бесплатно рефераты
 

Древнегреческая литература

Древнегреческая литература

План.

Введение с. 2

I. Исторические предпосылки древнегреческой литературы с. 2

1. Греческие племена и наречия с. 2

2. Язык древнегреческой литературы с. 3

3. Периодизация греческой литературы с. 4

II. Истоки древнегреческой литературы с. 4

1. Народно-поэтическое творчество и мифология с. 4

2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы с. 5

3. Народная песня, ее происхождение и формы с. 6

III. Героический эпос с. 6

1. Сказание о Троянской войне с. 8

2. Главные образы поэм с. 8

3. Поэтика гомеровского эпоса с. 9

4. Значение поэм Гомера с. 10

IV. Лирика VII-VI вв. до н.э с.

10

1. Лирическая поэзия с. 10

2. Хоровая лирика с. 11

V. Трагедия в Древней Греции с. 12

1. Фольклорно-обрядовые истоки театра с. 12

2. Великие Дионисии с. 13

3. Становление трагедии с. 14

4. Особенности драмы с. 15

5. Комедия с. 17

VI. Проза в V-IV вв. до н.э с. 18

1. Ораторское искусство, красноречие в жизни эллинов с. 19

2. Историческая проза с. 19

3. История в жизни эллинов с. 20

4. Ранняя философская проза с. 21

Заключение с. 23

Введение.

Основные жанры современной литературы: эпос, лирика, роман, повесть,

трагедия и комедия, поэма и ода, сатира, басня и эпиграмма, ораторская,

историческая и философская проза зародились и формировались у древних

греков и римлян. На протяжении длительного исторического развития эти жанры

претерпевали изменения и обогащались.

Непреходящи общечеловеческие ценности, заключенные в литературных

образах, в художественных творениях античности. И пусть сегодня человек

покрывает расстояние не в повозках и не на лошадях, а в комфортных

автомобилях, на реактивных самолетах, космических аппаратах. Пусть он знает

о мире неизмеримо больше, чем его дальние предки. Но сама человеческая

природа почти не изменилась по сравнению с эпохой Гомера и Эсхила. Человек

рождается и умирает, страдает от недугов и дряхлеет, любит счастливо и

безответно, ревнует и изменяет, растит детей и теряет их, проявляет

скаредность и эгоизм, отвагу и добросердечие, великодушие и низость,

властолюбие и трусость. Эти вечные страсти и чувства запечатлены, и притом

с непревзойденной эстетической полнотой, в творениях великих эллинов –

Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида, Аристофана и Менандра, Анакреонта и

Сапфо.

И сегодня нас продолжают волновать судьбы Пенелопы, трепетно ждущей

своего мужа; преданной Андромахи; непреклонного Прометея и испытавшего

горькое прозрение несчастного царя Эдипа, упавшего с вершины власти и славы

в бездну позора; безжалостной мстительной Медеи, брошенной мужем и

отплатившей ему убийством собственных детей.

Сюжеты и образы античной мифологии и литературы отличаются гармоничной

завершенностью и пластичностью, прозрачным и глубоким смыслом. Сквозь

столетия прошли, воплотились в бесчисленных литературных, живописных,

скульптурных, музыкальных сочинениях фигуры греческих мифов, такие, как

Геракл и Орфей, Пигмалион, Дедал и Икар, Антей и Тантал.

I. Исторические предпосылки древнегреческой литературы.

1. Греческие племена и наречия.

Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был

народ, который в историческую эпоху называл себя “эллинами”, а у нас обычно

называется “греками” - именем, взятым нами у римлян.

Греческий народ не имел политического единства и жил, преимущественно,

маленькими политическими общинами - “полисами” - по берегам Средиземного,

Черного, Мраморного и Азовского морей. Однако, несмотря на политическую

разобщенность и племенную обособленность, греки в цветущую пору своей

истории дошли до высокого сознания своего национального и культурного

единства, противопоставляя себя всем другим народам как “варварам”. Это

сознание с особой силой пробудилось во время войн с персами в начале V в.

до н.э.

2. Язык древнегреческой литературы.

По языку древние греки принадлежали к так называемой индо-еврейской

группе. Грамматический строй греческого языка чрезвычайно близок к строю

италийских, кельтских, германских, славянских, индоиранских и других языков

этой группы. Вместе с тем, словарный состав греческого языка содержит

некоторые элементы из других языков - более древнего населения (пеласгов

греческой традиции) или даже языков Малой Азии. Недавно прочитанные

критские, микенские и пилосские надписи, относящиеся ко II тысячелетию до

н.э., дают основание утверждать, что перед нами образцы греческого языка.

Но в названиях некоторых местностей и богов сохраняются черты иноязычные.

В начале исторической эпохи мы застаем греков, разделенными на множество

мелких родоплеменных групп, изолированных друг от друга горами и говоривших

на местных говорах. Однако, они не теряли сознания своего единства и

принадлежности к одному народу. Главными из этих племен, значительно

отличавшихся по своему наречию (диалекту), считались эолийцы, ионийцы и

дорийцы.

Вследствие исключительно важной роли Афинского государства, образовалась

особая ветвь ионийцев и их языка - аттическое наречие. Эти четыре диалекта

легли в основу литературных наречий для отдельных жанров: ионийский - для

эпоса, эолийский - для лесбосских поэтов, дорийский - для торжественной

лирики, аттический диалект, как язык руководящего государства, приобрел

особенно важное значение в литературе.

Всякий литературный язык - язык до некоторой степени искусственный. К

разговорной аттической речи был близок язык комедии. Он содержит много

искусственно придуманных слов и выражений или пародий на речь других жанров

- эпоса, лирики и трагедии.

Еще ближе к разговорной речи язык надписей, отражающий особенности

местных диалектов, и из поздних поры - тексты писем и различных записей

простых людей, сохранившиеся на египетских папирусах.

Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическим

богатством. Словарь его отличается обилием синонимов, выражающих

всевозможные оттенки мысли. В языке греков, как народа по преимуществу

приморского, поражает множество слов, обозначающих море и характеризующих

его эпитетов, а также названий предметов и занятий, связанных с ним.

Морфология содержит большое разнообразие форм склонения и спряжения.

Склонение имеет четыре падежные формы. Глагольные формы в разнообразии

времен и наклонений передают многообразные оттенки действия или состояния,

длительность и моментальность действия (аорист).

В фонетическом отношении древнегреческий язык сильно отличается от

современного языка и от других европейских языков своими мелодическими

свойствами. Слоги в нем различались по “количеству”: одни - долгие, другие

- краткие; долгий слог произносился приблизительно вдвое протяжней, чем

краткий, и обладал большей высотой звука. Это создавало основу для

музыкального ритма. Лишь в III - IV вв. до н.э. в греческом языке произошли

изменения, вследствие которых утвердилось экспираторное ударение,

основанное на силе выдуваемой струи воздуха, и стихосложение перешло на

тоническую систему, которая в настоящее время находит применение у

большинства европейских народов.

3. Периодизация греческой литературы.

История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее

культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в

социально-экономической, политической областях. Современной наукой

выделяются четыре периода истории древнегреческой литературы.

1. Архаический, который охватывает время до начала V в. до н.э. Это эпоха

«ранней Греции», когда происходит медленное разложение патриархально-

родового строя и переход к рабовладельческому государству. Предмет

нашего внимания – сохранившиеся памятники фольклора, мифология,

прославленные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос

Гесиода, а также лирика, созвездие поэтов, творивших в VII-VI вв. до

н.э.

2. Аттический (или классический) охватывает V-IV вв. до н.э., когда

греческие полисы и, впервую очередь, Афины, это «око Эллады»,

переживают расцвет, а затем – кризис, теряют независимость, оказавшись

под властью Македонии. Это время замечательного взлета во всех

художественных сферах. Это, прежде всего, греческий театр, драматургия

Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана; аттическая проза: историография

(Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Лисий, Демосфен), философия

(Платон, Аристотель).

3. Эллинистический охватывает время с конца IV в. до н.э. до конца I в.

н.э. Предмет внимания – александрийская поэзия и новоаттическая

комедия (Менандр).

4. Римский, т.е. время, когда Греция становится провинцией Римской

империи. Главные темы: греческий роман, творчество Плутарха и Лукиана.

II. Истоки древнегреческой литературы.

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.

Источником древнегреческой литературы, как и всякой другой, было устное

народное творчество и прежде всего - мифы, в которых содержалась целая

сокровищница сюжетов и образов. В.Г.Белинский, развивая ту же мысль,

указывал еще на жизненное значение мифологических образов. “Мифология была

выражением жизни древних” - писал он, -“и их боги были не аллегориями, не

риторическими фигурами, а живыми понятиями в живых образах”.

Миф - это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного человека

пыталась не только объяснить себе непонятные и грозные явления окружающего

мира, но и найти ключ к овладению силами природы и подчинить их себе. Много

интересных высказываний мы находим у А.М.Горького. “Чем древнее сказка и

миф,” - писал он - ”тем с большей силой звучит в них победное торжество

людей над силами природы… почти во всех древнейших мифах человек терпит

наказание от богов за его службу людям”. Фантазия древнейших мифов имела

резко выраженную материалистическую окраску. Поэтому миф - не бесплодная

фантазия, а в основе своей - реальная истина, дополненная воображением и

призванная руководить жизнедеятельностью коллектива.

Миф есть коллективное создание народа, а не измышление отдельного, хотя

бы и гениального человека. Поэтому он не представляет чего-нибудь

устойчивого и постоянного: он растет и развивается по мере развития

общественного сознания.

Вместе с тем в мифах находили отражение и явления общественной жизни -

различные этапы в развитии семьи и брака, черты быта первобытных охотников

и пастухов, материнского права и т.д.

Мифологические черты, раз сложившись еще в эпоху доклассового общества,

продолжали держаться в памяти людей в виде пережитков и в позднейшие эпохи.

Так, воспоминания о первобытном людоедстве сохранялись в мифе о людоеде

циклопе Попифеме, о человеческих жертвоприношениях - в рассказе о

жертвоприношении Ифигении и т.п.

Таким образом, создание больших и сложных мифологических повествований

было делом многих поколений, причем в первоначальную мифологическую канву

вкраплялись воспоминания об исторических событиях.

2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы.

Близка к мифу и неотделима от него сказка; только подчеркнутая

недостоверность рассказа отличает ее от мифа.

В историческую эпоху Греции сказки рассказывались преимущественно в

гинекее, т.е. в женской половине дома. Они содержали фантастические

рассказы о прекрасном царевиче, о страшных чудовищах, о необыкновенных

чудовищах и т.п.

Басня также должна быть причислена к древнейшим созданиям устного

народного творчества. В ней сохраняются черты животного эпоса,

возникновение которого связывается с жизнью первобытных охотников и

скотоводов.

Многочисленные басни, имевшие хождение в народе в V в. до н.э., обычно

приписывались какому-то фригийскому рабу - горбуну Эсопу.

Под именем Эсопа сохранился целый сборник басен (их 426) в прозаическом

изложении. Состав этого сборника весьма пестрый: наряду с хорошо известными

сюжетами есть и просто анекдоты, и принадлежат они к самым различным

эпохам.

Плодом долголетних наблюдений и коллективного опыта у греков было большое

количество поговорок, пословиц и ходячих изречений. Когда выработались

определенные стихотворные размеры, многие поговорки были обличены в

стихотворную форму.

Многие изречения народной мудрости были приписаны древним мудрецам VI -

VII вв. Предание выделило из них группу семерых: Фалес, Биант, Сопон,

Питтак, Клеобул, Периандр и Хилон.

3. Народная песня, ее происхождение и формы.

В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах и песнях находили

выражение взгляды народа на окружающий мир. Но прочно удерживалась в памяти

только такая речь, которая была обличена в ритмическую форму, имела вид

песни. Поэтому история литературы и должна начинаться с изучения народной

песни.

Исследование первобытных форм песни показывает, что возникновение ее надо

связывать с первобытной магией и обрядами, а особенно с трудовым процессом.

У первобытных людей песня не является простым развлечением, а имеет

практическое значение - помогает в работе или даже организует ее.

Древние писатели называют много песен, которыми сопровождались разные

виды трудового процесса: песни при жатве, при выжимании винограда, при

пряже, тканье и т.д. Часто эти песни сопровождались мимическими

телодвижениями, изображавшими сам процесс работы.

Сохранилась любопытная песня горшечников. В ней выразилось мировоззрение

древних ремесленников - гончаров со всеми их примитивными невериями.

Известно, что греческие корабли часто приводились в движение веслами; для

этой цели на них помещались флейтисты, с тем чтобы в такт их музыке гребцы

поднимали и опускали весла. Так бывало и при других коллективных работах. К

сожалению, не сохранилось ни одной такой песни.

Из обрядовых песен у греков получили особенно большое развитие, как и у

других народов, песни свадебные и похоронные. Первые упоминания об этих

песнях мы находим в поэмах Гомера. Свадебная песня называется “Гименей”, а

песни погребального обряда назывались “френами”. У первобытных народов они

имели религиозное значение.

Приведенные данные позволяют нам восстановить в общих чертах основные

формы первобытного народного творчества.

В нашей литературе первым обратил внимание на значение греческих народных

песен Н.И.Гнедич. Он дал перевод нескольких “Простонародных песен нынешних

греков”.

III. Героический эпос.

Для многих поколений вхождение в античность началось и, похоже,

неизменно будет начинаться с гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея». Это

первые художественные памятники античности, которые нам известны. Герои

поэм давно стали хрестоматийными, близкими нам людьми, нашими духовными

спутниками. Их создатель для эллинов был фигурой почти мифической,

предметом гордости, олицетворением мудрости и художественного совершенства.

Когда греки говорили «поэт», было очевидно, что имелся в виду Гомер. Он

вызывал поклонение как бог. «Илиада» и «Одиссея» были для греков чем-то

вроде Библии. С Гомера начиналось образование в античности, им же оно и

завершалось. Философ Дион Хризостом («Златоуст») так отозвался, имея в виду

поистине неисчерпаемость великих поэм: «Гомер каждому: и мужу, и юноше, и

старцу – дает ровно столько, сколько каждый из них в состоянии взять».

Великий философ Платон выразился лаконично: «…Этому поэту Греция обязана

своим духовным развитием». Александр Македонский после разгрома Персидского

царства завладел огромными сокровищами, среди которых был богатый ларец. В

нем великий полководец держал рукопись «Илиады», с которой никогда не

расставался. Каждый день он приобщался к ней перед сном; это было его

любимое произведение, настольная книга. Из 470 литературных папирусов,

обнаруженных в Египте в 1919г., 270 включали в себя отрывки из поэм Гомера.

1. Сказание о Троянской войне.

Сюжеты знаменитых поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”, полностью

сохранившихся до нашего времени, взяты из обширного цикла сказаний о

Троянской войне.

В “Илиаде” рассказывается о событиях десятого года Троянской войны,

причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается

смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. То же самое

можно сказать и об “Одиссее”, где рассказывается о последних днях

странствий героя на обратном пути из-под Трои.

Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэме событиями,

необходимо исходить из начального факта, послужившего причиной войны,-

мотива, который часто встречается в сказках.

Сын троянского царя Приама Парис-Александр похитил прекрасную Елену,

супругу спартанского царя Менепал. Оскорбленный Менелай призвал на помощь

многих царей и воителей. Среди всех выделялся силой и доблестью юный сын

Пелея. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен и

Аргоса. После продолжительных сборов, началась прославленная в сказаниях

Троянская война.

2. Главные образы поэм.

Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных

типических образов.

Центральной фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский герой, сын

Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная натура,

олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних героев,

которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости и

двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев

его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он

становится похож на какого-то демона-истребителя.

Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII, 395-

401), и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских

пленников. Еще ему даны черты певца-поэта (IX, 186). Наконец, он

смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему

за телом убитого им сына.

Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.