бесплатно рефераты
 

Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.

Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.

«Культурология»

Реферат по теме:

«Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.»

Выполнил

План контрольной работы:

1. Сравнительный анализ главных элементов материальной и духовной

культуры 11,5 летних подритмов 1923-1983 годов

2. Пары полярных обществ как один из движущих механизмов культурного

прогресса мирового сообщества.

3. Специфика эволюции правоприменительной практики в отношении к

ультрапроявлениям различных направлений культуры от начала к концу 60

летнего ритма.

Сравнительный анализ главных элементов материальной и духовной культуры

11,5 летних подритмов 1923-1983 годов

Если рассматривать шестидесятилетний период истории, касающийся

становления и развития Советского государства то его условно можно

разделить на пять подритмов и в каждом подритме можно выделить основные

элементы развития Советской культуры, в итоге мы получим таблицу,

показанную на странице №2 Более детальное объяснение и описание этой

таблицы приводится ниже.

Архитектура

Гражданская война и иностранная интервенция 20-х годов отодвигают

начало работ по осуществлению крупных хозяйственных строек. В это время

проводились самые необходимые восстановительные и хозяйственные работы.

Одной из первых задач периода восстановления была электрификация России;

план ГОЭЛРО, утвержденный в 1921г. VIII съездом Советов. По этому плану

предполагалось за 10 – 15 лет построить 30 крупных электростанций.

Восстанавливались и расширялись действующие заводы, построенные ещё до

революции. Разрабатываются планы реконструкции городов, типовые проекты

жилищ.

Проектируются посёлки при промышленных предприятиях, в которых

планировочное слияние элементов архитектуры жилища, общественной среды и

производства рассматривается как необходимое условие гармоничного развития

новой личности.

Многочисленные конкурсы стали главной ареной формирования творческих

позиций советских архитекторов. С 1923 г. начинается конкурсное

проектирование Дворца Труда, а с 1931 г. – Дворца Советов.

Реализацию обширных планов строительства ограничивала нехватка ведущих

конструкционных материалов: металла, цемента. Сооружения первой

Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923

г.) были деревянными. Но, несмотря на все сложности именно в это время

возникают такие смелые по замыслу и исполнению сооружения башня

радиостанции «Коминтерн» на Шаболовке (1922 г. инженер Шухов В.Г.).

Очень своеобразным было творчество К.С. Мельникова. В его проекте

клуба им. Русакова за образную основу объема здания принят сегмент

гигантской шестерни, в «зубцах» которой части зрительного зала могли

составлять единое пространство или функционировать как отдельные аудитории.

В проводившейся в Париже в 1925 г. выставке Советскую архитектуру

представлял павильон СССР, выполненный по проекту Мельникова и в

последствии включенный в золотой фонд мировой архитектуры. Революционные

идеи, могучий размах строительства в СССР стимулировали новаторство. Многие

идеи, опередившие своё время, остались неосуществлёнными. В СССР приезжают

прогрессивно мыслящие архитекторы Западной Европы, США.

А.В. Щусеву принадлежит авторство одного из наиболее яркого проявления

советской архитектуры – Мавзолея В.И. Ленина, в формах которого он

попытался создать величественный памятник основателю первой

социалистической страны. Возведённый сначала в дереве (1924 г.) Мавзолей

был перестроен в 1930 г.

В годы первой пятилетки (1929-1932 гг.) разворачивается промышленное

строительство. Возводятся первые машиностроительные заводы, заводы тяжёлой

индустрии, металлургические комбинаты. Их строительством решалась задача

укрепления индустриальной и оборонной мощи страны. При заводах

проектировались клубы, спортивные комплексы и оздоровительные центры, была

разработана система культурно-бытового обслуживания.

По плану ГОЭЛРО были сооружены Волховская ГЭС, ДнепроГЭС. В

монументальной архитектуре плотин здания, был отражён героический труд

советских людей.

Скоростное строительство требовало перехода на сборное домостроение и

использование металла и железобетона. Создаются первые заводы стандартных

деталей и заводы железобетонных конструкций. С 1930 г. начинает строится

Беломорско-Балтийский канал.

По плану реконструкции Москвы начатой в 1935 г. планировалось

строительство зелёных массивов парков, сливающихся с пригородными лесами

(Измайловский, Сокольнический, Останкинский), ЦПКиО им. Горького на берегу

Москвы-реки. Главная магистраль столицы – улица Горького была расширена и

застроена жилыми многоэтажными зданиями.

Опыт реконструкции Москвы использовался при проведении

градостроительных работ в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ереване, Новосибирске

и других городах.

За период с 1932 по 1939 г. в Москве введены в строй две очереди

скоростной подземной железной дороги – метрополитена. В Московском метро

был создан грандиозный подземный архитектурный ансамбль. Тенденции того

времени особенно ярко проявились в украшении сооружений ВСХВ (Всесоюзной

сельскохозяйственной выставки) в Москве (1937 – 1939 гг.). Богатая,

насыщенная архитектура ВСХВ стала своеобразным форумом архитектурных форм и

находок.

В строительстве жилого сектора применялись наиболее экономичные

планировочные варианты типовых секций, индустриальные способы

строительства.

Война принесла колоссальные разрушения стране. В развалинах лежали

сотни городов, тысячи деревень, десятки тысяч промышленных предприятий,

школ и больниц, сотни вузов, музеев, театров, бесчисленное множество

архитектурных памятников. Главные усилия страны были направлены на

восстановление самого необходимого – заводов, больниц, школ.

Для ввода в строй новой жилой площади, запланированной в первой

послевоенной пятилетке, необходимо было переходить к индустриальным методам

строительства. Разрабатывались типовые проекты сборных жилых домов, и с

1954 г. начато строительство новых заводов железобетонных конструкций.

Высшим проявлением ведущих в 50-е годы позиций в отношении

художественной образности советской архитектуры стали 7 высотных домов в

Москве, строившихся с 1948 по 1953 г. Эти здания придали новые масштабные

соотношения и своеобразие городскому пейзажу Москвы. В планах реконструкции

разрушенных городов: Минска, Киева, Волгограда и других, общегородскими

центрами стали главные магистрали с системой площадей, застроенные жилыми и

общественными зданиями.

Продолжалось строительство метрополитена. В архитектуре станций

Комсомольская-кольцевая, Новослободская, Белорусская легко узнать стиль

эпохи по богатству украшений, обилию цвета, мрамора, тщательным отделочным

работам. В 1955 г вступил в строй Ленинградский метрополитен.

К шестой пятилетке (1954 г.) был накоплен большой и разнообразный опыт

строительства типовых жилых зданий различных конструктивных систем. Жилой

дом превратился в рядовой «кирпичик» новой архитектуры. Все постройки

теперь решались как элементы взаимосвязанной городской среды. Свободная

планировка, в противовес традиционной городской квартальной строчной

застройке, решала на новом уровне комфортных требований жилые пространства

города, раскрывала их, придавала живописность и динамику архитектурному

пейзажу. Стадион в Лужниках (1956 г.) превратился в крупный спортивно-

зрелищный центр столицы.

В 1963 г. с введением в строительство микрорайонов многоэтажных зданий

(9-16 этажей) освобождались территории под зоны отдыха и озеленение.

Несколько микрорайонов входили в состав жилого района, в систему

обслуживания которого включались крупные универсальные магазины, кинотеатр,

административные учреждения. По этому плану были построены такие районы в

Москве как Новые Черёмушки и Кузьминки в Москве. Но строительные работы

выполнялись не всегда тщательно и в соответствии с архитектурным планом; не

доводились до конца благоустройство, стихийно и неквалифицированно

проводилось озеленение, в результате чего новые районы вызывали удручающее

впечатление унылого однообразия.

Строятся крупные широкоформатные кинотеатры. В Москве в 1961 г.

зданием кинотеатра «Россия» композиционно завершился ансамбль площади

Пушкина. Годом позже построены Дворец пионеров на Ленинских горах, комплекс

зданий аэровокзала в Москве, Шереметьевский аэропорт, здание панорамы

«Бородинская битва».

В конце 60-х годов в Москве был построен ряд объектов, таких как

ансамбля высотных зданий Нового Арбата, гостиницы «Россия». В1967 г.

закончено строительство телевизионной башни, а затем и обширного комплекса

Останкинского телецентра.

В70–80-х года основное строительство перенеслось на окраины городов,

ставя перед собой задачу разуплотнения центра города. Застройка резервных

территорий (Ясенево, Медведково, Строгино, Южное Измайлово и др.) и

реконструкция устаревшего жилого фонда предусматривались главным образом

жилыми группами из многоэтажных крупнопанельных домов, обеспечивающих

высокую плотность заселения.

Главной задачей того времени при строительстве жилых районов –

одновременное возведение жилых зданий, сооружений обслуживающей группы,

осуществление полноценного благоустройства.

Переход к «супермаштабным» сооружениям был уже осуществлен в Москве во

время подготовки к Олимпиаде-80, когда были выстроены такие грандиозные

комплексы как «Олимпийская деревня» на юго-западе столицы, крупная

гостиница и административный комплекс в Измайлове, спорткомплекс

«Олимпийский» на проспекте Мира и другие сооружения.

Кино

После победы в Октябрьской революции кино как мощное пропагандистское

оружие получило всестороннюю поддержку Советского правительства. Ленин,

понимая всю значимость кинематографа как одного из наиболее сильного

средства политической агитации в одной из своих речей говорил, что «… из

всех искусств для нас важнейшим является кино». Вопросам, связанным с

кинопроизводством много времени уделяли такие политические и

государственные деятели как Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие.

С момента образования нового государства во всех республиках страны,

появляются различные государственные организации, в обязанность которых

входит творческая и техническая перестройка кинопроизводства. На экран

начинают выходить новые документальные фильмы, которые в годы Гражданской

войны демонстрировались перед красноармейцами и крестьянами. В Москве,

Петрограде, Киеве и Одессе начали выпускаться игровые агитационные фильмы

такие как «Уплотнение» (1918) «За красное знамя» (1919) «На красном фронте»

(1920). Как правило, в сюжеты первых игровых лент входили ситуации

посвящённые борьбе с пережитками прошлого и строительству новой жизни.

Одной из наиболее ярких художественных лент этой направленности стала

картина, снятая в Грузии «Красные дьяволята» (1923 г. по П.А. Бляхину,

режиссёр Перестиани).

Для подготовки квалифицированных кадров в области кино в Москве в 1919

г. создана Первая Госкиношкола в последствии ставшая техникумом

кинематографии. Возглавлял киношколу Гардин, который со своими учениками в

1921 г. снял первую полнометражную художественную картину на революционную

тему «Серп и молот». Ярким проявлением молодой кинематографии стала картина

режиссёра Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране

большевиков» (1924) в которой были применены новые методы постановки,

актёрской работы и киномонтажа. С 1923 г. начался выпуск мультипликационных

фильмов.

Величайшим кинохудожником того времени можно считать режиссёра С.М.

Эйзенштейна создавшего шедевр киноискусства фильм «Броненосец “Потёмкин”»

(1925), впоследствии отмеченный на Всемирной киновыставке в Брюсселе в 1958

г. и названный из 12 выставленных фильмов лучшим фильмом всех времён.

Новизна монтажных построений, метафоричность киноязыка, классическая

стройность композиции отличали этот фильм.

Режиссёр-новатор В.И. Пудовкин создал экранизацию повести М. Горького

«Мать» (1926) считающийся одним из лучших произведений мирового экрана.

Революционной борьбе и становлению новой жизни посвящались картины

режиссёра Протазанова «Его призыв» (1925), «Сорок первый» (1927) и другие.

Крупнейший украинский кинорежиссёр А.П. Довженко создал революционную

киноэпопею «Звени Гора» (1928) и «Арсенал» (1929)

В 20-е гг. заметно укрепилась производственная база советского

кинематографа. Были реконструированы крупнейшие киностудии страны –

«Мосфильм», основанный в 1924 г., «Ленфильм» основанный в 1918 г. В 1928 г

была создана Киевская киностудия ВУФКУ с 1958 г. Киевская киностудия им.

А.П. Довженко. Одновременно в эти года создаются национальные киностудии в

республиках Советского Союза и к началу 30-х гг. советская кинематография

представляла собой многонациональное и самобытное искусство. К этому

времени было поставлено около 1000 «немых» игровых и более 100

мультипликационных фильмов.

Введение звука в кино потребовало коренной технической и творческой

перестройки кинематографии. В 1929 г. в Ленинграде открылся первый в стране

кинотеатр, где демонстрировали экспериментальные звуковые фильмы. Для

подготовки кадров в Ленинграде в 1930 г. был создан институт киноинженеров

звукового кино – ЛИКИ, в этом же году государственный техникум

кинематографии преобразован в институт (ГИК, с 1938 г. – ВГИК).

В 1934 г. Г.Н. и С.Д Васильевы снимают фильм-портрет по повести Д.А.

Фурманова «Чапаев». Эта тема получила всестороннее развитие и на экраны

выходят фильмы: «Яков Свердлов» (1940 г. режиссёр Юткевич), трилогия о

Максиме «Юность Максима» (1935) «Возвращение Максима» (1937) «Выборгская

сторона» (1939) режиссёров Козинцева и Трауберга «Щёрс» (1939 г. режиссёр

Довженко) Создаются важные для того времени фильмы о Ленине рисующие образ

вождя и получившие в последствии в советском кинематографе название

Ленинианы: «Ленин в Октябре» (1937), «Ленин в 1918 году» (1939) режиссёр

М.И. Ромм, «Человек с ружьём» (1938) режиссёр Юткевич.

Кроме кинопортретов вождей режиссёры снимали фильмы о простых

тружениках страны. Формирование нового человека стало определяющей темой

многих кинокартин того времени: первый советский звуковой фильм «Путёвка в

жизнь» (1931 г. режиссёр Н.В. Экк), «Семеро смелых» (1936) «Член

правительства» (1940 г. режиссёры Зархи и Хейфиц) и другие.

На экран выходили любимые народом кинокомедии высмеивающие пороки

человека того времени и в тоже время, показывая новые черты в психологии

советского человека: «Весёлые ребята» (1934) «Волга-Волга» (1938) режиссёр

Г.В. Александров, И.А. Пырьева – «Трактористы» (1939) «Свинарка и пастух»

(1941), К.К. Юдина – «Девушка с характером» (1939) и многие другие.

В предвоенные годы создавались картины, повышающие патриотический дух

и показывающие героическое прошлое советского народа, показывающие его

борьбу против чужеземных захватчиков, – «ПётрI» (1937-39 гг., режиссёр В.А.

Петров), «Александр Невский» (1938 г. режиссёр Эйзенштейн) «Суворов» (1941

г. режиссёр Пудовкин) и другие.

Создание звукового кинематографа открыло большие возможности для

экранизации произведений классической литературы. Были поставлены следующие

фильмы: «Гроза» (1934 г. по А.Н. Островскому, режиссёр Петров),

«Бесприданница» (1934 г. по А.Н. Островскому, режиссёр Протазанов),

«Медведь»(1938) «Человек в футляре» (1939) (по А.П. Чехову режиссёр И.М.

Анненский), и другие.

В годы Великой Отечественной войны советская кинематография сыграла

огромную роль в воспитании боевого духа и высокого патриотизма. Создавались

фронтовые киногруппы, которые создавали киножурналы и специальные выпуски с

мест боёв. Наиболее оперативной формой киноискусства стали «Боевые

киносборники», состоявшие из короткометражных игровых новелл, документально-

хроникальных очерков, посвящённых борьбе народов против немецко-фашистских

захватчиков. В их создании участвовали ведущие мастера художественного кино

– Пудовкин, Юткевич, Савченко, Герасимов, Козинцев и другие. Фронтовые

операторы самоотверженно снимали боевые действия, подвергая свою жизнь

опасности, от первых дней войны до взятия Берлина и капитуляции Японии.

Документальная «Летопись Великой Отечественной войны» составила более 3,5

млн. метров отснятой киноплёнки.

Продолжался выпуск художественных фильмов. Киностудии западных и

центральных районов страны эвакуировались в Среднюю Азию и Казахстан:

«Мосфильм» и «Ленфильм» перебазировались в Алма-Ату, где была организованна

Центральная объединённая киностудия. В 1942 г. был выпущен первый

полнометражный художественный фильм о войне – «Секретарь райкома» (режиссёр

Пырьев). С большой страстностью решаемая тема народных мстителей-партизан

продолжена и развита в фильмах: «Она защищает родину» (1943), «Радуга»

(1944), «Зоя» (1944) и другие. Высокой патриотичной и нравственной силой

отличались фильмы о бойцах и командирах Советской Армии, снятые по

сценариям и пьесам К.М. Симонова. Трудовому героизму, неразрывной связи

фронта и тыла, стойкости советских людей посвящены кинокартины: «Машенька»

(1942) «В 6 часов вечера после войны» (1944) «Большая земля» (1944).

Традиции довоенных историко-биографических фильмов продолжили

постановки фильмов: «Иван Грозный» (1945 1-я серия режиссёр Эйзенштейн)

«Кутузов» (1944 г. режиссёр Петров). Историко-революционным событиям были

посвящены киноленты о Гражданской войне 1918-1920 гг.: «Оборона Царицына»

(1942) «Котовский» (1943).

Победоносное окончание войны выдвигает перед киноискусством новые

задачи творческого отражения всенародного подвига в битве против фашизма,

жизни советских людей, вернувшихся к мирному труду. Создаются киноленты:

«Молодая гвардия», «Сказание о земле Сибирской» (1948). О подъёме

советского киноискусства конца 50-х гг., притоке новых творческих сил,

более углубленном решении военной темы свидетельствовали фильмы «Летят

журавли» «Дом в котором я живу» (1957), «Судьба человека» по М.А. Шолохову

(режиссёр С.Ф. Бондарчук) «Баллада о солдате» (режиссёр Г.Н. Чухрай)

(1959). Психологическое раскрытие нового послевоенного поколения нашло

отражение в фильмах «Чужая родня» (1956) «Дело было в Пенькове» (1958).

Начатая в 30-е годы кинолениниана была продолжена документальным

фильмом «Владимир Ильич Ленин» (1949) включившим все сохранившиеся кадры

документальной съемки Ленина, и художественным фильмом «Рассказы о Ленине»

(1957).

В 50-е годы стал увеличиваться выпуск лент всех жанров. Вместе с

мастерами старшего поколения с конца 50-х годов на различных студиях страны

к творческой работе обратились молодые кинематографисты, главным образом

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.