бесплатно рефераты
 

Античная скульптура

Дискобол (иначе, метатель диска) запечатлен в то мгновение, когда,

откинув назад руку с тяжелым диском, он уже готов метнуть его вдаль. Это

кульминационный момент, он зримо предвещает следующий, когда диск

взметнется в воздухе, а фигура атлета выпрямится в рывке: мгновенный

промежуток между двумя мощными движениями, как бы связывающий настоящее с

прошедшим и будущим. Мускулы дискобола предельно напряжены, тело изогнуто,

а между тем юное лицо его совершенно спокойно. Замечательное творческое

дерзание! Напряженное выражение лица было бы, вероятно, правдоподобнее, но

благородство образа — в этом контрасте физического порыва и душевного

покоя.

«Как глубина морская остается всегда спокойной, сколько бы ни бушевало

море на поверхности, точно так же образы, созданные греками, обнаруживают

среди всех волнений страсти великую и твердую душу». Так писал два века

назад знаменитый немецкий историк искусства Винкельман, подлинный

основатель научного исследования художественного наследия античного мира. И

это не противоречит тому, что мы говорили о раненых героях Гомера,

оглашавших воздух своими стенаниями. Вспомним суждения Лессинга о границах

изобразительного искусства в поэзии, его слова о том, что «греческий

художник не изображал ничего, кроме красоты». Так и было, конечно, в эпоху

великого расцвета.

А ведь то, что красиво в описании, может показаться некрасивым в

изображении (старцы, разглядывающие Елену!). И потому, замечает он еще,

греческий художник сводил гнев к строгости: у поэта разгневанный Зевс мечет

молнии, у художника — он только строг.

Напряжение исказило бы черты дискобола, нарушило бы светлую красоту

идеального образа уверенного в своей силе атлета, мужественного и физически

совершенного гражданина своего полиса, каким его представил Мирон в своей

статуе.

В искусстве Мирона скульптура овладела движением, как бы сложно оно ни

было.

Искусство другого великого ваятеля — Поликлета — устанавливает равновесие

человеческой фигуры в покое или медленном шаге с упором на одну ногу и

соответственно приподнятой рукой. Образцом такой фигуры служит его

знаменитый

«Дорифор» — юноша-копьеносец (мраморная римская копия с бронзового

оригинала. Неаполь, Национальный музей). В этом образе — гармоническое

сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности: юный атлет,

тоже, конечно, олицетворяющий прекрасного и доблестного гражданина, кажется

нам углубленным в свои мысли — и вся фигура его исполнена чисто эллинского

классического благородства.

Это не только статуя, а канон в точном смысле слова.

Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры,

согласные с его представлением об идеальной красоте. Вот некоторые

результаты его вычислений: голова— 1 /7 всего роста, лицо и кисть руки —

1/10, ступня — 1/6.Однако уже современникам его фигуры казались

«квадратными», слишком массивными. То же впечатление, несмотря на всю свою

красоту, производит и на нас его «Дорифор».

Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате (до нас

не дошедшем), которому он дал название «Канон»; так же называли в древности

и самого «Дорифора», изваянного в точном соответствии с трактатом.

Поликлет создал сравнительно мало скульптур, весь поглощенный своими

теоретическими трудами. А пока он изучал «правила», определяющие красоту

человека, младший его современник, Гиппократ, величайший медик античности,

посвящал всю жизнь изучению физической природы человека.

Полностью выявить все возможности человека — такова была цель

искусства, поэзии, философии и науки этой великой эпохи. Никогда еще в

истории человеческого рода так глубоко не входило в душу сознание, что

человек — венец природы. Мы уже знаем, что современник Поликлета и

Гиппократа, великий Софокл, торжественно провозгласил эту истину в своей

трагедии «Антигона».

Человек венчает природу — вот что утверждают памятники греческого

искусства эпохи расцвета, изображая человека во всей его доблести и

красоте.

Вольтер назвал эпоху величайшего культурного расцвета Афин «веком

Перикла». Понятие «век» тут надо понимать не буквально, ибо речь идет всего

лишь о нескольких десятилетиях. Но по своему значению этот краткий в

масштабе истории период заслуживает такого определения.

Высшая слава Афин, лучезарное сияние этого города в мировой культуре

неразрывно связаны с именем Перикла. Он заботился об украшении Афин,

покровительствовал всем искусствам, привлекал в Афины лучших художников,

был другом и покровителем Фидия, гений которого знаменует, вероятно, самую

высокую ступень во всем художественном наследии античного мира.

Прежде всего, Перикл решил восстановить Афинский Акрополь, разрушенный

персами, вернее, на развалинах старого Акрополя, еще архаичного, создать

новый, выражающий художественный идеал полностью раскрепощенного эллинизма.

Акрополь был в Элладе тем же, что Кремль в Древней Руси: городской

твердыней, которая заключала в своих стенах храмы и другие общественные

учреждения и служила убежищем для окрестного населения во время войны.

Знаменитый Акрополь — это Афинский Акрополь с его храмами Парфеноном и

Эрехтейоном и зданиями Пропилеи, величайшими памятниками греческого

зодчества. Даже в своем полуразрушенном виде они и по сей день производят

неизгладимое впечатление.

Вот как описывает это впечатление известный отечественный архитектор

А.К. Буров: «Я поднялся по зигзагам подхода... прошел через портик — и

остановился. Прямо и несколько вправо, на вздымающейся бугром голубой,

мраморной, покрытой трещинами скале — площадке Акрополя, как из вскипающих

волн, вырастал и плыл на меня Парфенон. Я не помню, сколько времени я

простоял неподвижно... Парфенон, оставаясь неизменным, непрерывно

изменялся... Я подошел ближе, я обошел его и вошел внутрь. Я пробыл около

него, в нем и с ним целый день. Солнце садилось в море. Тени легли

совершенно горизонтально, параллельно швам кладки мраморных стен

Эрехтейона.

Под портиком Парфенона сгустились зеленые тени. Последний раз скользнул

красноватый блеск и погас. Парфенон умер. Вместе с Фебом. До следующего

дня».

Мы знаем, кто разгромил старый Акрополь. Знаем, кто взорвал и кто

разорил новый, воздвигнутый по воле Перикла.

Страшно сказать, эти новые варварские деяния, усугубившие

разрушительную работу времени, были совершены вовсе не в глубокой древности

и даже не из религиозного фанатизма, как, например, изуверский разгром

Олимпии.

В1687 г. во время войны между Венецией и Турцией, владычествовавшей

тогда над Грецией, венецианское ядро, залетевшее на Акрополь, взорвало

пороховой погреб, устроенный турками в... Парфеноне. Взрыв произвел

страшные разрушения.

Хорошо еще, что за тринадцать лет до этой беды некий художник,

сопровождавший французского посла, посетившего Афины, успел зарисовать

центральную часть западного фронтона Парфенона.

Венецианский снаряд попал именно в Парфенон, возможно, случайно. Зато

вполне планомерное нападение на Афинский Акрополь было организовано в самом

начале XIX века.

Эту операцию осуществил «просвещеннейший» ценитель искусства лорд

Эльджин, генерал и дипломат, занимавший пост английского посланника в

Константинополе. Он подкупал турецкие власти и, пользуясь их

попустительством на греческой земле, не останавливался перед порчей или

даже разрушением знаменитых памятников зодчества, лишь бы завладеть

особенно ценными скульптурными украшениями. Непоправимый урон причинил он

Акрополю: снял с Парфенона почти все уцелевшие фронтонные изваяния и

выломал из его стен часть знаменитого фриза. Фронтон при этом обрушился и

разбился. Боясь народного возмущения, лорд Эльджин вывез ночью всю свою

добычу в Англию. Многие англичане (в частности, Байрон в своей знаменитой

поэме «Чайльд Гарольд») сурово осудили его за варварское обращение с

великими памятниками искусства и за неблаговидные методы приобретения

художественных ценностей. Тем не менее английское правительство приобрело

уникальную коллекцию своего дипломатического представителя — и скульптуры

Парфенона ныне являются главной гордостью Британского музея в Лондоне.

Обобрав величайший памятник искусства, лорд Эльджин обогатил

искусствоведческий лексикон новым термином: подобный вандализм иногда

именуют «эльджинизмом».

Что же так потрясает нас в грандиозной панораме мраморных колоннад с

обломанными фризами и фронтонами, возвышающихся над морем и над низкими

домами Афин, в изувеченных изваяниях, что все еще красуются на обрывистой

скале Акрополя или выставлены в чужом краю как редчайшая музейная ценность?

Греческому философу Гераклиту, который жил накануне высшего расцвета

Эллады, принадлежит следующее знаменитое изречение: «Этот космос, один и

тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но

всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся, мерами

потухающим». И он же

говорил, что «расходящееся само собой согласуется», что из

противоположностей рождается прекраснейшая гармония и «все происходит через

борьбу».

Классическое искусство Эллады точно отражает эти идеи.

Разве не в игре противоборствующих сил возникает общая гармония

дорического ордера (соотношение колонны и антаблемента), равно как и статуи

Дорифора (вертикали ног и бедер в сопоставлении с горизонталями плеч и

мускулов живота и груди)?

Сознание единства мира во всех его метаморфозах, сознание его извечной

закономерности воодушевляло строителей Акрополя, пожелавших утвердить

гармонию этого никем не созданного, всегда юного мира в художественном

творчестве, дающем единое и полное впечатление прекрасного.

Афинский Акрополь — это памятник, провозглашающий веру человека в

возможность такой все примиряющей гармонии не в воображаемом, а вполне

реальном мире, веру в торжество красоты, в призвание человека создавать ее

и служить ей во имя добра. И потому этот памятник вечно юн, как мир, вечно

волнует и притягивает нас. В его немеркнущей красоте — и утешение в

сомнениях, и светлый призыв: свидетельство, что красота зримо сияет над

судьбами человеческого рода.

Акрополь — это лучезарное воплощение творческой человеческой воли и

человеческого разума, утверждающих стройный порядок в хаосе природы. И

потому образ Акрополя царит в нашем воображении над всей природой, как

царит он под небом Эллады, над бесформенной глыбой скалы.

...Богатство Афин и их главенствующее положение предоставляли Периклу

широкие возможности в задуманном им строительстве. Для украшения

знаменитого города он черпал средства по своему усмотрению и в храмовых

сокровищницах, и даже в общей казне государств морского союза.

Горы белоснежного мрамора, добываемого совсем близко, доставлялись в

Афины. Лучшие греческие зодчие, ваятели и живописцы считали за честь

работать на славу общепризнанной столицы эллинского искусства.

Мы знаем, что в строительстве Акрополя участвовали несколько

архитекторов. Но, согласно Плутарху, всем распоряжался Фидий. И мы

чувствуем во всем комплексе единство замысла и единое руководящее начало,

наложившее свою печать даже на детали главнейших памятников.

Общий замысел этот характерен для всего греческого мироощущения, для

основных принципов греческой эстетики.

Холм, на котором воздвигались памятники Акрополя, не ровен по своим

очертаниям, и уровень его не одинаков. Строители не вступили в конфликт с

природой, но, приняв природу, какая она есть, пожелали облагородить и

разукрасить ее своим искусством, чтобы под светлым небом создать столь же

светлый художественный ансамбль, четко вырисовывающийся на фоне окрестных

гор. Ансамбль, в своей стройности более совершенный, чем природа! На

неровной возвышенности целостность этого ансамбля воспринимается

постепенно. Каждый памятник живет в нем собственной жизнью, глубоко

индивидуален, и красота его опять-таки открывается взору по частям, без

нарушения единства впечатления. Подымаясь на Акрополь, вы и сейчас,

несмотря на все разрушения, ясно воспринимаете его разделенность на точно

разграниченные участки; каждый памятник вы обозреваете, обходя его со всех

сторон, с каждым шагом, с каждым поворотом обнаруживая в нем какую-то новую

черту, новое воплощение общей его гармонии. Разделенность и общность;

ярчайшая индивидуальность частного, плавно включающаяся в единую гармонию

целого. И то, что композиция ансамбля, подчиняясь природе, зиждется не на

симметрии, еще усиливает его внутреннюю свободу при безупречной

уравновешенности составных частей.

Итак, Фидий всем распоряжался в планировании этого ансамбля, равного

которому по художественному значению, быть может, не было и нет во всем

мире. Что же мы знаем о Фидии?

Коренной афинянин, Фидий родился, вероятно, около 500 г. до н.э. и

скончался после 430 г. Величайший ваятель, несомненно, величайший

архитектор, поскольку весь Акрополь может почитаться его созданием, он

подвизался и как живописец.

Создатель огромных изваяний, он, по-видимому, также преуспел в пластике

малых форм, подобно другим знаменитейшим художникам Эллады, не гнушаясь

проявлять себя в самых различных видах искусства, даже почитаемых

второстепенными: так, мы знаем, что им отчеканены фигурки рыб, пчел и

цикад.

Великий художник, Фидий был и великим мыслителем, подлинным

выразителем в искусстве греческого философского гения, высших порывов

греческого духа. Древние авторы свидетельствуют, что в своих образах он

сумел передать сверхчеловеческое величие.

Таким сверхчеловеческим образом была, очевидно, его тринадцатиметровая

статуя Зевса, созданная для храма в Олимпии. Она погибла там вместе со

многими другими драгоценнейшими памятниками. Статуя эта из слоновой кости и

золота считалась одним из «семи чудес света». Есть сведения, по-видимому

исходящие от самого Фидия, что величие и красота образа Зевса, открылись

ему в следующих стихах «Илиады»:

Рек, и во знаменье черными Зевс

помавает бровями:

Быстро власы благовонные вверх

поднялись у Кронида

Окрест бессмертной главы, и потрясся

Олимп многохолмный.

...Как и многие другие гении, Фидий не избегнул при жизни злобной

зависти и клеветы. Его обвинили в присвоении части золота, предназначенного

для украшения статуи Афины в Акрополе, — так противники демократической

партии стремились скомпрометировать ее главу — Перикла, поручившего Фидию

воссоздание Акрополя. Фидий был изгнан из Афин, но невиновность его была

вскоре доказана. Однако — как тогда говорили — вслед за ним... «прочь ушла»

из Афин сама богиня мира Ирина. В знаменитой комедии «Мир» великого

современника Фидия Аристофана сказано по этому поводу, что, очевидно,

богиня мира близка Фидию и «потому так красива, что в родстве с ним».

...Афины, названные по имени дочери Зевса Афины, были главным центром

культа этой богини. В ее славу и был воздвигнут Акрополь.

Согласно греческой мифологии, Афина вышла в полном вооружении из

головы отца богов. Это была любимая дочь Зевса, которой он ни в чем не мог

отказать.

Вечно девственная богиня чистого, лучезарного неба. Вместе с Зевсом

посылает гром и молнии, но также — тепло и свет. Богиня-воительница,

отражающая удары врагов. Покровительница земледелия, народных собраний,

гражданственности. Воплощение чистого разума, высшей мудрости; богиня

мысли, наук и искусства. Светлоокая, с открытым, типично аттическим округло-

овальным лицом.

Поднимаясь на холм Акрополя, древний эллин вступал в царство этой

многоликой богини, увековеченной Фидием.

Ученик скульпторов Гегия и Агелада, Фидий овладел полностью

техническими достижениями своих предшественников и пошел еще дальше их. Но

хотя мастерство Фидия-ваятеля и знаменует преодоление всех трудностей,

возникавших до него в реалистическом изображении человека, — оно не

исчерпывается техническим совершенством. Умение передавать объемность и

раскрепощенность фигур и их гармоническая группировка сами по себе не

рождают еще подлинного взмаха крыльев в искусстве.

Тот, кто «без ниспосланного Музами исступления подходит к порогу

творчества, в уверенности, что благодаря одной сноровке станет изрядным

поэтом, тот немощен», и все им созданное «затмится творениями

исступленных». Так вещал один из величайших философов античного мира —

Платон.

...Над крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг

знаменитые беломраморные здания Пропилеи с расположенными на разных уровнях

дорическими портиками, связанными внутренней ионической колоннадой. Поражая

воображение, величавая стройность Пропилеи — торжественного входа на

Акрополь, сразу же вводила посетителя в лучезарный мир красоты,

утверждаемый человеческим гением.

По ту сторону Пропилеи вырастала гигантская бронзовая статуя Афины

Промахос, что значит Афины-воительницы, изваянная Фидием. Бесстрашная дочь

Громовержца олицетворяла здесь, на площади Акрополя, военное могущество и

славу своего города. С этой площади открывались взору обширные дали, а

мореплаватели, огибавшие южную оконечность Аттики, ясно видели сверкающие

на солнце высокий шлем и копье богини-воительницы.

Ныне площадь пуста, ибо от всей статуи, вызывавшей в древности

неописуемые восторги, остался след пьедестала. А направо, за площадью, —

Парфенон, совершеннейшее творение всей греческой архитектуры, или, вернее,

то, что сохранилось от великого храма, под сенью которого некогда

возвышалась другая статуя Афины, тоже изваянная Фидием, но не воительницы,

а Афины-девы: Афины Парфенос.

Как и Олимпийский Зевс, то была статуя хризо-элефантинная: из золота (по-

гречески — «хризос») и слоновой кости (по-гречески — «элефас»), облегающих

деревянный остов. Всего на ее изготовление пошло около тысячи двухсот

килограммов драгоценного металла.

Под жарким блеском золотых доспехов и одеяний загоралась слоновая

кость на лице, шее и на руках покойно-величественной богини с крылатой

Никой (Победой) в человеческий рост на протянутой ладони.

Свидетельства древних авторов, уменьшенная копия (Афина Варвакион,

Афины, Национальный археологический музей) да монеты и медальоны с

изображением Афины Фидия дают нам какое-то представление об этом шедевре.

Взгляд богини был покойным и ясным, и внутренним светом озарялись ее

черты. Чистый образ ее выражал не угрозу, а радостное сознание победы,

принесшей народу благоденствие и мир.

Хризо-элефантинная техника почиталась вершиной искусства. Наложение на

дерево пластинок золота и слоновой кости требовало тончайшего мастерства.

Великое искусство ваятеля сочеталось с кропотливым искусством ювелира. И в

результате — какой блеск, какое сияние в полумраке целлы, где царил образ

божества как высшее создание рук человеческих!

Парфенон был построен (в 447—432 гг. до н.э.) архитекторами Иктином и

Калликратом под общим руководством Фидия. В согласии с Периклом он пожелал

воплотить в этом крупнейшем памятнике Акрополя идею торжествующей

демократии. Ибо прославляемую им богиню, воительницу и деву, почитали

афиняне первой гражданкой их города; согласно древним сказаниям, эту

небожительницу избрали они сами в покровительницы Афинского государства.

Вершина античного зодчества, Парфенон уже в древности был признан

самым замечательным памятником дорического стиля. Этот стиль предельно

усовершенствован в Парфеноне, где нет больше и следа столь характерной для

многих ранних дорических храмов дорической приземистости, массивности.

Колонны его (восемь по фасадам и семнадцать по бокам), более легкие и

тонкие по пропорциям, чуть наклонены внутрь при небольшом выпуклом

искривлении горизонталей цоколя и перекрытия. Эти едва уловимые для глаза

отступления от канона имеют решающее значение. Не изменяя своим основным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.