бесплатно рефераты
 

Культура 19 века

Культура 19 века

План:

1.Введение

2.Факторы развития культуры в России.

3.Литература и живопись.

4.Драматургия

5.Развитие музыкальной культуры.

6.Просвещения

7.Развитие научной мысли.

8.Заключение

Используемая литература.

Введение

К середине 50-х годов ХIХ в. в России произошли огромные

политические преобразования, существенно повлиявшие на нравственный

климат общества.

Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года по выражению М.Е.

Салтыкова-Щедрина устранила «безнравственное и бесправное» отношение

человека к человеку. Передовые общественные деятели того времени

рассматривали отмену крепостного права как важнейшее условие для

нравственного развития народа и страны, необходимую предпосылку для

борьбы за дальнейший прогресс. «Наше время, - писал К.Д.Ушинский, - во

многих отношениях важнее Петровых преобразований: тогда энергетический

гений употребил усилие, чтобы пробудить к деятельности народ; теперь

проснувшиеся и получившие свободу на родные силы сами требуют

деятельности». Уничтожение крепостного состояния, окружавшего большую

часть детей образованного класса крепостною прислугою, есть самая важная

реформа, благодетельные плоды которой не замедлят обнаружиться в поднятии

нравственного уровня в этом классе. Устройством тысячи самых обдуманных

педагогических заведений нельзя сделать и сотой доли того, что сделало

одно уничтожение крепостной прислуги». С падением крепостного права в

сознание русского человека стала внедряться мысль о единстве и

равноправии всех людей, о достоинстве всякой человеческой личности, о

необходимости внимательного и гуманного отношения к ее нуждам и запросам.

Освобождение личности от сословных, бытовых, семейных, религиозных пут

становилось главной задачей поколения интеллигенции 60-х годов. Реформы

этого периода, вызвали чрезвычайно широкое демократическое движение,

мощный духовный подъем русского общества, стремление передовых деятелей

того времени, активно участвовать в обновлении российской

действительности, на править ее развитие в соответствии со своими

представлениями и идеалами, породили надежду на скорую и полную гибель

«прошлых времен». В то время Россия в буквальном смысле слова,

изнемогала под бременем усиленных надежд, возбужденных крестьянской

реформой и теми преобразованиями, которые ожидались вслед за нею. Все

ждали, все говорили: золотой век не позади нас, а впереди писал

М.Е.Салтыков-Щедрин. Важнейшим средством освобождения и развития личности

признавалось просвещение. Вера в силу просвещения была свойственна всем,

жаждавшим обновления русского общества. Широко распространилась идея о

необходимости отстаивать интересы народных масс, прежде всего крестьян, о

выполнении «долга» перед народом. Этот «долг» мог быть уплачен, прежде

всего, в форме распространения образования и культуры в народных

массах. С этим связано участие широких кругов интеллигенции в культурно-

просветительской работе, создание воскресных школ, возникновение

специальных издательств, развитие педагогической журналистики и т.п.

Эпоха реформ кончилась прежде, чем были в достаточной мере

осуществлены задуманные политические и экономические преобразования. С

конца 60-х годов начался период длительной политической реакции. Только

что проведенные реформы претерпели существенные искажения. Однако

начавшийся процесс социально-политического преобразования русского

общества уже невозможно было остановить. Никакая реакция не могла

повернуть Россию к ее прежнему положению. С этого времени в стране

началось развитие различных форм общественной и культурной жизни,

систематическая, последовательная разработка новых отраслей русской

науки, в том числе педагогики и психологии.

Факторы развития культуры в России.

Действительно, крепостное право, державшее в темноте и забитости

крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая

экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими

странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря

на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в, сделала

поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в

мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом

факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской

нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом

национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение

имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры, совпал с

началом революционно-освободительного движения в России. Важным фактором,

способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное

общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный

процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали

сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой

классической философии и французского утопического социализма, идеи

которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать

и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых

традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе,

поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П.

Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в

традициях, древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других

гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более

противоречиво, — от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока — несет

неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже

скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказа

«Живые мощи». Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля,

К. Петрова-Водкина, истоки творчества, которых уходят в православное

иконопись. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее

церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д.

Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова. Русская культура

воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя

при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие

иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов,

например, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие

оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в.

благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева,

М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный

толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года».

Подъем 'патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал

не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но

и развитию русской национальной культуры, В. Белинский писал: «1812 год,

потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость».

Культурно-исторический процесс в России в XIX — начале XX в. имеет свои

особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное вышеотмеченными

факторами. При этом с одной стороны, происходила дифференциация (или

специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке).

А с другой — усложнение самого культурного процесса, т.е. большее

«соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры, философии

и литературы, литературы, живописи и музыки и т.д. Необходимо отметить

также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими

русской национальной культуры — официальной («высокой» профессиональной)

культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть).И

культурой народных масс («фольклорным» пластом»).Которая берет начало в

недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней

Руси и продолжает свое полнокровное существование на протяжении всей

отечественной истории. В недрах официально-государственной культуры

заметна прослойка «элитарной» культуры, обслуживающей господствующий

класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью

к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живопись О.

Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова и других крупных

художников XIX в. В формировании русской национальной культуры все более

активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из

образованных людей двух привилегированных сословий — духовенства и

дворян. В первой половине XVIII в. появляются интеллигенты-разночинцы, а

во второй половине этого века выделяется особая социальная группа —

крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты,

поэты). Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре

принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. —

разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены

крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам

относились образованные представители либеральной и демократической

буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству,

мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную

особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее

демократизации. Он проявляется, и том, что деятелями культуры постепенно

становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и

продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов,

художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в

частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды

разночинцев.

Литература

Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины

XIXв. был метод критического реализма, основополагающим принципом

которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление

изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному

прогрессу. Русская литература отличалась не только критическим отношением

к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом,

выполняла общественно-преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое

проникновение в жизненные явления.

На вторую половину XIXв. и первую половину XXв. приходится

творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910).

После смерти великого писателя в мире произошли огромные изменения,

Толстой остался притягательным для всех потому, что он стал нравственным

авторитетом для людей всего мира, ибо он в своем творчестве ставил

вопросы, которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических

позиций.

К 80-м г.г. относится начало творчества А.П. Чехова (1860-1904).

В 80-х г.г. начал свою литературную деятельность В.Г. Короленко

(1853-1921) – писатель-демократ.

М. Горький (1868-1936), рано познавший суровую школу жизни, полную

“свинцовых мерзостей”, в начале литературной деятельности развивал лучшие

традиции романтизма XIXв.

На рубеже веков критическим реализмом было проникнуто также

творчество таких замечательных писателей как В.В. Вересаев (1867-1945),

который отразил в своих произведениях духовные искания интеллигенции в

этот период.

Правдивое отражение действительности, осмысление ее с точки зрения

соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь

людям понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы,

желание видеть народ свободным и счастливым – вот, что отличало

творчество писателей реалистов.

Литература России представлена не только произведениями русских

писателей – она многонациональна. Передовые идеи, понимание истории,

художественные средства писатели народов России черпали в русской

классической литературе. Реалистическая литература 60-х годов с большим

успехом развивала традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя и писателей

натуральной школы. Она была представлена прозаиками и поэтами разных

поколений, идейно-творческих позиций и разной степени дарования. В ее

многообразии с большей отчетливостью, чем в предыдущий период, проявились

две основные тенденции.

Необходимо отметить, что в развитии реалистической литературы,

рассматриваются два течения. Они нередко враждовали, по каждому из них и

обоим вместе противостояли литературные течения, всецело связанные с

либеральными политическим кругами. Первое из них представляли авторы

произведений так называемой “обличительной” литературы, в критике русских

порядков не поднимавшейся выше дозволенного. И произведений, в которых

“новые люди” изображались как приверженцы теории и практики “малых дел”,

т.е. мелочной реформаторской деятельности, не затрагивающей самих основ

существующего строя. Второе – реакционное течение представляли авторы

антинигилистских романов, где “новые люди” изображались явно

клеветнически, как нравственные уроды и преступники.

Смена периодов в русском освободительном движении, сказалась и на

развитии поэзии, вызвав одну из крупнейших в ее истории перегруппировку

сил. К началу 60-х годов полностью исчерпали себя не только эпигонский

романтизм в лице, например, В.Г. Бенедиктова, но и поэзия славянофилов,

представлявшая собой разновидность поэзии романтической. Становление и

развитие чистой поэзии было во многом определено творческими принципами

романтизма.

Однако в связи с требованиями времени ее творцы отказались от

изображения демонических чувств, экзотики, непременной приподнятости

слога и других романтических условностей, но сохранили субъективистское

восприятие мира. Реальные предметы и явления служили для них лишь

условными знаками или импульсами для выражений собственного духовного

мира.

Одним из главных мотивов лирики поэтов “чистого искусства” является

мотив слияния с природой, погружения в ее тайны и красоту. Но сущность

слияния и погружения они видят не в постижении реальной жизни природы и

ее реальной красоты. Главное для них – собственные сокровенные чувства,

раскрытие самих себя.

Гражданская поэзия демократов основывалась на традициях и принципах,

нередко прямо противоположных “чистой поэзии”. Для нее огромное значение

имел осмысленный с точки зрения новых задач освободительной борьбы опыт

поэзии декабристов, проникнутой гражданским пафосом, поэзии Лермонтова с

ее неукротимым духом протеста, поэзии Кольцова, связанной своими корнями

с устным народным творчеством, сатирой Гоголя и свойственной ему

патетикой. Новаторство поэтов – демократов неразрывно с идеей полного

социального переустройства, ставшей для них “идеей века”, с революционно-

критическим отношением к действительности, диктуемым кровной близостью к

народу и готовностью к любым жертвам во имя его счастья.

Многообразию мотивов поэтов – демократов соответствует многообразие

жанров поэзии. Особенно велики успехи поэтов этой школы в сатирической

поэзии, составляющей важную часть их наследия, в создании революционных

песен, завоевавших огромную популярность.

С развитием литературы неразрывно связана, живопись. Поворот

русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в

конце 50-х г.г. XIXв. Важнейшие тенденции развития живописи определили

художники, объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова,

Н.Н., В.Г. Перова в Товарищество художественных передвижных выставок.

Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской.

Цель Товарищества была определена как необходимость пропаганды

живописи русских художников. Уже первая выставка картин передвижников в

1871г. показала, что сложилось новое направление в живописи, для которого

характерны отказ от академических канонов, переход к критическому

реализму. Товарищество объединяло все талантливые художественные силы

России.

Драматургия

Достижения драматургии этого времени неразрывны с достижениями

русской реалистической школы искусства в целом. Кроме А.Н. Островского,

большой вклад в развитие драматургии внесли М.Е. Салтыков-Щедрин и А.В.

Сухово-Кобылин; ее влияние испытали также А.Ф. Писемский, Н.С. Лесков,

А.К. Толстой, А.А. Потехин. Однако они решали разные идейно-творческие

задачи.

Революционно-демократическое направление в развитии драматургии 60-х

годов представляют драматические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина,

включенные в его сатирические циклы, и главным образом пьеса “Тени”.

Крупным достижением драматургии 60-х годов является трилогия А.В.

Сухово-Кобылина: “Свадьба Кречинского” (1854), “Дело” (1861).

Также самые выдающиеся достижением драматургии 60-х годов и всей

второй половины XIXв. Являются пьесы А.Н. Островского, стоящие в одном

ряду с классической русской поэзии. По выражению Гончарова, Островский

достроил здание, в основание которого краеугольные камни положил

Грибоедов, Пушкин и Гоголь. За исключением некоторых пьес

славянофильского периода, его драматургия проникнута критическим пафосом.

В этом он ближе всего к традициям Гоголя и его школы, но, развивая эти

традиции, Островский создал свою собственную драматургическую систему.

Развитие музыкальной культуры

В середине XIX в., наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры

России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что

обогащает, тешили иные художественные образы. Если, например, Пушкин в

своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идеи национального

патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы. То

Глинка пошел по иному пути — при помощи колоссального картинного

«разбухания» его опера вырастает изнутри до многонациональной музыкальной

эпопеи. Ее герои из патриархальной Руси попадают в мир Востока, их судьбы

сплетаются с магией северного мудреца Финна. Здесь пушкинский сюжет

переосмысливается в сюжет драмы, опера Глинки — прекрасный пример

воплощения той гармонии равнодействующих сил, которая фиксируется в

сознании музыкантов как «русланово» начало, т.е. романтическое начало.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века

оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности.

Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед

Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского,

«Кузнец Вакула» («Черевички») П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал

целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи», «Снегурочки» до «Садко». Для

которых общим является, некий идеальный в своей гармоничности миру.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.