бесплатно рефераты
 

Древнегреческая и древнеримская культура - сравнительный анализ

О благополучии дома заботились пенаты — божества кладовой и съестных

припасов, покровителями же всей семьи и всего хозяйства в целом были лары.

Каждый член семьи имел особого духа — покровителя—гения (дух—покровитель

женщин назывался Юноной), который появлялся вместе с рождением и исчезал

вместе со смертью данного человека. Гений отца семейства был общесемейным

божеством и почитался всеми домашними.

Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться.

Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же,

как и «живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили

немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями —

манами. Но если об умершиx не заботились их потомки, они преследовали

живущих, становились злыми и мстительными лемурами Семейный культ был

одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.

Из родовых и семейных культов развился государственный культ богини Весты

— хранительницы домашнего очага и священного огня. Веста почиталась как

покровительница всего гражданского коллектива и его благополучия, а

горевший на ее жертвеннике вечный огонь олицетворял вечность Рима.

Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны

земледелия, главного занятия римлян. Древнейший римский бог Марс

первоначально представлялся как мечущий копья охранитель стад и всего

гражданского коллектива от врагов. Богиня Венера считалась покровительницей

садов и огородов, божеством обилия и плодородия природы. Существовал бог

посевов — Сатурн, жатвы — бог Коне, бог Робиг, отвращающий ржавчину от

посевов. С культом земледельческих богов связаны многие религиозные

празднества

римлян.

Представления о богах, первоначально как о безликих и абстрактных духах,

постепенно развивались, и уже в V в. до и, э. римляне изображали многих

своих богов в человеческом образе. На формирование римского пантеона

оказала большое влияние этрусская религия. От этрусков римляне

заимствовали, например, Юнону — этрусскую Уни, Минерву — этрусскую Менрву,

возможно бога Вулкана и др., а также некоторые ритуальные действия, систему

гаданий по внутренностям животных. Первый римский храм на Капитолии был

построен по этрусскому образцу.

Начиная с III в до н. э, на римскую религию очень сильное влияние стала

оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих

абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом,

Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и

др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих

религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер-бог неба, грома

и молнии, Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покровительница

ремесел, Венера — богиня любая и плодородия, Вулкан — бог огня и кузнечного

ремесла, Церера — богиня растительности, Аполлон — бог солнца и света,

Юнона — покровительница женщин и брака, Меркурий — вестник олимпийских

богов, покровитель путников, торговли, Нептун—бог моря, Диана —богиня луны.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с

двумя лицами, божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги

считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же

особенно почитали божественную троицу Цереру, Либеру-Прозерпину — богиню

растительности и преисподней и Либера — бога вина и веселья.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались

иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян.

Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до

н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание

многих заморских территорий, особенно эллинистических государств,

познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят

почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы

исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные

воззрения.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было

приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы и производить особые

ритуальные действия. Римляне, как земледельцы и воины, были народом

практическим и реалистическим. Ни было мало дела до высоких религиозных

рассуждений в богословских тонкостей. Римлянин обычно обращался к божеству

с какой-нибудь определенной просьбой: увеличить приплод, дать дождь,

приостановить мор, даровать победу. В зависимости от важности такой просьбы

божеству приносили большую или меньшую жертву. Жертвенное животное

подводилось к специальному алтарю и убивалось, Часть внутренностей и туши

здесь же на алтаре сжигалась, причем при сжигании производилось возлияние

вина. Большая же часть туши (иногда приносилось в жертву несколько голов

скота) шла на угощение жрецов, которое устраивалось после жертвоприношения.

При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за

тем. чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение

делало ее недействительной. При большом числе римских богов было нелегко

определить, какому именно богу нужно принести необходимую жертву;

считалось, что если обратиться не к нужному божеству, то жертва окажется

напрасной.

Наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах,

подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и

ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с

нужной просьбой особые коллегии сведущих людей — жрецы. Одной из древнейших

религиозных коллегий была коллегия арвальских братьев, которые обращались с

молитвой о исходе посевов, Богу Марсу была посвящена коллегия салиев -

скакунов. За культом Марса и Юпитера надзирали особые жрецы - фламины.

Коллегия из шести непорочных дев-весталок обслуживала культ Весты. Однако

главной жреческой коллегией была коллегия из шести понтификов, которая

вначале заведовала постройкой мостов через Тибр, а затем на них была

возложена задача составлять государственный календарь, объявлять

праздничные дни, наблюдать, чтобы всякое богослужение и судебные

разбирательства совершались в надлежащие дни. Иначе говоря, понтифики

осуществляли надзор за всем религиозным бытом, общественным и частным

богослужением и приобрели очень большое значение в Риме. Глава коллегии

понтификов назывался великим понтификом и избирался на народном собрании

пожизненно, считался своего рода главой римского жречества.

Поскольку объявление войны, заключение мира и хранение договоров было

тесно связано с религиозными обрядами, то всеми этими делами ведала

коллегия из 20 фециалов.

Коллегия из шести авгуров давала советы о будущем по полету птиц и по

тому, как клюют зерно священные куры. Коллегия гаруспиков предсказывала

будущее по особенностям внутренностей жертвенных животных и истолковывала

небесные знамения, главным образом молнии. Суеверные римляне часто

обращались к услугам авгуров и гаруспиков, и ни одна битва, ни одно крупное

событие не начиналось, если не была испрошена воля богов.

По преданию, еще в царский период в Риме появились так называемые

сивиллины книги, составленные прорицательницей Сивиллой из Кум, содержащие

греческие оракулы и прорицания. К сивиллиным книгам обращались в

исключительных случаях и по решению сената.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов

ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли

установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам

действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание

на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на

духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного

трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия

при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало

затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано

проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся

мистическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко

распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса — Вакха,

зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры

против распространения восточных культов, считая, что они подрывают

официальную римскую религию, с которой связывалась мощь римского

государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были запрещены

разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха — Диониса[5].

Широкое проникновение греческого влияния во II в, до н. э. привело не

только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней

римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого

влияния было распространение греческой философии в римском обществе и

взглядов греческих философов па религию и богов. Было переведено на

латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который

считал, что боги — это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая

римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически

относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривала религию как

необходимое средство управления народом. Распространение мистических

восточных культов в низших массах, скептическое отношение к римской религии

у аристократии подрывало официальную римскую религию. Бурные события

гражданских войн, конфискаций, проскрипций вели к изменениям традиционных

верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном

блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в

реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы — Фортуны, которая

дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные

гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии,

богоспасителя, который придет, дарует блаженство страждущим, накажет

гонителей.

Искусство

Общая характеристика

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках

рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонента

имеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают

завершением художественного творчества античного общества. Правомерно

утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции

эллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное,

определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и

своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими

факторами.

Античность была и осталась вечной школой художников. Когда начинающих

художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя.

Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова

обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой

жизни[6].

В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали

символика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили

у римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства

и формы -- не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Римский мастер

в отличие от греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве,

больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному

изображению явления. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и

связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала

рассеиваться, и явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать

которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности

мироздания.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим

рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с

иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись,

слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как

в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у

римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства.

Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического

Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам,

окружавшим Акрополь. В римской архитектуре, поражающей обычно своими

ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие

любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если

древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в

Афинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, как

форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах.

Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческих

атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину,

набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе,

сосредоточены. Римские мастера в скульптурных портретах концентрировали

внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.

Система римских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива.

Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо,

подражанием классическим образцам эллинов. Отношение римлян к форме,

объему, пространству совершенно иное, нежели у греков, основанное на

принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не концентрической

динамике художественного мышления. В этом смысле римское искусство -

качественно новый этап эстетического освоения человеком реальности.

Тяготение римских художников к классическим эллинским формам, вызывающее

ощущение двойственности римских памятников, воспринимается сейчас как

проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества. Осознанная

римлянами утрата цельности художественных форм нередко заставляла их

создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные, чтобы хоть

этим восполнить противоречивость или ограниченность образов. Возможно,

именно в связи с этим римские храмы, форумы, а нередко и скульптурные

произведения значительно превосходили размерами древнегреческие.

Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, --

огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное

расширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением в

его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских

и других форм, с особенным значением греческих, - не может быть объяснено

только свойствами римского художественного потенциала. Это процесс,

связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало

играть роль особенную -- интерпретатора и хранителя художественного

наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих

римских принципов. В римском горниле сплавлялись различные художественные

ценности, чтобы в итоге появилась совершенно новая, не исключавшая, однако,

традиций античности, средневековая эстетическая практика. От пиренейских

берегов Атлантического океана до восточных границ Сирии, от Британских

островов до Африканского континента племена и народы жили в сфере влияния

художественных систем, которые диктовались столицей империи. Тесное

соприкосновение римского искусства с местным приводило к появлению

своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африки поражают по

сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторые британские --

особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские -- свойственной

восточному искусству затейливой орнаментикой декоративных украшений одежд,

головных уборов, драгоценностей. И все же нельзя не отметить, что к

середине I тысячелетия н.э., в конце античности, в Средиземноморье дали о

себе знать тенденции к сближению различных эстетических принципов, в

значительной степени определившие культурное развитие раннего

средневековья.

Конец римского искусства формально и условно может быть определен

падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства -

весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I

тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков

способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство

оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI в.в. до н.э., Рим

был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и

греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого,

куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими

именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская

волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего

Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшой

количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать,

будет возрастать.

Периодизация римского искусства -- одна из самых сложных проблем его

истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации

древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время

расцвета - классикой и кризисные века -- эллинизмом, историки

древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со

сменами императорских династий.

Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собой

изменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитии

римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во

внимание изменение художественно-стилистических форм в их связи с социально-

экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.

Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих

чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и

республиканская эпохи (V в. до н.э.-I в. до н.э.) -- период становления

римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в

противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями

формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка

вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периода

в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно.

В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только

с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с

достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью

италиков.

Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого

этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний

период - время Августа, первый период - годы правления Юлиев - Клавдиев и

Флавиев, второй - время Траяна, поздний период - время позднего Адриана и

последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря,

при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.