бесплатно рефераты
 

Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.

выпускники ВГИКа, Высших сценарных и режиссёрских курсов. Строгий отбор

выразительных средств, интеллектуальность, разносторонность, глубокий

психологизм, яркая характерность стали важнейшими чертами исполнительной

манеры наиболее видных представителей актёрской школы.

В 60–70-е года советское киноискусство становится всё более

многоплановым и углублённым в исследовании разнообразных сторон жизни

общества; обогащаются выразительные средства, совершенствуется киноязык. По-

прежнему одной из ведущих остаётся тема Великой Отечественной войны.

Выпускаемые картины в этот период времени с большой эмоциональной силой

повествуют о бессмертных подвигах, моральной чистоте, гуманизме советского

народа. К наиболее ярким можно отнести работы: «Мир входящему» (1961),

«Иваново детство» (1962), «Живые и мёртвые» (1964), «Отец солдата» (1965),

«А зори здесь тихие…» (1972), четырёхсерийная киноэпопея «Освобождение»

(1970-71 гг. режиссёр Озеров).

Центральное место занимают фильмы, посвящённые современной

действительности. Их отличает широкий показ жизни страны, интересно и

многогранно раскрытые образы современников – рабочих, колхозников,

интелегенции. В лучших из них проявилось многообразие тем, художественных

манер, жанрово-стилических исканий: «Серёжа» (1960) «Доживём до

понедельника» (1968) «Калина красная» (1974) «Любовь земная» (1974) и

другие.

О творческой зрелости советского кино 60–70-х годов свидетельствуют

фильмы о революции и Гражданской войне. Литературным первоисточником многих

историко-революционных картин явились известные произведения советской

литературы: «Оптимистическая трагедия» (1963), «Бег» (1971), и другие.

Экранизировалась также классика русской и зарубежной литературы: «Дама с

собачкой» (1960), «Гамлет» (1964), «Война и мир» (1966-67) «Дон Кихот»

(1967). Лучшие традиции советской кинокомедии продолжены и в значительной

мере обогащены в картинах: «Берегись автомобиля» (1966), «Ирония судьбы,

или С лёгким паром» (1976), «Кавказская пленница» (1976), в эксцентрической

комедии Быкова «Айболит-66», лирическом детском фильме режиссёра Митты

«Звонят, откройте дверь» (1966) и другие.

Заметных успехов достигло документальное кино, характерными

особенностями которого стали высокая эмоциональность и художественность в

изображении событий.

Лучшие советские фильмы, подтверждают высокий авторитет кинематографии

СССР за рубежом, отмечаются премиями и наградами на Международных

кинофестивалях стран Европы, Америки, Азии, Африки. В стране проводятся

Всесоюзные и Международные кинофестивали.

Скульптура

Октябрьская революция коренным образом изменила содержание и роль

искусства в частности скульптуры в жизни общества. Искусство было

проникнуто духом коммунистической партийности.

Создание качественно новой художественной культуры социализма приняло

форму возрастания идейно-воспитательной роли самого искусства.

В период Гражданской войны и иностранной военной интервенции 1918-20

острая необходимость в изображениях, способных наглядно разъяснить народу

политику Советской власти.

Основным направлением скульптуры 20-х годов по-прежнему определялось

принципами монументальной пропаганды; на первом плане стояла задача

создания произведений, содержащих значительные исторические обобщения

(Коненков, Матвеев, Меркуров, В.И. Мухина, И.Д. Шадр в РСФСР). Наряду с

монументальными произведениями возникло немало замечательных работ в жанре

скульптурных портретов (Голубкина, В.Н. Домогацкий, С.Д. Лебедева в РСФСР;

Николадзе в Грузии и другие.). Особое значение для формирования скульптуры

имело создание станковых произведений и монументов, посвящённых В.И.

Ленину.

Для скульптуры 30-х годов было характерно распространение

монументальных произведений, обусловленное, в частности, усилившимся

содружеством скульптуры и архитектуры в создании выдающихся сооружений

социалистической эпохи. Всемирную известность приобрело произведение

Мухиной «Рабочий и колхозница», символичная монументальная группа,

венчавшая павильон СССР на Всемирной выставку в Париже. Многочисленные

памятники и примечательные образцы монументально-декоративной скульптуры

создали также И.С. Ефимов, Манизер, Меркулов, Г.И. Мотовилов, Н.В. Томский

в РСФСР; М.Г. Лысенко на Украине; З.И. Азгур, А.О. Бемдель в Белоруссии;

П.Сабсай в Азербайджане; Абакелия в Грузии. Типические образы современника

возникали в станковой пластике (работы В.Я. Боголюбского и В.И. Ингала,

Синайского, Шервуда и других), а также в жанре скульптурного портрета

(работы Б.Д. Королёва, Лебедевой, Мухиной, И.М. Чайкова и других).

Для скульптуры периода войны большое значение имел портретный жанр, с

которым были связаны многие работы Е.В. Вучетича Мухиной, Томского в РСФСР;

Азгура в Белоруссии; Николадзе в Грузии. Героизм народного подвига был

запечатлён и в станковой скульптуре (Е.Ф. Белашова, В.В. Лишев, Манизер)

Победоносное окончание войны, работы по восстановлению и дальнейшему

развитию народного хозяйства поставили перед советской художественной

культурой новые задачи. Одним из важных жанров скульптуры этих лет

оставался портрет. Продолжалось выполнение монументальных портретных бюстов

для установки их в городах и сёлах. Возводились многочисленные памятники,

посвящённые выдающимся лицам и событиям прошлого и современности и в

совокупности, составляющие своеобразную летопись истории и культуры. Лучшим

образцом комплексного мемориального сооружения этого периода стал мемориал

воинов Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-49 гг. скульптор

Вучетич, архитектор Я.Б. Белопольский).

В советском искусстве 60–70-х годов особенно интенсивным становится

творческое взаимообогащение национальных школ. Развивая метод

социалистического реализма, мастера, работающие в различных республиках,

краях и областях СССР, сочетают интернационалистическое содержание с

формами, органически вобравшими в себя богатейшие традиции национальных

художественных культур. Наряду с активно работающими мастерами,

утвердившими своё место в искусстве ещё в 20–40-х годах, всё успешнее

выступают художники последующих поколений, что приводит к особому

разнообразию манер, творческих почерков, индивидуальных стилей. Усиливается

тяготение к созданию значительных типических образов, к максимальному

использованию выразительных возможностей художественной формы.

Широтой гуманистической проблематики, обострённым интересом к

специфичным особенностям материала, нередко романтической символикой,

строгой конструктивностью форм отличаются лучшие произведения советской

скульптуры 60–70-х годов. В монументальной пластике, наряду с

многочисленными памятниками традиционного типа, всё чаще создаются

величественные архитектурно-скульптурные мемориальные сооружения в память

советских воинов и жертв фашистского террора, представляющие собой сложные

пространственно-развитые комплексы архитектуры, скульптуры и

организованного ландшафта (мемориалы – на Пискарёвом кладбище в Ленинграде

(1960), жертвам фашистского террора в Пирчюписе (Литва) (1960), Хатыни

(Белоруссия) (1968-69), комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-

67) и многие другие.

Литература

Большинству национальных литератур первых послереволюционных лет

свойственно романтическое восприятие действительности, источником которого

была сама жизнь. Этой атмосфере, прежде всего, отвечали лирические жанры.

В.В. Маяковский говорил, что «… литература революции началась со стихов».

Настроения народа запечатлены в стихах Маяковского «Ода революции» «Левый

марш», в поэмах А.А. Блока «Двенадцать» и других произведениях поэтов-

революционеров. Поэзия – от агитки до высокой оды – обратилась к эстетике

предельных контрастов в сопоставлении прошлого с настоящим, к символическим

образам стихии, мирового пожара, к стилевой экспрессии. Использование

поэтами фольклорных, мифологических, библейских образов и формул

поэтического мышления имело целью воссоздание грандиозности и

неповторимости происходящих событий. Новаторский характер поэзии 20-х годов

определялся необходимостью найти художественные средства, соответствующие

масштабам эпохи. Маяковский и другие поэты, писавшие в стиле футуризма,

создавали новый поэтический язык для выражения чувств и мыслей

современника.

Сложный путь проходила в своём развитии проза 20-х годов. Советская

литература шла по пути показа противостояния и борьбы двух

антагонистических миров. Психологическую картину превращения массы в

революционный коллектив, показал Серафимович в романе «Железный поток»

(1924). Яркий образ легендарного комдива, в котором воплотились черты всего

народа, создал Д.А. Фурманов в романе «Чапаев» (1923). Перед литературой

встала задача показать в художественных формах труд и жизнь народа.

Создавались произведения, опиравшиеся на реальные события, факты, людей.

Образы национальных героев в этих произведениях имели огромное

воспитательное значение.

В остродраматической борьбе нового со старым, в отражении судьбы

народной в судьбах индивидуальных черпала сюжеты драматургия 20-х годов; её

героем стал человек, осознающий величие революции: «Бронепоезд 14-69»

(1922) Вс. Иванова, «Любовь Яровая» (1926) К.А. Тренёва и другие. В пьесах

«Дни Турбиных» (1926) и «Бег» (1928) М.А. Булгаков показал обречённость

белогвардейского движения, трагедию белоэмигрантской среды.

В 1928 г. М.А. Шолохов опубликовал 1-ю книгу романа «Тихий Дон»

принёсший писатель мировую известность. Исторически и психологически

достоверный рассказ о жизни и быте донского казачества, воплощение

действительности в её противоречиях и конфликтах определили особое значение

«Тихого Дона».

Конец 20-х – середина 30-х годов – время индустриализации страны,

время приобщения деревни к политической жизни страны. Создаются

произведения, взгляд которых, обращён к жизни на земле, к деревне. Глубина

художественного познания, предельная конкретность повествования о переломе

жизни в деревне отличают роман Шолохова «Поднятая целина».

Непререкаемым авторитетом в литературной жизни, вдохновителем

многочисленных и плодотворных начинаний был Горький. В романе-эпопее «Жизнь

Клима Самгина» Горький нарисовал многоплановую картину предреволюционной

жизни России. Многослойное живописное полотно, рисующее пути в революции и

Гражданской войне лучшей части старой русской интеллигенции, движение

народных масс, развернул в трилогии «Хождение по мукам» (1920-41) А.Н.

Толстой. Призывом к подвигу во имя революции, яркой демонстрацией

коммунистических представления о смысле жизни и месте в ней человека стал

роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (1935) оказавший огромное

воспитательное воздействие на многие поколения молодёжи.

В поисках форм широкого социально-философского осмысления

действительности поэзия 30-х годов обнаруживала новые жанровые возможности,

расширяла и углубляла исследуемые ею тематические пласты. Проблемы

народного бытия, трудовые будни города и села, героизм, ставший нормой

поведения – таково многообразие поэтической панорамы этих лет.

Во второй половине 30-х годов обострившаяся международная обстановка

привлекла внимание советской литературы к темам патриотизма и антифашизма.

В антифашиских романах Эренбурга и других писателей поднимается тема

солидарности с борющейся Испанией.

В годы Великой Отечественной войны советская литература внесла большой

вклад в борьбу с фашизмом. Советские писатели показывали в своих

произведениях чувство патриотизма, гордости, истинной правоты советских

людей, высокой миссии их подвига.

Развеивание мифа о непобедимости «третьего рейха» в статьях Эренбурга,

обращение к историческому прошлому народа, к национальным традициям,

истокам русского национального характера в статьях А. Толстого,

разнообразная по тематике и жанрам публицистика Шолохова, Фадеева и других

действенно способствовала мобилизации всех духовных ресурсов народа на

борьбу с фашизмом.

С первых дней войны советская поэзия обратилась традиционным

фольклорным формам (заклинание, клятва, проклятье и прочими), которые

находили живой отклик у массового читателя. Стихи Симонова, А.А. Ахматовой,

Д. Бедного и многих других звучали как голос народа, произносившего клятву

очистить родную землю от захватчиков. Своего рода гимном Великой

Отечественной войны стала песня Лебедева-Кумача «Священная война»(1941)

Общим для всех национальных литератур этого времени было обращение к

документальному материалу.

Духовную основу литературы первых послевоенных лет образовывало

мироощущение, выстраданное и завоёванное народом победителем. Её идейные

устремления были направлены на создание благоприятной нравственно-

психологической атмосферы всенародного трудового подъёма для скорейшего

восстановления страны от ран нанесённых войной. В условиях «холодной войны»

советские писатели пропагандировали советский образ жизни. Получила

интенсивное развитие литература, основанная на документальных событиях,

ставя перед собой задачу – оповестить Родину о беспримерных подвигах её

героев. Эти образы в характерах нарисованы в романе «Повесть о настоящем

человеке» (1946) «Молодая гвардия» (1945-51) и других.

На всех этапах советская литература ставила перед собой задачу

создания образа положительного героя. В конце 40-х начале 50-х годов таким

героем является коммунист, прошедший войну и принёсший в мирную жизнь свой

и всей страной накопленный опыт ежедневной героической борьбы за эту жизнь.

Значительные изменения, произошедшие в стране в 50-х годах в первую

очередь связанны с раскрытием и преодолением последствий культа личности.

В 60-х годах опыт, накопленный советской литературой для

многопланового отражения основных конфликтов, создали предпосылки для

окончательного становления нового, современного этапа развития советской

литературы. Важные изменения в литературной жизни страны выразились в

оживлении деятельности творческих союзов, в прохождении острых дискуссий.

В конце 50-х – начало 60-х годов достижения советской поэзии были

связанны в первую очередь с теми произведениями, в которых становились

наиболее масштабные, кардинальные для современной эпохи проблемы. Биография

века, путь нового общества, личность в её соотношениях с историей – такие

темы стали предметом художественных исследований. Духовное богатство своего

молодого соплеменника, чуткость, многообразие и сложность его

интеллектуальных и эмоциональных реакций отражали в своём творчестве Б.А.

Ахмадуллина, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Р.И.

Рождественский и другие.

В 60–70-е годы наблюдается новый подъём историко-революционной прозы.

В произведениях этого жанра писатели ставят актуальные проблемы активного

героического отношения к жизни, в широком историко-философском контексте

вскрывают важные тенденции общественного развития. Повести А.С. Иванова

«Тени исчезают в полдень» (1963) и «Вечный зов»(1970) обращаются к истокам

народной жизни, стремясь художественно исследовать корни и предпосылки

новой исторической общности людей, её проблемы, перспективы грядущего.

Всестороннее исследование сложных процессов, происходящих в

послереволюционной деревне, сочетается в советской литературе с пристальным

вниманием к личности человека, его нравственному облику, его месту в

системе общественных отношений. Рассказы Е.И Носова, В.П. Астафьева и

других характеризуется точным знанием языка и быта колхозной деревни,

содержательным художественным анализом жизни, характеров, взаимоотношений

людей, тонким пониманием родной природы. Широкую галерею самобытных

народных характеров создал В.М. Шукшин, утверждавший в своих произведениях

нравственный максимализм, высокий пафос духовности.

Важное место в литературном процессе по-прежнему занимает т.н. военная

проза. Художественно точное воплощение богатого фактического материала,

углубленность размышлений о трагическом и героическом военном четырёхлетии

и его месте в истории отличают трилогию Симонова «Живые и мёртвые» (1959-

71). С глубокой психологической достоверностью анализируется внутренний мир

человека на войне, социальные и нравственные мотивы его поведения в

рассказе Шолохова «Судьба человека» (1956-57), А. Кулаковского «А зори

здесь тихие» (1969), в главах романа Шолохова «Они сражались за родину»

(1943-69). Многоплановое изображение Великой Отечественной войны дали в

своих романах «Горячий снег» и «Берег» Бондарев, «Блокада» А.Б. Чаковский,

«Война» И.Ф. Стаднюк и другие. Своё место в литературном процессе заняла

собственно мемуарная литература, представленная книгами Эренбурга,

Паустовского, Маршака, Каверина и других.

Развиваются жанры научно-социальной фантастики – романы И.А. Ефремова,

А.Н. и Б.Н. Стругацких и других.

Музыка

Советское музыкальное искусство – новый этап в развитии мирового

музыкального творчества, принципиально отличный от всех предшествующих

этапов.

Появление первых музыкальных произведений, в основном песен,

приходится на годы Гражданской войны. Создавались они как самодеятельными

авторами, так и композиторами, связанными с красноармейской средой.

С окончанием войны и переходом к мирному строительству музыкальное

искусство вступило в новую полосу развития. В 20-х и начала 30-х годов

происходила интенсивная перестройка музыкального быта, деятельности всех

музыкальных учреждений и организаций. Возникли тысячи кружков и коллективов

самодеятельности, развивалось самодеятельное песенное творчество.

Действовали исполнительные коллективы, созданные за годы Советской власти:

Персимфанс («Первый симфонический ансамбль» – оркестр без дирижёра),

украинская хоровая капелла «Думка», струнные квартеты им. Глазунова, им.

Бетховена, им. Страдивари и другие.

Рельефные музыкальные образы новых коллективных героев – революционных

масс, созданные на интонационно-жанровой основе народных солдатских,

пролетарских песен, предстали в хоровых сценах и фресках А.А. Давиденко

(«Улица волнуется» «Море яростно стонало» На десятой версте от столицы» и

песнях «Конная Будённого», «Первая Конная», «Нас побить, побить хотели») и

произведениях других авторов.

В музыкальном творчестве 20-х – начала 30-х годов шли поиски методов

отражения новой действительности, преобразования интернационального строя и

других сторон музыкального языка, обновления музыкальных жанров и форм на

основе самых разных стилевых первоисточников, таких как революционных и

советских песен, творчества русских и зарубежных композиторов конца 19 –

начала 20 веков.

В 30-е начале 40-х годов перестройка в советской музыкальной культуре

в основном завершилась и результатом этой работы стали работающие

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.