бесплатно рефераты
 

Норма, образец в русской культуре второй половины XVIII века

в Академию художеств, а написанный художником портрет великого князя и

наследника престола Петра Федоровича принесла ему широкую известность при

дворе. В дальнейшем Рокотов писал Екатерину, создав один из первых ее

парадных портретов, портретировал наследника Павла Петровича (в детстве),

И.И. Шувалова, Г.Г. Орлова, Н.И. и П.И. Паниных …

Работы Рокотова отличает неповторимое обаяние; он фиксирует не просто

черты модели, но и таинственную жизнь души. Созданные им женские образы

получили название рокотовский тип. Более важными оказываются в

портретируемых Рокотовым моделях их эмоциональные тональность, интонация

настроения, «звучания» вместо пластической определенности. Вместе с тем

именно портреты Левицкого и Рокотова «заложили основы того углубленного

истолкования человеческой индивидуальности в портрете, которая определялась

просветительскими идеалами и представлениями» /47, с. 164/.

Таким образом, век Екатерины стал периодом рассвета культуры во всех

сферах жизни России. Русские просветители делали акцент на законности,

справедливости и правосудии как главном оружии императрицы и как залоге

«общества благоденствия». Прославление императрицы в большинстве случаев

осуществляется в словесной и живописной аллегорических формах как «урок»,

назиданием царям.

Так, в общественном и художественном сознании эпохи прием

«обожествления» императрицы как носительницы высшей, божественной, а

значит, справедливой и мудрой власти, был привычным. Если верховная

личность накладывает свой отпечаток на всю эпоху своими идеями, то эти идеи

через исполнителей проносятся поднимая статус верховной власти.

С историей царствования Екатерины Второй связана имена целой плеяды

блестящих государственных деятелей, таких как А. Г. Орлов, А. А. Вяземский,

Н. И. Панин, А. Р. Воронцов, Г. А. Потемкин, А. А. Безбородко, И. И.

Бецкой, Г. Державин, А. Н. Родищев, Н. И. Новиков и т.д. Они все были

прежде всего послушными слугами императрицы, никогда и ни с кем не

делившейся властью. Постоянно занимаясь государственными делами, они

помогали Екатерине Великой, ведь не зря период ее правления называют

«золотым веком». И хочется написать отрывок, который сможет показать всю

достопримечательность XVIII века:

Екатерины век, ее роскошный двор,

Созвездие имен сопутников Фелицы,

Народной повести блестящие страницы,

Сановники, вожди, хор ибранных певцов,

Глашатаи побед Державин и Петров –

Все облекалось в жизнь, в движенье и в глаголы.

П. А. Вяземский

2.2. Идея служения отечеству и формы просвещенной деятельности

«сына отечества» второй половины ХVIII века

Культура второй половины XVIII века органически связана с идейной,

философской и нравственно-этической системой Просвещения. Эпоха Екатерины

начиналась с преобразований государственных изменений, создания разного

рода законопроектов и, следовательно, она нуждалась в энергичных,

деятельных и просвещенных исполнителей. Поэтому вновь активизируется идея

нравственной ценности общественного деяния, необходимости полезного

служения.

Это был век, несмотря на признание его веком Разума, людей страстных,

противоречивых, пытливо ищущих пути к справедливости и гармонии для себя и

для мира, с одинаковой целеустремленностью увлекающихся и идеями

энциклопедистов о всесилии человеческого разума, и масонскими мечтаниями о

нравственном преображении души и мира. В это время черезвычайно популярной

становится идея «сына отечества» - «служителя отечества». Идея просвещенных

деятелей явилось тоже образцом этой эпохи.

Сын отечества мыслился как просвещенный, разумный человек, радеющий о

справедливых законах и приносящий общественную пользу. Способы же

осуществления идеалов высокого служения виделись разными.

Будучи прилежной ученицей философов – просветителей, Екатерина

понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня

просвещенности народа, от его способности воспринимать новое. Было

очевидно, что недостаточно дать человеку лишь определенный набор знаний, но

необходимо изменить его психологию, ценностные ориентиры, нравственные

основы личности.

«Сын отечества» актуализировался в структуре знаний значения философии

как высшего рода человеческих знаний. «Сын отечества» осознал и

сформулировал приоритет познания над научением через полезные знания и

отвлеченные (философия) науки. Он ориентирован на исследование философских

истин, анализ природы человека, рассмотрения механизмов организации

общества. С этим напрямую связано появление различного рода трактатов о

социальных и образовательно-воспитательных системах, способных

содействовать приближению «общества благоденствия».

В сознании «сына отечества» интенция просвещения разума и научения

человека – гражданина исполнению своего гражданского долга соединились с

интенцией нравственного воспитания. Суждения русских просветителей об

проблеме воспитания человека гражданина, должного обладать не только

разумом, но и нравственностью, суммирует Д. И. Фонвизин в комедии

«Недоросль». Нравственное состояние общества по мнению Н. И. Новикова

(трактат «О воспитании»): «Процветание государства, благополучие народа

зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов – неотменно от

воспитания» /46, с. 258/. Обоснованию необходимости воспитания

добродетельного человека посвящена центральная трактата эпохи: «Беседа о

том, что есть сын отечества» А. Н. Радищева. Он обозначил в своем смысловом

пространстве ту культурно-историческую дистанцию, внутри которой

осуществился неизбежный разброс мнений, более официальных и менее

официальных, но просветительских своей сущности. Автор соединяет понятие

«сына отечества» с понятием «нравственного человека», а должность служебную

(гражданскую) толковать как должность человеческую. Большинство русских

просветителей видело в воспитании подлинной нравственности человека один из

самых действенных и «коротких» путей исправления состояния общества,

сглаживания социальных противоречий, искоренения предрассудков и пороков.

Активную практическую добродетель «сына отечества» осуществляли в своей

деятельной жизни Г. Р. Державин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев и т.д.

Структура практических действий «сына отечества» определяются его

убежденностью в том, что общее нравственное состояние общества зависит от

«добрых законов», призванных регулировать не только гражданские, но и

нравственные отношения. Так, Я. П. Козельский со ссылкой на трактат

Гельвеция «Об уме» утверждает: «… что пороки народные сокрыты в самих

законах, и ежели кто хочет истребить пороки в каком народе, не применяя

производящих их законов, тот ищет невозможного» /67, с. 177/.

Категория закона просвещенным человеком включается в регулятивную

систему общества.

«Сын отечества» по характеру воздействия на общественное сознание был

преимущественно человеком общественной мысли; человеком, грезившим о

«конечном» слове и ищущем ту социальную истину, которая позволит устроить

жизнь по некой совершенной модели. Поиски слова – истины детерминированы

идеалистической и утопической отвлеченностью в понимании просветителями

основ восприятия и осознания истины народом. Просветители были убеждены в

том, что слово истины легко будет подхвачено народом, ибо отвечает

собственным интересам людей. Нарастает потребность в обретении

публицистического слова, просвещающего сознания людей. В структуре «сына

отечества» слово не будет иметь откровенно пропагандистское, агитационное

значение, оно будет выполнять функцию просвещающего научения и воспитания

нации.

Служение государству (общей пользе) по – прежнему являлся

«определителем» «человека просвещенного», а служение становилось знаковым

качеством «сына отечества». Поэтому и образовательные программы

ориентировали молодых людей на служение как единственно возможный для

человека способ существования. Служение понимается как исполнение долга

гражданина и все в большей степени наделятся социальными и нравственными

ценностями значениями, становятся коррелятивным служению Отечества, за

которым стоят все нуждающиеся в гражданских добродетелях «сына отечества».

Служба отечеству в структуре «сына отечества» становилась личностно

осознанной, этически мотивированной. Обязанности «сына отечества»

предполагали исполнение долга служения по закону, и по долгу гражданина, и

по долгу человека. Это объединяло разных по профессии, характеру служения и

личностным качествам людей.

Вместе с тем в структуре служения полностью не изживаются такие

стержневые и смыслообразующие понятия, как богатство, состояние, служение

императору, социальный статус, чин, знатность и другое.

Таким образом, служение как способ существования «человека

просвещенного» во второй половине столетия исполняется в нескольких формах

практики, равно признанных просвещенным сознанием эпохи: государственная

служба – служение, просветительская общественно – публицистическая и

издательская деятельность, научно-просветительское и литературное

творчество отмечается тенденция к частному и граждански полезному

существованию.

Видным представителем передовой общественно-политической мысли второй

половины XVIII в., одним из первых русских философов-просветителей является

Я. П, Козельский. Его служение отечеству было выражено в том, что он

перевел на русский язык ряд книг историко-философского содержания. Свои

переводы он сопровождал предисловиями и примечаниями, в которых отразились

его социально-политические воззрения. Он участвовал в переводе статей из

энциклопедии Дидро и Д’ Аламбера. В своем главном труде «философические

предложения» Козельский развивал идеи справедливого общественного

устройства, выступал против крепостничества, критиковал христианскую

мораль. Он был противником самовластия, угнетающих «людей обществу

полезных». Идеалом Козельского было основанное на труде общество, в котором

нет ни роскоши, ни нищеты, частная собственность существует, но

ограничивается личным трудом и заслугами перед согражданами.

Очень показательна деятельность другого человека, Д. И. Фонвизина. Он

любил Россию активной действенной любовью, не скрывая от себя вопиющих

недостатков крепостнического строя и борясь с ними, сколько хватит сил. Это

доказывают его произведения: «Корион», «Недоросль», «Бригадир». Тема

воспитания всегда сильно занимала его. Он неутомимо ратовал за расцвет

просвещения в России. Устами Стародума в комедии «Недоросль» он говорит: «…

я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний

человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть

лютое оружие делать зло. Просвещение одну добродетельную душу»./64, с. 63/

Государственное и частное служение очень показательно в русской

культуре второй половины XVIII века.

Главным проводником политики Екатерины в области образования и

государственного служения стал И. И. Бецкой, сам получивший неплохое

образование за границей. Анисимов Е.В. пишет: «уже в 1763 году он был

назначен директором Сухопутного шляхетного корпуса и президентом Академии

художеств, а в 1764 году императрица утвердила разработанное им

«Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в основе

которого лежало популярное тогда в Европе идея «воспитание новой породы

людей» /4, с. 182/ По замыслу автора, в России следовало создать сеть

училищ, где в изоляции от дурного влияния общества воспитывались дети.

В соответствии с этим проектом Бецкого уже в 1764 г. в Петербурге было

открыто училище при Академии художеств и создано общество двухсот

благородных девиц, а через год при нем было открыто отделение для мещанских

девиц. В последующие годы была проведена реформа шляхетских корпусов,

открыты воспитательные дома для сирот в Москве и Петербурге, коммерческое

училище. Для всех новых учебных заведений Бецкой разработал специальные

уставы, в которых просветительские идеи в области педагогики воплотились в

обязательные нормы.

Уставами запрещалось бить и бранить детей, развитие качеств и

склонностей поощрять лаской и уговорами.

Общество двухсот благородных девиц в Петербурге (Смольный институт)

было первым в России женским учебным заведением и пользовалось особым

покровительством Бецкого и самой императрицы. В это время зарождалась

российская благотворительность – явление, которому многим обязаны русская

культура и образование.

Деятельности Бецкова И. И. покровительствовала Екатерина Вторая.

Реформаторские усилия педагога и императрицы отчетливо выявили две

тенденции развития просвещения и образования в России. Первая проявлялось в

существенном расширении сети учебных заведений различного ранга. Вторая

предполагала получение образования представителей высших сословий.

На ряду с расширением сети народных школ, предназначавшихся для низших

слоев общества, но не для крепостного крестьянства, увеличилось число

сословных учебных заведений для дворян. В конце XVIII-го столетия

существовало уже пять кадетских корпусов вместо одного в начале века. Новым

типом учебных заведений для дворянских детей были благородные пансионы.

Кроме государственной школы, по инициативе состоятельных частных лиц

создаются училища для бедных детей и сирот в столицах, Владимире, Туле,

Твери, Курске и ряде других губернских городов. В 1779 году при Московском

университете открывается учительская семинария – первое в России

педагогическое учебное заведение. Заметно улучшилась подготовка врачебных

кадров – к концу столетия в стране имелось три медицинских училища, Медико-

хирургическая академия и медицинский факультет при Московском университете.

Говоря о попытке Екатерины Второй и И.И. Бецкого создать «новую

породу людей», крупнейший русский дореволюционный историк В. О. Ключевский

пишет: «Эти мысли пропали бесследно». И подчеркивает эти слова. Чуть ниже

читаем: «Вольтер не поверил бы, узнав, что его свободолюбивой философии в

России суждено было служить цветной повязкой, прикрывающей постыдные пятна

на лбу рабовладельца» /35, с. 566/ .

Глубоко неверными были исходные пункты теории И. И. Бецкого –

превосходство воспитания над обучением, открыв школы от жизни, преимущества

«благонравия» над просвещенным разумом.

Основным помощником императрицы стал выдающийся русский просветитель,

сын отчества, и издатель XVIII-го века Н. И. Новиков. Настоящим своим делом

он считал издательство; на типографию и книжную лавку положил он лучшие

силы своего ума и сердца. «Типография, книжная лавка – это не просвещение,

а только его орудия» /35, с. 364/. но именно как издатель и книгопродавец

Новиков сослужил русскому просвещению большую службу, своеобразную и

неповторённую.

Важнейшим средством просвещения человека и, следовательно, достижения

идеала общества благоденствия Н. Новиков считал печатное слово. Он издает

лучшие российские журналы «Трутень» и «Живописец», с которыми не в

состоянии соперничать «Всякая всячина», негласно издаваемая Екатериной,

«Детское чтение для сердца и разума», газеты «Утренний свет», «Московские

новости», выпускает ряд уникальных по своему значению изданий. «Он основал

книжную торговлю в шестнадцати городах России, печатал книги в собственной

типографии и продавал очень дешевые книги. Он основал школы для детей

ремесленников и крестьян, библиотеку, бесплатную аптеку» /33, с. 370/.

Он хотел оказать услугу своему отечеству и действительно его роль в

просвещении русского общества велика.

Ю. М. Лотман рассказывает о Новикове: «Новиков соединял в себе

практика и мечтателя. Любое дело горело в его руках. Он умел и любил

заниматься практическим организаторством, создавал типографии и журналы,

научные общества и аптеки. Однако вся эта кипучая деятельность имела для

него смысл лишь только потому, что с ее помощью он надеялся превратить

Россию в прекрасное царство просвещения и братства…» /46, с. 134/.

Общественно-политическое и издательская деятельность Н. И. Новикова,

страстного обличителя порядков самодержавно-крепостнической России,

горячего поборника просвещения, глубоко верившего в преобразующую силу

науки,- это крупное явление в истории русской культуры XVIII-го века.

Новиков происходил из дворянской семьи и вместе с Фонвизиным учился в

гимназии при Московском университете, затем служил солдатом в Измайловском

полку.

Глубокое влияние на формирование антикрепостнических убеждений

Новикова оказала работа в Комиссии по составлению нового Уложения, где

перед ним в выступлениях депутатов и в проектах, подаваемых в Комиссию,

открылась беспросветная нужда и бесправие крестьян, жестокость и произвол

помещиков. Выйдя в 1769 г. в отставку, М. И. Новиков сумел развернуть

большую издательскую деятельность. Он сплотил вокруг себя публицистов,

писателей, переводчиков, издавал журналы, книги по всем отраслям знаний. В

тяжелых условиях цензурного и полицейского надзора Новиков с большой силой

изобличал язвы крепостнического режима, клеймил крепостное право как зло,

приносящее неисчислимые бедствия России.

Эпиграфом к журналу «Трутень» он взял слова из притчи Сумарокова: «Они

работают, а вы их труд едите», адресуя эти слова помещикам. В сатирических

журналах Новикова защищались передовые этические идеи, проникнутые

гуманизмом, осуждались дворянско – аристократическое чванство, праздность и

эгоизм. Новиков выдвинул положительную программу преобразования общества:

воспитание новых поколений, способных установить справедливые

взаимоотношения различных социальных групп под властью просвещенного

монарха. С этой целью он создавал школы для обучения выходцев из бедных

сословий. В 1792 г. Екатерина Вторая заточила его без суда в

Шлиссельбургскую крепость сроком на 15 лет. В 1796 году он был освобожден

Павлом Первым, но вернуться к общественной деятельности не смог.

Труды Н. И. Новикова оказали большое влияние на развитие русской

прогрессивной мысли. После закрытия сатирических журналов, выходивших в

Петербурге, Новиков развернул издательское дело в Москве, создал Дружеское

учение общество и Типографическую компанию, в которую объединились его

друзья и единомышленники.

Другое направление русской общественной мысли этого времени

представлено именем А. Н. Радищева, он выдающийся писатель и философ. Он

первым осознал коренные противоречия самодержавно-крепостнической России и

встал на сторону угнетенного народа. Однако с наибольшей силой ненависть

писателя к самодержавию и крепостничеству выразилась в «Путешествии из

Петербурга в Москву» - произведение, которое раз и навсегда определило

место Радищева в истории и культуре.

Показательна его судьба, он, как и многие в России, был «угнетен»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.