бесплатно рефераты
 

Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ

Севера начинается кризис римского искусства.

Литература, поэзия и театр

Как и многих других народов, у римлян собственно литературному творчеству

отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению,

произведения римского народного творчества не были записаны и не

сохранились, за исключением ничтожных отрывков. На этом случайном основании

некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству,

народом практичным и сухим.

Однако и те ничтожные отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего

времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и другие

народы, выражали свои чувства в поэтической форме. Во время работ пели

трудовые песни, создававшие ритм трудового процесса, например «песня

гребцов». Молитвы и обращения к богам составлялись в стихотворной форме,

что облегчало их запоминание. Сохранился, например, гимн «братьев пахарей»,

гимн жреческой коллегии скакунов (салиев). В этих гимнах содержались

просьбы к богам оплодотворить землю, отвратить голод и непогоду, обеспечить

богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов.

При похоронах исполняли специальные похоронные песни, заплачки (они

назывались ненниями), где выражалась скорбь об умершем и перечислялись его

заслуги. Существовал обычай ставить надгробия с надписью, где упоминались

заслуги покойного.

На пирах распевались пиршественные песни, в которых восхвалялись подвиги

героев, особенно легендарных предков. В застольные песни включались

легенды, иногда перемешанные с реальными событиями о героическом прошлом

Рима. Многие легенды застольных песен были заимствованы позднейшими

римскими историками (например, Титом Ливием), включены ими в свои

исторические труды и приобрели видимость исторических фактов.

Народные поэтические произведения были написаны особым стихотворным

размером, так называемым сатурническим стихом, близким по своей ритмике к

былинным стихам других народов.

Есть свидетельства о зачатках драматической поэзии у римлян. Во время

деревенских праздников урожая ряженая сельская молодежь устраивала веселые

игры, перебрасывалась остротами, импровизированными или заученными

насмешливыми стишками. В этих стихах содержались порой и колкие насмешки,

особенно по адресу богатых, скупых или жестоких людей. В обмене этими

стихами — их называли фесценнины — содержатся уже элементы диалога,

драматического действия.

Наряду с фесценнинами получает распространение комедия масок—ателлана (от

названия города в Кампании—Ателлы). Ее героями были веселые типы обжор,

хвастливых разинь, глупых стариков. Содержание ателланы было веселым, оно

отражало повседневную жизнь мелких городов и сел с их незамысловатым бытом.

Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией

понтификов погодные записи наиболее крупных события, летописи, заключались

договоры, тексты которых записывались на латинском языке. П IV в. до н. э.

некоторые политические деятели стали записывать свои произнесенные речи и

издавать их для чтения публики[7].

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не

только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности,

но особенно греческая литература.

Первые собственно литературные произведения были произведениями

подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать

оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте

маловыразительной народной римской поэзии, когда рядом существовала

богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная

эллинская мифология.

Не удивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые

произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом

был Ливии Андроник, грек из города Тарента. При взятии Тарента римлянами он

попал плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии

он был отпущен на свободу и занялся литературой.

Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под

влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими.

Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом

сатура обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали

называть смесь разных стихов — длинных и коротких, написанных сатурническим

и другим размером. Поэт Энний назвал словом сатура свой сборник стихов

полуразвлекательных, полупоучительных.

Как литературный жанр, сатура получила большое развитие и творчестве Гая

Луцилия. За свою долгую жизнь (180—102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30

книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества;

корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление,

жадность.

Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завоевания Рима

привели к росту богатства, скоплению их в немногих руках, погоне за ними,

моральному разложению олигархов. Реальная жизнь давала сюжеты для сатур

Луцилия, которые положили начало реалистическому направлению в римской

литературе. После Луцилия окончательно определился жанр сатуры как

небольшого обличительного произведения.

Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской

литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в.

до н. э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой,

главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и

ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые

литературные произведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась

римская история.

В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и

самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные

оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях—Олимпийских,

Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний. победа

интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя.

Доблесть не есть личное качество победителя, она передается по наследству в

знатных родах в силу их божественного происхождения.

«С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. Отсутствие

интереса к политической жизни, любование личными интересами отдельных людей

характерны, например, для комедии этого времени. Большое развитие в этот

период получают те литературные жанры, которые непосредственно отвечали на

вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом: продолжает развиваться

красноречие и создается философский диалог»[8]

V век до н. э.—время расцвета драматического искусства. Важнейшими

драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах

и героях, и комедия, чаще всего политическая. Каждая трагедия—это борьба, и

люди, которые ведут ее, мужественны, утверждая безграничные способности

человека противостоять несчастьям во имя других людей, и прежде всего

своего народа, Трагический герой борется с разными препятствиями, мешающими

свободному развитию личности, он восстает против несправедливости.

выступает за торжество добра, за то, чтобы мир стал лучше, чтобы пробудить

в людях мужество, помочь им жить. Борьба героя тяжела и трагична,

препятствия, которые предстоит ему преодолеть, воздвигнуты на его пути

роком— силой, против которой он беспомощен. Но он вступает в эту борьбу и

ведет ее. Трагический герой чаще всего обречен на гибель, но его гибель

вызывает не отчаяние, не ужас, а восхищение и веру в силы человека, в

величие его духа.

Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая

комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее

близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии—

Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны.

Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической

направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех

лет—мир.

Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами

сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив

партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный

шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлинную

драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность

действия. Появление третьего актера—нововведение Софокла, которое

позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте.

Женские роли исполнялись мужчинами. Герои трагедий выступали в пышных

одеждах, в обуви на толстой подошве (котурны), что увеличивало их рост;

лица покрывали маски, выражение которых отвечало характеру персонажа.

Комические актеры облачались в нарочито уродливые шутовские наряды.

В отличие от современного театра в Греции не было постоянных трупп, да и

профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли, пели и

танцевали сами граждане. Для каждой постановки готовились костюмы, маски и

очень простые декорации. Финансирование и организация театрального

представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых

граждан (так называемая хорегия): театр был государственным институтом.

Театральные представления, обычно продолжавшиеся во время общенародных

государственных праздников три дня и длившиеся от восхода до заката солнца,

носили характер соревнований. К состязаниям допускались три трагических

поэта и три комических, причем каждый трагик должен был представить три

трагедии и одну так называемую сатировскую драму. Каждое утро, захватив с

собой еду и подушку для сидения, в театр собирались все, чтобы своей

реакцией вдохновлять исполнителей и сопереживать им, тогда как победителей

определяли специальные судьи.

В Афинах эпохи Перикла обычно не повторяли старых трагедий и комедий — на

представление собирались все желающие. Этим объясняется и огромное число

произведений, созданных трагиками. По подсчетам современников Эсхила,

Софокла и Еврипида, на каждого из них приходилось более 90 произведений[9].

Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью

полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые

животрепещущие вопросы. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря

тому, что театральные представления давались по праздникам.

«Через школу и через сцену греческому влиянию были широко открыты пути в

римское общество. Влияние это для Рима было самым революционным, так как в

греческой литературе того времени, когда в нею познакомились римляне,

безусловно господствовали тенденции, совершенно противоположные всему

складу римской жизни, всему духу римских установлений»[10]

Архитектура

Архаическая эпоха—время становления греческой архитектуры. Бесспорен

примат общественной, в первую очередь сакральной, архитектуры. Жилища того

времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные

сооружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов —

покровителей общины. Формирующееся чувство единства гражданского коллектива

находило свое выражение в создании таких храмов, считавшихся местом

обитания богов. Ранние храмы повторяли устройство мегарона II тыс. до н. э.

Храм нового типа родился в Спарте—древнейшем полисе Эллады. Характерная

особенность греческой архитектуры — применение ордеров, т. е. особой

системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает

выразительность несущим и несомым элементам конструкции. выявляя их

функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него

ставился ряд несущих вертикальных опор — колонн, поддерживавших несомые

части—антаблемент, который отражал конструкцию балочного перекрытия и

крыши. Первоначально храмы строились на акрополях— укрепленных

возвышенностях, древних центрах поселений. Позднее в связи с общей

демократизацией общества происходят изменения в местоположении храмов. Их

возводят теперь в нижнем юроде, чаще всего на агоре—главной площади, бывшей

центром общественной и деловой жизни полиса.

Храм как институт способствовал развитию различных видов искусства. Рано

установился обычай приношения даров в храм, ему жертвовали часть добычи,

захваченной у врагов, оружие, подношения по случаю избавления от опасности

и т. д. Значительную часть таких даров составляли произведения искусства.

Важную роль играли храмы, приобретшие всегреческую популярность, прежде

всего храм Аполлона в Дельфах. Соперничество сначала знатных родов, а затем

полисов способствовало тому, что здесь сосредоточивались лучшие

произведения искусства, территория святилища становилась чем-то вроде

музея.

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории,

усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно происходило

под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана,

беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и

сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы,

например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до н. э.,

небольшой храм Весты на Форуме. Внутри города сохранились пустыри и

незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала

были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и

каменным сводом,

Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских

зданий. После пожара Рим вновь застраивался стихийно сохранив основные

линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, так

называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение.

Они состояли из главной наружной стены и опиравшегося на нее мощного

земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой

стеной. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных блоков.

Рост населения Рима привел к застройке пустырей, уплотнению построек.

Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована старая

система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей воды, для

подведения которой были построены два водопровода, прорытые под землей,

длиной в несколько десятков километров.

Новый этап городского строительства начался со II в. до н. э., когда Рим

лихорадочно строится; застраиваются не только пустыри, но и свалки,

городская земля поднимается и цене. Некоторые части города застраиваются

планомерно. Вместо примитивных жилищ из сырца и дерева возникают в I в.

н.э. многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и

бетона и даже мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много

километров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города — римский

Форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и

храмы. портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных

зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота

не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах-парках,

расположенных на окраинах города, Так появились роскошные сады Саллюстия и

Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.

С результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и

италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне

стремились подчеркнуть и своих зданиях и архитектурных сооружениях идею

силы, мощи и величия, которое подавляет человека. Отсюда родилась любовь

римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений,

которые пораяжают воображение своими размерами. Другой особенностью римской

архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому

декоративному убранству, множеству украшений, больший (чем у греков)

интерес к практической стороне дела, созданию преимущественно не храмовых

комплексов, а практических зданий и сооружений (мосты, акведуки, театры,

амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные

принципы, в частности, широко применяли при сооружении зданий арки, своды и

купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

В отличие от греческих архитекторов, которые составляли планы зданий, не

следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой

симметрии. Они широко применяли греческие ордера – дорический, ионический,

коринфский. В отличие от греческой классической архитектуры, в которой

ордера представляли собой сочетание декоративного убранства с конструкцией

здания, римляне использовали греческие ордера лишь как декоративный

элемент. Однако римляне развили ордерную систему и создали собственные

ордера, отличающиеся от греческих, такими ордерами был композитный, т. е.

представляющий соединение элементов всех греческих, ордеров в одном, ордер

и так называемая ордерная аркада, т. е, совокупность арок, опирающихся на

столбы или колонны.

Римская архитектура в период IV—1 вв. до н. э. прошла два периода своего

развития. Первый период обнимает IV—III вв. до н. э„ когда Рим был

относительно бедным и небольшим городом. Римская архитектура этого времени

развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры; например, формы

римского раннего храма и его декоративного убранства, применение арки и

свода было заимствовано от этрусков. Ведущим типом сооружений являются

военно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия, построенная

в IV в. до н, ,-).; некоторые части стены восходят к VI в. до н. э.

гражданские (первые водопроводы и дороги—конец IV в. до н. р.). Второй

период— это I – II в. до н. э. Он характеризуется широким применением

бетона и сводчатых конструкций. Усложнение государственной деятельности,

общественных отношений, развитие экономики, рост городского населения дает

мощный толчок в развитии архитектуры. Появляются новые чисто римские типы

зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд

(первая базилика построена по II в. до н. э.), амфитеатры, где давались

гладиаторские бои и бои со зверями, цирки, где происходили ристания

колесниц, термы — сложный комплекс банных помещений. библиотеки, места для

игр, для прогулок, окруженные парком. Новым типом монументального

сооружения является триумфальная арка.

Потребности торговли вызвали к жизни постройку складов (например,

громадный портик Эмилиев—II в. до н. э.), специальные рыночные помещения.

Появились здания для нужд управления: канцелярии, архивы (центральный

сенатский архив Табулярий был построен в 80-х годах I в. до н. э.),

судебные помещения. Завоевание Италии и Средиземноморья вызвало к жизни

интенсивную постройку постоянных поенных лагерей, многочисленных

многослойных дорог, опоясывающих всю Италию и продолженных в провинции.

Нужды растущего городского населения приводят к совершенствованию

канализации и постройке новых водопроводов, подводящих поду в Рим за

несколько десятков километров. Рим в I в. до н. э., превращается в

громадный город с миллионным населением, многоэтажными домами, плотно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.