с тем, хозяйственные постройки являются интереснейшим

источником по занятиям населения саргатской культуры. В инвентаре

жилищ порой находят инструменты ремесленников, очаги со следами

выплавки металла и т.д. К сожалению, малое количество материала не

дает возможности тщательно исследовать этот вопрос.

Форма и расположение выхода

"Одной из особенностей саргатского домостроительства является

традиция оформления выходов в виде длинных коридоров. Такой принцип

устройства входа хорошо известен в условиях холодного климата Зауралья

и Западной Сибири"[30] -- указывает Л.Н. Корякова. На материалах

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.