бесплатно рефераты
 

Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе

Таким образом многонациональность населения, проживающего на территории

Исилькульского района обусловлена целым рядом географических,

геополитических, культурных, религиозных, социально-экономических

обстоятельств. Исторически сложившись она определяет особенности культуры и

менталитета местного населения.

По статистическим данным подразделения отдела сбора и обработки

статистической информации Омского областного комитета государственной

статистики на 1 января 2000 года в 42 сёлах Исилькульского района население

составляло около 52 тысяч человек. Самая большая национальная группа в

районе русские – 34015 человек, немцы – 8578 человек, украинцы – 4300

человек, казахи – 3350 человек и другие. Компактно проживают: русские в 22

сёлах района, немцы в 8 сёлах, казахи в 10 сёлах, украинцы в 2 сёлах.[47]

Русское население проживает на территории всего Исилькульского района

(посёлок Лесной, Рославка, Баррикада, Медвежье и др.) Ранее считавшиеся

немецкими поселения: Солнцево, Маргенау, Пучково, Гофнунгсталь и другие. В

связи с большим оттоком немцев в Германию заселяются мигрантами из стран

Ближнего зарубежья: Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и

Закавказья.[48]

В данное время сельское немецкое население проживает в смешанных по

этническому составу населённых пунктах. Постоянными партнёрами немцев в

производственной и культурно-бытовой сфере являются русские, украинцы,

казаки и другие представители. Активное взаимодействие, прежде всего,

немецкого и русского населения на протяжении второй половины XXв.

Появилось в распространении русского языка, заключении межнациональных

браков и развитии экономических отношений между носителями различных

культурных традиций. Однако к настоящему времени сибирские немцы не

утратили своей этнокультурной самобытности, соблюдая унаследованные от

предков законы, традиции и принципы устройства семейной и общественной

жизни.[49]

В 10 сёлах района компактно проживают представители казахской

национальности. Гранича с Северо – Казахстанской областью исторически

сложились аулы: Омар, Каскат, Кромы, Культжугут, Евсюки и другие. Население

этих аулов пополняется мигрантами из Казахстана.

Компактное расселение казахов в нашем районе, их многочисленность,

особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада, возникшие в

условиях проживания в лесостепном районе, а так же в условиях активного

культурного взаимодействия с осёдлыми народами, способствовали формированию

особой этнографической группы казахского народа – Омских казахов. Их

называют «сыбыр казак», «омбы казак». Казахи Исилькульского района

поддерживают давние контакты с казахами Казахстана, в первую очередь с

соседней Северо – Казахстанской областью, прежде всего в социально-

культурной сфере.[50]

2003 год указом президента Российской Федерации В.В. Путиным объявлен

Годом Казахстана в России.

Из значительной части населения района, которую составляют славянские

народы более 4 тысяч – украинцы. Намного меньше жители белорусской

национальности. Малороссы прижились в богатых сибирских краях. Они основали

и проживают в сёлах: Украинка, Ночки Исилькульского района, которые

граничат с густонаселённым украинцами Полтавским районом.

Сибирские украинцы сохранили много национальных обычаев и традиций. Но

в результате интенсивных контактов с русским населением, многое изменилось

в быте переселенцев из Малороссии. Сложился тип культуры, который нельзя

назвать ни чисто украинским, ни чисто сибирским.

Изменился даже язык – теперь это скорее русско-украинский говор.

Нынешние сибирские украинцы уже с трудом понимают своих соплеменников из

Ближнего зарубежья, например, с Приднепровщины. И всё же в сфере семейного

общения украинский язык «в сибирском варианте» не утратил своего значения.

Отсюда – оригинальность самосознания местных сибирских украинцев. Своей

родиной они считают Сибирь, а Украину представляют больше по средствам

массовой информации.[51]

2002 год указом президента Российской Федерации В.В. Путиным был

объявлен Годом Украины в России, в рамках которого на территории

Исилькульского района прошли обменные концерты коллективов художественной

самодеятельности Полтавского, Одесского районов.

В связи с военными действиями на Кавказе большое число представителей

кавказской национальности проживают в Исилькульском районе с 1992 года:

армяне, азербайджане, изиты, чеченцы и другие.[52]

Таким образом, из распада СССР оказалось, что на современном этапе

более четверти населения бывших советских республик живут за пределами

своих национальных государственных образований. Этнодемократическая

ситуация в районе постоянно меняется. В основном это связано с оттоком

населения на исторические родины, в связи с улучшением в них политической и

социально-экономической ситуации и замещением его вынужденными или

добровольными переселенцами из СНГ и областей России, что неблагоприятно

влияет на этнополитическую ситуацию.[53]

Результаты социологических исследований, проведённых в районе, дают

основание для построения системы работы, адекватной основным

социокультурным потребностям и направленной на достижение управленческих

целей.

На протяжении длительного времени властями Федерации, региона,

областных и районных органов муниципальной власти прослеживалось отсутствие

внимания к национальным процессам, нивелировались культурные особенности

народов, людей любых национальностей переводили на обучение и общении

только на русском языке, уничтожались неперспективные населённые пункты,

что привело к подрыву устоев традиционного быта многих

национальных групп, нравственных норм их жизни, к потере национальных

языков и многих явлений народной и профессиональной культуры. Все эти

проблемы в наименьшей степени относятся к муниципальной власти

администрации Исилькульского района. На протяжении последних 13 лет перед

администрацией и отделом культуры Исилькульского МО стоит вопрос

возрождения, сохранения и развития национальных традиций, обычаев и

использование культурного наследия, национальностей, представители которых

проживают на территории района.[54]

§2. Деятельность учреждений Исилькульского муниципального образования по

сохранению и развитию национальной культуры

В структуре администрации Исилькульского Муниципального образования

входят отделы и их структурные подразделения.

|Администрация Исилькульского Муниципального образования |

| |Городской |Средства | |

| |отдел |массовой |Комитет по |

|Отдел культуры: |народного |информации |молодежной |

| |образования |(СМИ): |политике: |

| |(ГОРОНО): | | |

|Районный отдел культуры |Центральная |Школы города|Исильку-льск|Молодежное |

|(РДК) |библиотечная|и района |ое радио. |объединение|

| |сеть (ЦБС) | | |«Квартал». |

|Кино - досуговый центр | |Детские сады|Телевидение | |

|(КДЦ) |Центральная |города и |(ИТВ) | |

| |районная |района | | |

|Музей |библиотека | |Районная | |

| | |Станция юных|газета | |

|16 Сельских домов |Центральная |техников |«Знамя». | |

|культуры (ДК) |детская |(СЮТ) | | |

| |библиотека | | | |

|19 Сельских клубов | |Станция юных| | |

| |4 городских |натуралистов| | |

|Детская музыкальная |филиала |(СЮН) | | |

|школа (ДМШ) |библиотеки | | | |

| | |Дом детского| | |

|Детская школа искусств |10 сельских |творчества | | |

|(ДШИ) |филиалов | | | |

| |библиотеки. |Детский дом | | |

|Исилькульский центр | |(Интернат) | | |

|немецкой культуры | | | | |

| | | | | |

|Солнцевский немецкий | | | | |

|центр встреч | | | | |

| | | | | |

|Маргенауский немецкий | | | | |

|центр встреч | | | | |

| | | | | |

В 2002 году совместно со всеми вышеуказанными отделами, структурными

подразделениями была разработана «Программа возрождения, сохранения и

развития национальных культур Исилькульского района на 2002 – 2005гг.»,

которая была принята и утверждены на заседание районного Совета.

Основной целью программы является улучшение международных отношений в

районе, сохранение традиций и развитие национального творчества отдельных

культур, имеющих на территории района места компактного проживания.

Главными задачами программы являются:

. приостановление процесса ассимиляции;

. определение основных опорных точек для развития национального творчества;

. сохранение этноса и межнационального общения в пределах района и области.

Ведущим центром в продвижении и реализации данной программы является

отдел культуры Исилькульского Муниципального образования.[55] Вопрос о

сохранении традиций, восстановление обрядов и использование культурного

наследия национальностей, для отдела культуры актуален ни первый год.

Возрождение, развитие и сохранения национальной культуры является одним из

основных направлений работы. Вся работа администрации Исилькульского

муниципального образования Омской области совместно со всеми

администрациями и структурными подразделениями направлена на дальнейшее

улучшение деятельности культурно – досуговых учреждений района, на развитие

художественно – творческих способностей, удовлетворение досуговых,

образовательных потребностей различных групп населения, возрождение,

сохранение и дальнейшее развитие государственных, гражданских, национальных

праздников, обычаев обрядов народов, населяющих район, организацию отдыха

населения, работу с детьми и подростками.

При формировании программы учитывались требования, предложения,

рекомендации вышестоящих органов государственной власти. Отражались

интересы государственных структур в культурно – образовательной сфере, в

налаживании и гармонизации национально культурной жизни. Программа основана

на интересах партнеров: общественных, религиозных и других

негосударственных организаций, которые являются заказчиками или

соисполнителями многих проектов. С ними поддерживаются постоянные контакты,

развиваются деловые и творческие контакты.[56]

Работа по реализации целевой программы строится по следующим

направлениям.

1. Культурно – организационная деятельность, направленная на вовлечение

инициативных и творческих людей, тяготеющих к той или другой культуре.

2. Культурно – прикладная, предполагающая создание новых творческих

коллективов, клубов по интересам, любительских объединений, организацию

праздников, выставок, концертов.

3. Культурно – информационная, предполагающая сбор, обработку и

распространение информации по национальным вопросам, публикации статей и

заметок в районной газете «Знамя», передачи по местному телевидению,

распространение информации о народных праздниках, сценарные разработки,

создание базы данных.

4. Культурно – педагогическая, включающая в себя изучение языков, работу с

детьми и подростками по формированию национального достоинства и

нравственного воспитания на примере старшего поколения, уважению и

дружескому отношению к представителям других народов и их культурам.

Каждое направление деятельности реализуется посредствам разнообразных

массовых, групповых и индивидуальных форм работы, проведение конкретных

мероприятий.[57]

В плане развития и возрождения истоков русского народа на базе Лесного

центрального сельского дома культуры к концу 2003 г., в рамках целевой

программы, планируется открытие Центра славянской культуры. На протяжении

последних лет популяризируется православные праздники: Троица, Пасха,

Рождество, Крещение, Яблочный Спас и т.д.

Набор форм традиционных славянских праздников достаточно обширен:

посиделки, колядки и святочные гадания. В Лесном СДК работают крепкие

коллективы художественной самостоятельности, специализирующиеся на русской

культуре – фольклорный ансамбль «Горлица», фольклорно – обрядовая группа

«Исток», которая проводит свадебные обряды с использованием

этнографического материала.[58]

Традиционно проводится районный праздник «Играй, гармонь! Звени,

частушка!», победители которого, принимают участие в областных конкурсах

гармонистов и частушечников.[59] В 2000 г. финалист районного праздника

Василий Коморов с оригинальным номером «художественный свист в

сопровождении гармони», занял первое место на областном празднике «Играй,

гармонь! Звени, частушка!».[60]

С 1997 года Исилькульский РДК является организатором проведения

ежегодной Декады славянской культуры и письменности, которая включает в

себя массу интересных, познавательных и зрелищных мероприятий:

конкретные программы, выставки народно – прикладного творчества и др. в

Исилькульском историко – краеведческом музее, вечера духовной музыки,

встречи с настоятелем Исилькульской православной церкви Николаем Гурник,

конференции совместно с филологами «Русская культура и словесность» и

другие мероприятия.

В 2002 г. в дни славянской культуры и письменности в селе Солнцевка

прошел праздник, под названием «Три богатыря», в ОПХ Боевое спортивно –

фольклорный праздник «Русские богатыри», с программой «Русь изначальная»

коллектив работников Медвеженского СДК и художественной самодеятельности

посетил дом милосердия, А. Баррикадский сельский дом культуры ежегодно в

рамках Декады проводит свой фестиваль самодеятельного творчества «Сибирь

славится талантами», который объединяет местных артистов из

Красновознесенки, Ксеньевки, Улендикуля, Ново – Петрограда, т.е. деревень

входящих в Баррикадский куст.[61]

Большой вклад в развитие традиционной культуры вносят коллективы

художественной самодеятельности: народный хор и мужской ансамбль

«Балагуры», образцовый ансамбль танца «Росинка» ОПХ Боевой, вокальный

ансамбль «Эхо» Баррикадского СДК, образцовый ансамбль танца «Радуга» РДК,

образцовый ансамбль «Русская песня», ансамбль русской песни «красна девица»

РДК, народный оркестр баянистов – аккордеонистов РДК, народный хор

ветеранов войны и труда «Красная гвоздика» РДК. Мужской ансамбль «Сибирские

казаки» Маргенауский СДК и др.[62]

В 2002г. «Сибирские казаки» побывали на областном празднике «Вольница»

в с. Орловка Марьяновского района, где заняли 3 место.

Ежегодно в рамках областного фестиваля русской культуры «Душа России»

проводится районный фестиваль «Сибирское раздолье», в котором принимают

участие самодеятельные коллективы города и района.[63] Главной задачей

фестиваля является выявление и развитие народных талантов в области

музыкального, песенного, танцевального, театрального искусства, возрождение

и сохранение культурного наследия, забытых ремесел, прикладного искусства,

старинных обычаев и обрядов, выявление новых талантов. Лучшие коллективы

принимают участие в областном фестивале русской культуры «Душа России».[64]

Исилькульский район является приграничной зоной между Казахстаном и

Россией. На его территории проживает 3.350 казахов. Поэтому сохранению и

развитию казахской культуры в районе уделяется большое внимание. Одним из

мест компактного проживания казахов является аул Каскат, где имеется

национальная казахская школа, на базе которой совместно с работниками

культуры происходит развитие народного творчества этой этнической группы.

В октябре 2003 г. в ауле Каскат планируется открытие Центра Казахской

культуры «Болашак». Целью, которого является сохранение казахского языка,

пропаганда казахских обычаев, обрядов.[65]

Заслуженной славой в районе пользуется домбровый ансамбль «Достар» аула

Каскат. Он неоднократно занимал призовые места на областных и районных

конкурсах, фестивалях, праздниках казахской культуры. Участники

художественной самодеятельности Исилькульского района ежегодно принимают

участия в областных мероприятиях. В 2002 г. на VI-ом областном фестивале

детского казахского творчества «Анши балапан – Поющий птенец» Исилькуль

представляли шестеро конкурсантов. Пятеро из них вышли в финал. А

победителем стала 12 летняя девочка из деревни Кромы Зияда Хусаинова. Она

заняла 1 место и была награждена дипломом первой степени.

Каждый год на базе Казахского сельского дома культуры проходит

казахский праздник «Наурыз Мейрамы» - древний праздник весны и труда.

Солнечный

праздник Наурыз пришел из глубины веков. Как перелетные птицы, возвращаясь

по весне в родные края, возвещают о пробуждении природы, так и этот древний

праздник символизирует пробуждения в людях самых светлых качеств сердечной

доброты и гостеприимства, мудрой терпимости и отваги, безграничной щедрости

и духовного тепла. Казахи говорят, радуясь весне: «Мы вышли из сурового

плена зимы, выжили».[66] 2003 год Указом президента Р.Ф. В.В. Путиным был

объявлен Годом Казахстана в России.

22 марта 2003 г. Исилькульская земля принимала IV областной фестиваль

казахского народного творчества «Урпак уни – Голос поколений», основателем

которого является Сибирский центр казахской культуры «Мольдир», а

организатором ГУК МНКСО «Сибирь».[67] В фестивале принимали участие 14

районов Омской области и представители из Казахстана.

Участниками праздника стали мастера прикладного и художественного

творчества, казахские самодеятельные коллективы, солисты – вокалисты,

исполнители игры на народных инструментах, вокально-инструментальные

ансамбли различных жанров и направлений.

Программа праздников была насыщенной. Гости и участники могли

познакомиться с блюдами казахской кухни, посмотреть скачки джигитов,

казахские народные игры, а также выставку предметов быта и творчества

казахов.

Огромный интерес вызвала творческая лаборатория «Семейные обряды

казахского населения Омского региона». Программу вела Ш.К. Ахметова -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.