бесплатно рефераты
 

Культура 19 века

Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П.

Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в

эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера «Евгений

Онегин», предупредительно названная им не оперой, а «лирическими сценами».

Новаторская сущность оперы заключалась в том, что она отразила веяния новой

передовой литературы. Для «лаборатории» поисков Чайковского характерно то,

что он использует в опере традиционные формы, вносящие в музыкальный

спектакль необходимую «дозу» зрелищности. В своем стремлении создать

«интимную», но сильную драму Чайковский хотел достичь на сцене иллюзии

обыденной жизни с ее повседневными разговорами. Он отказался от эпического

тона повествования Пушкина и увел роман от сатиры и иронии в лирическое

звучание. Вот почему на первый план в опере выступила лирика внутреннего

монолога и внутреннего действия, движения эмоциональных состояния и

напряженности. Существенно то, что Чайковскому помогали переносить

пушкинские образы в новую по времени психологическую среду произведения

Тургенева и Островского. Благодаря этому он утвердил новую, музыкальную

реалистическую драму, конфликт которой определился в столкновении идеалов с

действительностью, поэтической мечты с мещанским бытом, красоты и поэзии с

грубой будничной прозой жизни 70-х годов прошлого столетия. Не удивительно,

что драматургия оперы Чайковского во многом подготовила театр Чехова,

которому свойственна, прежде всего, способность передавать внутреннюю жизнь

действующих лиц. Вполне понятно, что лучшую режиссерскую постановку

«Евгения Онегина» в свое время осуществил Станиславский, будучи уже

прекрасным знатоком чеховского театра. В целом следует отметить, что на

рубеже веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр

музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание

интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам.

«Знамением» времени было усиление лирического начала в музыкальной

культуре. Римский-Корсаков, выступавший тогда основным хранителем

творческих идей знаменитой «могучей кучки» (в нее входили М. Балакирев, М.

Мусоргский, П. Кюи, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков), создал полную лиризма

оперу «Царская невеста». Новые черты русской музыки начала XX в. нашли

наибольшее выражение в творчестве С. Рахманинова и А. Скрябина. В их

творчестве отразилась идейная атмосфера предреволюционной эпохи, в их

музыке находили выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление

подняться над «обыденностью жизни».

Просвещение.

В 60-е годы ХIХ в. в русской истории появились учреждения и

организации, деятельность которых была направлена на распространение

знаний среди народных масс. По инициативе передовой интеллигенции,

главным образом студенческой молодежи. В середине ХIХ в. возникли

воскресные школы - образовательные школы для взрослых крестьян,

ремесленников и т.п. Были созданы первые народные библиотеки и читальни -

общедоступные бесплатные библиотеки для трудящихся; стали проводиться

народные чтения, являвшиеся одной из наиболее распространенных форм

популяризации общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний.

В пореформенный период больше внимания стало уделяться и

педагогическому образованию. Получили распространение 4-6-недельные

педагогические курсы повышения квалификации учителей начальной школы.

К.Д.Ушинский разработал план подготовки учителей начальной школы. По

этому плану строили работу все земские учительские семинарии и школы. Он

же высказал идею создания в университетах педагогических факультетов.

Все это стимулировало внимание к улучшению педагогического образования. В

1867 г. в Петербурге и в 1875 г. в Нежине были открыты историко-

филологические институты для подготовки учителей средней школы. За четыре

года обучения они давали основательную педагогическую и методическую

подготовку. Учителей для женских средних учебных заведений и младших

классов мужских средних школ стали также готовить открывшиеся в 60-70-е

годы высшие женские курсы.

Важную роль в распространении просвещения, сыграли комитеты и

общества грамотности - общественные просветительные организации. Они

занимались изданием лучших произведений русских и зарубежных писателей,

составлением каталогов лучших книг для народа, организацией народных

чтений, летних педагогических курсов, созданием народных школ и

библиотек, сбором статистических данных в области народного образования и

т.п. В состав комитетов входили лучшие представители русской

интеллигенции. Так, в состав Санкт-Петербургского общества грамотности,

основанного в 1861 г., входили Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев.

Большое значение для развития народного просвещения имела

организация педагогических музеев. Одним из первых не только в России,

но и во всем мире был Педагогический музей военно-учебных заведений в

Соляном городке в Петербурге, созданный в 1864 г. Первоначально музей

ставил задачу систематизации учебных пособий, издаваемых в то время лишь

за границей, содействия разработке отечественных пособий и пропаганду

передовых методов преподавания. С 1865 г. музей стал организовывать

педагогические выставки, где собирались широкие круги русского

учительства. Позднее музей стал издавать каталог наглядных пособий и

учебных руководств, для начальных и средних школ, проводить курсы для

учителей и воспитателей, организовывать публичные лекции, которые читали

наиболее видные ученые и педагоги того времени: И.М.Сеченов, П.Ф.

Лесгафт, М.Н.Пржевальский, С.М.Соловьев, Н.Х. Вессель и др.

Педагогический отдел музея, в работе которого принимали участие ведущие

педагоги (П.Ф. Каптерев, Л.Н. Моздалевский, Н.А.Корф и др.) много сделал

для организации изучения наследия выдающихся педагогов. Со временем музей

развернул большую научно-исследовательскую работу и стал общественным

научным центром, разрабатывающим многие актуальные вопросы педагогической

науки. Здесь же была организована первая в России экспериментальная

лаборатория по педагогической психологии.

В пореформенный период оживилась издательская деятельность, стал

заметно расти, выпуск книг по проблемам воспитания и обучения, начали, в

частности, издаваться книги по проблемам детского развития, а также по

естественным наукам (биологии, физиологии, антропологии), связанным с

разносторонним изучением человека. Именно в эти годы появились первые

педагогические журналы («Журнал для воспитания», «Учитель», «Русский

педагогический вестник», «Семья и школа», «Педагогический листок»,

«Воспитание и обучение» и др.), в которых стали широко обсуждаться

теоретические проблемы воспитания и обучения, в том числе и вопрос о

психологическом обосновании педагогических воздействий. В ходе обсуждения

основных проблем умственного, нравственного и физического воспитания

стала настойчиво проводиться мысль о необходимости тщательного изучения

внутреннего мира ребенка. В 1866 г. возник первый русский журнал,

посвященный вопросам воспитания детей дошкольного возраста, «Детский

сад». На его страницах нашла отражение деятельность русских педагогов,

сыгравших важнейшую роль в развитии научной педагогики и становлении

педагогической психологии, К.Д.Ушинского, Н.Х.Весселя, П.Ф. Каптерева. 70-

е годы - начало работы издательства Е.Н.Водовозовой, выпускавшее

педагогические, научно-популярные и детские книги.

Развитие научной мысли.

Реформы 60-х годов внесли коренные изменения в ход развития научной

жизни. В конце 50-х - начала 60-х годов положение русской науки было

весьма незавидным. Главными носителями науки были университеты, где

наиболее авторитетными признавались ученые, приглашенные из-за границы.

Некоторые учебные курсы читались на иностранных ( в основном на немецком)

языках, так как профессора не владели русским языком. Русских научных

изданий почти не было, иностранные книги приходили редко и нерегулярно.

По множеству специальностей не было никаких руководств на русском языке.

Даже элементарные пособия зачастую были переводными.

После французской революции 1848 года были прекращены командировки

русских ученых за границу. Прекращение живых контактов с европейской

наукой резко отрицательно отразилось на состоянии русской науки.

В 60-е годы непосредственная связь русских ученых с европейской

научной жизнью была восстановлена. Более активной стала деятельность

Петербургской академии наук. В 1862-1863 гг. было отправлено за границу

свыше 60 человек, готовившихся к занятию профессорских кафедр по

всевозможным специальностям. Молодые ученые регулярно посылали в Россию

отчеты, которые публиковались в «Журнале министерств народного

просвещения». Обычно научная командировка продолжалась 2-3 года. В числе

командированных были многие ученые, сыгравшие впоследствии видную роль в

избранной отрасли науки: - филолог А.А. Потебня, историк В. И.Герье,

философ и психолог М.М.Троицкий и др. В 1862 г. К.Д.Ушинский был

командирован за границу и в течение ряда лет изучал постановку женского

образования в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии. Несколько лет

работал в лучших европейских лабораториях И.М.Сеченов.

В 1863 г. был принят новый университетский устав, согласно которому

университеты рассматривались не только как высшие учебные заведения, но и

как носители науки и просвещения, как посредники между наукой и

обществом.

Университетам была возвращена автономия. Расширился объем

университетского образования, появилась научная специализация,

вводились новые научные дисциплины. Так, на медицинских факультетах

впервые были созданы кафедры эмбриологии, гистологии, сравнительной

анатомии, врачебной диагностики, нервных болезней. В 1863 г. в

университетах, были восстановлены кафедры философии, расширена

специализация по психологии. Естествоиспытателями научные общества стали

организовываться в области гуманитарных наук. Одним из первых в этой

области было Санкт-Петербургское педагогическое общество (1869 г.). Оно

объединяло широкий круг ученых, деятелей в области народного образования,

ставивших своей задачей содействие научной разработке педагогических

проблем. Среди активных участников общества были К.Д.Ушинский,

Н.Х.Вессель, П.Ф.Каптерев и другие видные педагоги. Члены общества

организовывали филиалы в других городах, руководили педагогическими

курсами, выступали с лекциями в различных аудиториях. В 1871 г. было

создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному

воспитанию детей дошкольного возраста. Результатом его деятельности стали

курсы по подготовке воспитательниц в семьях и детских садах, лекции по

дошкольному воспитанию и т.п. Петербургское общество положило начало

распространению подобных обществ (называвшихся Фребелевскими по имени их

создателя Ф.Фребеля) в других городах. Фребелевские общества сыграли

важную роль в разработке теории и практики воспитания ребенка

дошкольного возраста, в формировании основ русской детской психологии.

В середине XIX — начале XX в. существенных успехов достигла русская

наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии,

астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом

свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся

ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С.М.

Соловьев, Т.Н. Грановский, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев, Н.И. Пирогов,

И.И. Мечников, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.Л. Чебышев, М.В.

Остроградский, Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, Д.И.

Менделеев, Э.Х. Ленц, Б.С. Якоби, В.В. Петров, К.М. Бэр, В.В. Докучаев,

К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский и др. В качестве примера рассмотрим

творчество В.И. Вернадского — гения русской науки, основателя геохимии,

биогеохимии, радиологии. Его учение о биосфере и ноосфере в наши дни

быстро входит в различные разделы естествознания, особенно в физическую

географию, геохимию ландшафта, геологию нефти и газа, рудных

месторождений, гидрогеологию, почвоведение, в биологические науки и

медицину. История науки знает немало выдающихся исследователей отдельных

направлений естествознания, но значительно более редко встречались

ученые, которые своей мыслью охватывали все знания о природе своей эпохи

и пытались дать их синтез. Таковы были во второй половине XV и начала XVI

в. Леонардо да Винчи, в XVIII в. М.В. Ломоносов и его французский

современник Ж.-Л. Бюффон, в конце XVIII и первой половине XIX в. —

Александр Гумбольдт. Наш крупнейший естествоиспытатель В.И. Вернадский по

строю мыслей и широте охвата природных явлений стоит в одном ряду с этими

корифеями научной мысли, однако он работал в эпоху неизмеримо возросшего

объема информации в естествознании, принципиально новых техники и

методологии исследований. В.И. Вернадский был ученым исключительно

широко эрудированным, он свободно владел многими языками, следил за всей

мировой научной литературой, состоял в личном общении и переписке с

наиболее крупными учеными своего времени. Это позволяло ему всегда быть

на переднем крае научных знаний, а в своих выводах и обобщениях

заглядывать далеко вперед. Еще в 1910 г. в записке «О необходимости

исследования радиоактивных минералов Российской империи» он предсказал

неизбежность практического использования колоссальной по своей мощности

атомной энергии. В последнее время в очевидной связи с начавшимися

коренными изменениями отношения человека и природы у нас и за рубежом

стал стремительно возрастать интерес к его научному творчеству. Многие

идеи В.И. Вернадского начинают цениться в должной мере только теперь.

Распространение идеи развития в естествознании, создание

эволюционной теории Ч.Дарвина дало мощный толчок развитию естественных

наук. Значительных успехов достигли науки о человеке. Были получены

точные научные данные о строении и функциях различных систем

человеческого организма. Для психологии особое значение имело изучение

мозга и органов чувств (исследования Г.Гельмгольца, И.М.Сеченова и др.).

Успехи естествознания сулили возможность всестороннего познания

человека и расширение возможностей сознательного целенаправленного

формирования его внутреннего мира. Это порождало надежду на научное

решение общественных проблем. Поэтому интерес к естественным наукам и

решению с их помощью философских, мировоззренческих вопросов был очень

широк. Изучение естественных наук в эти годы стало привлекать наиболее

многочисленную часть студенческой молодежи. «Самое характеристическое

явление науки двух последних десятилетий есть необычайное усиление и

распространение естествознания: а вместе с тем и промышленная

деятельность народов расширилась и приобрела такое значение, какого не

имела никогда. Как бы кто ни смотрел на этот факт, но не признать его

никто не может» - отмечал К.Д.Ушинский. «Успехи общественных наук,

характеризующие наше столетие, - указывал он, - идут не только вширь, но

и вглубь. Число знаний человека о природе не только увеличивалось в

громадных размерах, но и сами эти знания все более и более приобретают

научную форму».

Особое внимание привлекали науки, могущие дать объяснение природе

самого человека и пролить свет на механизмы высшей формы

жизнедеятельности человеческого организма психической деятельности.

Происхождение высших психических функций, физиологические основы

психики - эти проблемы стали предметом широкого обсуждения, вызывали

горячие дискуссии, далеко выходящие за рамки физиологии. «...Каждый

образованный человек чувствует ныне потребность знакомиться, по крайней

мере, с главнейшими основаниями и общими выводами физиологии» - отмечал

П.Д.Юркевич. «Вопросы о душе, ее изменениях и состояниях, также вопросы

об отношении душевных явлений к телесному организму и к его различным

частям слишком тесно связаны с много численными вопросами о нашем

существовании и нашей цивилизацией.

Со всей остротой был поставлен вопрос, кому и как разрабатывать,

психологию, быть ли ей философской или естественнонаучной дисциплиной.

Особое внимание ученых привлекало изучение детства. Познавая ребенка,

они надеялись решить ряд принципиально важных вопросов.

Внимание к изучению детства диктовалось также и тем, что

проникновение в психологию ребенка помогало разобраться в психологии

взрослого человека.

Решение ряда философских вопросов, в частности вопроса о соотношении

между высшими формами разума и чувства и элементарными фактами

жизненного опыта, невозможно было без исследований ребенка. Вопрос о

«врожденных идеях», т.е. о том, формируется ли содержание нашего

сознания на основе опыта или в человеке заложены определенные врожденные

идеи, и другие «темные» вопросы философии могли быть освещены или, по

крайней мере, упрощены «благодаря тем открытиям, которые дает нам

история первых лет жизни», - писал французский исследователь Г.Компейре.

Еще одним источником интереса к изучению детства явилось убеждение в

том, что познание особенностей детского ума даст возможность понять

историю умственного развития человечества, пролить свет на сложный путь

формирования человеческого сознания. Возникала надежда понять и пути

формирования социальных чувств и социального сознания человечества.

Исследователей детства интересовала чрезвычайная неприспособленность

ребенка к жизни в отличии от детенышей животных. Он требует длительной

заботы со стороны взрослых. Этот факт имел не только биологическое, но и

социальное значение: слабость и беспомощность ребенка явились толчком для

развития социальных чувств сострадания к другим людям, ко всему слабому

и беспомощному.

Необходимость разностороннего познания ребенка диктовалась также

потребностями педагогической практики, неудовлетворительным состоянием

как общественного, так и семейного воспитания и обучения. Ученые пришли к

убеждению, что улучшить тему воспитания невозможно без знания

закономерностей детского развития.

Указанные причины, обусловившие широкий интерес к изучению

психического развития ребенка, создали предпосылки для формирования

детской психологии как специальной научной отрасли.

Заключение

Итак, к середине XIXв. можно говорить о завершении в основных чертах

процесса формирования национальной культуры. К этому времени завершается

процесс складывания литературного языка, характерных особенностей русской

национальной культуры.

Падение крепостного права и последующие реформы открыли новую эпоху

в развитии просвещения, и науки в России.

Социальное и экономическое развитие страны требовали более высокого

уровня развития системы народного образования. Поэтому реформа народного

образования стала неотъемлемой частью социальных преобразований второй

половины века.

После 1861г. в России увеличивается сеть начальных школ. Они

делились на: 1) церковно-приходские школы; 2) школы, открытые земствами;

3) крестьянские школы грамоты. Наилучшее образование давали земские школы

с трехгодичным обучением. Общая грамотность всего населения в 1860г.

составила 6%, а в 1897г. – 21%.

Среднее образование развивалось гораздо медленнее. Основными типами

средних школ были гимназии и реальные училища. На основании специального

министерского циркуляра был ограничен прием в гимназию детей малоимущих

родителей. И все же, с 60-х годов до середины 90-х число учащихся в

мужских средних учебных заведениях возросло в 6 раз и составляло более

150 000. положительным было создание реальных училищ, где основное

внимание уделялось изучению точных наук и естествознанию.

Дальнейшие распространение, получило высшее образование. К

существующим 7 университетам присоединились еще 2 в Одессе и Томске.

Более высокими темпами расширялось высшее техническое образование.

Существенным достижением было открытие высших женских институтов –

Бестужевских курсов и женского медицинского института в Петербурге,

высших женских курсов в Москве. Всего к концу века в вузах России,

обучалось около 30 000 студентов, из низ 2500 женщин.

Значительную роль в распространении образования, играли различные

общественные организации, публичные библиотеки и читальни. Музеи, печать,

другие общедоступные средства просвещения и самообразования.

Вторая половина века стала периодом новых выдающихся открытий

русской науки в области естествознания и математики. И.М. Сеченов являлся

основоположником отечественной физиологической школы и

естественнонаучного направления в психологии, Д.И. Менделеев открыл

периодический закон химических элементов. Чебышев создает единую

математическую школу в России, делает ряд научных открытий в различных

областях математики. П.Н. Яблочков и А.Н. Ладыгин – электрическую

лампочку.

Развитие географической науки связано с деятельностью академика П.П.

Семенова Тян-Шанского. Он исследовал Тянь-Шань, был руководителем

географического общества, организовал ряд крупных экспедиций по

исследованию Центральной Азии под руководством Н.М. Пржевальского, в

Новую Гвинею – Миклухо-Маклая и многих других. Крупный план в развитие

отечественной истории внесли С.М. Соловьев и В.О. Ключевский.

Художественная литература второй половины века продолжала традиции

А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Этот период стал переломной стадией для русского театра. Впервые

большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, в

первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского, который

своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии.

Главными центрами театральной культуры в России оставались Малый и

Александрийский театры.

Живопись и музыкальная жизнь пореформенного периода отмечены

появлением двух крупных созвездий талантов, центрами которых были

Товарищество художников – передвижников и “Могучая кучка” композиторов.

На новые веяния в искусстве оказали заметное влияние идеи

демократического движения 50-60-х годов. В 1863г. группа учеников

Академии художеств порвала с академией и организовала “артель

передвижников”.

Значительные изменения претерпевает в этот период архитектура.

Никогда прежде страна не знала такого размаха строительства домов

различного типа: зданий крупных форм, банков, гостиниц, вокзалов,

доходных жилых домов, фабрик и заводов и т.п. Архитекторы А.Н.

Померанцев, И.Н. Ропет, В.О. Шервуд, Р.И. Клейн, Д.Н. Чичагов и другие

создавали русский национальный стиль, основанный на изучении подлинных

памятников древнерусского зодчества.

Список использованной литературы

1. Маркова А.Н. “Культурологи. История мировой культуры”. Москва “Юнити”

1998г.

2. Карпушин В., Карпушина С. “История мировой культуры” “NOTA BENE”

1998г.

3. “Мир русской культуры. Энциклопедический справочник”. Москва 1997г.

Санкт-Петербург 1997г.

4. “Очерки истории русской культуры XIXв.” под редакцией Волынкина Н.М.

Москва “Просвещение”.

5. Кондаков И.В. “Введение в историю русской культуры” Москва 1998г.

6. “История России” /В вопросах и ответах/ под редакцией доктора

исторический наук профессора Зырянова Ф.П. Краснодар 1995г.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.