бесплатно рефераты
 

Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе

неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру

и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не

просто книги, соборы и археологические находки, - мы открываем для себя

иные человеческие миры, в которых люди и жили и чувствовали иначе, чем

мы.[16]

Современное научное определение культуры символизирует убеждение,

ценности и выразительные средства, применяемые в литературе и искусстве,

которые являются общими для определяемого социума, они служат для

упорядочения опыта и регулирования поведения членов этого социума.

Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается

биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает

следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В

результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит

формирование личности человека и регулирование его

поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе,

это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в

значительной степени регулирует их поведение.[17]

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и

общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.

Культура - цемент здания общественной жизни. И не только по тому, что

она передается от одного человека к другому в процессе социализации и

контактов с другими культурам, но так же и потому, что формирует у

людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости,

члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание,

доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства

отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах

культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является

причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать

на примере языка, главного элемента культуры.

Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального

взаимодействия, то есть без общения с другими людьми. Хотя процесс

социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков,

манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи

культуры. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом,

он вырабатывает общепринятые значения.

Общий язык поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям

координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга.

Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически

возникают взаимопонимания и сочувствия. В языке находят отражения общие

знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях.

Следовательно, язык способствует формированию чувства группового единства,

групповой идентичности.

Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он

способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех,

говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или

диалектах, - чужими. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друг

своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей.

Всё это может стать причиной конфликтов между группами. Многие

международные конфликты происходят из-за столкновения различных культур.

Модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными

тенденциями - к объединению и разъединению.[18]

Поскольку в культуре отражаются различие мировоззрения в системе

ценностей, в идейных установках, правомерно говорить о реакционных и

прогрессивных тенденциях в культуре, с обязательным культивированием

предшествующей культуры – на пустом месте создать новую невозможно.[19]

Культура каждой эпохи неразрывно связано с потребностями и интересами

различных классов, социальных слоев и групп. В этом суть механизма влияния

различных классов и социальных слоев, групп на содержание культуры.

Безусловно, это влияние в значительной мере определяет разницу в содержании

и формах культурных пластов и уровней в общей структуре культуры общества.

Однако абсолютизация господствовавшего до недавнего времени в отечественных

обществоведческих науках классового подхода к анализу и классификации

явлений культуры неизбежно заводит в логический тупик.

Во-первых, в культуре есть явление, к которым критерий классовости

просто не применим - эта наука, техника, язык.

Во- вторых, культура включает группу явлений, которые несут в себе

общечеловеческое содержание, хотя на них и распространяется влияние

социально-классовых и групповых интересов – это искусство, мораль,

философия и так далее.

В - третьих, отдельную группу составляют явления, связанные, в силу их

природы, непосредственно с возникновением классов, например, область

политической культуры, хотя даже здесь абсолютизация классового подхода

была бы неправомерна. Наиболее отчетливо социально-классовое начало

проявляется в культуре в форме идеологии, при посредстве которой каждый

класс или социальная группа, ведущая борьбу за власть, направляет развитие

культуры в своих интересах, в соответствии со своими социальными идеалами и

в конечном результате, культура служит рупором для распространения

идеологических установок.[20]

К началу ХХ века окончательно сложились: высокая и народная культуры.

Высокая культура – изящное искусство, классическая музыка и литература

- создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы,

принадлежало бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для

определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств

в массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения,

грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и

народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с

религиозными и классовыми субкультурами.

Культура становится «массовой », когда её продукты стандартизируют и

распространяют среди широкой публики.

На развитие массовой культуры в современных условиях оказывают своё

воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР (Научно-техническая

революция). Это воздействие многогранно и противоречиво. С одной стороны,

НТР неизмеримо расширила возможности приобщения самых широких масс к

духовным ценностям, в частности, через средства массовой информации,

предъявила возросшие требования к образованности, к повышению

интеллектуального потенциала общества. Одновременно, благодаря развитию

транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела к

интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интернационализации

общественной жизни и культуры.[21]

Национальные культуры являются специфическими культурными системами,

обладающие относительной автохтонностью (коренным происхождением).

Различные культуры многочисленных народов и национальностей имеют в своей

основе единое общественное творческое начало. Они отличаются друг от друга

по форме, которая определяется особенностями истории конкретных народов,

различными условиями, в которых происходило формирование этих культур.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющие большинство

народов не существует в изоляции, а активно взаимодействуют с другими

народами. Поэтому многие национальные культуры представляют собой

результат взаимодействие нескольких проживающих (или проживавших ранее)

рядом друг с другом народов. Развитие национальных культур - важное

условие и предпосылка их взаимообогащения, но это не должно вести

к их отделению друг от друга, а тем более к провозглашению их

исключительности. Нельзя выстраивать национальные культуры по ранжиру,

рассматривать культуру одной нации в качестве своеобразного эталона

культуры.

Националистическое высокомерие тормозит развитие любой национальной

культуры. Это особенно важно, если учесть усиление процесса

интернационализации общественной жизни, а значит, и необходимости участия

в этом процессе национальных культур, каждая из которых включает в себя

как своё национально, так и интернациональное содержание. Не умоляя

ценности и уникальности существования и развития национальных культур,

следует отметить, что каждая нация вносит свой исторический вклад в

мировую культуру и в тоже время черпает из кладовой мировой культуры.[22]

Магистральный путь развития мировой культуры пролегает отнюдь не

через сведения всего её богатства, к некоторому единому образцу, а через

аккумулирование всего лучшего в богатствах культуры всех народов,

сохранение богатства многообразие культур не только в памяти, но и в

культурной практике человечества.

§ 2. Проблемы развития национальной культуры.

Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего

общества. В области культуры накопилось не мало проблем. По ним ведутся

активные дискуссии, идет поиск стратегий, обеспечивающий наибольшее

продвижение в культурном развитии. При обсуждении перспектив сферы культуры

крайне важно остаться в границах реального, хотя в этой области нет предела

желаемого и трудно определить границы достижимого.

Анализ состояния современной отечественной культуры выявляется слабость

культурных форм, надежной связности элементов культуры во времени и

пространстве. Хорошую характеристику современного состояния России дает

В.Е.Кемеров: «Россия существует как неопределенная совокупность социальных

групп, региональных образований, субкультур, объединенных общим

пространством, но слабо связанных временем социального воспроизводства,

продуктивной деятельностью, представлениями о перспективах и так далее.

Современность всех этих образований остаётся проблемой».[23]

За последний десяток лет в России настолько все изменилось, начиная от

состояния экономики, политики, качества жизни населения и заканчивая

состоянием культурной сферы.

За последний десяток лет в России на столько все изменилось, начиная от

состояния экономики, политики, качества жизни населения и заканчивая

состоянием культурной сферы.

В состоянии глубокого кризиса находится материальная база культуры:

разрушающиеся здания дворцов культуры, библиотек, недостаток концертных и

театральных залов, отсутствие ассигнований, направленных на поддержку и

распространение ценностей народной, классической культуры. Сегодня в самых

широких кругах нашего общества утвердилось мнение о необходимости

безотлагательных мер по изменению положения. В центре внимания находится

вопрос о размерах выделяемых ресурсов на развитие сферы культуры из

госбюджета. Но, даже увеличение финансирования государством не изменит

положения. В действительности, причины сложной ситуации в другом. В

последнее время «продукция» культуры не востребована обществом:

наполняемость театров, кинотеатров составляет менее 50%, оборачиваемость

фондов массовых библиотеках снизилась вдвое, а пустующие «закрытые на

замок» клубы – обычное дело. Финансовые государственные затраты в сферу

культуры не окупаются. Недостаточность финансирования отраслей

социокультурной сферы привела к «размыванию» системы бесплатного

социокультурного обслуживания. Ухудшилось качество социокультурных услуг,

предоставляемых основной массе населения, произошла замена бесплатных услуг

платными, развилась система теневой оплаты.[24]

Культура, пытаясь выжить, вступила на путь рыночных отношений. И что же

из этого получается? Происходит коммерциализация культуры. Частными

структурами выкупаются учреждения культуры, которые, предлагают населению

такие формы досуга. Что приводит к духовному обнищанию народа, массовому

бескультурью. На почве бездуховности растут преступность и насилие,

происходит упадок морали.

Современная социальная функционирование сферы культуры охватывает все

без исключения этапы и звенья нашего общества и требует соединения усилий

различных элементов иерархии управления.

Одновременно решение проблем культурного развития страны не может

осуществляться исходя только из сегодняшних задач: оно закладыва6ет

фундамент для динамичного общественного развития на длительную

перспективу.[25]

Встает проблема разработки стратегии развития сферы культуры,

учитывающей как перспективные, так и актуальные задачи общественного

развития ориентированной на удовлетворение повседневных нужд различных

слоев населения.

Центральной задачей развития всей сферы культуры является создание

комплекса необходимых условий для достижения нового качества культурной

жизни народа. Оно характеризуется ограниченной связью культурной

деятельности с социальными условиями жизни людей, активизацией культурной

деятельности населения, полноценным, разнообразным и содержательным досугом

людей развития самодеятельного художественного

творчества народа. Достижение нового качества культурной жизни является

ныне важным условием прогресса общества.

Культура может и должна «работать», но чтобы это произошло, необходимо

преодолевать тот зазор в пространстве социального бытия который

образовывался между трудом и досугом и куда, как в пустоту уходит не

возвращаясь не принося социально полезного эффекта, огромный поток

общекультурной информации.[26]

Современному образу жизни нахватает «третьей категории». Эта категория

«третьего времени», расположенного между обязательным трудом и досугом и

получившего название «социально полезного времени». По мере того как растёт

объем внерабочего времени все острее ощущается «скука досуга», «одиночество

на досуге» и т.п.

Многие ученые отмечают, что в нашей стране существуют острая

необходимость активизации творческого потенциала каждого человека. Сегодня

приоритетной становится не обслуживающая функция учреждения культуры, не

простая организация досуга речь идет об обновлении содержания работы, о

насыщении творческого процесса клубов, библиотек, музеев, праздников теми

духовными ценностями, которые сложились за многие века. А это значит, что

время предъявляет жесткие требования профессионализм специалистов культуры,

которые должны быть готовыми изменяться и изменять культурную ситуацию.

Только обладая интегрированными знаниями, можно находить и применять

эффективные формы и методы работы адекватные сложившиеся социокультурной

ситуации.

Все вышеперечисленные проблемы присутствуют в области развития и

сохранения национальных культур, но к ним прибавляются и свои. Если

перечислять глобальные проблемы национальных культур, то необходимо, будет

говорить о политике и религии. Но учреждение культуры занимают позицию

одновременного развития двух противоречивых тенденций -национализма и

глобализма. Они представляют максимальную возможность для самоопределения

каждой нации в сфере культуры, через организацию единого социокультурного

пространства простраивают интеграционные процессы через призму

толерантности, взаимоуважения и понимания, например межрегиональные

областные фестивали.[27]

Все большую актуальность приобретает изучение локальных особенностей

культуры групп коренных населений, проживающих за пределами основной

территории расселения этноса.

Одна из главных проблем в развитии и сохранении национальных культур -

недостаточность этнографического и фольклорного материала. Это связано с

тем, что стареют и умирают носители и знатоки информаций этноматериала. За

последние десятилетие наблюдалось отсутствие интереса молодого поколения к

восприятию самобытности: традиций, обрядов своего народа, так как, живя

законами сегодняшнего времени, считали это ненужным. Но в последний период

активизируется их внимание на изучении и накоплении духовных, материальных

ценностей своего народа, его культуры и языка. Способствуют этому люди

заинтересованные в развитии и сохранении национальных культур:

преподаватели и студенты ВУЗов организуют этнографические фольклорные и

историко-археологические экспедиции; сотрудники музеев, которые накапливают

фонды предметами старены; работники учреждений культуры; активисты

общественных организаций, которые научно дифференцируют и систематизируют,

исследуют народные (традиционно-бытовые) культуры.

Современная культура переживает серьезные трудности, это связано с

фактором объективного и субъективного характера. Одной из острых проблем

развития современной культуры является проблема сохранения национально-

культурного наследия. Национальная культура – одна из основных достижений

народа, фактором устойчивости сохранения народных традиций, обычаев,

национального языка.

§3. Государственная политика и управление в области

национальных культур.

Сегодня вопросы межнациональных отношений в мировом сообществе, и в

России в том числе, звучат как некогда остро. Российская Федерация - одно

из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста

народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной

и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении

веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом

смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в

формировании Российской государственности. Благодаря объединяющей роли

русского народа на территории России сохранились уникальное единство и

многообразие, духовное общность и союз различных народов.[28]

Государственная национальная политика основывается на принципах

Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного

права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов

субъектов Российской Федерации, а также договор о разграничении предметов

ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В 1996 г. указом президента Р.Ф. Б.Н. Ельциным была утверждена

концепция государственной национальной политики Российской Федерации.

Концепция представляет собой изложение общих принципиальных подходов к

разрешению назревших проблем в сфере национальных отношений и является

одним из главных документом при разработке федеральных, региональных и

местных программ национального развития и межнационального сотрудничества.

Основными принципами государственной национальной политики в Российской

Федерации являются:

. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы,

. национальности, языка отношения к религии, принадлежности к социальным

группам и общественным объединениям;

. запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам

социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной

принадлежности;

. сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.