бесплатно рефераты
 

Древнегреческая литература

Первым драматургом-трагиком считается Феспид (2 пол. VI в. до н.э.).

Рассказывают, что он ездил по демам, т.е. сельским округам, деревням, и

давал представления. При этом его повозка была и сценой, и служила в

качестве декораций. Известен и его ученик Фриних (2 пол. V в. до н.э.), не

раз побеждавший в состязаниях, Он первым ввел в трагедию женские образы, но

от его трагедий сохранились незначительные фрагменты. Фриних поставил

трагедию на исторический сюжет «Взятие Милета». Ее темой было восстание

греческого города Милета в Малой Азии, осада и жестокая расправа персов над

жителями. Трагедия так потрясла зрителей, что они не могли сдержать слез,

за что Фриних был оштрафован. По-видимому, причина была все-таки в том, что

в трагедии содержалась критика Афин, которые не оказали Милету необходимой

помощи.

Для того чтобы драматические представления обрели достойные

воплощение, необходимо было несколько условий. Во-первых, добротный

литературный текст. Во-вторых, хорошо подготовленные актеры и хор. В-

третьих, наличие сценической площадки, места, на котором разыгрывалось

драматургическое действо.

4. Особенности драмы.

Драма, являясь наряду с эпосом и лирикой одним из родов литературы,

обладает своей спецификой. Она предназначается для постановки на сцене.

Само слово драма означает действие. Персонажи раскрывают себя через

высказывания и поступки. В отличие от эпического поэта, драматург не имел

возможности запечатлеть массовые сцены, битвы, кораблекрушения и т.д. Об

этом мог рассказывать какой-либо персонаж, но показать это зримо, наглядно

было невозможно. Если в эпосе манера повествовательная, то в драме —

диалогическая. В ранней драматургии исключались внутренние монологи,

«самохарактеристики героев». Автор не мог растолковывать, комментировать

поведение персонажей, оценивать их поступки. Судьей был зритель.

Драматурга связывали и определенный объем пьесы, и законы сцены. Время

действия не превышало суток, декорации не менялись, все происходило в одном

месте. Драматург обязан выпукло и рельефно представить индивидуальные

характеры, предложить разрешение конфликта, донести до зрителя идею. Текст

должен был дать актеру материал для создания образа. Герои, как правило,

показывались в «момент истины», в особых экстремальных ситуациях, когда

решительнее, чем когда-либо, выявляется глубинная суть действующего лица.

Каждая фраза, подробность, деталь должны были быть весомы. Великие

драматурги античности преподали потомкам неоценимые уроки мастерства.

Отцом греческой трагедии считается Эсхил из Элевсина (525—456 гг. до

н. э.). Его зрелые годы прошли в героический период победоносной войны

греков с Персидской державой. Эсхил был участником наиболее крупных

сражений этой войны (при Марафоне, Сапамине и Платеях). Он принимал

деятельное участие в общественной жизни Афин, выезжал в Сицилию и там же

провел свои последние годы. Эсхилу приписывали создание 90 трагедий, из

которых сохранилось семь. Наиболее известные — «Персы» (472 г. до н. э.),

«Прикованный Прометей" (470 г. до н. э.) и трилогия «Орестея» (458 г. до н.

э.), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Сюжетами

трагедий Эсхила становятся давно известные мифологические сказания о титане

Прометее, о преступлениях аргосских царей из рода Атридов. Только в

«Персах» речь шла о реальных событиях — победе греков над персами в морской

битве при Саламине. Однако Эсхил переосмысливает общеизвестные и

незамысловатые мифы, вносит новые сюжетные линии, наполняет рассказ идеями

своего времени. Эсхил отражает в своих произведениях торжество полисного

порядка и его идеологии, он прославляет мужество, волю, патриотизм греков,

противопоставляя им высокомерие и чванство восточного деспота Ксеркса в

трагедии «Персы», он воспевает бесстрашие героев, ради людей готовых

поспорить с самими богами, торжество цивилизованной жизни в «Прикованном

Прометее» и вместе с тем в самых мрачных красках рисует деспотизм и тиранию

Зевса. В трилогии «Орестея» его творчество пронизано философскими

рассуждениями о смысле человеческого существования, отношениях людей и

богов. Для Эсхила свободная и нравственная жизнь возможна только в

огражденном справедливыми законами полисном коллективе. Здесь нет места тем

тягчайшим преступлениям, которыми насыщена предшествующая до-полисная

эпоха. Такая устроенная жизнь угодна и богам. Творчество Эсхила прославляло

политические, идейные и нравственные устои греческого полиса.

В творчестве Софокла из Афин поднимаются важнейшие вопросы бытия (496—

406 гг. до н. э.), Софокл, по преданию, написал свыше 120 трагедий, из

которых дошло только семь. Среди них самыми знаменитыми стали две: «Царь

Эдип» (429— 425 гг. до н. э.) и «Антигона» (442 г. до н. э.). В них Софокл

говорит о месте человека в обществе и мире. Что такое человек — марионетка

в руках всесильных богов или творец своей судьбы? В образах фиванского царя

Эдипа и его дочери Антигоны Софокл намечает свое решение этой темы. Эдип —

мудрый, добродетельный и справедливый царь, любимый своим народом, но тем

не менее он игрушка в руках могущественных богов. Боги судили ему вести

преступную жизнь: убить своего отца, жениться на матери и родить странные

существа, которые были ему детьми, но вместе с тем и братьями.

Пророчество сбывается, хотя Эдип, кажется, сделал все, чтобы его

отвратить. И когда наступает жестокое прозрение, Эдип не смиряется со своей

страшной долей. Он бунтует против несправедливости судьбы, против

жестокости богов. Он сломлен, но не раздавлен. Он бросает вызов богам.

Ослепив себя, он уходит из Фив и скитается по Греции, стремясь очиститься

от наложенного роком преступления. Ушедший из мира, старый и больной, но не

сломленный нравственно Эдип достигает духовного очищения, находит последнее

пристанище в предместье Афин Колоне, становится героем-покровителем Колона.

Эдип силой своего страдания сумел преодолеть тяжелые удары судьбы,

намеченной богами, и тем победил их. Софокл утверждает идею всемогущества

человека, беспредельности его сил, возможности противостоять неотвратимой

судьбе. Центральная идея трагедии выражена им в прекрасных стихах:

Много в природе дивных сил,

Но сильней человека — нет.

Он под вьюги мятежный вой

Смело за морс держит путь:

Кругом вздымаются волны —

Под ними струг плывет...

И беззаботных стаи птиц,

И породы зверей лесных,

И подводное племя рыб

Власти он подчинил своей.

Поставленная Софоклом проблема места человека в мире и обществе станет

вечной темой всего мирового искусства. В творчестве Эврипида с Саламина

(480—406 гг. до н. э.) греческая драма обогатилась новыми достижениями.

Наиболее прославленной пьесой Эврипида, в которой отразилось его

новаторство, является знаменитая «Медея», поставленная в 431 г. до н. э. В

пьесе речь идет о страшной мести Медеи, дочери колхидского царя, которую

предводитель аргонавтов Ясон увез из Колхиды в Грецию и здесь бросил на

произвол судьбы, вступив в выгодный брак с дочерью коринфского царя.

Оскорбленная до глубины души вероломством Ясона, которому она помогла

добыть золотое руно, которого спасла от гибели ценой смерти своего брата,

ради него оставила свою страну, Медея вынашивает планы жестокой мести.

Совершенно неожиданно для себя самой Медея приходит к мысли об убийстве

своих детей от Ясона. Эврипид психологически тонко рисует страшное смятение

чувств любящей матери и жестокой мстительницы. В этой пьесе Эврипид

разрабатывает несколько принципиально новых художественных приемов. Образ

Медеи дан в развитии —любящая жена, нежная мать превращается в ненавидящую

своего мужа женщину и убийцу своих собственных детей. Человек у Эврипида

меняется внутренне, его раздираемая противоречивыми страстями душа

страдает, и какая из этих страстей одержит верх, к каким страшным

последствиям это приведет, человек и сам не знает. Непредсказуемый

результат борьбы страстей в душе человека и есть его судьба. В творчестве

Эврипида получила разработку замечательная художественная идея об

исследовании внутреннего мира человека, бушующих там низменных и высоких

страстях. Подобная трактовка образов стала художественным открытием

Еврипида и оказала огромное воздействие на последующие судьбы греческой и

мировой литературы. Неудивительно, что сохранилось 18 пьес Еврипида (из

92), т. е. больше, чем пьес Эсхила и Софокла вместе взятых. Художественный

метод Эврипида оказал влияние на Шекспира, в театрах нашего времени

ставится его бессмертная «Медея», а бушующая буря противоречивых страстей

главной героини и сейчас потрясает своей художественной правдой.

В целом творчество афинских трагиков V в. до н. э. стало замечательным

художественным открытием древнего мира, определило многие направления

дальнейшего движения мировой литературы.

5. Комедия.

Большой популярностью пользовался и жанр комедии. Комедия родилась из

непринужденных, иногда очень вольных карнавальных песен и плясок во время

веселых сельских праздников в честь бога Диониса — сельских Дионисий.

Наиболее благоприятные условия для создания комедий сложились в

демократических Афинах, где допускалась большая свобода критики как

отдельных лиц, так и законов и учреждений. К тому же публичный характер

заседаний Народного собрания, Совета 500, коллегий должностных лиц давал

авторам комедий богатый материал. Так как во второй половине V в. до н. э.

политические проблемы стали центральными в общественной жизни афинского

государства, активно и открыто обсуждались широкими массами гражданства, то

в ранних афинских комедиях стали преобладать политические сюжеты.

Политическая комедия достигла своего высшего расцвета в творчестве

великого афинского драматурга Аристофана (445— 388 гг. до н. э.).

Сохранилось 11 комедий, в которых он дает описание самых различных слоев

населения, поднимает многие злободневные проблемы афинского общества:

отношение к союзникам, вопросы войны и мира, коррупции должностных лиц и

бездарности полководцев. Он высмеивает глупость некоторых решений Народных

собраний, краснобаев-софистов и философа Сократа, заседательскую суету и

любовь к сутяжничеству, говорит о неравномерном распределении богатств и

трудной жизни афинских земледельцев. Аристофан не ставил в своих комедиях

глубоких философских вопросов, как великие трагики, но зато он дал

реалистическое описание многих сторон афинской жизни, его комедии являются

ценным историческим источником эпохи. В своих пьесах Аристофан разработал

множество остроумных комедийных ситуаций, которые стали широко

использоваться последующими комедиографами вплоть до настоящего времени.

Комедии Аристофана написаны сочным образным языком.

VI. Проза в V— IV вв. до н.э.

На раннем, архаическом этапе истории греческой литературы главенствуют

поэтические жанры. Это, прежде всего, крупные эпические поэмы «Илиада» и

«Одиссея», возникшие в до-письменную эпоху. Поэтический текст, обладающий

ритмом, легче было запоминать и декламировать Позднее, в VII— VI вв. до

н.э. получила развитие лирическая поэзия, малые формы. Становление

прозаических жанров многообразно связано с глубокими переменами в

общественно-политической, экономической жизни общества. Развиваются

производство, торговля, ремесла, обогащаются научные знания, осваиваются

новые земли, усложняется государственная структура, расширяется

законодательная база, переживает кризис во многом наивное мифологическое

миросозерцание. Описание новооткрытых земель, географические и

этнографические сведения, формулировки научных данных и законов и т.д. —

все это получало воплощение средствами прозаического, а не поэтического

текста. Время возникновения письменности в Греции точно неизвестно.

Зарождение же прозы относят к VI в. до н.э.

Когда речь идет о современной прозе, то в ней достаточно определенно

разграничиваются стили художественные от научных, газетных или

публицистических. В Древней Греции, на ранних этапах, наблюдался

своеобразный синкретизм: наука и искусство не были четко друг от друга

отделены. Напротив, они являли единый процесс освоения и познания мира.

Ученые, профессиональные ораторы, историки, философы видели мир глазами

художников, в красках, в живых чувственно-наглядных образах. Их стиль

изложения отличался не только точностью, прозрачностью, но и

художественностью, эстетической ценностью.

Наряду с театром, трагедией и комедией, классический период отмечен и

взлетом прозы. Она также получила развитие, прежде всего, в Афинах, в

Аттике. Ее часто называют аттической прозой, подчеркивая тем самым ее

высокий эстетический уровень.

Она представлена тремя главными направлениями: красноречие, или

ораторская проза; историография; философия. Выдающиеся историки Геродот,

Фукидид, Ксенофонт, великие философы Платон и Аристотель, замечательные

мастера ораторского искусства, прежде всего, Демосфен — не только ученые,

мыслители, политические деятели, но и художники слова. В этом сказалась

общая черта древних эллинов, стремившихся привносить в любую область

творческой работы, в том числе и научную, красоту, гармонию, эстетическое

начало.

1. Ораторское искусство, красноречие в жизни эллинов.

Первым жанром художественной прозы была проза ораторская, или, если

употребить синоним, красноречие. В. Даль в своем Словаре дает такое

определение этому понятию: красноречие, краснословие — наука и умение

говорить и писать красно, убедительно и увлекательно. Красноречие у греков

действительно отмечено высокими эстетическими достоинствами; и здесь греки

также выступили в роли основоположников ораторского искусства.

Красноречие в жизни эллинов было органически связано со всей

политической, социальной, культурной историей Греции, прежде всего Афин.

Уже в ранних произведениях греческой словесности, в поэмах Гомера, герои

словоохотливы. Они не просто обращаются друг к другу, но произносят целые

речи, которые становятся средством характеристики гомеровских героев.

Ораторский дар Гомер ставит вровень с воинской доблестью. Если кто-то

«прелестью речи одарен от богов», то «веселятся люди, смотря на него,

говорящего с мужеством твердым или приветливой кротостью; он — украшенье

собраний».

Многоумный Одиссей даже чаще предстает в обеих поэмах как искусный

оратор, нежели храбрый воин.

...Когда издавал он голос могучий из персей,

Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись.

Нет, состязаться никто из смертных не смел с Одиссеем.

О старце Несторе, «сладкоречивом», «громогласном», сказано, что «речи из

уст его вещих, сладчайшие меда лилися». И другие герои гомеровских поэм

славны красноречием, подчиняя своему искусству слушателей. Менелай — краток

и деловит. Когда к Ахиллесу прибывает посольство, увещевая юного героя

вернуться на поле брани, Ахиллес так решительно им ответствует, что

пришедшие «молчание долгое все сохраняли, речью его пораженные: грозно ее

говорил он».

Считалось, что «сладкоречие» — удел знатных. Гесиод убежден, что

«царям сопутствует Каллиопа, превосходнейшая из всех муз». Вспомним, что

само слово «Каллиопа» означает: имеющая прекрасный голос. Это — муза

песнопений, эпической поэзии.

2. Историческая проза.

Историческая проза возникла в VI в. до н.э., ее родиной была провинция

Иония в Малой Азии. На первых порах она была представлена двумя жанровыми

разновидностями, местные хроники и записи географического характера,

касающиеся новооткрытых земель и местностей, В дальнейшем историческая

проза как бы взяла на себя функцию эпоса, будучи посвящена событиям

прошлого, имевшим важное общенародное, общегосударственное значение.

Опыт показывает: в переломные моменты жизни общества, когда отмирает

старое и трудно рождается новое, заметно возрастает внимание к урокам

истории. Обращаясь к прошлому, мы стремимся отыскать ответы на непростые

вопросы сегодняшнего дня. Основательные труды, посвященные событиям

далекого или, напротив, недавнего прошлого, биографии выдающихся

полководцев, государственных мужей, реформаторов, мастеров культуры

вызывают к себе неослабный интерес.

3. История в жизни эллинов.

Греки любили историю. Более того, она была органической частью их

национальной памяти. Деяния предков, их подвиги, достойные подражания, —

все это во многом определяло мироощущение древнего эллина. Постоянное

осмысление событий прошлого, «сплавленных» с легендами и мифологией,

эмоциональное соприкосновение с ними, — составляли важнейшую часть

образования подрастающего поколения.

Грекам посчастливилось: важнейшие события нашли отражения в трудах

выдающихся историков: греко-персидские войны — у Геродота; Пелопоннесская

война — у Фукидида; политическая борьба на Востоке, войны Спарты с Фивами —

у Ксенофонта.

Ксенофонт Афинский (ок. 430—355 г. до н.э.) был историком и писателем,

принадлежал к аристократической среде, прожил жизнь, полную драматических

перипетий. Он был противником афинской демократической системы,

симпатизировал Спарте, на стороне которой воевал с Фивами, союзником Афин.

Его политическим идеалом был строй, близкий к монархическому. Он много раз

бывал за пределами Греции, в рядах спартанского царя Агесилая сражался

против персов. В качестве наемного воина участвовал в походе персидского

царевича Кира Младшего против его брата Артаксеркса II. С войском Кира

Ксенофонт дошел до Вавилона, принял участие в битве при Кунаксе, где Кир

пал. Преследуемый врагами, Ксенофонт вместе с греческими наемниками через

Месопотамию и Армению вышел к Черному морю. Обо всем пережитом увлекательно

рассказано в его книге «Анабасис» («Поход Кира») в семи частях. Это одно из

первых мемуарных произведений в европейской литературе.

Перу Ксенофонта принадлежит книга «Киропедия» («Воспитание Кира») в

восьми частях: в центре повествования — образ царя Кира Старшего. О его

подвигах сохранились легендарные истории. В свою книгу Ксенофонт включил

рассказы и анекдоты, бытовавшие в Персии. Рисуя портрет Кира, он создал

фигуру поистине идеального властителя, запечатлей в нем некоторые черты

философа Сократа, учителя Ксенофонта, а также спартанского царя Агесилая.

Новаторство Ксенофонта как историка проявилось в искусстве создания им

литературного портрета.

Сочинения Ксенофонта — многочисленны. Они охватывают не только

историю, но и политику, экономику, проблемы воспитания. В книге «Греческая

история» Ксенофонт по-своему продолжает труд Фукидида: он описывает

заключительный этап Пелопоннесской войны начиная с 411 г. и доводит

изложение событий до 362 г., до битвы при Матинее. Он близок к

фукидидовской манере: лаконичной, емкой и прозрачной.

Сочинения выдающихся историков Древней Греции — Геродота, Фукидида,

Ксенофонта — насыщены богатейшим и увлекательным фактическим материалом, их

труды ценны как с познавательной, так и художественной точек зрения.

4. Ранняя философская проза.

V—IV вв. до н.э. — время интенсивного развития в Греции философской

прозы. Выдающиеся мыслители, творившие в это время, прежде всего Платон и

Аристотель, не только создали философские системы, получившие мировое

признание. Они обогатили литературу новым жанром — жанром философского

диалога. Впервые термин философия, означавший буквально «любомудрие»

употребил Пифагор. Первоначально философия была наукой, объединявшей все

области знания. В отличие от мифологии, объяснявшей мир сказочно-

фантастическим образом, философия базировалась на конкретно-чувственном

восприятии действительности.

Греков всегда отличала потребность проникать в тайны окружающего мира,

познавать его глубинные законы, в отличие от римлян, тяготевших к решению

более конкретных, утилитарных задач, связанных с этикой, т.е. поведением

человека.

Центром эллинской философской мысли, зародившейся в VI в. до н.э.,

стала провинция Иония, в частности город Милети (тот самый, который позднее

был разрушен персами): гам сложилась научная школа — ионийская

натурфилософия. Она представлена видными мыслителями: Фалесом,

Анаксимандром, Анаксименом. Они, каждый по-своему, стремились ответить на

вопрос: что лежит в основании всего сущего, чувственно-вещественного

многообразия мира, воспринимаемого в его материальности и единстве.

Что же составляло его первоэлемент? Фалес Милетский (645—547 гг. до

н.э.), основатель ионийской школы, считавшийся также родоначальником

античной философии и математики, считал, что начало всего — вода. В ней

плавает Земля. Последователь Фалеса Анаксимандр (ок. 610 — ок. 547 гг. до

н.э.), автор трактата «О природе», полагал, что первоначалом всего сущего

является некая особая первоматерия, называемая апейроном (греч.

беспредельное), нечто среднее между воздухом и огнем, воздухом и водой. Из

апейрона возникают все вещи и после своей гибели в него же и возвращаются.

Наконец, философ Анаксимен (ок. 585—525 гг. до н.э.), последователь Фалеса

и Анаксимандра, видел первооснову всего в воздухе, который, разрежаясь,

становится огнем, сгущаясь — ветром.

Еще одним знаменитым ранним философом был Гераклит Эфесский (ок.

540—480 гг. до н.э.), составивший сочинение «О природе», дошедшее в виде

фрагментов. Он считал первоначалом всего огонь. В противовес другим

философам, полагавшим мир застывшим, неизменным, Гераклит представлял его в

процессе постоянного движения и изменения. Эта мысль сформулирована в

тезисе: «Все течет». Ему же принадлежит крылатый афоризм: «Дважды нельзя

войти в одну и ту же реку».

Огонь — воплощение всех изменений, а происходящее, по Гераклиту, —

итог столкновения, борьбы противоположных сил. «Война — отец всех вещей», —

настаивал философ, который считается основоположником античной диалектики.

Первоначально диалектика, или искусство беседы, понималась как способность

обнаружения истины через выявление противоречий в высказываниях

противников. Сейчас под диалектикой понимается теория и метод познания

реального мира, который находится в состоянии развития и самодвижения.

Древние философы были в большинстве своем стихийными материалистами.

Окружающий мир был для них материей, вечной и никогда не исчезающей. У

истоков такого учения стоит Левкипп (500—440 гг. до н.э.), родоначальник

атомизма, доказывавший наличие атомов, неизменяемых сущностей мельчайших

размеров, которые в разных сочетаниях образуют изменяемые предметы.

Идеи Левкиппа развил его ученик Демокрит (460—370 гг. до н.э.),

личность многогранная, энциклопедических познаний, занимавшийся этикой,

физикой, математикой, поэзией, фонетикой, но вошедший в историю как

философ. Демокрит много путешествовал, оставил огромное количество

сочинений по разным областям. Демокрит вслед за Левкиппом пришел к

выдающемуся умозаключению: мир состоит из атомов.

«Миров бесчисленное множество, они возникают и гибнут, ничего не

возникает из ничего и ничего не переходит в ничто, — формулировал свою

концепцию Демокрит — И атомы бесчисленны по разнообразию величин и

множеству, носятся они по вселенной, кружась в вихре, и таким образом

рождается все сложное: огонь, земля, воздух, вода. Дело в том, что

последние суть соединения некоторых атомов». Когда атомы распадаются, тело

умирает. Душа также смертна. Она состоит из атомов, только более тонких. Со

смертью человека распадаются и атомы, составляющие его душу.

Но не только к неживой природе обращалась мысль древних философов.

Прежде всего их заботил человек, его поведение, особенности его психологии.

Философы охотно делились советами и наблюдениями с учениками и

согражданами, рекомендуя им, как достичь истинного счастья, как правильно

поступать и разумно управлять собой. Их крылатые изречения были взяты

древними в качестве руководства к действию. Авторов этих изречений,

философов и законодателей, греки признали выдающимися, национально

значимыми мыслителями.

Вот некоторые мысли, принесшие им заслуженную славу.

«Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим», «Не богатей

дурными средствами». «Чем поддержал ты своих родителей, такой поддержки жди

и от детей» (Фалес), «Заводить друзей не спеши, а заведши, не бросай», «Не

советуй угодное, советуй лучшее», «Ничего слишком!» (Солон Афинский). «Не

злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься",

«Кто силен, тот будь добр». «Старость почитай» (Хилон из Спарты). «Что

лучше всего? Хорошо делать, что делаешь». «Победы должны быть бескровными»,

«Человека выказывает власть», «Неудачей не кори — бойся себе того же»

(Питтак). «Несчастен тот, кто бессилен перенести несчастье», «Что трудно?

Благородно перенести перемену к худшему», «Только больная душа глуха к

чужой беде» (Биант).

Заключение.

Завершив обзор основных вех истории греческой литературы, подведем

некоторые итоги. Главный из них в том, что древние эллины оставили

непреходящие художественные ценности. Поставленные в их сочинениях коренные

проблемы бытия: жизни и смерти, долга, свободной воли и рока, судьбы —

исполнены глубокого общечеловеческого значения. Литература Древней Греции

оказала всепроникающее воздействие на становление и развитие римской

словесности. И, вместе с тем, она словно отбросила властную тень на

будущее. Вот почему, приобщаясь мировой литературы, и последующих эпох будь

то средневековье, Возрождение, новое время, — мы неизменно будем с

благодарностью возвращаться к ее истокам в античности.

Древнегреческая литература выросла из фольклора, и мифология была не

только ее арсеналом, но и почвой. Она, особенно гомеровский эпос,

запечатлела детство человечества. Многие художественные формы, жанры и

стили, глубинные мотивы и сюжеты, которые получат дальнейшее развитие в

литературе, прежде всего, европейских стран, были впервые эстетически

освоены и закреплены древними греками. Без их художественных открытий и

провидений уже невозможно сегодня понять Данте и Петрарку. Рабле и Ронсара,

Эразма Роттердамского и Шекспира, Корнеля и Расина, Мольера и Вольтера,

Лессинга и Гердера, Гёте и Шиллера, Пушкина и Жуковского, Гоголя и

Толстого, Джойса и О'Нила, Брехта и Камю. Как нельзя представить мировую

философию, эстетику, политологию, историческую науку без Платона и

Аристотеля, Демосфена, Геродота и Фукидида.

Древнегреческая литература развивалась в обширных временных рамках: на

разных исторических этапах наблюдалась смена жанров, тематики и

проблематики, трансформировалась сама концепция человека. Древнейший период

— это расцвет мифологии, отличающейся не только завидным богатством сюжетов

и образов, но и глубоким жизненным содержанием, что сделало ее явлением

мировой культуры.

Никогда не повторяющуюся ступень в истории человечества художественно

запечатлел героический эпос, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Их герои —

Ахилл и Гектор, Одиссей и Аякс, Андромаха и Пенелопа — неизменные духовные

спутники каждого нового поколения, вступающего в жизнь. Смена

художественных ориентиров в VII—VI вв. до н.э. приводит к расцвету

лирической поэзии, появлению большой группы ярких мастеров стиха от

Архилоха до Анакреонта и Сапфо.

Расцвет афинской государственности в V—IV вв. до н.э. и особенно «век

Перикла», когда Афины стали «оком Эллады", — классический период греческой

литературы. Создание великих памятников архитектуры, прежде всего шедевров

Акрополя, совпадает со взлетом драмы, падающим на V в. до н.э. Это самое

блистательное достижение литературы классического периода. Трудно

переоценить роль театра в жизни эллинов; масштабные нравственно-этические

проблемы, получившие сценическое воплощение, оказывали живое воздействие на

умонастроение зрителей, влияли на духовный климат гражданского общества.

Три великих трагика — Эсхил, Софокл и Еврипид — с большой наглядностью

запечатлели этапы в эволюции греческой трагедии, развитие ее проблематики,

ее формы и структуры. Если герои Эсхила — Прометей, Клитемнестра,

Агамемнон, масштабные, монументальные — действовали под влиянием высших

сил, направлялись богами, то Софокл уже создавал возвышенные героические

характеры людей, «какими они должны быть» (Эдип, Антигона, Электра).

Еврипид, этот «философ сцены», в еще большей мере приблизил героев к

действительности, к психологии бытовой реальности, представив их людьми,

«какие они есть» (Ясон, Медея, Федра, Ифигения).

«Отец комедии» Аристофан, фигура «знаковая» для свободного

демократического общества, заложил основы драматургии, политически

«ангажированной», социально активной, исполненной сатирического пафоса. От

него же идет и антивоенная линия в мировой литературе.

Классический период означал, особенно в IV в. до н.э., и становление

прозаических жанров, которые также явили совершенные в художественном

отношении образцы, будь то историография (Геродот, Фукидид), ораторское

искусство (Демосфен), философский диалог (Платон), эстетические работы

(Аристотель).

Значительный этап — эллинистический — отмечен резко изменившейся

идеологической и художественной атмосферой. Наиболее впечатляющими

литературными явлениями стали новоаттическая комедия (Менандр) и

александрийская поэзия (Феокрит, Каллимах, Аполлоний Родосский). Закат

греческой литературы также по-своему красочен. Велик вклад в биографический

жанр Плутарха, интересны ранние формы романа (Лонг, Гелиодор), сохраняет

актуальность наследие «Вольтера классической древности», Лукиана.

Список литературы.

1. Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учебное пособие для

студентов филологических факультетов педагогических вузов: В 2 кн. Кн.

1. Древняя Греция. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.

2. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2. Т.

11. «Язык. Художественная литература». – М.: «Просвещение», 1968. –

528 с.

3. История Древней Греции: Учеб./ Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, В.И.

Кузицин, Л.П. Маринович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая

школа, 2000. – 399 с.

4. Древняя Греция: История. Быт. Культура: Из книг современных ученых /

Сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997. – 378 с.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.