бесплатно рефераты
 

Культура Рима

Культура Рима

Московский Государственный Открытый Педагогический Университет

РЕФЕРАТ

по курсу:

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

На тему

«КУЛЬТУРА РИМА»

Студентки 1 курса

ЗО

“Лингвистического факультета”

Соколовой Люцины Владимировны

Москва

2002 г.

Оглавление

1. Введение.

2. Основные особенности древнегреческой и древнеримской культуры

3. Свободное время у Римлян.

4. Философия в Древнем Риме.

5. Литература Древнего Рима

6. Историография I в. до н. э.

7. Музыка, пение и танцы.

8. Организация театральных представлений. Архитектура римского театра

актеров.

9. Архитектура в Древнем Риме.

10. Политика и Право в Древнем Риме.

11. Заключение.

1. Введение.

Древнее латинское слово cultura (уход, возделывание, воспитание) было

настолько широким понятием, что включало в себя и смыслы, связанные с

современными представлениями о культуре. Термин же «культура» даже в

литературе античности на латинском языке, создававшейся несколькими

столетиями позже классических эллинских произведений, употребляется

практически как синоним греческому «воспитание в соответствии с традициями

этоса, нрава-традиции». Представления об истинном этосе (еще в VI-V вв. до

н.э., апеллируя к опыту древности, рассуждали о нем пифагорейцы, Сократ,

Аристофан) менялись неоднократно, но всегда сохранялась привязанность к

типу отвечающего прекрасному строю Космоса (человека воспитанного(,

который, являясь добродетельным и верным гражданином, занимает свое

(естественное место(. Признавая множественность природных различий между

людьми, античная эпоха наделяла их всех (уж римлян точно) восприимчивостью

к воспитанию. Постановке последнего, собственно, и посвящены грандиозные

политико-воспитательные сочинения Ксенофонта и Платона, политико-

воспитательная деятельность пифагорейцев и стоиков.

Центральное положение воспитания в античной культуре было безусловным.

Именно воспитание отличает человека от животного, эллина от варвара,

свободного от раба, философа от черни, был убежден на рубеже III-IV вв.

н.э. Ямвлих.

2. Основные особенности древнегреческой и древнеримской культуры.

Пренебрежение к занятиям искусством и науками отнюдь не означало, что

римлянин оставался недоучкой. В просвещенных домах учили не только

греческому языку, но и правильной, изящной латыни.

Уже в республиканский период в Риме складываются самобытное,

оригинальное искусство, философия, наука, формируется свой метод

творчества. Их главная черта — психологический реализм и подлинно римский

индивидуализм.

Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней

не было события личности, органически вписанного в событие полиса и

космоса, как у греков. Событийная модель римлянина упростилась до двух

событий: событие индивида вписывалось в событие государства, или Римской

империи. Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида.

Грек видел мир через всеобъемлющую гармоничную модель мира, через

величественную и героическую мифологическую систему, которая придавала

модели мира законченность. Для римлянина мир предельно упростился, миф

перестал быть мировоззрением и превратился в сказку. Вследствие этого

явления

воспринимались более отчетливо, познавать их стало значительно легче, но

было утеряно нечто невосполнимое — исчезло ощущение цельности бытия. Именно

поэтому римляне не могли приблизиться к греческому идеалу: была утеряна

естественная модель мира — тайна древнегреческого величия.

Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в

зависимости от конкретных потребностей растущей Римской империи.

Математика, география, естествознание и прочие науки у римлян носили

узкоприкладной характер. Заметный след в науке оставили труды Менелая

Александрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая

модель мира Птолемея, труды по оптике, астрономии (составлен каталог более

1600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален вплотную

подошел к открытию значений нервов для двигательных рефлексов и

кровообращения. Развивалась строительная техника, позволившая создать

Колизей Флавиев, полуторакило-метровый мост через Дунай при Траяне, и т. п.

Усовершенствовались механика, использовались грузоподъемные механизмы. По

словам Сенеки, «презренные рабы» каждый раз изобретали что-то новое: трубы,

по которым шел пар для нагревания помещений, особую полировку мрамора,

зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей.

Распространилась искусство мозаики: даже в домах на Рейне в окна

вставлялись стекла. И Менелай, и Птолемей были греческими учеными,

работающими в Риме.

Большой популярностью пользовалась астрология, которой занимались

крупнейшие астрономы. В основном римские ученые постигали и комментировали

греков.

3. Свободное время у Римлян.

Отдых — после дел, — говорила латинская пословица. Свободным временем

римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными

интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это (делами(, а,

рассматривая как досуг, как (отдохновение духа(. Так что отдыхать для

римлян отнюдь не значило ничего не делать.

Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и особенно посещение

зрелищ. Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему больше

всего по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления

акробатов. Иногда отправлялись просто подивиться на какого-нибудь

экзотического зверя. Одни искали тишины и покоя, другие — шумных, неистовых

развлечений. Одни удалялись на отдых из города к себе в поместье, а иных

манили соблазны больших городов.

Впрочем, поездки за город требовали целого дня, а то и нескольких

дней. Случалось же, что выпадали только свободные часы, и надо было уметь

правильно их использовать. Такие часы можно было посвятить игре в мяч,

которой римляне предавались еще охотней, чем греки. Играли и взрослые, и

молодежь. Правила игры были, по всей вероятности, такие же, как и в Греции,

а в самой игре видели хорошее средство поддерживать себя в подобающей

физической форме.

Главной спортивной площадкой жителей Вечного города, которой все могли

пользоваться, было Марсово поле, а также комиций, т.е. место на форуме, где

проходили народные собрания.

Излюбленным видом отдыха римлян была охота на диких зверей и птиц.

Были также различные забавы, игры, которым они могли предаваться как дома,

так и в гостях, на пирах.

К играм невинным, не вызывающим опасного азарта, относились всякого

рода загадки и головоломки. Ими тешились и взрослые, и молодежь. Например,

двое играющих быстро показывали остальным по несколько пальцев, и те должны

были сразу же сказать, сколько всего пальцев было показано. Эта простейшая

игра так и называлась — (мелькание пальцев(. Очень популярна была и игра

(голова — корабль(: надо было угадать, какой стороной упадет подброшенная

монета. Играли также в чет и нечет, подбрасывая некоторое количество

орехов, камешков или игральных костей.

Знали римляне и игру, похожую на шашки: на большой доске двое

партнеров передвигали по определенным правилам игральные камешки, кости или

фигурки, называвшиеся (латрункули( — наемные воины. Существовало, по всей

видимости, множество вариантов этой игры.

В кости римляне играли так же, как и греки, определяя победителя по

числу очков, выпавших при бросании костей. Сама игральная кость могла быть

маленьким кубиком или шестигранником с углублениями на гранях. Самый

неудачный бросок римляне называли (собакой(, как и жители Эллады, самый

лучший — Венерой. Азартная игра в кости была в принципе запрещена в течение

всего года за исключением праздника Сатурналий. Однако запреты эти

нарушались, и нарушали их как раз те, кто их вводил. Как бы то ни было,

римляне продолжали увлекаться азартными играми, теряя подчас целые

состояния.

Поддерживая торговые и иные связи со многими далекими странами и

народами, римляне охотно знакомились со всевозможными редкостями и

новинками, привозимыми оттуда. Специальных музеев, выставок в современном

значении этих понятий в Риме не было: произведения искусства, памятники,

статуи окружали древних повсюду. Римляне жили с ними рядом, привязывались к

ним и энергично противились любым попыткам перенести, например, какое-

нибудь изваяние на новое место.

Время от времени в городе появлялась какая-нибудь новинка, и множество

людей сходилось, чтобы взглянуть на нее. Это могли быть редкие, прежде не

известные здесь образцы растений, могли быть и экзотические звери, это,

наконец, могли быть и люди с непривычным цветом кожи, строением тела,

странными, причудливыми чертами лица.

Еще большей приманкой для зрителей были дикие звери. С ними римляне

чаще всего знакомились постепенно, по мере расширения сферы своих

завоевательных походов и торговых экспедиций. Зверей в Рим привозили все

больше, потребность в них росла, ведь бои гладиаторов с дикими животными

уже стали любимым развлечением для жителей Вечного города.

На всеобщее обозрение выставлялись не только живые звери, но и

скелеты, и отдельные кости, необычные по своим размерам и вызывавшие в

памяти древние мифы. В 58 г. до н.э. Эмилий Скавр доставил из Иудеи в Рим

скелет некоего морского чудовища: традиция утверждала, что это останки того

самого дракона, которому должны были выдать на съедение Андромеду! В

правление Александра Севера в театре был выставлен скелет кита. С

удивлением рассматривали римляне также невиданных прежде крокодилов и

бегемотов.

То, что каждая новинка вызывала всеобщее любопытство, естественно и

понятно. Неприятным явлением было, однако, страстное желание сотен римлян

поглазеть на физические уродства, на людей увечных, обделенных судьбой. А

ведь и такие (подарки( присылались правителям Рима. Так, Августу привезли

из Индии человека без рук, а Нерону преподнесли в дар ребенка нормальных

размеров, но с четырьмя головами. Римский плебс охотно ходил смотреть на

необычайно высоких людей и, наоборот, на карликов. Маленьких человечков

держали в домах ради развлечения и даже показывали их публично.

Существовали и другие сомнительные с сегодняшней точки зрения обычаи. В

Риме был рынок, где всякий мог купить себе для забавы все, что было

уродливого и притом необычного: людей, родившихся без рук или без ног,

одноглазых или трехглазых, с бесформенными головами, сиамских близнецов.

Сохраняли и выставляли напоказ даже умерших людей, отличавшихся очень

высоким ростом или необычным телосложением. В эпоху принципата Августа в

садах Саллюстия можно было видеть тела супружеской пары великанов. Плиний

старший пишет, что сам наблюдал однажды сохраненные и выставленные таким

образом тела карликов.

Мы знаем, что у древних были разные способы консервации мертвых тел.

Когда в Рим при Клавдии отправили некое неведомое существо, названное

(гиппокентавром(, но по дороге, в Египте, оно погибло, тело его

законсервировали в меде и в таком виде привезли, в конце концов, в столицу

империи, где и выставили в императорском дворце. Точно также два века

спустя некоего гиппокентавра прислали из Антиохии в Рим законсервированным,

дабы император мог на него подивиться.

Людей ученых, интеллектуалов, литераторов, не так уж привлекали к себе

скелеты крокодилов и живые карлики. Время, свободное от повседневных

обязанностей, они проводили за чтением, литературным трудом или просто

отдыхая в тиши своих поместий. Интерес к бурной интеллектуальной жизни, к

публичным чтениям, дискуссиям пробудили у римлян греческие философы и

грамматики, десятками переселявшиеся в Италию и прежде всего в Рим, начиная

с середины II в. до н.э.

4. Философия в Древнем Риме.

«Особое место в культуре древних римлян занимали философия и

юриспруденция. В древнеримской философии эклектически сочетаются принципы

различных учений греческих мыслителей, особенно эпохи эллинизма. Философы

переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное

значение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования

человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских

направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже — в

императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм.

Представитель стоицизма Сенека видел смысл жизни в достижении

абсолютного душевного спокойствия, преодоления страха перед смертью.

Огромную часть своих усилий, считает Сенека, человек должен посвящать

собственному совершенствованию.

Эпикуреизм — единственная материалистическая философия в античном

Риме. Наиболее яркий ее представитель — Тит Лукреций Кар — известен своей

философской поэмой «О природе вещей».

Характерным для римского менталитета явилось увлечение скептицизмом.

Основоположник скептицизма Секст-эмпирик построил свое учение на

критической переоценке современных знаний. Острие скептицизма было

направлено против понятий философии, математики, риторики, астрономия и

грамматики. Скептицизм

стал специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества,

Близкие к стоическим идеалы отречения от материальных благ, жизни в

согласии с природой провозглашали тогда также киники, обращавшиеся к

городским низам на понятном им языке. Деятельностью стоиков и киников

картина развития философии Рима не исчерпывается. Популярными были

философские моралистические трактаты Плутарха из Херонеи. Его произведения

отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием,

терпимостью.

5. Литература Древнего Рима.

Существуют три специфические особенности римской литературы.

Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой

является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо

более зрелая. Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н.

э., в то время как первые письменные памятники греческой литературы

засвидетельствованы в VIII в. до н. э.

Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне

мере на 400—500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми

результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно

быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную,

гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития

римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает

и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже

временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем

эллинистически-римском периоде литературы и истории.

Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это создавало в

области идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой — черты

крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных

способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу

литература эллинистическая.

Из этих особенностей литературы — более позднего ее происхождения и ее

эллинистической природы — выступает еще третья особенность. Римская

литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и

широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах.

Так, например, комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются

подражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и

трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и драматизм их

содержания являются особенностью именно римской литературы.

Точно так же, например, «Энеида» Вергилия, формально являясь

подражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнима

с ними своим драматизмом и трагизмом, своей остротой и нервозностью, своим

напряженным универсализмом и страстным индивидуализмом. Нигде в античной

литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском

натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны

и греческой литературе. Но обе эти особенности римской литературы —

натурализм и сатирическое изображение жизни — настолько здесь велики, что

натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским

литературным жанром.

Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции было

достаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с

таким острым и проницательным анализом исторической жизни, с такой

беспощадной критикой императорской эпохи и с таким свободно-демократическим

настроением. Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый

размах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны,

тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и

юриспруденция, т. е. все то, чего, требовали огромные размеры Римской

республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической

Грецией, — все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу и

все это явилось ее национальной спецификой.

Периодизация римской литературы.

Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимо

делить на периоды — доклассический, классический и послеклассический.

1. Доклассический период уходит в глубь веков и характеризуется

сначала, как и в Греции, устной народной словесностью, а также началом

письменности. До половины III в. до н. э. этот период называется обычно

италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община,

распространил свою власть на всю Италию.

С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается в

эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую

половину II в.) и начавшихся гражданских войн (вторая половина II в. — 80-е

годы I в. до н. э.).

2. Классический период римской литературы — это время кризиса и конца

республики (с 80-х годов до 30 года I в. до н. э.) и эпоха принципата

Августа (до 14 года I в. н. э.).

3. Но уже в начале I столетия н. э. вполне отчетливо намечаются черты

упадка классического периода. Этот процесс деградации литературы

продолжается до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э. Это время

можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.